№ 261
1653 г. июня 10. — Проект резолюции семиградского князя Ю. Ракоци на предложения посла польского правительства Яскульского о создании широкой коалиции против восставшего украинского народа
Главный архив древних актов в Варшаве, Коронный архив в Варшаве,отдел венгерский и семиградский, картон 64, № 9. Подлинник.Резолюция о тех делах, о которых вельможный пан посол ясновельможного пана польного коронного гетмана подал предложение согласно с инструкцией.
Во-первых, его высочество за ту постоянную благосклонность ясновельможного пана гетмана к его высочеству, которая была оказана этим посольством, не должен забыть при любом случае отплачивать благосклонностью.
К 2. Посланный в Молдавию генерал его высочества будет связан инструкцией, принятой его высочеством (поскольку это, ввиду краткости времени и спешности военного похода, будет выгодным его королевскому величеству и ясновельможному пану гетману), чтобы хотя бы пограничных офицеров из тех местностей обучить в трех пунктах. Первое, чтобы ввиду прав старого соседства, экспедиция эта не предпринимала враждебных действий и не имела враждебного намерения в отношении его величества; чтобы, выполняя поручения его высочества, не предпринимала ничего более того, что должно остаться ненарушенным ввиду соседства с Польшей, за исключением удаления воеводы Василия, который является опаснейшим соседом.
Во-вторых, чтобы возможно скорее известить о намерениях казаков, особенно об их боеспособности и их замыслах.
В-третьих, чтобы в этом деле проявил искреннюю волю при переписке и в переговорах. Если окажется, что это выполнено, то нужно только ожидать возвращения писем, написанных капитану Кондрацкому и каменецким урядникам, специально им посланных и не перехваченных казаками. Надо, чтобы были отысканы подлинные письма, чтобы не было трудности с прочтением их. Из этих писем будет возможно узнать, что его высочество даже до исследования дела я. п. гетманом объявлял искреннюю благосклонность к наияснейшему королевскому величеству и Речи Посполитой, и несмотря на все трудности, препятствия и недостатки, стоящие на пути, ее глубоко сохраняет.
К 3. Когда дал информацию его высочеству о враждебных замыслах казаков и воеводы Василия, сделал соответственную дружбе услугу; их пока что ощущали на деле близкие окрестности Валахии и некоторые части нашего войска, стоящие там гарнизоном. Нет сомнения, что (казаки и воевода Василий) и впоследствии будут относиться и к Польше, и к этим местам с такими же враждебными намерениями и планами, ввиду которых ясновельможный п. гетман считает соответственным и справедливым, чтобы его высочество держался настороже.
К 4. Что касается приглашения к общей обороне и сообщения относительно послов, которые должны быть высланы к его величеству, как его высочеством, так и союзниками, убежденными советом в. его высочества, то, хотя его высочество ожидает непременно и в ближайшее время посла, о назначении которого ввиду его достоинства соблюдаемой благосклонности в. считает узнал из его письма, то все же не следует забывать сообщить об этом союзникам, а своего посла выслать к его величеству, так как их путешествие и прибытие к его величеству [676] вместе с обсуждением дел и решением требуют времени, так как дела окончились только в виде предыдущего обсуждения и формального завершения.
Такие дела необходимо уладить, чтобы не казалось, что их совершили ненадлежащим и неупотребительным в подобных случаях способом. Прочность союзов в военных делах обусловливается хорошо организованным объединением войск. Прямой опыт подтверждает, что промедление и откладывания [дела] часто влечет за собой опасность, особенно, когда враг хорошо вооружен и очень близок с обеих сторон.
Так как наияснейшее королевское величество и Речь Посполитая, а также ясновельможный пан гетман хорошо знают стремление его высочества служить благу их и всего христианства, насколько положение королевства, окруженного соседством стольких соперников и весьма сильных народов, позволило открыть свою мысль и не отказаться заявить об этом. Нет сомнения, что наияснейшее королевское величество и Речь Посполитая и ясновельможный пан гетман превзойдут то, что делает его высочество своей искренней благосклонностью, и этим договором известят его высочество о доброжелательной помощи, которую надо оказывать христианским соседям, чтобы этим примером они тесно привязали к себе не только его высочество, но и иных христианских князей.
В этом положении дел предложенный военный союз, объединение войск и добровольный поход против казаков (хотя они отказались подать помощь Василию, атакованному семиградским войском) являются враждебными действиями против турок и татар. В этом положении оба эти народа без сомнения могут немедленно напасть на войска вашей светлости с нескольких сторон. Сопротивление им без помощи и сотрудничества иных христианских князей было бы недостаточно (это следует признать).
Его в. должно наперед убедиться в благосклонности и достаточности военной помощи этих князей, а тогда атаковать врага и отвратить опасность. Нет сомнения, что никто из христианских соседей не желает, чтобы произошло не так. Его высочество не уверен, предвидят ли наияснейшее величество и Речь Посполитая такой случай, что турки действительно вмешаются в эту войну посредственно или непосредственно; будут ли они скорее просто в роли безучастных зрителей или турки после победы над казаками и татарами начнут войну и при помощи каких союзников. Если желают, чтобы все это было наперед обсуждено и хорошо решено, прежде чем оно сможет начаться, и для того, чтобы оно могло с хорошим результатом окончиться, то ввиду вышеупомянутых случаев следует принять во внимание поручение ясновельможного пана гетмана и желание его высочества.
В случае обороны, если действительно войска казаков и Василия нападут на его высочество или на князя Матвея и его высочество, ввиду своей обязанности союзника и требования необходимости выступить против них, нужно будет, чтобы ясновельможный п. гетман, преследуя и наступая на казаков, сопровождал свое войско и держал связь с войсками нашего высочества, высланными против врага, как в соединениях, так и в отдельных лагерях. Это будет соответствовать его добровольному обязательству и гарантии, данной через посла. В этом [677] случае наступит ли полезный или вредный результат, в. в. совершенно определенно обещает соединение своих войск с войсками его наияснейшего величества. Желая именно такого проявления благосклонности, его высочество послал в Молдавию свежее войско, которое казаки задержали и атаковали.
Так как он упорно к этому стремится, то от всего сердца жертвует и обещает свою и союзных князей вооруженную готовность. В других делах откладывает всякое заключение относительно договора, который должен быть заключен его послом.
Так как турки в настоящее время препятствуют его высочеству выступить против воеводы Василия и казаков, его высочество исследует [это положение], а тем временем должен остановить дело. Не имея предложений, согласованных в основных подробностях с его королевским величеством и Речью Посполитой и даже более определенного согласия, его высочество особенно старается заключить будущий договор с единодушным согласием. Тем временем его высочество готов во всех делах поддерживать добрые отношения с п. гетманом и во всех случаях заботится об успехах в делах его величества с наибольшей добросовестностью. Его высочество без сомнения может ожидать этого же для себя от ясновельможного пана гетмана. Одновременно хочется знать, не задумывают ли заключить какой-либо приемлемый мир с казаками и где бы посол его высочества мог найти его величество и пана гетмана?
К 5. Когда казаки пришлют помощь воеводе Василию, и войска его высочества дойдут до границ Валахии, в таком положении дела нужно будет вспомогательным войскам ясновельможного п. гетмана переправиться под Сорокой через реку Тирас (Днестр).
К 6. Христианская доброта его величества совершенно не опечалится задержанием этого воеводы и нельзя упрекать его за это. Наоборот, ввиду вредности этого союза (с помощью которого [враждебное] племя стремится внести пожар в эти державы, чтобы не исчезла тирания, недостойная христианина, где бы она ни имела место), кажется, можно было бы достигнуть большей славы перед богом и всем христианским миром, задержав его [Василия] на известное время в определенных границах, чем вследствие освобождения его подвергаться стольким несчастьям. Доброта и снисходительность, применяемые к добрым людям, не могут и не должны применяться к характерам, склонным к злоупотреблению ими. В этом равенстве закона должно быть отказано [воеводе Василию], так как его величество до сих пор не позволял пользоваться этим законом никаким местным жителям, ни патрициям из соседних христианских держав. Поскольку речь идет о более беспокойных и хитрых характерах, они некоторое время должны быть окружены строгими ограничениями. На основе исследований и проверки ясновельможному пану гетману были известны враждебные махинации воеводы Василия и его наклонность к злым намерениям относительно трех держав, а тем самым и относительно Польши. Поэтому его высочество хотело ответить в коротких словах соответственно обстоятельствам на предложения пана посла, предъявленные от имени ясновельможного пана гетмана и дать указания относительно его деятельности при заключении будущего договора, [678] обращаясь к нему с благосклонными чувствами.
Дано в лагере под городом Фельдвар дня 10 июня 1653.
Через руки Иоанна Хорвата из Палоч Севр...
На обороте помета: Резолюция его высочества на предложения благородного пана Яскульского, начальника стражи походного войска я. п. польного коронного гетмана, представленные его высочеству послом от его [гетмана] имени.