Комментарии

Комментарии

173. «Летопись» Гетума II написана в 1296 г. и является важным источником по истории монгольского господства в Малой Азии.

Ученые арменоведы долгое время считали, что этот труд принадлежит перу Гетума Патмича, поэтому Мкртыч Авгерян один из вариантов этого памятника опубликовал в 1842 г. вместе с трудом Гетума Патмича (Гетум Патмич, стр. 77—86). Дюлорье также приписывает этот документ Гетуму Патмичу («Dulouriens Histoire des Croisades, Documents Armeniens», t. I, Paris, 1869, p 471).

К. П. Патканов в 1880 г. впервые высказал мнение, что эта летопись принадлежит не Гетуму Патмичу, а армянскому царю Гетуму II (журн. «Порц», 1880, № 1, приложение, стр. 31. На арм. яз.). К этому же выводу пришел и В. Акопян («Мелкие хроники», т. I, стр. 66, прим. 2).

В Матенадаране находятся четыре списка «Летописи» Гетума II: № 663 (стр. 249б—252б), № 2037 (стр. 145а—146б), № 7841 (стр. 303а—306б), № 3079 (стр. 215б—221б). Один список этой же летописи хранится в отделе армянских рукописей Британского мувея в Лондоне («Cataloque of the Armenian manuscripts in the British Museum», London, 1913, p. 291). В 1661 году научно-критический текст с комментариями опубликовал В. Акопян («Мелкие хроники», т. 1, стр. 66—100).

«Летопись» Гетума II начинается с Х в. и доводится до 1351 г. На основании текстологического анализа можно сделать вывод, что материалы самого Гетума II заканчиваются 1297 г., остальные принадлежат продолжателям и для нашей темы не представляют интереса. Мы переводим те части «Летописи», которые освещают армяно-монгольские отношения.

Автор «Летописи» общался с монгольскими правителями, вел с ними, в частности с Газан-ханом, дипломатические переговоры, намереваясь возобновить прежние союзные отношения, которые существовали между монгольскими правителями и Киликийским государством при Гетуме I. Но это ему не удалось, ибо большинство монгольских военачальников к этому времени приняли ислам. В конце царствования Гетум II, не получив поддержки от монголов, вынужден был принять католичество и вступить в контакт с византийским императором Михаилом IX (1295—1320) в надежде получить поддержку в борьбе против мусульман. В дальнейшем Гетум II выдал свою сестру за византийского императора и тем самым установил с ним родственные связи. Он хотел принудить всех армянских клириков принять верховенство католической церкви, за что против него восстала вся армянская знать. Царь Гетум II и его сын Левон IV были убиты.

Выдержки из «Летописи» мы начинаем с описания событий 1246 г., т. е. с того времени, когда Смбат Спарапет по поручению Гетума I отправился в Монголию к Гуюк-хану, и заканчиваем описанием событий, относящихся ко времени правления Газан-хана.

Кроме «Летописи» Гетума II, до нас дошел также автограф его поэмы, состоящей из 226 строк, написанной изящным почерком на пергаменте.

В основу нашего перевода положена рукопись № 663, стр. 2496—2526.

174. Смбат Спарапет в письме к кипрскому королю (см. выше) пишет, что он отправился в Монголию в 1247 г.

175. Речь идет о завоеваниях египетского султана Салах Недж-ад-дин Эйюба (1240-1249) в 1246—1247 гг. Города Папари и Аскалон находились на восточном побережье Средиземного моря.

176. Имеется в виду седьмой крестовый поход (1248—1250), во главе которого стоял французский король Людовик IX (1226— 1270).

177. Город Дамиетта был захвачен Людовиком IX в сентябре 1248 г.

178. Забелла — жена Гетума I

179. Муранди, или Мурандин, — город в Малой Азии, недалеко от г. Аракли.

180. По сообщению Смбата Спарапета, Левон был посвящен в рыцари в 1259 г. после захвата им крепости Мундас.

181. Аламут — центр исмаилитов (см. прим. 34).

182. Mapаджaxт — один из высших воинских рангов в Киликии.

183. Мундас, или Миндос, — крепость, которая, по мнению Алишана, находилась на северо-западе от Ламброна, на правом берегу р. Ходжа (Алишаи, Сисван, стр. 177). Битва происходила между армянскими войсками и войсками румского султана Рукн-ад-дин Кызыл-Арслана IV (1257—1267).

184. Речь идет о Музаффаре Сейф-ад-дине Кутузе (1259—1260), который лично руководил боем.

185. Речь идет о византийском императоре Михаиле VIII Палеологе (1261—1282), который заключил союз с генуэзцами и в июле 1261 г. захватил Константинополь, уничтожив образованную крестоносцами Латинскую империю.

186. Сарвандикар — город в Киликии близ Мараша.

187. Имеется в виду английский король Ричард I Львиное Сердце.

188. Вероятно, здесь допущена ошибка. Смбат Спарапет указывает, что Костантин умер в 1263 г. Эта дата кажется нам более достоверной (Смбат, Летопись, стр. 237).

189. О захвате крепости Манион подробнее рассказывает Алишан. Он считает, что крепость была окружена в 1259 г., а захвачена только через три года (Алишан, Сисван, стр. 293—294).

190. Здесь автор допустил ошибку. Левон III был коронован после смерти отца в 1270 г. Весьма вероятно, что в 1262 г. Левон стал армянским пароном. Левон III как старший сын Гетума I помогал отцу управлять страной. Об этом сообщает Смбат Спарапет в предисловии к своему «Судебнику»: «Во время патриаршества владыки Костантина и царствования благочестивого Гетума и его сына Левона» (Смбат Спарапет, Судебник, Ереван, 1958, стр. 4). Армянским царем называет его в 1269 г. и Гетум II (см. стр. 74 настоящей работы).

191. Поводом к присоединению Ламбронского княжества к Киликии послужила женитьба Левона III на Керане — дочери ламбронского владыки (Р. Ачарян, Словарь личных имен, т. III, Ереван, 1944, стр. 616).

192. Ошин — один из сыновей Костантина, отец Гетума Патмича. Смбат дату его смерти ошибочно относит к 1263 г. Ошин умер 26 декабря 1264 г. (Алишан, Сисван, стр. 555).

193. Смлмот — египетский военачальник, по прозвищу Сем-ел-мот; его настоящее имя Изз-ад-дин Иган. Он руководил войсками в битве под Мари и одержал победу над армянскими войсками (Магакия, стр. 39—40; Вардан, стр. 213—214; рукопись № 4243, стр. 222б).

194. См. прим. 47.

195. Имеется а виду Филипп III (1270—1285), сын Людовика IX.

196. Автор имеет в виду Григория X, возведенного на папский престол в 1271 г.

197. О поездке Смбата Спарапета к Аргун-хану ничего не оказано в его труде. Об этом имеются сведения только у Алишана (Алишан, Сисван, стр. 555).

198. Лионский собор для организации нового крестового похода был созван не в 1273 г., а в 1274 г.

199. Самуэл Анеци, продолжатель «Летописи», датирует это событие 1277 г.

200. Речь идет о завоеваниях румского султана Гияс-ад-дина Медуса II.

201. По сообщению Рашид-ад-дина, Аргун стал ханом 11 августа 1284 г. (Рашид-ад-дин, стр. 113).

202. Французский король Филипп IV Красивый сменил отца в 1285 г.

203. По сообщению Рашид-ад-дина, Кэйхатун (Гейхату) сменил своего старшего брата Аргуна 23 февраля 1291 г. (Рашид-ад-дин, стр. 130).

204. Автор имеет в виду Ашрафа Салах-ад-дина Халила, который царствовал в 1290—1293 гг.

205. Ромкла — крепость, где находился армянский патриарший престол начиная с середины XII в.; расположена недалеко от границы Киликии, на западном берегу Евфрата. Эту местность захватили крестоносцы и подарили армянскому католикосу Григору III Пахлавуни (1113—1166). По сообщению арабского историка Абуль Фараджа, Ромкла была захвачена султаном Мелик-Ашрафом 28 июня 1292 г. То же самое подтверждает памятная запись некоего Барсега (рукопись № 2588, стр. 443а—444а).

206. После убийства султана Ашрафа Салах-ад-дина Халила власть перешла не к Китбуге, как ошибочно указывает наш автор, а к Наср-ад-дииу Мухаммеду (1293—1294).

207. Тер-Григор Аванарзеци (1293—1307)—армянский католикос Григор VII, по прозвищу Мецкареци. Он в 1293 г. перенес патриарший престол из Ромклы в столицу Киликийской Армении Сис (Ачарян, Словарь личных имен, т. I, стр. 586).

208. По Рашид-ад-дииу, Гейхату был убит 24 марта 1295 г. (Рашид-ад-дин, стр. 137).

209. По Лен-Пулю, султана Адила Зейн-ад-дина Китбугу заменил Мансур Хусан-ад-дин Ладжин (1296—1299) (С. Лен-Пуль, Мусульманские династии, стр. 62).