LХIХ

LХIХ.

Всепресветлейшая, Державнейшая, Великая Государыня Императрица и Самодержица Всероссийская Государыня Всемилостивейшая!

№ 50 (К этому времени относится письмо графа Воронцова к Салтыкову (Архив князя Воронцова, т. в, стр. 368). Смотр, также док. XXIX и XXX. Д. М.). По написании предыдущей моей реляции за поздним временем и будучи неприятель в близости — курьера вчера ночью отправить не хотел, дабы иногда неприятельским партиям в руки не попался. А по полуночи в 3 часу прибыл ко мне, посланный от генерал-фельдмаршала графа Дауна, генерал-майор Жакмен с словесным представлением, чтоб мне, когда король Прусский от нынешней его позиции к Саксонии поворотит, с армиею к Либену маршировать, для удержания его от продолжения похода еще до шести или семи дней, чтоб король в Саксонию вступить не мог прежде. А он действительно чрез Нейсе двумя колоннами от Форста и от Моски пошел к Сорау, на встречу принцу Генриху, для дачи ему баталии, обнадеживая при том, что он принца Генриха, буде бы хот м стараться к королем соединиться, — с своей стороны не допустить.

Я на сию его пропозицию ответствовал, что он уже довольно опытов имtл, что я, в силу Вашего Императорского Величества указов, для общей пользы высоких союзников, все то делал и делаю, что только возможно, но за королем к Либену, то-есть по дороге в Саксонию, следовать не в состоянии по следующим весьма важным причинам. Что чем более от Одера отдаляться стал бы, тем более армию опасности подвергнул бы, ибо коммуникация совсем из Польши отрезана была бы; откуда и ожидаю не только провианта, денежной не малой суммы, несколько полков и лошадей, [183] но и артиллерии, ибо всему тому уже на Кроссен следовать велено Сверх же того лошади при армии и повозки в крайнем несостоянии; а ежели король Прусский на Котбус пойдет, то я к Губену с армиею маршировать стану, для воспрепятствования ему соединений с принцем Генрихом по крайней возможности.

Вашего Императорского Величества из сего генерал-фельдмаршала, графа Дауна, пребывания усмотреть изволите, что старание прилагается армию Вашего Императорского Величества глубже в землю завести и от Одера отдалить, чем, как и в предыдущем моем  доношении представил, оная опасность была б; ибо, сим, далее в   землю, вступлением, много времени потеряно было б к обнадеживанию винтер-квартир, кои нам в Силезии оферированы, тем  наипаче, что придется около половины сентября в Силезии вступить  следовательно в начали октября осаду Нейсы начать, коея может, более шести недель продлиться; итак, до декабря месяца люди в, лагере стоять принуждены, кои, как уже донесено, не только в епанчах недостаток имеют, но так мундиром, как и обувку обносились, и по строгости ненастливых погод неприятным следствиям подвержены, о котором я упомянуть не дерзаю. И для того раболепнейше прошу всемилостивейше указами меня наставить — какие меры для соблюдения Вашего Величества войска впредь принять. надлежит, до получения которых я принужден буду с графом Дауном в операции согласоваться.

Граф Петр Салтыков.

Либерозе.
Августа 21 числа, 1759 г.