№ 282
1655 г. декабря 1—6. — Дневник польского войска о военных действиях под Жванцем
Главный архив древних актов в Варшаве, Радзивилловский архив, отдел II, тека 10, № 1291. Копия.Известия из лагеря под Жванцем, 1 декабря 1653 г.
2 декабря. Вернулся из разъезда п. Клодзинский, ночевавший в полумиле от татарского лагеря, и рассказал, что на него напало несколько сот всадников из орды, которые многих наших порубили, многих захватили в плен, а самого п. Клодзинского ранили. Один бог знает, останется ли жить. Однако и он привел с собой несколько десятков людей, которых в полумиле от неприятельского лагеря захватил.
В этот же день ночью отправлено хоругвь придворных казаков е. к. м. в Каменец с п. Корыцким, который, оставшись в Каменце, этих казаков назад в лагерь отослал, а орда их на рассвете врасплох захватила, но, по милости божьей, из этой схватки они сумели уйти невредимыми. Одному только отрубили пальцы , в то время как на стороне противника осталось несколько раненых и один убитый.
3 декабря. К е. к. м. прибыл посол от хана по вопросу о заключении договора. Его сразу отправили и послали с ним из Каменца заложником п. Корыцкого.
В этот же день под лагерем появился разъезд противника, с которым войско вступило было в бой, но в связи с плохой погодой обе стороны разошлись.
4 декабря. Противник в несколько тысяч человек опять появился под лагерем и засел под горой, а передние его дозоры захватили драгунских лошадей, которые паслись, обезглавили двух немцев и набрали в плен челяди, из-за которой войско готово было вступить в бой и уже [730] было ударили из пушек, но так как противник после этого повернул назад, наши тоже отошли и до битвы не дошло.
5 декабря. Поступило известие о том, что Хмельницкий, добывая Гусятин, проиграл три битвы и якобы собирался двинуться со всеми своими силами под Чарнокутье, расположенное в двух милях от нас. Однако до сих пор больше ничего об этом не слышно.
6 декабря. Опять вернулся татарский посол и заявил, что он недоволен п. Корыцким и татары на условия, написанные раньше, теперь не согласны, так как писарь их, по-видимому, ошибся и вышло, что верх взяли наши.
[Татары] захватили кое-кого из разъезда п. Клодзинского и к тому же несколько ротмистров убили. Тогда для заключения договора посланы были с тем же татарином вместо п. Корыцкого пп. Войнилович и Бечинский, а с ними несколько десятков литовских казаков е. к. м., но под Каменцем на них наскочили татары и только 500 человек возвратилось, среди них один израненный. Остальных [татары] взяли в плен.
Сегодня только вернулся п. Войнилович с литовскими казаками, которые с ним были. При первой же оказии сообщу, что они привезли нового.
Наши заставили их поплатиться за все, так как заманили их за милю под лагерь и захватили 40 человек живыми, передав их кн. е. м., а других татар порубили.