Комментарии

Комментарии

237. Нерсес Палиенц — единственный хроникер XIV в., который сообщает интересные сведения как об армяно-монгольских отношениях, так и об армяно-арабских войнах, происходивших в период упадка монгольского господства на Ближнем и Среднем Востоке. В «Летописи» подробно описывается битва между арабами и армяно-монгольскими войсками и выясняются причины победы арабов.

В Ереванском Матенадаране в рукопись № 2037 включен самый точный список «Летописи» Палиенца. Кроме того, в отдельных рукописях Матенадарана встречаются отрывки из его «Летописи». В. Акопян собрал их и включил в свой сборник «Мелкие хроники» (т. II, стр. 173—190). Мы переводим лишь те места «Летописи», которые относятся ко времени монгольского господства в Малой Азии, а также к истории монголо-армянских войн против египетского султана.

Некоторые отрывки из этой «Летописи» Эдвард Дюлорье перевел на французский язык и опубликовал в конце «Летописи» Смбата в Париже в 1869 г. (Dulaurier, Histoire des Croisades, Documents Armeniens, t. I).

238. Алфи — это Мансур Сейф-ад-дин Калаун (Альфи), мамлюкский правитель Египта (1279—1290).

239. Здесь автор имеет в виду египетского султана Ашрафа Салах-ад-дина Халила (1290—1293).

240. Степанос Ромклаеци был армянским католикосом в 1290— 1293 гг. Султан Ашраф в 1292 г. захватил его в плен и отправил в дамасскую тюрьму.

241. О взятии Ромклы см.: «Мелкие хроники», т. I, стр. 99, прим. 120; т. II, стр. 92, прим. 219.

242. Об освобождении армянского католикоса Степаноса из плена сообщает также Минас Хамтеци (сб. «Азгабанутюн Айоц», Вагаршапат, 1870, стр. 46. На арм. яз.). Другие армянские источники утверждают, что он умер в плену (Самвел Анеци, Летопись, стр. 152; Орбелян, стр. 444; «Мелкие хроники», т. II, стр. 80).

243. Здесь автор имеет в виду армянского католикоса Григора VII Анаварзеци (1293—1297), который из страха перед турками добивался, чтобы армяне приняли католичество.

244. Об этих дворцовых интригах и междоусобицах рассказывает Гетум Патмич («Мелкие хроники», т. I, стр. 86—87). Он говорит, что Торос был схвачен в крепости Молевон, а Гетум — в Бардзрберде.

245. Здесь наш автор допустил ошибку. Речь идет о походе Газан-хана на Сирию осенью 1299 г. Об этом cм. также: Рашид-ад-дин, стр. 182—186.

Насер — Наср-ад-дин Мухаммед (1299—1309).

246. Фарсанг — мера длины (около 7 км).

247. По сообщению Гетума Патмича, Газан-хан расположил свои войска на берегу реки, которая протекала через Дамаск. Жители вышли ему навстречу с большими дарами, умоляя не разрушать их город (Гетум Патмич, стр. 62).

248. По Рашид-ад-дину, эта битва происходила 12 февраля 1300 г. в местности Джебель-ас-Салихийе (Рашид-ад-дин, стр. 185).

249. Сообщение нашего автора подтверждается другими армянскими историками (Гетум Патмич, стр. 62).

250. Гусан — армянский народный певец-сказитель.

251. По сообщению Рашид-ад-дина, Хутлу-шах с 300-тысячным монгольским войском осенью 1300 г. двинулся на Сирию, после чего отправился Газан-хан (Рашид-ад-дин, стр. 186; ср. Гетум Патмич, стр. 63).

252. Гетум Патмич, который сам принимал участие в этом сражении, рассказывает: «Татары, которые должны были переправиться через реку Евфрат, возвратились, так как из-за обильных дождей воды реки затопили берега. Тогда они решили переплыть через реку на лошадях, в результате чего многие воины из татар, армян и грузин погибли, лишь немногим посчастливилось вернуться на родину, в числе их был и я сам — историк» (Гетум Патмич, стр. 66).

253. Гетум Патмич рассказывает, что Газан-хан с большим почетом принял армянского царя, дав тысячу воинов, большую сумму денег и земли, отнятые у турок (Гетум Патмич, стр. 66).

254. Левон IV (1305—1308).

255. Брат Гетума II — Алинах действителыно отправился к монгольскому хану с жалобой, об атом имеются сведения у других историков.