№ 260
1653 г. мая 30. — Универсал польского короля Яна Казимира к шляхте Волынского воеводства об организации посполитого рушения для борьбы против украинского народа
Государственный воеводский архив в Кракове, Архив Сангушек, тека VI, л. 161. Подлинник.
Ян Казимир.
Вельможным, высокорожденным, шляхетным управителям коронным и земским, а также и всем другим милым нам подданным, находящимся в землях и уездах воеводства Волынского, любезно и преданно посылаем нашу королевскую милость.
Любезные и преданные нам, милые. Считая, что самое большое счастье для нас видеть наше милое отечество в наше царствование наслаждающимся цветущим покоем, мы охотно отдаем свои труды и старанья на то, чтобы освободить себя и сынов отечества от тяжелого бремени, чтобы открыть для потомства свободный путь; наконец, жертвуя своим здоровьем, стараемся сохранить целость отечества.
Это именно является причиной частого созыва сеймов. [Мы их созываем] для того, чтобы, заботясь о всеобщем благополучии, основывать [свои действия] на общих решениях. Так мы поступили на прошлом сейме, на котором мы объяснили всем сословиям Речи Посполитой, что приближающаяся опасность от вероломного врага, соединившегося с язычниками для нашей погибели, требует или посполитого рушения, или лановых солдат. Но на это не было согласия, хотя мы старались всеми способами, проводя бессонные ночи в трудах, привести к этому разрозненные умы и мнения. Так как все же общее согласие не было достигнуто, то послы решили изложить все дело братьям-шляхтичам на реляционных сеймиках, хотя мы именем Речи Посполитой предостерегали их в том, что разногласия между сеймиками вызовут замешательства в воеводствах, которые только сейм может примирить.
Все же нам пришлось с этим считаться. Так как разные люди предлагали разные способы этой обороны, мы разослали наши письма на упомянутые сеймики, уговаривая и призывая к общему спасению отечества вас, любезных и преданных, которые, желая сохранить равенство в походе, ввели громадное неравенство в Речи Посполитой.
В то время, когда одни воеводства постановили дать лановых [671] солдат (возлагая эту тяжесть как на наши владения, так и на владения духовного сословия, против чего многие епископы и капитулы внесли протесты) и некоторые взялись снарядить для этого ланового набора по одному солдату от двадцати волок, а иные по одному от шестнадцати, пятнадцати, двенадцати, десяти, шести и пяти [волок], другие вынесли решение, что не двинутся из своих воеводств, пока не выступят главные воеводства и не пройдут мимо них. [А третьи] не приняли никакого решения [о поборе] как, например, воеводство великопольское к другие, чем задержали движение в других воеводствах.
Видя это, мы решили обратиться к вам, чтобы вы, узнав о таком беспорядке, обратили свои усилия к тому способу обороны, который был утвержден в правах благочестивыми постановлениями наших предков и утвержден самими обычаями в нашем отечестве, то есть к посполитому рушению, которое всегда применялось с успехом не только в прежние, но уже и в наши времена. И мы вполне уверены, что при помощи всемогущего бога его применение будет счастливым и теперь.
Итак, основываясь на горячей любви ваших милостей, любезных и преданных нашему общему отечеству, мы настоятельно требуем, чтобы вы, имея перед глазами достойные дела своих храбрых предков и добытые ими заслуги и гербы, и восприняв их неустрашимые ум и сердце, не побоялись взять на себя немного этих трудов, за которые вы, любезные и преданные, и ваше милое потомство будете вознаграждены бессмертной славой и долгим спокойствием измученного отечества.
Господь бог воззрит на эту храбрость, которую вы проявите прежде всего для славы его костелов и святых алтарей. От одного вида благочестивых полков верного богу народа клятвопреступник будет бояться и отступать, а раб поддаст без... шею свою свободным и благородным саблям.
Мы сами, любезные и преданные, желая быть вам в этом примером, направляемся туда своей особой.
Оттуда, если в случае внезапной и большой надобности, вас, любезных и преданных, пришлось бы нам призвать (тем более, что мы не уверены в спокойствии и на литовской границе, куда, как имеются у нас сведения, приближаются соседские войска 196, справедливо подозреваемые во враждебных намерениях) и если бы, за недостатком времени, пришлось бы выслать только одни вици вместо первых, вторых и третьих 197, то мы настоятельно и горячо требуем, чтобы вы, любезные и преданные, каждый согласно своей обязанности, предписанной законом, собирались к нашей особе, считая это наше теперешнее объявление предупреждением и сигналом к полной готовности.
Приказываем городским управлениям объявлять этот наш универсал, подписанный нашей собственной рукой и скрепленный коронной печатью.
Дан в Варшаве, дня тридцатого месяца мая, года божьего 1653, нашего польского царствования 6, шведского 6 года.
Ян Казимир король.
Барановский референдарь, правитель канцелярии его королевского величества.
196. Имеются в виду русские войска.
197. По установившемуся в феодальной Речи Посполитой обычаю король издавал одно за другим три объявления («вици»), о созыве посполитого рушения. После третьих вицей шляхта обязана была немедленно явиться в войско. В исключительных случаях первые «вици» включали в себя указание: «Это объявление считается и вторым и третьим», и тогда шляхта обязана была немедленно итти в войско.