Комментарии
1. ...о царях израильских... — См.: Библия. Четыре книги Царств.
2. Самуил-праведник — последний из судей израильских. Жизнь Самуила описана в первых главах 1 кн. Царств.
3. Финеес — один из сыновей первосвященника Илии. (См.: 1 Цар.. 1, 3; 2, 12-17, 23-36: 4, 11).
4. ...при Давиде, прозванном Могучею Дланью... — Давид — второй царь израильский. (См.: 1. 2, 3. Цар.) Давид. — Могучая длань, так объясняет это имя в своей Книге о еврейских именах Иероним. (См.: Liber de nominibus Hebraicis // Hieronymus Stridonensis. Opera omnia. P., 1609. P. 1147).
5. ...пал язычник Голиаф. — См.: 1 Цар., 17.
6. ...во времена пророка Елисея... — Елисей — ученик Илии. (См.: 3, 4 Цар.).
7. ...историки Евсевий, Север, Иероним и Орозий. — См. прим. 7, 30, 8, 9 к кн. I.
8. ...его считали целомудренным. — Из этого места видно, что народ придавал большое значение целомудрию епископа. Только от не запятнанного никаким грехом епископа могла дойти, по мнению народа, его молитва до престола божия. За грехи епископа его могли изгнать из города, как это и случилось с Брикцием.
9. ...сменил мирскую одежду... — В подлиннике: vestem mutare — в классической латыни означало «надеть траур»; здесь — сменить мирскую одежду на монашескую, т. е. вести непорочную жизнь, посвятив ее господу. Обычно это делали девушки или вдовы, которые могли и не жить в монастыре.
10. ...положил горящие угли в свою одежду... — В подлиннике: byrrum — род одежды из плотной шерсти. Испытание огнем для доказательства своей невиновности в то время было широко распространено.
11. Монлуи — В подлиннике: Laudiacum; ниже (кн. X, гл. 31) это место названо Mont Laudiacus (гора Лавдиакская), отсюда — Монлуи.
12. ...вандалы... устремились в Галлию. — В 406 г.
13. ...напали на Испанию. — В 409 г.
14. ...свевы... захватившие Галисию. — В 409 г.
15. ...чей воин будет победителем... — В подлиннике «воин» передан словом puer — «мальчик, юноша, слуга»; здесь это слово расширило свое значение до понятия «воин, дружинник, боец»; в таком значении оно часто встречается в латинских исторических текстах раннего средневековья. Обычай решать исход боя поединком был распространен среди германских племен; позднее он нашел наиболее яркое выражение в рыцарских турнирах.
16. ...на острие меча. — В подлиннике: in ore giadii rueret. Библейское выражение; (См.: Исх., 17, 13; Лк., 21, 24; Нав., 6, 20). Оно встречается в «Истории франков», кроме того, в кн. II, гл. 6 и в кн. VII, гл. 38. Подобное выражение встречается и в памятниках древней русской литературы, где «in ore gladii» дается иногда в буквальном переводе: «уста меча».
17. ...скончался король Гундерих... — В 427 или 428 г.
18. власть получил Тразамунд. — Неверно. Наследовал Гундериху его брат Гейзерих (с 428 по 477), а не Тразамунд. Вандалы недолго оставались в Испании. Гейзерих привел вандалов в Северную Африку в 429 г. Тразамунд царствовал в Африке с 496 по 523 г.
19. ...начал гонения на христиан... — Здесь Григорий имеет в виду христиан-католиков, противополагая их арианам. Вандалы были приверженцами арианской веры.
20. ...до самого Танжера... — В подлиннике: Julia Traducta — старое (римское) название Танжера, расположенного в Африке, а не в Испании, как полагал Григорий.
21. ...королевство в Африке захватил Гунерих, который был еще более жестоким... — Гунерих был старшим сыном Гейзериха, умершего в 477 г. Гунерих жестоко преследовал католиков.
22. ...нашел в пригороде своего города... — В Карфагене.
23. По королевскому эдикту... — Эдикт Гунериха был издан в 483 г. По этому эдикту епископы созывались в Карфаген в февральские календы, т. е. 1 февраля. Об этом событии рассказывается подробно в сочинении Виктора, епископа витского. (См.: Victor episcopus Vitensis. Historia persecutionis Africanae provinciae. Vindobonae, 1881. // CSEL.T. 7. P. 38).
24. ...«Если же соль потеряет силу, то чем сделаешь ее соленою?» — Мф., 5, 13.
25. ...потерять силу ума — В подлиннике: infatuari — «лишать силы, терять вкус», обыгрывается с фразой: «если же соль потеряет силу» (si sal infatuatum fuerit).
26. ...«Кто однажды омылся, тот не имеет нужды мыться вторично». — Ср.: Ин. 13, 10. Цитируется Григорием не дословно.
27. ...«для меня жизнь — Христос, и смерть — приобретение». — Флп., 1, 21.
28. ...«He бойтесь убивающих тело... и бросить в геенну». — Ср.: Мф., 10, 28. Цитируется Григорием не дословно.
29. ...«Бог поругаем не бывает». — Гал., 6. 7.
30. ...«...все возможно верующему». — Мк., 9, 23.
31. ...Христос — истинная дверь — Ср.: Ин., 10, 1, 7, 9.
32. ...«Ибо... откроется в святых». — Рим.. 8, 18.
33. ...сами себя подвергли многим скорбям... — Ср.: 1 Тим., 6, 10.
34. Тогда же и солнце затмилось... — 29 мая 485 г.
35. ...Гунерих... искусал себя зубами. — Недостоверная легенда.
36. Ему наследовал Хильдерик, по смерти которого... власть получил Гелезимер. — Это не совсем так. Гунерих умер в 484 г., а с 484 по 496 г. правил Гунтамунд, затем до 523 г. — Тразамунд, с 523 по 530 г. — Хильдерик, а до 534 г. — Гелезимер, который кончил жизнь в изгнании в Малой Азии.
37. Его победили римляне Восточной Римской империи, — Гелезимера победил Велисарий, византийский полководец императора Юстиниана. Григорий обычно Восточную Римскую империю (так же как и Западную) называет res publica.
38. ...Атанарих начал сильные гонения... — Гонения на христиан были проведены Атанарихом, королем вестготов, в 372 г. Р. Латуш (Т. 1. С. 85. Прим. 15) замечает: «Иероним, из "Хроники" которого Григорий, возможно, позаимствовал сведения об этих гонениях, датирует их 373 г. ...». Говоря об этом, Иероним сообщает, что Атанарих, начав гонения на христиан, очень многих убил и многих, согнав с родных мест, изгнал из Рима. (PG. Т. 19. Col. 595-596).
39. ...похоронили возле самой столбовой дороги. — В подлиннике agger publicus — «государственная дорога». По древнеримскому обычаю некрополи располагались вдоль дорог, ведших из города.
40. ...мы написали в книге о Чудесах. — Имеется в виду сочинение Григория Турского «О славе исповедников» (Р. 790).
41. ...гунны... пришли в город Мец. — Мец — город на северо-востоке Франции. Завоеванный в I в. до н. э. римлянами, был превращен ими в укрепленный пункт. С IV в. н. э. — центр епископата. 7 апреля 451 г. Мец был взят гуннами и разрушен. В начале VI в. был завоеван франками и стал столицей Франкского королевства Австразии.
42. ...убивали народ острием меча — В подлиннике: in ore gladii trucidantes. Библейское выражение. См. прим. 16 к кн. II.
43. ...о чудесных деяниях которого мы достоверно знаем. — Р. Латуш (Т. 1. С. 88. Прим, 17) к этому месту делает следующее примечание: «Намек на первое "Житие Анниана"», содержащее подробный рассказ об освобождении Орлеана. Это житие опубликовано Б. Крушем (MGH. SRM. Т. 3. Р. 104-117).
44. Аэций Флавий (ок. 395-454) — римский полководец, опекун малолетнего императора Валентиниана III, родом иллириец. В юности он несколько лет прожил в качестве заложника у короля готов Алариха, а затем у гуннов, где он изучил их способы ведения войны. Хорошо зная быт и нравы варваров, Аэций умело использовал варварские племена вестготов, франков и бургундов в борьбе за сохранение северных провинций Западной Римской империи. В 451 г. руководил военными силами римлян и их союзников варваров в знаменитой битве на Каталаунских полях против войск гуннов, предводительствуемых Аттилой.
45. ...король готов Теодор — Теодор — король вестготов. Историк Иордан рассказывает, что раньше чем Аттила подошел к городу Орлеану. Теодорид (Теодор) и Аэций укрепили город большими земляными насыпями и стерегли Сангибана, короля аланов, который хотел сдаться Аттиле. (См.: Иордан. О происхождении и деяниях гетов. «Getica». М.. 1960. С. 104, § 194-195). Рассказ же Григория об участии Анниана в освобождении Орлеана является легендарным.
46. ...дойдя до Мавриакской равнины... — В подлиннике: campus Mauriacus (теперь Муаре, деп. Об) — Мавриакское поле или, как у Иордана (С. 104. § 195), campi Catalaunici — Каталаунские поля — равнина в Шампани, к юго-западу от города Труа. Иордан сообщает, что она тянулась на огромное пространство. На Каталаунских полях (Мавриакских) произошло сражение между гуннами, с одной стороны, и римлянами и варварами, с другой. Исход битвы подробно описан Иорданом (§ 197-218); он был победоносным для Аэция, хотя окончательно войска гуннов и не были разгромлены; Аттила приостановил наступление и вернулся за Рейн, затем напал на Италию (С. 302-303. Прим. 504).
47. ...обратился в бегство. — В 451 г.
48. ...Торисмод быстро отправился в путь, чтобы... захватить трон отца. — То же самое рассказывает Иордан (С. 109, § 215, 216).
49. ...Аэций удалил и короля франков. — Имя вождя франков неизвестно.
50. А Торисмод... покорил в войне аланов... — Подобная фраза есть и у Проспера Копенгагенского (V в.) (MGH. Auctor. antiquis. Т. 9. Р. 302).
51. ...был схвачен братьями и задушен. — Теодорихом и Фридрихом в 453 г. О том, что Торисмод был убит, пишет и Иордан (С. 111, § 228).
52. Ренат Фригерид Профутур — известен нам только по сочинению «История франков» Григория Турского; его работа почти полностью потеряна. Время его жизни относят ко второй половине V в. н. э.
53. после смерти... Гонория Валентиниан... был провозглашен... императором... — Гонорий умер в 423 г. Феодосий II возвел на престол Валентиниана III в 425 г.
54. ...тиран Иоанн... — Под словом «тиран» (tyrannus) здесь надо понимать «узурпатор», Иоанн захватил власть и правил с 423 г. по 425 г.
55. ...в провинции Скифии... — Под Скифией здесь подразумевается выделенная из Нижней Мезии ее восточная часть называвшаяся Малой Скифией (Добруджа).
56. Доместик (domesticus) — доверенное лицо наиболее высокопоставленных гражданских и военных чиновников. В администрации Римской империи этот чин встречается с IV в. н. э. Позднее, в варварских государствах, понятие «доместик» расширилось. См. прим. 4 к кн. IV.
57. ...он убил Аэция... — В 454 г.
58. ...он сам погиб от меча... Окцилы... — В 455 г. Другие источники убийцу называют Оптилой или Акцилой.
59. ...рассказывается в истории Сульпиция Александра... — История Сульпиция Александра (V в.), так же как и история Рената Фригерида, потеряна и известна нам только по упоминанию Григория Турского.
60. ...потеряв всякую надежду удержать власть... — В 388 г.
61. "Франки... устремились в Германию.." — Здесь имеется в виду римская провинция на левом берегу Рейна.
62. ...навели страх на жителей Кёльна. — В подлиннике: colonia Agrippina (или Agrippinensis) — колония Агриппина, латинское название современного Кёльна; получила статус колонии при императоре Клавдии в 50 г, н. э. и названа так в честь его жены Агриппины, матери императора Нерона. (См.: Тацит. Анналы. Л., 1969. Т. 1 Кн. 12. Гл.27).
63. ...возле Коленвальда. — В подлиннике: Carbonaria silva (букв. «Угольный лес») — так называли римляне северо-западную часть Арденнского леса, от Самбры до Шельды, между Геннегау и Брабантом. «Угольный лес» упоминается в Салической правде (М., 1950. Гл. 47).
64. ...следует ли им идти в область франков... — В подлиннике: in Francia transire deberit (букв. «следует ли им идти во Францию»): под словом Francia здесь надо понимать «область франков», «земля франков» — по правую сторону Рейна.
65. Иовианцы — солдаты римского легиона legio Jovia, получившего название по имени Иовий (Jovius — «происходящий от Юпитера», второе имя императора Диоклетиана) .
66. ...об умерщвлении Виктора... — В 389 г.
67. Арбогаст — родом франк, находился на службе у римлян; при императорах Грациане и Феодосии достиг высокого положения; до 384 г. играл значительную роль в политике Западной Римской империи.
68. ...посоветовал императору... — Имеется в виду император Валентиниан II. В 392 г. Валентиниан погиб от руки своего военачальника Арбогаста.
69. ...были царьками... — В подлиннике: subregolus — «царек, королек».
70. ...область бруктеров — Бруктеры — германское племя, жившее в северо-западной Германии, между реками Эмс и Липпе.
71. ...область, населенную хамавами... — Хамавы — германское племя, жившее в низовьях Рейна, северо-западнее области бруктеров.
72. ...из племени ампсивариев... — Ампсиварии — германское племя, жившее к западу от реки Эмс.
73. ...и хаттов... — Хатты — германское племя, жившее в районе нынешнего Гессена.
74. ...отправившись в поход... — В 393 г.
75. ...Фригерид, о котором мы упоминали выше... — См. кн. II, гл. 8. и прим. 52 к кн. II.
76. «Между тем король аланов Респендиал... отвел свое войско от Рейна...» — Респендиал отвел войско не в 410 г., когда Рим был взят и разграблен готами, как об этом сообщает историк Фригерид, а в 406 г. (См.: Р. Бухнер Т. 1. С. 87. Прим. 6).
77. ...приказал своему сыну Констанцию... — Автор путает Констанция III с Константом. Правильнее читать Констант (Constans), ибо ниже: «...вызвал своего сына Константа» («...Constante filio...»).
78. ...тиран Константин... — Константин III в 407 в. был провозглашен императором в Британии и правил в Галлии, оспаривая власть у Гонория.
79. ...Геронций посадил на трон Максима... — В 409 г.
80. ...со дня осады Константина... — Констанций, полководец императора Гонория, осаждал Константина в 411 г,
81. ...Иовин присвоил царские знаки отличия... — Иовин — галл, был провозглашен императором в Майнце.
82. ...Астерий... получил титул патриция... — Почетный титул патриция получали знатнейшие из императорских наместников в провинции, но его могли получить и другие важные лица.
83. Орозий Павел. — См. прим. 9 к кн. I.
84. «Стилихон... победил франков... и дошел до Пиренеев». — Об этом сообщает и Орозий в сочинении "Семь книг истории против язычников" (VII, 37, § 1; 40, § 3). Стилихон — вандал; полководец и дипломат, состоявший на службе у императоров в Западной Римской империи.
85. ...франки пришли из Паннонии... — Малодостоверно. Франки — группа племен западных германцев, населявшая в первые века нашей эры территорию у нижнего течения Рейна. До III в. каждое из этих племен было известно римским писателям под собственным названием: хатты, хамавы, батавы, сугамбры, ампсиварии и др. Как крупная устойчивая этническая группа, образовавшаяся из многих разрозненных племен, она лишь в III в. становится известной под общим названием «франки».
86. ...прошли Торингию... — В подлиннике: Thoringiam; такое написание имеют почти все рукописи. Р. Бухнер по этому поводу замечает: «Где искать левобережную Рейнскую Тюрингию, неизвестно» (Т. 1. С. 88. Прим. 5). Видимо, эти подробности о передвижении франков являются легендарными. (См.: Р. Латуш. Т. 1. С. 98. Прим. 26). Чтобы это название левобережной местности не отождествлять с Тюрингией, страной тюрингов (хотя написание Тюрингия у Григория одинаково с упоминаемой местностью — Thoringia), переводим его по традиции словом "Торингия". Является ли это слово искаженным названием области тонгров (Tungri, Tongria) — древней области эбуронов, племени на севере Галлии (Gallia Belgica), как считают некоторые исследователи (Б. Курт, В. Гизебрехт), или же здесь произошло смешение названия тонгров (Tungri) с немецким названием тюрингов (Thuringi), определить трудно. Как замечает Годфрид Курт, область Торингия (Токсандрия) и королевская резиденция франков Диснарг (место не засвидетельствованное), видимо, существовали только в народных преданиях; из этих легенд ничего до нас не дошло, за исключением сухих сведений Григория Турского о генеалогии франкских королей. (См.: Kurth С. Clovis. Bruxelles, 1923. Т. 1. Р. 170).
87. ...избрали себе длинноволосых королей... — Только наследникам королевского дома разрешалось отпускать длинные волосы, составлявшие отличительный признак верховного бога германцев Одина (Вотана). Этим род Меровингов приписывал себе божественное происхождение, а франки видели в своих королях потомков богов. В то время как воины племени стригли волосы коротко, наследники с самого детства носили длинные волосы, спускавшиеся на плечи белокурыми прядями. Все Меровинги сохранили (вплоть до исчезновения своей династии) этот знак королевского достоинства. Под названием "длинноволосые короли" Меровинги вошли в историю.
88. В Консульских фастах мы читаем... — Консульские фасты (Consulares) — ежегодные служебные заметки римских консулов, которые в дальнейшем были использованы историками-анналистами.
89. ...тогда королем у франков был Хлогион... — О Хлогионе (или Хлодионе, Хлоионе) как исторической личности упоминает и Сидоний Аполлинарий в панегирике императору Майориану (Carm., V, 4, v. 212-213 // MGH. Auct. antiquis. Т. 8. Р. 193). Обращаясь к Майориану, Сидоний восклицает: «Пока ты воевал, франк Хлогион захватил незащищенные земли атребатов» (на севере Галлии). Из рассказа Григория Турского (II, 9) можно заключить, что Меровингская династия появилась в IV в. Он упоминает три имени из рода Меровингов: Рихимера. его сына Теодомера и Хлогиона. Фредегар в своей «Хронике» пошел дальше: он объявляет Теодомера отцом Хлогиона и добавляет, что Теодомер был пленником комита (начальника отряда) Кастина, возглавлявшего экспедицию против франков в начале V в. Но скорее всего это только предположение Фредегара. Неизвестный автор «Книги истории франков» (VIII в.) называет еще Фарамонда, якобы стоявшего во главе Меровингской династии. Он объявляет его сыном Маркомира и внуком Приама. Но эти данные относятся к области генеалогических ошибок. (См.: Kurth С. Ор cit. р. 171-172).
90. ...делали изображения... и поклонялись им... и приносили жертву. — По мнению некоторых исследователей, в вопросе язычества у франков Григорий Турский является ненадежным источником. (См.: Бухнер Р. Т. 1. С. 91. Прим. 3).
91. ...«Да не будет у тебя никаких других богов кроме Меня... не сотвори и не служи им». — Ср.: Исх., 20, 3-5. Цитируется Григорием не дословно.
92. ...«Господу, Богу твоему, поклоняйся... и именем Его клянись». — Ср.: Втор., 6, 13. Цитируется Григорием не дословно.
93. ...«Вот боги твои, Израиль, которые вывели тебя из земли египетской». — Исх., 32, 4.
94. Пало из них двадцать четыре тысячи. — Cм.: Исх., 32. 28. Число Григорий взял из IV кн. Моисея (25. 9).
95. ...посвятив себя Ваал-Фегору, блудили с дочерьми Моава? — Ваал — имя одного из древневосточных богов, культ которого был широко распространен в Финикии, Сирии и Палестине. В Палестине культ Ваала до VII в. н. э. соперничал с культом древнееврейского бога Яхве. По библейскому сказанию, моавитяне, которые были не в состоянии одолеть израильтян в сражении, решили развратить их и подорвать их силы с помощью моавитских женщин, совершавших обряд богу Ваал-Фегору самым разнузданным образом. В свое храмовое распутство они вовлекли израильтян и склонили их к идолопоклонству. Но Финеес, убив одну чету соблазнителей, положил начало расправе над грешниками. Об этом избиении и упоминает здесь Григорий. (См.: Лев., 25, 1-9).
96. ...«и это вменено ему в праведность». — Пс., 105, 31.
97. ...«Ибо все боги народов — бесы, Господь же небеса сотворил». — Пс., 95, 5.
98. ...«Идолы язычников — серебро и золото... Подобны им будут — все надеющиеся на них» — Пс., 134, 15, 18.
99. ...«Да постыдятся... хвалящиеся идолами своими». — Пс., 96, 5.
100. ...«Что за польза от истукана... да убоится пред лицом Его вся земля». — Авв., 2, 18, 20.
101 ....«Боги, которые не сотворили неба и земли, да исчезнут с земли и из-под небес». — Иер., 10, 11.
102. ...«Так говорит Господь... для обитания сотворил ее». — Ис., 45, 18; 42. 8.
103. «Я Господь... не дам славы Моей.... истуканам, которые были от начала ничтожны». — Ис., 42, 8.
104. ...«Есть ли между истуканами языческими — боги, производящие дождь?» — Иер., 14, 22.
105. ..."...Сделал это [кузнец]..." — Слова faber, ferravius — «кузнец», имеющиеся в Вульгате, у Григория отсутствуют.
106. ...."...гвоздями и молотками скрепляет — ходить они не могут..." — Иер., 10, 4 и 5.
107. «Я первый, и Я последний»... — Начиная с этих слов и кончая словами: «Не обман ли в правой руке моей?» — кратко и несколько по-иному изложено Григорием по книге пр. Исайи (44, 6-20).
108. Авит — тесть поэта Сидония Аполлинария. Был императором Западной Римской империи с 10 июля 455 г. по 6 октября 456 г.
109. ...он был свергнут сенаторами и поставлен епископом... — В 456 г.
110. Авиту наследовал Марциан. — Марциан — император Восточной Римской империи (450-457), императором Западной Римской империи только числился. Умер в 457 г. После него императором стал Майориан (457-461).
111. Эгидий Афраний Сиагрий — магистр конницы; происходил из знатной римской семьи в Восточной Галлии. Став магистром конницы, он действует в интересах империи: в 459 г. защищает Арль от вестготов, в 460 г. сопровождает императора Майориана в Испанию в его экспедиции против вандалов. После убийства Майориана (460) Эгидий, защищая Галлию от вестготов, вынужден был оставить Южную Галлию в руках варваров. Он отступил к Луаре, но вестготы преследовали его до долины Луары. Затем Эгидий одерживает победу под Орлеаном; в этой битве, как упоминает Григорий, мы и встречаем Хильдерика в качестве союзника Эгидия. Эгидий умер в 464 г., после сражения с саксами.
112. Когда Хильдерик был королем над франками... — С 457 по 481 г. Если о Хлогионе и Меровее и о их правлении в истории нет подробных сведений, то о Хильдерике, их последователе из рода Меровея, уже есть сведения, правда, довольно скудные у Григория Турского, заимствованные им из анналов г. Анжера. Григории не говорит, в каком году Хильдерик стал королем в Турне, наследовав рано умершему Меровею. О первых годах правления Хильдерика также нет никаких данных. Впервые в анналах он упоминается в качестве союзника Рима во времена Эгидия (463). Хильдерик принимает участие в сражении под Орлеаном. В 468 г. он становится союзником римского полководца Павла в битве за Анжер. Павел в этой битве с саксами был убит, а Хильдерик вместе с римлянами и франками преследовал саксов до самых их островов. После 468 г. Хильдерик, вождь салических франков, исчезает со сцены истории: в анналах больше его имя не встречается. Умер он в Турне в 481 или 482 г. (вероятно, в возрасте 40 лет).
113. ...они лишили его королевской власти. — За нарушение Хильдериком прав свободных соплеменников. Власть королей накануне образования варварских королевств из германских племен в значительной мере была еще ограничена нормами военной демократии. Король мог быть лишен власти и изгнан в случае нарушения им прав. (См.: Корсунский А. Р. Образование раннефеодального государства в Западной Европе. М., 1963. С. 27, 35).
114. ...отправился в Тюрингию... — Королевство тюрингов (Тюрингия) в начале VI в. занимало обширную территорию между Эльбой и Дунаем. Оно образовалось из смешения ряда германских племен. Следует отличать Тюрингию от Торингии (см. прим. 86 к кн. II). В VI-VIII вв. Тюрингия была покорена франками.
115. ...оставив на родине верного ему человека... — Фредегар в «Хронике» (III. 11) называет этого человека Виомадом; некогда он помог Хильдерику и его матери освободиться из плена у гуннов и с тех пор был самым верным человеком Хильдерику. Если верить анонимному автору «Книги истории франков» (9), то пленение Хильдерика случилось в 457 г., когда он наследовал своему отцу. Изгнание Хильдерика и правление Эгидия у франков продолжалось восемь лет. В это время, как сообщает Фредегар (III, 11) и автор «Книги истории франков» (6-7), Виомад делал все, чтобы правление Эгидия было непопулярным, и наконец добился того, что франки согласились на возвращение Хильдерика. В рассказе о Хильдерике Григорий использовал и сказочные мотивы, как, например, о золотом слитке, о женитьбе Хильдерика на Базине, тюрингской королеве. Эти сказочные мотивы мы находим и в «Хронике» Фредегара (III, 11 // MGH. SRM. Т. 2. Р. 95-98).
116. ...Хильдерик укрылся у короля Бизина... — Бизин, по Фортунату, — отец Герменефреда и Бертхара и дед Радегунды (MGH. Auct. antiquis. Т. 4. Pars post. P. 38).
117. ..Римской империей. — В подлиннике: a re publica. Здесь имеется в виду Западная Римская империя, но не королевство франков.
118. ...во время их правления... — Видимо, Григорий имеет в виду Хильдерика и Эгидия. Но, может быть, как предполагает Р. Латуш, множественное число здесь не оправдано; автор, в действительности, хочет сказать: «В то время, когда Хильдерик снова правил франками» (Т. 1. С. 103. Прим. 48).
119. Хлодвиг был великим и могучим воином. — Уже этими похвальными словами Григорий как бы предсказывает славу Хлодвига и выражает свое восхищение им. Фредегар (III, 12; Р. 98) к этим словам, заимствованным у Григория, добавил, что Хлодвиг в отличие от других королей был храбрым, как лев. В Прологе (I) к Салической правде король Хлодвиг назван «стремительным и прекрасным» (С. 87).
120. ...епископом был поставлен... — В подлиннике; episcopus ordenatur-ordinatur. Глагол ordinare, который был официальным термином для понятия о назначении должностного лица, стал, кроме того, и термином для обозначения вступления в сан. Когда речь шла об акте епископов, ставивших нового епископа, то в документах IV-V вв. и в сочинении Григория Турского почти всегда употреблялся глагол ordinare — «назначать, ставить, рукополагать» и реже глагол соnsесrаrе — «посвящать». Если говорится о митрополите, что он ordinat episcopum, это значит, что он не только посвящает епископа, выбранного другими епископами, но и сам ставит его епископом. Для назначения епископа необходимо было, с одной стороны, выражение желания народа, с другой — решение епископов провинции. До прихода франков в Галлию решение о выборе епископов всегда принадлежало епископам. Община же могла просить себе епископа, т. е. рекомендовать кандидата. (См.: Фюстель де Куланж Н. Д. История общественного строя древней Франции. СПб., 1901. Т. 3. С. 656).
121. ...отрывок uз Павлина. — Кто такой был Павлин, из текста Григория неясно. Возможно, этот отрывок Григорий взял из письма Павлина из Нолы, христианского писателя конца IV — начала V в.
122. ...поместил этот потолок. — В подлиннике: camera — обычно означает свод, но здесь, по-видимому, — потолок.
123. ...Евфроний стал епископом этою города. — Конец V в.
124. ...которые, как нам точно известно... — Об Агриколе и Виталии Григорий Турский повествует в сочинении «О славе мучеников» (Гл. 43 // MGH. SRM. Т. 1 Р 517-518).
125. И вот Хильдерик... — Повествование, посвященное истории франков, прерванное в конце 12 главы, снова возобновлено в 18 главе. Эта глава (18) и следующие не очень связаны между собой; видимо, источником для них служили краткие исторические записи г. Анжера, не дошедшие до нас.
126. ...вел войну под Орлеаном... — Григорий не говорит, против кого сражался Хильдерик. По-видимому, речь идет о сражении при Орлеане в 463 г., в котором Эгидий разбил вестготов.
127. ...Одоакр с саксами выступил против Анжера. — Саксонские моряки заняли острова на р. Луаре, между Сомюром и Анжером, и оттуда совершали нападения на римлян.
128. ...туда... подошел король Хильдерик... был убит Павел... — Хильдерик сражался тогда на римской стороне. Павел был убит, видимо, в сражении против саксов.
129. Еврих... поставил Виктория герцогом... — Герцог (лат. dux) в «варварских королевствах» был выше графа (лат. comes). Герцоги возглавляли военные походы; они управляли более обширными территориями (округами), чем графы (число городов, даваемых герцогу в управление, могло доходить, как показывает это место, до семи). Герцогам принадлежала военная и судебная власть; они собирали налоги для казны. Институт герцогов, как полагают некоторые исследователи, был воспринят вестготами и франками у римлян. Уже со времени Диоклетиана полководцы (duces) перестали быть только военными вождями, они выполняли также и административные функции.
130 ....над семью городами. — Это города: Тулуза, Безье, Ним, Агд, Магалон, Лодев, Изес. Они находились в провинции Аквитания Первая.
131. ...был побит камнями. — См. сочинение Григория Турского «О славе мучеников» (Гл.44; Р. 518).
132. ...Еврих... умер на двадцать седьмом году своего правления. — Неверно. Еврих правил с 466 по 484 г., т. е. только 18 лет.
133. ...что называется теперь ризницей... — В подлиннике: quod modo salutatorium dicitur. Salutatorium — первоначально зал для официальных приемов. Затем так была названа экседра (ротонда), соединенная с церковью, в которой обычно находились епископы до начала богослужения и где они принимали прихожан. Иногда такая комната называлась secretarium: теперь — ризница (sacristia); в таком значении это слово встречается у Григория Турского также в кн. VI (гл. 11) и кн. VII (гл. 22). (См.: Du-Cange. Glossarium mediae et infimae Latinitatis. P., 1938. Т. 7. Р. 295).
134. ...исчезла как дым. — Выражение заимствовано из «Жития св. Мартина» Сульпиция Севера (Гл. 24. § 8 // CSEL. Т. 1. Р.134).
135. ... в епископы рукоположили Сидония... — Сидоний Гай Соллий Аполлинарий (ок. 430-488 или 489) — позднеримский писатель, автор стихотворений, писем и панегириков, интересных не только как литературные произведения, но и как материал для характеристики быта галло-римской знати конца V в. и взаимоотношений ее с варварами. Был префектом Рима в 467 г. (при императоре Антемии), с. 471 г. — епископом в Клермоне.
136. ...он взял себе в жены дочь императора Авита. — Ее имя Папианилла. (См.: Сидоний Аполлинарий. Письма V, 16).
137. ...как мы об этом рассказали в книге его жития. — О житии аббата Авраама см.: Григорий Турский. Житие отцов (III, 1 // MGH. SRM. Т. 1. Р. 672-673).
138. Об этом мы подробнее рассказали в предисловии к той книге... — Это произведение Григория, посвященное мессам, сочиненным Сидонием, не сохранилось.
139. Арий (год рожд. предположит. 280, умер в 336) — александрийский пресвитер, основоположник одной из самых распространенных ересей — арианства. Арий отрицал церковное учение о единой сущности троицы, утверждая, что Христос, сотворенный богом, не единосущен с ним и не равен ему, ибо бог-отец предвечен, а Христос создан им, следовательно Христос ниже отца. Признанное ересью арианство вследствие жестоких гонений не нашло распространения среди населения Римской империи, но зато оно было воспринято германскими варварскими племенами (кроме племени франков). См. прим. 2 к кн. I.
140. ...вывалились внутренности через задний проход... — О подобной кончине Ария повествует и Руфин в своей "Истории церкви" (I, 13 // PL. Т. 21. Col. 483-486).
141. После смерти Сидония... — Сидоний умер в 488 или 489 г.
142. ...первым опустился на ложе. — По древнеримскому обычаю, который еще сохранялся в то время среди галло-римского населения, сотрапезники возлежали на ложах, стоящих возле обеденного стола. Этот обычай был воспринят и готской знатью.
143. ...видел я сон... — Различного рода рассказы о сновидениях, в сочинении Григория Турского часто носящие дидактический и пророческий характер, были в то время весьма распространены в житийной литературе.
144. ...как Симон Волхв... — См. прим. 78 к кн. I. По словам христианского писателя Арнобия (III в.), автора «Семи книг против язычников», Симон, обличенный апостолом Петром, пришел в Рим и для доказательства своего могущества с помощью нечистых духов поднялся в воздух. Но Петр помолился, и Симон, упав с высоты, разбился насмерть (II).
145. ...все страстно желали подчиниться их власти... Апрункул, епископ города Лангра, вызвал у бургундов подозрение. — Франки были единственными из завоевателей Галлии, не исповедовавшими арианскую веру, поэтому католическое священство не противилось их вторжению. Бургунды же в то время были арианами: город Лангр находился под их господством.
146. ...ушел из Дижонской крепости — Город Дижон был крепостью (бургом), он имел высокие стены и 33 башни.
147. ...некий Экдиций... — Как сообщает Иордан (§ 239), Экдиций был сыном императора Авита и братом жены Сидония — Папианиллы. К нему сохранились письма Сидония (II, 1; III, 3).
148. ...он с десятью мужами... — Сидоний Аполлинарий говорит, что Экдиция сопровождали всадники в количестве 18 человек (III, 3; Р. 41).
149. ...сохранилось письмо блаженного Сидония... — См.: Сидоний Аполлинарий. Письма (VI, 12: Р. 101).
150. ...обе Аквитании... — В подлиннике: Germaniae; видимо, ошибка Григория, следует читать — «города Аквитании» (Aquitaniae urbes). Aquitaniae urbes, возможно, означали в то время соседние провинции. В самом деле, три провинции, расположенные в центре Луары, назывались иногда тремя Аквитаниями. (См.:Jacobs A. Geographie de Gregoire de Tours et de Fredegaire. P.. 1861-1862. Т. 2. Р. 339). Сидоний в 6 письме (VII: Р. 100), откуда Григорий позаимствовал сюжет рассказа, называет девять городов Аквитании, подвергшихся разорению: Бордо, Родез, Перигё, Лимож, Жаволь, Комменж, Оз, Базас и Ош.
151. ...письмо самого Сидония к епископу Базилик»... — См.: Сидоний Аполлинарий. Письма (VII, 6; Р. 100).
152. ...умер Хильдерик... — В 481 или 482 г. в Турне.
153. ...стал править его сын Хлодвиг. — В истории Хлодвига, рассказанной Григорием, переплелись и сказочные мотивы, восходящие к устной народной традиции, и сведения церковного происхождения. Хронология правления Хлодвига часто неясна. Григорий не называет источников, откуда он черпал сведения о годах правления Хлодвига, он лишь сообщает, что Хлодвиг правил 30 лет (II, 43), скончался на пятом году после битвы при Вуйе (II, 43) и что его победы последовательно распределяются по пятилетиям (II, 27); причем прочно вставлены в текст и одинаково переданы в рукописях данные по пятому и десятому году правления Хлодвига (II, 27) и по пятому году после битвы при Вуйе (II, 43). Фраза с цифрой «15 год правления» — год победы над алеманнами (II. 30) и фраза с цифрой 25 — год победы над вестготами (II, 37) имеются не во всех рукописях. Можно все же предположить, что они принадлежат самому Григорию и дополнены им позже, после второй редакции, хотя двадцатый год правления Хлодвига и остается не упомянутым.
Проблема состоит в том, чтобы правильно расположить каждое событие в соответствующем хронологическом порядке. Среди историков-медиевистов идут давние споры о точности хронологических дат правления Хлодвига, о дате его победы над алеманнами и об условиях и месте его крещения. По вопросу о точности хронологических дат событий во времена правления Хлодвига см.: Fournier G. L'Occident fin du V — a fin du IX siecle. P., 1970. P. 66-67; Tessier C. Le Bapteme de Clovis P. 1964.
154. ...король римлян Сиагрий... — Григории, говоря о Сиагрии, называет его rех Romanorum — «король римлян», не зная его настоящего титула. Возможно, он назывался патрицием, как его называет Фредегар в своей «Хронике» (III, 15; р. 98). Сиагрий, римский полководец, был последним представителем Римской империи в Галлии. Своим местопребыванием, как и его отец Эгидий, он выбрал Суассон, граничащий с владениями франков. Его положение было похожим на положение франкских королей.
155. ...у которого тоже было королевство... — Так называемое королевство Камбре — город на севере Галлии. См. кн. II, гл. 42.
156. ...подготовил место для сражения. — Древнегерманский обычай. В подлиннике: campum pugnae praeparare — «приготовить поле боя»; довольно часто встречаемое выражение. См. кн. IV, гл. 16, 49; кн. V, гл. 17.
157. ...между ними произошло сражение... — В 486 г.
158. Но епископ той церкви... — По Фредегару (III, 16: Р. 98). Ремигий, епископ реймский.
159. ...по жребию достанется мне... — По древнегерманскому обычаю король получал по жребию часть военной добычи.
160. ...«в душе глубокую обиду». — В подлиннике: sub pectore vulnus — «в груди рану»; выражение заимствовано из «Энеиды» Вергилия (I, 36).
161. ...на Мартовском поле... — Каждый год 1 марта весь франкский народ должен был предстать перед королем для осмотра оружия. Эти весенние сборы стали называться Мартовскими полями (campi Martii), по существу представляющими собой пережиток былых народных собраний. Мартовские поля исчезли в Нейстрии и Бургундии уже после смерти Хлодвига (511), в Австразии они еще продолжали существовать. (См.: Корсунский А. Р. Указ. соч. С. 122. Прим. 162).
162. ...на десятом году своего правления... — В 491 г.
163. В то время... — Большая часть этой главы (28) написана Григорием на основании народных преданий.
164. ...о котором мы упоминали выше. — См. кн. II, гл. 4. Григорий, видимо, ошибся, считая Гундевеха из рода вестгота Атанариха. Кто был отцом Гундевеха, неизвестно.
165. ...она... говорила... — Речь королевы Хродехильды, направленная против античных богов, вряд ли могла быть произнесена ею в такой форме. Вероятнее всего Григорий, по примеру античных историков, сочинил ее сам и для большей убедительности вложил в уста королевы.
166. ...«Я и сестра и супруга Юпитера». — Строка заимствована из «Энеиды» Вергилия (1, 46, 47). Здесь и далее стихотворные строки, заимствованные Григорием из «Энеиды» Вергилия, даются в переводе В. Брюсова и С. Соловьева.
167. ...сотворил из ничего небо и землю, море и все то, что в них есть. — Ср.: Пс., 145. 6.
168. Но ребенок... умер после крещения, еще в белых одеждах... — Для крещения ребенка одевали в белые одежды, которые он носил в течение недели после крестин.
169. ...во время войны с алеманнами... — В 496 г.
170. ...умилившись сердцем... — В подлиннике: conpunctus corde. Ср.: Деян., 2, 27. Подобное выражение встречается в «Истории франков» также в кн. V, гл. 34; кн. VI, гл. 29.
171. ...они сдались Хлодвигу... — В те время не все алеманны подпали под власть франков, а только занимающие левобережную часть Рейна и область от реки Неккара (правый приток Рейна) и до низовья Майна.
172. [Это произошло на 15 году его правления]. — Эта фраза находится в рукописях BC1,3 и D1 и является позднейшей вставкой. Победу над алеманнами Р. Бухнер помечает 496 или 497 г., но, по его мнению, более вероятнее 497 или 498 г. (Т. 1. С. 117. Прим. 2). Р. Латуш придерживается, как и многие другие историки-медиевисты, традиционной даты победы Хлодвига над алеманнами и его крещения — 496 г. В комментариях к своему переводу «Истории франков» Григория Турского по этому поводу он замечает, что конец главы в квадратных скобках является позднейшей редакцией Григория и цифра 15 исходит, вероятно, от него самого (Т. 1. С. 120. Прим. 70). Попытка некоторых современных ученых, как, например, Б. Круша и Ван ден Вивера, отодвинуть на десять лет победу Хлодвига над алеманнами и его крещение не убедительна. Традиционная хронология правления Хлодвига остается достаточно авторитетной.
173. ...«слово спасения». — Деян., 13, 26.
174. Баптистерий — крещальня (помещение для обряда Крещения), обычно стоящее отдельно архитектурное сооружение круглой или восьмигранной формы. Внутри его находился бассейн для крещения.
175. Новый Константин подошел к купели... — Здесь Григорий сравнивает крещение Хлодвига с крещением императора Константина (IV в.). Согласно «Деяниям св. Сильвестра», папа Сильвестр I вылечил императора Константина от проказы, окрестив его. По утверждению отцов церкви, проказой он болел потому, что преследовал христиан, (См.: Mambritius, Sanctuarium. Т. 2. Р. 281).
176. "Покорно склони выю, Сигамбр..." — т. е. Хлодвиг. Сикамбры (Sugambri или по позднему написанию Sicambri) — могущественное германское племя, отличавшееся воинственностью, которое населяло во времена Цезаря правый берег среднего Рейна. В III в. н. э. наименование «сигамбры» было вытеснено общим наименованием «франки». Позже слово «сигамбр» стало синонимом слова «герой» (победитель).
177. ...сохранилась книга с его житием... — Видимо, Григорий имеет в виду краткое житие Ремедия (Ремигия), приписываемое Фортунату (MGH. Auct. antiquis. T. 4, pars 2).
178. Так король... крестился... — Галло-римский епископат считал принятие Хлодвигом христианства в форме католичества своей победой. Так, епископ Авит в письме к Хлодвигу писал: «Ваше вероисповедание — это наша победа» (MGH. Auctor. antiquis. Т. 6. Р. 11).
179. ...Ремигий прислал ему письмо... — Полный текст письма находится в: MGH. Epist. Т. 3. Р. 112.
180. Обратилась и... Лантехильда... — Имеется в виду ее обращение в католическое вероисповедание.
181. Bо время сражения при реке Уш... — Согласно Марию Аваншскому, битва имела место в 500 г. Об этом он пишет: «Сражение между франками и бургундами произошло у Дижона в консульство Патриция и Ипатия» (MGH. Auct. antiquis. Т. 11, pars 1. Р. 234).
182. ...изгнав его из города... — Из Авиньона.
183. ...эти варвары... — Слово «варвары» принадлежит, видимо, самому Григорию, а не Гундобаду, так как Гундобад сам был варваром.
184. ...меньшой люд. — В подлиннике: minor populus (или minores), т. е. простолюдины, простонародье, в число которых входили свободные мелкие и средние землевладельцы, ремесленники, торговцы и др. Это выражение встречается, кроме того, в кн. III, гл. 13; кн. VI, гл, 31; кн. VII, гл. 35; кн. VIII, гл. 19, в которой меньшой люд противопоставляется «более сильные», зажиточным (robustiores).
185. Гундобад... среди бургундов установил более мягкие законы... — Имеется в виду Бургундская правда (Lex Burgondionum или Lex Gundobada — по имени короля Гундобада). Этот закон регламентировал отношения бургундов с римлянами. Он является одним из древних варварских законов. Его первоначальная редакция относится ко времени завоевания Бургундии франками (534).
186. ...«Если кто исповедает Меня... пред Отцом Моим Небесным». — Мф., 10, 32, 33.
187. ...«Остерегайтесь же людей... перед ними и всеми язычниками». — Мф., 10, 17, 18.
188. ..."Сердцем веруют к праведности, а устами исповедуют ко спасению». — Рим., 10, 10.
189. ...«Исповедаюсь Тебе... восхвалю Тебя». — Пс., 34, 18.
190. ...«Исповедаюсь Тебе... среди языков». — Пс., 56, 10.
191. ...«Бог поругаем не бывает».,. — Гал., 6, 7.
192. ...до конца своей жизни... — До 516 г.
193. ...распространилось еретическое учение Евтиха и Савеллия... — Евтихий (V в.) — основатель богословского учения монофизитства в Византии. Евтихий утверждал, что Христу присуща только одна природа — божественная, а не две — божественная и человеческая (как утверждается в христианстве). Монофизитство широко распространилось в восточных областях Византии. В 451 г. на Халкидонском вселенском соборе монофизитство было осуждено церковью как ересь. Савеллий — основатель ереси савеллианства (III в.). Савеллий выдвинул еретическую, с точки зрения ортодоксального христианства, идею о том, что сын и дух не представляют собой отдельных лиц троицы, ибо это противоречило бы монотеизму христианства; они лишь модусы, в которых проявляется деятельность единого бога.
194. ...дни Моления. — В подлиннике: rogationes — рогации («моления, прошения»), это так называемые малые литании, справляемые в течение трех дней до праздника вознесения господня; установлены епископом Мамертом около 452 г. Литании (краткое молитвословие у католиков) совершаются обычно во время церковных процессий. Этот обряд восходит к языческому, древнеримскому lustratio urbis vel agrorum — очищение жертвоприношением города или полей. Он был воспринят церковью и трансформировался в христианский обряд. (См.: Bonnet M. Le Latin de Gregoire de Tours. P., 1890. P. 239-240; Buchner R. Zehn Buecher Geschichten. B. 1956. В. 1, N 3. S. 127).
195. ...король готов Аларих... — Аларих II (484-507), по свидетельству Иордана (С. 126, § 297), был женат на дочери короля остготов в Италии Теодориха. Их сын Амаларих после смерти отца пользовался покровительством своего деда Теодориха. Аларих II занимал южную часть Галлии, к югу от Луары; столицей его королевства была Тулуза.
196. ...стали изгонять из города Квинциана, епископа родезского. — В то время власть готов распространялась на города Аквитании, в том числе и на епископские города Родез и Клермон. Так как готы были арианами, то они с подозрением относились к епископам-католикам, желавшим быть под властью короля Хлодвига, принявшего католичество. Еще при короле готов Еврихе католическое население городов Аквитании и Новемпопуланы страдало от гонений со стороны готов, а епископы-католики при первом подозрении изгонялись из городов. См. кн. II, гл. 26, 37.
197. ...рассказано в книге его жития. — О житии епископа Квинциана Григорий Турский рассказывает в «Житии отцов» (Гл. 4; Р. 673).
198. ...и так как его речь понравилась всем, Хлодвиг, выступив с войском, направился в Пуатье. — Кампания против вестготов проводилась в 507 г. Вероятно, Хлодвиг в этой кампании использовал симпатию к нему епископов и галло-римского населения, которая была вызвана его крещением.
199. ...пропел... антифон... — Антифон — краткий стих из псалмов, который поется сперва на одном клиросе, а затем повторяется на другом.
200. ..."Ты препоясал меня силою для войны и низложил под ноги мои восстающих на меня. Ты обратил ко мне тыл врагов моих и истребил ненавидящих меня». — Пс., 17, 40, 41.
201. ...войско сможет переправиться там, где переходил олень. — Часто встречаемый мотив сказаний. Подобный мотив с оленем мы находим и у Иордана (§ 123-124).
202. [Это произошло на двадцать пятом году правления Хлодвига.] — По замечанию Р. Латуша, эта дата в квадратных скобках, как и дата в конце гл. 30., прибавлена позже, но она также, видимо, исходит от самого Григория (Т. 1. С. 131. Прим. 86).
203. ...Хлодвиг встретился, чтобы сразиться с Аларихом... в долине Вуйе... — Дата сражения при Вуйе известна из Сарагосской хроники. В ней говорится, что в 507 г. произошло сражение при Вуйе между готами и франками. В этом сражении франки убили готского короля Алариха II. Тулузское королевство перестало существовать (MGH. Auct. antiquis. Т. II, pars 1. Р.223).
204. ...в десяти римских милях от города Пуатье... — Приблизительно в 15 км южнее Пуатье.
205. Сигиберт Хромой — король рипуарских франков. Его резиденцией был город Кельн.
206. Аполлинарий — сын поэта и епископа Сидония Аполлинария.
207. Хлодвиг же послал своего сына Теодориха... в Клермон. — В 508 или 510 г.
208. Правил же король Аларих 22 года. — Правильнее 23 года: с конца 484 по 507 г.
209. ...он с победой возвратился в Тур... — Король Хлодвиг, нанеся поражение вестготам и убив их короля Алариха II, присоединил большую часть Южной Галлии, к югу от Луары, со столицей вестготов Тулузой, к своим владениям. Теперь готы остались только в Первой Нарбоннской провинции и в части Прованса, расположенной к югу от Дюранса, с городами: Ним, Магалон, Лодев, Агд, Безье, Нарбонн, Каркассон. Хлодвиг через 22 года после первой победы (486) — к 508 г. овладел большей частью Галлии: от Гаронны до Рейна и от границ Арморики до Роны. После войны с вестготами Хлодвиг приехал в Париж, который сделал своей резиденцией. Дальнейшее завоевание Галлии происходило уже при сыновьях Хлодвига, достигших Пиренеев на юге, альпийских предгорий на востоке и берегов Средиземноморья в Провансе.
210. ...Хлодвиг получил... грамоту о присвоении ему титула консула... — Гизо, переводчик «Истории франков» Григория Турского, к этому месту дает следующий комментарий: «Хлодвигу вовсе не был присвоен титул консула, на него только надели консульские знаки отличия, часто раздаваемые императорским двором при Византии. Настоящее консульство всегда вписывалось в Фасты и служило обозначением года. Имя Хлодвига в Фастах не упоминается». (См.: Cregoire de Tours. Histoire des Francs/ Trad. par Guizot. P., 1861-1862. Т. 1. N. 1. Р. 115). В том же духе комментирует это место и Р. Латуш (Т. 1. С. 131. Прим. 88).
211. Притвор — предхрамие, передняя часть храма.
212. ... именовался... Августом. — Т. е. императором.
213. ...после смерти Евстохия, епископа Тура... — Скорее всего епископа Вера, о котором упоминается в кн. II, гл. 26 и в кн. X, гл. 31. Евстохий был епископом г. Анжера и умер после 511 г.
214. ...Хлодвиг прибыл в Тур. — О прибытии в Тур короля Хлодвига после победы над Аларихом упоминается и в кн. X. гл. 31.
215. ...«попал в яму»... — Пс., 7, 16.
216. После этого Хлодвиг выступил против Харариха... — Харарих (конец V — начало VI в.) — один из вождей салических франков, владеющий частью территории в низовьях Рейна; где было его местопребывание, неизвестно. Историки относят завоевание Хлодвигом территории салических франков не к концу правления Хлодвига, как у Григория, а к первому периоду его завоеваний, а именно ко времени победы Хлодвига над Сиагрием. (См.: Fournier С. Ор. cit. P. 66).
217. ...приказал постричь... — Тем самым Харарих лишался права королевского наследования. См. прим. 87 к кн. II.
218. ..."Эти ветви срезаны на зеленом дереве...» — Ср.: Лк., 23, 31. Цитируется Григорием не дословно.
219. ...послал лейдам... — Слово «лейды» (leudes) во франкских памятниках употребляется в двояком значении: в одних случаях — это просто люди, свободные франки, в других — королевские дружинники. Здесь употреблено в последнем значении.
220. Его погребли в церкви святых апостолов, которую он сам построил... — Теперь церковь св. Женевьевы.
221. [А всего лет ему было 45]. — Квадратные скобки только в рукописях С2 и D. См. прим.202 к кн.II.
222. ...одиннадцатым годом епископства святителя Лициния турского... — Это неверно, так как Лициния рукоположили в епископы в 509 г. Также неверно подсчитан 112 год со дня смерти Мартина, который умер в 397 г. Если год смерти Хлодвига определять по одиннадцатому году епископского служения Лициния, то он приходится на 519 или 520 г., т. е. на десять лет позже 509 г. Если же считать, что Хлодвиг умер спустя 112 лет после смерти Мартина, как пишет Григорий, то годом смерти Хлодвига следует считать 509 г. Более вероятно первое указание Григория, т. е. что Хлодвиг умер на пятом году после битвы при Вуйе (507). Кроме того, необходимо принять в расчет и другое обстоятельство: исходя из того, что Теодоберт, сын Теодориха, умер в 547 или в 548 г., спустя 37 лет после смерти Хлодвига, а Хлотарь I умер в декабре 561 г., на 51-м году своего правления (править он стал после смерти Хлодвига), то дату смерти Хлодвига можно определить как 511 г. и, по-видимому, после 28 октября. (См.: Tessier С. Ор. cit. Р. 78 et sq.).