XXIV.
Всепресветлейшая, Державнейшая, Великая Государыня Самодержица всея России, Государыня Всемилостивейшая.
№ 22. Генерал-фельдмаршал граф Даун, призвав меня сего числа, нижеследующее объявил: "я, усмотря по нынешней
[80] неприятельской авантажной позиции, не изобрел иного способа его из того места выжить, а особливо, чтоб не допустить его соединиться с принцем Генрихом, (который, переправясь уже чрез реку Эльбу, при Столпене лагерем стал и, по всем известиям, намерен чрез Кенигсбрук и Гевереверд на Прибус поход свой продолжать, а по прибыли туда в случай надобности или с королем, или с графом.Дона против российской армии соединиться), — как призвать ко мне генерала от кавалерии Гаддика, которому, придав лучших генералов и лучшее войско, всего 30 тысяч; приказав ему соединиться с генерал-поручиками: бароном Лаудоном и Геммингом с их корпусами, а по соединении, что может завтра учиниться, следовать прямо чрез Бауцен на принца Генриха и где его застанут, с Божьего помощью, атаковать и разбить, дабы он с корпусом своим не мог бы уже ему, генералу Гаддику, в произведении, нынешних операций, никакого помешательства чинить; а Генерал-поручику Маркуеру приказано, между тем, Столпинский лагерь занять, и притом от следствия баталии профитовать; оный от 8 до 10 тысяч состоит.В противном же случай, ежели принц Генрих, который от 20 до 25 тысяч считается, не захочет дать баталии и ретируется назад чрез реку Эльбу в Саксонию, то его тогда покинуть и следовать помянутому генералу Гаддику чрез Верхнюю и Нижнюю Лузацию, прямо на Саган в Силезию, наблюдая того, чтоб король не мог иметь как с принцем Генрихом, так и с графом Дона сближения или какой-нибудь с Бранденбуриею и Саксониею коммуникации.
Сей, генерала Гаддика, марш принудит короля из нынешней позиции выступить, а когда сие последует, то уже и я дальнейшей опасности о Богемии не имею, и со всею армиею его атаковать искать буду; а граф Гарш, который уже некоторые авантажи над неприятелем имеет, — форсирует 30 тысячами Ландсгут. По сему распоряжению генерал Лаудон уже в поход от Лаубана сего числа выступил; а его место займет, состоящий пред.Фридбургом на правом крыле армии, генерал-поручик Бук; а на мвсто его послан генерал-майор Шишкович с гренадерскими батальонами, Чрез сие неприятель совершенно в великое утеснение придти может -, особливо, когда удастся разбить принца Генриха, то тогда король принужден будет приблизиться к Сагану, куда и я придти не опоздаю. В таком случай, генерала Гаддика, для отдаления графа Дона от российской армии, отправлю на Франкфурта и Берлин,
[81] которые города ему, графу Дону, закрывать нужно будет. Между тем российская армия сблизиться и с нами соединиться может, тогда уже мы в состоянии будем операции производить, куда, по случаю надобности, для общей пользы потребно будет. Я ничего способнейшего для исполнения всевысочайше апробованного плана изыскать не мог, и надеюсь что то все может в действие придти. Растолковав мне карту, присовокупил: "я уповаю, что иного способа нет для облегчения российской армии и для победы общего неприятеля". Я в случай сем, принеся ему мою благодарность за доверенность сию, осмелился ему припомнить, что, когда принц Генрих в драку не вступит и назад чрез Эльбу пойдет, а генерал Гаддик в назначенное ему место отправится, в Богемию же, находящаяся армия оттуда выйдет, то принц Генрих в состоянии без помешательства войти в Богемию, и тем его фельдмаршала вышепрописанной диспозиции помешательство сделать. Он на сие отозваться изволил: "в таком случае генерал-поручику Маркуеру, которому приказано Столпенские высоты занять, за принцем Генрихом стороною следовать, закрывая Богемию, а между тем граф Гарш свободные будет иметь руки тож Богемии помочь"; наконец заключил: "довольно, я уже за тем не остановлюсь".Но вышеобъявленной диспозиции все в движении кроме главных лагерей, т.-е. здешнего и неприятельского.
Французы в славу себе внезапным образом город Минден, близ Касселя, взяли, который бы им не иначе, как порядочною осадою, брать должно. Сим случаем ныне все магазины и побочные крепости, яко Гаммельн, Гильденсгейм и Ганновер, по правой стороне реки Везера, сами собою сдаться принуждены будут; а по левой уже неприятель Герворден (Герфорд) и Мюнстер оставил и ретировался на Оснабрюк, оному должно будет и сей великий магазин оставить и прямо ретироваться великими шагами до Вердена и Бремена, ежели хочет спастись и имеет за собою Стаду (Штаде; Д. М.)). Однако некоторые действительно обнадеживают, что уже Французы сию неприятельскую ретрету из Оснабрюка на город Стаду упредили, почему союзной неприятельской армии иного не остается, как брать ретрету в Голландию, или рисковать баталиею, или к миру склоняться. Случай сей королю Прусскому натурально будет неприятен, а особливо союзнику его.
Ордер баталии здешней австрийской армии, также стороною полученный прусской армии при сем всеподданнейше подношу (При деле нет). [82]
Обыкновенный журнал о здешних военных операциях от 16 по 19 дня при сем тож для всевысочайшего рассмотрения прилагаю. Вашего Императорского Величества и пр.
Иван Шпрингер.
Из главной квартиры деревня Герлицгейм.