Примечания

Комментарии

1. «Летопись» Себастаци является одним из ценных источников о монголах. Автор рукописи неизвестен, но можно предположить, что он жил в г. Себастии, потому его и называют Сабастаци, что означает житель г. Себастии.

В Ереванском Матенадаране хранятся три рукописи Себастаци: № 2174 (стр. 28а-52б), № 3425 (стр. 1a—20б) и № 6617 (стр. 229а—247б). Рукопись № 2174 данной «Летописи» была опубликована Г. Манвеляном и Г. Абрамяном («Безымянная летопись», Ереван, 1940), а затем вторично издана в сб. «Мелкие хроники» (т. II, стр. 118—172), где параллельно приводится и полный текст «Летописи» по рукописи № 6617.

За основу нами взята рукопись № 2174, но мы пользовались и другими рукописями и опубликованными теистами. Значительные расхождения отмечены в примечаниях. Сведения, которые совершенно отсутствуют в рукописи № 2174, мы дополняем по рукописи № 6617.

Ценность «Летописи» заключается в том, что автор — очевидец описываемых им событий. Изложенные им отдельные детали подтверждаются другими историками-современниками — Матевосом Ураеци, Киракюсом Гандзакеци, Варданом вардапетом и др.

«Летопись» Себастаци начинается с I в. н. э. и доводится до 1220 г., после чего связное изложение прерывается описанием некоторых отдельных эпизодов, как-то: нашествие Джелал-ад-дина на Кавказ и его столкновение с монголами, вторжение Чармагана в Гандзак, наступление Бачу-нойона на Румское царство, разорение монголами Себастии и т. д.

С 1254 по 1297 г. включительно, т. е. до возвращения армянского царя Смбата (1297-1298) из резиденции Газан-хана, опять изложение событий дается последовательно. Эта часть «Летописи» Себастаци представляет собой большой научный интерес, ибо ценные сведения, которые он приводит как очевидец, не встречаются у других армянских историков монгольского периода.

Мы публикуем материалы из «Летописи» Себастаци лишь с 1220 г., т. е. с того времени, когда монгольское войско вторглось в Армению и на территорию всего Закавказья, и доводим до конца XIII в.

2. О времени появления монгольских войск на Кавказе см. Предисловие к настоящей книге (стр. 5—22).

3. Названия Чин и Мачин встречаются также у армянских историков Вардана (стр. 142) и Степаноса Орбеляна (стр. 146). Более подробно об этом см.: «История монголов», вып. I, стр. 2, прим. 2.

4. Агвания — Кавказская Албания, область Восточного Закавказья и юго-западного побережья Каспийского моря (на нынешней территории Азербайджанской ССР и Дагестанской АССР).

5. Гугарк — ныне Ноемберянский район Армянской ССР.

6. Тбхис — ныне Тбилиси.

7. Лаша — сын царицы Тамары (1179—18 января 1213), правивший после ее смерти под именем Георгия IV (1213—1223).

8. Иване — командующий армяно-грузинскими войсками.

9. Сражение произошло на р. Котман, протекавшей в долине Хунан. Против 20-тысячного войска татар, по свидетельству Степаноса епископа (рукопись № 8481, стр. 206а), выступило 60-тысячное армяно-грузинское войско, но потерпело поражение. Однако Георгий IV начал готовиться к новому бою. Монголы, узнав об этом, решили уклониться от сражения.

Об этом сообщает Вардан вардапет: «Лазутчики нашли армян и грузин готовыми дать отпор, о чем и сообщили своему командованию; потому они (татары.— А. Г.) не осмелились выступить против нас и ушли в неизвестном направлении» (Вардан, стр. 142).

10. В рукописи № 2174 сказано Котас (***), а в рукописи № 3425 — Кавказ (***).

11. Об этом событии более подробно рассказывает Киракос Гандзакеци. Он пишет, что, после того как Лаша собрал войско более многочисленное, чем перед первым боем, и приготовился дать отпор монголам, те уклонились от сражения и, взяв с собой жен, детей и имущество, отправились к Дербентским воротам с намерением вернуться домой. Однако владетели Дербента не пропустили их. Тогда монголы через труднопроходимые места перешли Кавказские горы, заваливая пропасти деревьями, камнями, имуществом, даже лошадьми и военным снаряжением (Киракос, стр. 191 — 192; «История монголов», вып. II, стр. 1—3). Сведения Киракоса подтверждаются Ибн-ал-Асиром, который пишет: «Покончив с Шемахою, татары хотели пройти через Дербент, но не смогли и отправили посла к Ширван-шаху, дербентскому правителю, говоря ему, чтобы [он] отправил к ним посла для заключения мира. Он послал десять человек из лучших своих знатных людей, а они (монголы.—А. Г.) взяли одного и убили, остальным сказали: "Если вы укажете нам дорогу, по которой нам пройти, то вам будет пощада, а если не сделаете этого, мы убьем и вас"». (Ильминский. Выписки из Ибн-ал-Атира о первом нашествии татар на Кавказские и Черноморские страны с 1220 по 1224 год,— «Ученые записки Академии наук», т. II, выл. 4, СПб., 1854, стр. 658). Оставшиеся в живых девять парламентеров вынуждены были провести монгольских завоевателей через Кавказские горы.

12. Багатур — титул, который монгольские военачальники давали своим храбрым воинам. От слова багатур, по мнению Б. Я. Владимирцова, происходит русское слово «богатырь» (Б. Я. Владимирцов, Общественный строй монголов (монгольский кочевой феодализм), Л., 1934, стр. 74—75).

Далее перевод из «Летописи» Себастаци дается по рукописи № 6617,

13. Гандзак — в данном тексте современный Тебриз.

14. Об этом сражении более подробно рассказывает Киракос Гандзакеци (Киракос, стр. 192).

15. Речь идет о Джелал-ад-дине, сыне хорезм-шаха. Наш автор ошибочно считает его хорасанским султаном.

16. Гарни — крепость в 20 км от Еревана.

17. Имеется в виду султан Ала-ад-дин Кей-Кубат I (1219— 1236)

18. Нашествию Джелал-ад-дина Киракос Гандзакеци посвятил две главы в книге «История Армении». «О султане Джелал-ад-дине и о поражении, нанесенном ему грузинами в 674 г.» (24 января 1225 г.) и «Поражение и смерть султана Джелал-ад-дина». Кира-кос сообщает: «Между тем Джелал-ад-дин, покрытый позором, воротился в Агванию, в плодоносную долину Муган, чтобы собрать новое войско, но татары, которые уже раз изгоняли его с его родины, снова враждебно напали на него и гнали безостановочно до самого города Амида (Тигранакерт.— А. Г.), где нанесли ему страшное поражение, причем этот жестокий султан потерял жизнь. Другие говорят, что, убегая после поражения, он был узнан и убит одним человеком, мстившим за смерть своего родственника, убитого когда-то султаном» (Киракос, стр. 116).

19. Камах — город на западном берету Евфрата. В древности Ани.

20. Чармагана некоторые авторы называют Чорман («Мелкие хроники», т I, стр. 40). Возглавляя монгольские войска, он вторгся в Армению не в 1226 г., как считает Себастаци, а в 1236 г. (Орбелян, стр. 146; Вардан, стр. 147; Киракос, стр. 270; «История монголов», вып. II, стр. 14, 33, 49, 57; «Мелкие хроники», г I, стр. 30, т II, стр. 139). Об этом же говорится в записи, датированной 1236 г. (Алишан, Ширак, Венеция, 1881, стр. 102. На арм. яз ; Алишан, Айапатум, т. I, Венеция, 1901, стр. 457. На арм. яз.; Сарксянц, Главный каталог армянских рукописей, т. I, 1914, стр. 443. На арм. яз.)

21. О взятии монголами Гандзака довольно подробно рассказывают Киракос (стр. 221), Вардан (стр. 193) и «Мелкие хроники» (т. II, стр. 166).

22 О Чандари более подробно говорит Киракос (стр. 221). У Киракоса оно называется не Чандари (***), а Андар (***); по мнению Патканова, этот термин восходит к персидскому Чендрэ («История монголов», вып II, стр. 16)

22а Нуин (нойон) — князь, господин, монгольский военачальник, представитель монгольской знати.

23 Издатели армянского текста Себастаци, комментируя выражение «***» («Безымянная летопись», стр. 34, прим. 36), поняли его как «***» и предположили, что здесь идет речь о Сохонце, местности в области Ерзнка, но мы считаем это предположение ошибочным. Буквально можно перевести: «Вырезали всех подобно [тому, как крошат! лук», т. е речь идет не о геогра-фическом названии Сохонц, а об оценке действий Бачу-нойона. Об этом см. также: «Мелкие хроники», т. II, стр. 166, прим. 111.

24. Бачу-нойон, по мнению Вардана, сменил Чармагана в 1243 г. (Вардан, стр 147) Подробнее об этом см.: Магакия, стр. 76, прим 28, «Мелкие хроники», т. II, стр 139

25. По сообщению Вардана, Бачу-нойон при взятии Кесарии и Себастии пощадил жителей, так как они покорились ему (Вардан, стр. 148)

26. Киракос подробно рассказывает о Тамте, дочери атабека Иване. В 1210—1211 гг. грузино-армянские войска под водительством братьев Закаре и Иване предприняли поход против г. Хлат (на берегу оз. Ван), они одержали победу и освободили армянские области от сельджукского правителя Мелик-Ашрафа. Однако во время разведки Иване попал в плен. Чтобы освободить брата, амирспасалар Зажаре отдал Мелик-Ашрафу много замков, а также обещал освободить 5 тыс. пленных мусульман. Кроме того, за султана была выдана замуж дочь Иване Тамта (Киракос, стр. 276).

27. О восстании кавказских князей во главе с грузинским царем Давидом против монголов говорят почти вое армянские историки и летописцы-современники. Некоторые историки свидетельствуют, что это восстание происходило в 1249 г. (Киракос, стр. 267— 268; Вардан, стр. 194). Степанос Орбелян об участии Давида в восстании против монголов пишет: «В то время военачальник монгольский, пользовавшийся почти царской властью над другими, Баду-нуин, прибывший в область Габант, для того чтобы выступить против Дзакедзора, захватил Давида, царька сонского (Сванетии.— А. Г.), и держал его в оковах в своем лагере. Однако Давид с помощью всевышнего бежал ночью с тремя товарищами. Он имел при себе драгоценный камень сильного блеска и красного цвета, из которого исходили лучи, как от огня, и в ночное время [он] освещал дом, подобно факелу. Кроме того, на нем была частица искупительного древа (креста — А. Г.). Эти вещи он ценил так же, как и свое государство» (Орбелян, стр. 152; «Мелкие хроники», т. I, стр. 58, прим. 57).

28. В рук. № 2174, а также в тексте «Мелких хроник» (т. II, стр. 142) далее имеется фраза ***. Смысл ее неясен, поэтому мы ее опустили. В рукописи же № 6817 ее нет. Вероятно, она включена в текст переписчиком.

29. О том, что в 1254 г. Мангу-ханом была проведена перепись с целью полного учета населения для поголовного обложения, говорит Вардан (стр. 148). Киракос отмечает, что сборщиками подушной подати были назначены «люди хищные и жестокие». Никто не осмеливался выступить против Бури, так как его постоянно сопровождал отряд отчаянных разбойников из пррсон, которые безжалостно относились ко всем (Киракос, стр. 297). Об чтом см также Магакия, стр. 23, прим. 43; «Мелкие хроники», т II, стр. 166, прим. 121.

30. Далее перевод дается по рукописи № 2174, стр. 47а.

31. Речь идет о румском правителе Гияс-ад-дин Кей-Хавусе II. сыне Кей-Хосрова I.

32. Алайан находится в области Сир Адана, на западной границе Киликии, ранее назывался Коракесион.

33. Мулхеты, или мелахиды,— по мнению Патканова, то же самое, что исмаилиты или асасины — известная секта, возникшая в средние века в Иране Мхитар Айриванеци называет их «куша-нами» и «элимайцами» (Мхитар Айриванеци, стр. 81; см. также. «История монголов», вып. II, стр. 113, прим 8; Манандян, стр. 191).

34. Аламут — крепость к северо-востоку от Казвина, резиденция главы исмаилитов (В. В. Бартольд, Историко-географический обзор Ирана, СПб., l903, стр. 139). По Киракосу, монголы захватили Аламут в 1256 г. (Киракос, стр. 360). Вардан относит это событие к 1255 г. (Вардан, стр. 195), Гетум II в своей «Летописи» указывает 15 декабря 1256 г., что нам кажется более достоверным («Мелкие хроники», стр. 42—43). Этого же мнения придерживается Рашид-ад-дин (Рашид-ад-дин, стр. 31).

35. Сартах был христианином. Киракос сообщает, что он воспитывался у сирийцев, «оказал большие услуги христианам и церквам ях и с согласия отца своего издал грамоту, освобождавшую церкви и священников от податей. В этой грамоте оя грозил смертью тем, кто осмелится потребовать подати с церквей и их служителей, к какому бы народу они ни принадлежали». (Киракос, стр. 202). Вардан отмечает, что после смерти Бату и Сартаха его преемник Берке стал притеснять христиан, так как он сам принял мусульманство (Вардан, стр. 162). О том, что Сартах был христианином, см.: Мхитар Айриванеци, стр. 83; «Мелкие хроники», т. II, стр. 142, прим. 127; «История монголов», вып. I, стр. 26.

36. В тексте «Спитак» (букв.: «белый»), т. е. серебряная монета.

37. Вардан сообщает, что халиф Мустасир был убит Хулагу-ханом. Григор Акнерци, довольно подробно рассказывая о разграблении богатств халифа и обстоятельствах его смерти, пишет: «Хулагу-хан приказал бросить его под ноги войска и таким образом умертвил мусульманского халифа» (Магакия, стр. 29).

38. Муфаргин — Мартирополь (букв.: «город мучеников»), бывший Тигранакерт, город в Месопотамии. При господстве арабов он был известен под названием Муфаргин, или Фаркин, а в XIII в.— Мардин. По сообщению Григора Акнерци, монголы «долго не могли овладеть этим городом» (Магакия, стр. 18—l9). По свидетельству Степаноса Орбеляна, они захватили его в 1259 г. (Орбелян. стр. 152); по мнению Киракоса, Хулагу взял Муфаргин в 1258 г. (Киракос, стр. 150).

39. Литр — мера веса, равная 326 г, по Манандяну — 408 г (Я. Манандян, Вес и мера в древнеармянских источниках, Ереван, 1930, стр. 30. На арм. яз.).

40. Китбуга — один из видных монгольских военачальников. Хулагу, возвращаясь в Муган, оставил Китбугу во главе 20-тысячной монгольской армии. На армию Китбуги напали египтяне и уничтожили ее. Армянские историки с сочувствием относятся к этому монгольскому полководцу, так как он покровительствовал христианам (Киракос, стр. 373; «Мелкие хроники», т. I, стр. 45; «История монголов», вып. I, стр. 14).

41. Хасан-Джалал—видный феодал области Хачен (иногда в надписях его называют царем). С появлением монголов оя стал их союзником и был участником в походах Бачу-нойона. Он же был посредником между Бачу и представителями Киликийского армянского государства. При его содействии правители Киликии заключили союз с монголами. Хасан-Джалал два раза ездил в Монголию и получал от великого хана разные привилегии, но впоследствии стал жертвой клеветы и был убит. Об этом Вардан говорит: «В 1261 году князь князей царственный Джалал, ложно оклеветанный турками и выданный Аргуну, после тяжелых истязаний сделался сопричастником Христа и его мучеников» (Вардан, стр. 153). Более подробно об этом см.: И. А. Орбели, Хасан Джалал, князь Хаченский, «Изв. Акад. наук», СПб., серия IV, 1909, № 6, стр. 430; Алишан, Айапатум, стр. 511, «История монголов», вып. I, стр. 15, «Мелкие хроники», т. II, стр. 166, прим. 133.

42. Шахиншах признал монгольское верховенство. По словам Киракоса, «монголы вернули ему владения» (Киракос, стр. 248). Шахиншах во главе своих войск соединился с монголами и разгромил румские войска в Муфаргине. Активно участвовал в походах, предпринятых Хулагу-ханом. В 1261 г., узнав об убийстве своего сына татарами, от горя умер, оставив .после себя четырех сыновей: Саркиса, Арташира, Иване, Ахбугу.

43. Вардапет — ученый монах, архимандрит, доктор, наставник и т. д.

44. С нашим автором о дате смерти Хулагу-хана не согласен лишь Степанос Орбелян. «В 1264 г., — сообщает он — скончался великий и благочестивый властитель, надежда и опора христиан — Хулагу-хан» (Орбелян, стр. 165). Рашид-ад-дин считает, что Хулагу-хан умер в воскресенье, 5 февраля 1265 г. (Рашид-ад-дин, стр. 62). Этой же точки зрения придерживаются Вардан (стр. 159), Каракас (стр. 380), а также Патканов («История монголов», вып. I, стр. 22; вып. II, стр. 108).

45. Фундуктар, он же Захири Рукн-ад-дин Бейбарс Пундуктар (1260—1277), султан мамлюков, по происхождению турок, один из серьезнейших противников монголов и Киликийского армянского государства. Он одержал в 1266 г. победу над войсками Киликийского государства. Об этом более подробно см.: рукопись № 4243, стр. 222б; № 3082, стр. 476а; Самуэл Анеци, Летопись, Вагаршапат, 1893, стр. 15. На арм. яз.; Магакия, История о народе стрелков, стр. 102; Смбат, стр. 248; «Мелкие хроники», т. I, стр. 38.

46. Речь идет об известной битве в г. Мари, где египтяне одержали победу над армянскими войсками, которыми командовали сыновья царя Гетума I — Левон и Торос. Торос в этом бою пал, а Левой был уведен в плен в Египет. В 1268 г. Гетум I за большой выкуп добился его освобождения, об этом говорят почти все армянские историки и летописцы. О битве при Мари см.: рукопись № 3082, стр. 476а; Магакия, стр. 39—40; Гетум Патмич, стр. 52. Вардан указывает, что эта битва произошла осенью 1266 г. (Вардан, стр. 313), см. также «Мелкие хроники», т. I, стр. 72—83, прим. 95, т. II, стр. 145, прим. 143. Мхитар Айриванеци указывает 1261 г. (Мхитар Айриванеци, стр. 68), что, на наш взгляд, ошибочно. Более достоверные сведения приводит брат Смбата Спарапета Оганес Аркоегбайр. Он утверждает, что битва при Мари произошла 23 августа 1266 г. (Рукопись № 4243, стр. 222б).

47. Тер-Аювд Клаеци — армянский католикос (1268—1286). Он был видным оратором и любимцем царя Гетума I, сопровождал его в Монголию к Мункэхану. О Тер-Акопе см.: рукопись № 287, стр. 2876; «Мелкие хроники», т. II, стр. 16,7, прим. 145; Р. Ачарян, Словарь личных имен. т. II, Ереван, 1944, стр. 188.

48. Абага-хан (1265—1282) — старший сын Хулагу. Рашид-ад-дин сообщает о том, что Абага-хан родился в Монголии от Иисун-джия-хатун и прибыл в Иран вместе с отцом. Он был старшим из братьев и унаследовал престол, ханскую власть, улус и войско. Армянские историки восхищаются Абага-ханом в основном потому, что он покровительствовал христианам (Орбелян, стр. 54; Киракос, стр. 379; «История монголов», вып. I, стр. 54; «Мелкие хроники», т. II, стр. 145).

49. О восстании, которое в действительности произошло в 1271 г., более подробно говорит Рашид-ад-дин (Рашид-ад-дин, стр. 68—69; см. также «Мелкие хроники», т. I, стр. 60, прим. 77; т. II. стр. 167).

50. Гетум I (1226—1270) —царь Киликийской Армении основоположник династии Гетумидов. В истории Армении это единственный царь, которому довелось править страной в течение 45 лет. В 1254—1255 гг. он заключил договор с Мункэ и тем самым сумел предотвратить дальнейшее монгольское нашествие на свою страну. Создав армяно-монгольское союзное войско, он использовал его против враждебных соседних государств. Гетум I возглавлял армяно-монгольские войска во время походов Хулагу. Время его царствования считается периодом расцвета культуры Киликийской Армении.

В 1948 г. Акинян высказывая мнение, что Гетум I умер 29 октября 1269 г. (журн. «Андес амсория», 1948, июль — август, стр. 278. На арм. яз.), но в 1952 г. он исправил эту ошибку и указал верную дату: 28 октября 1'370 г. («Андес амсория», 1952, стр. 468— 472; об этом см. также «Мелкие хроники», г. II, стр. 167, прим. 148).

51. Автор имеет в виду Барака, сына Чагатая. Барака в 1270 г. восстал в Хорасане против Абаги (Рашид-ад-дин, стр. 69— 81; «Мелкие хроники», т. I, стр. 44, 60, прим. 77).

52. Оганес вардапет Тавушеци — армянский историк XIII в., автор многих трудов, основатель Тавушской академии. Ему принадлежало сочинение «История монголов», которое, к сожалению, не дошло до нас и лишь в отрывках цитируется его учениками Киракосом, Варданом и Магакией.

53. Букв.: «кукарекующая курица» (***). Очевидно, автор вкладывает в эти слова следующий смысл: некому стало разбудить народ.

54. Апластан, или Алпистан, — город в области Джахан, на северо-востоке от г. Мараша («Мелкие хроники», т. II, стр. 168, прим. 155).

55. Захир Рукн-ад-дин Бейбарс (см. прим. 45) умер не в 1279 г., как ошибочно указывает автор, а в 1277 г. Рашид-ад-дин датой смерти Бейбарса считает май 1278 г. (Рашид-ад-дин, стр. 89; см. также «Мелкие хроники», т. I, стр. 45, прим. 33; С. d'Ohsson, Histoire des Mongols..., t. III, Amsterdam, 1834— 1835, p. 345-350).

56. Гора Кайтун (Кангар) находится в Гукасянском районе Армянской ССР.

57. Андроник II (1282—1328) — сын византийского императора Михаила VIII Палеолога (1261—1282).

58. Левон III — царь Киликийской Армении (1270—1289), сын Гетума I. В литературе чаще известен, как «армянский парон».

59. Об этом же рассказывают «Мелкие хроники», т. I, стр. 45, прим. 91, Рашид-ад-дин указывает более точную дату: 29 сентября (Рашид-ад-дин, стр. 96).

60. Это не соответствует действительности. Рашид-ад-дин, упоминая о смерти Абага-хана, отмечает, что он из Багдада направился в Хамадаи и остановился во дворце Мелика Фахр-ад-дина Минучихра. Все это время он предавался пиршествам и наслаждениям. Умер он в 1288 г.

61. Степанос Орбелян называет его ходжой Сахиб Диваном (Орбелян, стр. 165). Это известный Мухаммед Шамс-ад-дин Джувейни, один из видных государственных деятелей и великих вези-ров при Хулагу, Абаге и Ахмед-султане. Брат Мухаммеда Шамс-ад-дина — Ала-ад-дин Ата Мелик Джувейни написал «Историю завоевателя мира» (Чингис-хана.—А. Г.). Подробнее об этом см. Рашид-ад-дин, стр. 68; «История монголов», вып. I, стр. 86, прим. 42; «Мелкие хроники», т. I, стр. 66, прим. 70.

62. Ахмат (Такудар)—седьмой сын Хулагу. О нем Рашид-ад-дин рассказывает: «Он появился на свет от Кутуй-хатун. Имя его первоначально было Такудар, после смерти Абага-хана он стал государем» (Рашид-ад-дин, стр. 20; см. также: «Мелкие хроники», т. II, стр. 62).

63. В тексте мугул; такая транскрипция встречается впервые.

64. Первые издатели этого текста полагали, что царь Левоя III отправился к Аргун-хану в 1287 г. («Безымянная летопись.», стр. 36, прим. 44). В одной памятной записи, датированной 1285 г., говорится: «Наш владыка в этом году отправился на Восток в резиденцию Аргун-хана» (см. также «Мелкие хроники», т. I, стр. 85, прим. 106; т. II, стр. 169, прим. 174).

65. Тер-Костантин Прунагорц Катукеци—армянский католикос (1286—1289), .по требованию армянского царя Гетума II пытался распространить среди армян католичество, но армянское духовенство восстало против него и свергло с патриаршего престола. Более подробно см.: Р. Ачарян, Словарь личных имен, т. II, стр. 663

66. Левон III умер не в 1287 г., как ошибочно указывает автор, а 6 февраля 1289 г. (рукопись № 5736, стр. 313 а; «Мелкие хроники», т. I, стр. 48).

67. Зара—деревня к востоку от Себастии.

68. Вероятно, здесь автор допустил ошибку. Как сообщает Рашид-ад-дин, Аргун-хан убил Бугу 16 января 1289 г. (Рашид-ад-дин, стр.121). Это подтверждает также Степанос Орбелян (Орбелян, стр. 430).

69. Рашид-ад-дин свидетельствует, что Аргун-хан умер своей смертью в субботу, 10 марта 1291 г. (Рашид-ад-дин, стр. 127).

70. Пехесни, или Бехесни, — поселок в одноименной области, недалеко от г. Малатия. Арабы его называли Пеит-Хасар («Мелкие хроники», т. II, стр. 169, прим. 181).

71. Как известно, монголы приняли мусульманское вероисповедание в феврале 1295 г. (Рашид-ад-дин, стр. 164). После этого начинаются притеснения христианских , церквей и их служителей (подробнее см. «Мелкие хроники», т. I, стр. 87, 106, 108).

72. Балто, или Балтоин, — вероятно, искаженное имя Балату — монгольского наместника Иконии.

73. Как сообщает Рашид-ад-дин, после убийства Балто Газав-хан назначил командующим монгольскими войсками Суламиша, сына Генгиз-Гургена, а военачальниками эмиров Паянчара, Бучкура и Дохуз-Тимура»

74. Рашид-ад-дин считает, что эта битва произошла 27 апреля 1299 г. (Рашид-ад-дин, стр. 181).

75. Майсур Хусам-ад-дин Лачи из династии Бахри царствовал в 1296—1299 гг.

76. Автор допустил ошибку. В Руме в 1294—1300 гг. царствовал султан Гияс-ад-дин Масуд II (С. Лен-Пуль, Мусульманские династии, СПб, 1899, стр. 128).

77. Здесь речь идет о второй битве Суламиша, которая произошла 1 мая 1299 г. (Рашид-ад-дин, стр. 181).

78. По сообщению Рашид-ад-дина, Газан-хан 16 октября 1299 г. двинулся из Тебриза на Сирию (Рашид-ад-дин, стр. 182—184).

79. Продолжение этого материала см. рукопись № 2175, в которой описана история с 1237 до 1477 г.