Комментарии

Комментарии

361 Коран XXV, 25.

362 В списках Д, Ла, Т добавлено: “т. е. Ходжа Калан-ходжа”.

363 Даргам — местность к югу от Самарканда. Бартольд, т. 1, с. 144.

364 В списках Д, Ла, Т — эмир Али-Акбар.

365 Ворота Сузангаран — южные вороты Самарканда.

366 Ворота Чахарраха — то же, что и Чарсуй, — западные ворота Самарканда. Вяткин. Материалы, с. 18.

367 Ворота Шейх-заде — одни из северных ворот Самарканда. История Самарканда, с. 238.

368 Ходжа Абду-йи Дарун (Ходжа Абд-и Дарун) — мавзолей на кладбище в Сузангаранской части Самарканда. История Самарканда, с. 252.

369 Ворота Аханин, иначе называемые Наубахарскими, — одни из северных ворот Самарканда.

370 Мазар-и Шах — гробница в современном городище Афрасиаб, построенная на действительной или мнимой могиле Хусама ибн Аббаса, двоюродного брата пророка Мухаммада. Эта гробница уже в “Бабур-наме” названа “Шах-и Зинде”. Последнее название (Шах-и Зинде) получил весь архитектурный комплекс зданий, главным образом мавзолеев, возведенных над могилами известных лиц царской семьи и духовенства. Бартольд, т. 1, с. 142, 143. Описание архитектурного комплекса Шах-и Зинде см.: Пугаченкова. Самарканд и Бухара.

371 Чакар — по-видимому, речь идет о юго-восточной крепостной башне Самарканда. Своим названием эта башня, вероятно, обязана каналу Чакардизе (у Бартольда — Джакердизе), который соответствует ныне действующему каналу Шаар-арык. Бартольд, т. 1, с. 140; История Самарканда, с. 119, 121.

372 Ворота Фируза — восточные ворота Самарканда. История Самарканда, с. 238.

373 Чакардизе — название приведено по списку Ла (л. 190а), в списке А — Хакриз.

374 Ворота Казаристан — иначе называемые воротами Каризгах, позже воротами Намазгах, Аидгах; их последнее название ворота Ходжа-Ахрара, южные ворота Самарканда. Абдулланома, т. 2, с. 355, примеч. 580; Вяткин. Материалы, с. 17 — 18.

375 Авлигах — букв. “наиболее возвышенное место”. Трудно сказать, употреблено ли это слово в прямом смысле или является названием какого-либо пункта.

376 Тирбанд — пояс, сплетенный из нескольких ниток верблюжьей шерсти, которым опоясывается курьер. К поясу обычно привязываются кольцо для натягивания лука, футляр для кинжала и т. п., а также бубенчики. Бурхан-и кати', т. 1, с. 542.

377 Букв. “поразив головы и сердца врагов”.

378 Илак — область по нижнему и среднему течению реки Ангрен.

379 Кан-и Гиль — равнина к северо-востоку от Самарканда.

380 Коран XXXV, 41.

381 Фраза по-арабски.

382 Коран V, 96.

383 Коран II, 260.

384 Коран XVII, 87.

385 Первое слово коранического стиха. Коран LXXXIX, 28.

386 Ипар — то же, что и Ипар куруги. См. примеч. 360.

387 Джалал ад-дин Акбар — речь идет о Великом Моголе Акбаре I (1556 — 1605).

388 Дарра-йи Ардахшан расположен в 20 км к юго-востоку от Джизака. Абдулланома, т. 2, с. 356, примеч. 608.

389 Рабат-и Малик (Царский рабат) — караван-сарай караханидского периода, остатки его находятся в степи Мелик, в 18 — 20 км к западу от Кермине (Навои). Умняков. Рабат-и Малик, с. 179 — 192; Бартольд, т. 1, с. 378.

390 Ма'рифат (букв. “познание”). Здесь суфийский термин, обозначающий третий этап на пути мистического совершенствования суфия. На этой стадии суфий, отрешившись от чувственных желаний, признавался способным достигать в отдельные моменты экстаза временного общения с “единым” — богом. Петрушевский. Ислам в Иране, с. 327.

391 Хабиб-ходжа Хаванд-и Тахури — потомок известного среднеазиатского шейха Хаванд-и Тахура, или в просторечии Шейх Антаур (ум. в 756/1355 или 761/1359-60 г.). О шейхе Хаванд-и Тахур см.: Семенов. Ташкентский шейх Хавенд-Тахур.

392 Дизак (Джизак) — древний город, ныне районный центр Сырдарьинской области Узбекской ССР.

393 Местонахождение этого рабата не удалось установить.

394 Ачик — селение в Анхарском тумане Самаркандской области. Вяткин. Материалы, с. 55.

395 Дарра-йи Вал. Точное местонахождение не определено.

396 Коран IX, 119.

397 Наср-и Таир, или Алтаир, — см. выше, примеч. 251.

398 Древние астрологи считали, что Арктур, самая яркая звезда в созвездии Волопаса, входит в созвездие Девы. Созвездие Девы они изображали в виде женщины, держащей в левой руке колос (отсюда само созвездие часто называлось “Сунбуле” — “колос”), а в правой руке копье, обозначающее звезду Арктур. Так, самой яркой звезде в созвездии Девы ими было дано название Симак ал-А'зал (Симак невооруженный), самой яркой звезде в созвездии Волопаса — Симак-и Рамих (Симак вооруженный). Е1, т. 4, с. 425.

399 Са'д Забих — Венера.

400 Согласно мусульманскому преданию, рука Мусы (Моисея) излучала свет.

401 Коран III, 96.