Neue Seite 153

№ 149

1651 г. марта 5. — Письмо польского гетмана М. Калиновского подканцлеру А. Лещинскому о занятии им крепости Стены

Главный архив древних актов в Варшаве, Радзивилловский архив, отдел II, тека 9, № 1247. Копия.

Копия письма от е. м. п. воеводы черниговского е. м. п. коронному подканцлеру от 5 марта 1651 года из лагеря под Стеной

Что тут происходит, я непременно сообщаю в. м. м. пану. Теперь даю знать в. м. м. м. пану о [ходе] действий.

Несмотря на малочисленность войска, несмотря на то, что как в наших, так и в иноземных хоругвях, за исключением нескольких наших, остается еле половина [жолнеров], все кто могут, собираются и слуги е. к. в. не отказываются действовать. Взяв и приведя в повиновение Шаргород, Черновцы, Мурафу и Садковцы, я подошел под Стену, крепость, подобную Каменцу. Благодаря храбрости и наступлению с трех сторон [мы] взяли новый город с фольварками, охраняемый многими тысячами людей, ибо с одной стороны наступал мой сын п. обозный, посередине п. воевода брацлавский, а с левого крыла п. Корецкий с рыцарями-добровольцами. Согнав со своим полком и полком е. м. п. воеводы русского ту казацкую ... массу с правого крыла, сын мой занял [Стену] с помощью е. м. п. воеводы брацлавского. И поскольку в течение ночи с пятницы на субботу никакой не было возможности взять штурмом верхний город, именно из-за его естественной позиции, а также вследствие того, что не прибыла ни одна хоругвь, кроме двух завербованных — моей и е. м. п. Тышкевича, старосты житомирского, списки которых я посылаю, в помиловании не отказывали просящему милосердия.

Окончив таким образом операцию в Стене, я двигаюсь к Черновцам, где не забуду внимательно следить за враждебными замыслами Хмельницкого, наступающего с войсками, как своими, так и татарскими. Что будет происходить далее, не премину известить в. м. м. п., хотя у меня нет почты и иметь ее не могу, (не знаю по чьей вине).

Не могу продолжать писать, так как стою под открытым небом. Довожу только до сведения в. м. м. пана, что не имею простых пушкарей, которые умели бы обращаться с огневым делом, и возчиков амуниции. Поэтому половину ее я должен был оставить в Каменце, откуда я должен взять пехоту п. Доважевского, ибо иной у меня слишком мало. Следовательно, нужно, чтобы е. к. в. снабдил Каменец иной пехотой и назначил искусного мужа для этой крепости.

При этом отдаюсь со своей службой в. м. м. п.

В лагере под Стеной 5 марта 1651 года.

Ради бога, пусть войска наступают, пока время и пора, ибо после этой трудной оказии я сомневаюсь.., чтобы с этой скудостью я мог достаточно соответствовать призванию моей должности, когда будет наступать большая неприятельская сила.