Комментарии

Комментарии

1 Под Могольским государством мы понимаем государственное образование с центром в Яркенде, созданное в 920/1514 г. в Восточном Туркестане потомком моголистанских ханов чагатаидом Султан-Са'идом после его победы над дуглатом мирзой Аба Бакром. Первоначально в его состав входили города Кашгар, Янги-Хисар, Уч, Аксу и Хотан с прилежащими округами, а впоследствии (с 70-х годов XVI в.) Бай и Кусан (Куча). К этому государству мы относим также и восточную область страны с центрами в Чалыше (Карашахр) и Турфане, которая была большую часть времени практически независима и имела самостоятельных правителей и на которую лишь временами распространялась власть яркендского хана (например, 70—90-е годы XVI в., 40—60-е годы XVIIв.). Авторы местных исторических хроник и агиографических сочинений конца XVII—XVIII в. Называли это номинально единое, но фактически разделенное на две независимые части государство Мамлакат-и могулийе, Могулийе, Баладха-йи могулийе, Вилайат-и могулийе и Шахр-и могулийе, т. е. Могольским государством (см.: “Хроника”, л. 85а; Анис ат-талибин, лл. 916, 107а; “История Кашгарии”, лл. 69а, 756, 976; Хидайат-наме, лл. 12а, 426, 706, 756, 766, 986, 109а,110а; Тазкире-йи хидайат, л. 276).

В отечественной и европейской литературе этот регион в этно-территориальном отношении обычно назывался Малой Бухарией, Кашгарией или Восточным Туркестаном, что равнозначно содержанию, которое вкладывали указанные выше местные источники в название “Могольское государство”. Впервые это тождество отметил В. П. Юдин, который достаточно обоснованно его доказал, но предпочел для этого государства название “Могулия” (см.: Рецензия, стр. 81—82; “Материалы”, стр. 375; ср. также: Мухаммад-Хайдар, пер. Росса, предисловие Илайеса, стр. 53—54; Думай, Аграрная политика, стр. 9, прим. 1). К. И. Петров (Очерки, стр. 53, прим. 1), остановившись на названии “Кашгария”, пишет, что оно “употребляется для обозначения территории Таримского бассейна, простирающегося от водораздела рек Кызыл-Су Алайской и Кызыл-Су Кашгарской на восток по системе рек Тарима, включая его притоки, стекающие на севере с хребтов Восточного Тянь-Шаня, на юге — с Западного Куэнь-Луня и др. хребтов Гималайской горной системы, иногда эту область именуют Восточным Туркестаном”.

2 О сочинении, авторе и сохранившихся рукописях см.: Бартольд, Рец. на Илайеса, стр. 63—73; Стори, Персидская литература, II, стр. 1202—1206; “Материалы”, стр. 185—191, там же частичная библио графия вопроса; КИНА, №№ 514—517. О дате завершения труда см. Мухаммад-Хайдар, рук. В 648, л. 84б и С 395, л. 103а.

3 О названии “Моголистан” и его трансформациях в XIV—XVI вв. см.: Юдин, Рецензия, стр. 81—82 и прим. 45 к нашему переводу “Хроники”.

4 О сочинении, авторе и сохранившихся рукописях см.: Бартольд, Хайдар б. Али, стр. 597; Стори, Персидская литература, I, стр. 427— 428; СМИЗО, II, стр. 213; Bartold[—B. Spuler], Haydar b. 'Ali, стр. 325—326.

5 О сочинении, авторе и рукописях его труда см.: Бартольд, Отчет, стр. 170—182, 192—196; его же, Церемониал, стр. 388—389; его же, К истории Хорезма, стр. 257—258; Ахмедов, Государство, стр. 29—30; его же, Махмуд ибн Вали; его же, Махмуд ибн Вали и его энциклопедический труд, стр. 62—65; Абдураимов, Очерки, стр. 16—18; “Материалы”, стр. 320—328; Стори, Персидская литература, I, стр. 1135— 1138; СВР, т. V, стр. 71—74, №№ 3563—3564.

6 Хотя хронологически первой попыткой продолжения истории Кашгарии явился небольшой очерк, составленный Амином [б.] Ахмадом Рази и включенный им в свой био-географический труд Хафт иклим (1002/ 1593-94 г.), мы тем не менее не можем рассматривать этого автора как одного из предшественников Шах-Махмуда Чураса из-за значительной недостоверности приведенных им материалов (подробнее см. ниже).

7 О состоянии, стр. 300—301.

8 Восточный Туркестан, II, стр. 322—323, 334—335, 352.

9 Тазкире-йи хваджаган, пер. Шоу, 32—35 и примечания.

10 Там же, предисловие Илайеса, стр. 1-5.

11 Об авторе и сочинении см.: Салахетдинова, Сочинения Мухаммад-Садыка Кашгари, стр. 93—100, там же библиография.

12 Например, из общего повествования выпала линия Мухаммад-хана, правившая в Яркенде около 30 лет (1018—1047/1609—1638). После Мухаммад-хана правили Шах-Шуджа' ад-Дин Ахмад-хан, 'Абд ал-Латиф-хан (Афак-хан), Султан-Ахмад-хан (Фулад-хан), Султан-Махмуд-хан (Клыч-хан) и снова Султан-Ахмад. Ср. также: Бартольд, Отчет, стр. 183, прим. 354.

13 Анализ и перечень этих источников см.: Думай, Аграрная политика, стр. 18—54.

14 Там же, стр. 17—18; ср. также: Позднее в, История, лл. 38б—41а.

15 Например, только ошибочным сообщением одного из них можно объяснить то, что у французского синолога П. Пельо вместо одного правителя Турфана и Чалыша - Султан-Са'ид-Баба-хана появились два правителя, один из которых, Султан Са'ид, наследовал своему брату Абул-Мухаммаду, а второй, Баба-хан, закрепился в Камуле (Хами) (см.: Pelliot, Notice critiques, стр. 49 и примечание 293 к нашему переводу).

16 Der Islamische Orient, VI—X, стр. 195—374; см. также Zur Geschichte Zentral-Asiens, стр. 194—195.

17 Бартольд, Отчет, стр. 119—210 (главным образом стр. 170—191).

18 Ср.: Hartmann, Der Islamische Orient, VI—X, стр. 195—288, где использован труд Мухаммеда Кашгари, и стр. 290—302, где приведены сведения, почерпнутые в “Отчете” В. В. Бартольда. После исследований М. Хартмана на европейских языках не появлялось работы, в которой бы на материалах местных источников была рассмотрена история Восточного Туркестана XVI—XVII вв.

19 Источники последовательно рассматриваются и используются В. В. Бартольдом в “Отчете” (см. Отчет, стр. 170—182, 173—191, 175—191).

20 См. ниже: раздел “„Хроника" как источник”, а также “Материалы”, стр. 377.

21 ЗВОРАО, т. XXII, стр. 319.

22 Описание, № 38.

23 См. ниже: раздел “„Хроника" как источник”. Противоположная точка зрения была высказана В. П. Юдиным (см. “Материалы”, стр. 402, 404).

24 В частности, см.: Болдырев, Зайнаддин Васифй, стр. 346—347; СВР, III, № 2604 (Зийа' ал-кулуб); Миклухо-Маклай. Описание, вып. 2, № 181 (Джалис ал-муштакин), № 184 (Зийа' ал-кулуб), № 196 (Хидайат-наме), № 197 (Тазкире-йи хидайат), № 201 (Тазкире-йи 'Абд ал-Маннан), № 202 (Джами' ал-асрар); Мугинов, Описание, №№ 105— 106 (Тазкире-йи хваджа Мухаммад-Шариф); Ворожейкина, Доисламские верования, стр. 182—189; Салахетдинова, Сообщения о киргизах в “Хидайат-наме”, стр. 133—140; Юдин, Известия, стр. 71—76; “Материалы”, стр. 177—184, 235—236.

25 ПТКЛА, XX, стр. 68, прим. 3; ЗВОРАО, т. XXII, стр. 303—319.

26 Там же, стр. 319.

27 Там же, стр. 313—318 (список изобилует пропусками и ошибками).

28 “Отчет 1916 года”, стр. 336.

29 ***

30 ***

31 ИРАН, сер. VI, т. 12, № 7, 1918, стр. 514—515.

32 Ф. 68, оп. 1, ед. хр. 182, 191 стр. в четверть листа, текст с одной стороны; ср.: “Хроника”, лл. 1б—За, 46б—85а. Судя по пометам, В. В. Бартольд не обращался к составленному тексту после 1918 г.

33 Двенадцать лекций, стр. 113; Киргизы, стр. 511, 516, 518; Чагатайская литература, стр. 610.

34 ЛО Архива АН СССР, ф. 68, оп. 1, ед. хр. 432, л, 893.

35 Указатель, стр. 31; Kurzer Abriss, стр. 7.

36 Стори, Персидская литература, II, стр. 1206—1207. .

37 “Сборник I”, стр. 100—101. Судя по тому, что в этом сборнике были выполнены переводы из Зубдат ал-асар 'Абдаллаха б. Мухаммада и Бахр ал-аерар Махмуда б. Вали также по одной и той же рукописи Салеева, можно предположить, что составители сборника не располагали списками отмеченных ими сочинений, а пользовались обширными выписками, сделанными из них этим узбекским ученым.

38 Там же, стр. 92.

39 Очерки, стр. 50, 54, 55.

40 Описание, № 38.

41 Шифр В. Перс. 11. Об этом нам сообщила в 1961 г. С. И. Тансыкбаева (Ибрагимова), за что мы приносим ей искреннюю благодарность.

42 О родоплеменном составе; Рецензия; Рец. на Ахмедова.

43 “Материалы”, стр. 379—385.

44 Там же, стр. 369—378.

45 Персоязычные источники; Редкий источник; Кашгарский поход; Могольско-узбекский союз; К вопросу.

46 См. ниже: раздел “Хроника" как источник”.

47 Тем не менее в следующем разделе, сравнивая работу, проделанную нашим автором с первоисточником, мы подробно рассматриваем содержание компилятивной части, что наряду с оригинальной частью дает полную возможность судить о композиции и содержании “Хроники” в целом.