ХLVIII

ХLVIII.

Всепресветлейшая, Державнейшая, Великая Государыня Императрица и Самодержица Всероссийская Государыня Всемилостивейшая.

№ 51. После отправленной сего 10 дня всеподданнейшей реляции в завсегдашнем ожидании находился, чтоб чего знатного не учинилось, однако поныне того за ужасными морозами не воспоследовало; неприятель упрямится отступать, а мы не отважимся атаковать; но всяк ожидает одержать свой авантаж, почему как с одной, так и с другой стороны весьма укрепились, и тем с часу на час более невозможности становится. Король Пруссии в Фрейберге силою утверждается и, как видно, в том месте намерен установиться, ибо из Магдебурга и Виттенберга немалый привоз магазина и прочих амуничных припасов, а для содержания Кессельсдорфского лагеря и всей земли за собою в окружности от обывателей и крестьян побрал  — постелей и перины к употреблению в палатках для обогревания солдат.

Генерал Бек с корпусом, находящимся под Мейсеном, приблизился к Дрездену, в опасности, чтоб от короля не отрезан был, ибо Эльба река уже замерзла и всюду переходить можно; оный сжег двадцать семь судов с провиантом и амунициею, следующих из Виттенберга. Неприятель несколько батальонов и эскадронов из Кессельсдорфского лагеря переслал чрез реку при деревне Бризниц, навстречу, от Шведов, следующего генерала Мантейфеля к Виттенбергу; понеже в тех местах им дела ныне никакого нет, ибо Шведы уже в зимние квартиры вступили; главная их квартира — в Грейфсвальде, и ожидают к предбудущей весне пятнадцать тысяч подмоги. объявленный генерал Мантейфель за неделю со своим деташементом, который счисляется от пяти до шести тысяч войска, находился в Берлине, для чего от генерала Бека сто уланов в Гроссен-Гайн, чтоб об его точном приближении знать можно, поставлено.

Генерал от кавалерии граф Одонел третьего дня сменен генералом Гаддиком при Дипольдисвальде, которому по отбытии генерала-фельдмаршала иметь при кордоне и форпостах главную команду; а означенному графу Одонелю — вступить с кавалериею в винтер -квартиры в Богемию.

Генерал-майор Прентано еще со своим корпусом в прежнем месте — на левом крыле армии и содержит свои форпосты [133] между Фрейбергом неприятельским правым крылом, в называемом Таранднервальде.

От неприятеля каждый день из гусар и кавалерии по восьми, по двенадцати и до двадцати человек дезертиров; оные объявляют генерально, что нужду за морозами снести нельзя, к тому-ж и дороговизна несказанная. Оных же в месяц, покуда здесь стоим, до пяти сот человек счисляют, а от пехоты весьма мало, окромя из фрей-батальонов. Со здешней стороны обнадеживают, что после Максенского дела, дезерции при армии почитай нету; но оное несколько невероятно. Больных весьма умножается, и нет того полка, чтоб не было от трех до четырех сот человек. Репортиции о расположении по винтер-квартирам совсем сделаны таким образом, чтоб всей армии пехотным полкам остаться в Саксонии и часть кавалерии, а прочим расположиться для фуража в Богемии. Главная квартира имеет быть в Пирно, однако по ныне нет расхода, и уповательно до нового года еще в поле останемся, в ожидании, может быть, нечаянных успехов.

Неприятель, как видно, намерен Эрц-Гебирге и Фохтландию одержать, дабы из Империи рекрутами и деньгами довольствоваться. Имперская армия хотя во Франконии, для закрыла Империи, и вошла, но не в состоянии будет надлежащий отпор оным чинить; разве генерал Гаддик из здешней армии, в надобных случаях, помогать будет; о чем впредь более в состояли буду пространнее изъясниться.

Герцог Виртембергский как скоро дошел до Фульды также скоро сюрпренирован, потеряв своих гренадер и два батальона, до тысячи пятисот человек, — возвратился во Франконию. Саксонского войска девять батальонов будут зимовать в Вирцбурге, куда уповают и оставшиеся восемь батальонов при Франкфурте-на-Майне тож прибудут.

Французская армия расположится в зимние квартиры по реке Майн, сдвоя в городе Гисен гарнизон а тяжелые обозы и тягости отправлены назад чрез реку Рейн.

Шесть дней рядом у генерал-фельдмаршала содержан был капитель о выборе новых кавалеров, которых немалое число как великого, так и малого креста назначены, и отправлено для апробации Императору, яко гроссмейстеру того ордена.

Генеральное произвождение в генералитетские чины уже при дворе учинено; но здесь при армии от генерал-фельдмаршала по ныне не публиковано, по причине, что младшие повышены, а [134] старшие остались, дабы от оных жалоб не слышать. Оные, видя свою обиду, один за одним позволение требуют в дома, которым и дозволяется, что немалое огорчение чинит, и от службы совсем отстают. Произвождение так велико, что за три года иные капитанами и майорами были, ныне уже в генералы попали. Награждения от Её Величества Императрицы Королевы Венгеро-Богемской весьма чрезвычайны; лишь бы и услуги того-ж. качества были.

Находящейся при здешней армии генерал граф Монтазет отправляется отсюда в Вену, а оттуда уповательно для предбудущих операции ко двору, в Париж. Их флот заподлинно, по здешним известиям, под повелением адмирала фон-Фланга, который сам на шлюпки спасся, немалый урон имел: потоплено, разбито и на мель нагнано всех шестнадцать линейных кораблей; оное немалое помешательство в их предприятиях на английские берега учинило. Здесь прикраску чинят, якобы оная победа от великого штурма учинена, а не от неприятеля, ибо и Англичане тож, а может быть и более потеряли, которые втрое их сильнее были.

Сего числа получил я расписание о расположении здешней армии по квартирам и на форпосты, которого списав точную копии при сем всеподданнейше подношу (Смотр, ниже документ № а, где представлено подробное расписание передовых войск. Все остальные войска были внутри указанного района. Д. М.).

Оныя весьма тесно расположены, а лишние тягости, больные и усталые лошади отправляются в Богемии. Генерал-фельдмаршал уповательно нескоро отсюда отправится и должен по обстоятельствам может быть и всю зиму остаться при армии; ибо король весьма его отправления в Вену, как слышно, ожидает, присовокупя к себе следующую колонгу из Силезии от генерала Фукета, тож и от генерала Мантейфеля из Берлина за ненадобностью в тех околичностях войска.

Вашего Императорского Величества и проч.

Иван Шпрингер.

Главная квартира, город Дрезден.
Декабря  20 дни, 1759 г.