Комментарии

Комментарии

239 Дан. 1.

240 В Дан. 1:11 и 16: Амелсар.

241 Дан. 2.

242 В Дан.2:48 говорится: "... поставил его (Даниила - А.Д.) над всею областью Вавилонскою и главным начальником над всеми мудрецами Вавилонскими".

243 Имеется в виду Христос. См.: Иез. 34:23-24.

244 Имеется в виду Книга пророка Иезекииля.

245 Иер. 41.

246 Дан. 3.

247 Дан. 4.

248 В 4 Цар. 25:27 - Евилмеродах.

249 Дан. 5.

250 Царя с таким именем в истории Персии не было. Покорителем Вавилона является Кир Персидский (559-530).

251 Т.е. автор призывает интересующихся деталями самостоятельно обратиться к книге Даниила.

252 Последний мидийский царь Астиаг правил с 585 по 550 г. и ко времени взятия Вавилона царство его, покоренное Киром, уже не существовало.

253 См. прим. 252.

254 2 Пар. 36, 1 Езд. 1.

255 В Дан. 14:3 - Вил. В данном случае речь идет, разумеется, не о царе Беле (ибо такового в истории Вавилонии никогда не существовало), а о боге Беле (аккад., от общесемитского Балу, "владыка", "господин") - в аккадской мифологии обозначение некоторых богов; ко II-I тыс. до н.э. в единый образ "владыки" сливаются Энлиль и Мардук. Изображение Бела в образе быка или человека с головой быка свидетельствует о том, что он, очевидно, считался носителем плодоносящей силы.

256 Эн. I, 729.

257 1 Езд. 3.

258 1 Езд. 6.

259 Не совсем точно. Кир погиб в 530/529 г. до н.э., а Тарквиний Гордый стал царем Рима ок. 534 г. до н.э.

260 Вопрос о событиях, имевших место после смерти Камбиза, остается весьма сложным и до конца непроясненным. Столь же неясно, кто скрывался под именами Бардии, Смердиса и Гауматы. Сульпиций Север в данном случае следует традиции, заложенной Геродотом (III, 61). Подробнее об этом сюжете см.: Дандамаев М.А. Политическая история Ахеменидской державы. М. 1985. С. 64-71.

261 Точнее, на 264 год.

262 Тоже не совсем точно, ибо их консульство приходится на 492 г. до н.э., а Марафонское сражение произошло 13 сентября 490 г. до н.э.

263 Т.е. до 400 г. н.э.

264 На сегодняшний день правильной считается первая цифра.

265 Здесь имеется в виду Дарий II (423-404).

266 Имеется в виду Ксеркс II, который после смерти своего отца, Артаксеркса в 424 г. до н.э. продержался на троне всего 45 дней.

267 Сукдиан (Секудиан, Согдиан) - сын Артаксеркса от одной из наложниц, пробыл у власти около шести с половиной месяцев. Впрочем, как и в случае определения времени правления Ксеркса II Сульпиций Север следует Диодору Сицилийскому (XII,71,1).

268 2 Езд. 3-4.

269 Согласно 1 Езд. 6:15 это произошло в 417 г.

270 Имеется в виду Артаксеркс II (404-359).

271 1 Езд. 7-8.

272 1 Езд. 9.

273 Неем. 2.

274 Неем. 3.

275 Это интерполяция Сигония, возможно: дело.

276 Согласно Неем. 7:66-67: "Все общество вместе состояло из 42 360 человек, кроме рабов и рабынь их, которых было 7 337; и при них певцов и певиц 245".

277 Т.е. в 372 г. до н.э.

278 Не совсем точно: консульство Квинта Фуфия Гемина и Луция Рубеллия Гемина приходится на 29 г. н.э., в то время, как распятие Христа имело место 7 апреля 30 г. н.э.

279 Т.е. самого императора Веспасиана, что имело место в 70 г.н.э.

280 Сын и наследник Веспасиана. В 70 г., являясь вторым консулом этого года, непосредственно руководил осадой и штурмом Иерусалима.

281 Дан. 9:24-27.

282 Есф. 2.

283 Есф. 3.

284 Есф. 4.

285 Есф. 5.

286 Есф. 7.

287 В Есф. 5:14 и 7:9-10 речь идет просто о повешении.

288 Артаксеркс II правил 45 лет и ему наследовал Артаксеркс III Ох.

289 Иф. 1.

290 Апис - священный бык у древних египтян. Он, как и Осирис, считался одним из главных божеств, связанных с плодородием. Греки отождествляли Аписа, как сына Зевса и Ио (в обличье коровы), с мифическим царем Египта Эпафом. Согласно Плутарху (Об Исиде II,6) и Элиану (Пестр. расск. VI,8) Артаксеркс III не только разграбил египетские храмы, но также убил Аписа, расчленив его на части, и посадил на его место осла.

291 Иф. 12.

292 Иф. 1.

293 Иф. 2.

294 Иф. 4.

295 Иф. 5.

296 Иф. 6.

297 Иф. 7.

298 Иф. 8-11.

299 Т.е. персидской. Это место не совсем ясно и потому возможен вариант: "по обычаю своему и варварской [т.е. персидской - А.Д.] вере" в том смысле, что Иудифь поступала согласно вере варваров, выходя и возвращаясь обратно в лагерь. См. также прим. 301.

300 Иф. 12.

301 Т.е. опять-таки по обычаю веры, принятой у варваров. См. прим. 299.

302 Иф. 13.

303 Иф. 14.

304 Иф. 15.

305 Т.е. в 347 г. до н.э.

306 Артаксеркс III правил 21 год (359-338).

307 Точнее, 2 года: с 338 по 336 г. до н.э.

308 Имеется в виду Дарий III (336-330).

309 Это событие имело место 13 июня 323 г. до н.э.

310 Речь идет о Селевке IV Филопаторе (187-175).

311 II Мак. 3.

312 Имеется в виду Антиох IV Эпифан (175-164).

313 II Мак. 4.

314 Это событие имело место в 168 г. до н.э.

315 Селевк I Никатор. Это произошло в 311 г. до н.э.

316 Годы правления Селевка I - 311-281, т.е. он правил 30 лет.

317 Антиох I Сотер (281-261).

318 Антиох II Теос (261-246).

319 Селевк II Каллиник (246-225).

320 Селевк III Сотер (225-223).

321 Антиох III Великий (223-187).

322 После поражения в 190 г. до н.э. у Магнесии, по условиям мира с Римом, Антиох потерял большую часть малоазийских владений.

323 Селевк IV Филопатор (187-175).

324 Антиох IV Эпифан (175-164).

325 См.: XVIII,7.

326 I Мак. 1:29-40.

327 Т.е., в первую очередь, греков.

328 I Мак. 2.

329 II Мак. 7.

330 I Мак. 2:66.

331 В I Мак. 3:13: Сирон.

332 I Мак. 3.

333 В I Мак. 3:38 указан Птоломей, сын Доримена.

334 I Мак. 4:23 поясняет, что речь идет о "гиацинтовых и багряных одеждах".

335 Речь идет о крепости Акра, построенной Антиохом IV. Она находилась рядом с храмом.

336 В I Мак. 6:1: Елимаис. Такой город неизвестен. Многие исследователи полагают, что речь идет об Экбатанах.

337 Антиох V Евпатор (163-162).

338 Имеется в виду сын Антиоха IV, Антиох V.

339 Имеется в виду царствование Деметрия I Сотера (162-150). В книгах Маккавеев он фигурирует как Димитрий.

340 I Мак. 8. Это событие имело место в 161 г. до н.э.

341 I Мак. 9.

342 Речь идет о царе Египта Птолемее VI Филометоре (180-145).

343 Он стал царем под именем Александра Валаса (150-145).

344 Будущий царь Деметрий II Никатор (145-140 и 129-125).

345 В этом месте в рукописях есть разночтения: так, в палатинском кодексе читаем: "В этом сражении Птолемей был побежден. Александр был убит, будучи побежден чуть позже", в базельском же издании написано: "в этом сражении Птолемей был побежден, Александр убит. Птолемей был побежден, и чуть позже ...". Здесь мы следуем исправлению Г. Рихтера по его изданию произведений Сульпиция Севера 1713 г. Ср.: I Мак. 11:15-18. Более обстоятельное изложение этого эпизода мы находим у Иосифа Флавия (Иуд. древн. XIII,4,8).

346 В этом месте некоторые исследователи вполне обоснованно предполагают наличие лакуны, однако вряд ли нужно, следуя Иерониму де Прато, восполнять этот пробел словом "возжелал", ибо очевидно, что здесь отсутствует гораздо больше слов и дальнейшее "намериваясь упредить его войной" относится не к следующему предложению, а к предыдущему. Из I Мак. 12:39 и слл. лакуна, похоже, должна быть заполнена следующим образом: "царства [Азийского возжелав и опасаясь как бы Ионафан не начал против него войны, подошел к Вефсану], намереваясь упредить его войной".

347 I Мак. 12.

348 Согласно I Мак. 13:28 - и матери.

349 Это произошло в 142 г. до н.э.

350 Это произошло в 135 г. до н.э.

351 Имеется в виду Птолемей, сын Авува, зять Симона. См.: I Мак. 16:11-17.

352 Гиркания - обширная область к юго-востоку от Каспийского моря на территории нынешнего Ирана.

353 Иоанн Гиркан правил со 134 по 104 г. до н.э.

354 Это событие имело место в 103 г. до н.э.

355 Согласно Иосифу Флавию (Иуд. древн. XIII,12,1): брат.

356 Александра Саломея (76-67).

357 Аристобул II правил с 67 по 63 г. до н.э.

358 Эти события имели место в 63 г. до н.э.

359 Время правления Гиркана II - 63-40 гг. до н.э., т.е. 23 года.

360 Ирод I Великий (37-4).

361 Точнее, Руфа.

362 Т.е. 25 декабря.

363 Т.е. в 4 г. до н.э. Однако в настоящее время большинство исследователей относят время рождение Иисуса Христа к 7-6 г. до н.э. Но см. прим. 364.

364 Хронологические выкладки Сульпиция Севера будут правильными, если вести отсчет от 41 г. до н.э., когда Ирод официально был провозглашен царем.

365 Ирод Архелай, сын Ирода I (4 г. до н.э. - 6 г.н.э.) правил Иудеей.

366 Ирод Антипа, сын Ирода I (4 г. до н.э. - 39 г.н.э.) правил Галилеей. Об остальных тетрархах и завещании Ирода Великого см. подробнее у Иосифа Флавия (Иуд. древн. XVII,8,1).

367 См. прим. 278.

368 См. прим. 263.

369 Речь идет о первом повещении Рима Павлом в 61 г.

370 Т.е. Нерону.

371 Подробнее см.: Тацит. Анн. 15,37.

372 Имеется в виду в Риме.

373 Павел, как римский гражданин, воспользовался правом апелляции непосредственно к императору, т.е. к Нерону.

374 Это тот самый Симон Волхв, который впервые появляется в Деяниях Апостолов (8:9-24). Этого эпизода в Деяниях нет, он относится к преданию, появившемуся позже.

375 Тац. Анн. 15,40.

376 Тац. Анн. 15,44.

377 Согласно Иосифу Флавию (Иуд. вой. II,14,2-9) его звали Гессий Флор.

378 Апок. 13:3.

379 Имеется в виду Рим.

380 Здесь Сульпиций Север пользуется реалиями более поздней, диоклетиановской эпохи, когда наследник императора получал титул Цезаря. В I в.н.э. такая практика еще не сложилась.

381 Согласно Тациту (Ист. III,85) и Светонию (Вител. 17) Вителлий был убит.

382 Согласно Иосифу Флавию (Иуд. вой. VI,9,3) и Евсевию (Церк. ист. III,7) - 1 млн.

383 Согласно Иосифу Флавию (там же) - 97 тыс., Евсевию (там же) - 90 тыс.

384 Это произошло в 70 г.

385 Имеется в виду в иерусалимском храме.

386 Мф. 27:38, Мк. 15:27, Лк. 23:33, Ин. 19:18.

387 По имени александрийского пресвитера Ария (256-336). Согласно его учению второе лицо Троицы, Христос-Логос, хотя и является совершеннейшим творением Божием, но все-таки тварь и, как таковой, он ни в чем не подобен Отцу, он - Сын Божий не по существу, а по благодати. См. также XXXV,3. Учение Ария было осуждено на I Вселенском соборе в Никее (325) и он умер в изгнании. Однако арианство, распавшееся на ряд направлений, продолжало на Востоке в IV в. активно бороться с решениями никейского собора, пользуясь покровительством ряда императоров. Благодаря усилиям Афанасия Александрийского и религиозной политике императора Феодосия I, арианство было окончательно осуждено на II вселенском соборе в Константинополе (381).

388 Речь идет о Евсевии Никомедийском и Евсевии Кесарийском. Евсевий Никомедийский - патриарх Константинопольский с 338 г. Был епископом Берита, затем Никомедии. На Никейском соборе выступил защитником друга своей юности Ария, а позже вместе с Евсевием Кесарийским был главой примирительной партии, члены которой, по имени обоих, получили название евсевиан. Изгнанный в 325-328 гг. в Галлию при Константине, он вскоре был возвращен, выступил против Афанасия Великого и добился его ссылки. Евсевий Никомедийский крестил Константина в 337 г. По приказу императора Констанция руководил Антиохийским собором 341 г. на котором на Востоке было установлено т.н. полуарианство. Евсевий Кесарийский [Памфил] (ок. 260-340) - отец церковной истории. Родился в Палестине, учился в Кесарии. Его учитель, пресвитер Памфил, передал ему свое преклонение перед Оригеном. Около 313 г. Евсевий был избран епископом Кесарийским. Со времени появления на Востоке в 323 г. императора Константина и вплоть до его смерти Евсевий оказывал на него сильное влияние. Когда начались споры об учении Ария, Евсевий не сумел или не захотел занять определенной догматической позиции. Как почитателя Оригена его, вполне естественно, клонило в сторону арианства, но когда на Никейском соборе дело дошло до голосования императорской формулы omoousios [единосущный], он не устоял перед искушением угодить венценосному "епископу". После собора, с возникновением антиникейской реакции, Евсевий становится видным ее деятелей.

389 В 325 г.

390 Цифра это весьма неопределенная и спорная. Источники называют от 250 до 320 участников собора. Подробнее см. Караташев А.В. Вселенские соборы. М., 1994. С. 31-32.

391 Маркелл Анкирский - епископ Анкиры (Галатия), соратник Афанасия Александрийского. Активный борец против арианства, Маркелл в начале 30-х гг. IV в. написал большой трактат в опровержение этой ереси, но в нем высказал ряд новаторских идей, за которые подвергся осуждению в 336 г. и был лишен кафедры. Подробнее см.: Болотов В.В. Лекции по истории древней церкви. Т. IV. М., 1994. С. 122-131; Карташев А.В. Вселенские соборы. М., 1994. С. 52-56. Фотин Сирмийский - епископ Сирмия (Нижняя Паннония). До получения сана епископа был диаконом у Маркелла Анкирского. Следуя идеям своего наставника, Фотин огрубил и исказил их, что позволило противникам Маркелла приписать ему мысли его ученика. Учение Фотина было неоднократно осуждено церковью (см. прим. 392).

392 Маркелл был осужден решениями Константинопольского собора 336 г., Филиппопольского - 343 г., Римского - 380 г. и Константинопольского (II Вселенского) - 381 г. Фотин был осужден решениями Антиохийского собора 344 г., Миланскими - 345 и 347 гг., Сирмийским - 351 г. и Константинопольским (II Вселенским) - 381 г.

393 Согласно данным В.В. Болотова (Указ. соч. Т.IV. С. 46-47) и А.В. Карташева (Указ. соч. С. 48-49) осуждение Афанасия произошло на Тирском соборе 335 г.

394 Точнее, в Сердику, город во Фракии.

395 Автор имеет в виду решения двух Миланских соборов - 345 и 347 гг.

396 См. прим. 391.

397 Валент Мурсийский (Нижняя Паннония) и Урзакий Сингидунский (Верхняя Мезия) - ученики Ария, впервые появляются во время работы Тирского собора 335 г., в ходе которого поддержали осуждение Афанасия. Решением "западной" части Сердикского собора 342-343 г. оба епископа объявлялись еретиками и предавались анафеме. Однако под давлением императора это решение не было реализовано. Более того, в 351 г. Валент и Урзакий сумели обрести благосклонность Констанция II и потому стали оказывать большое влияиние на религиозную ситуацию в государстве. Именно им император поручает ведение Миланского собора 355 г., главная цель которого заключалась в осуждении Афанасия и они же активно "проталкивали", так называемую, 4-ю Сирмийскую (полуарианскую) формулу веры в западной части (г. Ариминиуме) "Вселенского" собора 359 г. (См. прим. 416). После смерти императора Констанция в 361 г. оба епископа сходят с церковно-исторической сцены.

398 Савеллий (III в.) - родом, вероятно, из Пентаполя Ливийского. Около 215 г. прибыл в Рим, там получил сан пресвитера. Имел большое влияние на римских епископов Зеферина и Каллиста. Суть еретических идей Савеллия состоит в том, что Отец и Сын различаются между собой только по имени, по понятию, по тому образу, modus, в котором они открываются; по существу же Отец и Сын одно. Подробнее об учении Савеллия см.: Болотов В.В. Указ. соч. Т.II. С. 312-320.

399 Т.е., что Иисус всего лишь человек, но не Бог.

400 Относительно Урзакия и Валента см. прим. 397. Феодор, епископ Гераклеи во Фракии, Акакий - Цезареи Палестинской, Георгий - Лаодикеи Галатской, Нарцисс - Неронополя Киликийского.

401 Магненций, Флавий Магн - варвар по происхождению, в рядах римской армии прошел путь от солдата до высшего офицера, в 350 г. узурпировал власть и был провозглашен солдатами императором запада Римской империи. По его приказу был убит бывший император Констант. В войне с Констанцием II Магненций был разбит при Мурсе в 351 г. и после еще одного поражения покончил с собой.

402 Здесь и далее речь идет о соборе в Арле 353 г.

403 Имеется в виду уже упоминавшийся Паулин Трирский.

404 Имеется в виду Миланский собор 355 г.

405 Город Верцеллы находился на территории Италии.

406 Оглашенный (катехумен) - так именовался в древней церкви тот, кто из язычества или из иудейства приходил к христианской вере и, перед принятием в церковь через крещение, подвергался более или менее продолжительному приготовлению через наставление в истинах христианской веры и некоторые религиозные действия.

407 Иларий Пиктавийский (ныне г. Пуатье, Франция) (ум. 367) великий учитель Западной церкви IV в. В 353 г. был избран народом епископом г. Пиктавы. Прославился как последовательный и твердый противник ариан. Более подробнее см.: Христианство. Т. 1. М., 1993. С. 600.

408 Толоза - современный г. Тулуза во Франции.

409 Имеется в виду письмо Валента и Урзакия, о котором говорилось ранее, разосланное от имени императора.

410 В 355 г.

411 Имеется в виду обратно в Рим.

412 Здесь автор показывает филологический аспект богословского спора того времени. Дело, разумеется, заключалось не в дискуссии по поводу одной буквы. Вопрос стоял принципиально: является ли Иисус Богом изначально, до своего рождения, и тогда он - вторая ипостась единого Бога или же Иисус - это, как утверждали ариане, Бог, но не по рождению, а только по благодати, а из этого логически вытекало отрицание Троицы, Богоматери и ряда других кардинальных догматов православного вероучения.

413 Речь в данном случае идет о, можно сказать, радикальных арианах, которые, последовательно развивая идеи Ария, пришли к полному отрицанию какой-либо сущностной связи между Отцом и Сыном, что ясно продемонстрировало антихристианский характер арианской ереси. Эту "партию" возглавляли сначала светский философ, а затем диакон антиохийской церкви Аэций и епископ Кизикский (Азия) Евномий. Подробнее см.: Болотов В.В. Указ. соч. Т.IV. С. 71-73 и Карташев А.В. Указ. соч. С. 81-82.

414 Имеется в виду Осия, епископ Кордубы, активный организатор и участник I Вселенского собора, твердый сторонник Афанасия. Однако в 357 г., пребывая уже в преклонном возрасте, он подписал так называемую II Сирмийскую формулу веры, которая, по существу, закрепляла временную победу арианства.

415 Вся эта часть фразы, заключенная в скобки, представляет собой, по мнению Сигония, более позднюю интерполяцию, ибо Сульпиций Север, якобы, нигде на всем протяжении "Хроники" кого-либо другого таким титулом не награждает, но II,36,1 свидетельствует об ошибочности этого утверждения.

416 Эта была, так называемая, западная часть "Вселенского" собора 359 г., созванного императором Констанцием для официального утверждения арианства. Восточные епископы были собраны в Селевкии Исаврийской.

417 В исследовании А.В. Карташева (Указ. соч. С. 85) говорится о двух британцах.

418 Автор имеет в виду, что достойны похвалы как галлы и аквитанцы, отвергшие государственное содержание, так и трое британцев, принявших его, дабы не отягощать своих собратьев излишними расходами.

419 См. прим. 416.

420 Викарий - в эпоху поздней Римской империи - глава администрации диоцеза (т.е. нескольких провинций). Презид - в эпоху поздней Римской империи - глава провинциальной администрации.

421 См. прим. 398.

422 Акакий - епископ Кесарии (Палестина), Евдоксий - епископ Антиохийский, Ураний - епископ Тирский, Леонтий - предшественник Евдоксия на антиохийской кафедре. Все перечисленные епископы принадлежали к "партии" аномеев (см. прим. 413).

423 Это латинская транскрипция греческого термина ousia - "сущность", вокруг которого, главным образом, и разворачивались споры православных с арианами.

424 В исследовании А.В. Карташева (Указ. соч. С. 86) приводится другая цифра - 50.

425 Фегадий (Фебадий) был епископом г. Агина (совр. Ажен, Франция). Тунгры - германское племя, жившее в провинции Нижняя (II) Германия.

426 Петрокории - современный г. Периге (Франция).

427 Как становится ясно из дальнейшего изложения, имеется в виду мнение, противоположное арианскому.

428 Т.е. в 367 г.

429 Гностицизм (от греч. gnosticos - "познающий") - совокупность религиозно-философских (теософских) систем, которые появились в течение двух первых веков нашей эры и в которых основные факты и учение христианства, оторванные от их исторических корней, разработаны в смысле языческой (как восточной, так и эллинской) мудрости. От схожих явлений религиозно-философского синкретизма, каковыми являются неоплатонизм, герметизм и пр., гостицизм отличается признанием христианских данных, а от настоящего христианства - языческим пониманием и обработкой этих данных и отрицательным отошением к историческим корням христианства в еврейской религии. Гностицизм характеризуется непримиримым разделением между Богом и миром, между образующими началами самого мира, наконец, между составными частями в человеке и человечестве. Преодоление этого дуализма путем высвобождения светлого начала (души) в человеке от оков тела и возвращение ее к изначальной божественной субстанции и есть цель гностического спасения. Более подробно см.: Христианство. Т.I. М., 1993. С. 415-418.

430 Сульпиций Север весьма скупо говорит о сути ереси Присциллиана, но, похоже, что она заключалась в принятии им ряда дуалистических положений гностицизма, свободном толковании ряда положений Писания, самостоятельных воззрений относительно демонов и загадки человеческой жизни. Столь же вероятно, что Присциллиан был не чужд некоторых аскетических традиций восточного монашества.

431 Инстанций и Сальвиан - епископы из южной Испании. Более полная информация о них отсутствует.

432 Город Эмерита Августа находился в провинции Лузитания (Португалия).

433 Ныне г. Севилья (Испания).

434 Ифаций (точнее Итаций) - епископ города Оссонобы (или, иначе, Соссубы) на юге Испании с 379 по 388 гг.

435 Ныне г. Валенсия (Испания).

436 Годы понтификата Дамасия - 366-384. Вполне возможно, что еретики расчитывали использовать тот факт, что Дамасий тоже был уроженцем Испании.

437 Ныне г. Лабри на юго-западе Франции.

438 Ныне г. Бордо (Франция).

439 Это был знаменитый Амвросий Медиоланский (340-397), твердый сторонник Никейской веры, умелый дипломат, оказывавший большое влияние на императоров Грациана, Валентиниана II и Феодосия I. Подробнее о нем см.: Пареди А. Святой Амвросий Медиоланский и его время. Милан. 1991.; Христианство. Т. I. М., 1993. С. 66-67.

440 Магистр оффиций - начальник императорских канцелярий, один из 5 высших придворных чиновников, которому подчинялись руководители отдельных секторов административного управления.

441 См. прим. 431.

442 Проконсул - наместник провинции. Его правомочия охватывали управление провинцией, отправление гражданского и уголовного правосудия.

443 В данном случае под Галлией понимается префектура - крупное административное подразделение (всего, со времен Константина, в империи их было 4: Италия, Галлия, Иллирик и Восток). В префектуру Галлия, помимо собственно территории Галлии, входили также Испания и Британия.

444 См. прим. 420.

445 Треверы (Августа Треверов) - город в провинции Белгика (ныне Трир, Германия).

446 Максим - имеется в виду узурпатор Магн Максим, который в 383 г. захватил власть в Британии, а затем и в Галлии, и к 387 г. контролировал фактически весь запад Империи. Погиб в 388 г., разбитый войсками Феодосия I.

447 Имеется в виду Мартин Турский, к которому Сульпиций Север относился с огромным уважением и почитанием.

448 Более подробных сведений об этих епископах не сохранилось.

449 В оригинале patronus fisci, что равно advocatus fisci. Со времен императора Адриана это был чиновник, защищавший интересы государственной казны.

450 Присциллиан и его сообщники были казнены в 385 г.

451 Ныне о. Сулискер, располагающийся к северу от Шотландии.