К главе 56

Комментарии

1 Речь идет о после ал-Му'тамине Абу-с-Суруре Фарахе ибн 'Абд ар-Рахмане ибн Мункизе ал-Марракуши, направленном одним из альмохадских султанов, Абу Мухаммадом' Абдаллахом ал-'Адилом (правил в 1224—1227 гг. ), либо Абу Закарийей Йахйей ал-Му'тасимом (правил в 1227—1229 гг. ). Ан-Насави датирует приезд посла в ставку Джалал ад-Дина 623 г. х., а Ибн ал-Фувати (5, с. 822—823) — 624 г. х. О цели посольства можно строить лишь догадки.

2 Ар-Румом арабская средневековая историография именовала территорию Византийской империи. В данном случае ар-Рум — владения Сельджукидов Малой Азии.

3 Ал-Джаннат аз-Забаданийа — селение на полпути между Дамаском и Ба'лабакком (совр. Баальбек). См.: Йакут, 4, с. 374.

4 В тексте — Эмир мусульман (амир ал-муслимин). В своих владениях альмохадские халифы (ал-Муваххидун) титуловались амир ал-му'минин (Эмир уверовавших [истинно]), однако ан-Насави не рискует титуловать так кого-либо, кроме дских халифов.

5 Разумеется, этот титул (бильгё — «мудрый») носило иное лицо, чем казненный в 1217 г. в Насе Тадж ад-Дин Билге-хан (см. гл. 89 и примеч. 10 к ней).

6 Можно предполагать, что правительство дского халифа ревниво отнеслось к посольству государя, также именовавшего себя халифом.

7 Ардабил (в рукописях — Ардавил, совр. Ардебиль) — город в Южном Азербайджане.

8 Города Байлакан и Ардабил были разрушены монголами во время их первого нашествия в рамадане 618 г. х. (19. Х — 17. XI 1221 г. ). См.: Ибн ал-Асир, 9, С. 339, 347; ал-Джувайни, 1, с. 147—148; Рашид ад-Дин, пер., 1/2, с. 228.

9 Земли хасс принадлежали короне и управлялись специальным органом — диваном ал-хасс. В источниках имущество и земли короны обозначаются следующими терминами: амлак ал-хасс (имущество, собственность короны), ас-баб ал-хасс (движимое имущество короны) и амлак ва асбаб ал-хасс (высшее понятие для всех видов движимого и недвижимого имущества короны). См.: Horst, C. 60—61.

10 Маккук — мера объема сыпучих тел, равная в указанное время 18,8 л. См.: Хинц, с. 55.

11 Хамуш («молчаливый») — не имя, а прозвище глухонемого сына атабека Узбека. К. И. Чайкин (с. 37, примеч. 7) предполагает, что Хамуша звали Тогрул. После разгрома монголами Нахичевана в 618 г. х. атабек Хамуш явился к ним с покорностью, и они отпустили его, вручив деревянную пайцзу (см.: ал-Джувайни, 1, с. 148; Рашид ад-Дин, пер., 1/2, с. 226).

12 Руйиндиз (Руиндеж) — «крепость в неприступной местности, в трех фарсахах (ок. 50 км) от Мараги, на высокой платформе. Ее укрепления и правители стали притчей во языцех. Крепость расположена между лугами, слева и справа от которых текут реки. Есть в крепости сад, именуемый Алиабад, под которым — колодец с ключевой водой. Она бьет из прочной скалы. Напротив крепости высится гора, на которой есть источник приятной на вкус воды. Она течет с гор прямо в крепость, и вода по пути местами бьет из удивительных фонтанов. Эту воду пьют жители крепости, правители которой из-за ее неприступности почти никогда не платили дани правителю Мараги» (ал-Казвини Закарийа', с. 533).

13 'Ала' ад-Дин Корпа Арслан (1174—1208) — правитель Мараги и соседних крепостей (в числе которых была и Руйиндиз) из династии Аксункуридов. По заказу 'Ала' ад-Дина Корпа Арслана поэт Низами Гянджеви в 1197 г. написал поэму Хафт пейкар («Семь красавиц»). 'Ала' ад-Дину, ценителю литературы и искусства, преподнес в качестве дара сочинение по каллиграфии дядя Мухаммада ар-Раванди (см.: Низами, с. 22, 23, 27, 28; ар-Раванди, 1, с. 42; Бертельс, с. 147, 148, 413, 479).

Внучку 'Ала' ад-Дина Корпа Арслана звали Дез-Бану (по Ибн ал-Фувати — Сулафа-хатун). Сын ее и Хамуша, атабек Нусрат ад-Дин, упоминается у ал-Джувайни (2, с. 511) в связи с деятельностью монгольского эмира Аргуна в Азербайджане. У Ибн ал-Фувати (4/1, с. 1070—1071) приводится полное имя правителя Мараги — 'Ала' ад-Дин Арслан ибн Корпа ибн Нусрат ад-Дин Арслан Аба ибн атабек Кара-Сункур ал-Ахмадили.

14 См. гл. 55.

15 Кай-Кавус — легендарный царь персов. По преданию, был пленен демонами Мазандарана.

16 Бадахшан (ла'л бадахшани, или бадахшанский ла'л) — драгоценный камень, красная шпинель, добываемая в Бадахшане (верховья р. Амударьи). См.: ал-Бируни, с. 73—78.

17 Амид (совр. Диярбакыр в Турции) — средневековый город в области Дийар Бакр. О событиях см. гл. 106.

18 Речь идет о сыне Чингиз-хана, великом хане (каане) Огедее (1229—1241).

19 'Ала' ад-Дин Абу-с-Са'адат Мухаммад III ибн Джалал ад-Дин ал-Хасан ибн Мухаммад ал-Исма'или ал-Кухистани (1221—1255) — глава исмаилитов Аламута, центра государства исмаилитов. См.: Ибн ал-Фувати, 4/2, с. 1080—1081; ал-Джувайни, 2, с. 703—712.

20 Аламут — «Орлиное гнездо». Крепость была основана в 860 г. главой 'алавитов Табаристана да'и Хасаном ибн Зайдом. В 1090 г. была захвачена главой исмаилитов Хасаном Саббахом и до самого ее взятия монголами в 1256 г. была центром государства исмаилитов. См. о ней: ал-Казвини. Нузхат, с. 66—67.

21 Ас-Сураййа — звездное скопление Плеяды.

22 Тун — округ и один из главных городов Кухистана наряду с Каином. См. : Йакут, 2, с. 435; ал-Казвини. Нузхат, с. 142; Бартольд. Сочинения, 7, с. 142.

Каин (совр. Кайен) — город и округ в Кухистане. См.: Йакут, 7, с. 20; ал-Казвини. Нузхат, с. 144; Бартольд. Сочинения, 7, с. 142.

Кухистан — горная страна, ограниченная с севера Туршизом (Торшизом — совр. Кашмер) и Турбат-и Хайдари (совр. Торбете-Хейдерие), с востока — ал-Джамом (исторический ал-Джам был расположен восточнее Герата), Джунабадом, с юга — Каином и с запада — Туном и Табасом (совр. Тебес).

23 Рассказ об убийстве исмаилитами Ур-хана мы встречаем и у очевидца событий — историка Киракоса Гандзакеци: «Один из вельмож, по имени Орхан, женатый на матери султана Джалал ад-Дина, очень изнурял население города Гянджи тяжелыми поборами, подвергая разным пыткам не только христиан, но также и персов. Он был убит в том городе мулхидами, которые коварно убивали людей ножом. Когда он проходил по улице, некоторые из них подошли к нему, [жалуясь] на то, что они якобы потерпели обиду от кого-то. Держали они в руках жалобу, показывали ее и кричали: “Правосудия! Правосудия!” Когда же он остановился, чтобы спросить, кто их обидел, они бросились на него с разных сторон и спрятанными у себя мечами изранили и убили его. А убийц едва смогли прикончить стрелами, ибо они бежали по городу и изранили многих. Так привыкло поступать это племя [исмаилитов], которое господствовало в укрепленных местах, называемых Тун и Танджа, а также в лесах Ливана. За кровь они получают вознаграждение от своего владыки, которого почитают как бога и поручают ему детей и жен своих, когда идут туда, куда посылает их владыка. Они долго странствуют и меняют свой вид, пока не находят удобного случая для совершения убийства, а потом убивают, кого хотели убить. Поэтому все их боятся. Все вельможи и цари платили им дань. Они строго выполняли приказания своего владыки и точно делали то, что он говорил, причем они не щадили даже и своей жизни. И так они убивали многих знатных, не плативших им дани, как и тот безбожный [Ур-хан]». См.: Гандзакеци, Тер-Григорян, с. 116; Гандзакеци, Ханларян, с. 150; см. также: Ибн Халдун, с. 277—278.

24 О посольствах Бадр ад-Дина Ахмада, представителя главы исмаилитов Аламута 'Ала' ад-Дина Мухаммада III, см. также гл. 92.

25 Этот текст есть только в рук. В.

26 Дамган — город к востоку от Тегерана. В X в. был главным городом области Кумис. В 613 г. х. (1216 г. ) в Дамгане побывал Йакут ал-Хамави. См.: Йакут, 4, С. 26—27.

27 Дамган находился всего в одном переходе от крепости исмаилитов Гирдкух. Он был захвачен исмаилитами в 1221 г. См.: Строева, с. 213.

28 «Ежегодно» — только в рук. В.

29 Ибн ал-Асир (9, с. 379) датирует эти события 625 г. х. (1228 г. ), что совпадает с датировкой самого ан-Насави (см. примеч. 42).

30 Имена этих монгольских военачальников в списках «Жизнеописания» даются по-разному (см. критический текст, с. 159).

31 Ас-Син — село, находившееся в 4 фарсахах (ок. 30 км) восточнее Исфахана. См.: Йакут, 5, с. 203.

32 По Рашид ад-Дину (пер., 1/2, с. 243), у Джалал ад-Дина в сражении под Исфаханом было более ста тысяч конных и пеших воинов.

33 В тексте ан-Насави: газ-аганд или каж-аганд — боевая одежда, подбитая ватой и надевавшаяся под кольчугу. Название персидское, арабская форма — каза-кандат.

34 По Ибн ал-Асиру (9, с. 379), Гийас ад-Дин увел свои войска в какую-то сторону. Рашид ад-Дин же (пер., 1/2, с. 243) отмечает, что он бежал к Луристану.

35 Йилан-Бугу («змеиный ус») — один из эмиров Джалал ад-Дина, который после гибели хорезмшаха перешел на службу к султану 'Ала' ад-Дину Кай-Кубаду I. См. также примеч. 163 к гл. 55 и гл. 96.

36 Куч-Тегин-Пахлаван возглавлял оборону Мерва против монголов в феврале 1221 г. См. примеч. 73 к гл. 31, а также гл. 73.

37 Хаджиб ал-хасс Ханберди (у М. Минуви — Ханбурдай) также был в числе эмиров, служивших впоследствии султану 'Ала' ад-Дину Кай-Кубаду I. См. примеч. 163 к гл. 55.

38 Ахаш-Малик (у М. Минуви — Ахфаш-Малик) — двоюродный брат султана Джалал ад-Дина (по матери). См.: ал-Джувайни, 2, с. 410, а также гл. 85.

39 О Куч-Буга-хане см.: ал-Джувайни, 1, с. 147 и гл. 32.

40 Имя хана может читаться как Йулук и Йолук («общипанный»). В рук. В. — Кулук, у М. Минуви — Турлук.

41 Атабек Ата-хан 'Ала' ад-Даула Туган-шах погиб в этом сражении. О нем см. также гл. 42.

42 О сражении между Джалал ад-Дином и монголами у стен Исфахана см. также: Ибн ал-Асир, 9, с. 379; ал-Джувайни, 2, с. 436 — 438; Рашид ад-Дин, пер., 1/2, с. 243—244 (здесь сражение датируется рамаданом 624 г. х. -15. VIII — 13. IX 1227 г. ).

43 Титул хана выше малика, затем шел титул амира. Ханам, маликам и амирам, оставшимся в Исфахане, а также уклонившимся от сражения с монголами, Джалал ад-Дин приказал надеть на головы женские покрывала и провести по улицам города. См.: ал-Джувайни, 2, с. 438; Рашид ад-Дин, пер., 1/2, с. 224; Ибн Халдун, С. 280—281.

44 Стих из поминальной касиды ал-Мутанабби, посвященной бувейхиду 'Адуд ад-Дауле Фана-Хусрау (949—983). См.: ал-Мутанабби, с. 569.

45 Ибн ал-Асир (9, с. 379) рассказывает, что сын Чингиз-хана Огедей, узнав о разгроме хорезмшахом монгольских войск у Исфахана, написал Джалал адДину письмо, в котором сообщал, что разгромленные войска «не наши и мы сами прогнали их от себя». См. также: ал-'Айни, IV, л. 22а.

46 См. примеч. 35 к гл. 39.

47 Тринадцатый представитель правителей Гура (см.: Босворт, с. 240), Шихаб ад-Дин Мухаммад ал-Гури, был сыном Баха' ад-Дина Сама I, поэтому Гуридов не следует как-то связывать с династией Саманидов, правившей в 875—999 гг. в Восточном Иране и Средней Азии. Основателем династии Саманидов считается перс Саман, маула арабского наместника Хорасана Асада ибн 'Абдаллаха.

48 Подробности см.: Ибн ал-Асир, 9, с. 292—294; Ибн Халдун, с. 281.

49 Стих Абу-л-'Ала' ал-Ма'арри (979—1058). См.: ал-Ма'арри, с. 536.

50 Ал-Джувайни (2, с. 470—471), который называет Нусрат ад-Дина сыном Хармила, дает несколько иную картину описываемых событий.

51 Автора стихов установить не удалось. Стихи написаны в середине VIII в. Ма'н ибн Абу За'ида (Абу-л-Валид ибн Матар), славившийся своей щедростью, был одним из полководцев халифа ал-Мансура (754—775) и его наместником в Хорасане. Ма'н был убит в 769 г. хариджитами.

52 Халиф аз-Захир (1225—1226) продолжает политику своего предшественника и помогает всем, кто является хотя бы номинальным противником хорезмшаха Джалал ад-Дина.

53 Сообщение Ибн ал-Асира (9, с. 375—376) об этом событии отличается от того, что изложено у ан-Насави. Ибн ал-Асир пишет, что, когда Джалал ад-Дин узнал о бегстве Гийас ад-Дина к исмаилитам Аламута, он стал угрожать нападением на их крепости в случае, если они не выдадут ему брата. Глава исмаилитов 'Ала' ад-Дин Мухаммад III ответил ему следующим посланием: «Твой брат укрылся у нас. Он султан и сын султана, нам не дозволено выдавать его, и мы оставим его у нас, не отправляя его в какую-либо из твоих земель. Мы просим тебя быть к нему милостивым и дать нам гарантию в этом». Джалал ад-Дин удовлетворился их ответом и отбыл к Хилату. Ср.: ал-Хамави Мухаммад, л. 171а-б; Ибн Халдун, с. 281.

54 Покинув с 500 всадниками Аламут, Гийас ад-Дин направился в Керман, где намеревался укрыться у Барака-хаджиба. Барак встретил его в пустыне, близ Абаркуха, с 4-тысячным отрядом. На первой же стоянке на пути в Керман Барак выразил желание взять в жены мать Гийас ад-Дина и стал называть его «дорогим сыном». Несмотря на нежелание матери и самого Гийас ад-Дина, Барак, пользуясь их стесненным положением, заставил согласиться на брак, и женитьба состоялась. Но через несколько дней Барак под предлогом заговора против него приказал удушить Гийас ад-Дина и его мать. Он отправил голову Гийас ад-Дина каану Огедею с извещением: «У вас было два врага: Джалал ад-Дин и Гийас ад-Дин. Голову одного из них я посылаю вам». Это произошло в 625 или 626 г. х. См.: ал-Джувайни, 2, с. 468—474; Рашид ад-Дин, пер., 1/2, с. 31—32; Ибн Халдун, с. 282.

Гийас ад-Дину Абу-л-Му'аййиду Пир-шаху было 20 лет, он был на пять лет моложе своего брата по отцу Джалал ад-Дина. Ибн ал-Фувати (4/2, с. 1184—1185) пишет, что правитель Кермана Гийас ад-Дин (султан) был задушен мужем своей матери, мамлюком хорезмшаха, тетивой лука и датирует это 629 г. х. Раверти (ал-Джузджани, 1, с. 285, примеч. 2) датирует смерть Гийас ад-Дина 627 г. х.

55 Туршиш (Туршиз, Торшиз — совр. Кашмер) — один из округов Нишапура. У Йакута (2, с. 376): «Туршиш в наши дни в руках исмаилитов. Он же — Турайсис, через букву та» (6, с. 4б). Современный Торшиз (Кашмер) находится западнее Торбете-Хейдерие. См.: ал-Казвини. Нузхат, с. 141—142. О Сафи ад-Дине Мухаммаде ат-тугра'и см.: ал-'Айни, IV, л. 226.

56 Ат-тугра'и — глава дивана ат-тугра' — государственной канцелярии. О его функциях см.: ал-Джувайни. Ступени совершенствования, с. 74, 136, 139.

57 Шаки (совр. Шеки) — ныне районный центр Азербайджана. Кабала — средневековый город, разрушенный монголами, развалины которого находятся близ районного центра Куткашен в Азербайджане.

58 Кашкара был эмиром Гянджи и при атабеке Узбеке. См.: Ибн ал-Асир, 9, с. 349.

59 Фирийаб (Фарйаб) — город в области Гузган (араб. Джузджан, южнее Даулатабада), по предположению В. В. Бартольда, на месте совр. Даулатабада в Афганистане (Бартольд. Сочинения, 7, с. 58).

60 Абу Йа'куб Сирадж ад-Дин Йусуф ибн Абу Бакр ибн Мухаммад ас-Саккаки ал-Хорезми (1160 — 1229) в молодые годы был искусным гравером по металлу (отсюда и его нисба). Пользовался большим авторитетом среди ханафитских факихов. Прославился как знаток риторики, написав по ней сочинение Мифтах ал-'улум, которое впоследствии не раз комментировалось различными авторами. См.: Катиб Челеби, 2, с. 1762—1768.

61 Слова в угловых скобках вставлены по рук. В.

62 Мамлюки, о которых идет речь, однажды поднимались против султана Джалал ад-Дина (см. гл. 55), однако были усмирены. Сына атабека Хамуша звали Нусрат ад-Дин (см.: ал-Джувайни, 2, с. 511). Крепость Котур находилась в верховьях р. Котур, западнее города Хоя (Южный Азербайджан).

63 Дих Хваркан — городок восточнее Урмии. См.: ал-Казвини. Нузхат, с. 88.

64 «. . . назначил в качестве своего на'иба ее вазиром» — Шараф ал-Мулк, как вазир султана, должен был выполнять те же функции и при его жене. Но смотрел он на это по-иному, считая малику (в тех владениях, которые были ей даны султаном в качестве икта') обычной держательницей икта', а ее земли — не личными (хасс) землями султана.

65 Озеро Азербайджана — это Урмия. Крепость Тала была расположена на выступе мыса Маркут-даги в северной части этого озера. См. : Йакут, 6, с. 53.

65а Даркаджин — селение в округе Хамадана. См.: Йакут, 4, с. 54.

65б Сукманабад — крепость в округе Хоя в Южном Азербайджане.

65в После обращения дочери Тогрула III, жены атабека Узбека, за помощью к наместнику ал-Малика ал-Ашрафа в Хилате хаджибу 'Али последний выступил с войсками и захватил Хой и соседние крепости, которые были в руках жены Узбека (т. е. в данном случае и султана Джалал ад-Дина). Затем хаджиб 'Али по просьбе жителей Маранда и Нахичевана завладел и этими городами. По словам Ибн ал-Асира, хаджиб 'Али мог бы захватить еще многие другие населенные пункты, но он, овладев казной Джалал ад-Дина, вернулся в Хилат. Вместе с ним уехала и жена атабека.

Поход хаджиба 'Али состоялся в ша'бане 624 г. х. (I7. VII—14. VIII 1227 г. ). См.: Ибн ал-Асир, 9, с. 374; ал-Хамави Мухаммад, л. 167б; Ибн Тагриберди, 6, С. 270. Ал-Макин (с. 197) сообщает, что хаджиб 'Али во время этого рейда захватил в плен дочь вазира Шараф ал-Мулка.

66 Об этом втором посольстве султана 'Ала' ад-Дина Кай-Кубада к хорезмшаху Джалал ад-Дину сведений в других источниках нет.

67 Речь идет о завоевательном походе султана 'Ала' ад-Дина Кай-Кубада против Киликии и госпитальеров в 1224—1225 гг. См.: Бар Эбрей, 2, с. 527.

68 Под людьми, которые «подстерегают удобный случай для смуты», подразумевается хаджиб 'Али — наместник ал-Малика ал-Ашрафа в Хилате.

69 Речь идет о Тадж ад-Дине Сахибе ад-Даркаджини, о котором см. гл. 68.

70 См. гл. 85.

71 Дизмар — крепость севернее Табриза. См.: Йакут, 4, с. 58.

72 Кахрам — средневековая крепость в верховьях р. Кырхсу, южнее Калайбара. Сейчас в развалинах. См.: ал-Казвини. Нузхат, с. 86.

73 Харк и Джарберт — две крепости, развалины которых находятся в Мардакертском р-не НКАО Азербайджана.

74 Дарадиз — одна из крепостей, принадлежавших жене атабека Хамуша Дез-Бану (Сулафе-хатун). Находилась в округе Мараги.

75 Крепость Шахи находилась на одноименном острове на оз. Урмия.

76 По сообщению источников, исмаилиты вступили в контакт с Чингиз-ханом еще во время вторжения монголов в Мавераннахр. Глава исмаилитов Джалал ад-Дин ал-Хасан III (1210—1221) был первым мусульманским правителем, направившим к монголам послов с дарами для Чингиз-хана и выразившим ему свою покорность (см.: ал-Джувайни, 2, с. 703; Строева, с. 206). Сын Джалал ад-Дина ал-Хасана III, 'Ала' ад-Дин Мухаммад III, в отличие от своего отца, воспользовался смутным временем — нашествием монголов, неопределенностью положения хорезмшаха Джалал ад-Дина, боязнью правителей мелких государств и последних халифов за свою судьбу, — захватил ряд крепостей и земель, усилился и стал вести еще более устрашавшую правителей политику, взимая с них дань и терроризируя их. В 624 г. х. (22. XII 1226 — 11. XII 1227 г. ) исмаилитский наместник 'Ала' ад-Дина Мухаммада III в Сирии Маджд ад-Дин направил конийскому султану 'Ала' ад-Дину Кай-Кубаду I требование выслать ему положенную ежегодную дань в размере двух тысяч динаров (см.: ал-Хамави Мухаммад, л. 164а). Дань исмаилитам вносили также и крестоносцы. Фридрих II Штауфен в 624/1226-27 г. передал тому же Маджд ад-Дину деньги и подношения общей стоимостью 80 тысяч динаров (см.: ал-Хамави Мухаммад, л. 1666). Госпитальеры, платившие дань исмаилитам, пользовались их помощью в борьбе «за святую землю».

Как видно из «Жизнеописания», караваны исмаилитских купцов являлись прикрытием для послов к монголам и переписки монголов с правителями Малой Азии и Сирии, которые вели переговоры за спиной у хорезмшаха (ср.: Строева, с. 211 и сл. ).

77 Джандар Тадж ад-Дин Абу-л-Футух 'Али ибн ал-Кади Мухаммад был одним из наместников главы исмаилитов в Сирии (см.: ал-Хамави Мухаммад, л. 143а). Джандар — придворная должность, тот, кто держит оружие государя.

78 Отсылка автора к гл. 68.

79 Куджат-Арслан — тюркское племя, жившее в Хорезме, а затем вместе с другими племенами во время сельджукских завоеваний расселившееся по странам и областям Ирака, Малой Азии и Кавказа (см.: ал-Кашгари, 1, с. 298; ал-Байхаки, с. 91, 859).

80 Вставлено по рук. В.

81 Правителем Ширвана в это время был ширваншах Фарамурз (Фарибурз) III ибн Гуштасп (Гиршасб), чье правление приходится на 622—641 гг. х. (1225—1244). По данным Ибн ал-Фувати (4/2, с. 1067), его сын Ахситан был убит Хулагу-ханом в 658 г. х. (18. XII 1259—5. XII 1260). У ан-Насави (гл. 79) и вслед за ним Ибн Халдуна (с. 291) правителем Ширвана в этот период назван Афридун ибн Фарибурз. В данном случае ан-Насави допускает неточность, зафиксировав, вероятно, это имя по памяти. См.: Буниятов. Атабеки, с. 166—170. У О. И. Смирновой (Рашид ад-Дин, пер., 1/2, с. 228, примеч. 16) правителем Ширвана этого времени назван ширваншах Фаррухзад сын Манучихра (1225—1233).

У ан-Насави (гл. 78) упоминается также Джалал ад-Дин Султан-шах ибн Ширваншах, который воспитывался грузинами в христианской вере.

Подробности о ширваншахах — правителях Ширвана и Дербенда, начиная с Минучихра II (1120—1156), см.: Минорский, с. 178—181; Буниятов. Атабеки, С. 138—171.

82 Речь идет об атабеке Азербайджана Нусрат ад-Дине Абу Джа'фаре Мухаммаде Джахан-Пахлаване ибн Илдегизе (1175—1186).

83 Хаммам ибн Галиб ибн Са'са'а ад-Дарами ат-Тамими ал-Фараздак (641 ? — 732?) — известный придворный поэт Омейядов. Нувар — жена ал-Фараздака, с которой он развелся, о чем впоследствии сожалел:

Сожалею раскаянием изгнанника,
    когда ушла от меня утром разведенная Нувар —
а она была моим раем, и я ушел из него
    подобно Адаму, которого изгнало из рая зло.

84 Перед нами редкое свидетельство источника о положении, когда должность дворцового камергера (хаджиба) исполняла женщина.

85 Шамиран — одна из крепостей в Курдистане, в районе современной ирано-турецкой границы.

86 Войска вазира Шараф ал-Мулка были разогнаны подоспевшими силами хаджиба 'Али. См. также: Ибн Халдун, с. 288.

87 Это пословица. См.: ал-Мас'уди, с. 258.

88 В рук. P имя передано как Фахр ад-Дин Шам.

89 Здесь имеется в виду золотая и серебряная посуда, которой пользовались во время пиршеств.

90 Маранд (совр. Меренд) — город в Южном Азербайджане. См.: Йакут, 8, с. 29—30.

91 Суфийан (совр. Суфиан) — селение на полпути между Марандом и Табризом.

92 Крепость Марданким находилась на месте совр. села Марданим (на правом берегу Аракса, к северу от Табриза).

93 Хачен — средневековая крепость, находившаяся на правом берегу р. Хачинчай (ныне территория Агдамского района Азербайджана).

94 Джалал ад-Дин, сын сестры Иване ал-Курджи, — это Хасан Джалал ад-Даула, сын хаченского князя Вахтанга и Хоришах, сестры Иване Мхаргрдзели. Убит в 1261 г. монголами в Казвине. О нем см.: Гандзакеци, Тер-Григорян, С. 134—136, 196—197; Вардан, с. 186—187; Орбели.

95 Динар бербери — византийский золотой денарий. У Ибн Халдуна (с. 285) названа сумма в 20 тысяч динаров.

96 Бугдай, «не спрашивая разрешения», ушел от ал-Малика ал-Ашрафа. О причине бегства Бугдая см.: ал-Хамави Мухаммад, л. 168а, который, отмечая кровожадность Бугдая, говорит, что он «был большой бедой для людей».

97 Стих неизвестного автора. Цитируется также у ал-Джахиза. 9 Кабан (совр. Кафан) — районный центр в Армении.

98 Наушахр — город по дороге из Табриза в Арзан ар-Рум. См.: ал-Казвини. Нузхат, с. 175.

99 Беркри (Бахаргири) — средневековая крепость. Совр. Бергри-кала в нижнем течении р. Бенди-шаху, к с-в от оз. Ван (Турция).

100 Сражение у Беркри, в котором войска Шараф ал-Мулка возглавлял мамлюк Бугдай, произошло в 625 г. х. (12. XII 1227—29. XI 1228 г. ). Войска хаджиба 'Али были разбиты. Среди погибших был и сын айюбидского правителя Египта ал-Малика ал-'Адила — Баха' ад-Дин Тадж ал-Мулук Исхак, который командовал прибывшим на помощь Хилату войском Египта. См.: ал-Хамави Мухаммад, л. 170б—171а; Ибн Тагриберди, 6, с. 172; Ибн Халдун, с. 284.