Комментарии

Комментарии

207. Византийский император Мануил умер 24 сентября 1180 г. После его смерти Далмация перешла под власть венгерского короля Белы III.

208. Собор состоялся в 1185 г. Из текста следует, что архиепископское правление Петра Китилена началось в том же, 1185 г., т. е. в течение пяти лет сплитская кафедра была вакантной. В рассказе об этих событиях в HSM сообщается о поставлении Петра Китилена сплитским архиепископом в1182 г., однако в связи с его посвящением называется имя папы Урбана III, возведенного на папский престол лишь в 1185 г. (HSM, р. 123). Сопоставление обоих рассказов см. в: Gunjaca S. Ispravci i dopune..., t. 1,s. 144-145.

209. В сплитском соборе 1185 г. принимали участие епископы книнский, трогирский, скрадинский, минский, сеньский, крбавский, хварский. На соборе были осуждены «все еретические секты», выступавшие «против Святой Римской церкви и ее учения», уточнены границы сплитской церковной территории (в частности, постановлено, что Сплитская церковь «должна владеть всем Мосором»), приняты решения, касающиеся запрещения браков священников, ограничения вмешательства мирян в дела церкви и пр. (CD, II, р. 192-194). В Крбавскую епископию, согласно решениям собора, вошли территории Крбавы, Модруше, Лики, Новиград и Дрежник (CD, II, р. 193), т. е. северо-западные земли Далматинской Хорватии. Вместе с учрежденной ранее, в 60-е гг. XII в., Сеньской епископией она должна была укрепить положение Сплитской архиепископии в этом районе, находящемся по соседству с епископиями отделившегося Задарского архиепископства (см. прим. 176). В HSM содержится более подробный рассказ о соборе, основанный на тексте актов самого собора (HSM, р. 123-124).

210. Собор состоялся во время понтификата Луция III (1181-1185), а постановления собора были одобрены папой Урбаном III в Вероне в 1186 г. (PL, 202, р. 1446; CD, II, р. 202-204).

211. На соборе 1185 г. были приняты специальные постановления, касающиеся удовлетворения нужд Сплитской церкви и ее клира. В частности, монахи монастыря св. Стефана должны были предоставлять сплитским каноникам на Пасху «двух баранов, двух еще не стриженных ягнят, две амфоры вина, пятьдесят пшеничных хлебов» (CD, II, р. 194 — 195). За канониками закреплялось также право получать «двенадцать праздничных трапез в год, десятую часть десятин их парохий, субботнее вино» и пр. (Ibid., p. 196). Из послания папы Иннокентия III сплитскому архиепископу Бернарду от 1206 г. известно, что Петр Китилен требовал от сплитских клириков передачи ему присвоенной ими четвертой части десятины и городских пожертвований, а также покрытия издержек сплитским архиепископам на поездки в Рим. Клирики не соглашались на эти требования и со своей стороны добивались исполнения пункта о предоставлении им трапез и вина. В связи с взаимными претензиями противоборствующие стороны были выслушаны в папской курии, однако назначенное разбирательство не привело к удовлетворительному для обеих сторон решению (CD, III, p. 56-58). См. также прим. 251.

212. Из текста следует, что правление Петра Китилена должно было закончиться в 1187 г., однако в качестве сплитского архиепископа он упоминается в сплитских документах еще и в 1189 г. (CD, II, р. 234, 236, 240). Coloca — совр. г. Калоча в Южной Венгрии.

213. Имя архиепископа Петра упоминается в сплитских документах 1191-1196 гг.

214. С 1181 г. епископия Хвара находилась в подчинении Сплитской архиепископии. См. прим. 176.

215. Папа Луций III управлял церковью из Вероны в последний период своего понтификата — с июля 1184 до ноября 1185 г. Николай в качестве епископа Хвара и Врача упоминается уже в 1184 г. (CD, II, р. 190).

216. Данное сообщение находится в контексте венгеро-венецианских отношений (см. Klaic N., Petricioli I. Zadar u srednjem vijeku. Zadar, 1976, s. 170). В 1183 г. Задар перешел под власть венгерского короля. Ибранный после этого задарский архиепископ Петр до своей смерти в 1193 г. не признавал церковной власти «далматинского примаса» — градского патриархаи вследствие этого не получал из Рима подтверждения своего архиепископского достоинства. Задарская церковь считалась вакантной до 1198 г. Избранный тогда мирянами кандидат вызвал негодование папы Иннокентия III (1198-1216) (PL, 214, р. 14; CD, II, р. 289-290). Жителями Задара при поддержке венгерского короля был тогда избран хварский епископ Николай Манзавини, к неудовольствию папы также не пожелавший находиться в подчинении патриарха Градо (PL, 214, р. 492; CD, II, р. 304-305).В качестве задарского архиепископа он упоминается в документах 1198-1199 гг. В 1200 г. Иннокентий III вынес решение о его отлучении, формальной причиной которого было присвоение им сразу двух епископских кафедр (PL, 214, р. 870; CD, II, р. 352). Хронист, таким образом, следует позиции Рима.

217. См. прим. 176. Миха был поставлен хварским епископом в 1198 г.

218. Венгерский король Бела III (1173-1196).

219. Ошибка хрониста. Видимо, папа Целестин III (1191-1198). Папа Иннокентий III вступил на престол в 1198 г. уже после смерти Белы III.

220. Житие Владислава — Ласло I Святого создавалось в 1192-1218 г. (Legenda S. Ladislai, p. 515-527). Ласло был возведен в ранг святых папой Целестином III в 1198 г.

221. Четыредесятница — Великий пост. Кардинал Григорий умер в Сплите в апреле 1192 г. (CD, II, р. 254; ср. Heinemann, p. 575, 4).

222. Генрих — Имре род. В 1174 г., коронован в 1186 г., венгерский король в 1196-1204 гг.

223. Из текста ясно, что сплитские миряне стремились к деятельному участию в выборах архиепископа. Это, видимо, и определило негативное отношение к кандидатуре, представленной папе Иннокентию III.

224. Clusium — совр. г. Кьюси в Тоскане.

225. А. Соловьевым была выдвинута гипотеза о тождестве Аристодия и Растудия записи Баталова боснийского евангелия 1393 г., в которой Растудий выступает как глава боснийской церкви. Основываясь на этой записи, А. Соловьев заключал, что Растудий был первым «дедом» боснийской церкви, который переселился в Сплит в 1200 г. после отречения бана Кулина (под давлением папы Иннокентия III и венгерского короля Имре) от ереси и продолжал здесь проповедовать свои идеи до 1203 г., когда он вместе с братом Матвеем также отрекся от ереси. Через некоторое время Растудий возвратился в Боснию опять в качестве «деда» (Solovjev A. Vjersko ucenje bosanske crkve // Rad JAZU. Zagreb, 1949, knj. 270, s. 28-32). Эта гипотеза была широко поддержана в историографии (см., например, развитие этой гипотезы в работе: Mandic D. Bogomilska crkva bosanskih krstjana. Chicago, 1962). Оппоненты этой гипотезы считают Растудия современником записи Баталова евангелия и, таким образом, отрицают предложенную идентификацию Аристодия. Высказываются сомнения и в патаренстве сыновей Зоровавеля, которые, как греки, могли принадлежать Восточной церкви (Драгоjловић Д. Крстjани и jеретичка црква Босанска. Београд, 1987, с. 120-122, 160-161).

226. В конце 1200 г. папа Иннокентий III писал венгерскому королю Имре, что архиепископ Бернард изгнал из Сплита и Трогира «немалое число патаренов», которые нашли прибежище у боснийского бана Кулина. И чтобы «эта болезнь ... не захватила соседние земли и не перекинулась на Венгерское королевство», папа призывал короля изгнать всех еретиков из Боснии и из Венгрии и забрать все их имущество (CD, II, р. 350-351). Отсутствие более полных данных о патаренской ереси в далматинских городах дает основание сомневаться в ее широком здесь распространении (Драгоjловић Д. Крстjани.., с. 129; ср. Antoljak S. Heretici u srednjovjekovnom Zadru i njegovoj okolici // Rad Centra JAZU u Zadru. Zadar, 1974, № 21, s. 15).

227. Согласно привилегии, выданной королем Эндре II архиепископу Бернарду в 1207 г., Бернард и его преемники «навечно освобождались от уплаты всех податей со всех мельниц на реке Салоне», в том числе и от уплаты шести частей муки, семь частей которой принадлежали бану» (PL, 214, р. 871; CD, III, р. 31-32).

228. Сын Имре Ласло — Ласло III, родился в 1199 г., коронован в 1204 г. Его матерью была Констанция, дочь арагонского короля Альфонса II.

229. Эндре — младший брат Имре, будущий венгерский король Эндре II (1205-1235) находился в Далмации в 1200 г. Эндре носил титул герцога Далмации, Хорватии (с 1196/7), Хумской земли (с 1198 г.) и Рамы (Боснии) (с 1199 г.). Эндре стремился узурпировать королевский трон, занятый Имре. Хроника Фомы — единственный источник, сообщающий подробности этой борьбы.

230. Начало раздора между братьями относится к 1197 г.

231. Кене, или Кнегинец близ Вараждина.

232. Имре умер в декабре 1204 г.

233. Ласло III умер 7 мая 1205 г.

234. Эндре короновался 25 мая 1205 г.

235. В главе описывается завоевание Задара крестоносцами в 1202-1203 гг. во время Четвертого крестового похода 1199-1204 гг. В 1183 г. Задар, отвергнув владычество венецианцев, принял покровительство венгерского короля. Попытка Венеции отвоевать город в начале 90-х гг. закончилась неудачей. Хронисты Четвертого похода высказывают разные версии причин, побудивших крестоносцев принять предложение Венеции сломить сопротивление Задара. Из сообщения Робера де Клари следует, что захваченной добычей рыцари надеялись расплатиться с Венецией, предоставившей им корабли для переправы (Робер де Клари. Завоевание Константинополя. М., 1986, с. 13-14). Жоффруа де Виллардуэн пишет, что в случае завоевания Задара венецианцы готовы были отсрочить уплату рыцарями их долга зафлот (Geoffroy de Villehardouin. La conquete de Constantinople // Historiens et chroniqueurs du moyen age. P., 1963).

В рассказе Фомы явно обнаруживает себя симпатия к Венеции. Вместе с тем здесь заметно и влияние иной традиции, отличающейся расположением к Задару, а, возможно, и собственно задарской. Наличие повествовательных элементов, как близких, так и чуждых венецианской версии событий, устанавливается при сравнении рассказа Фомы с текстом сочинения венецианского дожа и хрониста XIV в. Андреа Дандоло. Описывая события 1202-1203 гг., связанные с взятием Задара, Дандоло пользовался попеременно хроникой Фомы — если его изложение не расходилось с желательной для Дандоло интерпретацией событий, и — если противоречило ей — текстом так называемой Хроники Джустиниани, воспроизводящей текст несохранившейся части «Истории дожей венецианских» (Venetiarum historia vulgo Petro lustiniano Iustiniani filio adiudicata / A curo di Cessi R., Benatto F. Venetia, 1964). Характерно стремление хрониста по возможности умолчать о роли Венгрии в этих событиях. Между тем завоевание города рассматривалось современниками прежде всего как нанесение ущерба венгерскому королю Имре, под опекой которого находился Задар (см. PL, t. 214, p. 1179-1182). И сам Имре обращался за помощью к папе Иннокентию III в деле возвращения ему Задара (CD, III, p. 19). Венецианские же источники интерпретировали захват города как восстановление нарушенного задарцами венецианского господства (Venetiarum historia, p. 163). По-видимому, введение в описание Венгрии, мешало основной цели автора — изобразить разорение города как возмездие за провинности его жителей.

236. В 1198 и 1199 гг. папа Иннокентий III неоднократно выступал с призывами к четвертому крестовому походу.

237. Текст договора Венеции с крестоносцами о переправе, заключенный в 1201 г.(Urkunden zur alteren Handels - und Staatsgeschichte der Republik Venedig mit besonderer Beziehung auf Byzanz und die Levante. Wien, 1964, T. 1, S. 362-368) был, очевидно, неизвестен Фоме. Но его пересказ близок Хронике Джустиниани. В обоих источниках речь идет только о двух пунктах договора — о количестве предоставляемых венецианцами судов и о соглашении относительно общих операций, причем в обоих случаях цифра предоставляемых по договору Венецией кораблей и перевозных средств в сравнении с текстом самого договора увеличена в несколько раз. В договоре эта цифра составляет 50, в хронике Фомы — ок. 200, в Хронике Джустиниани — примерно 250 (Venetiarum historia, p. 134-135).

238. Источники не уточняют, какого рода ересь была распространена в Задаре. Некоторое представление об отношениях задарских священнослужителей с официальной церковью могут дать выдвигаемые папой Григорием IX в начале 30-х гг. XIII в. обвинения против ряда задарских клириков в клятвопреступлении, прелюбодеянии, воровстве, безбожии (см. Brandt M. Jedna epizoda о borbi oko uvodjenja papinske desetine u Dalmaciji // Historijski zbornik. Zagreb, 1957, v. 7, № 1-4, s. 145-164). Фома, очевидно, принимал участие в искоренении этих пороков в Задаре. В письме папы Григория IX задарскому архиепископу Иоанну последний порицался за помехи, чинимые францисканцам, стремящимся избавить город от «еретического позора». В случае дальнейшего непослушания папа грозился наделить соответствующими полномочиями против Иоанна сплитского архиепископа Гунцела и архидиакона Фому (CD, III, p. 446-447). О возможности распространения в Задаре во второй половине XII — первой половине XIII в. еретических учений см.: Antoljak S. Heretici..., s. 7-17; Драгоjловић Д. Крстjани…, с. 128).

239. Крестоносцы вышли из Венеции 8 октября 1202 г., по пути в Далмацию сделали остановку в г. Пула в Истрии и прибыли в Задар в ночь с 10 на 11 ноября.

240. Симон IV, сеньор Монфора (? — 1218), вассал французской короны. Не желая участвовать в нападении на Задар, покинул войско и отбыл в Венгрию. Энрико Дандоло — венецианский дож в 1192-1205 гг.

241. День св. Грисогона — святого покровителя города — приходится на 24 ноября. Та же дата разорения Задара называется в хронике Анонима Гальберштадского (Anonymi Halberstadensis De peregrinatione Greciam et adventu reliquiarum de Grecia libellus // Exuviae sacre Constantinopolitanae. Genevae, 1877, v. 1, p. 12). О других датировках события см. Заборов М. А. Введение в историографию крестовых походов (Латинская историография XI-XII вв.). М., 1966, с. 283, 284.

242. Хроника Джустиниани также ставит захват Задара в заслугу венецианцам, не упоминая об участии в операции крестоносцев (Venetiarum historia, p. 135-136). Следуя венецианским источникам, Фома обходит молчанием гневные письма папы Иннокентия III в адрес разорителей христианского Задара с угрозой их отлучения (PL, t. 214, p. 1178-1182; t. 215, p. 957). Более того, текст хроники явно противоречит папским посланиям. Так, выгораживая венецианцев, Фома пишет, что они не тронули церквей. Между тем папа особенно негодует из-за разграбления венецианцами церквей (PL, t. 214, р. 1179).

243. Константинополь был взят 13 апреля 1204 г.

244. Очевидное влияние антивенецианской традиции. Андреа Дандоло смягчает здесь текст Фомы. У него задарцы лишь «неблагоразумно нападали на венецианские корабли» (Andreae Danduli Chronica, p. 321). Далее Дандоло следует тексту Фомы без изменений.

245. Укрепление св. Михаила на о. Углан.

246. «Gagetanes» — жители итальянского города Гаэты, расположенного к северу от Неаполя.

247. Урана — п-ов Вранец.

248. Зд. — «Gaietanis».

249. Эпизод о захвате укрепления задарцами в интерпретации хроники Джустиниани сводится к констатации факта, что задарцы «атакуют венецианцев и занимают [остров]» (Venetiarum historia, p. 137). Дандоло в данном случае предпочитает текст хроники Джустиниани. Расцвечивание Фомой поражения венецианцев явно восходит к задарской традиции. Согласие венецианским источникам, торжество жителей Задара было недолгим. Напуганные восемнадцатью венецианскими галеями, они направили посольство к Раянерию, сыну дожа Энрико Дандоло, и подчинились власти Венеции (Venetiarum historia, p. 137; Andreae Danduli Chronica, p. 321). В рассказе Фомы это сообщение отсутствует, отчего в нем наблюдается логическая несообразность — одержав убедительную победу, задарцы все же подчинились дожу. Но именно вследствие такого противоречия создается впечатление о добровольном подчинении Задара Венеции.

250. Договор 1204 г. ставил Задар в зависимое положение. Епископ Задара избирался из представителей венецианского клира и утверждался патриархом Градо, а комит — из венецианской знати и утверждался дожем. Задар был лишен права восстанавливать укрепления, обязывался выплачивать Венеции ежегодную дань, оказывать ей военную помощь и т. п. В качестве гарантии соблюдения договора Задар отправил в Венецию тридцать заложников (CD, III, p. 45-47).

251. Спор архиепископа Бернарда с канониками явился продолжением их конфликта с архиепископом Петром Китиленом (см. прим. 211). Основным предметом спора была четвертая часть десятины и городских пожертвований, присвоение которой клириками архиепископ считал незаконным и сам претендовал на ее получение. Папа Иннокентий III уведомлял Бернарда в июле 1206 г., что римской курией после длительного рассмотрения дела предписано сплитским клирикам возвратить архиепископу указанную часть десятины и пожертвований, а архиепископу — ежегодно выплачивать им из этой суммы 20 перперов в качестве компенсации (CD, III, p. 56-58).

252. Из посланий папы Иннокентия III известно, что в начале XIII в. архиепископ Бернард «изгнал из Сплита и Трогира немало патаренов», нашедших приют в Боснии (PL, t. 214, p. 871; CD, II, p. 351). Иннокентий III призывал его также разобраться с боснийскими катарами (PL, t. 214, p. 1108; CD, III, p. 14-15).

253. Источники второй половины XII — первой половины XIII в. представляют факты неприязни и даже откровенной вражды, выказываемой верхнедалматинскими епископами, в том числе и скрадинским, в отношении Дубровника, которому они были формально подчинены (Станоjевиh Ст. Борба за самосталност..., с. 59-61, 67,101). Посвящение Бернардом скрадинского епископа, видимо, следует рассматривать в контексте этих фактов.

254. Табеллион — составитель договоров и совещаний.

255. Трегуан стал трогирским епископом в 1206 г.

256. Речь идет о IV Латеранском соборе 1215 г., на котором было принято 70 канонов, составивших основу нового церковного законодательства.

257. В этой главе речь идет о Пятом крестовом походе 1217-1221 гг. В нем приняли участие венгерский король Эндре II со значительным войском, некоторые южногерманские князья, австрийцы и голландцы.

258. Букв, «super comptas». Л. де Хайнеманн предполагал, что имеется в виду«cunta» — индузий, верхняя туника (Heinemann, p. 578, 1).

259. Прием, устроенный сплитской коммуной королю, стоил больших денег имирянам, и капитулу (CD, III, p. 180).

260. Крепость Клис, закрывавшая проход к Сплиту со стороны гор, имела для города важное стратегическое значение, чем и обусловливалось желание горожан распространить власть города на крепость, находившуюся во владениях хорватских феодалов. Магистр Понций (Pontius de Cruce) был приближенным короля Эндре II, сопровождал его в крестовом походе. Поставленный Эндре II королевским наместником в Хорватии и Далмации, он за свои заслуги был награжден здесь некоторыми земельными пожалованиями (CD, III, p. 174-176), а Клис было пределен местом его пребывания. Это назначение, очевидно, имело целью ограничить влияние одного из наиболее сильных хорватских феодалов — Домальда (см. прим. 272), который не только претендовал на крепость, но и рассчитывал получить от короля в управление земли Далматинской Хорватии.

261. Во время пребывания Эндре в Далмации им было направлено посольство к венецианскому дожу Пьетро Циани и заключен с ним договор, по которому за обеспечение переправы по морю дож добился от короля обещания не претендовать более на Задар (Listine о odnosajih izmedu juznoga slavenstva i Mletacke republike. Zagreb, 1869, knj. 1, p. 29). Умолчание хронистом этого принципиального для описываемых событий факта, очевидно, связано с его нежеланием раскрывать роль Венгрии в венецианско-задарских отношениях

262. Стефан Первовенчанный — великий жупан Сербии с 1196 г., с 1217 г. — король Сербского государства, принял корону от папы Гонория III (1216-1217).

263. Африканские арабы средневековых западноевропейских и византийских источников.

264. Искаженная цитата из «Фарсалии» Лукана (Lucan I 70-71). В рукописи — поздняя запись на полях об авторстве Лукана и соответствующая цитата (HS, р. 91, 6).

265. Очевидцы так называемой «венгерской» фазы Пятого крестового похода (1217-1218) единодушны в более чем скромной оценке действий венгерского короля и результатов его похода, полагая, что неудачными военными действиями король нанес удар по крестоносному движению (см. A history of the Crusades. —V. 2 The later Crusades, 1189-1311 /Ed. By Wolff R. L., Hazard H. W. Madison, 1969, p. 388-394). Реабилитирующая короля версия, которая связывает окончание похода Эндре с попыткой его отравления, по всей видимости, венгерского происхождения.

266. В Антиохии Эндре II сосватал своему сыну Эндре дочь правителя Киликийского армянского государства Левона II.

267. Федор I Ласкарь (? — 1222) — никейский император (1204-1222) после взятия Константинополя крестоносцами. Короновался в 1208 г. Бела — будущий венгерский король Бела IV (1235-1270), род. в 1206 г.

268. Oxanus — болгарский царь Иван Асень П (1218-1241). Дочь Эндре П — Мария.

269. Архидиакон Групций упоминается в сплитском документе 1219 г. (CD, III, p. 170).

270. В сплитских документах 1217-1219 гг. в качестве сплитского архиепископа называется некий Славиц (Slavig) (CD, III, p. 164, 170, 172). Однако в письме папы Гонория III от 29 июля 1220 г. сплитскому капитулу с подтверждением избрания архиепископа Гунцела упоминается о шести предыдущих попытках избрания сплитского архиепископа и об отказе всех шести кандидатов быть архиепископами Сплитской церкви из-за ее бедности (CD, III, р. 182).

271. Имя бана Юлы упоминается в документах 1213 и 1219 гг. (Codex diplomaticus Hungariae ecclesiasticus ас civilis / Ed. Fejer G. Buda, 1829, t. 3, v. 1, p. 148, 272).

272. Домальд был одним из наиболее влиятельных хорватских феодалов первой четверти XIII в. Происхождение его неясно. К 1200 г. он стал приближенным венгерского герцога Эндре, будущего короля Эндре II, который часто прибегал к его услугам, жалуя в благодарность земли (CD, III, p. 101-102). В 1202 г. Домальд действовал на стороне Задара против осаждавших город крестоносцев (Ibid., p. 44). В первой четверти XIII в. он избирался комитом ряда далматинских городов.

273. Гунцел был избран архиепископом в 1220 г. (CD, III, p. 182).

274. Папа Гонорий III указывал Роберту, что если, по его мнению, Гунцел может оказаться полезным Сплитской церкви, пусть он утвердит его избрание и посвятит в архиепископы (CD, III, p. 182). Веспрем — город в Венгрии близ северной оконечности озера Балатон.

275. Город в Лацио в Центральной Италии.

276. О посольстве Аконция папа Гонорий III сообщает в письме комиту и жителям Сплита 13 апреля 1221 г. (CD, III, p. 191-192). Целью посольства было обуздать пиратов — «неких славян и далматинцев», которые «нападают, захватывают и убивают» крестоносцев, направляющихся в Святую землю.

277. Иер. 2, 24.

278. В действительности успехи Аконция в борьбе с омишскими пиратами, несмотря на поддержку венгерского короля (CD, III, p. 187), были более чем скромными и кратковременными. В том же 1221 г. Аконций обратился к «капитулу и клиру» Сплита с просьбой предоставить ему корабдь до Задара, так как боялся «нечестивых» Качичей, которые «могут устроить засаду, чтобы навредить нам» (Ibid., p. 205). Однако сплитчане в бойне рвались, и папа Гонорий III был вынужден напомнить им о необходимости войны с пиратами в связи с их новыми акциями (Ibid., p. 191-192).На отвоеванных Аконцием островах Качичи вновь обосновались уже ксередине 20-х гг.

279. Из письма папы Гонория, отправленного из Латерана 4 декабря 1221 г. и адресованного Гунцелу и веспремскому епископу Роберту, следует, что папа послал Гунцелу паллий через сплитского каноника Вульказия, нунция Гунцела (CD, III, p. 198). Однако каким-то образом паллий оказался в руках легата Аконция. Рогова — придунайский город к северо-востоку от Белграда.

280. С начала XIII в. в латинских источниках, прежде всего в документах папской курии, появляются сведения о «еретичестве» боснийской церкви. В конце 1221 г. папа Гонорий III призвал Аконция (который, спасаясь от Качичей, находился в Задаре) отправиться в Боснию и участвовать там в преследовании еретиков. С призывами к борьбе с еретиками Боснии папа обратился также к венгерскому королю и эстергомскому архиепископу (CD, III, p. 196-197, 198-199). В ожидании их помощи Аконций оставался в Задаре, затем, очевидно, присутствовал на соборе далматинских епископов в Дубровнике, созванном для организации борьбы с еретиками, после чего снова вернулся в Задар (CD, III, p. 202-203, 209-210, 217-218). Так что, вопреки сведениям Фомы, до Боснии он, видимо, так и не добрался.

281. Области Северной Италии.

282. Brixiana — г. Брешиа в Северной Италии.

283. Речь идет о землетрясении 25 декабря 1222 г.

284. 15 августа.

285. Св. Франциск Ассизский (1182-1226), учредитель названного по его имени нищенствующего ордена.

286. Вероятная Параллель с Мф. 14, 36.

287. Сообщение относится к 1221 г., когда сплитским комитом был избран хорватский феодал из Луки Буисен — Вишен.

288. В 1210 г. Домальд расправился с какими-то соперниками Эндре, за что тот расплатился с ним цетинской жупанией с селением Триль (CD, III, p. 201). Сэтим, вероятно, связаны нападения детинцев на сплитские земли сразу после изгнания Домальда из города.

289. Семейство брибирских князей Шубичей, к которому принадлежал Григорий, укреплялось на территориях, расположенных между владениями кркских князей и Качичей. Их резиденция располагалась в Брибире, находившемся к северо-западу от Скрадина. Возвышение Шубичей сопровождалось в первой трети XIII в. борьбой с другими феодальными кланами, стремившимися к расширению влияния в Хорватии и Далмации. Буисен — Вишен был, возможно, родственником Шубичей.

290. Свиниград — крепость Звониград на реке Зрмане.

291. С конца XII в. Хум входил в состав сербского государства Неманичей и находился под управлением наместников, назначаемых центральной властью. Вместе с тем некоторые сведения о суверенных правителях Хума конца XII —середины XIII в. говорят о достаточно формальном подчинении Хума или о самостоятельном статусе части его земель (см. Грачев В. П. Сербская государственность в X-XIV вв. М., 1972, с. 220-225).

Петр стал сплитским комитом в 1225 г.

292. Ошибка хрониста. Аконций был жив еще и в 1223 г. (CD, III, p. 229-230).

293. Острог — хорватское селение между Салоной (Солином) и Трогиром.

294. Ниже упоминается некий Толлен из Полицы как один из главных врагов Сплита. Ф. Рачки допускал, что он и названный здесь Толлен — одно и тоже лицо и что, таким образом, Бутко и его родня происходят из Полицы (HS, р. 216, 224).

295. Предыстория рассказа Фомы такова. Усиление Домальда в Хорватии и Далмации привело к ухудшению его отношений с венгерским королем. Некоторые акции Эндре II в пользу Трогира против Домальда в 1217 г. были связаны со стремлением последнего распространить свое влияние на Трогир и обложить его данью (CD, III, p. 162, 165). Посягательства Домальда накрепость Клис также натолкнулись на противодействие Эндре, передавшего ее в ведение отряда ордена тамплиеров во главе с магистром Понцием, представлявшим интересы короля в Хорватии и Далмации. Хотя Домальди занял Клис в 1223 г., ему не удалось одолеть своих противников, и прежде всего брибирских князей, и Эндре наградил брибирских князей Григория Шубича и Стефана (Степко), в то время трогирского комита, принадлежавшими Домальду приморскими землями «вследствие предательства, которое он совершил против королевской короны» (Ibid., p. 231).

296. Имеется в виду привилегия, согласно которой лица духовного звания освобождались от подсудности светским судам.

297. О нападении Домальда на городские угодья Сплита и пленении им «многих знатных и богатых граждан» свидетельствует сплитская грамота 1227 г. Сплитский нобиль Дуим Формини был одним из патронов церкви св. Петра, упоминается в грамоте 1227 г. (CD, III, p. 267).

298. Кальман — второй сын короля Эндре II. Родился в 1208 г. В 1214 — герцог Галиции, в 1216 г. после своего старшего брата Белы получил в управление Далмацию и Хорватию. В Сплите находился 1 августа 1226 г.

299. Архидиакон в католической церкви был вторым лицом после епископа в делах церковного управления. Он наблюдал за поведением духовенства, играл важную роль в церковном суде, заведовал церковным имуществом, в отсутствие епископа замещал его, а в случае смерти епископа заведовал всеми церковными делами на правах викария. В административном отношении архидиакон стоял выше архипресвитера, но, как диакон, занимал более низкую ступень в церковной иерархии.

300. Примицерий — зд., возможно, старший священнослужитель в кафедральной церкви (см. прим. 168).

301. Папа Григорий IX (1227-1241) находился в Перудже с сентября 1234 г. по сентябрь 1235 г.

302. Вице-канцлером в 1235 г. был магистр Бартоломео.

303. Аллюзия на Ин. 10, 11, 15.

304. Tullianum — построенная при Сервии Туллии в VI в. до н. э. подземная часть государственной тюрьмы в Риме.

305. Положение Петра в Сплите было, очевидно, достаточно прочным, поскольку Григорий Брибирский смог добитья места комита Сплита только после его смерти, последовавшей в 1226 г. (CD, III, p. 259). Григорий стал комитом в начале 1227 г.

306. Несмотря на обращение венгерского герцога Кальмана к жителям Сплита с просьбой дать отпор Домальду (CD, III, p. 326), они вновь избрали его своим комитом в 1229 г. Еще раз он занял место комита в 1235 г. Григорий избирался сплитским комитом в 1232 и 1234 гг. Сын Григория Марк упоминается в грамоте 1237 г. (CD, IV, р. 22).

307. В тексте — «bovibus», что, однако, противоречит смыслу предыдущего утверждения, что в том месте паслись овцы. Очевидная описка переписчика: «bovibus» вместо «ovibus».

308. Монастырь св. Стефана «среди пиний» располагался в западной части города на берегу моря. Он был основан в начале XI в.

309. Церковь св. Феликса X в. находилась на берегу моря.

310. Латиняне — зд. итальянцы.

311. Богоявление — один из двунадесятых праздников, празднуемый 6 января. Пасха в 1239 г. приходилась на 27 марта.

312. Камерарий — казначей, ведающий поступающими в государственную казну доходами.

313. Первой крупной акцией Гаргана было заключение в 1239 г. договора между враждовавшими Сплитом и Трогиром. Этот договор во многом обусловливался отношениями Трогира и родного города подесты — Анконы, которых связывали «давние мир и дружба», подтвержденный несколькими договорами; последний из них (до избрания Гаргана) был заключен в 1236 г. (CD, IV, р. 12-13). Гарган примирил Трогир и Сплит ценою некоторых уступок со стороны последнего. Так, в случае ведения совместных военных действий Сплит обязывался обеспечить предоставление двух третей флота и сухопутных войск, оплачивать две трети расходов на совместные посольства и пр. Текст договора был составлен гражданином Анконы Петром Трансмундо (CD, IV, р. 85-86).

314. См. прим. 330.

315. Иперпер — византийская золотая монета достоинством 20 динариев.

316. Текст «Капитулярия» не сохранился. Однако в преамбуле Статута Сплита 1312 г. отмечается, что его положения составили основу городского закона (Statuta et leges civitatis Spalati / Ed. Hanel J. J. Zagrabiae, 1878, p. 4).

317. Одной из наиболее крупных акций подесты в это время было подписание договора Сплита с хумским князем Андреем (сентябрь 1241 г.), по которому сплитчане получали право беспошлинной торговли на территории, подвластной Андрею (CD, IV, р. 134-135).

318. Рассказ хрониста дополняется текстом договора Врача со Сплитом, заключенного в связи с окончанием войны 1240 г. В нем говорится, что Гарган начал военные действия после того, как омишский князь Осор отказался «предоставить гарантии ... коммуне Сплита относительно возмещения ущерба в скоте, который Тольен ... некогда угнал со сплитских угодий» (CD, IV, р. 112).

319. Хронист умалчивает о неудавшейся попытке Гаргана захватить Омиш (CD, IV, р. 112), предшествовавшей подчинению им о. Брач.

320. Договор между Брачем и Сплитом был заключен 19 мая 1240 г. (CD, IV, р. 112-113).

321. Barcusium, barcosium — это название употреблялось в далматинских городах в отношении весельных кораблей различных размеров — от небольших лодок до крупных палубных кораблей (Vekaric S. Vrste i tipovi dubrova c kih brodova XIV st // Anali Historijskog institute JAZU u Dubrovniku. Dubrovnik, 1962-1963, god. 10-11, s. 30-31).

322. Триремы и упоминаемые ниже биремы — типы военных кораблей, имевших соответственно три и два ряда весел. Вместе с тем они могли иметь одну, две или три мачты для парусов.

323. 29 июня — день свв. апостолов Петра и Павла.

324. Остров Шолта принадлежал Сплиту.