Комментарии

Комментарии

1 Кунья — уважительное обращение, в состав которого входят обязательно слова абу (отец) или ибн (сын), например: Абу Мухаммад; образованное по тому же принципу прозвище, отражающее телесный недостаток, черту характера и т. д.

2 Твердо установленного правила на этот счет не существовало. См.: ас-Саби. Русум, с. 31, примеч. 2.

3 Хашимиты — члены рода хашим, из которого происходил Мухаммад.

4 Факих — “законовед”.

5 Об отрицательном отношении к обычаю целовать руку властелина говорит ал-'Утби: “Один человек вошел к Хишаму ибн 'Абд ал-Малику и поцеловал ему руку. Халиф воскликнул: „Фу ты! Воистину, ни один араб [не позволит себе] целовать руки, разве что трус, и перс не станет целовать рук, кроме как покоренный"”. См.: ас-Саби. Русум, с. 31, примеч. 3.

6 Ибрахим ибн ал-Махди — сын халифа ал-Махди, брат Харуна ар-Рашида и дядя ал-Ма'муна. Поэт, литератор, музыкант. Ум. в рамадане 224/июле 839 г. В 201/817 г., когда халифом был провозглашен ал-Ма'мун, находившийся в то время в Мерве, в Багдаде проарабски настроенной партией был объявлен халифом Ибрахим (его почетный титул ал-Мубаррак). В 203/819 г. Ибрахим был смещен и политической деятельностью больше не занимался. См.: EI, Bd 2, с. 463—464.

7 Галийа — благовоние.

8 ли ибн ал-Ма'мун — сын халифа ал-Ма'муна, племянник халифа ал-Му'тасима.

9 Васиф ат-Турки — крупный тюркский военачальник из рабов халифа ал-Му'тасима. Исполнял обязанности хаджиба при халифах ал-Му'тасиме, ал-Васике, ал-Мутаваккиле и ал-Мунтасире. Уб. в Самарре в 253/867 г.

10 Джубба — “фуфайка”.

11 См.: ас-Саби. Русум, с. 33, примеч. 5.

12 Ал-Мухаллаби (291—352/903—963) — вазир буидского султана Му'изз ад-Даулы. См. о нем: EI, Bd 3, с. 692.

13 Pa'uc (мн. ч. py'aca') — здесь: “высокопоставленные чиновники”.

14 Джабра'ил ибн Бухтишу — придворный врач Харуна ар-Рашида, ал-Амина и ал-Ма'муна. Написал несколько медицинских книг. Ум. в 213/828 г.

15 Кайсара (чаще употребляется в форме кайсарийа) — склад товаров и гостиница для купцов, в которой также заключались сделки; то же, что караван-сарай. См. также: EI, Bd 2, с. 706—707.

16 Матерью халифа ал-Ма'муна была персидская рабыня по имени Мараджил.

17 Вид финиковых пальм; название происходит от канала Нахр Ма'кил в г. Басра. См.: Му'джам ал-булдан, т. 4, с. 845.

18 1 даник = 1/6 дирхема.

19 Абу Ганим Хумайд ибн 'Абд ал-Хамид ат-Туси — один из главных ка'идов в правление ал-Ма'муна. Ум. в Багдаде в 210/825 г.

20 Муфлих — негр, евнух, доверенное лицо халифа ал-Муктадира, заведовавший личной перепиской халифа. Ум. в 356/966 г. История, рассказанная им, приводится в Тухфат ал-умара' ас-Саби, с. 65, с незначительными разночтениями.

21 Абу-л-Касим Сулайман ибн ал-Хасан ибн Махлад ибн ал-Джаррах — вазир при трех халифах: ал-Муктадире, ар-Ради и ал-Муттаки. Ум. в. 332/943-44 г. (примеч. Аввада).

22 См. примеч. 27 к гл. 1.

23 См.: Диван ал-Хутай'и. Ал-Кахира, 1958, с. 140 (примеч. Аввада).

24 Фарадж ибн Зииад ар-Руххаджи — высокопоставленный чиновник в правление ал-Ма'муна и ал-Мутаваккила (примеч. Аввада).

25 Об этом см.: ал-Вузара' ва-л-куттаб, с. 271—272.

26 Это произошло в 198/813 г.

27 Дийа'ал-'амма — земли, принадлежащие знати; дина' ал-хасса — государственные земли, собственность халифа.

28 Шашийа — небольшая круглая шапочка, которую надевали под чалму или другой головной убор. Название происходит от Шаша — города в Мавераннахре, где изготовлялись такие шапочки.

29 Калансува — высокий колпак, формой напоминающий сахарную голову. Во времена дских халифов такой головной убор носила знать. См.: Dozy. Supplement.

30 'Улама' (ед. ч. 'алим) — носители традиционного мусульманского знания ('илм).

31 Садака — добровольное пожертвование беднякам, одно из основных моральных требований ислама. Считается, что садака снимает грех с души мусульманина и сберегает ее от мучении в аду.

32 Абу-л-Фадл 'Амр ибн Мас'ада ибн Са'ид ибн Саул — вазир, ум. в 217 или 215 г. х. (примеч. Аввада).

33 Это, видимо, Мухаммад ибн Йахйа ибн Халид ал-Бармаки, который был наместником Армении при Харуне ар-Рашиде (примеч. Аввада).

34 Стих из касыды омейядского поэта Джарира, в которой он поносит поэта Фараздака за то, что тот соблазнил и бросил женщину, оказавшую ему приют и гостеприимство. См.: Веvan, vol. 1, с. 251.

36 См.: ас - Саби. Русум, с. 46, примеч. 1.

38 'Абд ал-Малик ибн Салих ибн 'Али — двоюродный брат первых дских халифов ас-Саффаха и ал-Мансура, ум. в 196/811-12 г. Полководец, наместник Медины при халифе Харуне ар-Рашиде. С 187/803 г. до смерти Харуна был в заточении. При халифе ал-Амине занимал пост наместника Сирии и Месопотамии. В междоусобной войне между ал-Амином и ал-Ма'муном был на стороне первого. Ал-Ма'мун, став халифом, приказал сровнять могилу 'Абд ал-Малика с землей.

37 То же в 'Уйун ал-ахбар, т. 1, с. 21.

38 Ал-'Аббас ибн ал-Хасан ибн Ахмад ибн ал-Касим ибн 'Абдаллах ибн Аййуб ал-Джарджарайи Абу Ахмад, род. в 250/864 г., уб. в 296/908 г. Был назначен вазиром при халифе ал-Муктафи. Как государственный деятель был зауряден, однако оказывал на ал-Муктафи значительное влияние. Считается, что под этим влиянием халиф назначил своим преемником такую ничтожную личность, как ал-Муктадир. Ал-'Аббас ибн ал-Хасан был ярым противником возведения на престол Ибн ал-Му'тазза, поэтому группировка, поддерживавшая Ибн ал-Му'тазза, решила убрать его с дороги и убить. См.: EI,.Bd 1, с.. 11—12.

39 Закравайх ибн Махравайх ал-Кармати — предводитель карматов в правление ал-Муктафи. Уб. в 294/907 г.

40 В Тухфат ал-умара' ас-Саби, с. 70: “Сказал ал-'Аббас: „Может быть, Аллах к возвращению паломников избавит нас от него"”.

41 В начале раби' I 294 г. х. при столкновении с халифскими войсками Закравайхи был убит. См. подробнее: Силат та'рих ат-Табари, с. 14—17.

42 То же в Тухфат ал-умара' ас-Саби, с. 70.

43 Абу-л-Касим 'Убайдаллах ибн Сулайман ибн Вахб ибн Са'ид — вазир в правление халифа ал-Му'тадида. Ум. в 288/900-01 г.

44 Mac'уди связывает эту историю с именем халифа ал-Амина (см.: Мурудж аз-захаб, т. 6, с. 432—433 [примеч. Аввада]). В той же редакции, что и у ас-Саби, этот рассказ приведен Ибн ал-Джаузи (см.: Мунтазам, т. 5, с. 129).

45 Абу Са'ид Синан ибн Сабит ибн Курра ал-Харрани — прадед автора по материнской линии. Ум. в 331/942-43 г. В тексте назван дедом.

46 Абу-с-Сакр Исма'ил ибн Булбул — вазир при ал-Муваффаке, брате и соправителе халифа ал-Му'тамида. Принимал активное участие в дворцовых интригах против наследника престола ал-Му'тадида. После смерти ал-Муваффака был отстранен от должности и умер в тюрьме в 278/891 г. См.: El, Bd 2, с. 583.

47 Некоторые историки приписывают это высказывание ал-Мансуру, другие — ал-Ма'муну, третьи не связывают его с каким-либо историческим лицом. См. подробнее: ас-Саби. Русум, с. 50, примеч. 1.

48 Абу-л-'Аббас Ахмад ибн Марван ибн ат-Таййиб ас-Сархаси, известный под именем Ибн ал-Фара'ики, — наставник и ближайший друг халифа ал-Му'тадида. Убит халифом за разглашение тайны в 286/899 г. См.: Фада'ил, с. 8, примеч. 1.

49 Ал-Касим ибн 'Убайдаллах ибн Сулайман ибн Вахб — вазир халифов ал-Му'тадида и ал-Муктафи. Ум. в 291/903-04 г.

50 Цитата из стихов доисламского поэта Имру'-л-Кайса. См.: 'Уйун ал-ахбар т. 2, с. 23, в гл. “Сравнение людей по их качествам и порицание их” (примеч. Аввада).

51 'Иса ибн Ибрахим ибн Нух — секретарь матери халифа ал-Му'тазза, затем хранитель халифской печати. Уб. в 255/868-69 г.

52 То же в Тухфат ал-умара', с. 71.

53 В рукописи искажение имени. Его почетное имя ал-Му'тамид 'ала-ллах. Годы правления 256—279/870—892.

54 См. примеч. 46 к гл. 2.

55 Город недалеко от развалин Вавилона.

56 Абу Мухаммад ал-Хасан ибн Махлад ибн ал-Джаррах. Род. в 209/824-25 г., ум. в 269/882-83 г. В 877 г. был назначен вазиром халифа ал-Му'тамида и одновременно исполнял обязанности секретаря ал-Муваффака. См.: EI, Bd 2, с. 426.

57 Ан-Надр ибн Шумайл — грамматист, языковед, литератор, представитель басрийской грамматической школы, ученик знаменитого грамматиста ал-Халила ибн Ахмада. Известен тем, что провел среди бедуинов 40 лет, изучая чистый арабский язык. Ум. в 204/819-20 г. Далее в тексте идет известный рассказ, приводимый многими средневековыми источниками.

58 Ныне г. Байрам-Али.

59 Хушайм ибн Башир — знаменитый знаток хадисов. Ум. в 183/799-800.

60 Муджалид ибн Ca'ид ибн 'Умайр ал-Хамдани ал-Куфи — передатчик хадисов. Ум. в 144/761-62 г.

61 'Амир ибн Шурахил аш-Ша'би ал-Хамдани ал-Куфи — законовед и знаток Корана. Ум. в 104/722-23 г.

62 'Абдаллах ибн 'Аббас ибн 'Абд ал-Мутталиб ибн Хашим ал-Хашими ал-Кураши — знаток Корана. Ум. в 68/687-88 г.

63 Слова, близкие по звучанию, но разные по смыслу: садад — “цель”, “путь к вере”; сидад — “достаточность”.

64 'Ауф ибн Абу Джумайла ал-'Абади Абу Сахл ал-Худжри ал-Басри, известный по нисбе ал-'Араби, — знаток хадисов. Ум. в 146/763-64 г.

65 Ал-Хасан ал-Басри — глава басрийской грамматической школы. Ум. в 110/728-29 г.

66 В некоторых источниках, которые приводят этот хадис, цепь передатчиков завершается 'Али ибн Абу Талибом.

67 Ас-Саби передает историю сокращенно. В других источниках: “Сказал ал-Ма'мун: „Знают ли это арабы?" Я ответил: „Да, [поэт] ал-'Арджи, из сыновей "Усмана. ибн 'Аффана, сказал:

Они погубили меня — какого молодца они погубили в порыве злобы, бездумно".

Ал-Ма'мун долго молчал, затем молвил: „Да обезобразит Аллах того, кто не знал этого!"”. И дальше так, как у ас-Саби.

68 Хамза ибн Бид — известный поэт омейядской эпохи. Ум. в 116/734-35 г.

69 По-видимому, не об ал-Хакаме ибн Марване, а об ал-Хакаме ибн Абул-'Асе, двоюродном брате Абу Суфйана, который был родоначальником суфйанидской ветви омейядских халифов (Му'авийа I, Йазид I, Му'авийа II). От ал-Хакама ибн Абу-л-'Аса происходит другая ветвь халифов — мерванидская (Марван I и его преемники).

70 Ибн Абу 'Аруба ал-Мадани — так в рукописи. По Йакуту, имя поэта — Абу 'Урва ал-Мудуни (см.: Иршад, т. 7, с. 220).

71 Текст, выделенный курсивом, в других источниках отсутствует (примеч. Аввада).

72 Написанное посыпали песком (тураб, тин), чтобы скорее высыхали чернила.

73 Ал-Фадл ибн Сахл — вазир халифа ал-Ма'муна, сосредоточивший в своих руках светскую и военную власть. Уб. в 202/818 или в 203/819 г.

74 Такая же история связывается с именами аш-Шу'уби и ал-Хаджжаджа. См.: ал-'Икд ал-фарид, т. 2, с. 125.

75 Ал-Хасан ибн Сахл — вазир ал-Ма'муна, занявший эту должность после убийства его брата, вазира ал-Фадла ибн Сахла (см. примеч. 73 к гл. 2). Поклонник поэзии и наук. Ум. в 235/850 или в 236/851 г. См. о нем: El, Bd 2, с. 294.

76 Сулайман ибн 'Абд ал-Малик — омейядский халиф (96—99/715—717).

77 Любопытный рассказ об этом см.: Нишвар ал-мухадара, с. 97—98; ал-Агани, т. 5, с. 174.

78 См. примеч. 36 к гл. 2.

79 Кадиб (мн. ч. кудбан) — “прут”. Присутствующие сочли это слово неприличным, потому что оно означает также “мужской половой орган”.

80 Хайзуран — индийский тростник, бамбук.

81 Хайзуран — жена халифа ал-Махди, мать ал-Хади и ар-Рашида. Ум. в Багдаде в 183/799-800 г.

82 Популярный исторический анекдот о хайзуране встречается во многих источниках.

83 Абу-л-'Аббас ал-Фадл ибн ар-Раби' ибн Йунус — хаджиб халифов ал-Мансура, ал-Махди, ал-Хади, ар-Рашида. После уничтожения Бармекидов стал вазиром. Ум. в 208/823-24 г.

84 Хилаф — “раздор, разногласие”; дерево хилаф из породы ивовых.

85 Вифак — “согласие”. Для благозвучия употреблен антоним к слову хилаф (см. примеч. 84 к гл. 2).

86 Абу-л-Фадл ал-'Аббас ибн 'Абд ал-Мутталиб — дядя пророка Мухаммада. Этот исторический анекдот встречается во многих источниках. См.: ас-Саби. Русун, с. 60, примеч. 2.

87 Акбар — сравнительная и превосходная степени прилагательного кабир: 1) “старше”, “важнее”; 2) “величайший” (эпитет Аллаха). Сочетание “посланник Аллаха” и послужило основой для применения этого слова по отношению к Мухаммаду.

88 Асанн — сравнительная степень прилагательного, имеет только одно значение: “старше”.

89 Известный исторический анекдот, связанный с этим именем, встречается во многих источниках. См., например: ал-Махасин ва-л-масави', с. 490.

90 Омейядский халиф My'авийа I ибн Абу Суфйан (41—60/661—680).

91 Са'ид — “счастливый”, “удачливый”; имя собственное.

92 Ал-Хасан ибн Мухаммад ас-Силхи — один из секретарей при вазире 'Ибн ал-Фурате (примеч. Аввада).

93 То же в Тухфат ал-умара', с. 333—334.

94 Для этого времени соотношение динара и дирхема было примерно 1 : 14. Таким образом, у 'Али ибн ' Исы было конфисковано свыше 70 тыс. динаров. Существуют расхождения в оценке размеров конфискованного у 'Али и 'Абдаррахмана: свыше 100 тыс. динаров у 'Али и 70 тыс.— у 'Абдаррахмана (Ибн ал-Асир, т. 8, с. 235); Ибн Мискавайх относительно 'Али называет сумму в 70 тыс. динаров (Таджариб ал-умам, т. 1, с. 338), а в Такмила та'рих ат-Табари (с. 95) дана цифра 90 тыс. динаров. Ибн Тагри-берди говорит о 70 тыс. динаров для каждого (ан-Нуджум аз-захира, т. 3, с. 257).

95 Абу Бакр Мухаммад ибн Ра'ик — тюркский военачальник, выдающийся полководец в правление ар-Ради и ал-Муттаки, наместник Вавилонии. Уб. в 330/942 г. в Мосуле хамданидом Насир ад-Даулой.

96 Абу-н-Наджм ал-Муфаддал (ал-Фадл) ибн Кудама ар-Раджиз — один из выдающихся мусульманских поэтов, писавших размером раджаз. См. о нем: ал-Агани, т. 9, с. 73—78.

97 Хишам ибн 'Абд ал-Малик — омейядский халиф (105—125/724—743).

98 Это не касыда, а урджуза, стихотворение, написанное размером радзказ (примеч. Аввада).

99 Подробности этой истории см.: ал-Агани, т. 10, с. 155—156.

100 На самом деле эти слова были обращены к халифу 'Абд ал-Малику ибн Марвану (примеч. Аввада).

101 Абу-л-Харис Гайлан ибн 'Укба ал-'Адави — последний представитель классического традиционного направления в поэзии, закончившегося с падением династии Омейядов. Ум. ок. 117/735 г. См.: И. Ю. Крачковский. Избранные сочинения. Т. 2. М.—Л., 1956, с. 209—220, 230—237.

102 См.: ал-Агани, т. l 6, с. 113.

103 Абу-т-Таййиб Ахмад ибн ал-Хусайн ал-Джу'фи ал-Мутанабби ал-Кинди — выдающийся арабский поэт эпохи Аббасидов. Род. в 303/915 г., уб. в 354/965 г.

104 Это происходило в Ширазе в 354/965 г. (примеч. Аввада).

105 Проповедник ал-Хасан ибн Касим ал-'Алави — последний из Алидов в Табаристане. Уб. в 316/928 г. (примеч. Аввада).

106 По ас-Са'алиби, его звали Ибн Макатил. См.: Татимат ал-йатима, т. 1, с. 124.

107 Праздник начала осени по персидскому календарю.

108 Ад-Да'и не понравились слова: “не говори „радость"”. См.: ас-Саби. Русум, с. 64, примеч. 1.

109 Абу-л-Касим Исма'ил ибн 'Аббад ас-Сахиб — вазир Му'аййид ад-Даулы и Фахр ад-Даулы, буидских правителей в Хамадане и Исфахане. Ум. и 385/995 г. См.: EI, Bd 2, с. 374.

110 Абу Таглиб ибн Хамдан — это 'Уддат ад-Даула Абу Таглиб Фадлал'лах ибн Насир ад-Даула ал-Гаданфар, хамданидский правитель Мосула (358-369/968—979). В 367/978 г. потерпел поражение от 'Адуд ад-Даулы и бежал к Фатимидам в надежде получить помощь. Потому-то 'Адуд ад-Дауле и не понравились стихи, посвященные его противнику.

111 'Али ибн ал-'Аббас ибн Джурайдж ибн Руми — арабский поэт. Род. в 221/836 г., ум. в 283/896 г. См.: El, Bd 2 с. 436.

112 Ибрахим аз-Зуджжадж — известный средневековый арабский ученый, языковед. Ум. в 311/923-24 г. (примеч. Аввада).

113 См. примеч. 60 к гл. 1.

114 Абу 'Абдаллах Хамд ибн Мухаммад ал-Кунна'и — катиб, племянник вазира ал-Хасана ибн Махлада ал-Джарраха (правление ал-Му'тадида).

115 Обувь, как и широкие рукава, во времена Аббасидов служила своего рода карманом. См.: Мец. Ренессанс, с. 306.

116 Матйана — сосуд, в котором хранилась красная глина для печатей (примеч. Аввада).

117 Асахи — полоски бумаги, которыми оборачивали рукопись или письмо и затем скрепляли концы, на которых часто находились черные шелковые кисточки (примеч. Аввада). В словаре Биберштейн-Казимирского для этого слова дается значение: шнурок из тонкой кожи, которым перевязывали письма (см. A. de Biberstein Кazimirski. Dictionnaire arabe-francais. T. 1—2. P., 1860).

118 Ал-Васик — дский халиф (227—232/842—847).

119 Абу Джа'фар Мухаммад ибн 'Абд ал-Малик, известный под именем Ибн аз-Заййат, — вазир при нескольких дских халифах. Впервые занимал пост вазира в 219—220/834—835. гг. при ал-Му'тасиме. Халиф ал-Васик оставил за ним этот пост, хотя испытывал к нему неприязнь из-за его пренебрежительного отношения к брату халифа Джа'фару (будущему халифу ал-Мутаваккилу). Ум. в 233/847 г. См.: EI, Bd 3, с. 720.

120 См. об этом: Тухфат ал-умара', с. 286, 340—345.

121 См. об этом: Тухфат ал-умара', с. 342.

122 Платок из ткани, производившейся в г. Дабик в Египте.

123 Абу 'Убайда Ма'мар ибн ал-Мусанна ал-Басри — знаток языка, генеалогии и предания арабов. Был учителем поэта Абу Нуваса, который прославлял его в стихах. Считают, что им написано около 200 сочинений. Ум. в 208/823-24 г. в Басре. В рукописи стоит неверная кунья Абу 'Убайдаллах.

124 Дирар ибн ал-Азвар — поэт, сподвижник Мухаммада, участник его военных походов. Согласно ат-Табари, убит за веру в 18/639 г. (см.:.Табари, т. 5, с. 2573).