КОММЕНТАРИИ

Комментарии

1 О Нусрат ад-Дине Хазараспе см. гл. 11, примеч. 110.

2 Отрывок из стихотворения Ибрахима ибн Харма (710—780), придворного поэта халифа ал-Мансура (полностью стихи см.: ал-Бухтури, с. 116—117). Ан-Насави, как видно, сожалеет о том, что султан оставил без ответа письмо сестры. В приведенном стихе можно видеть сдержанный упрек султану за то, что он оставил свои родовые владения.

3 Правитель Арзан ар-Рума (с 1225 г. ) Рукн ад-Дин Джахан-шах ибн Тогрул-шах ибн Кылыдж-Арслан II перешел на сторону Джалал ад-Дина после взятия им Хилата в надежде захватить Конию у своего двоюродного брата 'Ала' ад-Дина Кай-Кубада I. См.: ал-Хамави Мухаммад, л. 181а.

4 Речь идет об озере Назик, что в 20 км к с-з от Ахлата (Хилата).

5 Маназджирд (Маназкерт, Манцикерт, совр. Малазгирт) — крепость к северу от оз. Ван. См.: Йакут, 8, с. 164. В 1071 г. здесь сельджукский султан Алп-Арслан наголову разбил византийского императора Романа Диогена.

6 У О. Удаса (ан-Hacaвu, Удас, с. 308—309) вместо сестры — жена Сулайман-шаха.

7 Речь идет о крепости Бахар в Курдистане. См.: ал-Казвини. Нузхат, с. 106.

8 По Ибн Биби (с. 159), малик Кайкамар был взят в плен во время разгрома войск Джалал ад-Дина у Йассы-Чамана 28 рамадана 627 г. х. (10 августа 1230 г. ).

9 Ниже (гл. 88) говорится о двух послах халифа ал-Мустансира к хорезмшаху Джалал ад-Дину — хаджибе Са'д ад-Дине ибн ал-Хасане и Фалак ад-Дине [Мухаммаде] ибн Сункуре ат-Тавиле. За время осады Хилата к Джалал ад-Дину было два посольства от Высокого дивана. В составе второго Ибн ал-Фувати (4/3, С. 516—517) называет Абу-л-Бараката 'Абд ар-Рахмана ибн Шайх аш-Шуйуха, Фахр ад-Дина Абу Талиба Ахмада ибн ад-Дамгани и эмира Фалак ад-Дина Мухаммада ибн Сункура ат-Тавила.

10 Бадр ад-Дин Лу'лу' ибн Махмуд (1223—1259) — атабек Мосула, захвативший власть после смерти последнего представителя династии Зангидов (1127—1222).

'Имад ад-Дин Абу-л-Музаффар Пахлаван ибн Нусрат ад-Дин Хазарасп — правитель Страны луров из династии Хазараспидов.

11 Му'аййид ад-Дин Мухаммад ибн Мухаммад ибн 'Абд ал-Карим ал-Куми (ум. в 1231 г. ) — с 1200 г. вазир халифов ан-Насира, аз-Захира и ал-Мустансира. О нем см.: Нахичевани, с. 336—344.

12 Владевший Амидом и Хисн Кайфой ал-Малик ал-Мас'уд Рукн ад-Дин Маудуд ибн Насир ад-Дин Махмуд (1222—1232) — правитель из династии Артукидов Дийар-Бакра.

13 Насир ад-Дин Артук-Арслан ал-Малик ал-Мансур (1201—1239) — правитель из династии Артукидов Mapдина и Майафарикина.

Оба артукида (см. примеч. 12) переметнулись на сторону султана Джалал ад-Дина, несмотря на то что перед этим они клялись в верности султану 'Ала' ад-Дину Кай-Кубаду I. См. также гл. 106.

14 Мукарраб ад-Дин Мухаммад ибн Ибрахим ал-Пахлаван ал-Хорезми, ар-ра'ис (ум. в Исфахане в 1228 г. ). Ибн ал-Фувати, 5, с. 733: «Он был вельможным сановником государства Хорезмшахов и его доверенным лицом по части войск и воинов. Ему был дан лакаб мехтар мехтаран. Он пользовался большим уважением султана Джалал ад-Дина Манкбурны. Это он приказал ему построить Мадрасу в Исфахане в 620 году, выделив для этой цели 30 тысяч динаров». См. также примеч. 35 к гл. 21.

15 Хусам ад-Даула Ардашир ибн 'Ала' ад-Даула (Шараф ал-Мулук) Хасан (1172—1206) — правитель Табаристана и Гиляна из династии Бавендидов (ветвь Испахбадийа).

16 Йамин ад-Даула Махмуд ибн Себюк-Тегин (998—1030) — султан из династии Газневидов.

17 Айюбидский принц ал-Малик ал-Му'изз Муджир ад-Дин Йа'куб ибн ал-Малик ал-'Адил (ум. в 1256 г. ). См.: Абу Шама, 1/2, с. 194.

18 В тексте ал-хиндуванийа. По-видимому, речь идет о воинах из Хиндувана — местности в области Фарс. См.: ал-Казвини. Нузхат, с. 129—130.

19 Хакк (араб., мн. ч. хукук) — «должное», «доля» — выплата за выполнение определенных обязанностей или узаконенная плата при приезде или отъезде и т. п. См.: Horst, с. 78.

Идрар (мн. ч. идрарат) — пенсия, выплата воинам или чиновникам, назначаемая из податных сумм. См.: Horst, с. 79.

Тасвиг (мн. ч. тасвигат) — «разрешение», «разрешенная сумма», «пособие». См.: Horst, с. 79.

20 «... с подневольными людьми» (би-ра'иййа ал-мусаххара) — букв. «с подданными, обязанными нести повинность сухра» (принудительный труд).

21 Речь идет, по-видимому, о тканях, доставленных из Китая. Ал-Хитта (ал-Хита) — монгольское название Северного Китая.

22 Амир-шикар — глава султанской охоты. О должности см.: ал-Калкашанди, 4, с. 22.

23 Конийский султан 'Ала' ад-Дин Кай-Кубад I видел в действиях хорезмшаха угрозу для своих владений. Вступив с ним в переговоры, он пытался получить от хорезмшаха гарантии в том, что хорезмийцы не совершат вторжения в его земли. 'Ала' ад-Дин передал с послами требование прекращения осады Хилата и посоветовал Джалал ад-Дину не повторять ошибок своего отца. Это же советовала Джалал ад-Дину и его сестра Хан-Султан. Но 'Ала' ад-Дин не надеялся, конечно, повлиять на хорезмшаха. Он просто хотел выиграть время и завершить переговоры с Айюбидами о союзе против Джалал ад-Дина.

Неблагоприятный прием послов 'Ала' ад-Дина Кай-Кубада I, как видно, представляет собой крупную ошибку в дипломатии хорезмшаха, наиболее пагубную по дальнейшим последствиям (ср.: Петрушевский, Вазир, с. 38). Г. Готтшалк (al-Kamil, с. 183), анализируя развитие отношений между сельджукским султаном ар-Рума и хорезмшахом, приходит к выводу, что Кай-Кубад I хотел лишь выиграть время, пока затеянные в это же время переговоры с Айюбидами не приведут к благоприятному завершению. Г. Готтшалк приводит ряд фактов в пользу своего предположения. Среди них особенно важно то, что Джалал ад-Дин, поддерживая Рукн ад-Дина Джахан-шаха, рассчитывал посадить его на престол Конийского султаната.

Ясно, что разрыв с 'Ала' ад-Дином не был плодом замыслов вазира Шараф ал-Мулка. Его заносчивость объясняется не столько скромностью подарков, сколько расчетом на то, что 'Ала' ад-Дин Кай-Кубад I в его положении мог бы быть более почтительным просителем. Но как объяснить поведение ан-Насави, протестовавшего против такой грубости? По-видимому, его, как катиба ал-инша', заботили мысли о нарушении этикета, что могло привести к ухудшению отношений с конийским султаном. Как видно из «Жизнеописания», из этих переговоров ничего не вышло и послы 'Ала' ад-Дина Кай-Кубада I возвратились ни с чем (детали о переговорах см.: Ибн Биби, с. 146—153; Бар Эбрей, 2, с. 527).

Камал ад-Дин Камийас был кади Арзинджана. Убит в 1238 г.

24 Хилат был взят после полутора лет осады 14 апреля 1230 г.

25 Каймур — средневековая крепость между Мосулом и Хилатом. См.: Йакут, 7, с. 199.

26 Сыновей ал-Малика ал-'Адила звали: ал-Малик ал-Му'изз Муджир ад-Дин Йа'куб ибн ал-Малик ал-'Адил и ал-Малик ал-Амджад Таки ад-Дин Абу-л-Фада'ил 'Аббас ибн ал-Малик ал-'Адил (ум. в 1271 г. ). См.: Ибн Тагриберди, 6, с. 172; 7, С. 232.

27 «Поистине, только из любви к 'Изз ад-Дину. . . » — по поводу этого места О. Удас пишет: «Tout ce passage est assez mal redige». Далее идет толкование текста, из которого следует, что султан не придает никакого значения узам, связывавшим 'Изз ад-Дина с его вассалами Муджир ад-Дином и Таки ад-Дином. Султан же подчеркивает, что 'Изз ад-Дин Айбек — «служилый» человек, что только воля его государя дала ему власть, т. е. только ал-Малик ал-Ашраф мог предоставить ему ее.

28 Валашджирд (Валасджирд, Валашгирд) — город севернее Хартберта. См.: Йакут, 8, с. 433.

29 Хусам ад-Дин ал-Каймури (ум. в 1259 г. ) — в дальнейшем правитель Халеба от имени Айюбидов.

30 Правитель Арзана в области Дийар-Бакр — Хусам ад-Дин Тогрул, союзник ал-Малика ал-Ашрафа, был представителем незначительной династии Туган-Арслан, владевшей Арзаном.

31 Мауди' рахли (в тексте — мауди' риджли). Здесь рахл — местопребывание. Имеются в виду стихи, ставшие пословицей:

... Словно месяц, который освещает землю на востоке и западе,
    но место моей стоянки [оставлено им] в кромешной тьме.

32 Осада и взятие Хилата были последним успехом султана Джалал ад-Дина и поворотным пунктом в его жизни и деятельности. Бесчинства его войск, мародерство и насилие над населением привели к тому, что коалиция правителей окрепла и вскоре Джалал ад-Дину был нанесен удар, от которого он уже не смог оправиться (детали относительно осады Хилата см.: Ибн ал-Асир, 9, с. 380—381; Бар Эбрей, 2, с. 528).

У ал-Джувайни (2, c. 445—449) приводится копия победной грамоты (фатх-наме) по случаю взятия султаном Джалал ад-Дином Хилата:

«Хвала и благодарственные молебны творцу — да будет славным и величественным Его упоминание, — который явился причиной победы и успеха наших мирозавоевательных знамен и укрепившему августейшую инициативу и наше благоприятное мероприятие.

В одно движение все страны перешли во владение и под контроль слуг нашего дома — да будет он вечен, — а следующим шагом вся армия [врага] попала в плен нашего могущества и подчинилась нашему командованию. И это — “из милости Господа моего, чтобы испытать меня — буду ли я благодарен или неверен” (Коран XXVII, 40).

И вот, наши триумфальные знамена, развевающиеся над нами, несут изображение победы. В течение восьми месяцев (с августа 1229 по апрель 1230 г. ) они образовывали круг вокруг города Хилата и окружали его. . . Многочисленные воины из Дийар-Бакра и с берегов Евфрата, из Египта и Сирии, а также некоторое число из стран Востока и из туркменских и тюркских племен заполнили город. Всевозможные люди собрались со всех сторон и полагались на мощь своего оружия, крепчайшие стены и осадные орудия. И поистине, их башни состязались с восьмым небом, в то время как рвы с водой своим дном достигали хребта рыбы-быка, [на которой покоится Земля].

Безумие спеси проникло в середину этих восставших сердец, так что не осталось пути для принятия предостережений. В итоге в конце джумада первого (апрель 1230 г. ) наши победоносные сподвижники получили разрешение на сражение, а приказ был таков, чтобы каждый пробивал брешь в том месте, где он стоял, и каждый воин искал вход в [город] перед собой. Наша, подобная львам, свита и доблестные сподвижники, которые устали от длительного бездействия и искали все пути, ведшие к битве, в течение трех дней и ночей были заняты сражением, выискивая любые пути вторжения в город.

В воскресенье, 28 джумада первого (14 апреля 1230 г. ), на закате солнца, когда башни и зубцы стен были снесены авангардом знамен и штандартов, подобным небесам со звездами, и залпы и крики неслись со всех сторон города, противники нашего дома отступили в цитадель в центре города и наши победоносные сподвижники нагрузились добычей и награбленным. И хотя жители Хилата, если взирать на их упорство в заблуждении, недостойны прощения, все же только наша справедливость и благожелательный совет пощадили их жизни, и мы дали команду нашим людям прекратить грабежи.

Некоторые из наших противников, почувствовав, что путь к бегству закрыт и ворота нашего всеобъемлющего прощения открыты, предложили извинения и запросили милости, говоря: “Господи наш! Мы обидели самих себя” (Коран VII, 22).

И сегодня братья ал-Малика ал-Ашрафа, а именно: Муджир ад-Дин и Таки ад-Дин, так же как и 'Изз ад-Дин Айбек, правитель Арзана, и эмир Аксам, — каждый из них совместно с Асадом ибн 'Абдаллахом ал-Михрани и всеми должностными лицами Айюбидов, хотели они этого или нет, изъявили покорность. . . »

В Хилате была взята в плен жена ал-Малика ал-Ашрафа — дочь Иване Мхаргрдзели Т'амт'а, которая на некоторое время стала женой хорезмшаха Джалал ад-Дина. После разгрома Джалал ад-Дина монголами Т'амт'а попала к ним в руки. Долгие годы она провела в Монголии и возвратилась оттуда по просьбе царицы Русуданы. По распоряжению каана Менгу ей были возвращены все ее владения в округе Хилата (см.: Гандзакеци, Тер-Григорян, с. 116; Гандзакеци, Ханларян, с. 182).

33 Кунак — средневековая крепость юго-восточнее Сурмари.

33а См. гл. 91.

34 Мухйи ад-Дин Абу Мухаммад Йусуф ибн Фарадж 'Абд ар-Рахман ибн 'Али [ибн] ал-Джаузи (1184 — убит монголами в 1258 г. ) — устоздар халифа ал-Муста'сима (1242—1258), мухтасиб Багдада и ханбалитский факих в мадрасе ал-Мустансирийа в Багдаде. См.: Ибн Биби, с. 100—102; Хусайн Амин, с. 67, 130.

35 Харран — средневековый город на севере ал-Джазиры (в настоящее время на территории Турции).

36 Таки ад-Дин был отправлен в Багдад в цепях. Халиф принял его весьма пышно, и он оставался в Багдаде вплоть до бегства хорезмшаха. Его брат Муджир ад-Дин сблизился с хорезмшахом и в 1231 г. был им послан к его братьям за помощью против монголов. См.: Бар Эбрей, 2, с. 529; ал-Йунини, 1, с. 37—39. См. также гл. 98.

37 Каб'ан — современный Кебан, в 100 км западнее Харпута (Турция). Харишин локализовать не удалось.

38 Захват Хилата не укрепил политического престижа султана Джалал ад-Дина среди правителей прилегающих областей, но еще более втянул его в водоворот событий. Уведомленный Рукн ад-Дином о создании враждебной коалиции, Джалал ад-Дин уже упустил время, к тому же болезнь помешала ему осуществить план раскола сил противника. Союзники, собравшись в Сивасе, двинули свои войска на Арзинджан по долине Западного Евфрата. С востока по этой же дороге навстречу двигались войска султана Джалал ад-Дина.

39 Конийский султан 'Ала' ад-Дин Кай-Кубад до прибытия к нему войск союзников решил разведать силы хорезмшаха сам. По сообщению Афлаки (с. 137—139), 'Ала' ад-Дин, после того как шпионы сообщили ему о превосходстве сил хорезмшаха, «однажды ночью переоделся и с группой воинов кружным путем добрался до войск хорезмшаха и пристал к ним. Хорезмийские эмиры стали выяснять, кто они такие. Те ответили: “Мы из числа тюрок этой страны и живем в горных округах Арзан ар-Рума. Наши предки жили на берегах реки Джейхун. Вот уже несколько лет султан Кай-Кубад перестал с нами знаться и поставил нас в затруднительное положение. Мы постоянно ждем прихода войск Хорезма, с помощью которых мы, может быть, сумеем спастись от его притеснений”.

Когда об этом сообщили хорезмшаху, он очень обрадовался и счел это хорошим предзнаменованием. Он распорядился, и для них устроили трапезу. Вокруг согласно рангам расселись эмиры, вазиры, придворные и вельможи. Во время приема ввели гостей. Они склонили головы перед хорезмшахом и перезнакомились со всеми, кто был на приеме. Хорезмшах оказал им благосклонность, одарил почетными одеждами и обнадежил обещаниями. Гостям отвели шатер и определили для них содержание.

Этой же ночью хорезмшаху подумалось, что все жители страны султана 'Ала'ад-Дина весьма положительно отзываются о нем и довольны им. Почему же эти несколько тюрок жалуются на него? Эти тюрки определенно его лазутчики. Он вызвал к себе правителя Арзан ар-Рума Мугис ад-Дина и после беседы с ним приказал утром выяснить, кто они такие. А султан 'Ала' ад-Дин этой же ночью увидел во сне святого, который приказал ему тотчас же уехать. Он разбудил своих людей, и в полночь они оседлали коней и выехали. Наутро выяснилось, что гостей и след простыл».

40 Отдаленность сравнения в стихах объясняется использованием слов одного корня (таджнис): малахим («битвы») и лухум («мясо», «плоть»).

41 25 рамадана 627 г. х. (7. VIII 1230 г. ) на равнине Йассы-Чаман, у Арзинджана, произошло первое столкновение между войсками 'Ала' ад-Дина и хорезмшаха, причем 700 всадников Джалал ад-Дина разбили трехтысячный отряд конийцев (описание этого сражения см.: Ибн Биби, с. 153—154; ал-Хамави Мухаммад, л. 196).

42 Хорезмшах не стал преследовать разбитого противника, и его промедление спасло войска 'Ала' ад-Дина от поражения. На следующий день стали прибывать войска его союзников ал-Малика ал-Ашрафа, Насир ад-Дина Артук-Арслана ал-Малика ал-Мансура и др.

43 Генеральное сражение между войсками Джалал ад-Дина и коалиции произошло 28 рамадана 627 г. х. (10. VIII 1230 г. ). Армия хорезмшаха была разгромлена и рассеяна. Сам Джалал ад-Дин покинул войска и ускакал к Хилату. Вскоре он вывел остатки войск в Азербайджан.

В сражении против войск хорезмшаха кроме армии 'Ала' ад-Дина Кай-Кубада I и ал-Малика ал-Ашрафа принимали участие со своими войсками правитель Химса ал-Малик ал-Мансур Ибрахим Ширкух (ум. в 1246 г.), правитель Хартберта Hyp ад-Дин Уртук-шах, правитель Халеба Шамс ад-Дин Саваб (ум. в 1243 г. ), правитель Майафарикина ал-Малик ал-Музаффар (ум. в 1247 г. ), правитель Банйаса ал-'Азиз 'Усман (ум. в 1232 г. ), отряды туркмен, арабов, крестоносцев и др.

Подробности о сражении у Йассы-Чамана и поражении Джалал ад-Дина см.: Ибн ал-Асир, 9, с. 381; ал-Хамави Мухаммад, л. 197а—199а; Ибн Биби, с. 154—159; Сибт ибн ал-Джаузи, с. 436—440; Ибн Васил, рук., л. 266б—267а; ал-Макризи, 1/1, с. 240; Абу-л-Фида', 3, с. 146-147; Рашид ад-Дин, пер., 2, с. 29.

44 Об этом см.: ал-Хамави Мухаммад, л. 201б и сл.

45 Полное имя посла — Шамс ад-Дин Мухаммад Хасс-бек ибн ал-Хасан ибн Карим ат-Тикрити (ум. в 1240 г. ). Детали о переговорах между ал-Маликом ал-Ашрафом и 'Ала' ад-Дином Кай-Кубадом I, с одной стороны, и султаном Джалал ад-Дином — с другой, см.: Ибн ал-Асир, 9, с. 282; Ибн Васил, рук., л. 267а.

Шамс ад-Дин ат-Тикрити ездил с письмами ал-Малика ал-Ашрафа также к грузинам и к «владетелю Дербенда Ширвана». См.: ал-Хамави Мухаммад, л. 203б3—4

46 Махмуд-шах ибн Абу Мансур (1219—1231) — атабек Йезда из династии Каквайхидов.

47 Ал-Мухташом («почтенный», «уважаемый») — высший лакаб у исмаилитов. Этот лакаб носили правители областей. См.: Строева, с. 203—210.

48 О Бадр ад-Дине Ахмаде — после Аламута — см.: ал-Джувайни, 2, с. 703; ал-Кашани, с. 205.

49 Фирузкух — средневековая крепость в горах Демавенда. См.: Йакут, 6, с. 411.

50 Речь идет, вероятно, о договоре 624/1227 г., заключенном вазиром Шараф ал-Мулком. Однако Л. В. Строева (с. 217) предположила, что существовал какой-то иной, не упомянутый ан-Насави договор.

51 Султан Шихаб ад-Дин Абу-л-Музаффар Мухаммад ибн Сам ал-Гури бьи убит исмаилитами 1 ша'бана 602 г. х. (13. III 1206 г. ). Подробности см.: Ибн ал-Асир, 9, с. 272—273.

52 Весьма возможно, что динары ар-рукни имеют отношение к лакабу кого-либо из сельджукских султанов Рукн ад-Динов, вероятнее всего Рукн ад-Дина Тогрула III. Для сравнения см. сункури (Хинц, с. 60).

53 Джаванийа (хасикийа) — мамлюки исмаилитских правителей Аламута. См.: ал-Макризи, 1/3, с. 676.

54 Салим ибн Дара — поэт, выходец из племени Гатафан. Известен своими язвительными стихами в адрес племени Фазара. См.: ал-Майдани, с. 208.

55 См. гл. 74.

56 Перефразировка известного стиха ал-Мутанабби, ставшего пословицей: «Если видишь обнаженными клыки льва, то не думай, что лев улыбается».

57 См. гл. 40.

58 В гл. 40 датировка иная — 627 г. х. Возможно, следует принять чтение рукописей В и Т и перевести: «он был убит после того, как татары распространили свою власть на Сукманабад».

59 Стих ал-Мутанабби из касиды в честь 'Адуд ад-Даулы Абу Шуджа' Хусрау, бувейхидского правителя Фарса (949—983). См.: ал-Мутанабби, с. 541.

60 Ибн ал-Асир (9, с. 383) датирует это наступление монголов на Азербайджан 628 г. х. (9. XI 1230—28. Х 1231) и сообщает об этом следующее: «Когда Джалал ад-Дин бежал от 'Ала' ад-Дина Кай-Кубада I и [ал-Малика] ал-Ашрафа, глава еретиков-исмаилитов отправил к татарам сообщение о слабости Джалал ад-Дина и его бегстве и стал торопить их с выступлением против него, слабого, гарантируя им победу.

Джалал ад-Дин был человеком дурного поведения, плохо управлял своим государством. Не было ни одного из соседних правителей, с которым бы он не враждовал, не посягал бы на его владения и не был бы для него нежелательным соседом. Поэтому все они покинули его и не протянули ему руку помощи».

61 Вместо «Мардж Шарвийаз» в текстах стоит «Ширван».

62 Арминан — селение на пути между Табризом и Ахаром. См.: ал-Казвини. Нузхат, с. 174.

63 См. об этом гл. 78.

64 О силахдаре Дёкчеке см. гл. 7. Монгольский титул нойан, неожиданный в имени Дёкчека, есть во всех рукописях.

65 Ал-Худжун — название горы у Мекки, где находятся кладбища мекканцев. См.: Йакут, 3, с. 227.

Ас-Сафа — речь идет о горе ас-Сафа, что к северу от Мекки. См. также: Йакут, 5, с. 86; ал-Казвини. Нузхат, с. 2, 3, 6, 7, 8.

66 Это первый стих из касиды Муддада ибн 'Амра ал-Джурхуми — одного из арабских владык доисламской эпохи. Одно время Муддад захватил горные высоты вокруг Мекки и взимал десятину со всех, кто шел на поклонение мекканским идолам. Затем он был изгнан из этих мест, и стихи им были написаны в изгнании, когда он тосковал о былом. См.: Йакут, 3, с. 227—228; аз-Зирикли, с. 152.

67 Хайзан — средневековая крепость в Арране, близ Байлакана. См.: Йакут, 3, с. 381.

68 Ибн ал-Асир (9, с. 384) сообщает, что в 1231 г. монголы захватили Марагу и перебили, по своему обыкновению, городских жителей. Он сокрушается, что не видит «ни одного из владык мусульманских стран, который имел бы желание начать против монголов священную войну».

69 Муджир ад-Дин Йа'куб, находившийся в плену у Джалал ад-Дина, очень сблизился с хорезмшахом, особенно после его поражения у Йассы-Чамана. В связи с вторжением монголов Джалал ад-Дин предложил ему отправиться в Дамаск, к его брату ал-Малику ал-Ашрафу, чтобы разъяснить обстановку и попросить у него войска для отражения монголов. Джалал ад-Дин послал также ко всем соседним правителям гонцов с просьбой о помощи: «Войска татар очень много, на этот раз больше, чем всегда, и воины этих стран страшатся их. Если вы не окажете помощь людьми и снаряжением, то я, который стою стеною против них, пропаду, а у вас не окажется возможности противостоять им. Щадя себя и детей и [всех] мусульман, каждый подайте помощь одним полком войска со знаменем, дабы, когда до них (врагов) дойдет молва о нашем соглашении, они получили бы хоть небольшой отпор, а также и наши воины приободрились бы. Если же в этом отношении будет допущено какое-либо пренебрежение, то сами увидите, что будет, и получите то, что достанется» (см.: Рашид ад-Дин, пер., 2, с. 30).

70 Махан — средневековая крепость в горах Карадага (Южный Азербайджан). См.: Йакут, 7, с. 374.

71 Хайзан (см. примеч. 67 к гл. 97) как древнее селение упомянут у Ибн Хордадбеха (IX в. ): изд. М. Я. де Гуе (BGA, 6), с. 123—124 (араб. текст), 96 (франц. пер. ).

72 Кличка вазира Шараф ал-Мулка читается двояко в зависимости от диакритики: Билдирчин («перепелка»), что более вероятно, и Йулдузчи («звездочет»). В рукописях Сират — Балдучин.

73 Ибн ал-Асир (9, С. 386), описывая сдачу Табриза монголам, пишет: «Когда владыка татар расположился со своими войсками близ Табриза, он предложил его жителям подчиниться ему, угрожая в противном случае [карами]. Они подчинились и прислали ему много денег и подарки, состоявшие из различных шелковых одежд и разных вещей, вплоть до вина. Он поблагодарил их и потребовал, чтобы явились их предводители. К нему отправились кади города, его ра'ис и несколько вельмож. Не пошел Шамс ад-Дин ат-Тугра'и, от которого зависело все, хотя он этого и не выказывал. Когда они явились к предводителю татар, он спросил их о причине неявки ат-Тугра'и. Они ответили: “Он человек не от мира сего и никакого отношения к владыкам не имеет. Главные лица — мы”».

74 Джалал ад-Дин действительно писал Иване Мхаргрдзели. Письмо это Иване переправил ал-Малику ал-Ашрафу в Арджиш. См.: ал-Хамави Мухаммад, л. 204а—205б.

75 В рук. P — Зибатра. Это явная ошибка, так как Зибатра находится между Малатьей и Сумейсатом, в Малой Азии, тогда как Кал'а Дара — средневековая крепость, развалины которой находятся близ одноименного села Каладара, южнее города Шуши НКАО Азербайджана.

76 Развалины крепости Зарис находятся близ села Зарислу Шушинского района НКАО Азербайджана.

77 Личность этого Фахр ад-Дина Хамзы ан-Нишапури установить не удалось.

78 Каркар (Гаргар, Гаргарчай) — река (приток Куры), текущая южнее города Агдама (Азербайджан).

79 Джамчкдар (перс. ) — служитель султанского диван ал-хасс, ведавший распределением жалованья султанским мамлюкам (или пахлаванам, т. е. личной гвардии). См.: ал-Макризи, 1/3, с. 699.

80 Му'аййид ад-Дин Абу Исма'ил ат-Тугра'и (1061 —1121) — арабский поэт и видный чиновник при сельджукских султанах Малик-шахе и Мухаммаде.

81 Бармекиды — персидский род, представители которого были вазирами дских халифов ас-Саффаха, ал-Мансура и Харуна ар-Рашида, при котором почти весь этот род был истреблен.

82 Ал-Джувайни (2, с. 454) и Рашид ад-Дин (пер., 2, с. 30) в связи с отстранением и казнью вазира Шараф ал-Мулка приводят слова Джалал ад-Дина: «Я поднял Билдирчина из бездны ничтожества до зенита величия, а он заплатил мне неблагодарностью за благодеяния».

83 'Имад ад-Дин Абу-л-Касим 'Абд ал-Карим ибн Мухаммад Раф'ан ал-Казвини (1160—1227) — известный факих шафиитского толка. Ему принадлежит комментарий к сочинению ал-Газали — Китаб фатх ал-'азиз фи шарх ал-ваджиз в 16-ти томах.

84 Это вторая часть двустишия ал-Мутанабби из касиды, посвященной Абу Шуджа' Фатаку, правителю ал-Файйума (ум. в 960 г. ). См.: ал-Мутанабби, с. 45.

85 Речь идет о Гийас ад-Дине Мухаммаде Тапаре ибн Малик-шахе (1105—1118) — седьмом великом сельджукском султане.

86 Ал-Малик ал-Ашраф выехал из Дамаска в Каир 10 джумада первого 628 г. х. (16. III 1231 г. ). См.: ал-Макризи, 1/1, с. 241.

87 О камне, вызывающем дождь, см.: ал-Джувайни, 1, с. 193, примеч. 6; Рашид ад-Дин, пер., 1/2, с. 121 —122.

88 См. гл. 85.

89 Майафарикин (совр. Сильвам в Турции) — название города и округа в области Дийар-Бакр. См.: Йакут, 8, с. 214—218.

90 Хани — город к востоку от Харпута (Турция). См.: Йакут, 3, с. 202—203.

91 Джабахджур — область к с-з от области Дийар-Бакр. См.: Йакут, 3, с. 49 (у него — Джабал Джур).

92 Стихи ал-Мутанабби (ал-Мутанабби, с. 384). Третий бейт взят из той же касиды, что и первые два, но в передаче ан-Насави искажен. См. примеч. 82 к гл. 32.

93 Исфахан был взят монголами в декабре 1237 г. Об этом свидетельствует также дата смерти поэта Камал ад-Дина Исма'ила ал-Исфахани. Он был убит монгольским воином в своем доме 21 декабря 1237 г. См.: ал-Джузджани, 2, С. 1226—1227; Самарканда, с. 148—154; см. также: Boyle, c. 332—336; Буниятов. Хорезмшахи, с. 119.

94 Ал-Джазира — название северной части междуречья Тигра и Евфрата.

95 Стих арабского поэта доисламской эпохи ал-Мухалхила ибн Раби'а, дяди знаменитого Имру' ал-Кайса (ум. около 540 г. ). Большинство своих стихов он посвятил своему брату Кулайбу ибн Раби'а.

96 Речь идет о селе 'Айн Дар, близ Майафарикина. Султан Джалал ад-Дин Манкбурны был убит в середине шавваля 628 г. х. (вторая половина августа 1231 г. ).

97 Когда Шихаб ад-Дин Гази спросил у дяди хорезмшаха Утур-хана, действительно ли убитый — Джалал ад-Дин, тот опознал его и заплакал. Они погребли его ночью близ Майафарикина и сровняли могилу для того, чтобы над телом султана не надругались монголы.

Когда ал-Малику ал-Ашрафу сообщили радостную для него весть о гибели Джалал ад-Дина, он сказал: «Вы поздравляете меня с его смертью? Но вы будете пожинать последствия этого, ибо, клянусь Аллахом, его гибель означает вторжение татар в земли ислама. Теперь нет подобного хорезмшаху, который был стеной между нами и Гогом и Магогом (т. е. монголами)». См.: Сибт ибн ал-Джаузи, С. 443—444; Ибн Тагриберди, 6, с. 276.

Шихаб ад-Дин Гази приказал перебить мужское население села, где был убит Джалал ад-Дин, а село сжечь.

О смерти султана Джалал ад-Дина см. также: Гандзакеци, Тер-Григорян, с. 117; Гандзакеци, Ханларян, с. 151 —152; Вардан, с. 176—177; Армянские источники, с. 27; Бар Эбрей, 2, с. 529—530; ал-Джувайни, 2, с. 459—460; Раишд ад-Дин, пер., 2, с. 31; ал-'Умари, с. 124—125; Абу-л-Фида', 3, с. 147—151.

Ибн ал-Асир завершает свою «Летопись» печальным описанием вторжения монголов, которому подверглись страны Ближнего и Среднего Востока. Любопытно, что о Джалал ад-Дине через несколько десятков лет вспомнил историк Ибн Васил, который был очевидцем нового вторжения монголов и падения Багдада в 1258 г. Он пишет: «Несомненно, что Аллах наказал Джалал ад-Дина за грехи и не дал ему отсрочки, а вырвал его с корнями. Но, несмотря на это, гибель его была причиной уничтожения мусульман монголами. Ведь после смерти его отца 'Ала' ад-Дина, после разрушений стран и убийства населения монголами Джалал ад-Дин бежал в Индию, а затем он вернулся назад. Его дело укреплялось, его мощь увеличивалась, и он захватил Керман, Ирак, ал-'Аджам, Азербайджан и Арран, и его сопровождало огромное число войск. И если бы он вел добропорядочный образ жизни и был бы справедливым и не пролил бы столько крови, то он бился бы с монголами, так как его войско было преградой между нами и монголами. Но он вел порочный образ жизни, грешил, чинил несправедливости, враждовал с соседями, вел себя предательски и вызывал недовольство. Л затем последовали нашествие монголов и их победа над странами ислама. Если Аллах пожелает чего-нибудь, то Он подготавливает и причины» (см.: Ибн Васил, рук., л. 265а—266б).

98 Стихи из поминальной касиды Абу Таммама (см.: Абу Таммом, С. 319—321), посвященной Мухаммаду ибн Хумайду ат-Туси.

99 После гибели хорезмшаха Джалал ад-Дина стали ходить слухи о том, что он не погиб и что был убит его силахдар. Бар Эбрей, например, сообщает: «Некоторые говорят, что убитый был не Джалал ад-Дин, а его силахдар, Джалал ад-Дин был в тот день безоружным и султанской одежды не надевал. Он был в одежде суфия и стал бродить по областям. Люди стали говорить, что хорезмшаха видели в такой-то стране и в таком-то городе, что в 652 году (21. II 1254— 9. II 1255) группа купцов переправлялась через Джейхун и там стражи на переправе задержали неизвестного бедняка, следовавшего с купцами. Когда стали выяснять, кто он, то оказалось, что это Джалал ад-Дин хорезмшах. Они задержали его, стали бить и допрашивать. Однако он не отступился от своих слов и погиб под пытками. Но, конечно, это был не хорезмшах, этому верить нельзя, и, несомненно, это был помешанный» (см.: Бар Эбрей, 2, с. 530; Рашид ад-Дин, пер., 2, с. 31).

Ал-Джувайни (2, с. 459—460) к этому добавляет, что вазир султана Джалал ад-Дина в Ираке, Шараф ад-Дин 'Али ат-Тафриши, специально проверял все эти сообщения. Ал-Джувайни добавляет, что в 633 г. х. (16. IX 1235—3. IX 1236) в Устундаре (Исфизаре Мазандаранском) поднял восстание человек, назвавший себя султаном Джалал ад-Дином. «В правление Чин-Тимура монгольские эмиры послали нескольких людей, которые видели его и установили, что султан похож на него. Он был казнен за свою ложь».

После гибели хорезмшаха главой хорезмийцев был избран эмир Хусам ад-Дин Кыр-хан Малик, а командующим был Баракат-хан. Почти в полном составе хорезмийские войска перешли на службу к султану 'Ала' ад-Дину Кай-Кубаду I. Но после смерти 'Ала' ад-Дина его наследник Гийас ад-Дин Кай-Хусрау II арестовал по подозрению в заговоре против него Кыр-хана, который вскоре умер в заточении. Эмиры Сару-хан, Кушлу-хан и другие увели хорезмийцев из страны, грабя и сжигая на своем пути все. С этого времени хорезмийцев как мобильные военные формирования использовали различные правители в своей междоусобной борьбе.

В 634 г. х. (4. IX 1236—23. VIII 1237) хорезмийцев принял на службу правитель Амида ал-Малик ас-Салих. Но уже в следующем году недовольные своим содержанием хорезмийцы вышли из подчинения и ушли от него, захватив казну. Этим не преминул воспользоваться правитель Мосула Бадр ад-Дин Лу'лу' и напал на ал-Малика ас-Салиха, который вновь обратился за помощью к хорезмийцам, посулив им богатое содержание и земли во владение. Разбив войска Мосула, хорезмийцы получили за свою помощь Харран и ар-Руху.

Заручившись присутствием и поддержкой хорезмийцев в Сирии, ал-Малик ас-Салих активизировал свою борьбу за власть и в июне 1240 г., захватив Каир, объявил себя правителем Египта. Между тем в Сирии продолжались грабежи и бесчинства хорезмийцев.

В раби' I 638 г. х. (20. IX—19. Х 1240 г. ) они вторглись в пределы Халеба. Выступивший против них правитель Дамаска ал-Малик ал-Му'аззам был разбит и попал в плен. Однако взять Халеб хорезмийцам не удалось, и они отошли в Харран, откуда совершали молниеносные рейды на соседние округа. Против них выступили объединенные силы правителей Химса и Дамаска, которые преследовали хорезмийцев и в рамадане 638 г. х. (март—апрель 1241 г. ) в сражении близ Ракки нанесли им поражение и вытеснили их из Харрана и других городов.

После этого хорезмийцев привлек на свою сторону правитель Майафарикина ал-Малик ал-Музаффар, заключивший с ними союз на случай защиты от посягательств конийского султана Гийас ад-Дина Кай-Хусрау II и обещавший им поддержку при нападении на Амид. Но попытка завладеть Амидом оказалась безуспешной. Айюбидские войска отогнали хорезмийцев и вторглись во владения ал-Малика ал-Музаффара. В сафаре 640 г. х. (август 1242 г. ) хорезмийцы и их союзник были разбиты.

В 642 г. х. (9. VI 1244—28. V 1245) хорезмийцев снова пригласил на службу ал-Малик ас-Салих, который готовил большое наступление против сирийских Айюбидов и их союзников-крестоносцев. На помощь хорезмийцам он послал египетскую армию под командованием эмира Байбарса. 13 джумада I (17. X 1244 г. ) в районе Газы произошло грандиозное сражение, и объединенные силы правителей ал-Карака, Хамы и крестоносцев были разбиты. Окрыленные победой, войска Египта и хорезмийцы осадили Дамаск, который через год без боя сдался. Однако, не получив от ал-Малика ас-Салиха обещанных им в Сирии земель, хорезмийцы вышли из подчинения. О своем конфликте с египетским султаном хорезмийцы оповестили Байбарса и правителя ал-Карака ал-Малика ан-Насира и заручились их поддержкой. Совместными силами они двинулись на Дамаск, который осаждали три месяца. Тем временем правители Халеба и Химса начали наступление на хорезмийцев и их союзников, которые вынуждены были снять осаду Дамаска и повернуть к Химсу, где в мухарраме 644 г. х. (май 1246 г. ) они были разбиты войсками египетского султана и правителей Халеба и Химса. Баракат-хан был убит, а его армия рассеялась. Часть хорезмийцев укрылась в ал-Караке у ал-Малика ан-Насира, который во время осады ал-Карака выдал их Айюбидам. Другая часть, под командованием сына Баракат-хана, поступила на службу к халифу. Те же, кто находился под командованием Кушлу-хана, перешли на службу к монголам. См.: ал-Макин, с. 149, 154—156; Абу-л-Фида', 3, с. 159, 162, 167, 168, 170—175; Рашид ад-Дин, пер., 2, с. 125; Ибн Шаддад, с. 49, 62; ал-Макризи, 1/1, с. 316, 324; Ибн Тагриберди, 6, С. 293, 297, 299—300, 305, 321—325, 352, 357.

Подробнее о судьбе покинувших родину хорезмийцев см.: Буниятов. Хорезмшахи, с. 187—195.