Комментарии

Комментарии

1 Геннадий - пресвитер массилийский (марсельский), современник папы Геласия I (492-496). Среди произведений этого автора, дошедших до нашего времени, числится продолжение труда бл. Иеронима (340/350-420) "De viris illustribus" (О выдающихся мужах).

2 Ориген - (ок.185-253/4) - один из выдающихся раннехристианских богословов. Родился в Александрии. С 217 г. возглавлял христианскую школу в этом же городе. Его богословские изыскания не встретили всеобщей поддержки и породили обширную и многовековую полемику (подробнее см.: Христианство. М., 1995. Т. 2. С. 253, 256). В данном случае Геннадий имеет в виду поместный собор, созванный епископом Александрийским Феофилом в начале 400 г. и осудивший Оригена (подробнее см.: Болотов В.В. Лекции по истории древней церкви. М., 1994. Т. 4. С. 160-162.

3 Пелагианство - ересь, возникшая на рубеже IV-V в. и названная так по имени ее создателя монаха Пелагия (ум. после 418 г.). Пелагианство отрицало божественное предопределение, считало, что первородный грех не до конца извратил положительные качества человеческой души, утверждало свободу воли, преуменьшало значение благодати и личной веры для спасения и преувеличивало значение добрых дел. Это учение было подвергнуто критике бл. Августином и в 431 г. на Эфесском соборе предано анафеме.

4 В Кузанском кодексе после этих слов добавлено: "Антиохийцам написал одно, но весьма обширное, произведение о корыстолюбии и во время [этой] работы ослеп, однако Спаситель опять наделил его зрением; составил гомилию (т.е. письменную проповедь, рассуждение - А.Д.) об очищающей силе страха Божьего и совершенстве смирения. Умер во времена императора Аркадия (т.е. между 395 и 408 гг. - А.Д.)".

5 Быт. 1.

6 Быт. 2.

7 Быт. 4.

8 В Быт. 4:17: Мехиаель (Малелеил).

9 Быт. 5.

10 В Быт. 5:12: Малелеил.

11 Быт. 7.

12 В Быт. 8:7 этот эпизод описывается несколько иначе.

13 Не совсем точно. В Быт. 8:20 упоминается и скот.

14 Быт. 10.

15 Быт. 11.

16 В Быт. 11:24 и далее: Фарра..

17 Быт. 12.

18 Быт. 15.

19 Быт. 17.

20 Быт. 18.

21 Быт. 19:37-38.

22 Быт. 21.

23 Быт. 22.

24 В Быт. 22:10: нож.

25 Быт. 23.

26 Быт. 24.

27 В Быт. 25:1: Хеттура.

28 I Пар. 1:32.

29 Быт. 25.

30 Быт. 26.

31 Быт. 29.

32 Быт. 29, 30.

33 Быт. 32.

34 Быт. 33.

35 В Быт. 34:2 речь идет о Емморе Евеянине.

36 Быт. 34.

37 Быт. 35.

38 Быт. 37.

39 В Быт. 37:36: Потифар.

40 В Быт. 38:2: Шуа.

41 Автор использует термин concubium, хотя в Быт. 38:6 речь идет о законном браке.

42 Быт. 39.

43 Быт. 41.

44 Быт. 42.

45 Быт. 43-45.

46 Быт. 46-47.

47 Быт. 48-49.

48 Исх. 1.

49 Исх. 2.

50 Имеется в виду “еврея”.

51 Исх. 3.

52 Исх. 5.

53 Исх. 6-8.

54 Исх. 9-11.

55 Исх. 12.

56 Исх. 12:37. В этом месте существует лакуна, которую де Прато восполняет следующим образом: “ ... что имело место спустя 25 лет от того времени как Иаков пришел в Египет: ...".

57 У Ваал-Цефона.

58 Исх. 14.

59 Оазис Вади-Гарандель, в 90 км. юго-восточнее Суэца.

60 Исх. 16.

61 Ср.: Исх. 16:14.

62 Около 450 л.

63 Исх. 17.

64 Здесь имеется в виду Иисус Навин.

65 Исх. 18.

66 В Исх. 18:25 речь идет, соответственно, о тысяченачальниках, стоначальниках, пятидесятиначальниках и десятиначальниках.

67 Исх. 19.

68 Исх. 20:3-17.

69 Исх. 21.

70 Исх. 21:13, Числ. 35:11-25, Втор. 19:2-10.

71 Эту лакуну де Прато, следуя Друзию, восполняет на основе Исх. 21:22-25: “... пусть заплатит много, если же причинит вред...”.

72 В Исх. 22:1 речь идет о воле.

73 Исх. 25.

74 По мнению Бернея в его Uber Chronik des Sulp. Sev., S. 35 sq. весь данный фрагмент представляет собой более позднюю интерполяцию.

75 В Исх. 24:1 говорится о Надаве.

76 Исх. 24.

77 Исх. 25-31.

78 Исх. 32.

79 Ср.: Исх. 32:26.

80 В еврейском, греческом и славянском Писании говорится о 3 тыс. человек, но в Вульгате приводится цифра в 23 тыс.

81 Исх. 33.

82 Ср.: Исх. 34:33-35.

83 Числ. 1.

84 Числ. 11.

85 Числ. 12.

86 Числ. 14.

87 Числ. 16.

88 Числ. 20.

89 Числ. 21.

90 В Числ. 21:21: Сигон.

91 Числ. 22.

92 Втор. 34.

93 Ис. Нав. 1.

94 Ис. Нав. 6.

95 Эту лакуну Гизелин восполняет на основании Ис. Нав. 6:26 следующим образом: "... возвав к Богу, проклял тех, кто разрушенный Божьей силой город Иерихон попытается вновь восстановить".

96 В Ис. Нав. 7:2: Гай.

97 Ис. Нав. 8.

98 Ис. Нав. 9.

99 Ис. Нав. 10.

100 Ис. Нав. 11.

101 В Ис. Нав. 12:24 говорится о 31 царстве.

102 Ис. Нав. 23-24.

103 Суд. 1.

104 В Суд. 3:11 говорится о 40 годах.

105 Суд. 3.

106 В Суд. 3:31: Семегар.

107 Суд. 4.

108 Суд. 5.

109 Суд. 7.

110 Суд. 9.

111 В Суд. 10:2 говорится о 23 годах.

112 Суд. 11.

113 Суд. 12.

114 Суд. 13.

115 Суд. 14.

116 В Суд. 15:15 говорится об ослиной челюсти.

117 В Суд. 15:18-20 этот эпизод излагается несколько иначе.

118 В Суд. 16:4 речь идет просто о женщине, Далиде.

119 В Суд. 16:31 говорится о Емегаре.

120 Имеется в виду священник из колена Левия.

121 В Суд. 19:15: Гива.

122 Суд. 20.

123 В 1 Цар. 4:18 говорится о 40 годах.

124 1 Цар. 5. Дагон - западносемитский бог, у филистимлян верховное божество и, одновременно, бог войны.

125 1 Цар. 6.

126 1 Цар. 7.

127 1 Цар. 8.

128 1 Цар. 9.

129 1 Цар. 13.

130 1 Цар. 14.

131 В 1 Цар. 14:27 фигурирует просто палка.

132 1 Цар. 15.

133 В 1 Цар. 15:9 этот эпизод выглядит несколько иначе.

134 В 1 Цар. 16:23 и др. говорится о гуслях.

135 1 Цар. 17.

136 В 1 Цар. 17:54 действия Давида описываются несколько иначе.

137 1 Цар. 18.

138 В 1 Цар. 18:5 говорится о "начальнике над военными людьми".

139 В 1 Цар. 18:17-19 этот эпизод трактуется несколько иначе.

140 В 1 Цар. 18:27 указывается другая цифра - 200.

141 1 Цар. 19-22.

142 В 1 Цар. 21:7 и 22:18 Доик назван Идумеянином.

143 1 Цар. 24.

144 В 1 Цар. 24:4 этот эпизод излагается несколько иначе.

145 В 1 Цар. 24:5 этот эпизод излагается иначе.

146 В 1 Цар. 25:44 говорится о Фалтии.

147 1 Цар. 28.

148 1 Цар. 29.

149 1 Цар. 31.

150 Деян. 13:21.

151 В этом месте, по мнению издателя, находится лакуна, которую он не берется заполнить.

152 2 Цар. 1.

153 Во 2 Цар. 2:8 его имя: Иевосфей.

154 Согласно 2 Цар. 3:27 Иоав сделал это сам.

155 2 Цар. 6.

156 2 Цар. 8.

157 2 Цар. 10.

158 2 Цар. 11.

159 2 Цар. 12-18.

160 2 Цар. 19.

161 2 Цар. 20.

162 2 Цар. 21-23.

163 2 Цар. 24.

164 3 Цар. 1.

165 3 Цар. 2.

166 Имеется в виду Иерусалим.

167 3 Цар. 3.

168 3 Цар. 4.

169 В 3 Цар. 6:1 называется цифра в 480 лет.

170 Имеется в виду слова пророка Нафана во 2 Цар. 7.

171 3 Цар. 9:10, 2 Пар. 8:1.

172 3 Цар. 8.

173 3 Цар. 11.

174 Согласно 3 Цар. 14:21 и 2 Пар. 12:13, Ровоам начал править в возрасте 41 года и царствовал 17 лет.

175 3 Цар. 12.

176 В 3 Цар. 12:21 - 200 тыс.

177 3 Цар. 13.

178 3 Цар. 14.

179 3 Цар. 15:2 и 2 Пар. 13:2.

180 2 Пар. 16.

181 3 Цар. 15.

182 В 3 Цар. 15:33: 24 года.

183 3 Цар. 16.

184 Здесь автор смешивает время царствования Замврия и Амврия. См.: 3 Цар. 16:15-23, но согласно этому фрагменту Замврий правил всего 7 дней, а не лет.

185 3 Цар. 22:41, 2 Пар. 17:1.

186 Согласно 2 Пар. 18, с Ахавом.

187 В 3 Цар. 16:31 говорится о царе Ефваале.

188 3 Цар. 17.

189 3 Цар. 18.

190 3 Цар. 19.

191 3 Цар. 21.

192 В 3 Цар. 20:29-30: 127 тыс.

193 3 Цар. 22.

194 4 Цар. 1.

195 Согласно 4 Цар. 8;16 и 2 Пар. 21;5 - 8 лет.

196 4 Цар. 9.

197 4 Цар. 11.

198 4 Цар. 13.

199 4 Цар. 14, 2 Пар. 25.

200 В 4 Цар. 14:2 и 2 Пар. 25:1 говорится о 29 годах.

201 Имеется в виду Иеровоам II, царь Израиля.

202 Согласно 4 Цар. 14:23 Иеровоам начал править на 15 год царствования Амасии.

203 Согласно 4 Цар. 15:8 Иеровоам умер на 38 году правления Озии.

204 4 Цар. 15.

205 Не путать с героем ветхозаветной Книги пророка Захарии.

206 2 Пар. 26.

207 4 Цар. 15.

208 В Ион. 3:4 указывается другой срок - 40 дней.

209 Ион. 3-4.

210 4 Цар. 15.

211 В 4 Цар. 15:25 его имя звучит как Факей.

212 Точнее, это поход 734 г. до н.э., он приходится на царствование Тиглатпаласара III (744-727). В 4 Цар. 15:29 этот царь фигурирует под именем Феглаффанасар.

213 Это произойдет чуть позже, лет 30 спустя, когда в Египте воцарится XXV (эфиопская) династия.

214 Речь идет о Салманасаре V (726-722).

215 4 Цар. 18, 2 Пар. 29.

216 2 Пар. 30.

217 Синаххериб (704-681).

218 4 Цар. 19, 2 Пар. 32, Ис. 36.

219 Ис. 37.

220 В 4 Цар. 19:9: Тиргака. Он известен как фараон XXV династии Тахарка (690-664).

221 4 Цар. 20, Ис. 38.

222 4 Цар. 21.

223 2 Пар. 33.

224 2 Пар. 33:1. Но в 4 Цар. 21:1 называется другая цифра: 50 лет.

225 Согласно 4 Цар. 21:18: Аммон.

226 4 Цар. 22.

227 См.: 3 Цар. 13:2.

228 Имеется в виду фараон Нехо (610-595).

229 Наоборот, опасаясь усиления Вавилонии, Нехо решил оказать помощь гибнущей Ассирии против, тогда еще наследника престола, Навуходоносора.

230 2 Пар. 35.

231 Согласно 4 Цар. 22:1 и 2 Пар. 34:1 Иосия правил 31 год.

232 4 Цар. 23.

233 4 Цар. 24.

234 Согласно 4 Цар. 24:6 и 2 Пар. 36:8 сына Иоакима звали Иехония и его приход к власти был несколько иным.

235 4 Цар. 25.

236 Согласно 4 Цар. 25:27 - 37 лет.

237 Иер. 37.

238 Иер. 32:4-5.