Neue Seite 168

№ 164

1651 г. мая 21. Донесение о бое под Купчинцами и о соединении каменецкого отряда польских войск с королевскими войсками

Государственный воеводский архив в Гданьске, шифр 300.29/135, лл. 300301. Копия.

Из лагеря под Сокалем, мая 21 дня 1651

Написав в. м. п. с предыдущей почтой о том, как мы остановились под Сокалем и какие слухи [тогда] ходили, я теперь снова возвращаюсь к этому и сообщаю, что кварцяное войско с е. м. п. гетманом польным коронным и воеводой брацлавским, который вчера с порядочной группой офицеров приветствовал к. е. м., остановилось по милости г. [бога] в трех милях от нас, переправившись через Буг под Добротвором и Каменкой.

Не добился, следовательно, успеха в своем предприятии этот нечестивый Тамерлан (В тексте — Тамерланин), который намеревался было уничтожить или окружить то войско, о котором [сам] был высокого мнения, для чего отправил было десять отборных конных казацких полков с татарами, сам держась недалеко для значительного усилия их. Ловкость и благоразумие выше упомянутых их м. м. сделала по божьей милости то, что они разбили этого неприятеля и поганство (как я уже писал) между Яковом и Зборовом, под Купчинцами. Кроме того, погиб Некараз-мурза, и другой Нитщох-мурза, не зная их изменений (Т. е. маневров Калиновского и Лянцкоронского) попал в кандалы. [Он] татарин знатного происхождения, вождь и большой воин, мужчина молодой и бодрый, который замещал здесь крымского хана. Султан Кази-бей перекопский — тоже там пал. Не ушла бы и нога этого неприятеля, если бы войско не потеряло лошадей и провианта, — так что, бедняги, одни пешком, другие, поганяя перед собой лошадей, почти так, как под Збаражем, очень утомленные постоянной настороженностью и голодом, пришли, как нищие, прося хлеба.

Вчера Забуский вернулся с разъездов. Он привел десять старых реестровых казаков, которых взял возле самого войска казацкого, рискуя жизнью. Все они согласно показывают, что Хмельницкий, не зная еще о е. к. м., направляется с войском под Владимир, надеясь застать там их мм. пп. гетманов с небольшим войском. Его полки переправлялись уже под Тернополем, а сам он был за милю или полторы от Тернополя, миль за 16 от Сокаля.

Поэтому е. к. м. и все ожидают этого нечестивца около четверга или будущей пятницы здесь, под Сокалем, так как он с войском ежедневно будет проходить полторы-две мили. Черни имеет при себе [столько], сколько имел под Збаражем, но татар уже не так много. [421]

В тот же день перед самым вечером е. м. господарь валахский сообщил, что волнения в Турции не улеглись, что дела венецианцев притом идут хорошо на суше и на море. Персидский король тоже начал наступление с большими войсками. Крымского хана уже не будет 128. Он вернул назад, по-видимому, по приказу турецкого царя, буджацкую орду, которая уже было переправилась на нашу сторону. Кроме того, он опасается и черкасских татар, которые свергли иго и подняли против него войну.

О величине войска писал я уже в. м., однако, я очень ошибся, так как под Сокалем нет его больше, чем 20 тысяч, и то конницы мало, больше пехоты. А того кварцяного [войска] могло бы быть [годного] к бою до 12 тысяч, если бы их м. м., у которых по несколько лошадей, хотели помочь им лошадьми и соответствующим провиантом из обоза. Однако они отнимают его для себя. Пожалуй, в столь тяжелом положении дойдет [все же] до этого. Столь много войска, как Речь Посполитая постановила, то есть 36 тысяч, не выступит в этой экспедиции, еле с добровольцами [столько] насчитают.

В качестве гарнизона Хмельницкий по просьбе мещан послал 3 тысячи конницы, закрыв все проходы на Волыни.

Ничего достоверного не известно о войске литовском, сделало ли оно что-либо хорошее, хотя князь е. м. 129 часто подбадривает к. е. м. письмами.

Их мм. пп. Любомирских и е. м. п .Замойского ожидаем на днях. О людях кн. Доминика сообщают, что [они] остаются в Дубно, их полторы тысячи, и такое же количество прибыло к ним с разных сторон. Был ли там сам Хмельницкий, который, как показывали языки, направился было туда, или послал кого за себя на то войско — достоверно ничего не известно.


Комментарии

128. Зимой и весной 1651 года между Богданом Хмельницким и польским правительством шла упорная дипломатическая борьба за влияние на политику Турции. Польское правительство добивалось, чтобы турецкий султан запретил крымскому хану оказывать военную помощь украинской армии. Богдан Хмельницкий добился того, что турецкое правительство приказало крымскому хану выступить на помощь украинской армии против поляков.

129. Речь идет о литовском польном гетмане Януше Радзивилле, который фактически командовал всей литовской армией (см. примечание 52).