№ 293
1654 г. не ранее марта. — Договор между Речью Посполитой и Крымским ханством о союзе против России и Украины
Главный архив древних актов в Варшаве, Коронный архив в Варшаве, отдел татарский, картон 62, т.34, № 365. Копия.Наияснейший, могущественнейший и славнейший среди царей, осчастливленный и возвеличенный божьей милостью польский король Ян Казимир, великих и обширных государств и многих народов монарх и пр. с вольным царем великой орды Ислам Гиреем черкасским, ногайским, перекопским, шемским и ханом крымским, с другом и братом своим заключает с этого дня следующий вечный договор.
Светлейший Ян Казимир, следуя примеру счастливо царствовавших до него светлейших польских королей, которые стремились с великими крымскими ханами и их ордами жить в мире и дружбе, с этого дня согласно давним и древним договорам, заключает данный договор о вечной дружбе от имени своего королевства и своих наследников с е. м. крымским ханом и всеми подчиненными ему ордами и его наследниками.
Так как король и Речь Посполитая знают об искренности братских и дружеских чувств хана, о которых великий посол его Сулиман ага во время вального коронного сейма в Варшаве светлейшему королю е. м. Яну Казимиру и всем сословиям Речи Посполитой объявил, и так как хан обещает быть верным данному слову и скрепляет его своей присягой, то со своей стороны е. м. светлейший король с согласия сейма Речи Посполитой также приносит от своего королевского имени и Речи Посполитой присягу в вечной дружбе к хану и ордам, находящимся под его властью.
С этих пор ни польский король, светлейший Ян Казимир сам лично, ни войска его наступать на владения хана не будут. Со своей стороны е. м. крымский хан также ни сам лично, ни наименьшие татарские отряды от сегодняшнего дня не будут входить во владения е. м. короля, как неприятели, и по вечные времена ни крымские, ни ногайские, ни калмыцкие, ни буджацкие, ни очаковские, ни добруджские и никакие другие орды, которые находятся под властью е. м. хана, а также никто из мурз и беев даже с малейшим отрядом никаких убытков во владениях пресветлейшего е. к. м. польского короля причинять не будут. Этот договор будут соблюдать Султан Гирей и все наследники его, крымские ханы великих орд.
Все это крымский хан, вольный царь великой орды, клятвенно обещает выполнять за нее и за потомков своих.
Со своей стороны е. м. светлейший польский король, согласно условий прежних договоров, а также следуя примеру своих щедрых предков, обещает давать е. м., тому же крымскому хану, обычные ежегодные подарки, которые польский король, светлейший Ян Казимир, должен отсылать в обычный срок в Каменец-Подольск, а е. м. крымский хан, как всегда, должен прислать своего посла для принятия подарков.
Если же е. м. королю нужна будет помощь е. м. крымского хана со всеми ордами или частью их, то последний так же, как это делали его предки, должен выступить по требованию е. м. короля против любого неприятеля е. м. короля и обязывается сдержать подтвержденные клятвой обещания своих предков. [763]
Так как московский царь без какой бы то ни было причины со стороны е. м. короля нарушил подтвержденный клятвой мир и соединился с вероломными ордами е. м. короля — казаками, привел их к присяге и в окраинные владения е. к. м. без всякой причины предательски вторгся, светлейший польский король заключает дружбу с е. м. крымским ханом против этого вероломного неприятеля так же, как и против запорожских казаков.
Итак, призвав на помощь бога в этой войне против московского царя, вероломных казаков и мужиков, е. м. крымский хан обещает и присягает со всеми своими ордами сообща или отдельно, смотря по необходимости по обоюдному решению, уничтожать бунтовщиков-казаков и непослушных мужиков, не желающих возвращаться в прежнее подданство, а также уничтожать вероломных москвитов.
Пока эта война будет продолжаться, войска е. м. крымского xaна должны будут всегда помогать и не отступаться от е. м. короля. Ни московских, ни казацких послов е. м. крымский хан принимать не будет и никакого мира с ними заключать без е. м. короля также не будет. А е. м. польский король не будет заключать никакого мира с московским царем, разве только по обоюдному согласию их м. в том случае, если это будет выгодно и польскому королю и е. м. крымскому xaну. Кроме того, он должен будет сообщать о содержании переговоров. Так же, как е. м. крымский хан должен всегда помогать е. м. польскому королю против Москвы вплоть до окончания войны, так и е. м. король обещает е. м. крымскому хану помогать войсками и спасать е. м. хана, если бы на его владения когда-нибудь напали москвиты.
Когда же на Украине казаки и своевольничающие мужики придут в прежнее повиновение е. м. королю и своим панам, тогда е. м. король согласно прежним договорам будет стараться, чтобы они не давали повода к нарушению мира между е. м. королем и крымским ханом и... чтобы никогда против него не выступали.
Поскольку в прежних договорах говорится о том, чтобы быть друзьями друзей и врагами врагов, а е. м. семиградский князь Ракочи а также валахский и мультанский воеводы являются данниками их м. турецкого царя и находятся в дружбе с е. м. светлейшим королем и его государством, то е. м. крымский хан должен их считать своими друзьями и смотреть за безопасностью их государств, так как это следует делать согласно договору о дружбе. Но необходимо послать к ним теперь своих послов, что е. м. король не замедлит сделать для того чтобы они, как общие друзья е. м. короля и е. м. хана, прислали cвои войска на помощь войскам короля против Москвы и доказали таким образом, что они являются настоящими друзьями е. м. польского короля и е. м. крымского хана.
Крымский хан должен будет, соблюдая мир, удерживать от вторжений в [Речь Посполитую] свои орды. Такое поведение е. м. крымского хана будет в интересах е. м. турецкого царя и явится доказательством дружеского отношения к е. м. королю.
На обороте помета: Письма к е. м. польскому королю от хана, № 5.