№ 119
Регламент для Королевского советаПариж, 23 октября 1563 г.
Король, видя в своем совете большой беспорядок и неудобство, проистекающие от того, что при таком большом составе нельзя обсуждать дела столь секретно и глубоко, как это требуется и необходимо для блага его службы, и желая установить в нем столь хороший порядок и регламент, чтобы впредь каждый знал, что он должен будет делать, объявил, что он желает и повелевает, дабы отныне по утрам, когда он будет обсуждать свои дела, не было бы никого для участия в обсуждении дел, кроме господ принца Наваррского, кардинала Бурбонского, принца де Конде, герцога де Монпансье и принца де Ларошсюриона, господ принцев, коннетабля, канцлера, маршалов Франции, сеньоров и других, которые состояли в совете покойного короля, его отца, а также сеньоров де Гоннора и де Шона, сеньора де Сипьера и в его отсутствие сеньора де Лансака, четырех государственных секретарей, казначея казначейства и г. Дюперона, который останется, чтобы одевать короля, причем никто из лакеев и никто другой, кто бы он ни был, там не должен оставаться; [король] желает, чтобы затем никто не мог быть туда приглашен, прежде
[327] чем число членов не будет доведено до двенадцати, чтобы потом призвать туда на их места других из его совета.[Король] также желает и повелевает, чтобы отныне, когда будут получены пакеты и письма, никто бы к ним не прикасался, не будучи для этого позван, за исключением господ принцев крови, монсеньера кардинала Лотарингского, господина коннетабля и монсеньера канцлера и секретаря, который принесет депешу, и чтобы все другие пакеты и письма, касающиеся службы короля, передавались в руки секретарей согласно их компетенции, а не направлялись в другое место; секретари же должны принести их в закрытом виде королеве, которая затем покажет их королю.
По понедельникам должны быть заседания финансового совета, на которых будут присутствовать король и только те, которые бывают на утреннем совете, сеньоры де Гранвиль и Вуазенлье и тот из финансовых секретарей, который окажется при дворе; на каковом совете будут доложены все дела, относящиеся к названным финансам, и дан отчет о всех принятых мероприятиях, а также решено то, что нужно будет сделать в течение всей недели; заседает указанный совет в комнате короля.
По четвергам должны быть заседания военного совета, где будут присутствовать король, господа кардиналы Бурбонский и Лотарингский, все принцы и другие военные члены совета, 1 губернаторы провинций и генерал галер, главный мастер и генеральный капитан артиллерии, государственные секретари и казначей казначейства. Казначеи военных и экстраординарных расходов и генеральный контролер военных расходов останутся снаружи, чтобы быть наготове, если их позовут; заседает указанный совет в комнате короля.
По средам и субботам должны быть заседания совета по судебным делам, на которых должны присутствовать все члены совета и должен быть сохранен и поддержан регламент, установленный в Венсенском лесу для послеобеденного совета. Указанный сеньор [король] поручил господину кардиналу Бурбонскому или тому, кто будет председательствовать в совете, позаботиться о соблюдении упомянутого регламента, для чего он будет вновь зачитан.
По воскресеньям и средам сразу же после обеда король даст аудиенцию в течение одного часа всем, кто будет в ней нуждаться, на каковой аудиенции будут присутствовать два докладчика и один из государственных секретарей, каждый по очереди, и капитан гвардии, который будет следить, чтобы никто не приближался, кроме тех, которые имеют надобность говорить с ним (
т. е. королем, — Ред.), причем один после другого. Дано в Париже, 23-го дня октября 1563.Собственноручные подписи: Карл.
Роберте.
Авт. 21/1, № 20.Комментарии
1. Военные советники назывались “conseillers de robe courte” (т. е. советники в коротких мантиях), в отличие от чиновников, именовавшихся “conseillers de robe longue” (т. е. советники в длинных мантиях).