Комментарии

Комментарии

134. «Летопись» армянского полководца XIII в Смбата Спарапета является одним из ценных источников, повествующих об армяно-монгольских отношениях.

В ранее опубликованных текстах Смбата почти не было никаких сведений о монгольских завоеваниях, за исключением нескольких страниц, где рассказывалось о переправе монгольских войск через Сыр-Дарью и Аму-Дарью («История монголов», вып I, стр. 66—67), и нескольких слов о поездке Смбата в Монголию к Гуюк-хану (рукопись № 663, стр. 249).

В древнеармянских текстах «Летописи» Смбата Спарапета опубликованных в Москве в 1856 г. и в Париже в 1859 г, о монголах и об их завоеваниях также было сказано очень мало. Это относится и к трем рукописям Матенадарана: № 4584, 1900 и 4337. В Венеции в 1956 г. была опубликована недавно найденная рукопись «Летописи» Смбата Спарапета, датированная 1315 г. В ней имеются довольно интересные материалы о монголах и их завоеваниях. Мы перевели из указанного труда только ту часть, которая относится к армяно-монгольским отношениям и нашествию монголов на Ближний и Средний Восток и Закавказье.

В своем труде Смбат Спарапет рассказывает об армяно-византийских, армяно-грузинских, армяно-персидских, армяно-арабских и армяно-турецких отношениях. Довольно подробно Смбат говорят об истории эмиграции армян из Великой Армении в разные страны Запада, в частности в Византийскую империю.

В своей «Летописи» Смбат довольно обстоятельно рассказывает о монгольских завоеваниях. Интересные сведения он дает о Хорезме. Смбат сообщает, что «монголы разбили хорезмского шаха Дарбайна и обратили его в бегство». Затем он сообщает о взятии монголами городов Средней Азии. Подробно рассказывая о взятии Мараканды (Самарканд), он пишет, что шах Хорезма побежал на ту сторону реки и думал, что монголы не смогут форсировать ее Смбат продолжает: «Чингис-хан, глава татар, сделав мост из связанных лодок, перешел Гохон и захватил великий город Самарканд в четыре дня, но не мог пазрушить его в течение четырех лет. потому что Самарканд на турецком языке означает "богатый" город». Далее Смбат пишет о завоевании монголами румского султаната. В труде Смбата мы находим интересные сведения о путешествии армянского царя Гетума I в Монголию. После возвращения Гетума из Монголии он собрал большую армию и вторгся в Рум с целью отомстить за разрушение армянских областей рум-ским султаном во время его отсутствия. Одержав победу над румскими войсками, Гетум с ценными трофеями возвратился в свою страну.

Смбат подробно рассказывает о взятии Багдада монголами. Он сообщает некоторые данные о социальных противоречиях в феодальной Армении, о междоусобицах среди армянских феодалов и т. п.

В историческом труде Смбата Спарапета содержатся также достоверные данные по истории и географии стран Средней Азии и Ближнего Востока.

135. Киракос Гандзакеци эту историю описывает несколько иначе. Он говорит, что когда царь Гетум I увидел, что монголы разгромили такое могущественное государство, как Румское, он поспешил заключить с ними союз и отправил для этого своих представителей Бачу-нойон с радостью принял предложение армянского царя, предварительно потребовав выдачи матери, жены и дочери султана, нашедших убежище в Киликийской стране. По словам Киракоса, Гетум был очень опечален «Легче бы было мне, если бы они потребовали сына моего Левона, чем их», — говорил Гетум, но боязнь суровой кары заставила его выполнить требование монголов и выдать своих гостей (Киракос, стр. 270). Об этом см. также: Магакия, История о народе стрелков, стр 16; Магакия, стр. 76, прим. 29; Г.Алтунян, Монголы и их нашествия в XIII в., стр. 39

136. Тагавораайр — так в армянской исторической литературе называли великого парона Костантина, отца царя Гетума. Костантин Тагавораайр после смерти Левона II был регентом при царице Забелле. Впоследствии совершил государственный переворот, захватил власть, а сына своего Гетума объявил царем. Но так как сын был малолетним, он долгое время управлял сам.

137. Гундстабль — термин заимствован из старофранцузского языка (коннетабль). Получил объяснение в народной этимологии (в древнеармянском языке этим словом называли полководцев, командующих вооруженными силами страны). Эта должность была введена в Киликийской Армении при Левоне II.

138. Все указанные выше города находятся на территории Киликии

139. Нам кажется, что поездка Смбата Спарапета в Каракорум датируется здесь неправильно. Сам Смбат, говоря о своей поездке в письме из Самарканда, указывает дату: 1246 г. По нашему мнению, мы имеем дело с интерполяцией переписчика, так как в ереванской рукописи этой фразы нет. О поездке Смбата Спарапета в Монголию говорят также дпугие историки — современники Смбата (Киракос, стр. 301—302, 350; Мхитар Айриванеци, стр. 82; Магакия, стр. 17; «Мелкие хроники», т. I, стр. 81, 215: Иоанн Дарделл, Летописная история, СПб, 1882, стр. 17. На арм. яз.)

140. Об этом см. также: Алишан, Сисван, стр. 482, прим. 2.

141. Барсег — активный дипломат. Он вел оживленные переговоры с монгольскими ханами в их резиденциях. Сначала он посетил Бату, а затем отправился к Мункэ-хану. Барсег находился среди сопровождавших царя Гетума I во время его поездки в резиденцию Мункэ (Киракос, стр. 352; Алишан, Айапатум, стр. 462; «История монголов», вып. II, стр. 82, Ачарян, Словарь личных имен, т. I, Ереван, 1942, стр. 397.

142. Феодосия — г. Феодосиополь на Евфрате.

143 В тексте сказано так ... ***. Дословно можно перевести: «Если я сниму при людях плащ с нашего посланника на общее обозрение, то все вы погибнете». По нашему мнению, это символическое выражение равнозначно «бросить перчатку».

144 Бюрапет — темник, десятитысячник.

145. По сообщению Киракоса Гандзакеци, Китбуга потерпел поражение, потому что не обеспечил охрану своих войск (Киракос, стр. 152), а Магакия говорит, что, когда Хулагу-хан оставил его своим наместником, «татарский предводитель Китбуга не привял мер предосторожности, зашел в неприятельскую землю на десять дней пути ниже Иерусалима. Узнав об этом, поганые и нечестивые египтяне с большими силами иапали на татар, частью истребили их, частью обратили в бегство» («История монголов», вып. I, стр. 38). Имеются сведения, что Китбуга по происхождению был найманом, а по вере христианином («История монголов», вып. I, стр 97, прим. 71; Рашид-ад-дин, стр. 23; «Мелкие хроники», т. II, стр. 82).

146. Нахапет — глава рода, вождь племени, правитель в своих владениях.

147. О Харамане подробно рассказывает Алишан (Алишан, Сисван, стр. 293—395).

148. Текст в этом месте неясен. Возможно, что здесь переписчик допустил ошибку.

149 Хор — большие самодельные мешки.

150. О Понсузе подробно рассказывает Алишан (Алишан, Сисван, стр. 294, прим. I).

151. Сев — буквально означает черный, в средневековой армянской литературе встречается Сев лер — Черная гора, где было построено высшее учебное заведение Киликийского армянского государства. Вероятно, р. Сев протекает вблизи этой горы.

152. Столицей Киликийского армянского государства был Сис, а Тарс — одним из крупных городов.

153. Левон — сын Смбата Спарапета. Смбат имел пять сыновей: Гетума, Ошина, Костантина, Левона и Василя Татара. В своей поэме, посвященной его родословной, Смбат не упоминает Левона: вероятно, поэма была написана до рождения этого сына.

154. Далее «История» Смбата не содержит материалов по истории монгольских завоеваний и армяно-монгольских отношений.