Комментарии

Комментарии

536 О восстании Убайи б. ал-Хузайна в других источниках известий нет.

537 Т. е. Убай б. ал-Хузайн.

538 Ахмад б. Ханбал (164—241/780—855) — известный теолог, законовед и традиционалист, основатель одного из четырех главных суннитских толков, ханбалитского. За отказ признать Коран сотворенным был подвергнут наказанию по приказу халифа Му'тасима; о нем см.: El, n. e. I (Н. Laoust).

539 Основной тезис секты му'тазилитов; об этом см. EI, III; Бертельс, Суфизм, стр. 23.

540 В тексте: ва аз Буст. Возможно, прав Бахар, предполагая, что союз ва здесь лишний (см.. ТС, стр. 186, прим. 3). Тогда перевод будет следующим: «В 220 году [река] Хbрманд возле Буста пересохла». Как известно, Хbрманд от Буста течет непосредственно в Систан, и такой перевод вполне возможен; ср. также Bosworth, Sistan, стр. 105 и прим. 4.

541 Имеются в виду факихи шафиитского и ханифитского толков.

542 Ахл-и буйутат — термин, первоначально обозначавший персидские семьи высшей знати, а затем знать в целом (см. об этом термине: EI, I; Noedeke, Geschichte, стр. 71).

543 Муламмад б. Васил б. Ибрахим ат-Тамими, согласно Табари (III, стр. 1839), курд из Фарса.

544 Бахар предложил читать: 'Умайра б. Ахмад б. Асад (ТС, стр. 188, прим. 6). Однако это ничего не дает. Если предполагать, что речь идет о племяннике сына Асада Самани, то в его имени допущена ошибка. Ни у Асада, ни у Ахмада б. Асада не было сына под именем 'Умайра.

545 Название улицы в Зарандже.

546 Ибрахим б. ал-Хусайн (или Хузайн) был арестован по подозрению Саййари в соучастии в восстании Убайи б. ал-Хузайна, см наш перевод, стр. 191, Bosworth, Sistan, стр. 106.

547 О возрасте халифа и времени его правления см.: Табари, III, стр. 1324. Данные ТС не соответствуют полностью ни одной из упомянутых Табари версий.

548 Здесь, по-видимому, допущена ошибка. Согласно версиям, упомянутым Табари (III, стр. 1364), в день смерти ал-Васику было либо 36 лет, либо 32 года.

549 По предположению Бахара, имеется в виду селение, расположенное за пределами рабада Заранджа, либо на территории, примыкавшей к городу, см.: ТС, стр. 190, прим. 3. Там находилась казна (ТС, стр. 196). Согласно Истахри, казна размещалась в северо-восточной части Заранджа.

550 Имеются в виду одни из ворот рабада Заранджа.

551 'Абдаллах б. Тахир скончался в Нишапуре в понедельник, 11 ночей осталось от раби' I 230/844 г.

552 Тахир б. 'Абдаллах б. Тахир управлял Хорасаном и Систаном с 230/844 по 248/862 г.

553 В тексте неправильно: Ва Ибрахим б. 'Али-ра, nucap-и хвиш-ра бе дар ал-имара бинишанд — «посадил в дом правления своего сына Ибрахима б. 'Али», см.: ТС, стр. 191, прим. 3.

554 Название селения в Бусте, см.: ТС, стр. 191, прим. 5.

555 Проф. Босворс читает Ахмад Каули (Каували?), см.: Bosworth, Sistan, стр 106. Личность установить не удалось, в других источниках не упоминается.

556 В источниках параллельно встречаются формы Наср (с «сад») и Назр (с «зад»), см.: ТС, стр. 192, прим. 4.

557 О значении глагола сафи шудан см.: Диххуда, Лугат-наме, «с-Салих б. Наср», стр. 79.

558 Количество дней не совпадает с версией, указанной у Табари (III, стр. 1364) иу Мас'уди (Мурудж, IX, стр. 45).

559 Букв, «уповающий [в делах своих] на Аллаха».

560 Как известно, при халифе Мутаваккиле начались гонения на му'тазилитов, см.: Мюллер, История ислама, II, стр. 218, 219; Бертельс, Суфизм, стр. 24.

561 Здесь, по-видимому, имеется в виду небольшой город у истоков Хильманда, в 30 фарсахах от г. Систан (Зарандж) на пути в Буст, за свидетельствованный в источниках как Кис или Киш; см.: Худуд ал-'Алем, изд. Бартольда, стр. 22а; Истахри, стр. 252; Le Strange, стр. 344; см. также: Bosworth, Sistan, стр. 113.

562 Ниже: Харим. 'Ауфи называет его Хаййан-хариджит, см. Muhammad Nizamuddin, Introduction, стр. 167.

563 Ср. рассказ о расправе Салиха с сыновьями Хаййана-хариджита у 'Ауфи. Согласно 'Ауфи, Касир б. Раккак схватил всех троих братьев и убил, а их поместье и имущество конфисковал; об этом см.: Ваrthоld, Zur Geschichte der Saffariden, стр. 179; Muhammad Nizamuddin, Introduction, стр. 167. Однако, как справедливо отмечает проф. Босворс, в рассказе 'Ауфи весьма трудно провести грань между отдельными реальными фактами и вымыслом, см.: Bosworth, Sistan, стр. 114.

564 У Истахри (стр. 247): 'Аммар б. Йасир, хариджитский предводитель. Сообщение Байзави (стр. 61) об 'Аммаре б. Йасире, которого он ошибочно называет 'амилем Харата (в издании текста *** ), как установил В. В. Бартольд, восходит к Истахри; см. Ваrthо1d, Zur Geschichte der Saffariden, стр. 180.

565 В тексте: Касир б. Р.кад Истахри называет его Касир б. Раккак дядя Йа'куба б. ал-Лайса (стр. 246) и доверенный Салиха; 'Aufi, Ja-wami' al-hikayat wa lawami' ar-riwayat, facsimile of manuscript of chs. 11—25 of Part I, Tehran 1335/1956 (лл. 2906—291a); о нем см. также: Ваrthоld, Zur Geschichte der Saffariden, стр. 179.

566 В источниках параллельно встречается форма с «сад»: Дирхам 'б. Наср (Истахри, стр. 246); о возможной причине появления этого имени в форме Дирхам б. ал-Хусайн у Ибн ал-Асира (VII, стр. 43) и V Ибн Халликана (№ 838) см.. Бартольд, I, стр. 274, прим. 5.

Дирхам б. Наср. б. Салих, первоначально начальник отряда «борцов за веру», сражавшегося против систанских хариджитов, впоследствии сделался правителем Сbстана и управлял им в течение трех лет (244— 247/858-59—861-62), о нем см.: Ваrthоld, Zur Geschichte der Saffariden, стр. 180, 181; Бартольд, I, стр. 274, 275; Bosworth, Sistan, стр. 117 и прим. 4.

567 Название одних из 13 ворот рабада в Зарандже, у Истахри (стр. 240) ал-Кар, или ал-Кан; Ибн Хаукал (стр. 414): Баб Акач, см. также: Воswоrth, Sistan, стр. 114, прим. 5.

568 Ср. далее Сарбабак/Сарпапак. Чтение лакаба, однако, остается неясным, см. об этом также: Bosworth, Sistan, стр. 115, прим. 1. Как следует из текста, Сарбабак был предводителем 'аййаров.

569 Проф. Босворс (предположительно) отождествляет это лицо с упомянутым у 'Ауфи в третьем анекдоте Ибн Фаркадом, см. Bosworth, Sistan, стр. 113, прим. 1.

570 Паргин — сточная канава, которая подобно рву окружала город, см.: Диххуда, Лугат-наме, вып. «п» — «пулат», стр. 31.

571 Проф. Босворс читает Джурбандан (?), см.: Bosworth, Sistan, стр. 115.

572 Дар-и Мина — название одних из 13 ворот рабада в Зарандже, выходивших и сторону Фарса, см : Истахри, стр. 240.

573 В тексте: ***. Однако из предшествующего контекста ясно, что в виду имеется 'Аммар б. Йасир, см. также: ТС, стр. 197, прим. 4.

574 Дар-и Н.к.ран — одни из ворот рабада в Зарандже. У Истахри (стр. 240, 241), который приводит названия всех 13 ворот рабада, ворот под этим названием нет. Возможно, имеются в виду ворота Дар-и рузгаран, см.: Бахар, ТС, сгр. 198, прим. 2.

575 Название в источниках не засвидетельствовано. Повидимому, речь идет о селении вблизи Заранджа, ТС, стр. 198, прим. 4, ср. Мухаммад Систани, который предлагает читать данное название как Мину Халаф и делает попытку связать его с сегодняшним селением Мину (к востоку от Надали), см.: Мухаммад Систани, Джуграфийа-йи та'рихи-йи Зарандж,— «Агуапа», vol. XXV, стр. 15.

576 Хайсун/Хисун — название селения в 5 фарсахах севернее или северо-западнее Каркуйи; ср. также Балазури, Футух, стр. 393: Хисун, Ибн ал-Факих, стр. 208: Хисум; Ибн Руста, стр. 174 Хисаник (или Хисуник). Развалины этого селения в настоящее время известны как Тахт-и Шах, см. Тate, III, стр. 198.

577 В тексте: ин-ра — «этого». Употребление указательного местоимения ин в качестве заместителя одушевленного имени в текстах ранненовоперсидской прозы редко, но имеет место.

578 Проф. Босворс подчеркивает, что Йа'куб б. ал-Лайс, который уже тогда, по-видимому, держал в голове свою будущую экспансионистскую политику и потому боялся, что Салих не оставит базы, на которую он сможет опираться для ее осуществления, совершенно умышленно разжигал вражду между систанцами и теми, кто был из Буста, говоря, что систанцы ведут борьбу, а львиная доля добычи достается тем не менее бустцам, см.: Bosworth, Sistan, стр. 116, 117.

579 По-видимому, имеется в виду Нукат, ср. Йакут, I, стр. 761: Букан — название округа в Систане. Йакут отмечает при этом, что в «Та'рих-и Марв» Сам'ани это название засвидетельствовано с «нуном»: Нукан/Нукат (там же); см. также Barbier de Meynard, Dictionnaire, стр. 572, 573.

580 Кармати, по мнению Бахара, — название местности в окрестностях Буста (?), см.: ТС, стр. 199, прим. 3.

581 В других источниках дата присяги Дирхаму б. ан-Назру не приведена, см. Barthold, Zur Geschichte der Saffariden, стр. 178.

582 Проф. Босворс говорит о возможной идентификации Хафса б. Исма'ила с упомянутыми в анекдоте у 'Ауфи двумя командующими Хафсом и Исма'илом, см. Bosworth, Sistan, стр. 117, прим. 6.

583 Текст испорчен: Йа'куб бар нишаст ки бар байад нишаст ва "бирун аи, падшах-и Нимруз натаванист кард".

В таком виде переводу не поддается. Бахар предложил другое чтение: Йа'куб бар нишаст ва пайам дад Дирхам-pa ки бар байад нишаст ва бирун аи ки ба бимари падшахи-йи Нимруз натавани кард».

584 На полях на уровне этого слова помещены два арабских бейта, датированные 8 мухаррамом 864 г. (3 ноября 1459); см : ТС, стр. 200, прим. 3. Эта приписка послужила М. Бахару основанием для датировки рукописи, см.: ТС, стр. «дж».

585 Имеется в виду Хусрав I, сын Кавада, прозванный Ануширваном; бин здесь явно лишнее.

586 Прозвище, данное шаху Шапуру II (310—370) и букв, обозначающее «обладающий плечами».

587 Аш-Шадид — «суровый», «жестокий», прозвище Исфандийара.

588 По-видимому, имеется в виду Кай Уги (Уджи), Кайанид; ср. Justi, стр. 231, 232: Ogi, сын Kai Manus'a, отец Kai Lohrasp'a.

589 «Шах-наме», изд. Моля, VII, стр. 645: Кай Пишин (Кай Нишин), сын Кай Кубада.

590 Об этом имени см.: Justi, стр. 19; ср. также «Фарс-наме», стр. 14: Кай Абине. Во всех источниках определен как отец Кай Кубада.

591 Justi, стр. 191: Kai Manus, сын Kai Fasin'a; ср. также «Фарс-наме», стр. 14: Лухрасб б. Фунухи б. Кай Мануш б. Кай Фашин б. Кай Абйне б. Кай Кубад.

592 Justi, стр. 49; Abtin, или Atbfn, отец Фаридуна; ср. также «Шах-наме», изд. Моля, VII, стр. 506; «Фарс-наме», 11: Асфийан.

593 Wiwanha, в арабских источниках засвидетельствовано в форме Wijhan (Awanjhan) Biwanjhan см.: Justi, стр. 374.

594 В «Фарс-наме», 10: Ин.к.х.д. (***); в этой же форме это имя засвидетельствовано у Бируни (Асар ал-Бакийа); см. также: ТС, стр. 202, прим. 2.

595 Имеется в виду Миши, сын Кайумарса; см.: Justi, стр. 198.

596 О хариджитском элементе в армии Саффаридов см. статью проф. Босворса «The armies of the Saffarids», стр. 534—554.

597 Мухаммад б. Тахир правил Хорасаном с 248/862 по 259/873 г.

598 Сведений о нем в других источниках, насколько нам известно, нет.

599 Сообщения источников о навигации на р. Хильманд см.: Bosworth, Sistan, стр. 120, прим. 1.

600 Валиштан (у арабских географов также Балиш, или Балис) — район Сев. Белуджистана, лежащий к югу от Кветты; литературу о нем см.: Bosworth, Sistan, стр. 4, прим. 1; стр. 120 и прим. 2.

601 В начале этой фразы в тексте стоит слово***, возможно имя брата Зунбиля, прочитать которое не удалось; см. также: ТС, стр. 205, прим. 4; Bosworth, Sistan, стр. 120, прим. 3.

602 См. рассказ об этом на стр. 83, 84.

603 Нишак/Нишк — название округа в Систане, находившегося, согласно Йакуту (IV, стр. 860), между собственно Систаном и Бустом, см.: Le Strange, стр. 342, 343, Тate, IV, Index.

604 В тексте: ***, название селения, по-видимому, в округе Нишак в Систане.

605 «Та'рих-и Систан» — единственный источник, который сообщаетнам об одержанной Йа'кубом б. ал-Лайсом победе над 'Аммаром-хариджитом и об его казни; о нем см.: Ваrthоld, Zur Geschichte der Saffariden, стр. 182.

606 Кувайн (Гувайн) — небольшой, сильно укрепленный город в трех переходах на север от Заранджа, сохранил свое название до настоящего времени; в раннее средневековье — основной центр хариджитского движения; о нем см.: Бартольд, Обзор, стр. 48; Le Strange, стр. 341; Таte, II, стр. 122.

607 Имя человека, поднявшего знамя мятежа в Фарахе и Гувайне, опущено.

608 Бахар отождествляет это название с такинабадской крепостью Кухтиз, которая неоднократно упоминается в «Та'рих-и Байхаки» (например, стр. 1), см.: ТС, стр. 207, прим. 4. Возможно, однако, имеется в виду упомянутое у Ле Стренджа (стр. 344) Kuhich — название места вблизи от Рудбара; ср. также попытку идентифицировать данное название у 'Абд ал-Хайй Хабиби (стр. 28).

609 Устувар, о значении этого термина см : ТС, стр. 208, прим. 1.

610 Эта же дата (253 г. х.) приведена в версии Ибн ал-Азхара и 'Убайдаллаха б. Абу Тахира, см. Barthold, Zur Geschichte der Saffariden, стр. 186, прим. 4; ср. также «Ихйа ал-мулук», стр. 58.

611 Ибрахим б. Илйас б. Асад, по-видимому, сын Илйаса б. Асада Саманида, который был наместником Харата и прилегающих областей.

612 Текст испорчен (см.: ТС, стр. 209, прим. 4). Последнее слово в строке, по-видимому, следует читать 'иззати-хи «[в] его могущество». Значение хва установить не удалось.

613 В данном случае имеются в виду домусульманские иранцы.

614 Хусравани — название песни, исполнявшейся в царском присутствии, см.: К. А. Иностранцев, Сасанидские этюды, СПб., 1909, стр. 108, 109; В. А. Эберман, Персы среди арабских поэтов эпохи Омейядов, — ЗКВ, II, 1927, стр. 116; ср. Э. Браун (I, стр. 18), который считал Хусраванй именем певца. О мелодии хусравани см. также: «La musique traditionnelle de l'Iran par Mehdi Barkechli», Teheran, 1963, стр. 44, 54.

615 См. Болдырев, Из истории развития персидского литературного языка; Рэмпис исправляет эту строку следующим образом: be za6! Xatt e aver Louh, Ki Mulk е be dahed — «Ausgetilgt hat (?) auf der Tafel, die ein Reich nun gebe» (Rempis, Die aеltesten Dichtungen, стр. 225). Мы следуем переводу А. Н. Болдырева.

616 Латам, о значении этого слова см : Диххуда, Лугат-наме, вып. «л» — «лб», стр. 136.

617 В тексте: бе латам амад Зунбил у лати хвар паланг. В соответствии с размером эта строка должна быть исправлена следующим образом: Бе латам амаде Зунбил у лате хвар[д] паланг, см.: Rempis, Die aеltesten Dichtungen, стр. 225.

618 Латре засвидетельствовано в кабули в значении паре паре — «разорванный на куски», см.: «Афган Камус», III, стр. 222.

619 Указание на Коран, XL, 16: «Кому царство в тот день? Аллаху единому, могучему!»

620 Указание на Коран, II, 249 «Сколько небольших отрядов победило отряд многочисленный с дозволения Аллаха!»

621 Араб, бари «освобожденный [от чего-л.]»: аз у гашт бари — букв. «освободилась от него».

Рэмпис (Die aеltesten Dichtungen, стр. 225) понимает эту строку иначе: Aus Leben wollte 'Ammar dir und ward davon Asche: «Жизни 'Аммар предпочел тебя и оттого (ва-а-ан) стал прахом (бара)».

622 Немецкий перевод стихов см.: Rempis, Die aеltesten Dichtungen стр. 226.

623 Ср. перевод Рэмписа: Dem Zeitalter machte еr fuеr Iran zum Schulzraum («местом убежища»); (Die aеltesten Dichtungen, стр. 226).

624 В тексте: бидид; конъектура Бахара: надпд. Рэмпис допускает возможность другого чтения этой строки: баз фана шуд ки бишуд з-ин харам — «ушли в небытие те, кто покинул это место прибежища» (Die aеltesten Dichtungen, стр. 226).

625 В тексте: ***; конъектура Бахара: *** или ***.

Рэмпис: Kohbadan-am ki (ze) Ya'fcub gast — «Bergherr bin ich, der sich von Ya'icub (ab)wandte» (Die aеltesten Dichtungen, стр. 227, 228).

626 Абу Нувас ал-Хасан б. Хани ал-Хакани (747 — ок. 814) — известный поэт из окружения Харун ар-Рашида, сын персиянки; о нем см.: А. Кrеmer, Kulturgeschichte des Orients unter den Chalifen, Bd II, Wien, 1887, стр. 371; Б ер те лье, I, стр. 99, 100.

627 Бам — город в Кирмане, существующий под этим названием и поныне (расположен на дороге Кирман — Захидан, в 193 км от Кирмана) см.: Бартольд, Обзор, стр. 96; Le Strange, стр. 312; «Фарханг-и джуграфийаи», VIII, стр. 52, 53.

628 О нем см.: Табари, III, стр. 1698; Бартольд, I, стр. 275.

629 Табари (III, стр. 1698—1706) подробно описывает войну Йа'куба б. ал-Лайса в Кирмане и в Фарсе со слов очевидца; см. также: Ибн ал-Асир, VII, стр. 128—130.

630 У 'Ауфи борьба с Тауком б. Мугаллисом и 'Али б. ал-Хусайном отнесена примерно к 252/866 г.; см. об этом: Ваrthоld, Zur Geschichte der Saffanden, стр. 190, прим. 1.

631 Табари, Индекс: Мухаммад б. ал-Васик, Абу 'Абдаллах.

632 В тексте: ***. Бахар: ***; см.: ТС, стр. 215, прим. 1. Проф. Босворс, однако, считает, что слово это могло быть именем собственным Зунбйля. К-б.р. «Та'рих-и Систан» напоминает К-б.тир и Кб.к., приведенные в других источниках как имя правителя Забулистана, см.: Bosworth, Sistan, стр. 121 и прим. 1. Проф. Босворс при этом отсылает читателей к статье проф. Скарчи «Intorno a due nomi propri "Zabuli"»,— AIUON, п. s., XVI, 1966, стр. 283—285.

633 Проф. Босворс читает Chasab (?), см. Sistan, стр. 121. Назнание селения на пути между Рухадом и Кабулом, в источниках не встречается.

634 О халаджах см.: ТС, стр. 215, прим. 4; Bosworth, The Ghaznavids, стр. 35—36; С. Bosworth and G. Clausen, al-Xwarizmi on the people of Central Asia, — JRAS, 1965, стр 8, 9. Проф. Босворс отмечает, что упоминание в «Та'рих-и Систан» халаджей и особо тюрок подтверждает мнение, высказанное им в последней работе о нетюркском происхождении халаджей, см.: Bosworth, Sistan, стр. 121, прим. 2.

635 Проф. Босворс видит в нем тюркское имя Sebuk-eri — «Любимый, возлюбленный», см.: Bosworth, The armies of the Saffarids, стр. 545.

636 В тексте ошибочно указан 259/872 г.

637 Год здесь также указан ошибочно 257/871. Согласно Табари. III, стр. 1813, Мухтади был смещен с должности халифа и убит в раджабе 256/870 г. (ср. также Ибн ал-Асир, VII, стр. 1573); ср. ниже дату вступления на престол халифа Му'тамида.

638 Мухаммад б. Васил б. Ибрахим ат-Тамими, из жителей Фарса; в 256/870-71 г. выступил вместе с курдом Ахмадом б. ал-Лайсом против 'амиля Фарса Хариса б. Сима, убил его и завладел Фарсом. Во время похода Йа'куба в Фарс примкнул к нему, и Йа'куб назначил его наместником; о нем см.: Истахри, стр. 142, 143; Табари , III, стр. 1839, 1858 и др.; Ибн ал-Асир, VII, стр 166; EI, III. Ср. попытку проф. Босворса идентифицировать данное лицо с упоминавшимся ранее в связи с восстанием в Бусте Мухаммадрм б. Василем (наш перевод, стр. 223—227), см.: Bosworth, The armies of the Saffarids, стр. 551, прим. 7.

639 О прибытии посольства в Багдад в 257/870 г. см.: Табари, III, стр. 1841; Noеldeke, Jakub, der Kupferschmied, стр. 193; Вarthold, Zur Geschichte der Saffariden, стр. 187, прим. 1.

640 Табари (III, стр. 1841) и Ибн ал-Асир (VII, стр. 171) датируют вступление Йа'куба в Фарс 257/870 г. и упоминают события не сколько в иной последовательности: вступление в Фарс — прибытие посла от My'тамида с грамотой на управление Балхом и другими областями — поход Йа'куба в Балх и Кабул — дары My'тамиду — поход в Буст и пребывание там в течение года — возвращение в Систан.

641 Согласно Табари, III, стр. 1841, ответное посольство от халифа прибыло к Йа'кубу б. ал-Лайсу в ша'бане 257/871 г., см. об этом также: Ваrthоld, Zur Geschichte der Saffariden, стр. 187, прим. 2.

642 В тексте ошибочно: сын Йа'куба.

643 Об этимологии этого названия, предложенной проф. Скарчей (Nuy-Lam — «Новое поселение»), см.: Bosworth, Sistan, стр. 121, прим. 3.

644 Гардизи, стр. 112; Да'уд б. ал-'Аббас б. Хашим б. Баинджур; ср. также: Ибн ал-Асир, Указатель имен.

645 В источниках, следующих западной традиции, захват Йа'кубом Балха датируется 258/872 г. Гардизи (стр. 112) это событие относит к 256/870 г.; об этом см. также: Ваrthоld, Zur Geschichte der Saffariden, стр. 187, 188.

646 О причине, побудившей 'Абдаллаха б. Мухаммеда б. Салиха бежать от Йа'куба в Нишапур, мы узнаем от Гардизи (стр. 113): «У 'Абдаллаха б. Салиха Сакзй и двух его братьев... случилась схватка с Йа'кубом. 'Абдаллах ударил Йа'куба мечом и ранил. По этой причине все три брата ушли из Систана и пришли в Нишапур искать убежище у Мухаммеда б. Тахира...»; см. также: ТС, стр. 219, прим. 1. «Та'рих-и Систан», как и большая часть других источников, упоминает только 'Абдаллаха; об этом см. также: Ваrthо1d, Zur Geschichte der Saffariden, стр. 189, прим. 5.

647 У Гардизи (стр. 113) — 'Абд ар-Рахман-хариджит: «В 257/870-71 г. Йа'куб ушел в Харат. В Карухе он осадил (хисар кард) 'Абд ар-Рахмана-хариджита. 'Абд ар-Рахман, будучи побежден при осаде, пришел [к Йа'кубу] с просьбой об убежище»; ср. также у Табари, III, стр. 1882, известие о голове хариджитского «халифа», которого он называет 'Абд. ар-Рахман; о восстании 'Абд ар-Рахима см. также: Bosworth, The armies of the Saffarids, стр. 543.

648 Kapyx — город в Гератской провинции, расположенный на расстоянии одного перехода к сев.-вост. от Харата, см.: Le Strange, стр. 410.

649 Т. е. горный район Гура в Центральном Афганистане, см.: Воsworth, The armies of the Saffarids, стр. 543.

650 О значении термина шурат букв, «продающие (свои души господу] за обещанный им рай» см. Bosworth, The armies of the Saffarids, стр. 544, прим. 40.

651 Ибн ал-Асир (VII, стр. 180) говорит о вступлении Йа'куба в Нишапур в шаввале 259/873 г.

652 Гардизи (стр. 113) рассказывает, что «после того как 'Абдаллах б. Салих вместе со своими братьями бежал в Нишапур к Мухаммаду б. Тахиру, Йа'куб написал письмо и потребовал их выдачи. Мухаммад б. Тахир сделать это отказался. Тогда Йа'куб пришел за ними в Хорасан и отправил гонца к Мухаммаду б. Тахиру. Гонец, прибыв туда, просил принять его. Хаджиб Мухаммеда отвечал на это: "Приема нет, эмир почивает". Гонец возразил: "Пришел тот, кто разбудит его". (С этими словами] он удалился, Йа'куб направился в Нишапур», см. также: ТС, стр. 219, прим. 1.

653 Ср. Гардизи, стр. 112: «'Абдаллах Сакзи с братьями ушел в Гурган».

654 Ср. Гардизи, стр. 118: «Когда Йа'куб подошел к Фархадану в трех переходах от Нишапура, сарханги и двоюродные братья Мухаммеда все пришли к Йа'кубу и приветствовали его».

655 Табари (III, стр. 1881): 'Азиз б. ас-Сари.

656 Рассказ «Та'рих-и Систан» о Мухаммаде б. Тахире расходится с аналогичным сообщением у Табари, Ибн ал-Асира и др. авторов, согласно которым после поражения Йа'куба при Дайр ал-'Акуле Мухаммад б. Тахир, находившийся в войске Йа'куба, бежал в Багдад и был ласково принят халифом (Табари, III, стр. 1894). Этой же версии придерживается Саллами, см.: Ибн Халликан, № 838.

Близкую параллель к рассказу «Та'рих-и Систан» имеет лишь сообщение Йа'куби (стр. 308): «Затем в шаввале 259/873 г., Йа'куб б. Лайс ас-Саффар выступил в Нишапур, полонил Мухаммеда б. Тахира и надел на него и членов его семьи кандалы. Имущество и все, что было у них в доме, конфисковал, а их самих закованными в кандалы отослал в Кирманскую крепость, которая называется крепость Бам. И они в том положении оставались, пока Саффар не умер».

657 Близкий к этому рассказ Гардизи (стр. 113) хорошо известен в литературе, см., например: Бартольд, I, стр. 276; Noеldeke, Jakub, der Kupferschmied, стр. 194, 195.

658 Пробел в одну строку, смысл, однако, не нарушен, см.: ТС, стр. 222, прим. 2.

659 Хасан б. Зайд ал-'Алави, зейдитский имам и правитель государства Алидов (864—884) в Прикаспии (Табаристан, Дайлам, Гилян), которое безуспешно пытался покорить Йа'куб б. ал-Лайс; о нем см.: Табари, Индекс; Петрушевский, Ислам в Иране, стр. 249.

660 Табари, III, стр. 1883, и Ибн ал-Асир, VII, стр. 184, датируют это событие 260/874-75 г.

661 Сари, Сарийе — столица Табаристана.

662 Ибн ал-Асир, VII, стр. 184: «Ушел в Дайлам».

663 В тексте: «'Азиз б. 'Абдаллах увидел марзбана».

664 Рассказ Табари (под 260 г.) несколько отличается: «'Абдаллах Сакзи попал из Табаристана в Рей и просил убежища у местного 'амиля Силаби. [Тогда] Йа'куб двинул (войска] в Рей, а Силаби написал: "Пришли мне 'Абдаллаха, не то я буду воевать с тобой". И 'амил Рея отослал 'Абдаллаха к Йа'кубу» (III, стр. 1885, 1886). Аналогичный Табари рассказ приводит Гардизи (стр. 113): «'Абдаллах и его братья ушли в Рей к Зилали. Йа'куб написал к Зилали, чтобы тот выдал их Йа'кубу, в противном случае он поступит с [Зилали] точно таким же образом, как с Мухаммедом и Хасаном. Жители Рея перепугались, и Зилали отослал обоих братьев к Йа'кубу. Йа'куб привез их в Нишапур и в Шадйахе распял их на стене [дома]».

665 Салукан, об этом термине см.: ТС, стр. 224, прим. 3; Bosworth, The armies of the Saffarids, стр. 557, прим. 14.

666 У Табари (III, стр. 2039): Бану Шуркаб. Табари сообщает, что их было три брата: Ибрахим, Абу Хафс Йа'мар и Абу Талха Мансур. Старшим был Ибрахим (там же).

667 Ахмад б. 'Абдаллах ал-Худжистани (ум. 268/881-82) из Худжистаиа (провинция Бадгис), сподвижник Мухаммада б. Тахира. Когда Йа'куб стал наместником Нишапура, Худжистани примкнул к нему. У Низами 'Арузи есть рассказ о том, как Худжистани из простого погонщика ослов стал эмиром Хорасана: о нем см.: Ибн ал-Асир, VII, стр. 204; «Чахар магале», стр. 42.

668 Известие о пребывании Мухаммада б. Тахира в войске Йа'куба во время его похода в 261/873 г. в Фарс расходится с тем, что было сообщено ранее, см. стр. 220 перевода, а также прим. 656; ТС, стр. 225, прим. 5.

669 Байза — небольшой город в Фарсе в 8 фарсахах от Шираза, см.: «Фарс-наме», стр. 128, 129; Йакут, IV, стр. 778; Barbyer de Meynard, Dictionnaire, стр. 127.

670 В тексте — ***, конъектура Бахара: Рамм Бизанджан, город в Фарсе, в 14 фарсахах от Шираза, ТС, стр. 227, прим. 4. О нем см.: Истахри, стр. 98, 114; Barbier de Meynard, Dictionnaire, стр. 263, 264.

671 В тексте: Рам Х.р.м.; по-видимому, имеется в виду упоминавшийся ранее г. Рам Хурмуз, ТС, стр. 228, прим. 1; ср. Табари, III, стр. 1908.

672 'Абдаллах б. ал-Васик, Абу-л-Касим, брат халифа Мухтади; согласно Табари (III, стр. 1887), 'Абдаллах б. ал-Васик умер в 2/51/874-75 г.

673 Согласно Табари (III, стр. 1889), Наср I б. Ахмад получил от халифа Му'тамида диплом на управление Мавераннахром в 261/875 г.; см. также: Лэн-Пуль, стр. 108; Бартольд, I, стр. 226.

674 Наса, также Наса ал-Байза, см. прим. 669.

675 Сираф — в X в. большой порт на берегу Персидского залива в провинции Фарс. Развалины его находятся около соврем, порта Бандар-и Тахири, см.: Le Strange, стр. 290.

676 Ср. Табари (III, стр. 1912): «В этом (263) году 'Азиз б. ас-Сари, из сподвижников Йа'куба, взял в плен Мухаммада б. Василя».

677 Табари (III, стр. 1889) приводит название этой крепости — Хуррама — и пишет: «Он послал в Хуррама, в крепость Ибн Василя и взял все, что в ней было, в том числе 4 миллиона дирхемов...» Истахри (стр. 117) называет крепость Са'идабад, см. также: ТС, стр. 230, прим. 1.

678 В тексте Б.р.сах. По-видимому, имеется в виду Бу Садж Дйвдад б. Дйвдаст (ум. в 266/879) —наместник халифа в Ахвазе и друг Йа'куба б. ал-Лайса,— ТС, стр. 230, прим. 2; о нем см.: Ибн Халликан, № 838; Ибн ал-Асир, VII, стр. 100 и сл.; М. Defremery, Mcmoire sur la famille des Sadjides,— JA, IX, 1847, стр. 409—445.

679 В тексте год указан ошибочно: 274/887-88.

680 В источниках о приходе этих лиц к Йа'кубу ничего не говорится. Табари при описании сражения в Дайр ал-'Акуле упоминает только о прибытии Ахмада Дайранй, одного из багдадских военачальников (III, стр. 1894, 1895), ТС, стр. 230, прим. 4.

681 В источниках нет упоминания о письме Муваффака Йа'кубу. Однако намеки на то, что такая переписка должна была быть между ними и что сражение в Дайр ал-'Акуле было для Йа'куба неожиданным, в источниках проскальзывают (ср, например, у Ибн Халликана, № 838), ТС, стр. 231, прим. 3.

682 Согласно Табари (III, стр. 1893), сражение при Дайр ал-'Акуле состоялось в воскресенье, две ночи прошли от месяца раджаба 262/876 г; у Ибн Халликана (№ 838): в воскресенье, семь дней прошло от месяца раджаб 262/876 г.; ср. также Ибн ал-Асир, VII, стр. 200, 201; ТС, стр. 232, прим. 1.

683 Ср. аналогичное известие у Гардизи (стр. 115): «Муваффак приказал, чтобы Тигр повернули в сторону [войска] Йа'куба, и большая часть его войска погибла, а сам он бежал».

684 По Гардизи (стр. 115), Йа'куб б. ал-Лайс умер в субботу 14 шавваля 265/879 г., ср. также в «Ихйа ал-мулук», стр. 58; Бартольд, I, стр. 277; Табари, III, стр. 1908—1914, и Ибн ал-Асир, VII, стр. 200, 213, сообщают о сражениях Йа'куба в Ахвазе и Фарсе, пленении Мухаммеда б. Василя, имевших место в промежуток между сражением при Дайр ал-'Акуле в 262/876 г. и кончиной Йа'куба в 265/879 г.; см.: ТС, стр. 233, прим. 1.

685 Согласно автору «Ихйа ал-мулук» (стр. 58), Йа'куб б. ал-Лайс правил 11 лет.

686 Шахин б. Раушан, уроженец Бату (Систан), см. о нем прим. 785.

687 По-видимому, перевод арабского ал-Джибал, название горной области к северу от Хузистана, ТС, стр. 234, прим. 5; о Джибале см.: Бартольд, Обзор, стр. 125; Le Strange, стр. 185—231.

688 Табари, III, стр. 1927: ал-Асбаг.

689 В тексте: 'Абдаллах б. 'Абдаллах б. Тахир. Назначением 'Убайдаллаха б. 'Абдаллаха б. Тахира своим представителем в Багдаде 'Амр пытался помириться с Тахиридами; об этом см.: Бартольд, I, стр. 277, 278.

690 Согласно Табари (III, стр. 1938), 'Амр б. ал-Лайс назначил в 266/879 г. своим наместником в Мекке и Медине сына Абу Саджа Мухаммада. В связи с событиями 295/908 г. Табари называет некоего 'Аджа б. ал-Хаджа (Ибн ал-Асир — Н.дж.х. б.Джах). Повидимому, это одно и то же лицо; см.: Табари, III, стр. 2281; Ибн ал-Асир, VIII, стр. 9; см. также: ТС, стр. 235, прим. 3.

691 Дата смерти халифа Му'тамида, приведенная у Табари (III, стр. 2133) и принятая всеми исследователями: понедельник, 11 ночей оставалось до конца месяца раджаб 279/890 года. Источник «Та'рих-и Систан» в данном случае неизвестен.

692 В тексте — Нахим. По-видимому, речь идет о вожде негров-повстанцев 'Али б. Мухаммеде б. Мухаммаде б. 'Абд ар-Рахиме, который был известен под прозвищем Сахиб аз-Зиндж и который в 255/869 г. поднял мятеж в Хузистане и Басре совместно с войском негров. Они захватили Басру и весь Хузистан. Сахиб аз-Зиндж властвовал там «в течение 14 лет, 4 месяцев и 6 дней». Разбитый войсками Муваффака, Сахиб аз-Зиндж был захвачен в плен и казнен в 270/883 г.; о нем см.: Табари, III, стр. 1742 и сл.; Ибн ал-Асир, VII, стр. 139—279; «Сиасет-наме», перев. Заходера, стр. 220, 346, прим. 433, 435; Н. Holm, Die Traditionen fiber den Aufstand Ali ibn Muhammads, der «Herrn der Zang», Bonn, 1967; A. Papоvie, Quelques renseignement inedits concernanl «Le Maftre des Zang» Ali b. Muhammad, — «Arabica», 1965, juin, t. 12, fasc. 2, стр. 175—187. Термин наджим употреблен здесь в значении «мятежник» (в этом значении он представлен также в тексте «Та'рих-и Байхаки», изд. Гани и Файйаза, стр. 522).

693 Мустахисс букв, «лицо, заставляющее сделать что-нибудь быстро», см. значение 10-й породы от этого корня в словаре Лейна (II, стр. 512).

694 Абу-с-Садж, уволенный 'Амром с должности начальника шурты в Багдаде, скончался в 266/879-80 г. в Джундай Шапуре, см. Ибн ал-Асир, VII, стр. 231.

695 Ибн Фундук упоминает его сына эмира Абу-л- 'Аббаса Исма'ила б. 'Абдаллаха б. Мухаммеда б. Микаля.

О старинном и могущественном роде МикАли в Нишапуре и Байхаке см.: «Та'рих-и Байхак», стр. 117.

696 О нем см.: Табари, III, стр. 2131, 2148.

697 Как следует из текста «Та'рих-и Систан», Мухаммад б. Зайдуйа был наместником Йа'куба б. ал-Лайса в Кухистане. Будучи смещен в 262/875 г. со своего поста, он вначале идет в Кирман, затем к Мухаммеду б. Василю в Фарс и поднимает мятеж против Йа'куба. После смерти Йа'куба он примкнул к 'Амру б. ал-Лайсу; о нем см.: ТС, стр. 226, 228; ср. также Табари, III, стр. 1891.

698 Дерам б. Сайф, согласно Гардизи (изд. Нафиси, стр. 116), правитель крепости *** (в соответствии с Ибн ал-Асиром, VII, стр. 107) или *** (изд. Хабиби, стр. 142 и прим. 6).

699 Табари, III, стр. 1670 и Ибн ал-Асир, VII, стр. 126: Ахмад б. Тулун, представитель тюркской военной знати.

700 Хилал мн. ч. от халал «брешь», «трещина».

701 Худжистани, согласно Ибн ал-Асиру (VII, стр. 210, 256), был убит его же гулямами Рамджуром и Кутлугом в шаввале 268/882 г

702 Видимо, вместо «до Систана», ибо Мухаммад б. 'Амр был наместником отца в Систане, а не в Гургане, см.: ТС, стр. 239, прим. 3.

703 Имеется в виду Рафи' б. Харсама — арабский военачальник. Был вначале правителем Нишапура, а затем с 275/888 г.— правителем Рея. В союзе с Исма'илом б. Ахмадом вел борьбу против 'Амра б. ал-Лайса. Убит в Гургане в 284/897 г.; о нем см.: Табари, III, стр. 2089, 2135, 2141, 2151; Йакут, III, стр. 895; Zambaur, стр. 44; Schwarz, VI, стр. 749, 759; Бартольд, I, стр. 278. По мнению издателя текста Бахара, здесь, видимо, имеет место пропуск, ибо хотя имя Рафи' упоминается впервые, тем не менее пояснения никакого не дано, см.: ТС. стр. 239. прим. 4.

704 Здесь, по-видимому, какая-то ошибка. Ибн ал-Асир (VII, стр. 257) говорит, что, когда Рафи' осадил Нишапур, находившийся там Абу Талха ушел в Марв, назначив Мухаммада б. Мухтади наместником Харата. Этот же факт подтверждается им ниже в другой раз и сообщается, что Рафи' убил Мухаммада б. Мухтади, наместника Абу Талхи б. Шуркаба в Харате.

705 В тексте — Рум, по-видимому, вместо Рамм, или Замм, ибо несомненно речь идет в данном случае о горном районе Фарса, населенном курдами. Ср. упоминавшийся ранее Рамм Бйзанджан (прим. 670; ТС, стр. 240, прим. 4). О нем см.: Истахри, стр. 109, 132; 136; Ибн Хурдадбих, стр. 33, 36; Йакут, II, стр. 821, Le Strange, стр. 266, Schwarz, II, стр. 109.

706 Ибн ал-Асир, VII, стр. 203, 204; Ахмад б. Лайсавийа (ср. Табари, III, стр. 1839). Истахри (стр. 98, 114, 145) упоминает Ахмада б. ал-Лайса как лицо, которому принадлежал Рамм Лвалиджан (Фарс).

707 У Табари, III, стр. 2024: Ка'ид, ср также Ибн ал-Асир, VII, стр. 259.

708 Ср. Табари, III, стр. 1908 и сл.: Мухаммад б. 'Убайдаллах б. Азармард ал-Курди; Ибн ал-Асир, VII, стр. 203 и 259: Мухаммад б. 'Убайдаллах Хазармард ал-Курди.

Табари и Ибн ал-Асир приводят это событие под 268 годом хиджры.

709 Ибн ал-Асир, VII, стр. 257: Махди б. Мухсин, которого Рафи' назначил 'амилем в Харат в 268/881 г.