№ 133
1650 г. сентября 17. — Протестация мозырской cтаростины И. Ходкевич на мещан м. Малеча, отказавшихся выполнять повинности, без ее ведома получивших привилеи на магдебургское право и войтовство и избравших магистрат
Государственный воеводский архив в Кракове, архив Ходкевичей в Млинове, фасцикула XXI. Копия.
Выпись из книг гродских Брестского староства года от рождения сына божьего 1650, сентября 17
Ко мне, Александру Шуйскому, хорунжему и подстаросте брестскому, на врад гродский прислала вельможная е. м. п. мозырская Старостина Изабелла Ляцка Ходкевичева свой рассказ на письме для вписания в книги врадовые, следующими словами писанный: Милостивый Брестский гродский суд.
Я, Изабелла Ляцка Ходкевичева, старостина Мозыря, жалуюсь и ставлю в известность вашу милость, как суд, о великом бесправии совершенном мне е. м. п. Яном Войно, который называл себя дворянином, будто бы посланным казной е. к. м. в местечко Мальча, относящееся к моему Блуденскому владению. Я получила верное известие от е. м. п. Криштофа Решки, управляющего тогда моим Блуденским владением о том, что Войно, посоветовавшись по душам и сговорившись с неким Гурским Казимиром, как будто бы на основании магдебургского права, привилегированным войтом местечка Мальча, человеком здесь, в В. кн. Литовском, никому не известным и не имеющим [349]
нигде места жительства. Они как сами, так и с помощью различных подчиненных им лиц в разные дни и при различных случаях, сговорившись с мещанами моего владения в местечке Мальча, советуя им организовать бунты и своеволие против меня, владелицы их, находящейся теперь как раз в моем сиротстве, по примеру недавней казацкой ребелии. По их воле, совету и по единомышленному е. м. п. Войны и этого Гурского внушению, несмотря на проверку, проведенную ревизорами, присланными его королевской милостью вместе с финансовым чиновником, и несмотря на большое количество декретов его королевской милости, которые были подтверждены как эта проверка, так и все получаемые от местечка Мальча повинности, эти же мои малецкие мещане посмели и решились получить акт подтверждения какой-то привилегии на магдебургское право, будто бы предоставленной без моего ведома, составленный в Бяловеже 12 октября настоящего 1650 г. И эту привилегию, полученную несправедливо, без моего разрешения и ведома, как и вторую, будто бы на войтовство магдебургского права, которого никогда не бывало, на дом, названный Радковщизна, вместе с двумя принадлежащими к нему городскими волоками, полученные ходатайством е. м. п. Войны. Тот же е. м. п. Войно, приводя в исполнение эти привилегии, прибыл сам лично в местечко Мальча, и не соблюдая того, что предписывает магдебургское право (чтобы достойные лица рекомендовал магистрату владелец или его подстароста) сам, вместе с этим же мнимым войтом Гурским, не только местных, простых людей, не знающих ни письма, ни как пользоваться правом, решился собрать всех их, взбунтовав и приказав им, чтобы они с этого времени не подчинялись и не выполняли всяких повинностей в пользу двора. Но, более того, по-видимому, за его немалыми усилиями, избрав в корчме из общины восемь человек в члены магистрата магдебургского права, а девятого того же Гурского, как главного, на должность войта, посмел выслушать присягу. Но кроме этого, с еще большим для меня ущербом и обидой, дом в этом местечке, названный Радковщизна, вместе с двумя городскими волоками, не предоставляя мне времени подтвердить мое право, несмотря на мое право и обеспечение документом, насильно передал и ввел во владение и поручил полную власть над ним упомянутому Гурскому, который, несправедливо поступая, обманув канцелярию его королевской милости, упросил, чтобы когда-то [бывший] войтовский дом и волоки ему принадлежали, и решился незаконно на это получить привилегию.Из-за такого тогда бесправия, желая судиться с е. м. п. Войно, с мнимым войтом Гурским, с ними именно, как зачинщиками, а также и с этими мещанами, которые принесли присягу, как по поводу того, что они получили таковую привилегию на выпрошенное обманом имущество, так и по поводу всех убытков, бунтов, непослушенства, невыполнения обычных повинностей, вношу эту жалобу в книги и прошу, чтобы была принята и записана.
Что есть принята и записана, с которых в. е. м. п. Изабелле Ляцкой Ходкевичевой, мозырской cтаростине, выдана эта выпись с врадовой печатью и подписью писаря.
Писан в Бересто.
Казимир Витовский, писарь.