XXXIV.
Всепресветлейшая, Державнейшая, Великая Государыня Императрица и Самодержица Всероссийская Государыня Всемилостивейшая!
№ 34. Всеподданнейшею моею реляциею № 33 от 9 — 20 сего месяца, из Бауцена, Вашему Императорскому Величеству донес, что генерал-фельдмаршал Даун, получа известие, что король Прусский пошел на Форст и на Моска, т.е. ближе к российской армии, приказал здешней армии вступить в поход 11 — 22 до Рейхенбаха, куда пришел, никаких новых известий не имели. Итак фельдмаршал рассудил, 13 — 24 при Рейхенбахе простоять; тут получено известие, что принц Генрих от Герлица отошел, почему из Рейхенбаха того же числа, после полудня, карабинеры и гренадеры посланы для занятия Ландскроны и Герлица, а легкие войска для разведывания — куда он марш свой продолжает; от оных рапорты пришли, что неприятель марширует к Ротенбургу, вниз по нему.
Сие известие подтвердило несколько фельдмаршала Дауна в прежнем его мнении, то-есть, что принц Генрих намерен с королем
[103] соединиться. Итак, мы на завтра с армиею пришли до Герлица, где вскоре по прибытии нашем получено известие, что неприятель, дошел до Нейбурга и до Прибуса одним маршем и отдохнув там несколько часов, в две колонны отправился, поворота совсем путь свой в левую сторону.Сей принца Генриха хитрый маневр подал фельдмаршалу несомненную причину думать, что он уже не соединиться с королем намерен, но форсированным маршем выиграть хочет у нас время занять Бауцен и отрезать от Дрездена; следовательно, лишить нас всякого пропитания, ибо мы ныне единственно Дрезденскими магазинами довольствуемся; а из Богемии все почти способы к получении оттуда транспортов пресечены тогда были.
Сей важной причины ради, не взирая, что мы до Герлица сделали марш в две мили, отправились того ж дня, после полудня в три часа, со всею армиею, с тем только, чтоб принца Генриха упредить к Бауцену и намерение его уничтожить. Итак, маршировали мы до Род-Кречена, три мили с половиною, где несколько часов без палаток отдохнув, пошли к Бауцену, куда благополучно и прибыли. Тут застали уже мы гренадер наших и карабинеров, которые одним маршем пришли от Герлица к Бауцену. Принц же Генрих вместо того, чтоб идти на Горс-Верде, как прежде слух был, находился вчерашнего числа между деревень — Яммень, Клиттен и Миклюка, затея передовые свои караулы в Ферстген-Дурау и Бризе (полторы мили от Бауцена), которые однако, по прибыли здешней армии к помянутому городу, отступили с армиею своею прочь к Горс-Верде, где принц Генрих и до днесь находится, Фгделя от себя до четырех тысяч корпус в Каменц.
Все сие доказываешь ясно, что принц Генрих к Дрездену близится и, соединясь с Финком и Вуншем, Дрезден у нас из рук вырвать хочет.
Для предупреждения сего левое крыло здешней армии отправилось в поход к Мариенштерну, куда и мы завтрашнего числа, с правым крылом армии, следовать имеем.
Имперская армия соединено с генералом Гаддиком имела 10 — 21 сего месяца с генералом Финком дело между Мейсеном и деревнею Вильсдорф. Имперцы атаковали неприятеля и некоторый авантаж получили, отбив у него десять орудий разного калибра и один штандарт; в полон взято до семисот человек и с дезертирами, а весь урон неприятельский считают до двух тысяч [104] человек; имперский же около тысячи человек, в числе последних генерал-майор Поцтатки тяжело ранен, и слышно, что уже умер. Сейчас получено известие, что генерал Финк, стоящи! после помянутого дела под Мейсеном, намерен переходить Эльбу, для чего уже и мосты кинуты были; сей переход знатно назначен был для соединения с принцем Генрихом., если-б хитрость его маневра ему удалась, то-есть занять прежде нас Бауцен.
Внезапные сии обеих как здешней, так, и неприятельской армии, движения, которых пред несколькими днями отнюдь предвидеть не можно было, — ужасное сделали замешательство, ежеминутною мест своих переменою, так что никто из наших отделенных корпусов не знал об нас, где мы находимся, ниже о неприятеле, равно как и мы об них были безызвестны.
Хотя всякое с здешней стороны неудачное дело или какого-нибудь генерала оплошность весьма тайно и содержится, однако я под рукою, да и справедливо, известился, что генерал-майор Вела, стоящий с девятьюстами кроат в Шпренберге, взят был неприятелем, а находящееся при нем шестьсот гусар спаслись бегством.
Во время сих маршей от неприятеля до пятисот человек дезертиров прибыло, в котором числе находятся двадцать шесть человек наших в Цорндорфскую баталию взятых, а потом в пру, скую службу определенных (Курсив наш. Д. М.). Я оных за пересечением коммуникации прямо доставить до армги Вашего Императорского Величества не мог, и для того отправил их в Билиц, а оттуда велел идти на Познань и так до армии, исходатайствовав им для дороговизны пропитания, по здешнему окладу, на шесть недель жалованья, также и на провиант деньги.
Вашего Императорского Величества и пр.
Иван Шпрингер.
Главная квартира, город
Бауцен.
Сентября 16 — 27 дня, 1759 года.