№ 66
1648 г. октября 24. — Универсал сейма Речи Посполитой ко всем воинам польско-шляхетской армии с приказом срочно явиться в войско для продолжения борьбы против восставшего украинского народа
Государственный воеводский архив в Кракове, Ягеллонская библиотека в Кракове, рукопись № 90, лл. 11 об. — 12. Копия.Универсал тех же войску Речи Посполитой
Мы, рады духовные и светские, а также рыцарство Короны Польской и В. кн. Литовского, собравшись на общий сейм для избрания нового короля, объявляем я. вв. их мм. пп. полковникам, ротмистрам и всему воинству войска Речи Посполитой, призванному воеводствами и поветами Речи Посполитой и рассеявшемуся по несчастному стечению обстоятельств, что если бы не это несчастное распыление войска, которое должно было защищать целостность Речи Посполитой, Республика (сохрани боже) не понесла бы столь тяжелого поражения. Поэтому именем всей Речи Посполитой и объединенных сословий напоминаем и приказываем, чтобы все те, которые завербовались за деньги на службу Речи Посполитой, как конные, так и пешие, вместе со своими ротмистрами и полковниками и вместе с тем воинством, которое служит по призыву Речи Посполитой, явились с полками и хоругвями в полном составе к просвещенному командующему войском кн. е. м. Вишневецкому, воеводе русскому, не позже 4-х недель с момента обнародования этих универсалов. В противном случае к ним будет применено строгое воинское наказание, то есть изгнание из войска и лишение чести навсегда.
Пахолки должны к панам своим вернуться. А который не вернется, будет в силу одного этого факта считаться лишенным чести.
Чтобы ускорить выполнение этого, приказываем пп. сенаторам и сборщикам воеводств и коронных земель, чтобы они без задержки выдавали их мм. пп. полковникам и ротмистрам жалованье на их хоругви, которое положено на вторую четверть. Исключение составляют те хоругви, которые завербовались во Львове, находятся в лагере при кн. е. м. п. воеводе русском и поэтому освобождаются от поветового призыва. Вместо них ротмистры обязаны завербовать других воинов и явиться с хоругвями в полном составе в лагерь.
А те воеводства, которые дали деньги архиепископу [гнезненскому] для первого призыва, обязаны и сейчас, по примеру других воеводств и поветов, вербовать солдат. Это будет им зачтено в будущем. Выделяем средства на переход воинов с прежних мест их расположения — каждому только в пределах его воеводства, земли или повета — с тем, чтобы в походе не причиняли никакого вреда населению и не брали подвод и денег на содержание солдат. Приказываем сосредоточивать в походе для прокормления в одном месте не больше, как по две хоругви. Ни в чем не нарушать военных законов, а прямо и спешно идти в лагерь. Напоминаем и строго приказываем об этом под страхом той же ответственности. [184]
Этому универсалу не подлежат полковники, ротмистры и солдаты Киевского, Волынского, Брацлавского, Подольского воеводства и русских земель, пока оттуда не будет вытеснен неприятель, ибо [эти воеводства] опустошены неприятелем и поэтому не могут дать никакой контрибуции. Не подлежат также универсалу воины Подляского воеводства.
Если полковник или ротмистр умрет или погибнет в бою, или же заболеет, воеводство или командующий войском обязаны представить другого на его место. Похороны же тех, которые погибли в бою с противником, должны быть приняты за счет пп. ротмистров.
Тем пп. ротмистрам, которые имели солдат-иностранцев, как рейтар, так и драгун, в связи с тем, что их вербовка и явка более сложны, назначаем срок в 6 недель с момента обнародования этого универсала для прибытия в лагерь с их людьми.
Эти наши универсалы посылаем в города и гродские уряды и строго предупреждаем последние, чтобы они настоящий универсал не только в своих городах, но и в других местах — по обычаю — поскорее обнародовали и довели до всеобщего сведения. Они это должны сделать в силу их служебного долга.
Дано в Варшаве 24 октября 1648