Текст3

Комментарии

1. D II, 13, 3-4; Ep. 2, 14 et 16.

2. Ер. 2, 3.

3. Paulinus, ep. 11, 11.

4. Ер. 1, 2; D II, 9, 5.

5. J.T. Lienhard. Op. cit., pp. 178-182. Фраза "не глухой слушатель Евангелия" повторяется в V. M. 2, 8 и Paulinus, ep. 5, 6. Понравилось ли Сульпицию это выражение Паулина настолько, что он включил ее в "Житие", когда летом 396 г. читал послание своего друга?

6. V. M. 27, 6.

7. V. M. 27, 3-4.

8. Особенно это видно в "Диалогах": D I, 12, 1-2; II, 8, 1-2.

9. J. Fontaine. Vie... Vol. I, рр. 72-75.

10. Саллюстий. О заговоре Катилины. 1, 1-4 // Гай Саллюстий Крисп. Сочинения. М., 1981. С. 5.

11. De civitate Dei V, 13-17. Ср.: P.R.L. Brown. Augustine of Hippo. London, 1967, pp. 311-312.

12. V. M. 1, 4-6.

13. J. Fontaine. Vie... Vol. II, p. 414.

14. Chron I, 1, 4.

15. J.H. Matthews. Western Aristocracies and imperial court, A.D. 364-425. Oxford, 1975, pp. 241-243.

16. R.A. Markus. Paganism, Christianity and the Latin Classics in the Fourth Century. London, 1974, pp. 1-21.

17. J. Fontaine. Vie... Vol. II, p. 423.

18. Martyrdom of St. Polycarp. 22, 5; ed. and tr. Musurillo. The acts of Christian martyrs. Oxford, 1972, pp. 1-20. Наверное, копирование рукописей в Мармутье (V. M. 10, 6) преследовало эту же цель.

19. V. M. 1, 6; Paulinus, ep. 11, 11.

20. D III, 10, 5.

21. V. M. 27, 7.

22. J. Fontaine. Vie... Vol. I, р. 65. Призрак Мартина держит в руке "Житие" и благословляет автора (Ер. 2, 3-4). Сульпиций, возможно, полагал поэтому, что тем самым он получает благословение и своему "Житию".

23. V. M. 7.

24. Ер. 2, 16-18.

25. Ер. 2, 14.

26. Сульпиций прямо провозглашает, что решение описать жизнь Мартина возникло у него отчасти из-за осознания несовершенства собственной жизни (V. M. 1, 6).

27. Paulinus, ep. 1, 4.

28. Ер. 1, 2. Паулин цитирует псалмы: 13, 3; 5, 10-11 и 17, 26.

29. Ер. 1, 4-7.

30. Ер. 5, 6.

31. Учение Мартина о скором пришествии Антихриста см.: D II, 14, 1-4; вера Сульпиция: V. M. 24, 3; ср.: также: Chron II, 28, 1; 29, 5-6; 33, 3. Позиция Мартина по поводу вмешательства власть предержащих в церковные дела: Chron II, 50, 5, Сульпиция - D I, 7, 2. Взгляды Мартина на сравнительную ценность сана епископа и аскетизма - D II, 12, 6, хотя остается вопрос о том, было ли его отвращение к епископам-соглашателям столь же сильным, как у Сульпиция (D I, 21, 3-4; Chron I, 23, 5-6).

32. Epp. 2 et 3.

33. Ер. 31. Это письмо было доставлено Сульпицию весной 403 г.; см.: J.T. Lienhard. Op. cit., pp. 182-187.

34. J. Bernays. Ueber die Chronik des Sulpicius Severus. Berlin, 1861, p. 3, n. 4. Его мнение оспаривает ван Андель (G.K. van Аndel. Op. cit., рр. 51-52).

35. D I, 1, 1.

36. D I, 6, 1. Полное изменение взглядов Феофила Александрийского относительно Оригена произошло в 399 г. и в 400 г. он созвал собор, проклявший его. См.: A. Guillaumont. Les "Ke phalaia Gnostica" d'Evagre le Pontique et l'histoire de l'Orige nisme. Paris, 1962, p. 62-64.

37. D 14, 4. Поскольку Мартин умер в ноябре 397 г., это дает нам предельную дату - 405 г.

38. D III, 5, 2-3.

39. H. de Prato. Vol. I, pp. 266-268. Вдобавок к веронскому и брешианскому кодексам, использованным де Прато, текст "D" из "Книги Армы" (807 г.) тоже показывает нам изначальное деление на 2 диалога.

40. Chron I, 1, 4. Ван Андель далее доказывает, что "Хроника" Сульпиция добивается обращения образованных читателей к аскетизму еще до того, как они будут застигнуты концом света (см. особенно: G.K. van Аndel. Op. cit., рp.139-142). Данное разъяснение самого Сульпиция делает это вероятным и тезис ван Анделя весьма интересен. Однако он слишком преувеличивает то, о чем умалчивает "Хроника".

41. G.K. van Аndel. Op. cit., рp. 12, 14, 80-83, 94-95, 107-108, 115.

42. Chron II, 50-51.

43. Ср.: ер. 1б 2-4 и D I, 26, 4-6.

44. D I, 2, 2-5.

45. D I, 24-25. Ср.: II, 5, 1-2.

46. D III, 17, 6-7.

47. D II, 8, 2.

48. D I, 12, 1-2; II, 7, 1-8; II, 12, 7-8.

49. D I, 21; I, 26, 3-6; II, 12, 9-10.

50. D III, 10, 4; I, 9, 3; I, 3, 3; II, 4, 5.

51. J. Fontaine. Vie... Vol. I, р. 88-96.

52. V. M. 1, 8; J. Fontaine. Vie... Vol. I, р. 85, n. 1.

53. J. Fontaine. Vie... Vol. II, р. 359 ff.

54. E.I. McQueen - In: Latin biography. Ed. T.A. Dorey. London, 1967, p. 18.

55. A.J. Woodman. Velleius Paterculus. Cambridge, 1977, pp. 30-45.

56. V. M. 1, 9.

57. V. M. 1, 9; Цицерон, Об ораторе II, (15), 62. Это произведение Сульпиций, возможно, читал. Согласно Фонтэну, слова Сульпиция "проверенные и подтвержденные" из предыдущего предложения тоже позаимствованы у Цицерона (J. Fontaine. Vie... Vol. II, р. 427).

58. J. Fontaine. Vie... Vol. II, р. 426-427.

59. B.R. Voss. Beru hrungen..., S. 61. Хотя не следует забывать о том, что "Житие Мартина" имеет апологетическую цель, что тоже определяет принципы отбора материала Сульпицием.

60. G.B. Townend. Suetonius and his influence - in: Latin biography, ed. T.A. Dorey, pp. 84-86.

61. V. M. 26, 2. Ср.: Светоний, Август 61, 1. Возможность того, что здесь в произведении Сульпиция отражается текст Светония, усиливается тем фактом, что фраза "interior vita" почти не встречается в христианской литературе.

62. F. Lotter. Severinus von Noricum: Legende und historische Wirklichkeit. Stuttgart, 1976, S. 17, 50 ff.

63. Примеры чудесных деяний Антония: гл. 15, 48, 56-66, 70-71, 82-84.

64. V. M. 2, 4.

65. V. Ant. 3; V. M. 2, 8.

66. V. M. 4, 3.

67. V. M. 6, 4. То же можно сказать и об основании Мартином монастыря Лигуже (V. M. 7, 1).

68. V. Ant. 3-14; V. Hil. 4-11 et 32. Что касается Мартина, то см.: V. M. 10, 1-2. См. также: J. Fontaine. Vie... Vol. I, pp. 63-64; Vol. II, pp. 661-662; Vol. III, p. 1321.

69. V. M. 6, 1-2; V. Ant. tr. Evagrius, ch. 4. См.: H. Delehaye. Saint Martin..., р. 45.

70. В этом "Житие Мартина" имеет больше сходных черт, чем отличий с "Житием Амвросия".

71. Ср.: V. M. 20, 1-7 и 10, 1-2.

72. V. M. 7, 7.

73. См.: J. Fontaine. Vie... Vol. I, pp. 70-71.

74. Что касается вопроса о том, почему Сульпиций предпочел модель Светония, то можно предположить, что отчасти это произошло потому, что последний уже стал каноническим автором для всех латиноязычных биографов, отчасти же потому, что Сульпиций мог быть неуверен в датировке многих чудес Мартина, отчасти же потому, что, если бы он излагал историю в хронологическом порядке, ему было бы трудно не закончить на сниженной ноте (см. D III, 13, 3-6; ср.: E.-C. Babut. Saint Martin..., chs. 3-4). Но вряд ли это означает, что Сульпиций рассматривал епископат Мартина, как время превращения его в чиновника.

75. A.D. Nock. Conversion. Oxford, 1933, pp. 83-93; M. Smith. Prolegomena to a discussion of aretalogies, divine men, the Gospels and Jesus. Journal of biblical literature 90 (1971), pp. 174 ff.; H.C. Kee. Aretalogy and Gospel. Ibid. 92 (1973), pp. 403-404.

76. R. Reitzenstein. Hellenistische Wundererza hlungen. Leipzig, 1906, S. 1-99. Бабю следует мнению Райтценштайна: E.-C. Babut, Saint Martin.., pp. 89-108.

77. R. Reitzenstein. Op. cit., S. 98; M. Smith. Op. cit., рр. 175-176, 195-196.

78. H.C. Kee. Op. cit., pp. 404-409.

79. Vita Hilarios 1; F. Lotter. Op. cit., S. 50-59.

80. 1, 1 (Vite dei santi III, p. 54).

81. Aug. praef. 2 (Vite dei santi III, p. 130).

82. W.H.C. Frend. The Donatist church. Oxford, 1952, p. 229, 301 ff.

83. А. Momigliano. Popular religious beliefs and the late roman historians.-In: A. Momigliano. Essays in ancient and modern historiography. Oxford, 1977, pp. 141-159.

84. D III, 5, 6.

85. D I, 3-9.

86. Египет: D I, 10-20; 22. Галлия: D I, 21.

87. D I, 24-25.

88. D I, 26, 7 - 27, 8.

89. D II, 6, 1-8; 10, 4-12.

90. D II, 14, 5 - III, 1, 8; III, 17, 1.

91. D I, 2, 2-5; I, 8, 4-9; I, 12, 2; I, 21; I, 24, 3; I, 26, 3-6 etc.

92. D III, 2, 2; I, 24-26; II, 5, 1-2; III, 17, 7.

93. B.R. Voss. Beru hrungen..., S. 60-61, 68-69.

94. B.R. Voss. Der Dialog in der fru hchristlichen Literatur. Mu nich, 1970, S. 312.

95. H. Delehaye. Saint Martin..., pp. 82-83.

96. D III, 5, 2-3.

97. А. Momigliano. The development of Greek biography. Cambridge (Mass.). 1971, p. 98. В этой же книге отмечается, что биографии Непота оставались весьма популярными и в период поздней античности (ibid., p. 99).

98. D I, 9, 3; II, 8, 3-4.