Комментарии

Комментарии

173 Ср. Мас'уди, Мурудж, IV, стр. 177.

174 Мусайлима, пророк племени бану Ханифа и правитель Йемамы, был убит в сражении при Акраба на границе Йемамы, о нем см.: Watt, Medina, стр. 132—135; Бартольд, VI, стр. 549—573.

175 В тексте ошибочно — 'Иса. Имеется в виду ал-Асвад ал-'Анси, объявивший себя пророком Йемена еще при жизни Мухаммада; о нем см.: Muir, The Life of Muhammad, стр. 478, 479; Watt, Medina, стр. 79; см. также: ТС, стр. 72, прим. 2.

176 Т. е. в соответствии с образом действий (сират) Мухаммада.

177 В истории арабских завоеваний известна как «битва за мост» (октябрь 634 г.). Сообщение «Та'рих-и Систан» о взятии арабами моста явно ошибочно, ибо арабы, как хорошо известно, в битве были разгромлены. И лишь год спустя (ноябрь 635 г) взяли реванш за свое поражение, одержав победу над персами в сражении при Бувайбе (южнее Хиры); об этом см.: Балазури, стр. 252; Табари, I, стр. 2146; Glubb, стр. 164—166; см. также: ТС, стр. 73, прим. 5.

178 Са'д б. Абу Ваккас — племянник Амины, матери пророка; полководец, один из старейших сподвижников Мухаммада, пользовавшийся особой его любовью; командовал арабским войском в сражении при Кадисии в 637 г.; о нем см.: EI, IV (К. V. Zettersteen); Muir, The Life of Muhammad, стр. 58, 63.

179 Рустам сын Фаррух-Хурмуза, прославленный военачальник (сипахбад) Хорасана, посланный Йаздигирдом в Кадисию, где он и был убит в сражении; о нем см.: Табари, V, стр. 1065; «Фарс-наме», стр. 111, 112; «История Ирана», стр. 87, 88.

180 'Утба б. Газван б. Джабир ал-Мазини — военачальник, один из старейших сподвижников Мухаммада, известен как основатель Басры. По приказу халифа 'Умара ходил в поход и взял г. Убулла; о нем см.: EI, IV (A. J. Wensinck).

181 Согласно Балазури (Футух, стр. 137, 139), город был взят в 637 г. Абу 'Убайдой, а не 'Амром б. ал-'Асом; см. также: ТС, стр. 74, прим. 2.

182 'Амр б. ал-'Ас (ум. в 42/663 г.) — наместник Мухаммада в Омане. После смерти Мухаммада вернулся в Медину и принимал участие в завоевательных походах. Прославился как завоеватель Египта; о нем см.: EI, I (A. J. Wensinck).

183 Халид б. Валид — полководец халифа Абу Бакра, прозванный «мечом ислама». С его именем связаны первые победы арабов на западных границах Сасанидского государства; при халифе 'Умаре был переброшен в Сирию; о нем см.: EI, II (К. V. Zettersteen); «История Ирана», стр. 87.

184 Абу Муса Аш'ари — сподвижник Мухаммеда и военачальник (род. ок. 614 г.). В правление 'Умара был правителем Басры. Ему приписывается взятие ряда городов Ирана (Кума, Кашана и др.), см.: EI, I (L. Veccia Vaglieri).

185 Джундай Шапур (арабиз. из перс. Гундешапур), Сузы, Рам Хурмуз и Тустар — города в Хузистане. Первым из них Абу Муса Аш'ари овладел в 17/638 г.

186 My'авийа б. Абу Суфйан — арабский военачальник, впоследствии первый омейядский халиф (41—60/661—680).

187 Кайсарийа — здесь идет речь о городе в Палестине, который был штурмом взят Му'авийей в 18/639 г., о нем см.: EI, II (М. Streck).

188 Ну'ман б. Макрун (согласно Табари и Йакуту — Ну'ман б. Мукаррин ал-Музани) — арабский военачальник, участвовал в сражении при Нихаванде (21/642), в котором и был убит.

189 Барка и Атрабулус (Триполи) — города на североафриканском по бережье, которыми 'Амр б. ал-'Ас овладел в 643 г., см.: Glubb,. стр. 260—264.

190 Мугира б. Шу'ба — при халифе 'Умаре был вначале наместником Басры, а затем (в 21/642 г.) — наместником Куфы; см.: Табари, Индекс, о нем см.: EI, III (H. Lammens).

191 Далее в тексте отмечается пропуск. По-видимому, автор оставил место для числа и года смерти хзлифа 'Умара — сведения источников о дате смерти 'Умара, как известно, самые противоречивые (ср. сводку у Табари, I, стр. 2725—2727; и Ибн ал-Асира, III, стр. 40); см. также: ТС, стр. 75, 76, прим. 8.

192 Ср. у Табари, I, стр. 2723, и Ибн ал-Асира, III, стр. 38: «шесть раз», см. также: ТС, стр. 76, прим. 1.

193 Сухайб б. Синан — первый из греков, обращенный в ислам, был из числа сподвижников Мухаммеда; после смерти 'Умара ему была пере дана власть на три дня, до избрания нового халифа; о нем см.: Табари, Индекс; Ибн ал-Асир, III, стр. 39, 40, 61; Muir, The Life of Muhammad, стр. 246; Hitti, стр. 196, 197.

194 Ал-Бара' б. 'Азиб ал-Ансари (ум. 72/691 г) — сподвижник пророка. Известен как завоеватель Казвина и Рея; о нем см.: EI, I (К. W. Zettersteen) .

195 Имеется в виду цепь крепостей между Малатьей в верховьях Евфрата и Тарсусом вблизи Средиземноморского побережья; о них см.: Le Strange, стр. 128; ср. это известие у Ибн ал-Асира, III, стр. 66.

196 Джурзан — арабизованная форма перс. Гурджан, то же, что Гурджистан (Грузия), см.: Ибн Хаукал, стр. 249; Ибн ал-Асир, Ш, стр. 66; Sсhwarz, VI, стр. 737.

197 Город в Фарсе, ср. у Ибн ал-Асира, III, стр. 67.

198 Имеется в виду упоминавшийся выше Ибн Сарх.

199 Имеются в виду 'Абдаллах б. 'Аббас, 'Абдаллах б. Зубайр, 'Абдаллах б. Нафи и 'Абдаллах б. ал-Хусайн, которых 'Ушан прислал в помощь Ибн Сарху; об этом см.: Ибн ал-Асир, III, стр. 68; ТС, стр. 78, прим. 1.

200 В тексте: Б. сайтила. Тб., л. 22а: Субайтала Имеется в виду город Субайтила в Тунисе, где, согласно традиции, состоялось сражение между арабами и византийцами; см.: Ибн ал-Асир, III, стр. 68, 69; EI, IV (G. Marcais); см. также: ТС, стр. 78, прим. 2.

201 Джурджир (Грегориос) — византийский патриарх, который стоял во главе византийского войска в битве при Субайтиле; см Ибн ал-Асир, III, стр. 68, 69.

202 Шапур II и Казирун — города в Фарсе.

203 Джирра — согласно Ибн ал-Балхи, небольшой городок в Фарсе, расположенный на вершине горы; см. «Фарс-наме», стр. 142; Schwarz,. I, стр. 86.

204 Арраджан и Дарабджирд — города в Фарсе.

205 Речь идет о захвате арабами в 28/648 г. островов в Средиземном море — Кипра и Родоса; ср. у Балазури (Футух, стр.153, 256) и у Ибн ал-Асира (III, стр. 73).

206 Ср. Табари (I, стр. 2827): «В этом (28/649) году была победа над Фарсом сначала и Истахром затем. Эмиром [у арабов] был Хишам б. 'Амир».

207 Ср. Табари (I, стр. 2827), который со ссылкойна ал-Вакиди сообщает о взятии в 28/649 г. Хабибом б. Масламой города Сурийи, при надлежащего к Руму (мин'арзи ар-Рум); ср. также Ибн ал-Асир, III, стр. 75.

Согласно Балазури (Футух, стр. 137) и Йакуту (III, стр. 186), Сурийа — название местности в Сирии (между пунктами Хунасира и Салмийа); ср. также Маc'уди, Танбих, стр. 157, 158. Бакр и (II, стр. 794), однако, высказывает свое несогласие с этим и считает «это название» относящимся к Византии.

208 'Абдаллах б. 'Амир б. Курайз (4—59/626—680) — двоюродный брат халифа 'Усмана, назначенный им в 29/649-50 правителем Басры; о нем см.: EI, I (H. A. R. Gibb).

209 Зийад б. Абихи или Зийад б. Абу Суфйан (ум. 56-57/677-78) — «брат» My'авии, впоследствии назначенный им правителем всего Ирака и Ирана; о нем см.: Маc'уди, Мурудж, V, стр. 20 и сл.; Н. Lammens, Ziad ibn Abihi, viceroi del'Iraq, lieutenant de Mo'awia Ier,— RSO, IV, 1912, стр. 1—45, 190—250, 653—693; EI, IV (H. Lammens).

210 В 649 г. жители Истахра в Фарсе восстала и перебили арабский гарнизон. Был убит и 'Убайдаллах б. Ма'мар ат-Тайми, наместник Фарса. Тогда арабское войско под предводительством 'Абдаллаха б. 'Амира осадило Истахр и взяло город вторично; об этом см.: Табари, I, стр. 2830; Ибн ал-Асир, III, стр. 116.

211 В тексте: Хур, конъектура Бахара, см.: ТС, стр. 80, прим. 1; имеется в виду главный город провинции Ардашир-хурре в Фарсе, его развалины находятся в трех км от нынешнего Фирузабада; о нем см.: «Фарс-наме», стр. 137, 138; Le Strange, стр. 225, 256; Sсhwаrz, II, стр. 56.

212 Шахрийал — диалектная форма перс, шахрийар — «государь», см. также: ТС, стр. 80, прим. 8.

213 Муджаши ' б. Маc'уд ас-Сулами — арабский военачальник, принимал участие в завоевании Ирана; убит в «верблюжьей» битве в 656 г.; о нем см. Табари, Индекс; Балазури, Футух, стр. 391 и сл.

214 Сирджан, арабиз. форма перс. Сирган,— согласно арабским географам, главный город провинции Кирман, находившийся в двух днях пути от Заранджа; в настоящее время сохранился в названии одного из районов 8-го остана Ирана, см.: Бартольд, Обзор, стр. 95; Le Strange, стр. 300; Schwarz, III, стр. 230—236; «Фарханг-и джуграфийаи», VIII, стр. 253.

215 Ср. рассказ о завоевании Систана арабами у Балазури (Футух, стр. 392—402): «'Абдаллах б. 'Амир б. Курайз б. Раби'а б. Хабиб б. 'Абд -аш-Шамс в 30 г. хиджры (650-51) обратил лицо свое в Хорасан. Спешил войско в окрестностях Шйрджана (Кирман) и направил Раби' б. Зийада б. Анаса б. Даййана ал-Хариси в Систан. Раби' пришел и спешил войско в Фахрадже, затем прошел через пустыню в 75 фарсахов и попал в рустак Залик..», т.е. другой даты, кроме 30/650-51 г., у Балазури не приведено.

Табари (I, стр. 2885) говорит об экспедиции раби' в Систан в событиях 31/651-52 г., когда 'Абдаллах б. 'Амир выступил из Кирмана в Хорасан, оставив правителем Кирмана Муджаши'.

Гардизи также упоминает о взятии Систана войском раби' и относит это событие ко времени назначения халифом 'Усманом вторично 'Абдаллаха б. 'Амира наместником в Систане (Гардизи, изд. Хабиби, стр. 103). К 43/654-55 г. Гардизи относит завоевание арабами Буста и Замин Давара (изд. Хабиби, стр. 104), ср. Bosworth, Sistan, стр. 16, прим. 2.

Проф. Босворс с отсылкой к Табари и Балазури датой завоевания арабами Систана считает 31/651-52 г., а не 30/650-51 г.; см.. Bosworth, Sistan, стр. 16.

216 Балазури, стр. 392: ар-раби' б. Зийад б. Анас б. ад-Даййан ал-Хариси (ум. 53/672).

217 Бахра (арабиз. Фахрадж) — небольшой город в Кирмане, через который проходила дорога на Систан. Современное селение Фахрадж находится в 58 и к востоку от Бама на шоссейной дороге Бам — Захидан; см.: Истахри, стр. 162, 167; Мукаддаси, стр. 473; Schwarz, III, стр. 253; «Фарханг-и джуграфийаи», VIII, стр. 297.

218 Залик, или Джалик, согласно Йакуту (II, стр. 909) — большой рустак в Систане. Согласно Балазури (стр. 392), между Заликом и Систаном (т. е. Заранджем)—5 фарсахов. Тейт (II, стр. 150, 151} идентифицирует район Залика с трактом в дельте р. Хильманд между современными селениями Бунджар и Касимабад на западе и Джалалабад и Каркушах — на востоке и севере; см.: ТС, стр 80, прим. 6; Bosworth, Sistan, стр. 16 и прим. 5.

219 Согласно Балазури (стр. 392), раби', заключив договор, о мире с дехканином Залика, ушел в селение под названием Каркуйа в 5 милях (ок. 10 км) от Залика. После того как жители Каркуйи изъявили покорность, он ушел в Хайсун и тоже миром овладел им. Затем он вновь вернулся в Залик, взял себе несколько проводников и выступил в Зарандж. Дошел до р. Хиндманд. Через долину Нук в ее нижнем течении пришел в селение Зушт в 2/3 мили от Заранджа. И только покорив его и два других селения Нашируз и Шарваз, он приступил к Заранджу: см также Bosworth, Sistan, стр. 16, 17.

220 У Балазури (стр. 393) правителем Систана назван марзбан — («хранитель границы») Апарвиз.

221 О значении термина «дехканин» в позднесасанидское время и в первые века господства ислама см.: Бартольд, I, стр. 238; Christensen, Iran, стр. 106, 107.

222 Рассказ о приходе систанской знати в лагерь раби' и о его троне из мертвецов см. также: Балазури (Футух, стр. 395; перс, перевод, стр. 270); Ибн ал-Асир, III, стр. 101.

223 Ахриман — злой дух, творец всего злого и вредного для человека.

224 Ср. Балазури, Футух, стр. 395; Ибн ал-Асир, III, стр. 101

225 Ср. Балазури, Футух, стр. 393, 394: «Из Заранджа [раби'] пришел в ущелье Санаруд, оттуда — в Карйатайн (Карнин — Л. С.)... За тем вернулся в Зарандж и был там два года»; ср. также Ибн ал-Асир, III, стр. 101.

226 Абу Салих 'Абд ар-Рахман дважды упомянут у Балазури. В одном случае в связи с взятием арабами Нашируза (стр. 395). Здесь он назван секретарем дивана Хаджжаджа после Задан Фарруха. Ранее, в главе о перевода дивана Багдада с персидского языка на арабский (стр. 108, 109), со слов Мада'ини говорится, что секретарем дивана Хаджжаджа после смерти Задан Фарруха был не сам 'Абд ар-Рахман, а его сын, Салих, клиент рода Бану Тамим, одинаково хорошо владевший и арабским и персидским языками, о нем см. также Йакут, III, стр 282; IV, стр. 728; Bosworth, Sistan, стр. 18 и прим. 2.

227 См. наш перевод, стр. 61, 62.

228 Ибн ал-Асир (III, стр. 101) добавляет, что время наместничества раби' в Систане — полтора года. Затем Ибн 'Амир сместил его и вместо него назначил в Систан 'Абд ар-Рахмана б. Самуру; у Балазури, стр. 349: два с половиной года.

229 'Абд ар-Рахман б. Самура (ум. 50/670) — арабский военачальник, наместник Систана (653—666) о нем см.: EI. n. е. I (H.A.R. Gibb).

230 Ал-Хасан ал-Басри (ум. 110/728-29)—известный теолог; о нем см.: Ибн Халликан,№ 155; EI, I; Bosworth, Sistan, стр. 22, 23.

231 В тексте: «в 38 году»; правильно — «в 33 году», ср.: Табари, I, стр. 2907; Балазури, стр. 393; см. также- ТС, стр. 83, прим. 4.

232 Ср. у Ибн ал-Асира, III, стр. 101: «И осадил он I "Абд ар-Рахман] Зарандж и заключил мир с его марзбаном с условием, [что] он пришлет ему (2 миллиона дирхемов и тысячу слуг]». Ср. условия договора с раби'; Балазури, Футух, стр. 394: «Марзбан дал ему 2 миллиона дирхемов и 2 тысячи рабов и запросил пощады».

233 Согласно Табари, I, стр. 2999; Судан б. Хумран ал-Муради; св. также Ибн ал-Асир, III, стр. 143; Мас'уд и, Мурудж, IV, стр. 282: Са 'д б. Хумран ал-Муради.

234 Ср. Балазури, Футух, стр. 394, 395: «И пришел 'Абд ар-Рахман в Зарандж и был в нем до расстройства дела 'Усмана. Затем он назначил наместником 'Умайра б. Ахмара ал-Йашкури и удалился из Систана».

235 Ср. Балазури, Футух, стр. 394: «Спустя некоторое время жители Заранджа прогнали 'Умайра из города, а ворота заперли».

236 «Битва верблюда» — сражение между сторонниками 'Али и 'Айши, имевшее место в 36/656 г. Свое название получило из-за того, что участвовавшая в сражении 'Айша восседала на верблюде.

237 Ср. «Ихйа ал-мулук», стр. 48.

238 Ср. Балазури (Футух, стр. 402): «'Умари со слов Хайсама б. 'Ади рассказывает, что в древнем договоре Систана было обусловлено не убивать сусликов из-за обилия в Систане ядовитых змей», см. также Балазури, перс, перевод, стр. 281.

239 Согласно Балазури (стр.395): 'Абд ар-Рахман б. Джаз' ат-Таи.

240 Харб-и Сиффйн («сражение при Сиффйне») — знаменитая битва между 'Али и Му'авией в 36/657 г., получившая свое название по названию местности, где она происходила; см.: EI, IV (Fr. Buhl).

241 Ср. «Ихйа ал-мулук», стр. 48: «Когда распространилось известие о смерти повелителя верующих, 'Абд ар-Рахман [б. Самура] направился в Дамаск, взял жалованную грамоту на правление (маншур-и хукумат) и пришел в Систан».

242 Ср. «Ихйа ал-мулук», стр. 48: «Систанцы с болью в сердце проводили 'Абд ар-Рахмана б. Джарва».

243 Автор «Ихйа ал-мулук» (стр. 48, 49), рассказывая о походе арабского войска в Индию, явно ошибочно сообщает о гибели (шахадат) группы арабской знати и приводит те же самые имена, что следуют ниже в ТС.

244 Абу'Абдаллах Макхул б. 'Абдаллах аш-Шами (ум. 112/730-31) — известный традиционалист. По словам ал-Вакиди, он из Кабула, о нем см.: Ибн Халликан, № 749; Ибн Кутайба, стр. 230.

245 Хумайд б. Абу Хумайд Тархан (ум. в 142/759 в возрасте 75 лет), клиент Талхи б. 'Абдаллаха ал-Хуза'и — известный знаток и авторитет в хадпсах; о нем см.: Ибн ал-Асир, V, стр. 389; Йакут, I, стр. 442.

246 Абу 'Абдаллах Нафи' б. 'Абдаллах, клиент 'Абдаллаха б. 'Умара (ум.117/735-36), уроженец Дайлама, известный авторитет в хадпсах; о нем см.: Ибн Халликан, № 766.

247 Куфич (куфс, или куфас) — одно из кочевых племен, населявших в то время Кирман. Куфичи отличались воинственностью, занимались разбоем и совершали постоянные набеги на Хорасан и соседние области; о них см.: Йакут, IV, стр. 150, 151; Marquart, Eransahr, стр. 31; Таte, II, стр. 365.

248 Гуше-йи — возможно, в данном случае перевод араб, завийа («угол») в значении «небольшая мечеть», «дом для моления».

249 Балазури (Футух, стр. 396) рассказывает, что 'Абд ар-Рахман в течение нескольких месяцев держал Кабул в осаде, все время ведя войну с жителями. Изрешетил весь город снарядами из манджаников,, пока не пробил в стене огромную брешь. После того лишь арабам удалось проникнуть в город и в ожесточенном сражении овладеть им.

250 Балазури убийство слона приписывает Ибн Хазиму и добавляет, что, «по словам Абу Михнафа, слона заколол ал-Мухаллаб»; см.: Футух, стр. 396; см. также: ТС, стр. 88, прим. 2.

251 По-видимому, имеется в виду г. Кандабил (Туран), находившийся, на пути из Балиса в Кусдар; ныне Гандава, центр самой плодородной местности в Белуджистане (Западный Пакистан, в 120 км с.-з. Хоздара), о нем см.: Бартольд, Обзор, стр. 51; Le Strange, стр. 331; Minorsky, Hudud al-'Alam, стр. 373.

В «Ихйа ал-мулук» (стр. 49) говорится о покорении Мухаллабом областей Синд и Лахор вплоть до Кануджа (область в Синде).

252 Ср. «Ихйа ал-мулук» (стр. 49): «['Абд ар-Рахман] не задерживался на одном месте [более] двух часов».

253 В «Ихйа ал-мулук» (стр. 49) подчеркивается, что Му'авийа воевал с повелителем верующих (т. е. 'Али) и убил 80 тыс. мусульман, и по этой причине систанцы не согласились признать его халифом и читать с его именем хутбу.

254 Ср. «Ихйа ал-мулук», стр. 49, 50.

255 Балазури, Футух, стр. 397, говорит, что 'Абд ар-Рахман скончался в Басре в 50/670 г.; Bosworth, Sistan, стр. 20, прим. 6.

256 «Ихйа ал-мулук», стр. 50.

257 Риб'и б. Кас ал-'Анбари, согласно Табари, I, стр. 2683, — знатный араб из Куфы, ср. также Йакуби, стр. 282.

258 Согласно Ибн ал-Асиру, III, стр. 218, 'Абд ар-Рахман б. Джарв ат-Та'и был убит в Систане хариджитом Хасакой; ср. также Балазури, Футух, стр. 395; Bosworth, Sistan, стр. 19.

259 Балазури (Футух, стр. 395) и Ибн ал-Асир (III, стр. 218) сообщают: «после того как Хасака-[хариджит] убил наместника Систана 'Абд ар-Рахмана б. Джаз' ат-Та'и, повелитель верующих 'Али написал к 'Абдаллаху б. ал-'Аббасу, наместнику Басры, и приказал ему прислать в Систан человека, и он прислал Риб'и б ал-Кас ал-'Анбари и вместе с ним ал-Хусайна б. Абу-л-Хурра ал-'Анбари. И они сразились с Хасакой и убили его. После того Риб'и захватил страну (ал-Билад)» В «Та'рих-и Систан» это известие опущено.

260 Как известно, относительно числа и месяца убийства 'Али источники расходятся (см.: Табари, I, стр. 3456). В ТС — версия Абу Ма'шара и ал-Вакиди; EI, n. е. I (L. Veccia Vaglieri), стр. 385.

261 Ср. аналогичное известие у Мас'уди, Мурудж, IV, стр. 434.

262 Йлийа' — название Иерусалима, встречающееся у арабских авторов наряду с ал-Кудс и Байт ал-мукаддас; EI, II (Fr. Buhl). В тексте, по-видимому, пропущен союз «ва», в противном случае смысл неясен.

263 Ср. «Ихйа ал-мулук», стр. 50: «'Абдаллах б. 'Амир вначале направил в Систан Ахнафа б. Кайса с войском. И он усмирил (рам кард) марзбанов и сипахбадов Систана с помощью обязательств и договоров».

264 Раби' б. Зийад ал-Хариси — наместник Систана от имени Зийада б. Абихи во время My'авии с 666 по 671 г., см.: Й а'куби, стр. 282; Балазури, Футух, стр. 397; Bosworth, Sistan, стр. 21.

265 Ср. в «Ихйа ал-мулук», стр. 50: «ификх, комментарий (к Корану] и хадисы».

266 В тексте всюду: *** или же со всеми точками ***, см.: ТС, стр. 91, прим. 2; в Тб ркп, за исключением одного случая, всюду: рутбил (Гиунашвили, Тбилисская рукопись, стр. 10—13); титул, который носили правители Забулистана. О различных теориях возможного происхождения данного термина см.: G. Scarcia, Zunbil or Zanbil?—«Yadname-ye Jan Rypka», Prague, 1967, стр. 41—45; см. также Bosworth, Sistan, стр. 34, 35.

267 Ср. в «Ихйа ал-мулук», стр. 50: «Харадж и джизия».

268 В тексте: ***, конъектура Бахара: ***, см.: ТС, стр. 92, прим. 1. В словаре Вуллерса (I, стр. 544) этот термин объясняется как арабизованная форма перс. *** в значении сарраф — «меняла»; ср. также словарь Ягелло; EI, n. е. II (W. Fischel); Bosworth, Sistan, стр. 26 и прим. 3.

269 В тексте: ***, конъектура Бахара: джаби, см.: ТС, стр. 92, прим. 2.

Термин этот засвидетельствован в словаре Гаффарова с пометой «ар.» в значении «сборщик оброка и других доходов, причитающихся мечетям и благотворительным учреждениям с заповеданных им имений и недвижимостей».

270 Устувар — здесь в значении му'тамад — «доверенное лицо», см. Диххуда, Лугат-наме, стр. 2198, 2199; в этом же значении термин засвидетельствован у Бал'ами; Bosworth, Sistan, стр. 26. В «Ихйа ал-мулук», стр. 50, упомянуты лишь муставфи и мушрифы.

271 В тексте: ***, перевод сделан с учетом поправки Бахара (см.: ТС, стр. 92, прим. 5); о других возможных толкованиях данного места см. Sсаrсia, Sabur e Hurabad, стр. 169—173. В «Ихйа ал-мулук», стр. 50: «'Убайдаллах по приказу Зийада прижал (кар танг кард) дехкан и магов и намеревался разрушить их храмы огня».

272 Имеются в виду зороастрийские храмы огня.

273 Как известно, Мухаммад и «праведные» халифы в областях, сда вавшихся добровольно, на первых порах проявляли веротерпимость, оставляли местные храмы и воздерживались от религиозного понуждения при условии точного исполнения всех предписаний и уплаты джизии.

274 My'ахид (ар.) — не принявший ислам и живущий на территории мусульман на договорных началах, платя подушную подать

275 Букв, «солнце» (хваршид); о культе Митры — бога-солнца — в зороастризме см.: I. Gershevitch, The Avestan Hymn to Mythra, Cambridge, 1959.

276 Текст испорчен, перевод приблизительный; букв. «Раз все — му'ахиды, между их храмом... они говорят: "Мы поклоняемся богу". Храм огня, который у них есть. И как отличать [храм] солнца, ибо они отрицают [ero]»; см. также: ТС, стр. 93, прим. 3.

277 Ср. «Ихйа ал-мулук», стр. 51.

278 Согласно Табари, II, стр. 158, Зийад б. Абихи умер в Куфе; ср. также Ибн ал-Асир, III, стр. 195; Мас'уди, Мурудж, V, стр. 06

279 В тексте: «Заххак сместил 'Убайдаллаха б. Абу Бакру из Систана». Бахар предполагал дефектность текста ТС; в «Ихйа ал-мулук», стр. 51, говорится: «Когда Зийад умер, Му'авийа отдал Басру, Хорасан и Систан Заххаку б. Кайсу. Заххак сместил 'Убайдаллаха б. Абу Бакру и прислал в Систан вместо него 'Аббада б. Зийада». Однако другие источники (ср. Табари, Балазури) этого известия не подтверждают. Табари, II, стр. 170, упоминает лишь, что, по утверждению некоторых, в 54/673 г. (т. е. год спустя после смерти Зийада.— Л. С.) наместником в Куфе был Заххак б. Кайс; ср. также Ибн Кутайба, стр. 179, 210.

280 Йазид б. Раби'йа б. Муфарриг ал- Химйари — арабский поэт-сатирик конца VII в.

За сатиры на своего отца, «брата» халифа My'авии, Зийада б. Абихи, и на своего брата 'Аббада был подвергнут в Басре (в 59/678) своеобразному наказанию. История эта хорошо известна специалистам. Подробный рассказ с анализом стихотворного ответа Ибн Муфаррига приведен в обстоятельной работе В. А. Эбермана «Персы среди арабских поэтов эпохи Омейядов», — ЗКВ, II, 1927, стр. 127—134; Реllat, Le poete Ibn Mufarrig et son oeuvre,— «Melanges Massignon», Damas, 1957, III, стр. 195—232; см также Bosworth, Sistan, стр. 43, прим 4.

281 Сийяки (ар. мусаллас) — вино, крепость которого увеличена путем трехкратной перегонки; см. Бурхан-и Кати', II, стр. 1207; El, III (H. Lammens).

282 Мать Зийада, Сумаийа, была рабыней; по утверждению некоторых, состояла в сожительстве с рабом 'Убайдом. История эта хорошо известна в литературе и приводится почти во всех хрониках.

Рассказ ТС отличается некоторыми деталями, подробно рассмотренными М. Бахаром, см.: ТС, стр. 96, прим. 4.

283 О точной дате смерти My'авии, времени его правления и его возрасте источники расходятся, об этом см.: Ибн ал-Асир, IV, стр. 3; см. также Мюллер, История ислама, И, стр. 27; El, III (H. Lammens).

284 Смерть халифа My'авии и возникший раздор в связи с вопросом о престолонаследии послужили сигналом к выступлению антиомейядской оппозиции. В данном случае речь идет о выступлении шиитов в Ираке, объявивших единственно законным халифом Хусайна б.'Али. Часть жителей Куфы направила к Хусайну депутацию, дабы он возглавил в Куфе восстание против Йазида б. My'авии. И Хусайн выступил в Куфу. В авангарде он послал своего двоюродного брата Муслима б. 'Акиля. Восстание, однако, было подавлено 'Убайдаллахом б. Зийадом, наместником Куфы, а Муслим погиб, так и не дойдя до Куфы.

В таком варианте рассказ этот больше нигде нам не встретился; об этом см.: Мюллер, История ислама, II, стр. 30, 31; Wellhausen, Die religioеs-politischen Oppositions-parteien, стр. 61—67; Петрушевский, Ислам в Иране, стр. 45, 46 и прим. 39.

285 Согласно Табари, II (см. Индекс): Хани б. 'Урват ал-Муради; см. также Ибн ал-Асир, IV, стр. 19; Мас'уди, Мурудж, V, стр. 135 и сл.

286 Ср. Табари, II, стр. 270, 271.

287 'Умар б. Са'д б. Абу Ваккас — омейядский полководец, сын одного из старейших сподвижников Мухаммада, победителя при Кадисии.

288 У Табари, II, стр. 384: Мухаммад б. 'Али б. Абу Талиб.

289 Шимр б. Зу-л-Джаушан — военачальник Йазида и приближенный 'Убайдаллаха. Ему приписывается убийство Хусайна б. 'Али в Кербеле.

290 Ср., однако, Welihausen, Die religioеs-politischen Oppositions- parteien, стр. 61—67; H. Lammens, Etudes sur le regne du calife Mo'awiya I, Paris. 1908, стр. 132 и сл.

291 Имеется в виду какая-то распространенная дская хроника, идентифицировать не удалось. Легенду о смерти Хусайна и монахе см.: Der Tod des Husein ben 'Ali und die Rache, uebers, von F. Wuestenfeld, Goettingen, 1883.

292 Ср. Табари, И, стр. 391, 392: «В этом году назначил Йазид б. Му'авийа в Систан и Хорасан Салма б. Зийада... Салм прислал в Систан своего брата Йазида б. Зийада»; ср. также Балазури, Футух, стр. 397; Ибн ал- Асир, IV, стр. 82, 83; Воswоrth, Sistan, стр. 44.

293 У Балазури, стр. 398: Силат; ср. также Табари, II, стр. 393; Ибн ал-Асир, IV, стр. 84; ТС, стр. 100, прим. 3.

294 Согласно Балазури, Футух, стр. 398; Зайд б. 'Абдаллах б. Абу Мулайка б. 'Абдаллах б. Джуд'ан ал-Курайши; у Ибн ал-Асира, IV, стр. 84, он назван Йазид б. 'Абдаллах б. Абу Мулайка; ТС, стр. 100, прим. 4.

295 Салм б. Зийад — наместник Хорасана и Систана (681—683 гг.). 396 В тексте непонятное нам *** — «грамота на вход» (?).

296. Бахар предполагал, что имеется в виду «грамота на правление» ('ахд-и хукумат), см.: ТС, 101, прим. 5.

297 Идентифицировать данное лицо не удалось.

298 По словам Гардизи (стр. 80), Салм разгневался на Талху. И Талха, узнав об этом, бежал вместе с систанским испахбадом к Йазиду б. Mу'авии и оставался там, пока Йазид не умер. После его кончины Талха вернулся в Систан и был там до мятежа 'Абдаллаха б. аз-Зубайра (624—692); см. также Bosworth, Sistan, стр. 45.

299 Тахал — диалектная форма ар. талл — «холм, бугор»; см.: ТС, стр. 103, прим. 6; литературу о месте погребения Талхи см.: Bosworth, Sistan, стр. 45, прим 8.

300 В тексте ошибочно: 'Абдаллах. 'Убайдаллах б. Кайс ар-Рукаййат (VII — нач. VIII в.) — известный арабский поэт, певец антихалифа Зубайридов; о нем см.: «Der Diwan des 'Ubaidallah Ibn Rais ar-Rukaijat, hrsg. von N. Rhodokanakis», Wien, 1902; Schwarz, IV, стр. 399; El, II (N. Rhodokanakis).

301 To есть г. Зарандж (или Систан).

302 Дар-и Та'ам — южные ворота шахристана в Зарандже, наиболее оживленные; см.: Истахри, стр. 238; Le Strange, стр. 336.

303 Ваки' [б.] Хассан б. Кайс б. Абу Суд ат-Тамими, один из военачальников Салма б. Зийада, араб, отличавшийся жестокостью (джафапише), см.: Балазури, перс, перевод, стр. 311—313.

304 Идентифицировать данное лицо не удалось.

305 У Балазури, Футух, стр. 398: 'Абдаллах б. Нашира ат-Тамими.

306 Это название встречается в тексте также в формах Баску, Лашкар и Сакар, см.: ТС, стр. 140, прим. 6; Bosworth, Sistan, стр. 50, прим. 5.

307 Ср. также Мас'уди, Мурудж, V, стр. 126; Табари, II, стр. 425, и Ибн ал-Асир, IV, стр. 103, приводят это название в форме Хавран (***). В этой же форме оно засвидетельствовано у Истахри, Ибн Хаукаля, Мукаддаси (BGA, IV, Index).

308 Джабийа — селение в области Джавлан в Сирии.

309 'Абдаллах б. аз-Зубайр (684—692) в 680 г. поднял в Мекке восстание против Омейядов и был провозглашен там халифом. Восстание было подавлено в 692 г.

310 В тексте: К.на', ср., однако, Табари, II, стр. 593; Балазури, Футух, стр. 398. Имеется в виду Харис б. 'Абдаллах б. Абу Рабн 'а Махзуми, наместник 'Абдаллаха б. аз-Зубайра в Басре.

311 См. наш перевод, стр. 124.

312 Балазури сражение между 'Абд ал-'Азизом и Зунбилем (Рутбил) относит к Заранджу. По его словам, Зунбил был убит в этом сражении Абу 'Афра' 'Умайром ал-Мазинй, см. Футух, стр. 398.

313 Дехкане — исторически — земельная аристократия, являвшаяся носителем местных традиций; см. также: прим. 221; ТС, стр. 81, прим. 5.