№ 74
1649 г. января 22. — Выпись из градских книг Трокского воеводства о передаче имущества мещанина М. Гумецкого шляхтычу С. Служке
Государственный воеводский архив в Кракове, архив Ходкевичей в Млынове, фасцикула 21. Копия.
Выпись из гродских книг Трокского воеводства Года от рождения сына божьего 1649, января 22
В уряде господарском гродском Трокского воеводства передо мною, Крыштофом Тышкевичем, трокским подвоеводой, явившись лично, пан Самуил Яскевич, слуга е. м. п. Жигмонта Служки, [200] гомельского старосты, дворянина е. к. м. просил вписать в акты грамоту-привилегию е. к. м., принадлежащую е. м. п. гомельскому старосте, нижеуказанного содержания, прося, чтобы эта грамота-привилегия была принята и вписана в книги гродские трокские, записанная в книгу слово в слово [она] содержит в себе следующее:
Ян Казимир, божьей милостью король польский [п. т.].
Объявляем этой нашей грамотой всем вообще и каждому в отдельности, кому об этом надлежит знать, что поскольку первым долгом монархов является награждение благодарностью и милостью тех, которые славятся не только рыцарскими подвигами своих предков, но и сами во время войн охотно жертвуют собой ради целости Речи Посполитой своим здоровьем и имуществом, то, узнав о выдающейся храбрости и военном рвении благородного Сигизмунда Служки, гомельского старосты и нашего дворянина, проявленных им во время настоящего мятежа запорожских казаков и других бунтовщиков, которые присоединились к этим своевольникам, и, принимая во внимание тот факт, что Служка был несколько раз ранен, надорвал здоровье и понес значительный материальный ущерб, что он с большим отрядом людей, нанятых за его счет, неоднократно сдерживал действия бунтовщиков против Речи Посполитой и теперь делает то же, мы, не имея до настоящего времени случая отблагодарить [Служку] за услуги, оказанные Речи Посполитой и нам, решили все недвижимое и движимое имущество, а также деньги, оставшиеся по некоем Маруне Гумецком, гомельском мещанине, изменившем нам во время казацкого бунта, где бы это все ни находилось в Короне и в Великом княжестве Литовском и перешедшее в собственность и в распоряжение Речи Посполитой от изменника по вечному праву кадука, этой нашей грамотой передаем [Служке] и назначаем его [державцем]. Получив это имущество и деньги, где бы они не находились в Короне и Великом княжестве Литовском, он может ими пользоваться на вечные времена ее своими потомками и наследниками и извлекать из них для себя пользу, в чем для большей достоверности мы подписались своей рукой и приказали приложить печать Великого княжества Литовского.
Дано в Кракове, на вальном сейме счастливой нашей коронации 27 января года божьего 1649, первого года нашего царствования польского и шведского.
На этой грамоте е. к. м. меньшая печать Великого княжества Литовского и подпись е. м. светлейшего короля: «Иоан Казимир, король». А вторая подпись: «Криштоф Завиша, писарь Великого княжества Литовского». Эта грамота е. к. м. вписана в книги гродские трокские. Из нее и сделана эта выпись и выдана с урядовой печатью по требованию.
Писан... (
Текст утрачен)