279. Кара-Каш — крупное селение на одноименной реке, одной из составляющих р. Хотан, к северу от г. Хотан; входит в Хотанский оазис; один из древнейших центров добычи нефрита.
Ни один из известных нам мусульманских источников не говорит о пункте с названием Йурун-Каш. Вместе с тем И. Бичурин отмечает город Йурун-Каш в хотанском округе (Описание, стр. 139). Возможно, наш автор имеет в виду разработки нефрита, расположенные на р. Йурун-Каш, второй основной составляющей р. Хотан. На р. Йурун-Каш расположен г. Хотан, давший название обширному оазису. Нефрит, добытый в русле этой реки, славился своим качеством и чистотой цвета.
280. Старшим, т. е. первым, сыном ходжи Мухаммад-Исхака, был ходжа Кутб ад-Дин, постоянно живший в Самарканде при гробнице отца в качестве попечителя вакфов мазара.
281. По сообщению Анис ат-талибин (л. 96а), он прибыл в Яркенд в сопровождении Шутур-халифа в возрасте семи с половиной лет в правление Мухаммад-хана. Когда хан умер, ему исполнился 21 год. Следовательно, он родился в 997/1588-89 г. и прибыл в Яркенд либо в конце 1004/1596 г., либо в начале 1005/1596 г. Этот же источник (л. 100б) указывает, что Ходжа Шади умер в 56-летнем возрасте, и тогда его смерть приходится на 1053/1642-43 г., т. е. на два года ранее, чем указывает автор в своей “Хронике”. Ходжа Шади был известен в Могольском государстве еще под прозвищем 'Азизлар-ходжам; тот же источник отмечает, что “в его персидском языке проявлялась некоторая слабость”.
Мухаммад-Йахйа был крупнейшим духовным и светским феодалом; благодаря своим многочисленным мюридам — пастве, которая слепо подчинялась ему и число которой доходило до 10 тыс., а также немалому достоянию (в том числе несколько деревень, полученных в качестве ний-аза от различных ханов Могольского государства) он в условиях слабой центральной власти оказывал значительное, а в некоторых случаях решающее влияние на внутригосударственные дела. По всей видимости, его духовный авторитет как наставника и руководителя мусульман скорее опирался на названные выше причины, чем на религиозное признание и уважение. Ходжа Шади более походил на богатого и могущественного феодала, чем на благочестивого суфия. Видимо, он все же не был столь несомненно сильной личностью, какой являлся его отец: источники немного уделяют ему места, а иногда ограничиваются простым упоминанием. Он умер в Кашгаре, но был похоронен в предместье Яркенда — Алтуне, причем на церемонии похорон присутствовал 'Абдаллах-хан со всем двором. Духовным руководителем ордена и наставником его сына Мухаммад-'Абдаллаха (до совершеннолетия последнего) стал ходжа Саййид-Мухаммад-халифа, носивший прозвание Ходжа Сепи-халифа. Около мазара Ходжи Шади указанным халифа была построена ханаках на 40 мест (Анис ат-талибин, лл. 98а-б, 100б—101а). Согласно Мухаммад-Садику Кашгари, Ходжа Шади умер в Яркенде и там же похоронен (Тазкире-йи х“аджаган, стр. 23—25).
282. Если исходить из содержания термина кушбиги (см. прим. 135), то можно предположить, что кушбиги-йи барангар ведал организацией охоты племенных ополчений и войск, составлявших правое крыло. Известно, какая роль отводилась кочевниками в мирное время охоте, рассматривавшейся ими как лучшее средство при подготовке воина. Представляется, что кушбиги-йи барангар был старшим эмиром правого крыла в мирное время, а учбиги-йи барангар — во время войны (о последнем см. прим. 260).
283. В данном случае отец автора (вполне допустимо, что сам Шах-Махмуд вкладывает в его уста эти слова), чтобы подчеркнуть свою набожность и следование предписаниям ислама, говорит о том, что он совершил последнюю из пяти необязательных, так называемых добровольных, молитв, которая называется тахаджжуд и отправляется глубокой ночью до рассвета.
284. Этот рассказ своего отца с некоторыми деталями и уточнениями автор повторяет в Анис ат-талибин (л. 99а-б). Любопытный штрих: что бы наладить взаимоотношения с могущественным ишаном, отец автора подарил ему “прекрасного арабского скакуна”.
285. По словам Захир ад-Дина Бабура, ворота Хакана и одноименный полноводный магистральный арык находились на южной стороне городской стены. От этих ворот простирались к югу пригороды и сады до склона холма, который во времена Бабура называли 'Айш (Бабур-наме, изд. Беверидж, 106а-б, 107б; Бабур-наме, пер. Салье, 124—126).
286. До этого назначения Нур ад-Дин-султан находился в Хотане, где ему было пожаловано наместничество после изгнания оттуда Ибра-хим-султана и Исма'ил-султана в Чалыш. Его аталык Шах-бек был первым (по времени) везиром 'Абдаллах-хана.
287. Определенный интерес вызывает описание *** через *** вместо ожидаемого ***. В этой связи можно сделать два предположения: а) из вестно, что уже в источниках XIV в. в словах неиранского происхождения в позиции перед носовым согласным гласный “о” передавался на письме через ***, ср., например, греч. номус—монг. ном 'закон' ***; б) в таком написании можно видеть также влияние арабской графики таджикского языка, в котором долгий гласный “а”, передаваемый через ***, произносится как “о”.
288. Перечисленные Шах-Махмудом Чурасом внешнеполитические акции 'Абдаллах-хана — набеги, походы и экспедиции против непосредственных соседей — не имели, по нашему мнению, серьезных и далеко идущих планов захвата и присоединения новых территорий. Скорее всего, это напоминало попытки за счет военных успехов укрепить пошатнувшуюся центральную власть и путем захвата добычи и демонстрации силы положить конец принявшим угрожающий характер междоусобицам. К этому же были направлены и действия хана по смещению крупных государственных сановников и эмиров, замене их верными хану людьми, отстранение от власти знати одних военно-родовых объединений, выдвижение других (см. “Хроника”, л. 73б). Наш автор неодобрительно относится к этим замыслам хана, поскольку сам был выходцем из влиятельных военно-кочевых феодальных кругов, справедливо усматривая в этом стремлении хана быть полновластным хозяином в государстве ущемление власти и влияния знатной верхушки родов. Источники сообщают нам только об этих замыслах и действиях 'Абдаллах-хана. Мы не можем сказать, коснулись ли они области социально-экономических отношений, но, судя по дальнейшему ходу событий, скорее всего, нет.
289. См. прим. 223.
290. По сообщению анонимного историка, мирза Шах-Мансур-бек занимал пост хакима Хотана еще при Султан-Ахмад-хане; он же в течение 12 лет и 7 месяцев был аталыком 'Абдаллах-хана (“История Кашгарии”, л. 93а). Если слова нашего единственного источника, приводящего эти сведения, верны, то попытка устранить 'Абдаллах-хана безболезненным путем, склонив его к паломничеству, была предпринята военно-кочевой знатью либо во второй половине 1060/середине — конце 1650 г., либо в начале 1061/конце 1650 — начале 1651 г. ('Абдаллах-хан вступил на престол в 1048/1638-39 г.).
291. Этимология термина йатишбиги представляется весьма прозрачной: либо — “бек ночной ханской стражи, охраны” (от йатйш — “царская ночная стража”, “ночной караул”, ср.: Будагов, Словарь, II, стр. 322), либо “начальник ночной стражи” Яркенда с функциями бухарского миршаба (амйр-и шаб) — полицмейстера города. Об этой должности и ее функциях см.: Тарих-и Муким-хани, пер. Семенова, 257, прим. 174; его же, Очерк устройства, стр. 48—51.
292. Приблизительно так же сообщает об избиении киргизов и анонимный автор (“История Кашгарии”, лл. 93б—94а). Вместе с тем мы не можем согласиться с переводом этого фрагмента “Истории Кашгарии”, предложенным К. И. Петровым (Очерки, стр. 155), так как в нескольких местах вместо перевода он дает свою интерпретацию. Ниже мы приводим наш перевод этого же пассажа: “Отозвав из Йанги-Хисара Сатим-бия вместе с некоторыми киргизами, он. ('Абдаллах-хан) назначил ха-кимом в Йанги-Хисар Кара-Кучук-бия. [Однако] Кара-Кучук-бий бежал из Йанги-Хисара. В связи с тем что киргизы держали злой умысел против хана, некоторых киргизов во главе с Сатимом, найманов, кипчаков, канглы и прочих распределили [кого] в Йарканд и Кашгар, а кого в Аксу и Хотан, и [там] они осели. Сатим-бия поручили Утемиш-беку, Каракчи-бия — Айуб-беку. [Всех] киргизов во главе с Сатим-бием поручили [определенному] отряду. Каракчи, проведав [об этом], бежал. Айуб-бек, Шах-Махмуд-шах и его сын Муталлиб-ходжа пустились их преследовать...”
293. Баба-хан, согласно нашему автору (л. 67б), — пятый, а Апак-хан — шестой сын 'Абд ар-Рахим-хана, а согласно анонимному автору (лл. 85а, 100а) — четвертый, которого он называет Султан-Са'ид-Баба-ханом, и седьмой сын соответственно. У этого же автора мы черпаем следующие сведения о Баба-хане. После того как 'Абдаллах-хан утвердился в Яркенде, ему дали Камул (Хами), а аталыком назначили мирзу Тулак-бека. Он отличался набожностью и с целью борьбы с неверными предпринял крупный поход на Китай, взял Сучжоу, жители которого добровольно подчинились и стали читать хутбу и чеканить монету с его именем, а затем захватил Ганчжоу (Камчи) — “самую большую провинцию Китая”, причем в его руки попала богатая добыча. От похода на Пекин ему пришлось отказаться в связи с получением известия, что турфанцы вторглись в его удел. И он, возвратившись в Камул, восстановил положение.
Вскоре умер Абул-Мухаммад. Султан-Са'ид-Баба-хан пришел из Ка-мула в Турфан, где его объявили ханом, после чего он изгнал беков своего брата в Яркенд. Однако в Турфане он, видимо, не долго продержался, так как против него выступил его брат Ибрахим, которого провозгласили ханом в Букчуне. Баба-хан оставил своему сопернику Турфан и отступил в Камул, куда же пришел и его сын Мухаммад-Амин — правитель Пичана, отразивший вначале попытку турфанцев взять этот город.
Во время одного из походов Исма'ил-хана на калмаков Ибрахим-хан был убит в Турфане недовольными подданными, и ханом Турфана вновь был признан Султан-Са'ид-Баба. Он прожил пятьдесят три года, из которых 25 лет правил в Турфане. Он имел трех сыновей, старший из которых, 'Абд ар-Рашид, правивший в Камуле, первым прибыл в Турфан и был провозглашен ханом (“История Кашгарии”, лл. 100а—101а; Бартольд, Отчет, стр. 187). П. Пельо отмечает Баба-хана, которого упоминают китайские источники под именем Бабай-хан и который правил в Камуле (Хами). Согласно этим же источникам, его сын (!) Тулунтай (или Турунтай) пытался в 1649 г. захватить Ганьсу, сам же Бабай-хан был позднее арестован и посажен в тюрьму правителем Яркенда, а его место в Камуле было передано сыну Абул-Мухаммада (Pelliot, Notice critiques, стр. 49: Абул-Ахмад). Он же упомянут в дневнике посольства Спатария под 1676 г. как правитель Турфана (Baddeley, Russia, Mongolia, China, II, стр. 375).
Данные, которые приводит анонимный автор, существенно дополняют сведения Шах-Махмуда Чураса о политической истории Турфана и Ча-лыша во второй половине XVII в. Если указанные анонимом годы жизни и правления Баба-хана истинны, а дата смерти Абул-Мухаммада, сообщаемая нашим автором, верна, то в таком случае смерть Баба-хана падает на 1091/1680 г., а рождение приходится на 1038/1628-29 г. Тогда в этой связи сообщение китайского источника о попытке его сына Тулунтая взять в 1649 г. Ганьсу ошибочно, и речь, видимо, должна идти о самом Баба-хане (ср. Тулунтай — Султан-Бабай). Этот же источник, на который опирался П. Пельо, заставил французского синолога допустить ошибку в своем комментарии. У П. Пельо появились два правителя, один из которых, Sultan Sayyid khan, наследовал Абул-Мухаммаду, а другой, Baba khan, закрепился в Камуле. Дело в том, что источник П. Пельо разделил на две части имя одного лица, а именно Султан-Са'ид-Баба-хана, сочтя его за два, и создал таким образом двух ханов (ср.: “Хроника”, л. 676; “История Кашгарии”, лл. 85а, 100а; Pelliot, Notice critiques, стр. 49).
294. Таким образом, они оба были высланы из страны 'Абдаллах-ханом до 1066/1655-56 г. и появились при дворе Аурангзиба спустя четыре года после смерти Абул-Мухаммада (см. также прим. 244).
295. Если сообщение нашего источника соответствует истине, то в таком случае Абул-Мухаммад получил в удел Турфан и Чалыш не сразу после вступления на престол 'Абдаллах-хана в 1048/1638-39 г., как это можно понять из слов Шах-Махмуда Чураса (л. 69а), а спустя три года — в 1051/1641-42 г. П. Пельо отмечает, что второй сын Адура-хана (т. е. 'Абд ар-Рахим-хана), Абул-Ахмад (т. е. Абул-Мухаммад), правил в Турфане, где и умер в 1653 г. (Pelliot, Notice critiques, стр. 49).
События последних лет правления Абул-Мухаммада и первых лет его преемника, Султан-Са'ид-Баба-хана, в Турфане помимо пассажа анонимного автора (см. прим. 293) получили частичное отражение, правда, весьма сбивчивое и нечеткое, в китайских источниках, уже использованных в некоторых исследованиях (Григорьев, Восточный Туркестан, 2, стр. 352; Bretschneider, Medieval Researches, II, стр. 201; Мухаммад-Хайдар, пер. Росса, предисловие Н. Илайеса, стр. 107—108). Эти авторы с разной степенью полноты пересказывают или цитируют содержание двух документов, касающихся Турфана (“Memoires”, стр. 15—16). Один из них — это рескрипт 1647 г. малолетнего цинского императора Шунь Чжи о том, что владетель Турфана Ablun-Mouhan (у В. В. Григорьева — Аблуньмухань, у Э. Бретшнейдера — Abul Ahmed) прислал к императорскому двору посольство с данью, которую Турфан не платил более 280 лет. В другом документе отмечается, что спустя десять лет, в 1657 г., оттуда же пришло другое посольство с данью. (Ср. также полную сводку весьма отрывочных сведений о событиях в Турфане и Хами в 1644—1671 гг., которые были извлечены А. М. Позднеевым из китайских источников — см. его “Историю”, лл. 38б—41а).
Аblum-Моuhаn легко устанавливается — это правитель восточной части Могольского государства Абул-Мухаммад (не 'Абд ал-Мухаммад, как у А. М. Позднеева), сидевший в Турфане, куда он был назначен своим старшим братом 'Абдаллах-ханом. Думается, что не следует рассматривать эти посольства как признание вассальной зависимости от Китая. На наш взгляд, правильнее было бы видеть в первом официальное уведомление Абул-Мухаммада о том, что он стал ханом Турфана, а во втором — точно такое же сообщение его преемника (видимо, Баба-хана) о вступлении на трон Турфана; известно, что после смерти Абул-Мухаммада, последовавшей в 1066/1655-56 г. (“Хроника”, л. 74б), ему унаследовал Баба-хан (“История Кашгарии”, л. 100б).
296. За исключением уже использованных при комментировании источников, содержащих незначительное число отрывочных сведений о Камуле (Хами), нам неизвестны какие-либо другие мусульманские источники, в которых была бы изложена связная история завоевания Камула и о правивших там в XVI—XVII вв. хакимах и султанах. В. Успенский, ссылаясь на использованные им китайские источники, говорит, что в 1514 г. “турфанский султан Мансур снова овладел Хами, и оно находилось под властью Турфана до 35-го года правления Кань-си (1696 г.)” (Несколько слов, стр. 4; см. также Bretschneider, Medieval Researches, II, стр. 195—198, 201). Наиболее полную сводку сведений об округе Хами, извлеченных из китайских источников, см.: Imbault-Huart, Le pays de 'Hami ou Khamil, стр. 1—75. Оценку работы см.: Думан, Аграрная политика, стр. 14, 31, 37—38, 40.
297. Автор “Истории Кашгарии” (л. 94а) добавляет, что он еще хорошо читал Хамсе, — видимо, имеется в виду “Пятерица” Низами Ганджави.
298. Ср. также перевод В. П. Юдиным этого рассказа (“Материалы”, стр. 384—385).
299. Там-Кара — селение к западу от дороги из Яркенда на Янги-Хисар; Чамалун — небольшое (35 дворов) селение несколько к востоку от дороги Яркенд — Янги-Хисар, на участке между станциями Колпин и Кызыл. См. “Материалы”, стр. 554, прим. 21—22.
300. Он получил пост хакима Яркенда и ханского аталыка после изгнания Шах-Мансур-бека не позднее начала 1061/1650-51 г. Следовательно, он умер не позднее начала 1067/1656-57 г.
301. В погоне за калмаками они проследовали весьма далеко на восток от Керии. Черчен — древний оазис на одноименной реке, относящейся к бассейну р. Тарим. Подробнее см.: Stein, Ancient Khotan, I, стр. 435—436.
302. Казахский хан, преемник и сын Ишим-хана (см. прим. 222), правил до 1091/1680 г. В этом году ему унаследовал его сын, известный Гауке-хан, также отмеченный нашим автором. Тауке-хан (правил до 1130/1718 г.), согласно традиции, кодифицировал обычное право при участии семи биев. Этот свод получил название “Жеты жаргы”. В течение почти всего своего правления Тауке, как, впрочем, и его отец, вел тяжелую, с переменным успехом борьбу с калмаками (ойратами). См. также: Courant, L'Asie Central, стр. 47; Baddeley, Russia, Mongolia and China, II, 124—125.
303. В просторечии — Шайх Антаур. Считается одним из предков Ходжи Ахрара (ум. в 895/1490 г.), имя его было окружено ореолом “святости” и “непогрешимости”; патрон г. Ташкента; умер в 756/1355 г. или в 761/1359-60 г.; его мазар до недавнего времени существовал в Ташкенте. Подробнее см.: Семенов, Ташкентский шейх, стр. 25—31.
304. Второй из сыновей Саййид-Мухаммад-халифа, 'Усман-ходжа, переживший своего отца; Саййид-Мухаммад-халифа, как отмечено выше, был наставником малолетних сыновей Ходжи Шади и халифат ал-хулафа' в Могольском государстве (Анис ат-талибин, л. 102б).
305. Атбаши — местность в долине р. Атбаш, левого притока Нарына, к северу и северо-востоку от оз. Чадыр-Куль. На месте развалин Кошой-кургана когда-то был древний Атбаш. Подробнее см.: Бартольд, Отчет 1893—1894 гг., стр. 58—60; Бернштам, Историко-археологические очерки, стр. 100 и сл.
306. Обсерватория Улугбека (1394—1449) была начата постройкой спустя четыре года после окончания строительства медресе (823/1420 г.) и завершена в 832/1428-29 г. Следовательно, здание Таш-Рабата на перевале, на северном берегу оз. Чадыр-Куль, о котором идет речь, было выстроено значительно ранее, так как Мухаммад-хан, сын Хызр-хана, коему приписывается строительство, правил в Моголистане и Кашгарии с 1408 по 1415 (или 1416) г. (см.: Мухаммад-Хайдар, рук. С 395, л. 45б; пер. Росса, 58; там же см. описание Таш-Рабата, которое наш автор заимствовал и изрядно сократил). В 1896 г. это здание осмотрел Н. Л. Зеланд (Ташрабатское ущелье, стр. 116—121). Ср. также: Пантусов, О развалинах Таш-Рабата, стр. 4—5, описание с планом-чертежом у Ч. Ч. Валиханова (Дневник I, стр. 192—194). Наиболее полную и точную сводку сведений по истории открытия и изучения обсерватории Улугбека см.: Шишкин, Обсерватория; его же, Самаркандская обсерватория; Нильсен, Архитектурный облик.
307. По словам А. Н. Бернштама, “пути на Тянь-шань шли из Чу на перевал Шамси-Кочкор и далее по нынешней дороге и на Нарын-Атбаш... на Таш-рабат” (Историческая география, стр. 50). Этим путем, но в обратном направлении и пошло войско 'Абдаллах-хана.
308. Разумеется, долина р. Аксай, составляющей р. Тушкан-Дарья, к востоку от оз. Чадыр-Куль.
309. В данном случае имеется в виду брат 'Абдаллах-хана, высланный им из Хотана в Чалыш. Судя по сообщению нашего источника, он вместе со своим братом Исма'ил-ханом и аталыком Хасан-беком ушел к калмакам.
310. В тексте ясно *** можно предположить, что переписчик допустил описку и следует читать ***, где первое слово является налоговым термином в значении налога общего характера или подушного налога. Об этом термине см.: Тихонов, Хозяйство, стр. 106; Будагов, Словарь, I, стр. 690. О налоге салык см. также: Валиханов, Дневник I, стр. 200; Бартольд, Отчет, стр. 203. В значении “налог”, “подать” зафиксирован он В. В. Радловым в уйгурских юридических документах (Radloff, Uigurische sprachdenrmaeler, стр. 275, 291).
311. Старший сын Ходжи Шади (1049/1639-40 — 1096/1684-85), его прозванием было Ходжам-Падшах. Умер 47 лет в Индии. У ходжи Мухаммад-'Абдаллаха было четверо сыновей (Анис ат-талибин, лл. 103а— 105а). Наш автор написал хронограмму на его смерть (л. 106а) — ***, что дает 1096 г.
312. В Анис ат-талибин (л. 104б) перевал назван Койнак —***.
313. В Анис ат-талибин (лл. 104б—105а) наш автор, говоря об этом же походе хана, отмечает, что поход был предпринят против Шамара (Сумэра?), брата Элдана, ставка которого находилась на Юлдузе. Неудача, постигшая 'Абдаллах-хана, связывается автором с тем, что Ходжам-Падшах не был доволен действиями хана в отношении его приверженцев. И. Я. Златкин (История, стр. 170) отмечает, что в районе Юлдуза во время правления Ботор-хунтайджи (1634—1653) кочевал хойтский Солтон-тайша. Вполне вероятно, что Элдан, Серен (Церен?) и Сумэр принадлежали к его орде.
314. Шуршук — пункт на дороге из Курле на Чалыш. См.: The Journez of Benedict Goez, стр. 234, 238; также Pelliot, Notice sur Early jesuit travellers, стр. 391; Stein, Serindia, III, стр. 1183.
315. Мы не смогли прочесть этот стих и воспроизводим его здесь: ***.
316. Богур — древний город — станция на дороге из Кусана (Куча) в Курле, приблизительно на половине пути, к северу от оз. Сары-Камыш. См.: Stein, Serindia, III, стр. 1235—1236.
317. “История Кашгарии” (л. 95а) добавляет, что он умер в возрасте 49 лет и в течение пяти лет был аталыком хана и хакимом Яркенда. Поскольку он был назначен на этот пост после смерти мирзы Шахбаз-бека, его гибель приходится на конец 1071 — начало 1072/июнь — сентябрь 1661 г. Соответственно неудачная экспедиция хана была предпринята в то же время.
318. В “Истории Кашгарии” (л. 95а) он назван 'Абдаллах-султаном, в Анис ат-талибин (л. 104б) — так же, как в “Хронике”.
319. Шестой представитель аштарханидской династии, годы правления — 1055—1091/1645—1680. В 1091/1680 г. он, как считается, отказался от престола в пользу своего брата Субхан-Кули-хана и отправился на поклонение “святым местам” в Мекку и Медину. Вместе с тем отметим, что Мухаммад-Амин, автор обширной компиляции, привлекший 37 источников и написавший ее для своего патрона Субхан-Кули-хана, приводит 1092/1681 г. как год отречения 'Абд ал-'Азиз-хана и вступления на престол его брата (Мухит ат-таварих, стр. 93, 94. О сочинении и авторе см.: Хамраев, Мухаммад-Амин и его сочинение). Эту же дату приводит в своем тазкире Мухаммад-Бади' Самарканди (Музаккир ал-асхаб, рук. АН ТаджССР, № 610, стр. 320, 321).
320. О правителе Хисара Бек-Мурад-беке сообщает нам также Бурхан ад-Дин Кушкеки (называя его Бек-Мурад-ханом). По его словам, Бек-Мурад был избран главою племени каттагани и переселился вместе с ним в Кундуз, откуда он впоследствии распространил свою власть и влияние на весь Каттаган и Куляб; он умер в 1110/1698-99 г. (Каттаган и Бадахшан, 9); упоминает его мир Мухаммад Амин-и Бухари в связи с его сыном, могущественным Махмуд-бием аталыком, игравшим значительную роль во время правления Субхан-Кули-хана (1680—1702) и 'Убайдуллы-хана (1702—1711). См. 'Убайдулла-наме, пер. Семенова, 82.
321. Об этом посольстве, видимо необычно пышном и представительном для Могольского государства, сообщает только Мухаммад-Бади' Самарканди в своем тазкире; ни в одном из известных нам современных ему среднеазиатских исторических сочинений упоминаний о посольстве не удалось обнаружить. Согласно указанному источнику (по списку первой редакции, представленной рукописью ИВАН СССР), Тиним(!)-бек, посол Йулбарс-хана кашгарского, прибыл в Бухару в 1072/1661-62 г. Когда он уехал, его сопровождал поэт мир Нур ад-Дин Нагхат Самарканди. Список второй редакции (по рукописи фонда АН ТаджССР) добавляет, что Тиним(!)-бек был эмиром Йулбарс-хана, которого последний отправил послом в Мавераннахр к 'Абд ал-'Азиз-хану, причем дата опущена (Музаккир ал-асхаб, рук. ИВАН СССР, D 710, л. 380а; рук. АН ТаджССР, № 610, стр. 269). Таким образом, факт посольства Тини-бека в 1072/1661-62 г. подтверждается еще одним источником, и дата, которая в нем приведена, не вызывает у нас каких-либо сомнений.
322. Пятый или шестой сын создателя ойратского феодального государства, т. е. Джунгарского ханства, Ботор-хунтайджи (1634—1653) из чоросского дома (см.: Courant, L'Asie Central, стр. 45—47). После смерти отца получил в управление половину государства — южную (= правую); был зятем Очирту-Цецен-хана, с которым делил пост первого лица в ойратском сейме (чулган); разгромил в 1667 г. державу Алтын-ханов, победив Лубсан-тайджи. В качестве всеойратского правителя признавался не всеми. В конце 1670 г. пал жертвой заговора, устроенного его старшими братьями Цеценом и Батуром. Подробнее см.: Златкин, История, стр. 207, 209, 216—217, 229—230; Pelliot, Notice critiques, стр. 9, 21, 25; Baddeley, Russia, Mongolia, China, I, Index, стр. СССХХХVI, под словом “Senga”; Courant, L'Asie Central, стр. 48.
323. Сын Очирту-Цецен-хана; родился, видимо, в 1635 г., так как во время похода Ботор-хунтайджи в 1652 г. на казахов Джахангир-хана ему было 17 лет. Среди хошоутов и чоросов пользовался значительным авторитетом. См.: Златкин, История, стр. 201, 209; Baddeley, Russia, Mongolia, China, II, стр. 190.
324. Имеется в виду Аблай-тайджи хошоут, брат Очирту-Цецен-хана (см. прим. 329), противник Ботор-хунтайджи, Сенгэ и своего брата. Златкин, История, стр. 197—199, 203, 207, 209—214; Baddeley, Russia, Mongolia, China, I, Index, стр. ССLХVII, под словом “Ablai.
325. Сугун — небольшая горная река к северо-востоку от Кашгара, пересекает дорогу Кашгар — Уч.
326. Движение ханских войск шло по дороге Хотан — Чира — Керия и далее дорогой на Черчен, как это видно из рассказа нашего автора. Часть из названных им пунктов идентифицировать не удалось, некоторые из них отмечены А. Стейном (Ancient Khotan, I, стр. 443—468; его же, ЗеппсКа, I, стр. 211—213, 283, 305, 351).
327. В Анис ат-талибин этот эпизод изложен нашим автором более подробно и со многими деталями. Йулбарс-хан выдал за Ходжу Афака свою тетку Шахзаде-Махим (дочь Абу-л-Хади Макрита) и стал его последователем и приверженцем. Узнав об этом, Нур ад-Дин-хан счел момент благоприятным и послал своего даруга Нур-Амана в, Яркенд к Мухаммад-'Абдаллаху с приглашением прибыть в Аксу. Ходжа согласился и приехал. Это обстоятельство вызвало у Йулбарс-хана зависть и раздражение. Его люди некоторое время спустя схватили Нур-Амана на пути из Аксу в Яркенд, привели в Кашгар, где он был казнен. Это, в свою очередь, вызвало гнев у ходжи, который изрек: “То, что постигнет Йулбарс-хана, пусть постигнет” (лл. 103б—104б). В политической борьбе, которая разгорелась между Йулбарс-ханом и 'Абдаллах-ханом, первый, видимо, решил заручиться поддержкой “белогорских” ходжей, прочно обосновавшихся в Кашгаре, с тем чтобы противопоставить “черногорским” ходжам реальную силу, способную их по крайней мере нейтрализовать. С другой стороны, Йулбарс-хан, находясь в Кашгаре, не мог не учитывать силы и влияния “белогорцев” в этом уделе. В этом же аспекте следует рассматривать и его действия относительно Файзабада — большой деревни в кашгарском округе (на юго-восток), пожалованной Ходже Шади еще Мухаммад-ханом около 1005/1596-97 г. (А. Н. Куропаткин отмечал, что Файзабадом назывался обширный район “с несколькими местными подразделениями”, — Кашгария, стр. 257—258). Кстати, заметим, что Мухаммад-Садик Кашгари (Тазкире-йи хваджаган стр. 23) отмечает весьма неучтивое отношение Йулбарс-хана к отцу и уважительное к ходже Мухаммад-Йусуфу и Ходже Афаку (ум. в 1105/1694 г.). Как мы знаем, Йулбарс-хан потерпел неудачу, поскольку такой поворот событий создал против него коалицию в лице отца, Нур ад-Дин-хана и Мухаммад-'Абдаллаха. Меры, предпринятые ими, были круты и решительны, и Йулбарс-хану пришлось спасаться бегством, что он и сделал, уйдя к калмакам.
328. В Анис ат-талибин наш автор, отмечая его крайнее непостоянство в поведении и противоречивость в действиях, связывает это с тем, что он однажды упал с лошади и ударился головой о землю (л. 104а).
329. Разумеется, Очирту-Цецен-хан, сын хошоутского Байбагас-хана; после смерти отца в 1640 г. стал его преемником в качестве одного из двух руководителей ойратского сейма (чулган); он был женат на дочери Ботор-хунтайджи, активным сторонником которого являлся. В 40-х годах XVII в. его кочевья находились “между озерами Балхаш и Зайсан, реками Чу, Или и Алгуз, вплоть до гор Юлдуза”. В 1676 или 1677 г. (по Бедли — в 1675 г.) был убит братом Сенгэ Галданом. См.: Златкин, История, 123, 169—170; Baddeley, Russia, Mongolia, China, I, стр. СLХХХI, прим. 7, стр. СССХХIV; Index, под словом “Ochirtu”; Pelliot, Notice critiques, стр. 27, 29, 82.
330. Рекой Тумен, на правом берегу которой стоял г. Кашгар, называлась часть реки от селения Сулук до слияния ее с р. Кызыл-су. См.: Корнилов, Кашгария, стр. 174; также Stein, Ancient Khotan, I, стр. 73; Shaw, a Prince of Kashgar, стр. 282.
331. Согласно Ч. Ч. Валиханову, центральная площадь Яркенда в XIX в. называлась Чарсу (от Кашгара до Яркенда, стр. 450—452).
332.См.: Мухаммад-Хадар, рук. С 395, л. 227а; пер. Росса, 308; также Бабур-наме, изд. Беверидж, 29а, 56а, 88а, 100б; пер. Салье, 41—42, 70, 104, 117.
333. Ханзаде-ханым родилась от дочери Ишим-хана казахского. Ряд вельмож, в том числе ахунд мулла Мухаммад-Амин Захани, выступили против решения хана казнить ее, на что хан ответил: “Вы ведь выдадите меня Йулбарс-хану”.
Пай-Кобак — ворота и прилежащий квартал в Яркенде (см. Анис ат-талибин, л. 104а; “История Кашгарии”, л. 95б). Согласно Корнилову, северные ворота Яркенда назывались Кабагат (Кашгария, стр. 273); этим же названием на плане Ч. Ч. Валиханова отмечены южные ворота (От Кашгара до Яркенда, стр. 451).
334. Согласно анонимному автору, после того как 'Абдаллах-хан пожаловал Кашгар и Янги-Хисар — владения Йулбарс-хана — Нур ад-Дин-хану, он вел военные операции против Йулбарс-хана в Хотане около Керии. Последний, поддержанный калмаками Сенгэ, отразил его, и хан ушел в Яркенд (“История Кашгарии”, л. 95а-б).
335. Согласно Н. В. Ханыкову, должность шигавула (или шикавула) состояла в том, “чтобы принимать посланников и вообще иностранцев, приезжавших в Бухару и представляемых эмиру, во время представления он вводит их в приемную залу” (Описание, стр. 186). Ср. также толкование Э. Катрмера ('Абд ар-Раззак, пер. Катрмера, 502—503).
336. По всей видимости, Нур ад-Дин-хан умер в начале 1078/ июне— июле 1667 г. Согласно источникам, он правил в Кашгаре один год. А если учесть, что владения Йулбарс-хана были переданы ему не сразу после бегства последнего (шаввал 1076 г. х.), а спустя некоторое время, то приведенная выше дата представляется наиболее вероятной.
337. Разумеются два населенных пункта к северо-западу и северо-востоку от Кашгара, на дорогах к перевалу Теректы. Артудж называется ныне Артишем. Верхний Артиш находится около 35 км к северо-западу от Кашгара, а на северо-востоке от Кашгара (около 45 км) расположен Нижний Артиш, знаменитый тем, что там, по преданию, находится могила Сатук-Богра-хана. См.: Валиханов, О состоянии, стр. 290; его же, Дневник, II, стр. 210; Худуд ал-'алам, пер. Минорского, 281.
338. 'Абдаллах-хан бежал из страны в 1078/1667 г. Эта дата подтверждается следующими свидетельствами источников: в Кашмир он прибыл во время наместничества Мубариз-хана, правившего там с конца 1077/1667 по 1080/1669-70 г., а в Агру к Аурангзибу — 8 шаввала 1078 г. х., на одиннадцатый год царствования этого Великого Могола, т. е. 22 марта 1668 г. (см. Ваки'ат-и Кашмир, рук., л. 1926; 'Аламгир-наме, 1065). Вместе с тем анонимный историк сообщает, что хадж 'Абдаллах-хана имел место на 32-м году его правления, а эта дата приходится на 1080/1669-70 г., поскольку на престол Яркенда 'Абдаллах-хан вступил в 1048/1638-39 г. (“История Кашгарии”, л. 95б). Тарих-и амнийе (21) сообщает, что 'Абдаллах-хан вручил государство Йулбарс-хану и покинул страну; в 1080/1669-70 г. Йулбарс был провозглашен ханом в столице. Ма'асир-и 'Аламгири (71) подтверждает сообщение 'Аламгир-наме. Сведения, сообщаемые 'Аламгир-наме и Ма'асир-и 'Аламгири, не вызывают у нас сомнений в своей точности, поскольку они были почерпнуты авторами из реестров ежегодных расходов двора Аурангзиба, в которых скрупулезно фиксировались отпускаемые суммы, даты отпуска, а также лица, которые получали отпущенные деньги, и их расписки. Для встречи 'Абдаллах-хана в 1078/1668 г. и на подарки ему и его свите казной были выделены значительные суммы, зафиксированные в реестрах.
339. Абу-л-Музаффар Мухйи ад-Дин Мухаммад-Аурангзиб (1068— 1118/1658—1707) — Великий Могол, третий сын Шах-Джахана и Мумтаз-Махалл.
340. Интересно, что ходжа Исхак был отправлен Аурангзибом послом к 'Абдаллах-хану в месяце раби' II 1075/октябре — ноябре 1664 г. Вернувшись через год (джумада II 1076/декабрь 1665 г.), он доложил, что в Могольском государстве царят мир и порядок. Посольство ходжи Исхака явилось ответом на посольство 'Абдаллах-хана, которое исполнил Мирходжа Фулад в шаввале 1074/апреле — мае 1664 г. ('Аламгир-наме, 858, 914, 983—984; также Ма'асир-и 'Аламгири, 51, 57).
341. Т. е. Мухаммеда б. Бурхан ад-Дина Самарканди, известного суфийского шейха ордена накшбандийе ответвления ходжаган. Мухаммад-Кази был учеником Ходжи Ахрара (ум. в 895/1490 г.), а затем его преемником. Он умер в 921/1515-16 г. Биографические сведения о нем см. Мухаммад-Хайдар, пер. Росса, 211—221, 277—279, 341—342.
342. Иными словами — шиит. Термин рафизи прилагался ортодоксальными мусульманами (суннитами) главным образом к умеренным шиитам, т. е. имаматам и зейдитам.
343. Почетное прозвание дочери Шах-Джахана и Мумтаз-Махалл — Джаханара-Бегум (родилась 21 сафара 1023/23 марта 1614 г., умерла в рамазане 1092/сентябре — октябре 1681 г.). Она отличалась редкой красотой и была наделена многими талантами в сочетании с тонким умом; подобно своему брату Дара-Шекоху, разделяла идеи суфизма. Ее перу принадлежат Мунис ал-арвах — биография Му'ин ад-Дина Чишти (ум. в 633/1236 г.), Сахибиййа — трактат о Мулла-Шахе (992—1072/1584—1661) и несколько собраний писем. Она выступала на стороне Дара-Шекоха, однако после своей победы Аурангзиб даровал ей почетный титул Падшах-Бегум и имение с доходом в 70 лаков рупий в год. Подробнее см.: Mirza, Great Muslim women of India, стр. 387—388; Storey, Pl, vol. I, pt. 2, стр. 999—1001.
Трудно сказать, что имеет в виду наш автор, говоря “по словам Бигум-Сахиб”; возможно, он подразумевает какой-то сборник ее писем, попавший ему в руки, но совершенно определенно, что не отмеченные выше два ее труда, так как они были написаны задолго до этих событий.
344. Рассказ о прибытии 'Абдаллах-хана в Кашмир, а оттуда в Индию имеется в Ваки'ат-и Кашмир (л. 192б). Наиболее подробно этот эпизод изложен в 'Аламгир-наме (1063—1067); Ма'асир-и 'Аламгири пересказывает сведения, почерпнутые в предыдущем источнике (63—64, 71). Этот рассказ передан чрезвычайно цветистым языком, но вместе с тем содержит любопытные детали и подробности, которые мы кратко изложим ниже. Из Кашмира от Мубариз-хана и из Тибета от Мурад-хана поступили донесения, что 'Абдаллах-хан, потерпев неудачу в борьбе за трон со своим сыном Йулбарс-ханом, в сопровождении родственников, домочадцев и свиты, ограбленный и разоренный, направляется из Кашгара через Балти в Кашмир; сопровождает его ходжа Исхак (см. выше), встретивший хана на перевале Музтаг. Аурангзиб распорядился, чтобы ходжа Садик Бадахши и Сайфаллах отправились в качестве представителей государя и передали хану 109 лошадей, золотую и серебряную утварь, палатки и шатры, одежду и ковры, слонов и дорогое оружие и т. п. Был отдан приказ Мубариз-хану и наместнику Лахора Мухаммад-Амин-хану, чтобы в пути 'Абдаллах-хана снабжали всем необходимым и выполняли все его пожелания; кроме того, из казны этих двух провинций выдали бы ему по 50 тыс. рупий, причем из казны Лахора в счет общегосударственного казначейства. Подобные распоряжения были разосланы всем правителям и наместникам по пути следования хана, 8 шаввала 1078/22 марта 1668 г. 'Абдаллах-хан прибыл к столице Шахд-жаханабаду, где ему отвели сад и приготовили все необходимое. Он жил в доме покойного Рустам-хана, а три дня спустя был принят Аурангзибом, причем хан был встречен двумя первыми сановниками, Джа'фар-ханом и Асад-ханом, еще за пределами города и препровожден во дворец на аудиенцию. 'Абдаллах-хан прожил в пригороде Шахджаханабада, в саду Хайатбахш, восемь месяцев, а затем в месяце джумада II 1079/ ноябре 1668 г. отправился в Мекку через порт Сурат, получив в подарок от Аурангзиба на дорогу 10 лаков рупий. Из хаджа хан вернулся в 1081/1670-71 г. В том же году, дважды в 1082/1671-72 и один раз в 1083/1672-73 г., ему выдавали крупные денежные суммы, а также значительное число бытовых предметов и принадлежностей туалета. Он умер в Шахджаханабаде 10 ша'бана 1086/30 октября 1675 г. (Ма'асир-и 'Алам-гири, 105, 112—113, 118, 140). По сведениям анонимного автора, хан умер в Индии по возвращении из хаджа в возрасте 67 лет. В Могольском государстве он правил 32 года (“История Кашгарии”, л. 97б). По всей видимости, Шах-Махмуд Чурас получил информацию о пути следования 'Абдаллах-хана в Индию, о событиях, связанных с его пребыванием в этой стране, и его хадже от лиц, которые сопровождали хана. Скорее всего, по нашему мнению, этим передатчиком был Бабак-бек (ср. “Хроника”, лл, 81а и 85а).
345. Тагарчи — чиновник, ведавший сбором натурального налога, продовольствием для нужд войск (гагар). О содержании налога, его модификациях и распространении см. Али-заде, История Азербайджана XIII—XIV вв., стр. 230—232; Петрушевский, Земледелие, стр. 383— 384.
346. Риторический штамп, часто применяемый в источниках с целью показать жестокость тирана. Хаджжадж б. Йусуф (или ал-Хаджжадж) — историческая личность, наместник Омейядов в Ираке и восточных областях халифата, умелый полководец, крутой и жестокий администратор; снискал себе печальную известность тем, что, проводя .феодально-аристократическую политику Омейядов, утопил в крови народные восстания против этой династии; до нас дошло известие, что за время его наместничества от рук палачей погибло около 130 тыс. человек. Умер в главвале 95/июне — июле 714 г.
Заххак — мифическая личность, персонаж Шах-наме Фирдоуси; символ жестокости, кровожадности и тирании. Согласно легенде, на плечах Заххака на месте поцелуев дьявола выросли две змеи, которых он ежедневно кормил свежим человеческим мозгом, дабы избавиться от их терзаний.
347. Наш автор в другом своем труде не сообщает подробностей смерти Йулбарс-хана. Его смерть он связывает с одним из “чудес” Мухаммад-'Абдаллаха, так как автор во сне видел, что хан умер. Ишан же рассказал всем содержание сна Шах-Махмуда Чураса, о котором последний никому не говорил, в том числе и самому ишану, а 49 дней спустя прибывший из Яркенда Худаберды каракйараг привез весть о кончине Йулбарс-хана (Анис ат-талибин, л. 105а-б). Очень кратко также говорит об этом и анонимный автор. Он добавляет, что Йулбарс-хан царствовал один год во всем государстве, жил 41 год, из них 32 года правил в Кашгаре (“История Кашгарии”, л. 98б). Мулла Муса отмечает, что Йулбарс-хан правил несколько лет, после чего был убит (Тарих-и амнийе, 21). Если после бегства 'Абдаллах-хана с возведением Йулбарс-хана на престол верх взяла группа военно-кочевой знати с ориентацией на белогорских ходжей, которую поддерживал Сенгэ с калмаками, то с убийством Йулбарс-хана черногорские ходжи в союзе с Исма'ил-ханом и Элдан-тайши взяли реванш. Наш автор отмечает несколько раз очень любопытный факт: соперничающие группировки среди калмаков поддерживали, в свою очередь, две борющиеся за власть в Могольском государстве коалиции — Йулбарс-хан — белогорские ходжи и Исма'ил-хан — черногорские ходжи. Примечательно, что, выступая на их стороне с оружием в руках, калмаки воевали и между собой. Дворцовый переворот, осуществленный Эрка-беком с 'Али-шахом и калмаками, имел место, видимо, в середине 1080/конце 1669 г., поскольку, как это явствует из текста, Йулбарс-хан вступил на престол не сразу после отъезда отца, а некоторое время спустя, которое, несомненно, потребовалось для борьбы за столицу со сторонниками Исма'ил-хана и черногорских ходжей. (Ср. также л. 836 “Хроники”, где говорится, что организатор переворота Эрка-бек в 1080/1669-70 г. объявился в Могольском государстве.) Во всяком случае, по сообщению Ма'асир-и 'Аламгири (79), “посол хакима Кашгара Йулбарс-хана” 'Абд ар-Рашид был принят Аурангзибом в ша'бане 1079/январе 1669 г. Обращает на себя внимание употребленный в отношении Йулбарс-хана термин “хаким”. Это означает, что в Индии были осведомлены о междоусобицах и династийной борьбе в Могольском государстве и что Йулбарс-хан не был ханом всего государства. Вместе с тем укажем, что к 'Абдаллах-хану как правителю всего Могольского государства прилагался обычно термин “вали”. В связи с этим интересно отметить, что Мухаммад-Садик Кашгари ни словом не обмолвился о непродолжительном правлении Йулбарс-хана. Он замечает, что после отъезда 'Абдаллах-хана в хадж “на престол йарканда взошел Исма'ил-хан” (Тазкире-йи хваджаган, стр. 26). Трудно сказать, почему Мухаммад-Садик обходит молчанием этот вопрос; мы не знаем, связано ли это с его неосведомленностью или с тем, что Йулбарс не был признан ханом во всем государстве.
348. Коран, 945-6.
349. Т. е. 'Абд ал-Латиф-хану.
350. Речь, несомненно, идет о Сайраме в Средней Азии (Исфиджабе арабских географов), расположенном на восток от Чимкента, на правом берегу р. Сайрам. Подробнее см.: Иванов, Сайрам, стр. 46—58; его же, К вопросу, стр. 151—164; Массой, Старый Сайрам, стр. 23—42; Пищулина, Присырдарьинские города, стр. 22—24.
351. Кедхуда — многозначный термин с первоначальным значением власти над семьей, домом, потомством (ср. букв, 'домовладыка'). В эпоху средневековья мы находим многочисленные модификации этого термина, исходящие из упомянутого значения: домоуправитель, управляющий хозяйством представителя династии (ср. даруга, который заменил этот термин после, монгольского нашествия), просто домохозяин (= крепкий середняк), сельский богатей, староста села или городского квартала, старейшина племени и т. п. В селе или квартале могло быть несколько кедхуда, которые составляли “местный патрициат”. См.: Бартольд, История культурной жизни Туркестана, стр. 209—210; Петрушевский, Земледелие, стр. 306.
352. Подразумевается Ботор-хунтайджи (1634—1653) из чоросского дома, отец Сенгэ, создатель ойратского феодального государства, восстановивший мощь ойратов. Подробнее см.: Pelliot, Notice critiques, стр. 9, 22—25, 26, 27, 68, 76, 80; Златкин, История, 162—165, 167—173 177—204 и сл.
353. Герои и персонажи Шах-наме Фирдоуси. О них см.: Бертельс, История литературы, стр. 200 и сл.; также: Дьяконов, Фердоуси, стр. 60—108.
354. Имеются в виду русские поселения, остроги и крепости на юге Западной Сибири.
355. Следовательно, этот ставленник калмаков родился в 1039/1629-30 г. и поступил к ним на службу в 1059/1649 г.
356. По словам Р. Г. Мукминовой, тимче — “небольшое крытое торговое сооружение, объединяющее несколько дукканов, в большинстве случаев специализированное для отдельных видов торговли и ремесленного производства” (К истории, стр. 320).
357. В Анис ат-талибин (лл. 105б—106а) наш автор отмечает: “Исма'ил-хан вместе с Ходжам-Падшахом направились к Йарканду, [и] хан благодаря помощи святейшего Ходжама воссел на трон своих отцов и дедов”. Замечание В. В. Бартольда, что “после этого Исмаил и ходжа Апак (сын ходжи Ишан-Келяна и двоюродный брат ходжи Шади) прибыл в Кашгар и Яркенд” (Отчет, стр. 185), основано на каком-то недоразумении, так как в тексте “Истории Кашгарии”, на который ссылается В. В. Бартольд, этих сведений нет. Наоборот, в этом источнике сообщается, что Ходжа Афак (Хидайаталлах б. Мухаммад-Йусуф) принимал активное участие в защите Яркенда во время осады города войсками Исма'ил-хана, а затем вместе с сыновьями Йулбарс-хана, их матерью и приверженцами ушел в Кашгар (“История Кашгарии”, л. 98а-б).
358. Разумеются сыновья Йулбарс-хана — 'Абд ал-Латиф-султан и Абу Са'ид-султан, которые вместе с матерью и Ходжой Афаком выехали из Яркенда в Кашгар перед взятием столицы Исма'ил-ханом. Их старший брат 'Убайдаллах-султан был убит в Хотане в возрасте 18 лет еще по приказу 'Абдаллах-хана в конце 1076/мае — июне 1666 г.
359. Видимо, описка или ошибка переписчика. В тексте написано ***, которое вызывает предположение, что это недописанное *** 'брат'. Вместе с тем если Бахрам-султан был братом Ибрахим-султана, то он был бы сыном 'Абд ар-Рахим-хана и братом Исма'ила и 'Абдаллаха, однако в списке сыновей 'Абд ар-Рахим-хана (см. прим. 243) он не указан, тем более что умер он в возрасте 20 лет и, следовательно, появился на свет значительное время спустя после кончины 'Абд ар-Рахим-хана (1044/1634-35 г.).
360. 'Абдаллах-хан возвратился из хаджа в Индию в конце 1081/начале 1671 г. (Ма'асир-и 'Аламгири, 112). Следовательно, Бабак-бек, совершивший паломничество вместе с ним, появился в Балхе в этом жегоду либо в следующем, 1082/1671-72 г. В таком случае он мог объявиться в Яркенде не ранее второй половины 1082/начала 1672 г.
361. Это замечание Шах-Махмуда Чураса, как и сообщение о смерти Бахрам-султана, позволяет несколько сузить хронологические рамки периода, в который была составлена “Хроника”. Сообразуясь с этим указанием автора, а также с сообщением Ма'асир-и 'Аламгири о смерти 'Абдаллах-хана в Шахджаханабаде 10 ша'бана 1086/30 октября 1675 г., можно предположить, что “Хроника” была завершена не ранее конца 1083/февраля — марта 1673 г. и не позднее 1087/1676-77 г. (полагая, что к -этому времени известие о смерти хана, которое у нашего автора отсутствует, достигло бы Яркенда). Во всяком случае, “Хроника” была завершена не позднее лета — осени 1680 г., когда калмаки легко захватили Кашгар и Яркенд и ушли, забрав с собой Исма'ил-хана со всей его семьей. Естественно, что после этих событий сочинение не могло быть ему посвящено.
362. Наш автор впервые употребляет здесь название мамлакат-и мугулиййе — Могольское государство. Подробнее см. выше, стр. 12, прим. 1.
363. Речь идет о сыне 'Абд ар-Рахим-хана, родившемся в 1037/1627-28 г. После того как Исма'ил был изгнан своим братом 'Абдаллах-ханом, он ушел вместе с другим братом, Ибрахимом, к калмакам ордыЭлдан-тайши. После отъезда 'Абдаллах-хана, заручившись поддержкой черногорского ходжи Мухаммад-'Абдаллаха (Ходжам-Падшаха) и калмаков Элдана — противников Сенгэ, он, опираясь на аксуйский округ, начал борьбу за власть и в 1080/1670 г. овладел центрами страны и стал ханом (номинально был провозглашен своими сторонниками в Аксу еще в 1078/1667-68 г.). Стремясь укрепить свое положение, он активно боролся с белогорскими ходжами в лице Ходжи Афака, которого он вынудил покинуть страну, и, вероятно, придерживался политики своего брата, желая избавиться от засилья могущественных эмиров и военно-кочевой знати, отстранял их от участия в управлении государством и заменял “безродными” и “малыми”. Видимо, в этом плане можно понять слова анонимного автора, характеризующего его правление. Очевидно, эти усилия хана принесли свои результаты, так как источники отмечают покой, царивший в стране. Согласно анонимному автору, правление Исма'ил-хана продолжалось “приблизительно” 12 лет, прожил он 56 лет (“История Кашгарии”, лл. 99б—100а; также Тарих-и амнийе, 21). Следовательно, калмаки низложили его около 1092/1681 г., что в общем-то подтверждается и другими хронологическими построениями этого автора, который сообщает, что после смерти Султан-Са'ид-Баба-хана (видимо, около 1091/1680 г.) власть в Турфане захватил его старший сын 'Абд ар-Рашид, сидевший в Камуле. По его инициативе между ним и его братом Мухаммад-Амином, правившим в Чалыше, начались военные столкновения. В эту междоусобицу вмешался ойратский хан Галдан-Бошокту (1671— 1697), который разрешил спор в пользу 'Абд ар-Рашида. В походе калмаков на Яркенд и Кашгар принимали участие все три сына Баба-хана, из которых старший, 'Абд ар-Рашид, был посажен Галданом на трон Яркенда вместо свергнутого Исма'ил-хана (“История Кашгарии”, л. 101а-б; Бартольд, Отчет, стр. 186). В изложении Мухаммад-Сади-ка Кашгари эти события развивались следующим образом. Падение хана было вызвано тем, что он изгнал Ходжу Афака из страны; тот отправился в Тибет, заручился поддержкой “брахманов” и прибыл в орду к Галдану с письмом от них (у Ч. Ч. Валиханова и М. Хартмана — от далай-ламы), в котором они просили ойратского предводителя Галдана восстановить права ходжи в Кашгаре и Яркенде. Тот не преминул воспользоваться сложившейся ситуацией, захватил Кашгар, а затем Яркенд (причем жители Яркенда сдали город при условии, что ими будет управлять представитель ходжей) и сверг Исма'ил-хана, посадив на престол Ходжу Афака, а в Кашгаре назначил хакимом его сына Йахйю. Подчинив страну, ойраты ушли, уведя с собой Исма'ил-хана в Или.
Следует сказать, что в свете бесстрастного изложения анонимного автора весь рассказ Мухаммад-Садика Кашгари (за исключением факта похода Галдана и низложения Исма'ил-хана) представляется нам только красочной легендой о трогательном единении князей двух различных церквей. Мухаммад-Садик, из-под пера которого вышла эта легенда, был убежденным приверженцем белогорских ходжей (по мнению Н. Илайеса, его симпатии были на стороне черногорцев, см. Тазкире-йи хваджа-ган, пер. Шоу, предисловие, стр. III) и уже в силу этого не мог не быть тенденциозным. Словом, достоверность сообщения Мухаммад-Садика Кашгари представляется нам более чем сомнительной. В этой связи трудно согласиться с утверждением И. Я. Златкина (История, стр. 252), что в подчинении “мусульманских владений Восточного Туркестана хану Джунгарии” значительную роль сыграл факт “вмешательства руководителей ламаистской церкви в Тибете”. Несмотря на то что Ч. Ч. Валиханов, М. Хартман и Р. Шоу пользовались трудом Садика Кашгари Тазкире-йи хваджаган, только Ч. Ч. Валиханов сообщает, что государство моголов было покорено в 1678 г. Возможно, в его распоряжении была рукопись, где эта дата была указана. В списке ИВАН СССР D 126, которым мы пользовались, даты нет (см.: Тазкире-йи хваджаган, стр. 27—30; пер. Шоу, 35—37; Валиханов, О состоянии, стр. 301; Григорьев, Восточный Туркестан, ч. 2, стр. 353—358; Бартольд, Отчет, стр. 185— 186; Hartmann, Der Islamische prient, стр. 209—214; Courant, L'Asie Central, стр. 50—51; Думан, Аграрная политика, стр. 63—66).
Вместе с тем помимо даты, которую указывает Ч. Ч. Валиханов, известны также другие даты взятия Яркенда и Кашгара и последовавшего за этим свержения Исма'ил-хана. Так, И. Бичурин приводит 1679 г. (Историческое обозрение, стр. 67), пленный шведский офицер относит это событие к 1683 г. (Григорьев, Восточный Туркестан, ч. 2, стр.353, прим. 1), а биограф буддийского миссионера, калмака по происхождению, Зая-Пандиты замечает: “...весной года обезьяны (1680 г.) [Бошокту-хан]... проведя лето в Кукугойа, отправился с войском в Яркенд и взял его” (Румянцев, стр. 86).
Такой разнобой в датах у различных авторов, видимо, вызван тем, что все эти годы войска калмаков вторгались в Могольское государство. Правда, цели, которые ими преследовались в этих военных акциях, и масштабы, с которыми они выполнялись, различались и в основном зависели от конкретной ситуации. Известно, что уже с первых десятилетий XVII в. они начали принимать весьма активное участие в междоусобицах, сотрясавших Могольское государство и расшатывавших фундамент центральной власти. А первая проведенная ими, хорошо подготовленная, с далеко идущими планами захвата всей страны экспедиция завершилась решительным успехом. Нам представляется, что этого успеха они добились в 1680 г., когда, по сообщению биографа Зая-Пандиты, захватили Яркенд.
Следует также иметь в виду и то обстоятельство, что калмаки после завоевательного похода возвратились в свои кочевья, удовлетворившись на первых порах вассальной зависимостью Могольского государства. Чтобы окончательно подчинить страну, им потребовалось провести несколько таких походов (например, Галдан-Бошокту-хан с 1679 по 1685 г. не менее четырех раз водил войска в поход на Могольское государство). Наконец, нам неизвестны источники информации И. Бичурина и Ч. Ч. Валиханова. Что же касается сообщения анонимного автора, то его слова уже ясно говорят о том, что он не представлял себе точного времени, в течение которого правил Исма'ил-хан (именно об этом говорит его выражение “приблизительно (тахминан) двенадцать лет”). По всей видимости, дата взятия Яркенда калмаками и падения власти Исма'ил-хана находится где-то между 1678 и 1683 гг. Мы склонны полагать, что эти события развернулись в 1680 г. (ср. также: Бартольд, Калмыки, стр. 539, где “подчинение Кашгарии — в 1682 г.”). И. Я. Златкин (История, стр. 252) склоняется к тому, что “подчинение Восточного Туркестана было им (Галданом. — О. А.) осуществлено в 1678—79 гг.”.