Та'рих-и Систан. Часть.8.

Библиотека сайта  XIII век

Ввиду большого объема комментариев их можно посмотреть здесь
(открываются в новом окне)

ИСТОРИЯ СИСТАНА

ТА'РИХ-И СИСТАН

Восшествие на престол Джа'фара ал-Муктадира би-ллаха в двести девяносто шестом (908) году 804

В месяце зу-л-хиджжа, в двести девяносто пятом (908) году 805 в Багдаде (Мадинат ас-салам) скончался Абу Мухаммад ал-Муктафи би-ллах.

[На престол вступил Муктадир], брат Муктафи би-ллаха. Муктадир отправил Тахиру б. Мухаммаду б. 'Амру б. ал-Лайсу договор на управление теми же самыми округами. Тахир одарил подателя халатом и отправил [с ним] Муктадиру (В тексте ошибочно: ал-Муктади, см.: ТС, стр. 282, прим. 1) большую сумму денег, /282/ а сам остался в Бусте.

Тахир получил известие о том, что в Них пришел Лайс [б.] 'Али и сразу выступил в Систан, вместе с 'Али б. ал-Хасаном ад-Дирхами, Ахмадом б. Сами и другими сархангами. И он все скакал, пока не спешился в Кукахе 806. С Лайсом б. 'Али было около ста пятидесяти мужей, а он делал вид, будто с ним огромное войско. Между ними завязалась переписка. Лайс показывал, будто он собирается прийти к нему на службу, а тайно посылал его сархангам деньги. Тахиру ничего не было известно, как [вдруг Лайс] ушел из Ниха и спешился в Систане в понедельник, восемь дней оставалось до [конца] месяца сафар года двести девяносто шестого (908). [270]

Приход Лайса [б.] 'Али в Систан и [его] вступление в шахристан

Неожиданно [Лайс] появился на площади [перед] дворцом Йа'куба. Йа'куб был во дворце. Люди Йа'куба Лайса во дворец не впустили. С крыши конюшни в Лайса бросили камень и разбили ему голову. Лайс, [чья] голова [была] разбита, повернул назад и поднялся через вновь выстроенные ворота шахристана к воротам Парс. [Затем] он уехал к пятничной мечети, там спешился и распорядился закрыть ворота шахристана. Он [сам] и [его] соратники были страшно измучены, усталы и слабы, ибо пришли из Ниха еще ночью! 807 Жители шахристана помогли ему и встали на его сторону.

Тахир, узнав, подоспел следом за ним и окружил шахристан. Своего брата, Йа'куба, он послал к воротам Та'ам, а Ахмада б. Сами — к воротам Фарс. К воротам Каркуйа — Мазина б. Мухаммада и к воротам Нишк /283/ — 'Али б. ал-Хасана ад-Дирхами. У всех ворот на насыпи вырыли ров, а по краям рва поставили забор. 'Али б. Лайс установил на крепостной стене стенобитные орудия и привел их в действие. Тахир написал Субкари письмо [с просьбой]: «Пришли-де мне помощь». Субкари отправил [к нему] 'Абдаллаха б. Мухаммада ал-Катталя 808 и Фурджу б. ал-Хасана. И они пришли в Систан с войском и начали войну.

Тахир только на одного себя ежедневно расходовал пять тысяч дирхемов помимо того, что должен был распределить между воинами, стоявшими у ворот шахристана. Дирхемы и динары чеканил он из посуды, которая хранилась в казне. Субкари послал ему немного денег, из других мест дохода не было. Тогда народ стал на сторону Лайса, ибо у него было много дирхемов, динаров и драгоценных камней и он раздавал [их] людям. Жители рабада примкнули к жителям шахристана. Воистину с Тахиром не осталось никого ни из войска, ни из крестьян, кто бы не подчинился Лайсу [б.] 'Али (Бар Лайс-и 'Али руй нагирифт). [271]

Исключением [были] Мухаммад б. Халаф б. ал-Лайс и Ахмад б. Сами.

События эти стали известны Тахиру. Он держал совет с 'Али б. ал-Хасаном ад-Дирхами: «Давай заключим мир с Лайсом б. 'Али на условии, что мы разрешим ему удалиться в Буст и отдадим ему сбор налогов с Буста и Рухада». Каттали и 'Али б. ал-Хасан ад-Дирхами добились согласия Лайса б. 'Али в сем деле и представляли Тахиру дело Лайса великим. [Тахир] был доволен.

Каттал, узнав, удалился ночью вместе с сархангами. Тахиру о том ничего не было известно. На следующий день Тахир остался с малочисленным войском. Призвал к себе 'Али б. ал-Хасана ад-Дирхами и отправил его к Лайсу б. 'Али согласно договоренности, и Лайс принял [их предложение].

На следующий день рвы сровняли. В пятницу шестого джумада II года двести девяносто шестого (909) открылись ворота шахристана. Тогда Тахир отдал приказ, чтобы все сарханги пошли на поклон к Лайсу б. 'Али. Лайс же никому из шахристана и войска не разрешил идти к Тахиру.

Му'аддал б. 'Али ушел из Систана тайно, чтобы собрать войско и мужей. Тахир посылал его на поиски Фазля б. 'Амбара. И тот взял его в плен и привез [к Тахиру], и [Тахир] держал его [у себя]. В тот день, [когда] они заключили мир /284/ и открыли ворота шахристана, [Тахир] отпустил его, дал [ему] халат, посадил на коня и отправил к брату, пока все не собрались в шахристане. Тахир слал хаджибов, дабы они (То есть Лайс б. 'Али и его люди, см.: ТС, стр. 284, прим 2) ехали в Буст, как наказывал ему 'Али б. ал-Хасан. Лайс же приводил отговорки: «Мы, дескать, не.[можем] полагать себя в безопасности, ежели выедем отсюда». Тогда Тахиру стало ясно, что народ и большая часть войска с ним заодно. И он принял правильное решение уйти из Систана и забрать свою семью и имущество. Брат Йа'куб уговаривал [его]: «[Делать] этого не следует».

Когда настала среда, одиннадцать дней осталось до [272] [конца] джумада II года двести девяносто шестого (909), Йа'куб посадил 'Али б. ал-Хасана ад-Дирхами и грубо обошелся с ним. Более того, он вознамерился сразиться с Лайсом б. 'Али. Однако Тахир и Йа'куб оба потерпели поражение. Они вышли из города в направлении ворот Та'ам, сожгли там базар ... и удалились в Каркую. Оттуда ушли в Них с тем, чтобы [дальше] идти к Субкари.

Одновременный уход из Систана Тахира и Йа'куба, сыновей Мухаммада [б.] 'Амра [б.] Лайса

Когда они ушли, из шахристана вышел Лайс и разграбил их дома. Вместе с ним [была] чернь. В тот день ему дали имя «Львиная шуба» (Шир луббаде), ибо на нем был красного цвета войлок. Войско и сарханги Тахира все пришли к Лайсу. Их предводителем был 'Али [б.] Хасан Дирхами. Дела в Систане закрепились за Лайсом. Он захватил казну Тахира и приказал [платить] содержание его гарему. Входить в гарем никому не дозволял, сам же поселился во дворце Йа'куба в четверг, за два дня до [конца] джумада II года двести девяносто шестого (909).

Вступление на правление Лайса [б.] 'Али, которого прозвали «Львиная шуба»

/285/ В пятницу на его имя в Систане, в Фарахе, Кише и в Бусте... 809 прочли хутбу. В Бусте хутбу на его имя читал Мухаммад б. Зухайр [б.] Шихмард — 'амил Тахира.

Фурджа б. ал-Хасан, вернувшись от Тахира с большими деньгами и драгоценностями, написал письмо и отправил его с быстроходным верблюдом к Тахиру. В письме он несколько раз заклинал [Тахира] именем Аллаха «Не ходи к Субкари и не доверяй ему. Он не хранит тебе верность, стакнулся с [273] повелителем верующих и поручился в том, что свяжет тебя и отошлет к нему». Сам [Фурджа] ушел в Рухад. Вернулся Ахмад б. Сами (В тексте: Саман, ср., однако, ранее) и ушел в Замин Давар. Впоследствии Тахир и [Йа'куб] убедились в истинности написаннного [Фурджой] и приняли меры, чтобы сразиться с Субкари. Вместе с ними [была] часть сархангов. Тахир ушел на войну с Субкари 810.

Лайс б. 'Али собрал здесь, в Систане, налоги и всюду стал рассылать [своих] 'амилей. Субкари, проведав [об этом], выслал войско. В субботу, одиннадцатого рамазана года двести девяносто шестого (909) войска сошлись. Субкари еще до этого тайно отправил к сархангам Тахир а много денег и письма, [в которых] он писал, что «они (То есть Йа'куб и Тахир), дескать, дети моего господина, и нет никого достойнее меня служить им. Однако царствовать им не придется, они и не помышляют о том и пустили на ветер все состояние, собранное Йа'кубом и 'Амром. Теперь им и нам надо приложить все старания (Текст испорчен: ***, Бахар конец фразы предложил читать: ***, см.: ТС, стр. 285, прим. 3), не то ни нам не уцелеть, ни им. И вы видите, что они оставили на какого-то своего слугу Систан, свои дома, семьи и детей, а сами удалились. У кого из них сейчас есть величие? Я нахожу справедливым, чтобы /286/ мы посадили их в каком-нибудь месте, положили бы [им] на шею меч (Шамшир бе гардан нихам) и держали [их] в узде (Нан-и хвиш ва ан-и ишан бе даст хами дарим — «держали бы в руках их и свой хлеб»), дабы не испытывать больше унижения за те глупости, которые они творят. К тому же, если кто возьмет их силой и обидит, вся вина падет на нас». Войско, увидев их бессилие и получив динары за присягу (Динар-и би'йати), молчало. Их заковали в кандалы, и Субкари отослал обоих в Багдад.

Известие [об этом] дошло до Систана. Весь народ — и [274]

знать, и простой люд — погрузился в печаль, [все] жалели [их]. Лайс [б.] 'Али также много плакал, говоря: «С судьбой ничего не сделаешь. Всевышний ведает, что я в этом не повинен. Мне не оказали доверия. Я предлагал свою [помощь], но [ее] не приняли». Тогда Мухаммад [б.] Васиф Саджзи сложил эти бейты 811:

Была страна беспредельная,
Во главе ее стоял 'Амр.
Она [простиралась] от пределов Индии до пределов Китая и Туркестана,
От пределов Занга до пределов Византии и Гаса 812.
Голова стала хвостом, исчезло (
В тексте: ***, конъектура Бахара: ***, см.: ТС, сгр. 286, прим. 3) государство!..
Монеты из золота от бед твоих превратились в медь.
Как жаль, миновала счастливая пора Йа'куба!
Сзади осталось мучение... (
Далее в тексте непонятное нам бар хавас. Рэмпис переводит как. «Sinnen (Kitzel?)»)
Ушел 'Амр... 813 (В тексте: 'Амр-и 'умар (?)),
Осталась от него поколениям и внукам вера лисы 814.
О печаль, ты пришла, а радость ушла —
От этого мое сердце постоянно пребывает в тревоге.
/287/ Все, что мы сделали, [плоды этого] непременно увидим,
Бесполезно хорониться от судьбы:
Тогда все люди превратились [бы] в обезьян,
И наоборот, все обезьяны стали [бы] людьми.
[Если] вращать небесный свод, как мельницу 815,
[То] разотрет он эту основу.
Государство не водит дружбу с шуткой,
[Так же как] свет не берется из тьмы.
Надобны старания и серьезность Йа'куба,
Дабы из Джидды (?) вышел Ийас
816.

И вот когда известие [об аресте Тахира и Йа'куба] дошло До Забулистана, там вспыхнула смута. [Восставшие] говорили: «Мы-де [верны] клятве, [данной] Тахиру, и не подчинимся его противникам».

Лайс б. 'Али направил туда своего брата Му'аддаля, [275] дабы разыскал он Талиба, брата Субкари. Тот прибег к хитрости и схватил Талиба, связал его и отослал к Лайсу в Систан. [Сам же] оттуда пришел в Газну, убил С.хджака и забрал его ценности. Собралось войско С. хджака (?), однако Му'аддаля в Газне не нашли. Когда известие пришло к Лайсу б. 'Али, он послал туда 'Али б. ал-Хасана, Фурджу б. ал-Хасана и Ахмада б. Сами (В тексте: Саман, ср. ранее Сами) с многочисленным воинственным войском. Они ушли и уладили дело миром.

В месяце раби' I, [в] году двести девяносто седьмом (909) в Систан вернулись My'аддал и 'Али б. ал-Хасан ад-Дирхами. Налоги из Буста, Рухада и Кабула стали поступать (Малха... гушаде гашт бар Лайс-и 'Али) к Лайсу б. 'Али. Лайс платил [из них] жалованье [войску] и делал подношения. У него собралось войско, и он явил мятеж [против] Субкари и приказал возгласить с минбаров о зло деяниях и вероломстве Субкари в отношении принцев. «Вой на с Субкари неизбежна», — доказывал он знати и простому народу. У Субкари к тому же находился сын Лайса, и [Лайс] хотел его вызволить. И вот, собрав войско, он выступил в Парс.

Поход «Львиной шубы» в Фарс на войну с Субкари

/288/ В среду, в середине месяца джумада II года двести девяносто седьмого (909) [Лайс] с семью тысячами конных воинов ушел [в Фарс]. Своим заместителем в Систане он оставил своего брата, Мухаммада б. 'Али. Когда он прибыл в Бам, к нему примкнуло войско 'Абдаллаха б. Мухаммада Катталя. Сам 'Абдаллах б. Мухаммад бежал к Субкари — он был правителем Бама от его имени. Лайс б. 'Али был в Баме одиннадцать дней. Оттуда он ушел в Ханнаб 817. [Тогда] Субкари перенес [свой] стан в Ринда 818. И Лайс из Ханнаба выступил в Ринда. Оба [войска] сошлись. В субботу, седьмого ша'бана и в понедельник они сразились. Сражение было [276] ожесточенным. Субкари отступил. Лайс б. 'Али ушел в Истахр в воскресенье, тринадцатого рамазана. Там, в крепости Мухаммада б. Василя, был заключен сын Лайса. Кутвал 819 прислал сына к Лайсу, и Лайс ушел оттуда в Шираз, за пять дней до конца рамазана. [Затем] он снарядил войско к мельнице Мухаммада б. ал-Лайса, учредил диван, собрал харадж и [другие] налоги, а брата своего, Му'аддаля, послал в Наубандджан. В то время везиром Муктадира был 'Али б. Мухаммад 820 ал-Фурат. Лайс писал к везиру: «Я, дескать, пришел не с целью захватить область, а для того, чтобы разыскать Субкари». Везир отвечал на его письмо: «Субкари — ваш раб. Однако не следует разорять страну султана, ежели ты разыскиваешь своего раба». В субботу, шестого шавваля Лайс ушел из Шираза и оставил там [своим] наместником Мухаммада [б.] Зухайра. Он ушел в Бурджан в четверг, пять дней осталось до [конца] месяца шаввал. Там находился с огромным войском Муктадира Мунис-хадим 821. Субкари примкнул к нему.

Бадр-младший был в Сипахане. И ему [в Сипахан] пришло от Муктадира письмо: «Ступай в Шираз».

Известие [об этом] дошло до Лайса б. 'Али. И он прислал: в Шираз Ахмада б. Сами (В тексте: Саман) на помощь Мухаммаду б. Зухай-ру. Между Лайсом и Мунисом завязалась переписка. В Истахр пришел Бадр. Мухаммад б. Зухайр вышел на войну с ним, /289/ и они сразились. Мухаммад б. Зухайр бежал, одни день остался до конца месяца зу-л-ка'да. Вот и все.

Затем 'Абдаллах б. Ибрахим ал-Мисма'и установил между Лайсом [б.] 'Али и Мунисом мир 822 на том условии, что Лайс вернется в Фарс 823. Субкари [это] не понравилось. Он говорил: «Я проведу сражение сам и помощи у вас просить, не стану». Мир был нарушен.

Лайс, прослышав о Мухаммаде б. Зухайре, свернул по узкой и неровной дороге в горы. Войско его терпело на том пути многочисленные трудности. Следом за ними шел 'Абдаллах б. Мухаммад ал-Каттал с малочисленным войском, но с [277] большим [числом] труб и барабанов. Соратники Лайса б. 'Али при звуках барабанов и труб разбегались, думая: «Должно быть, войско огромно!» Прямой дорогой пришел Мунис. Впереди него Субкари. И вот в воскресенье, первого мухаррама двести девяносто восьмого (910) года оба войска сошлись и отчаянно сразились. С обеих сторон пало множество мужей. Воины Лайса б. 'Али бежали. [Лайс] не бежал и продолжал сражаться. Убил многих единоборцев, пока не остался безоружным. [Тогда] он попал в плен. Его взял 'Али б. Хамавайх. Он [же] взял [в плен] нескольких сархангов из его войска. Ценности его и обоз разграбили.

Му'аддал, брат [Лайса], с отрядом войска попал в Нишапур, а Ахмад б. Сами (В тексте: Саман) ушел к Субкари.

Лайса б. 'Али увезли в Багдад. Там он был заточен в темницу.

Му'аддал из Нишапура ушел в Кирман и собрал с Кирмана налоги.

Когда известие о взятии Лайса [б.] 'Али дошло до Систа-на, Мухаммад б. ал-Лайс созвал народ Систана и ласково говорил с ними: «Судьба сделала свое дело. Как вы считаете правильным поступить теперь?» Абу 'Али Мухаммад б. ал-Лайс был человеком способным, великодушным, верным [своему слову]. Говорили, что у него щедрость Хатима 824, верность Саму'ила б. /290/ 'Ада 825, мужество 'Амра б. Ма'ди Кариба 826. Он был осведомлен во всякого рода науках и адабе.

Возведение на престол Систана Абу 'Али Мухаммада б. 'Али [б.] ал-Лайса, в воскресенье, первого мухаррама двести девяносто восьмого (910) года

Народ единодушно остановил на нем свой выбор и присягнул ему [в верности]. Захватив казну брата, [Мухаммад б. 'Али б. ал-Лайс] выдавал довольствие войску и делал подарки. Забрал он [себе] также конюшню [брата], коней и все, [278] что оставалось. За ним закрепились все дела [в Систане], как об этом говорит поэт:

Стихи

Вот истинно эмир, Абу 'Али!
Высота его деяний — до самого верхнего неба.
Он — царь, который воскресил доблестные свойства
Благодаря истреблению своих врагов и своему великодушию.
Он уже обнаружил людям щедрость [своей] ладони,
Подобно тому как он превзошел красотой все творения!

Му'аддал же разграбил весь Кирман, заполучил несметные богатства и с ними пришел в Систан, к брату. Брат [вначале] ласково принял его, а потом подумал: «Как бы он не посягнул на правление!», надел на него кандалы и отправил в арк, приставил к нему доверенное лицо, ежедневно посылал туда все, что было надобно: своих надимов, музыкантов, наложниц и гулямов.

«Ты приятно кушай, — говорил он при этом. — Поступил я так для того, чтобы не вспыхнула смута. Теперь, [когда] мы остались [вдвоем], не следует, чтобы явилась [между нами] вражда».

В Систане, Бусте, Кабуле и Газне хутбу читали на имя Мухаммада б. 'Али б. ал-Лайса.

Когда же Лайса б. 'Али отвезли в Багдад, Субкари причислил себя к рабам Муктадира. Муктадир написал [письмо] к Ахмаду б. Исма'илу б. Ахмаду — владетелю Мавераннахра и Хорасана 827, послал ему договор на Систан и приказал: «Отправь в Систан войско». Ахмад б. Исма'ил /291/ прислал сюда, [в Систан], Хусайна б. 'Али б. ал-Хусайна ал-Марваруди на должность сипахсалара 828. Вместе с ним он отправил своего племянника и отряд войска.

Мухаммад б. 'Али б. ал-Лайс был еще неопытен в делах. У Хусайна б. 'Али было [небольшое] оснащенное войско. Мухаммад б. 'Али б. ал-Лайс, [напротив], собрал многочисленное войско из пеших и конных воинов и крестьян-ополченцев. Он не остался в городе и не стал ждать, когда тот подойдет [279] к городским воротам. Ушел в направлении на Бату (?) (В тексте: бе Рамту — «в Рамту», чтение Бахара: бе рах-и Бату — «в направлении к Бату», см.: ТС, стр. 291, прим. 1), ему навстречу. И там он начал сражение, оставив своим заместителем в городе Ахмада б. Мухаммада [б.] 'Амра, которого называли «дедушка». Было это в субботу, за одиннадцать дней до конца джумада II двести девяносто восьмого (911) года. И каждый день до [самого] четверга третьего раджаба они помногу воевали там. Ежедневно обе стороны несли большие потери [в людях]. Когда настал четверг, соратники Хусайна все враз стали стрелять из луков. Другого оружия они не употребляли. Вели ожесточенную перестрелку, совершали яростные атаки. И вот ополченцы бежали. Увидев это, воины тоже пустились наутек. При отступлении погибло около трех тысяч ополченцев. В пятницу Мухаммад б. 'Али вошел в город и держал с народом совет о том, что делать [дальше]. Наконец, порешили на том, что «надо выпустить [на свободу] твоего брата, дабы с его помощью стать сильнее». И он освободил брата, был добрым с ним в обращении и речах. Брат предложил: «Ты охраняй касабу, я [же] буду [стеречь] шахристан».— «Хорошо»,— отвечал [Мухаммад] и спешился, чтобы войти в касабу. В этот самый час его брат Му'аддал [б.] 'Али забил в барабан и захватил ворота шахристана, явив измену своему брату. Когда'так случилось, Мухаммад понял, что воевать с двумя противниками [одновременно] невозможно. На седьмой день он оставил город и ушел по Кишской дороге в Буст.

Бегство Мухаммада б. 'Али от войска эмира Хорасана

Придя в Буст, он стал притеснять народ, грабить и убивать и разного рода пытками отбирал у них ценности.

Еще до прихода Мухаммада б. 'Али в Буст /292/ в Бусте восстал человек по имени Ибрахим б. Йусуф 'ариф. Он выступил в пятницу, был плохо одет, а глаза [свои] навел сурьмой и призывал [народ поддержать его]. К нему [280] собралась группа детворы и чернь. Они разграбили диваны, казну и [запасы] зерна. Отряд его все рос. Он взошел на кафедру и провозгласил хутбу на имя Ахмада б. Исма'ила. И сотворил то, чего никто никогда не делал. И удалился. Дела его пошли в гору. У него стало много коней. Ежедневно он садился верхом, [окруженный многочисленной свитой] вольных гулямов, не побывавших еще в деле и никогда не воевавших. Молва о нем дошла до слуха Фатха б. Мукбиля, и он прискакал из Замин Давара. Ибрахим вышел на войну с ним. Сражались ожесточенно. Множество людей пало в сражении. Соратники Ибрахима бежали, а сам он скрылся в пустыне. Сколько ни искали его, найти не удалось. [Тогда] его соратники вернулись обратно. С того дня никто ничего не слышал об Ибрахиме и никто не знает, что с ним стало.

Фатх вошел в Буст. Когда же в Буст пожаловал Мухаммад б. 'Али, Фатх примкнул к нему [и вместе с ним] стал грабить и изымать ценности [у народа]. Люди уходили в рибаты и в святые места и молились в надежде избавиться от их насилия. И вот однажды, [когда] занялось утро и никто ни о чем не ведал, со стороны Харбара 829 послышался барабанный бой. [Это] был Ахмад б. Исма'ил, который вышел из Харата и направлялся в Систан. В Фарахе он узнал о том, что творит в Бусте Мухаммад б. 'Али. Свернул с дороги [и пошел в Буст]. Увидев черного цвета шапки, народ возрадовался — тогда еще хорасанское войско было справедливым. Как только известие о том дошло до Мухаммада б. 'Али, он тотчас распорядился, чтобы перерубили мост [к] Бусту. Воды было много, и [Ахмад б. Исма'ил] вместе с войском отступил. [Однако] жители Пулана 830 помогли им переправиться, Ахмад б. Исма'ил вошел в Буст.

/293/ Вступление Ахмада б. Исма'ила в Буст. Заточение Мухаммад б. 'Али б. ал-Лайса в тюрьму.

И вот Ахмад б. Исма'ил отправил Хусайна б. Мута 831 с отрядом всадников на поиски Мухаммада б. 'Али. В Рухаде они его нагнали, схватили и, связав, привезли в Буст. [281]

Ахмад б. Исма'ил расположился на берегу Хирманда. В отношении мусульман он являл хороший образ действий и справедливость. Вернул им все движимое и недвижимое имущество, отдав Буст в управление Хатиму б. 'Абдаллаху Чачскому. Хатим был мусульманином, человеком справедливым. Он воскресил среди народа сунну Избранника.

[Затем] Ахмад б. Исма'ил выдал войску жалование в четырехкратном размере. Тем самым он хотел, чтобы в Бусте стало много серебра [в обращении], ибо все вплоть до соломы и дров они покупали на серебро. Кроме того, он приказал все вещи, которые забрал у народа Мухаммад б. 'Али, вернуть их владельцам. Хозяева, прослышав про это, вещи [свои] забрали, остальное оставили.

[Ахмад б. Исма'ил] был в Бусте восемьдесят два дня. И все это время в войске его [раздавались] призывы на молитву; [мужи] собирались, совершали вечернюю молитву, держали пост, читали Коран.

Здесь, в Систане, засел в засаду Му'аддал б. 'Али.

В Хабсабаде 832 у ворот Каркуйа расположился с войском Хусайн б. 'Али в субботу, двенадцатого раджаба двести девяносто восьмого (911) года. [Хусайн б.] 'Али установил стенобитные орудия и начал войну с жителями шахристана, поставив их под удар 'аййаров. [Затем] Хусайн б. 'Али вошел через ворота Акар в рабад, а Симджур 833, клиент Исма'ила б. Ахмада, — во дворец Йа'куба в четверг, два дня прошло от месяца ша'бан. Ворота Фарс были открыты. Народ поднимался в шахристан и спускался [из шахристана], перенося в крепость все необходимое. Во вторник, [когда] три дня осталось до [конца] месяца ша'бан, Хусайн б. 'Али захватил и эти ворота. Пришло известие о том, что Ахмад б. Исма'ил ушел в Буст и взял [там] Мухаммада б. 'Али. Му'аддал, сведав об этом, расстроился и предложил [заключить] мир 834. Посредниками назначил Касира б. Ахмада б. Шахфура и шейхов города. Мир установили и /294/ торжественно клялись [не нарушать его]. В четверг, [когда] прошла одна ночь от месяца зу-л-хиджжа двести девяносто восьмого (911) года, Му'аддал спустился из шахристана к Хусайну б. 'Али 835, а [282]

Симджур поднялся в шахристан. Ворота шахристана сорвали [с петель], а крепостную стену протаранили и сожгли деревянные части стенобитных орудий. За два месяца до этих событий Ахмад б. Исма'ил отдал грамоту на Систан Симджуру. И это был конец Систану.

Прекращение господства рода Йа'куба и 'Амра в Систане. [Провозглашение] хутбы на [имя] Саманидов

В пятницу, второго зу-л-хиджжа двести девяносто восьмого (911) года Симджур вступил на наместничество. Ахмад б. Исма'ил, не заходя в Систан, покинул Буст и составил к Хусайну б. 'Али ал-Марваруди письмо [такого содержания]: «Вернись назад и приведи с собой в Харат Му'аддаля б. 'Али». И Хусайн б. 'Али привел с собой из Буста в Харат Му'аддаля б. 'Али. Затем Ахмад б. Исма'ил отправил Му'аддаля б. 'Али из Харата в Бухару, а его людям назначил жалованье и приказал выплачивать [My'аддалю] особо ежемесячно три тысячи дирхемов. Пока все это происходило, Ахмаду б. Исма'илу пришло письмо от повелителя верующих Муктадира [с просьбой] прислать [к нему] Мухаммада б. 'Али. И [Ахмад б. Исма'ил] направил Мухаммада б. 'Али в Багдад. [Затем] Ахмад б. Исма'ил передал наместничество Систаном своему двоюродному брату Бу Салиху Мансуру б. Исхаку. Бу Салих вступил [в Систан] в четверг, двенадцатого раби' I в двести девяносто девятом (911) году.

/295/ Рассказ о Субкари

А вот рассказ о Субкари. Субкари пришло письмо от 'Али б. Мухаммада б. ал-Фурата, [в котором] он звал его в Багдад (Мадинат ас-салам). Семья и имущество Субкари находились в залоге у Мухаммада б. Джа'фара ал-.'Ибиртани 836 в Рам Хурмузе. Бадр также получил письмо от 'Али [б.] Фурата, что «ты-де [283] оставайся с войском в Ширазе» 837. Идти к Муктадиру было не по душе Субкари, и он написал письмо и присягнул на сбор налогов в Парсе, Кирмане и Систане и отослал большую сумму денег. Двести тысяч динаров дал Мухаммаду б. ал-'Ибиртани, и тот написал в столицу письма о деле Субкари и [от его имени] обещал Муктадиру ежегодно высылать с этого округа налог [в сумме] тринадцать миллионов дирхемов. На этом условии Субкари были привезены обязательство и грамота, а семью [его продолжали] держать [под арестом]. Все это было сделано по совету 'Абдаллаха б. Мухаммада б. Микаля, и он [в это время] скончался в Бурджане (Перевод сделан с учетом поправки Бахара, см.: ТС, стр. 295,. прим. 3). Субкари сделал везиром Исма'ила б. Ибрахима ал-Бами, а бразды правления остались за ним [самим] и 'Абдаллахом б. Мухаммадом ал-Катталем. Немного времени спустя пришло [письмо] с требованием у Субкари денег. Субкари понял, что столько денег ему не достать. Путем принуждения и конфискаций он Собрал [всего] десять миллионов дирхемов. В это время /296/ к воротам Шираза подступило войско Муктадира для войны с Субкари. В субботу, за четыре дня до конца месяца зу-л-ка'да в двести девяносто девятом (912) году Субкари бежал из Шираза.

Бегство Субкари

[Субкари] пришел в Сирган, оттуда ушел в Бам. Войско [халифа] следовало за ним по пятам. Субкари окопал Бам рвом и предложил мир, дабы войско удалилось [восвояси]. Те отвечали: «Выхода [у тебя] нет. Надо идти во дворец». Тогда в пятницу, четвертого зу-л-хиджжа этого года [между Субкари и войском халифа] произошло сражение. Субкари обратился в бегство. 'Абдаллаха б. Мухаммада [б.] Катталя, Мухаммада б. Халафа б. ал-Лайса и группу знати и сархангов взяли плен. Субкари через Пахре пришел в Сифих. Оттуда ушел в Них, а [затем] в Табас 838. Идти в Систан он не [284] смел из-за того, что сделал с сыновьями Мухаммада б. 'Амра б. ал-Лайса — Тахиром и Йа'кубом. Знал, что систанцы — его враги. Из [Табаса] он ушел в Харат и написал к Ахмаду б. Исма'илу письмо [с просьбой] предоставить [ему] в Хорасане убежище. Тот приказал: «Ступай в Мерв и живи там», и [Субкари] ушел.

Ахмаду б. Исма'илу пришло письмо от халифа Муктадира [с требованием]: «Отправь [ко мне] Субкари». И Ахмад б. Исма'ил связал его и отослал в Багдад, в месяце джумада II двести девяносто девятого (912) года 839.

А вот рассказ о Бу Салихе Мансуре б. Исхаке

Придя в Систан, он ласково говорил с народом, /297/ дал [много] обещаний, однако их не исполнил. В Халафабаде, в войсковом стане останавливаться не стал, пошел в город и разместил [своих воинов] в частных домах. Согласно древнему договору налог с Систана не превышал одного миллиона дирхемов. [Мансур б. Исхак] потребовал больше.

Восстание народа против Мансура б. Исхака

[На его требование] народ Систана отвечал: «Мы никоим образом не потерпим неуважения [к себе]».

Из рода Йа'куба и 'Амра [к этому времени] никого не осталось, за исключением Абу Хафса 'Амра б. Йа'куба б. Мухаммада б. 'Амра б. ал-Лайса. Он был еще десятилетним ребенком. Порешили на том, что «посадим его [на престол], а сами будем при нем управлять делами. Хорасанское [же] войско изгоним». Мухаммад б. Хурмуз ал-мавля, которого [все] называли мавля Сандали 840 и который был из клиентов Мухаммада б. 'Амра, — человек решительный, пошел в мазалим и заявил [там]: «В Систане нет обычая взимать налог [в сумме] больше [установленной]. Место [же] войска — в войсковом стане, ведь у людей есть жены и дочери. [285] Чужеземцам не подобает [находиться] в жилищах благородных людей 841». У Мансура б. Исхака был племянник, человек молодой, вспыльчивый и дерзкий. «Мы не привезли с собой из Хорасана [свои] дома и coitus! — заорал он.— Мы не намерены брать налог меньший, чем наше жалованье!». На это мавля Сандали ответил: «Скажу я тебе...!» Встал и удалился.

Мансур б. Исхак наставлял юношу: «Этого не следовало говорить!» — «Но ведь этот мужик угрожал нам!» — возразил он. Его искали, [но] не нашли. Сандали ушел к 'аййарам и держал с ними совет. После того он отправился в Пишзирих — он был родом из Камар Зухайра (?) 842. [Так] он ходил из города в город /298/. и собирал [мужей] по десять-двенадцать человек. [Всего] из Пишзириха [он набрал] около пятисот мужей. В ночь на субботу, [когда] оставалось тринадцать дней до [конца] месяца джумада I двести девяносто девятого (912) года, он подступил [со своими людьми] к воротам Каркуйа. Там была часть соратников Мансура б. Исхака. Он сразился с ними, часть [людей] убил, остальные бежали в город. В городе раздался [боевой] призыв.

[Все] собрались в Хаудже 843. Каждый, кто видел в доме, на улице или на базаре воина, убивал. И [так] они дошли до ворот тюрьмы. Ворота взломали. Узники, выйдя на свободу, примкнули к ним. Пришел Мухаммад б. 'Аббас Кулки 844, храбрый муж. Оба отряда воссоединились — [и те и другие не желали, чтобы] хорасанское войско оставалось там. И они лоднялись на крышу конюшни при дворце Йа'куба. Многие воины из войска [Мансура б. Исхака] были убиты или же попали в плен.

Захват Систана мавлей Сандали. Истребление хорасанского войска и взятие [в плен] Мансура б. Исхака

Мансур б. Исхак бежал из города. Юноша, его племянник, был схвачен на улице Занан, где он и был заключен [в зиндан]. Сандали выкрасил его хной и отдал его на следующий [286] день в руки конюха, дабы посрамили его за те слова, что он тогда сказал. Мансур б. Исхак спешился в селении Мухаммада б. ал-Лайса. На другой день он намеревался начать войну, ибо знал, что они находятся в Хаудже. /299/ Вышел на улицу и был схвачен. Его увели в плен, а все имущество, обоз и скот его разграбили.

Мухаммад мавля Сандали расположился во дворце Йа'куба. Когда случились эти события, мавля Сандали вознамерился провозгласить на свое имя хутбу, а историю с Абу Хафсом оставил [без внимания]. Народу это не понравилось. Мухаммад б. 'Аббас Кулки отмежевался от него, поднялся с группой 'аййаров и ушел в Фарах. Мавля Сандали стал притеснять народ и силой отбирать у него имущество, а Бу Насра Хамдана Джувайни послал вместе с частью войска и искавшими убежище тюрками из войска Майсура б. Исхака в Фарах, на войну с Мухаммедом б. 'Аббасом. [Мухаммад б. 'Аббас] воевать отказался, говоря: «Я подчиняюсь». Снялся и вместе с ними пришел [в Систан]. Когда они уже подходили к городу, он внезапно убил Бу Насра Хамдана Гувайни. Соратники Бу Насра бежали, [Мухаммад б. 'Аббас] подступил к городским воротам. К нему собрался народ. Мавля вышел на войну с [Курки], и они ожесточенно сразились. Многие [из людей мавли] были убиты. Наконец, мавля отступил к берегу Хирманда. Курки расположился во дворце Йа'куба, и [все] клиенты пришли к нему, извлекли [из убежища] Бу Хафса и посадили его на престол. На его имя в пятницу, двенадцатого рамазана двести девяносто девятого (912) года прочли хутбу.

Провозглашение хутбы на имя эмира Бу Хафса 'Амра [б.] Йа'куба [б.] Мухаммада [б.] 'Амра б. ал-Лайса

[Вступив на престол], Бу Хафс отправился на поиски Мансура б. Исхака, который бежал во время смуты и [287] укрылся в доме одного гебра, вблизи от мусаллы. Разыскав, он привез его [с собой], со [всей] добротой обращался с ним, пожаловал [почетный] халат и день и ночь держал его возле себя.

Бу Хафс спал ночь в гареме, /300/ а Кулки — во дворце Йа'куба. Мавля в это время собрал 'аййаров и народ из тородов и сел и забил ночью в барабан. Кулки был мертвецки пьян. В конце концов его подняли, и он оседлал [коня]. Была пятница, четырнадцать дней оставалось до [конца] месяца шаввал. Они сразились. Мавля бежал, Хаффар (В тексте: Джаффар, правильно: Ибн Хаффар, см. прим. 844; ср. также Ихйа ал-мулук, стр. 64, 65) преследовал его. Доехав до улицы Занан, [мавля] свернул на улицу Рух. Какая-то женщина с крыши сбросила ему на голову ступку [весом] в тридцать манов. [Мавля] упал с лошади. Подскакал Хаффар, отрубил у него голову, а [туловище] вздернул на виселицу. Дела Кулки шли хорошо, и он, возомнив о себе, похвалялся: «Я, дескать, добился [успеха] благодаря мечу». В субботу, за десять дней до конца месяца шаввал, Бу Хафс скрылся. Кулки [тогда] сел на коня и поехал к нему, просил прощения и привез его и его клиентов во дворец Йа'куба. [Потом] Кулки вновь поссорился с клиентами, и они собрались, чтобы убить его. Кулки, проведав об этом, отвез Бу Хафса на хазру и посадил [на трон], а сам встал перед ним, дабы клиенты и простой народ увидели его прислуживающим [Абу Хафсу] и оставили [свой замысел].

Курки отослал Мансура б. Исхака в арк и [сам] вернулся оттуда назад. [Вскоре] клиенты снова восстали против Кулки. Курки в конце концов бежал и скрылся. И вновь сделал кого-то посредником, и Бу Хафс обещал ему защиту, и он вышел [из укрытия].

Когда же известие о Мансуре б. Исхаке и о том, что с ним случилось и что он находится сейчас в заточении, дошло до Ахмада б. Исма'ила, он направил в Систан Хусайна б. 'Али ал-Марваруди и сархангов в сопровождении многочисленного войска. [288]

Прибытие в Систан Хусайна б. 'Али Марвази в другой раз

Вместе с ним в Систан прибыл Ахмад Длинный (Дараз, ср. ранее: Ахмад б. Сами), десять дней осталось до [конца] месяца зу-л-ка'да. В этом же /301/ году 845 [Хусайн] остановился [с войском] у ворот города в Халфабаде. Много сражались, и в город его не впустили. И он ушел оттуда в Нишк и расположился там, слал в город к главам и старейшинам гонцов, сулил им разного рода блага и обнадеживал. Однажды он, сев на коня, выдал войску немного денег [и сам вышел на поле боя]. Жители рабада встали на его сторону. В тот день они вели ожесточенное сражение. И Курки и Бу Хафс поднялись в шахристан, а Хусайн вошел в рабад, осыпал милостями его жителей и посулил им блага. На помощь Хусайну [б.] 'Али подъехали с войском Бу Бакр б. ал-Музаффар и Симджур. Много раз [противники] вступали в бой. Наконец, они заключили мир, и Хусайн [б.] 'Али обещал всем безопасность. Мир заключили в ночь на понедельник, 14 шавваля трехсотого (913) года. Мансура б. Исхака выпустили из арка. Кулки, Зангалуд и другие 'аййары все пришли к Хусайну [б.] 'Али. Он ласково принял их, одарил [почетными] халатами и [всех], кроме Мансура б. Исхака, отослал назад, в крепость.

В понедельник, за восемь дней до конца месяца шаввал Мансур [б.] Исхак ушел в Хорасан, говоря: «Сегодня я бежал из ада и попал в рай. Систана с меня хватит».

Бу Хафс вместе со своими клиентами выступил к Хусайну б. 'Али. Хусайн принял его и обнадежил и написал о нем Ахмаду б. Исма'илу. Тот отвечал на письмо: «Веди всех с собой, а город и область оставь Симджуру». Хусайну [это] пришлось не по душе, ибо он сам хотел управлять [Систаном]. И он стал подстрекать всех 'аййаров.

Симджур хорошо поступал и хорошо говорил и расположил к себе сердца народа (Дил-и мардуман-ра хуш гарданид). [289]

В конце концов Хусайн б. 'Али связал Кулки, а Бу Хафса и других 'аййаров повез с собой не связанными. В четверг, 14 зу-л-хиджжа трехсотого (913) года, он ушел в Харат. Приехав в Харат, он отослал Бу Хафса и других 'аййаров к Ахмаду б. Исма'илу. Зангалуда же оставил при себе. [Затем] в месяце раби' I триста первого (913) года убил и его.

Ахмад б. Исма'ил отослал Бу Хафса в Самарканд, а 'аййаров приказал казнить.

В начале раби' I триста первого (913) года из Буста пожаловал в Систан Бу Мансур Джайхани. Систанцы отправили к Ахмаду б. Исма'илу послов. Когда послы подошли к Бухаре, [узнали, что] Ахмада б. Исма'ила убили на берегу Джайхуна два его гуляма /302/ по наущению Бу Бакра-дабира за восемь дней до конца [месяца] джумада II триста первого (914) года 846.

Убийство эмира Хорасана Ахмада б. Исма'ила. Возведение на эмират его сына, Насра б. Ахмада 847

И войско, и народ присягнули его сыну, Насру б. Ахмаду. Было ему девять лет 848. Делами правил 'Абдаллах Джайхани 849. Он отослал послов назад.

Когда известие об Ахмаде б. Исма'иле и его смерти дошло до Симджура, он проявил геройство и. мужество, чтобы сохранить [за собой] город. В войске вспыхнули разногласия. Бу Бакр б. ал-Музаффар ушел в Харат к Хусайну б. 'Али. Сарханги в большинстве ушли вместе с ним. И так они уходили один за одним, пока Симджур не остался лишь [в окружении] своей свиты. И он ничего об этом не знал, пока ночью на него не напали 'аййары. [Сопротивляться] он больше не смог и восьмого рамазана триста первого (914) года спешно бежал из города в сторону Кухистана.

Бегство Симджура из Систана

Жители пришли к Ахмаду б. Мухаммаду б. 'Амру, который был известен [под прозванием] «дед», и, заявили [ему]: «Надо стеречь город». [290]

Сборщиком налогов в Кирмане был Абу Йазид Халид б. Мухаммад б. Йахйа 850. Он писал Муктадиру о Систане. А подстрекал его к этому /303/ Мухаммад б. Хамдан Баранда (?). Затем пришло ответное письмо Муктадира и грамота на Систан на имя Фазля б. Хумайда. И он прислал своим наместником в Систан Мухаммада б. Хамдана. Вместе с ним — Самуру б. Раби'.

В это время восстал один ткач из области Ук. Имя его — Малих (?). К нему собралась чернь. Он подступил к воротам города и [потребовал]: «Город следует [отдать] мне». В среду он прочел на свое имя хутбу. Кто-то ему сказал: «О эмир, согласно обычаю хутбу [читают] в пятницу!» Он отвечал: «Быть может, до пятницы у меня не будет времени, так же как не было [его] до сих пор!»

Ахмад [по прозвищу] Нийа и 'аййары вышли и убили его в тот [же] день, в который он прочел на свое имя хутбу. На следующий день они вышли [встретить] Мухаммада б. Хамдана Баранду (?) и Самуру б. ар-Раби' и с почетом и величанием ввезли их в город первого зу-л-ка'да триста первого (914) года.

Прибытие Фазля [б.] Хумайда на правление Систаном

[И вот] он вступил [в город], и жители нарядно убрали его. Вместе с ним был Халид б. Мухаммад. Халида разместили во дворце Бу-л-Хусайна, а Фазля б. Хумайда — во дворце Бу Йусуфа. Несколько дней спустя [Фазл б. Хумайд] послал Мухаммада б. Хамдана Баранда (?) в Кам Зухайр (Ср. ранее: Камар Зухайр). Там 'аййары убили его, и город восстал, так что и Фазл, и Халид оба вознамерились уходить. Когда настала ночь, между партиями вспыхнула война.

В Хваше [в это время] поднял мятеж Мухаммад б. Хамдавайх. Он протянул было руки к зерну и к деньгам, [которые подлежали отправке] в Багдад. Прискакал Фазл б. [291] Хумайд и /304/ убил его там. Соратники же его рассеялись. Большую часть [из них] взяли в плен и привезли в город. Город успокоился.

После того [Фазл] стал хватать 'аййаров. Он [их] связывал и отсылал в Кирман.

В начале триста второго (914) года он изъял [в свою пользу] харадж.

Бадр прислал ему из Фарса помощь и приказал идти в Буст. В Бусте находился Бу Мансур Джайхани 851. Бу Мансур был 'амилем Буста от имени Ахмада б. Исма'ила. [Спустя] некоторое время [Бу Мансур] пришел в Систан. Когда же [Ахмада б. Исма'ила] убили и посадили на престол Насра б. Ахмада, Бу Мансур ушел в Буст. Халид б. Мухаммад писал к Джайхани: «Оставь Буст и уходи», но он не послушался его. Тогда Фазл б. Хумайд пошел в Буст на войну с ним во вторник, восьмого джумада I триста второго (914) года. Когда он подошел к Наузаду, ему навстречу вышел Бу Мансур Джайхани. И они ожесточенно сразились там. Джайхани потерпел поражение и ушел со своими людьми в Забулистан к Са'ду Таликани 852.

В четверг, [когда] оставалось шесть дней [до конца] джумада I триста второго (914) года, Фазл б. Хумайд вступил в Буст. Немного побыл там и [вновь] ушел оттуда в Систан, оставив [в Бусте] наместником Фатха б. Бархуха.

После того как Джайхани прибыл к Са'ду, они оба выступили в Буст. [И вот] когда они подходили к Риздану 853, Фатх напал на них и перебил многих из их воинов. Однако потом /305/ Фатх отступил, а Джайхани и Са'д оба вошли в Буст. Фатх пришел в Систан.

Фазл б. Хумайд [в это время] сильно занемог и написал письмо Бадру в Парс [с просьбой] прислать кого-нибудь вместо него. [В письме] он упомянул и о своем недомогании и о своих ценностях. Бадр прислал тогда Мухаммада б. Тугрила с боевым войском. И тот вступил в Систан во вторник, [когда] оставалось пять дней до [конца] месяца зу-л-ка'да триста второго (915) года. [Оттуда] он ушел в Замин Давар. В одном фарсахе от Замин Давара Джайхани и Таликани [292] сразились с ним. Джайхани бежал, а Таликани попал в плен, две ночи прошло от месяца мухаррам триста третьего (915) года 854. Са'да отправил на носилках в Систан.

Халид [б.] Мухаммад [б.] Йахйа ушел вместе с Мухаммадом б. Тугрилом в Забулистан и, уладив там все дела, вернулся в Систан. Вступил в Систан за шесть дней до [конца] джумада I триста третьего (915) года, освободил Са'да Таликани и поступил с ним по всей доброте.

В этом же месяце скончался Мухаммад б. Тугрил от тяжкого недуга, который неожиданно настиг его.

(пер. Л. П. Смирновой)
Текст воспроизведен по изданию:
Та'рих-и Систан. М. Наука. 1974

© текст - Смирнова Л. П. 1974
© сетевая версия - Тhietmar. 2004
© OCR - Николаева Е. В. 2004
© дизайн - Войтехович А. 2001 
© Наука. 1974