Neue Seite 30

№ 28

1648 г. июля 15. Письмо ксендза Старовольского из За-мостья в Краков с сообщением о сборе польских войск под Глинянами и о снабжении украинским населением повстанческой армии оружием

Государственный воеводский архив в Кракове, Ягеллонская библиотека в Кракове, рукопись № 90, л. 5 об. Копия.

Копия письма от е. м. ксендза Старовольского из Замостья

Мне весьма милостивый пан и пр., и пр.

У нас в Замостье полно шляхты, монахов, монашек, иезуитов, однако дороговизны нет, так как отовсюду завозят продовольствие и запасаются им. Как в замке, так и в городе исправляют стены, ежедневно обучают пехоту и мещан. А в панских местечках силой отнимают свинец и порох у русских, которые везут его для казаков.

Прибыла тоже к нам сама п. жена виденского воеводы тетка е. [78] м. с. п. краковской. Та находится со всеми своими придворными на господском иждивении.

В день св. Антония из Падуи к нам поступило радостное известие, которое повторилось уже из нескольких мест и о котором в Варшаву и в. м. м. в Краков сообщено, что кн. Иеремия Вишневецкий в день святой троицы разгромил татар под Трехтемировом в двух милях за Переяславом.

Татар, которые разгромили наших гетманов между Корсунем и Богуславом на реке Роси, было с казаками 30 тысяч. Добившись победы, казаки пошли в Белую Церковь и там с вождем Хмельницким окопались. При нем осталось 10 тысяч татар. А 20 тысяч, захватив людей наших в селах, [а также] скот и другую добычу, возвращались в Крым; их-то князь и разгромил, отняв у них всю добычу, [а также] и пленных, взятых из войска нашего, и между ними п. гетмана великого; куда девался польный гетман — неизвестно.

Сенявского, ранее подстреленного в ногу, татары выпустили в крестьянской сермяге, уложили на солому и парой лошадей отвезли в Меджибож. А он должен дать им за себя 20 тысяч червонных злотых и 30 турецких коней, за что поручился п. краковский.

А п. краковский тоже должен был дать за себя 20 тысяч червонных и 100 плененных татар. Но так как его и все это воинство, которое находилось у татар, князь отбил, то думаю, что п. Сенявский ничего в орду не пошлет. Вчера он должен был выехать из Бережан во Львов с целью лечения и приобретения денег на выкуп. Часть его воинства тоже отпустили.

Одержав победу, кн. е. м. узнал, что крестьяне, которые за Днестром бунтовали, как его подданные, так и чужие, двинулись в количестве нескольких тысяч с вождем своим Амилей на помощь казакам. Ударив по ним во вторник, он разгромил их всех, а сам двинулся в Белую Церковь против казаков и татар. Но тут ему шпионы донесли, что хан татарский, не зная еще о разгроме своих и считая, что они большую добычу везут, сам двинулся с несколькими десятками тысяч орды и хочет стать кошем под Кременцем, направляя при этом во все стороны загоны. Поэтому мы не знаем, куда е. м. кн. направится.

Утверждают, что с ним 30 тысяч человек, считая и тех, которые он отбил у татар, и тех, которые сейчас отовсюду к нему начали стекаться. При нем люди нашего п. Замойского, часть которых была также при п. гетмане. Те из них, которые убежали, уже вернулись, а о других ничего не знаем, ибо казаки, поймав кого-либо из шляхты, рубили ему голову, если он был лях, и оставляли в живых, если он был русин.

В день св. Антония епископа был в Замостье п. Осинский, который ведет на Украину двенадцать сотен королевской гвардии. Собраться должны под Глиняками. Кн. Доминик имеет несколько сот человек в Дубно, а к нему присоединился воевода киевский с несколькими сотнями. Люблинцы собирают 500, львовяне уже имеют 500 и сами при этом готовятся к посполитому рушению. Белзане проводят сегодня свой сеймик. Что решат, не знаем. Подоляне с воеводой своим стоят уже лагерем под Кременцом.

Думаю, что все, даст п. бог, соберутся через две недели и пойдут к кн. Вишневецкому, который имеет в войске своем немало москвы, [79] завербованных, а как говорят другие, нарочно присланных царем по просьбе князя против татар.

П. Сапега, подканцлер литовский, как слышу, собирает людей немало.

Из Венгрии писал нам слуга п. Замойского, что Ракочи с войском в поле, а при нем имеется несколько тысяч турок. Остерегайтесь в. м. м., чтобы он под Краковом не появился.

В Опатове сандомирцы выбрали 10 поветовых ротмистров и быстро вербуют. Также все паны стараются набрать людей.

П. коронный хорунжий, который нас с казаками поссорил, отняв у того же Хмельницкого имение и избив брата его палками 35, сидит до сих пор дома в Бродах, мало людей имеет, денег совершенно у него нет, ибо городом его завладели казаки.

Воевода киевский послал 400 своих людей в Бердичев (В тексте «Бердыков»), чтобы защищали город, так как он там поселил много босых монахов. Они же пришли и приказали монахам убираться прочь, говоря, что в противном случае потопят их. Эти босые были у нас в Замостье и рассказали, что они бросили церковного серебра больше, чем на 30 тысяч и пр., и пр.

Дано в Замостье дня 15 июля г. 1648.

В м. м. м. пана слуга послушный и друг кс. Старовольский, кантор тарновский.


Комментарии

35. По более достверным данным был избит не брат, а сын Богдана Хмельницкого (см. «Памятники, изданные временной комиссией для разбора древних актов», 2 изд., том I — II, стр. 195).