Комментарии

Комментарии

171. Согласно Махмуду б. Вали, киргизы числом 3 тыс. во главе с предводителем их улуса Тилакой (***) напали на Уч и разграбили его, пленив жителей. Тимур-султан настиг их около перевала Йанги-Арт, разбил, побив тысячу человек и схватив двести, и освободил пленников из Уча. После чего он направился в Кашгар, куда был назначен наместником (Бахр ал-асрар, л. 85б). Заметим, что по своему значению Кашгар был первым после столицы центром в государстве; как показывают источники, туда почти всегда назначался наместником наследник престола или официально объявленный преемник.

172. Мухаммад-Хашим-султан — сын Худабанде-султана (см. прим. 155) и Хадидже-ханым, дочери Мухаммад-хана (“История Кашгарии”, л. 71а-б).

173. Видимо, описка автора или переписчика, и под Кусаном следует понимать Чалыш. В следующем ниже контексте речь может идти только об этом городе, в противном случае неясно, откуда бежал Мухаммад-Хашим, потерпев поражение. Ср. также прим. 167, где дан пересказ сведений, сообщаемых Махмудом б. Вали, о частичном подавлении мятежа 'Абд ар-Рахим-хана и о том, что в отнятом у последнего Ча-лыше обосновался Мухаммад-Хашим. Несомненно, Махмуд б. Вали в данном случае точен, так как его сообщение объясняет последующие притязания 'Абд ар-Рахима.

174. Это второй случай, отмеченный нашим автором, когда мятежный член младшей линии правящего дома обращался за помощью извне, прибегая к военной силе калмаков. Любопытно, что в подобных ситуациях калмаки извлекали максимум выгоды: занимая выжидательную позицию, они всегда принимали сторону того, кто оказывался сильнейшим, и уходили, разграбив побежденного, призвавшего их же на помощь. Ср. этот же пассаж в “Истории Кашгарии” (л. 84а).

175. Байаз — рукописный сборник (типа альбома, как по составу, так и по внешнему виду), содержащий, как правило, но не обязательно, поэтические произведения малых форм многих поэтов (иногда такие сборники включали в себя образцы стиля писем и документов, прозаические фрагменты, пословицы, поговорки и т. п.). Эти сборники либо составлялись самим любителем поэзии, либо подбирались переписчиком по его заказу. Содержание их было самым разнообразным: произведения определенного круга поэтов, образцы одного поэтического жанра, одна и та же тема у разных поэтов и т. д. Термин байаз для обозначения подобных сборников характерен прежде всего для Мавераннахра, Афганистана и частично Индии. В Иране такие альбомы назывались большей частью джунг или сафине ('ковчег').

176. Те же сведения находим мы у анонима “Истории Кашгарии” (лл. 83б—84а); без подробностей говорит об этом Махмуд б. Вали, замечая только, что Мухаммад-Хашим был выманен ложным доброжелательством недавнего врага (Бахр ал-асрар, л. 85б). Поскольку это событие имело место в том же году, что и выступление киргизов во главе с Тилака-бием, то в этом случае Мухаммад-Хашим был убит либо в конце 1018/1609-10 г., либо в начале 1019/1610-11 г.

177. Бабур и Мухаммад-Хайдар, рассказывая о местнических спорах, отмечают у монголов несколько иной порядок распределения родов на правом и левом крыле (Бабур-наме, изд. Беверидж, 100 б; пер. Салье, 117; Мухаммад-Хайдар, рук. С 395, лл. 226а, 2276; пер. Росса, 306— 307, 308—309).

178. По сведениям Махмуда б. Вали, его казнил 'Абд ар-Рахим-хан в результате “наговоров клеветников” (Бахр ал-асрар, л. 87а).

179. Махмуд б. Вали со слов своих информаторов, среди которых был деятельный участник описываемых событий, брат тогдашнего хакима Уча мирзы Хашима чураса — Латиф, следующим образом рассказывает об этих походах Тимур-султана. 'Абд ал-Карим-султан сын Абу Са'ид-султана, который был женат на дочери Шуджа' ад-Дина Ахмад-хана и которому в удел дали Керию, восстал против центральной власти и бежал к 'Абд ар-Рахим-хану. Последний только что разбил Мухаммад-Хашим-султана и овладел Кусаном. Он сделал 'Абд ал-Карима правителем Кусана, и они вместе пошли на Аксу. Мирза Хашим байрин, правитель Аксу, потребовал помощи у хана. Чтобы отразить нападение 'Абд ар-Рахима, из Кашгара выступил Тимур-султан — наследник престола, которому помимо войск был придан отряд из Яркенда. Нападавшие отступили, очистили область Аксу и укрепились в Кусане. После бесплодных попыток взять крепость Тимур-султан ушел, разорив окрестности. На следующий год он вновь подошел к стенам Кусана и столь жестоко повел осаду, что 'Абд ал-Карим послал к 'Абд ар-Рахиму просьбу о помощи в связи с тем, что из-за отсутствия провианта он неминуемо сдаст город. Для деблокирования осажденной крепости было выслано 15-тысячное войско под началом Искандар-султана казака, однако недалеко от Кусана оно было разбито наголову отрядом в 10 тыс. воинов под командованием Хайдар-бека чураса и мирзы Хашима. Увидев, что надежды на помощь рухнули, 'Абд ал-Карим сдался на милость победителя. Его привели в Яркенд, где хан простил его и отправил вновь в Керию (Бахр ал-асрар, лл. 85б—86б). Далее Махмуд б. Вали сообщает, что Тимур-султан после этого похода пошел на владение калмаков и, одержав победу над ними, рассеял затем племена киргизов и казахов. Абулай-султан выдал за него свою дочь, и таким образом Тимур-султан “осадил пыль смуты в тех пределах” (там же, л. 87а).

180. Хайдар-бек чурас был хакимом Кашгара, главным эмиром той же области и аталыком Тимур-султана, т. е., находясь при энергичном наследнике престола, занимал один из самых влиятельных постов в государстве.

181. Тавачи — в военно-административном аппарате государственных образований на территории Мавераннахра XIV—XVII вв. — лица с функциями адъютантов, выполнявшие особо важные распоряжения династа. Они наделялись весьма широкими полномочиями, особенно во время оповещения о сборе войск или вызова на охоту. Функции этих чиновников в Могольском государстве были, видимо, близки отмеченным выше. Подробнее см.: Греков и Якубовский, Золотая орда, стр. 344—346.

182. Даруга — весьма емкий термин с основным значением управления, надзора и надсмотра. Даруга в разное время назывались представители центральной администрации, исполнявшие неодинаковые функции и наделенные разной полнотой власти, как в Иране, так и Мавераннахре: 1) даруга города в значении губернатора; 2) даруга при правителеобласти в значении наблюдающего за взиманием налогов, а также высший представитель фискальных органов в данной округе; 3) управляющий крупных феодальных поместий как светской, так и духовной знати; с этой же функцией в поместьях хана также находился один или несколько даруга; 4) общевойсковой даруга следил за порядком в войсках на походе и биваке, исполняя функции современной “военной полиции”; 5) наконец, пост даруга мог быть при канцелярии отдельных наместников, совмещая при этом несколько указанных выше функций. И. П. Петрушевский отмечает, что в Шекинском ханстве конца XVIII в. “термин даруга означал не чиновника, а землевладельца...” (Иванов, Хозяйство, стр. 37; П етр у шев ски и, Земледелие, стр. 392 и прим. 8. Ср.: Lambton, Darugha, стр. 163—164).

183. Т. е. убили.

184. Кирак(—гараг)йарак — чиновник государственной администрации, ведавший поставками из округов и областей снаряжения, провианта, фуража и вооружения, необходимого для войска. Его функции в разное время были неодинаковы и менялись. О термине гаракйарак см.: Иванов, Хозяйство, стр. 66; Али-заде, История Азербайджана XIII— XIV вв., стр. 246; Петрушевский, Земледелие, стр. 393.

185. Расправы с чурасскими эмирами очень кратко касается аноним “Истории Кашгарии” (л. 73б); там же он говорит о внезапной смерти Тимур-султана, видя в этом событии наказание, ниспосланное свыше за убийство эмиров. Тимур-султан умер в 1023/1614-15 г., поскольку родившийся вскоре после его смерти Султан-Махмуд умер в 22-летнем возрасте в 1045/1635-36 г. (см. стр. 209 нашего перевода). Соответственно разгром, который Тимур-султан учинил эмирам из рода чурас, имел место в 1022/1613-14 г.

186. Информация, которой располагал Махмуд б. Вали, о попытке захватить власть в Кашгаре была несколько иной: Шараф ад-Дин-султан, брат(!) Искандар-султана, сына Худабанде-султана, с группой своих приверженцев, которых Махмуд б. Вали величает “сбродом и бродягами”, бежал из Яркенда в Кашгар с намерением там обосноваться, так как после смерти Тимур-султана в Кашгаре не было наместника. Ахмад-хан выслал за ним в погоню войска, которые перехватили его на полпути, разбили его отряд, а самого Шараф ад-Дин-султана доставили к хану. Последний отправил его в изгнание, причем такая же участь грозила Искандар-султану, однако за него заступились влиятельные эмиры, и хан отменил свой приказ (Бахр ал-асрар, лл. 88б—89а). Это намерение хана, видимо, не было лишено оснований, ибо спустя год после описываемых событий, по словам Махмуда б. Вали, Искандар-султан поднял мятеж в Аксу.

187. Ср. также этот рассказ в переводе В. П. Юдина (“Материалы”, стр. 380—381).

188. Букв, “сломал руку”.

189. У Махмуда б. Вали эти события хронологически предшествуют попытке мятежа Шараф ад-Дин-султана, поскольку в его изложении они происходили еще до смерти Тимур-султана, т. е. до 1023/1614-15 г. Махмуд б. Вали, ссылаясь на своего информатора и участника событий мирзу Латифа чураса (кстати, родственника нашего автора), следующим образом излагает последовательность событий. К Ахмад-хану пришел Абу-л-Хади Макрит, служивший прежде 'Абд ар-Рахим-хану; он был принят, назначен аталыком Искандар-султана, сына Худабанде-султана, и посланвместе с последним на Чалыш. Им были приданы войска Хотана, Аксу и часть войск Яркенда. Подойдя к Чалышу, они в течение месяца грабили всю округу и затем остались в Кусане, а приданные им войска ушли назад. Год спустя Абу-л-Хади испросил у хана помощи, обещая при этом без особых усилий захватить Чалыш и присоединить его к владениям хана, так как местные жители сообщили ему, что они примут его сторону. Хан отрядил ему и Искандар-султану в помощь 1500 человек под командованием мирзы Бу-Гура бикчика и 'Абд ал-Гаффара Итарчи и все войско Аксу. По получении известий об их движении 'Абд ар-Рахим-хан оставил Чалыш И ушел в Турфан. Захватив Чалыш, они установили свои порядки в городе и округе, чем вызвали недовольство жителей, которые были близки к восстанию. Тогда Абу-л-Хади вновь обратился к хану за помощью, и тот выслал им 500 воинов под началом мирзы Кули бакавула и 1500 из Аксу во главе с мирзой Шах-Мурадом йарки, к ним присоединился также хаким Бая Субхан-Кули-бек. Они все вместе собрались в Чалыше. 'Абд ар-Рахим выступил против них из Турфана. К этому времени среди эмиров начался разлад в связи с известием о смерти Тимур-султана, и в довершение всего жители Чалыша открыто начали выражать свои симпатии 'Абд ар-Рахим-хану. Последний, оценив благоприятную для него обстановку, осадил город. В одной из последовавших за этим серий стычек и сражений погиб Искандар-султан казак. Искандар-султан вместе с Абу-л-Хади как-то ночью оставили крепость Чалыш. 'Абд ар-Рахим, предупрежденный жителями, догнал их, но в ночной битве потерпел столь жестокое поражение, что был вынужден отступить. Он с небольшим отрядом вошел в Чалыш и там укрепился. Благоприятный исход битвы позволил Искандар-султану спокойно возвратиться в Кусан, там осесть и оставить Чалыш — “эти дрожжи смуты той округи”. В Кусане между Искандар-султаном и Абу-л-Хади возникли разногласия, узнав о которых хаким Аксу мирза Хашим послал в помощь Искандар-султану мирзу Мазида с 700 всадниками. Абу-л-Хади тогда отправил гонца к 'Абд ар-Рахиму и предложил ему двинуться на Кусан, а сам, поскольку захватил город, дождавшись прихода 'Абд ар-Рахима, подчинился ему. В это же время в Кусан вошел союзник 'Абд ар-Рахима Ишим-хан казак. Благодаря проискам Абу-л-Хади союзники напали на Искандар-султана; последний не потерпел поражения в этот день, но при условии продолжения битвы оно бы неминуемо выпало на его долю. Поэтому мирза Мазид забрал султана, привел в Аксу и доложил обо всем хану. Ахмад-хан назначил Искандар-султану аталыком мирзу Хашима — хакима Аксу (Бахр ал-асрар, лл. 87а—886. Перевод фрагмента см.: “Материалы”, стр. 335—338). Сведения Махмуда б. Вали о событиях в восточной части Могольского государства носят более связный и логичный характер, чем фрагменты, которые приводит наш автор, хотя они также изобилуют подробностями и деталями. Любопытно, что сведения обоих авторов, не дублируя, дополняют друг друга, а в части количества войск, “мест их приписки”, имен военачальников и тому подобного совпадают во многих деталях. Это обстоятельство мы можем объяснить тем, что оба они черпали свои сведения из одного источника — их информаторами были участники тех событий. Как мы отмечали выше, на этот факт указывает сам Махмуд б. Вали, а Шах-Махмуд Чурас несомненно использовал при этом семейные предания, где, естественно, уделялось значительное внимание тем событиям, в которых принимали участие представители рода. Знаменательно, что Махмуд б. Вали не отмечает сколько-нибудь заметного участия чурасов в жизни государства, в то время как Шах-Махмуд, конечно, подчеркивает это при любом удобном случае.

190. Тугбиги — бек ханской ставки, на обязанности которого лежало оберегать личное знамя хана и выносить его по торжественным случаям и во время боевых действий.

191. Речь идет о хакиме Аксу Хашим-бек байрине.

192. Кум-Арык-Дарья — местное название р. Ак-су. См.: Stein, Innermost Asia, II, стр. 836, 839; его же, Serindia, III, стр. 1299.

193. Барджук, или Барчук, — прежнее название г. Маралбаши на р. Кызыл-су (или Кашгар-Дарьи), на дороге из Яркенда в Аксу и Уч. См.: The Journey of Benedict Goes, стр. 228; Stein, Serindia, III, стр. 1310, прим. 3; Бартольд, История, стр. 206; Худуд ал-алам, пер. Минорского, 281. По словам же Ч. Ч. Валиханова, Барчук и Маралбаши — два разных поселения: “Селения эти населены особым племенем долонов и имеют своих правителей” (О состоянии, стр. 295). Ср. это замечание со словами нашего автора (перевод, стр. 247), из которых вытекает, что долоны жили там и в XVII в. См.: Юдин, О родоплеменном составе, стр. 57, 62.

194. Аи-Кол — деревня по обоим берегам р. Тушкан-Дарьи, в месте ее пересечения дорогой из Аксу на Барчук (Маралбаши) и далее на Яркенд.

Местность Сариг-Абдал — на дороге из Яркенда в Аксу (около Аксу), отмечает Б. Гоэс (The Journey of Benedict Goes, стр. 227; там же см. комментарий Г. Юла и стр. 228 комментарий П. Пельо).

195. Согласно Махмуду б. Вали, спустя год после того как Искандар-султан получил в удел Аксу, он установил дружеские отношения с 'Абд ар-Рахим-ханом и перебил ханских эмиров, отмеченных нашим автором. По получении известия об этом Шуджа' ад-Дин Ахмад-хан выступил походом на Аксу, затребовав из Керии 'Абд ал-Карим-султана. После трехмесячных бесплодных попыток овладеть городом они вернулись в Яркенд, и хан отдал в удел 'Абд ал-Кариму весь Хотан. Некоторое время спустя он был выслан ханом в Балти по обвинению в поддержке Искан-дар-султана. Проведя там некоторое время, он выехал в Индию, откуда перебрался в Балх, а затем получил в 1043/1633 г. в удел г. Кишм в Ба-дахшане. Ахмад-хан больше не водил войск на Аксу, однако он послал 'Али-Кули Бахадура к Искандар-султану с официальным предложением прекратить смуту, но вместе с тем наедине посоветовал своему послу склонить жителей выдать султана. 'Али-Кули Бахадур, получив отказ от султана, склонил жителей на свою сторону, они восстали, схватили и убили султана (Бахр ал-асрар, лл. 89а—90а). Поскольку этот мятеж имел место по хронологии Махмуда б. Вали за год до убийства Ахмад-хана (1024/1615), то, следовательно, это случилось, по его же исчислению, в 1023/1614-15 г. Рассказ анонима “Истории Кашгарии” (лл. 73б—74б) совпадает с рассказом Шах-Махмуда, вместе с тем он объясняет мятеж Искандар-султана дурным влиянием эмиров, и особенно мирзы Шах-Мурада Карге, который, впрочем, и убил своего патрона по дороге в Яркенд, в местности Сай-Арык, после того как Искандар-султан был выдан жителями Аксу.

196. По словам Махмуда б. Вали, в Аксу был послан сын Тимур-султана Султан-Ахмад, а аталыком при нем был мирза Манак (Бахр ал-асрар, л. 90а).

197. Аноним “Истории Кашгарии” (л. 73б) сообщает, что изгнан был Мухаммад-Са'ид-султан — старший брат Абука-султана.

198. Примечательно, что в этом перечне владений Ахмад-хана отсутствуют города восточной части государства. Видимо, постоянная и упорная борьба 'Абд ар-Рахим-хана принесла свои плоды, и он, как Мансур-хан и его преемник Шах-хан, стал независимым правителем. Если Мухаммад-хану еще удавалось сдерживать и подавлять сепаратистские выступления отдельных членов династии, то и дело сотрясавших государство, и держать их в подчинении, то его сыну едва хватало сил, чтобы управлять в западной части Могольского государства, так как все попытки Ахмад-хана подчинить себе Турфан и Чалыш были в общем-то успешно отбиты 'Абд ар-Рахим-ханом.

199. Поскольку наш автор не уточняет, мирабом какого района было это лицо, можно предположить, что Шах-Назар мираб ведал оросительной системой, т. е. распределением воды, а также следил за надлежащим состоянием каналов и арыков округа Барчук (Маралбаши), который использовал для орошения полей воду из р. Кызыл-су. См. о функциях и прерогативах мираба: Абдураимов, Очерки, стр. 297—298.

200. Бахши — здесь имеется в виду личный секретарь — письмоводитель хана. О должности бахши и функциях чиновника, занимавшего ее в конце XVIII в. в Бухаре, см.: Семенов, Бухарский трактат, стр. 143.

201. Мирахур — конюший, ведавший лошадьми и выездами хана, следивший за поставками фуража и конского снаряжения. Н. В. Ханыков замечает: “...он заведует лошадьми Эмира, и, начиная с сего чина, последующие могут въезжать во дворец верхом” (Описание, стр. 184). Ср. также: Семенов, Бухарский трактат, стр. 150; его же, Очерк устройства, стр. 60.

202. Непонятное слово с ***. Ср.: “История Кашгарии”, л. 75а, где то же самое слово. Видимо, название реки, канала или местности.

203. Аноним “Истории Кашгарии” (лл. 74б—75б) повторяет рассказ нашего автора с незначительными отклонениями, в частности численность отряда Шахов у него определена в 600 человек. Весьма краткий пересказ см.: Бартольд, Отчет, стр. 179—180.

Согласно Махмуду б. Вали, семейство Шахов устроило заговор против хана в связи с тем, что “Шуджа' ад-Дин Ахмад-хан, приблизив несколько человек низкого происхождения, назначил [их] на высокие должности” (Бахр ал-асрар, д. 90а), Последнее замечание безусловно заслуживает внимания, так как хан, видимо, решил бороться с засильем влиятельных эмиров, заменяя их людьми менее знатными и могущественными, но преданными ему и зависящими от него, на которых он мог бы опереться в проведении своей политики.

204. Следовательно, согласно нашему автору, он был убит в 1028/1618-19 г., поскольку вступил на престол в 1018/1609-10 г. По Махмуду б. Вали, смерть хана приходится на 1024/1615 г. (Бахр ал-асрар, л. 90а). В “Истории Кашгарии” (л. 78а) указана хронограмма на смерть Шуджа' ад-Дина Ахмад-хана — шах кушт 'шах убил', что дает 1026 г., и сообщается, что в 1026/1617 г. на престол вступил 'Абд ал-Латиф-султан. Ср. также Тазкире-йи хваджаеан, пер. Шоу, предисловие Н. Илайеса, стр. 4, где говорится о ярлыках Шах-Шуджа' ад-Дина Ахмада, датированных 1611 и 1615 гг.

205. В данном случае обращение “брат” в отношении Курайш-султана следует понимать не в прямом смысле, а в смысле обращения равного к равному (ср., например, “государь, брат мой” в официальной переписке между главами царствующих домов), так как Курайш-султан приходился тринадцатилетнему 'Абд ал-Латиф-султану троюродным дядей со стороны его отца. Курайш-султан был сыном Йунус-султана — десятого сына 'Абд ар-Рашид-хана, и он не мог быть сыном Шуджа' ад-Дина Ахмад-хана, сына Мухаммад-хана — пятого сына 'Абд ар-Рашид-хана. В замечании, что Ахмад-хан приходится ему отцом, просто содержится указание на то, что он является его подданным, с одной стороны, а с другой — Шуджа' ад-Дин Ахмад-хан — старший в роде и правитель государства и, с этой точки зрения, его отец.

206. Йасавул (есавул) — один из низших чинов, на обязанности которого лежало представление просителей кошбеги, аталыку, правителям областей и другим высокопоставленным лицам. Они также выполняли различного рода поручения этих лиц. Согласно А. А. Семенову, есавул — “низший служащий дворцового ведомства, на обязанности которого лежало исполнение разного рода мелких поручений административно-политического характера” (см. Тарих-и Абу-л-Файз-хани, 162, прим. 257; также: Ахмедов, Государство, стр. 102—103).

207. Пункты, отмеченные нашим автором, находятся на дороге из Янги-Хисара в Яркенд; после дер. Кызыл Мирза Хайдар отмечал еще три станции до Яркенда — Ак-Лангар, Кок-Рабат и Рабатчи (см.: Shaw, A prince of Kashgar, стр. 284 и сл.). Во времена нашего автора в Кок-Рабате была весьма значительная дервишская обитель (лангар). Мы не имеем достаточно веских оснований идентифицировать Кара-Хаджадж с Рабатчи, однако из текста ясно видно, что Кара-Хаджадж находился между Кок-Рабатом и Яркендом. Ср. также Бахр ал-асрар (л. 90а), где указано, что Курайш-султан потерпел поражение в Рабатчи.

208. Согласно Махмуду б. Вали, Курайш-султан был убит вместе со своим братом (Бахр ал-асрар, л. 90а). Анонимный автор также сообщает, что он был убит (“История Кашгарии”, л. 78а), а его брат Сайф ал-Мулук изгнан из страны.

209. Рассказ об этих событиях мы находим также в “Истории Кашгарии” (лл. 76а—78а), причем содержание и порядок изложения, а также целые пассажи, переведенные слово в слово с таджикского языка на кашгарский тюрки, не оставляют и тени сомнения в том, что анонимный автор широко пользовался “Хроникой” Шах-Махмуда Чураса. Вместе с тем ряд моментов он осветил менее подробно и опустил фрагменты, которые имелись у предшественника (например, содержание переписки между Курайш-султаном и 'Абд ал-Латиф-ханом и т. п.). Махмуд б. Вали уделил этим событиям значительно меньше внимания. В его изложении события развивались следующим образом. Когда в Кашгар дошло известие об убийстве хана и объявлении ханом Курайш-султана, 'Абд ал-Латиф тут же выступил на Яркенд и в местности Рабатчи взял верх над узурпатором. Царствование Курайш-султана продолжалось всего девять дней (Бахр ал-асрар, л. 90а).

210. Согласно Махмуду б. Вали, это произошло в 1024/1615 г., когда 'Абд ал-Латиф-хану, известному как Апак-хан, было 13 лет (Бахр ал-асрар, л. 90а). В “Истории Кашгарии” (л. 78а) указана более поздняя дата — 1026/1617 г. У нашего автора все описываемые им события, включая вступление на престол 'Абд ал-Латиф-хана, имели место в 1028/1618-19 г.

211. Возможно, это тот же самый ахунд ходжа Насир, который сочинил элегию на смерть Мухаммад-хана с хронограммой 1018 г. (см. Анис ат-талибин, л. 95а). Впоследствии он был казнен 'Абдаллах-ханом в числе других вельмож по подозрению в поддержке Султан-Ахмад-хана.

212. Накиб — чрезвычайно многозначный термин, который необходимо рассматривать в историческом аспекте. В зависимости от времени и места этим термином обозначались различные должности в бюрократическом государственном аппарате, степени духовной иерархии, воинские звания и т. д. К сожалению, мы не располагаем какими-либо данными о функциях и прерогативах накиба в Могольском государстве, нам неизвестно также, что скрывалось за этим термином, каковы были суть и характер его власти и компетенция в этом государстве. Однако мы можем провести некоторые параллели с соседним Мавераннахром, где государственное устройство, видимо, немногим отличалось от Могольского государства, а весь уклад жизни, как частной, так и религиозной, был близок. Заметим при этом, что название, которое иногда прилагается к этому государственному образованию — “Малая Бухария”, не может не указывать на известную близость между этими областями. В Бахр ал-асрар Махмуда б. Вали отмечается, что слева от хана находилось место накиба, это место шло непосредственно слева от хана и даже наследник престола сидел ниже (Бартольд, Церемониал, стр. 394). Видимо, в данном случае подчеркивалась чисто религиозная сторона, уважение к духовному сану, но не вес и значение накиба как должностного лица, государственного сановника. В источнике конца XVIII в., перевод которого был издан А. А. Семеновым, отмечается, что должность накиба является “специальной принадлежностью лиц сейидского происхождения... Второй — накиб (***) который, будучи компетентен в устройстве, снаряжении и расположении войска во время похода, передвижения и войны и осведомлен об авангарде и арьергарде, о правом и левом флангах, о центре и месте засады, не допускает достойного (или пригодного) для определенной должности человека к исполнению неподходящей для него” (Семенов, Бухарский трактат, стр. 140). Это сообщение источника в общем совпадает со словами Н. В. Ханыкова о характере функций накиба (Описание, стр. 190), который отмечал, что накиб в отсутствие эмира разбирал дела воинов и по должности был выше войскового судьи. В связи с тем что в нашем источнике эта должность упоминается только один раз, очень трудно судить, насколько характер его функций походил на отмеченные выше. Как мы видим, это лицо сейидского достоинства должно было обладать скорее воинскими познаниями, чем религиозным авторитетом. По всей видимости, в Могольском государстве этот пост не являлся одним из главных, поскольку при перечислении назначений на ключевые государственные должности, как-то: аталыка хана, везира, хакима Яркенда и Кашгара, кошбеги, ишикага и мутаввали, он ни разу не отмечался нашим автором. Скорее всего накибом назывался глава всех саййидов, ведущих свой род от 'Али б. Аби Талиба и живущих в одной местности (в данном случае в этом государстве). О функциях должности накиба и его прерогативах в Иране конца XVII — начала XVIII в. см. Tadhkirat al-muluk, стр. 83, 148.

213. Иными словами, он ведал оросительной системой, питавшейся водой из р. Тумен, на которой стоял старый Кашгар. Отсюда можно предположить, что он был назначен мирабом кашгарского округа или, точнее, тех мест, где протекала эта река до ее слияния с р. Кызыл-су, в 3 км к юго-востоку от города.

214. Т. е. попечителя вакфа дервишской обители, медресе либо какого-нибудь благотворительного учреждения. Однако наш автор не уточняет, попечителем чего был назначен Тахир мирахур. Об институте мутаввали см.: Петрушевский, Ислам, стр. 160.

215. См. о ней Stein, Serindia, I, стр. 90; Shaw, A Prince of Kashgar, стр. 293.

216. Он был также аталыком Султан-Ахмада, сына Тимур-султана. Султан-Ахмад приходился племянником 'Абд ал-Латиф-хану со стороны отца.

217. Аноним “Истории Кашгарии” (л. 78а) подтверждает слова нашего автора; по сообщению же Махмуда б. Вали, ему было от роду тринадцать лет (Бахр ал-асрар, л. 90а).

218. Т. е. возводящего свой род к старшему сыну “прародительницы тюрок” Алангоа — Букуну катаки, “...из рода которого происходят все племена катакин” (см.: Рашид ад-дин, пер. Смирновой, 14; Абул-Гази, Родословная тюрок, изд. Демезона, 62; пер. Демезона, 66).

219. Следовательно, Хаджжи 'Али отвез тело покойного эмира из Багдада в Медину и похоронил его на кладбище Баки' ал-Гаркад — первом и самом старом мусульманском кладбище в Медине. Оно расположено в юго-восточной части города, за городской стеной, недалеко от могилы Мухаммеда. На нем похоронены родственники основателя ислама (исключая 'Али и Хусайна) и многие его сподвижники, а также крупные деятели первых лет ислама. Кладбище ал-Баки' считается одним из священных мест, и посещение его рассматривается всеми паломниками-мусульманами как богоугодное дело. Подробнее см.: Wensinck [-Bazmee Ansari], стр. 957—958.

220. Ср. перевод этого рассказа, выполненный В. П. Юдиным (“Материалы”, стр. 382—384).

221. Аноним “Истории Кашгарии” (л. 78б) весьма кратко передает этот рассказ, сохраняя общую канву. Махмуд б. Вали сообщает, что Абу-л-Хади Макрит вел двойную игру, послав одновременно гонца с просьбой прислать какого-либо царевича и к 'Абд ал-Латиф-хану. Заполучив 'Абдаллах-султана, Абу-л-Хади возобновил враждебные действия по отношению к 'Абд ар-Рахиму, и всякий раз когда в течение последующих трех лет последний подступал под стены Кусана, он обращался за помощью в Яркенд, которая неизменно приходила (Бахр ал-асрар, л. 90б).

222. После гибели Хакк-Назар-хана в 988/1580 г. в борьбе с сыновья ми шейбанида Барак (Науруз-Ахмад)-хана его преемником стал Шигай, который выразил покорность 'Абдаллах-хану и, поступив к нему на службу, оказал существенную помощь в борьбе последнего с Баба-ханом (убит в 990/1582 г.). Шигай-хан получил в удел Ходжент, а его сын Тевеккель — многочисленные подарки и Афаринкет, удел в долине Зеравшана. Однако на следующий год после смерти отца (в 990/1582 г. в Ходженте) Тевеккель порвал зависимые отношения с Бухарой и ушел в степь, откуда начал тревожить 'Абдаллах-хана своими набегами. В самом конце 1006/летом 1598 г., получив известие об убийстве 'Абд ал-Му'мин-хана, он двинулся с большой армией на Мавераннахр. Успех его не был продолжительным и прочным (хотя он захватил почти всю страну); в сражении под Бухарой Тевеккель был ранен, отступил в Ташкент и там в начале 1007/осенью 1598 г. умер (Вельяминов-Зернов, Исследования, ч. 2, стр. 312—313, 322—330, 338—352). Об этих событиях сообщает также Тарих-и кипчак Ходжам-Кули-бека Балхи (“Материалы”, стр. 395) и Зийа' ал-кулуб (лл. 36б—37а). Его брат Ишим-султан, сын Шигай-хана, принимал участие в этом походе и после захвата Самарканда сидел в нем с 20 тыс. воинов. Он же, согласно Искандар-Мунши, заставил Тевеккель-хана продолжить борьбу после первой неудачи (1007/1598 г.) ('Аламара-йи 'Аббаси, I, 591—592). В 1020/1611 г. Ишим-хан во главе 5 тыс. казахов принял участие в междоусобице Вали-Мухаммада и Имам-Кули-хана, приняв сторону последнего. В 1035/1625 г. он сидел в Туркестане, и к нему прибыл историк Абу-л-Гази — будущий хан — из Хорезма и прожил у него три месяца. Спустя немногим более двух лет Ишим-хан убил казахского хана Турсун-Мухаммада (около 1628 г.), и только с этого времени он смог распространить свою власть на Ташкент и стать ханом казахов. Считается, что он умер в 1628 г., вскоре после захвата Ташкента, однако этому противоречит сообщение о том, что в 1635 г. в войне с ним калмакский Ботор-хунтайджи захватил в плен его сына Джахангира, будущего хана. 1635 год приходится на 1044—1045 гг. х. У М. Л. Вяткина приводится также более поздняя дата его смерти — 1643 г., которая кажется нам предпочтительней. Итак, после смерти своего брата по отцу, Тевеккель-хана, в 1598 г. Ишим-хан, видимо, не был признан всеми единственным ханом казахов. В 20-х годах XVII в. таковым был Турсун-Мухаммад-хан, владевший Ташкентом (см. ниже, прим. 235). В этот период Ишим-хан удалился к 'Абд ар-Рахим-хану, согласно нашему автору, — во время правления 'Абд ал-Латиф-султана (1028—1040/1619—1631), и более пяти лет принимал участие со своими отрядами в борьбе на стороне 'Абд ар-Рахим-хана. К 1625 г. он вернулся на родину и овладел Туркестаном. Захватив Ташкент и уничтожив своего соперника в 1628 г., он стал ханом казахов и правил до самой смерти в 1643 г. (см.: Вельяминов-Зернов, Исследования, ч. 2, стр. 348, 370—379; Вяткин, Очерки, стр. 84; Абдураимов, Очерки, стр. 112, 114, 115; также: Courant, L'Asie Central, стр. 47). Очень интересные сведения о походе ойратов Ботор-хунтайджи на казахов в 1643 г. и его результатах приводит И. Я. Златкин (История, стр. 160, 197—199), также Baddeley, Russia, Mongolia, Chana, II, стр. 123—125.

223. Аноним “Истории Кашгарии” (л. 79а) сообщает, что он стал зятем хана. Махмуд б. Вали (Бахр ал-асрар, л. 90б) отмечает, что 'Абд ар-Рахим-хан и Ишим-султан породнились. Первый взял в жены дочь брата Ишим-султана — Кучук-султана, а второй получил в жены дочь 'Абд ар-Рахима — Падшах-ханым. Свадебные торжества они устроили в Чалыше, куда временно ушли, после чего выступили походом на Аксу. У Падшах-ханым от Ишим-султана родилась дочь Ай-ханым, которая умерла при жизни матери и была похоронена в Алтуне (см. наш перевод, стр. 221).

224. Согласно Махмуду б. Вали, мирза Абу-л-Хади, несмотря на свои натянутые отношения с 'Абд ар-Рахим-ханом, чеканил монету от его имени и читал хутбу на имя хана. В помощь хану он послал отряд в 800 воинов из своих войск. Согласно этому же источнику, хаким Бая Субхан-Кули-бек принял сторону 'Абд ар-Рахима еще до того, как тот соединился в местности Джантимур-оглан с Ишим-султаном (Бахр ал-асрар, л. 90б).

225. Деревня Йар-Баши и местность Саук-Булак находятся в 10— 12 км к юго-востоку и югу от Аксу. Ср. “Материалы”, стр. 553, прим. 11, где дана ссылка на труд Н. М. Пржевальского (От Кяхты на истоки Жёлтой реки, стр. 485).

226. Поселения Ак-Йар и Арал расположены на дороге Аксу — Уч, недалеко от Аксу. По замечанию А. Н. Куропаткина, значительный район с несколькими селениями носит общее название Арал (Куропаткин, Кашгария, стр. 298. Ср. “Материалы”, стр. 553, прим. 14).

Кум-Баш (или Кум-Баши) — деревня по дороге из Аксу в Барчук, между реками Кум-Арык-Дарья и Тушкан-Дарья.

227. Согласно анонимному автору “Истории Кашгарии” (л. 79а), он повел 50-тысячное войско, к которому присоединились отряды из Кашгара в 12 тыс. воинов.

228. Согласно Махмуду б. Вали, который весьма детально излагает события на основании данных своего информатора, мирзы Латифа чураса — очевидца и активного участника борьбы в районе Аксу и Бая, после того как 'Абд ар-Рахим-хан и Ишим-хан породнились, они вновь пошли на Аксу. Правитель Аксу Султан-Ахмад, сын Тимур-султана, послал к своему дяде 'Абд ал-Латиф-хану (Апак-хану) гонца с просьбой о помощи. Хан послал 1,5 тыс. воинов во главе с мирзой Риза-йи чурасом и мирзой Дарабом барласом, а также выделил тысячу человек из Кашгара под началом мирзы Камала барласа и мирзы Шах-Мансура урдабиги, а сам занялся подготовкой к походу. Однако вскоре он послал мирзу Латифа чураса с отрядом в 300 воинов на помощь в Аксу. Этот отряд хитростью проник в город и помог жителям удержать его. Потерпев неудачу, 'Абд ар-Рахим-хан и Ишим-султан пошли на Уч. Когда Ишим-султан стоял в Ак-Йаре, он отрядил 4 тыс. человек для разгрома окрестностей Уча. Хаким Уча мирза Мазид неожиданно напал на казахов и разбил их наголову, захватив в плен 200 человек. Затем Ишим-султан и 'Абд ар-Рахим-хан вновь осадили Аксу, жители которой, зная о движении Апак-хана, успешно отражали их атаки. Когда Апак-хан находился на расстоянии трех переходов от города, осаждавшие отступили, причем жители Чалыша увели 'Абд ар-Рахим-хана в Бай. После этого, по соглашению с Ишим-султаном, 'Абд ар-Рахим направил гонца к 'Абд ал-Латиф-хану с предложением о мире, который был заключен при посредстве Ходжи Шади (Мухаммад-Йахйи). Его предложил в качестве посредника 'Абд ар-Рахим-хан. Мир был восстановлен, и стороны разошлись. 'Абд ал-Латиф-хан ушел в Яркенд, оставив 1500 воинов с ходжой Латифом в Аксу, Ишим-султан — в Бай, а 'Абд ар-Рахим-хан — в Чалыш. Спустя два месяца ходжа Латиф покинул Аксу и явился в Яркенд. Тогда, несмотря на заключенный мир, Ишим-султан выступил из Бая на Аксу и стал лагерем в Джаме; поблизости стоял Назар-султан. В это время Султан-тайши, предводитель калмаков, с пятитысячным войском напал на их лагерь, разорил, оставив им только однодневный запас довольствия, и ушел через горы в Моголистан. “После этого набега Султан-тайши прозвали Элдай-тайши” (л. 91а). Ишим-султан ушел в горы около Аксу. Жители Аксу запросили помощь у Апак-хана, и тот послал в помощь мирзу Фируза, мирзу 'Абд ар-Рахмана дуглата и мирзу Латифа чураса из Яркенда с 2 тыс. воинов, из Кашгара — 1,5 тыс. человек во главе с мирзой Латифом Калучи и мирзой Шах-Мансуром урдабиги, а из Хотана — мирзу Курбана с 3 тыс. всадников. Ишим-султан ушел в Бай и предложил 'Абд ар-Рахим-хану взять Аксу, так как случая удобнее в будущем не представится. Тот пришел, и они, захватив область, подступили к крепости, но не смогли ее взять, причем все жители, кроме осажденных, подчинились 'Абд ар-Рахим-хану. Затем хан и султан отошли в Ак-Йар, захватив обманным путем ее крепость. Подойдя вновь под стены Аксу, они 20 дней усиленно ее осаждали, но не смогли взять. В это время пронесся слух о подходе хана. Войско Чалыша отступило к Баю, захватив жителей Аксу и его округи. В Бае хаким города Субхан-Кули, стакнувшись с жителями Аксу, выступил против 'Абд ар-Рахим-хана и не допустил увода жителей Аксу и Бая в Чалыш. 'Абд ал-Латиф-хан из Аксу пришел в Бай и преследовал врага еще два перехода. Когда стало известно, что Ишим-султан ушел в Чалыш через Моголистан, а 'Абд ар-Рахим-хан — через Кусан, он повернул обратно, назначил хакимом Бая Субхан-Кули и вернулся в Аксу, приведя жителей с собой. Абу-л-Хади изъявил покорность хану и удостоился аудиенции в Кызыл-Бае. Затем хан направился в Яркенд, оставив в Аксу двухтысячный отряд под началом мирзы Шарифа байрина и ходжи Латифа. Однако сразу же после ухода хана 'Абд ар-Рахим-хан снова выступил, и Субхан-Кули доложил об этом в Аксу Султан-Ахмаду. Последний сообщил 'Абд ал-Латиф-хану, что при сложившейся ситуации Бай не удержать. Хан велел переселить жителей Бая в Аксу. Однако последние в ответ на решение хана взбунтовались и частью бежали в Кусан к Абу-л-Хади, а частью рассеялись. Субхан-Кули пришел в Аксу. После этого 'Абд ар-Рахим три раза подступал к Аксу и уходил восвояси. И все эти междоусобия длились немногим более пяти лет. В этот период Абу-л-Хади один раз напал на ставку казахских султанов и выдал свою дочь за сына Кучук-султана, которого он увел в плен. На шестой год смут Ишим-султан ушел в Ташкент, а 'Абд ар-Рахим-хан успокоился и сидел в Чалыше. Тогда Абу-л-Хади направил гонца к Элдай-тайши, чтобы тот перекочевал в Бай. Калмаки числом 5 тыс. пришли в Бай, Абу-л-Хади придал им тысячу своих людей, и они пошли на Аксу. Разорив округу и захватив большую добычу, они повернули назад. Но в этот момент Султан-Ахмад атаковал калмаков Элдай-тайши и отбил захваченное имущество и скот (Бахр ал-асрар, лл. 91б—93а. Ср. перевод: “Материалы”, стр. 339—346). Картина, которая вырисовывается при сопоставлении сведений, сообщаемых нашим автором, “Историей Кашга-рии” и Махмудом б. Вали, представляет значительный интерес. Как мы уже отмечали выше, при Шуджа' ад-Дине Ахмад-хане Яркендом был уже утрачен контроль над восточной частью государства, а попытки восстановить его привели лишь к усилению 'Абд ар-Рахим-хана. После гибели Шуджа' ад-Дина Ахмад-хана, в правление 'Абд ал-Латиф-хана, экспансия 'Абд ар-Рахим-хана на запад продолжалась. Видимо, он не рассчитывал на собственные силы и прибегнул к помощи казахских султанов. Все усилия центральной власти были направлены на то, чтобы отразить его попытки обосноваться в Аксу и Бае. Источники достаточно ясно показывают, что это давалось 'Абд ал-Латиф-хану и его окружению с большим трудом и значительным напряжением всех сил, причем в этой борьбе принимали также активное участие и духовные феодалы в лице Ходжи Шади. Окончательно пресечь попытки 'Абд ар-Рахим-хана все же не удалось, так как Бай, например, практически все время находился в его руках и был ставкой Ишим-султана. После продолжительной (свыше пяти лет) борьбы наступило какое-то равновесие сил, чем, видимо, и было вызвано решение обеих сторон переселить жителей Бая под свою юрисдикцию. Следует заметить, что, согласно Махмуду б. Вали, хан решил оставить Бай в руках 'Абд ар-Рахим-хана. О слабости и падении престижа ханской власти свидетельствует и позиция мятежного эмира Абу-л-Хади Макрита, который, находясь в Кусане (Куче) и владея очень сильной крепостью, чувствовал себя в абсолютной безопасности и в зависимости от складывающейся ситуации принимал сторону то одного соперника, то другого. Междоусобной борьбой воспользовались и калмаки, дважды совершившие грабительские набеги на Мо-гольское государство. Однако в этот период их вмешательство еще носило эпизодический характер.

229. Первоначально гробница ходжи Исхака (Мухаммад-Исхака Вали) находилась в его резиденции в дер. Сафидук (или Исфидук), в Дехбиде около Самарканда, как сообщает Самарийа. И эти данные подтверждаются биографом Исхака Мухаммад-'Авазом (см. Зийа' ал-кулуб, лл. 85б—86а). Однако впоследствии, как говорит Абу Тахир-ходжа, в связи с тем что река Кухак (т. е. Зеравшан) подошла к самому мазару, младший брат ходжи Исхака, 'Абдаллах-ходжа, перенес его останки в свой кишлак — деревню Баг-и буланд, которая находилась за чертой города, к северу около водоема поместья (чарбаг) Тимура, и там захоронил (Абу Тахир-ходжа, изд. Афшара, 89). Мухаммад-Садик Кашгари отмечает, что Исхак был похоронен в Исфидуке (Тазкире-йи хваджаган, стр. 22).

230. По всей видимости, оба эти лица, один — духовный феодал, а другой — военачальник и сановник, погибли от рук подосланных убийц. Источники сообщают, что могущественные ишаны и ходжи широко практиковали тайные убийства неугодных им лиц, что их биографами и последователями впоследствии наивно именовалось “чудом и чудесным деянием”. Такими “чудесами” ходжи Исхака полны рассказы Зийа' ал-кулуб и Джалис ал-муштакин; о джуйбарских шейхах см. Матлаб ат-талибин Абу-л-'Аббаса Мухаммад-Талиба.

Убийство Мухаммад-йусуфа можно понять в свете предыдущих рассказов, поскольку окружение малолетнего 'Абд ал-Латифа было недовольно действиями этого могущественного эмира. И когда не удалось устранить его прямым военным переворотом, его убрали, видимо, с помощью яда или кинжала какого-либо слепо преданного мюрида. Что же касается Шутур-халифа (см. о нем прим. 111), то в доступных нам источниках (в том числе в Анис ат-талибин, написанном нашим автором значительно позже) ничего не говорится о каких-либо разногласиях между ним и Ходжой Шади, которые могли бы быть столь серьезными, что привели к его устранению. По сообщению Анис ат-талибин (л. 97б), он умер в весьма преклонном возрасте (84-х лет). Можно только предположить, что, став после смерти Мухаммад-хана в 1018/1609-10 г. халифат ал-хулафа' и обладая большим весом и влиянием в придворных кругах, он, возможно, мешал Ходже Шади или даже выступал против него. Но это, разумеется, только чистое предположение.

231. Анонимный автор уточняет, что он был назначен аталыком Султан-Махмуда, которому был пожалован Кашгар, и хакимом Кашгара (“История Кашгарии”, л. 80б).

232. Мухаммад-Хайдар отмечает реку (или, пожалуй, канал) Шахназ, водой которой пользовалось несколько деревень, приблизительно в шести фарсахах на юго-восток от Янги-Хисара (Shaw, A prince of Kashgar, стр. 284); он же говорит о долине, горной цепи и перевале того же названия. Через долину вел путь из Кашгара на юго-запад в Бадахшан (Мухаммад-Хайдар, пер. Росса, 295—296). Сомнительно, чтобы киргизские отряды заходили столь далеко в это время в глубь страны, однако обращает на себя внимание тот факт, что во главе ханских войск был поставлен хаким Яркенда.

233. В Анис ат-талибин (л. 97б) отмечено, что 'Али-Шир-бек погибв этом сражении, а вместе с ним и средний сын Шутур-халифа — Нур-Мухаммад-ходжа, который был прозван впоследствии Шахид-ходжа.

234. Ср. этот рассказ в переводе В. П. Юдина (“Материалы”,
стр. 384).

235. Выше (см. наш перевод, стр. 201) было отмечено, что мать 'Абд ал-Латиф-хана приходилась сестрой Турсун-хану катакину. Благодаря Абу-л-Гази мы можем утверждать, что он является тем же лицом, что и Турсун-Мухаммад-хан, который, по крайней мере в 20-х годах XVII в., признавался большей частью казахов ханом и имел своей ставкой Ташкент, где чеканил монету от своего имени. В 1030/1621 г., когда дважды потерпевший неудачу в борьбе с казахами Имам-Кули-хан (1611—1642) вынужден был начать мирные переговоры, представителем от всех казахских султанов выступил правитель Ташкента Турсун-Мухаммад ('Аламара-йи 'Аббаси, II, 963). Он же, как и его соперник Ишим-хан, был отмечен автором Матлаб ат-талибин (л. 122б) среди корреспондентов ходжи Тадж ад-Дина Джуйбари. В 1035/1625-26 г. у него нашел приют Абу-л-Гази, бежавший в степь от своего брата Исфандийара. Абу-л-Гази прожил в Ташкенте свыше двух лет. Около 1038/1628 г. Турсун-хан был убит Ишим-ханом (см.: Вельяминов-Зерно в, Исследования, ч. 2, стр. 372—375; Чулошников, Очерки по истории, стр. 151, 153; Абдураимов, Очерки, стр. 114—115; Абу-л-гази, Родословная тюрок, изд. Демезона, 306; пер. Демезона, 328—329). Примечательно, что его сын бежит из Ташкента именно в Яркенд сразу после гибели отца.

236. Источники приводят весьма близкие даты смерти 'Абд ал-Латиф-хана с указанием на число лет его правления и возраст. Так, Махмуд б. Вали сообщает, что он умер в 1036/1626-27 г. в возрасте 25 лет после 12 лет правления (Бахр ал-асрар, л. 93а), анонимный автор говорит, что смерть его имела место в 1037/1627-28 г., причем хану было 25 лет и 3 месяца от роду, правил он 12 лет (“История Кашгарии”, л. 81а); согласно Тарих-и амнийе (20), он умер в возрасте 26 лет в 1037/1627-28 г., после 12 лет правления. Отметим также, что автор Матлаб ат-талибин (л. 123а) упоминает хана как современника ходжи Тадж ад-Дина Джуйбари (ум. в 1056/1646 г.) и перечисляет разнообразные подарки, которые “владетель вилайета Кашгар Апак-хан” присылал ходже.

237. По словам Махмуда б. Вали, самые влиятельные эмиры обсуждали вопрос о преемнике хана еще во время болезни 'Абд ал-Латиф-хана. Их выбор пал на Султан-Ахмада, сына Тимур-султана, который правил в Аксу. Эмиры направили к нему своих людей, и Султан-Ахмад выехал в Яркенд, когда пришло сообщение о смерти хана (Бахр ал-асрар, л. 93а-б). Анонимный автор, как и наш источник, перечисляет “столпов государства”, принимавших участие в возведении на престол Султан-Ахмада, добавляя еще Ходжу Шади (“История Кашгарии”, л. 81 а). Заметим, что первыми в этом перечне указаны мирза Гази барлас — хаким Яркенда, ходжа Латиф — везир и мирза Курбан чурас — каким Кашгара.

238. Кара-Каш — крупное поселение на одноименной реке в Хотанском оазисе, к северу от Хотана. Пост хакима этого поселения рассматривался как значительный, видимо, в связи с тем, что Кара-Каш был центром, где добывали знаменитый нефрит.

239. Анонимный автор “Истории Кашгарии” (л. 82а) сообщает в отличие от Шах-Махмуда только об одном походе, предпринятом Султан-Махмудом из Кашгара на Яркенд и завершившемся полным успехом. Там же отмечается, что выступление Султан-Махмуда было поддержано Сукур-бием кушчи, отрядившим в помощь наместнику Кашгара семитысячное войско киргизов. Однако анонимный автор не сделал того вывода, к которому пришел К. И. Петров (Очерки, стр. 61), ссылаясь на его сведения, что “Махмуд-Султан (так!)... своей победой и престолом был обязан Сокур-бию”. Такое заключение К. И. Петрова представляется нам несколько поспешным в свете сообщения Шах-Махмуда Чураса, который говорит об участии киргизов лишь в первом походе Султан-Махмуда, окончившемся относительной неудачей, так как ему не удалось овладеть Яркендом, и он вынужден был повторить поход на следующий год.

240. Иными словами, он сражался целый день (с полудня до захода солнца).

241. Эти события имели место в 1042/1632-33 г., согласно “Истории Кашгарии” (л. 83а); однако из слов Махмуда б. Вали явствует, что Ахмад-хан был разбит несколько ранее, поскольку мирза Латиф чурас, один из изгнанных Султан-Махмуд-ханом эмиров, появился в Балхе в 1040/1630-31 г. (Бахр ал-асрар, л. 94а).

242. Он был послан Мухаммад-ханом около 1004/1595-96 г. Ср. выше, прим. 155.

243. Анонимный автор сообщает, что он умер в 77-летнем возрасте, после 40 лет правления, сравнивая его в этом отношении с Мансур-ханом (“История Кашгарии”, л. 85б). В таком случае его смерть приходится на 1044/1634-35 г., поскольку он родился в 967/1559-60 г. и, следовательно, обосновался в Турфане и Чалыше в 1004/1595-96 г., вскоре после неудачной узбекской экспедиции против Могольского государства (ср. выше, прим. 155). Этот же источник перечисляет девять его сыновей в несколько измененном порядке: 'Абдаллах-хан, Абул-Мухаммад-хан, Ибрахим-хан, Султан-Са'ид-Баба-хан, Исма'ил-хан, Шах-хан, Афак-хан, Седжан-хан, Мансур-хан (л. 85а). Видимо, о нем сообщает тобольский казак Иван Петлин, называя его Обдор-ханом. Иван Петлин был послан в 1620 г. по приказу царя Михаила Федоровича для сбора сведений о реке Оби, о Китае и прочих государствах (Baddeley, Russia, Mongolia, China, II, стр. 79).

244. Впоследствии Мансур-султан был выслан 'Абдаллах-ханом и в 1070/1659-60 г. объявился в Индии вместе с сыном Абул-Мухаммад-хана — Махди. По прибытии каждому была оказана денежная помощь в 6 и 4 тыс. рупий соответственно и пожалованы должности: первому — хазари, а второму — хафтсади ('Аламгир-наме, калькут. изд., 565—566; Ма'асир-и 'Аламгири, калькут. изд., 32).

245. “История Кашгарии” (л. 85б) сообщает, что по получении известия о смерти отца Абул-Мухаммад заключил мир с мятежным эмиром Камула, вернулся в Чалыш и вступил на престол, но когда 'Абдаллах вместе с мирзой Абу-л-Хади пришел в Чалыш, он уступил старшему брату трон и ушел в Турфан.

246. Анонимный автор передает, что мирза Абу-л-Хади выдал старшую дочь за 'Абдаллах-хана, среднюю — за Султан-Ахмад-хана (Фулад хана), а третью послал в Турфан Абул-Мухаммаду. Таким образом он пытался сосредоточить власть в своих руках. Однако с согласия 'Абдаллах-хана он был убит эмирами во время пира по случаю байрама (“История Кашгарии”, л. 86а).

247. Поселения-остановки по дороге из Аксу на Бай (на восток).

248. Верховный эмир 'Абдаллах-хана.

249. Ее звали Казак-ханым.

250. Махмуд б. Вали сообщает о том, что Султан-Ахмад пришел в Яркенд к брату, но не указывает причины его бегства из Аксу, отмечая радушный прием, оказанный брату ханом (Бахр ал-асрар, л. 93б).

Шамал-Баг — ханский дворец и сад в северном предместье Яркенда. Ср. также Анис ат-талибин (л. 99б), где Шамал-Баг отмечен как резиденция Султан-Ахмада.

251. Две цитаты из Корана (Коран, 7621, 7834).

252. В Анис ат-талибин (лл. 99б—100а) наш автор весьма прозрачно намекает на то, что Султан-Махмуд-хан (Клыч-хан) был устранензаговором, во главе которого стоял Ходжа Шади. Активную роль в делевозведения Султан-Ахмада на престол сыграли родственник автора мирза Мазид, известный как Халифа-бек, и Фуньги-халифа, действовавшие по прямому указанию могущественного ишана (см. выше, “Сведения об авторе”, стр. 31, прим. 26).

253. По словам анонимного автора, он правил два года и шесть месяцев (“История Кашгарии”, л. 83а).

254. Несмотря на то что Ходжа Шади, согласно сообщению Анис ат-талибин, выступил в пользу Султан-Ахмада, в благодарность за что последний подарил ему деревню Кумани (см. “История Кашгарии”, л. 87а), вскоре между ними наступило охлаждение, чем и объясняются последующие действия Ходжи Шади. Несомненно, отношение этого влиятельного духовного феодала, располагавшего значительными средствами и десятками сотен мюридов, сыграло большую роль в успехе 'Абдаллах-хана.

255. Согласно анонимному автору, этот вельможа был зятем Ходжи Шади, который отправил его к 'Абдаллах-хану после поражения последнего под Тургаем (“История Кашгарии”, л. 87б).

256. Махмуд б. Вали чрезвычайно конспективно рассказывает о всех событиях, приведших Султан-Ахмада к “добровольному” отказу от престола. Он только сообщает, что хан удалился в Балх в связи с тем, что эмиры выступили против него и приняли сторону его соперника. В начале 1046/1636-37 г. Султан-Ахмад-хан прибыл к Имам-Кули-хану, а 'Абдаллах взял Кашгар. Этим рассказом Махмуд б. Вали заканчивает раздел, посвященный истории Могольского государства (Бахр ал-асрар, л. 94а-б).

257. Сведения Шах-Махмуда Чураса о событиях, связанных с Султан-Ахмад-ханом, его бегстве в Мавераннахр, а также о помощи, которую ему оказал Имам-Кули-хан, и последующих действиях подтверждаются как уже неоднократно привлекавшимися нами источниками (Анис ат-талибин, л. 100а-б, “История Кашгарии”, л. 90а-б), так и сочинением, написанным в Индии 'Абд ал-Хамидом Лахури, — Падшах-наме. Оно посвящено правлению Шах-Джахана (1628—1658). 'Абд ал-Хамид Лахури под 1053/1643-44 г. передает, со слов своего информатора Аллахдуста, рассказ о бегстве, походе на Андижан и гибели Султан-Ахмад-хана. Аллах-дуст вместе со своим отцом Мухаммад-Дустом, который был аталыком хана (оба, отец и сын, упомянуты в “Истории Кашгарии”, л. 90а, среди приближенных Султан-Ахмада, последовавших за ним), сопровождал своего патрона к Имам-Кули-хану и принимал участие в осаде Андижана. После смерти Султан-Ахмада он, видимо, стал приближенным Имам-Кули, поскольку сопровождал его в хадж в 1051/1641-42 г. (Падшах-наме, II, 349).

258. Согласно анонимному автору, он прожил 27 лет и правил страной в общей сложности 5 лет и 5 (или 6) месяцев (“История Кашгарии”, лл. 90б, 89б). Видимо, Султан-Ахмад-хан погиб в 1048/1638-39 г. (ср. Падшах-наме, II, 349, где сказано, что Султан-Ахмад пошел походом на Кашгар не сразу, а спустя некоторое время).

259. Согласно анониму, это имело место в 1048/1638-39 г. (“История Кашгарии”, л. 89б); мулла Муса также указывает эту дату (Тарих-и амнийе, 20). Н. Илайес (Тазкире-йи хваджаган, предисловие, стр. 4) отмечает два ярлыка 'Абдаллах-хана, датированные 1637 и 1643 гг. В отношении первого документа мы не наблюдаем каких-либо противоречий с сообщением анонима о 1048/1638-39 г. как дате восшествия его на престол, так как он мог дать этот ярлык в качестве преемника 'Абд ар-Рахим-хана. Мухаммад-Садик Кашгари, видимо, весьма смутно и схематично представлял себе историю страны до конца XVII в. Только этим можно объяснить тот факт, что непосредственным преемником Мухаммад-хана (ум. в 1018/1609-10 г.) он называет 'Абдаллах-хана, обходя молча нием линию Мухаммад-хана, правившую в стране около тридцати лет (Тазкире-йи хваджаган, стр. 23). Там же он ошибочно называет Исма'ил-султана сыном 'Абдаллах-хана.

260. Учбиги-йи джавангар — предположительно, старший эмир левого крыла; учбиги-йи барангар — правого крыла. Ср.: Doerfer, Tuеrkische und Mongolische Elemente, Bd II, стр. 135—137.

261. Таким образом все государство было объединено под властью сыновей 'Абд ар-Рахим-хана: в восточной части управлял второй его сын, в Хотане — Ибрахим-султан (третий сын), а 'Абдаллах-хан сидел в Яркенде.

262. 'Абд ал-Хамид Лахури в перечне должностных лиц времени правления Шах-Джахана отмечает большинство указанных нашим автором сановников (Падшах-наме, II, 743—749). Следовательно, прибыв в Индию, они были определены на различные должности от пансади до хафтсади. Следует заметить, что не все они сразу направились в Индию, некоторые прибыли спустя несколько лет (ср. прим. 257).

263. Передача имени этого ойратского феодала в арабской графике весьма нечеткая как в “Хронике” Шах-Махмуда Чураса (л. 69б), так и у анонимного автора (“История Кашгарии”, л. 90б): можно читать это имя как *** С. м. р, так и *** Ш. м. р. (последнее написание мы на ходим в копии списка Анис ат-талибин). Биограф Зая-Пандиты солбон Ратнабарда упоминает одного из могущественных ойратских предводителей по имени Су мэр, чьи кочевья летом 1662 г. были расположены к югу от ставки Сенгэ: “Когда [хутукту], отъехав от Хотона, миновал Кэрэ Хадай, то в пути его пригласил к себе Сумэр” (Румянцев, стр. 57). К этому имени Г. Н. Румянцев дает разночтение — Сумур — по другим ксилографам и спискам. В этой связи в нашем переводе мы читаем имя ойратского феодала, переданное в арабской графике мусульманскими источниками *** или ***, как Сумэр, полагая, что биограф Зая-Пандиты, Чурас и анонимный автор говорят об одном и том же лице. О буддийском миссионере, ойрате по происхождению Зая-Пандите Остор-гуйин Далае см.: Бадмаев, Зая-Пандита; его же, Роль Зая-Пандиты.

264. Анонимный историк добавляет, что в сражении Серен получил ранение, в результате чего его прозвали Аксак Серен 'Колченогий Серен'. Однако при этом он не отмечает, что поход калмаков на Аксу был вторым их выступлением, так как за год до этого под Хотаном они добились успеха (“История Кашгарии”, л. 91а).

265. Болор — название горной страны, зафиксированное многими источниками (ныне Нуристан, входящий с 1896 г. значительной своей частью в состав Афганистана). Тарих-и Рашиди следующим образом определяет ее границы: “Болористан граничит на востоке с вилайетами Кашгар и йарканд, на севере — с Бадахшаном, на западе — с Кабулом и Ламганом и на юге — с районами, подчиненными Кашмиру” (Мухаммад-Хайдар, рук. С 395, л. 294б; пер. Росса, 385, там же прим. Илайеса. Ср.: Бартольд, Кафиристан, стр. 21—22; Stein, Serindia, I, стр. 28, 32—34). И. П. Магидович следующим образом определяет положение этой области: “...восточная окраина Памира, т. е. Сарыкольский хребет и параллельные ему хребты Аксайбаши, Кашгарский, Кандартаг и Раскем в верховьях рек, составляющих Тарим”. См.: “Книга Марко Поло”, пер. Минаева, стр. 269; ср. также Stein Ancient Khotan I, стр. 4—6, и Искандаров, Гиндукуш.

266. Бадахшан — горная область на левом берегу истока Аму-дарьи — р. Пяндж, занимающая бассейн р. Кокча с притоками. Положение Бадахшана на торговых, стратегических и миграционных путях Азии во многом определило исторические судьбы этой области. Значение Бадахшана как транзитного центра, а также посредника в торговле было особенно значительным до открытия морского пути в Индию, так как на его территории скрещивались караванные пути из Китая в Индию, из Индии в Среднюю Азию и далее в Иран и Европу. С древнейших времен Бадахшан славился также своими разработками лазурита и копями рубина (ла'ла). Средневековая история этой древней страны (до середины XVII в.), к сожалению, слабо разработана в силу скудости источников и противоречивости сообщаемых ими сведений. См.: Stein, Serindia, I, стр. 26, 28, 32; Бартольд, Бадахшан, стр. 343—347; Абаева, Очерки, стр. 97—112; Та'рих-и Бадахшан; Кушкеки, Каттаган и Бадахшан, 96 и сл.

267. Согласно анонимному историку, этот поход был предпринят 'Абдаллах-ханом на следующий год после усмирения восстания мирзы Мир-Мухаммада в Кусане (Куча) (“История Кашгарии”, л. 92а). Следовательно, экспедиция на Болор и Бадахшан имела место около 1050/1640-41 г.

268. Автор “Истории Кашгарии” (л. 92а) называет имена двух предводителей хазарейцев — Мухаммад-Йусуфа и Заре-Касима.

269. Политические границы этих горных областей были весьма подвижны, что зависело в основном от успехов или неудач местных правителей или пришлых завоевателей (ср., например: Абаева, Очерки, стр. 95—115). Поэтому наш автор (как, впрочем, и анонимный историк Кашгарии), рассказывая об экспедиции 'Абдаллах-хана в Болор, говорит главным образом о походе в Бадахшан. Однако не исключено, что в описываемое время бадахшанские правители подчинили себе северную часть Болора, поскольку 'Абдаллах-хан вторгся в эту страну со стороны Бадахшана, т. е. с севера или, может быть, с северо-запада.

270. В. В. Бартольд отмечает (со ссылкой на рукопись India Office № 1496), что у Махмуда б. Вали Шах-Бабур упомянут как “правитель Читрара (Читраля) и Башкура”, выразивший покорность Надир-Мухаммаду (Бартольд, Отчет, стр. 183, прим. 357). Любопытно, что, как замечает Т. Г. Абаева, “...потомками Александра Македонского считали себя не только правители Бадахшана, но и Вахана, Шугнана, Рошана, Дарваза, Читрала” (Очерки, стр. 99).

271. Согласно “Истории Кашгарии”, после похода на Кусан (Куча) хан предпринял набег на Ош, только затем он вторгся в Бадахшан и Болор, после чего напал на киргизов в районе Нарына (лл. 91б—93а).

272. Видимо, перевал Карванкул к юго-востоку от Оша, на дороге Ош — Гульча.

273. Каплан-Кулкол — местность и перевал около Гульчи в сторону Оша. Заметим, что к югу от Оша находилось небольшое озеро Каплан-Кул.

274. Согласно традиции, маулана Аршад ад-Дин обратил в ислам Тоглук-Тимур-хана, а с помощью последнего и всех монголов его улуса (Мухаммад-Хайдар, рук. С 395, лл. 12б—13а; пер. Росса, 14—15).

275. Возможно, описка переписчика и вместо Янги-Хисарик следует читать Янги-Хисар. На это как будто указывает и название другого пункта — Кулфина, т. е. Колпина (или Келпина), вторая крупная остановка на дороге Янги-Хисар — Яркенд, отмеченная еще Мухаммад-Хайдаром как Колпин-Рабат (см.: Shaw, A Prince of Kashgar, стр. 284. Ср.: Stein, Serindia, III, стр. 1302—1305). Вместе с тем заметим, что если наше предположение верно, то это единственный случай, встречающийся у Шах-Махмуда, когда хаким центрального города области специально назначался еще хакимом небольшого пункта этой же области.

276. По словам анонимного автора, они потерпели поражение в местности Биш-Буйнак (“История Кашгарии”, л. 92а).

277. Чилан — остановка, населенный пункт на одноименной небольшой реке по дороге из Барчука в Аксу. См.: The Journey of Benedict Goes, стр. 227, и прим. II. Пельо, стр. 228; также Pelliot, Notice sur Early jesuit travellers, стр. 391.

278. Решение хана выступить в поход на киргизов вызвало возражения со стороны Субхан-Кули-бека, который, будучи хакимом Кашгара и аталыком Йулбарс-хана, оспорил это решение. Реакция хана не заставила себя ждать — бек был отстранен и смещен, а вместо него назначен Шахбаз-бек (“История Кашгарии”, л. 92б).