Комментарии
1. ...сбываются предсказания господа о начале бедствий... — Ср.: Мф., 24, 8.
2. ...«Восстанет отец на сына, сын на отца, брат на брата, ближний против ближнего». — Ср.: Мф., 10, 21. Свободное изложение.
3. ...столица всего мира. — Имеется в виду Рим.
4. ...«Если же вы друг друга угрызаете и съедаете, берегитесь, чтобы вы не были истреблены друг другом». — Гал., 5, 15.
5. ..."Что сохраняло его так долго? Согласие. Что сокрушило его после столь долгих времен? Разногласие». — Здесь Григорий Турский использует различные места из Орозия (V, 8, § 1, 2; IV, 23, § 6), но цитирует их не дословно.
6. ...дух желает противного плоти... — Ср.: Гал., 5, 17.
7. ...ты, будучи свободным, служи своему главе, Христу... — Ср.: Еф., 4, 15.
8. ...ты, который, будучи в оковах, некогда служил корню зол. — Ср.: Тим., 6, 10.
9. ...герцог Гундовальд. — См. кн. IV, гл. 47.
10. Начал он править в день рождества Христова. — Т. е. 25 декабря 575 г.
11. ...в первом году его правления... — Начиная с пятой книги Григорий будет датировать события годами правления короля Хильдеберта.
12. ...впоследствии мы расскажем... — См. кн. V, гл. 4.
13. ...находился там во дни святой пасхи. — Т. е. 5 апреля 576 г.
14. ...поехать к своей матери... — Т. е. к Авдовере. См. кн. IV, гл. 28.
15. ...Меровей, вопреки естеству и каноническим законам, женился на жене своего дяди... — Меровей, сын Хильперика от его первой жены Авдоверы, женился на Брунгильде, вдове короля Сигиберта, брата Хильперика. В Салической правде (гл. XIII, прибав. 2-е) о незаконности подобного брака сказано: «Если кто сочетается преступным браком с дочерью сестры или брата или какой-либо дальнейшей родственницы, или с женою брата или дяди, он подлежит наказанию в том смысле, что разлучается от такого супружества». (Салическая правда. М., 1950. Гл. 13. С. 22).
16. ...находились там... — Вероятно, в Руане.
17. ...подарил ему из королевского фиска... — Т. е. из королевской казны.
18. ...они... укрылись в церкви. — Право убежища в церкви восходит к римскому праву убежища в языческих храмах, где свободные искали там спасения от преследователей, а рабы — от жестокости господина. Беззаконием, осквернением храма, считалась попытка оторвать от алтаря молящего о защите. Подобное право убежища христианским церквам даровал император Константин (IV в.). Причем право убежища для рабов в церкви было весьма ограничено, так как пресвитер в течение суток обязан был известить хозяина раба о его местонахождении, правда при этом оговаривалось, что пресвитер возвращал раба только при условии прощения хозяином его вины. Это римское законодательство о праве убежища нашло свое отражение в Салической правде (в декрете Хлотаря. § 15. С. 71), где сказано: «Если чей-нибудь раб, бегавший от своего господина, укроется в церкви и там будет найден прежним господином, он должен быть возвращен, как совершенно прощенный». Право убежища распространялось не только на здание самой церкви, но и на двор, окруженный портиком, т. е. на атрий перед входом в церковь, а также на соседние с церковью строения.
19. Об этом мы собираемся рассказать впоследствии. — См. кн. IX, гл. 9.
20. Референдарий (referendarius) — начальник королевской канцелярии. У первых франкских королей референдарием назывался тот, кому поручалась забота о королевском перстне-печати: он же подписывал королевские грамоты и выполнял дpyгиe поручения короля. (См.: Du-Cange. Glossarium mediae et infimae Latinitatis, P.. 1938, Т. 7. Р. 76).
21. ...он направил к нам послов... — Т. е. к Григорию Турскому. который получил епископскую кафедру в Type еще при жизни короля Сигиберта, в 573 г.
22. ...чтобы мы выгнали из святой базилики Гунтрамна, которого тогда обвиняли в смерти Теодоберта... — Т. е. Гунтрамна Бозона. См. кн. IV, гл. 50; кн. V, гл. 14.
23. ...пусть он лучше боится святости великого епископа, чья чудотворная сила выправила вчера расслабленные члены. — Здесь имеется в виду «чудотворная сила» св. Мартина, в базилике которого в Type, по рассказу Григория, исцелился в то время один парализованный. Об угрозе Рокколена предать город огню и об этом «чуде» Григорий рассказывает во второй книге «О чудесах св. Мартина» (Гл. 27 // MGH. SRM. Т. 1. Р. 619).
24. ...сделавшись желтым от царской болезни... — Т. е. желтухи. В подлиннике: morbus regius.
25. ...святой день богоявления... — Т. е. крещения.
26. ...с мартовские календ обложить налогами и наказать жителей Пуатье... — Как комментирует Р. Бухнер (Т. 1. С. 286. Прим. 1), вероятно, наказать обложением налогами_ так как 1 марта (т. е. в мартовские календы) составлялись списки на обложение налогами. См. кн. V, гл. 28.
27. ...Феликс, епископ города Нанта (549-582)... — Поэт Венанций Фортунат, не разделявший, видимо, строгого мнения Григория о епископе Феликсе, посвятил ему шесть поэм (5-10) и письмо (III. 4) в котором он хвалил его стихи и приводил из них отдельные строки. См. прим. 263 к кн. V.
28. ...мой брат... — Имеется в виду Петр, брат Григория Турского.
29. ...«Горе прилагающим дом к дому и присоединяющим поле к полю! Неужели они одни населят землю ?» — Ср.: Ис., 5, 8. Григорий цитирует неточно.
30. ...корабли... привозили бы... только одну бумагу... — В подлиннике: cartam — видимо, бумага, приготовленная из папируса, которую торговцы обычно привозили в Марсель из Египта. Это место показывает, что папирус в VI в. был в ходу для письма. Употребление папируса в Меровингской Галлии было, должно быть, все еще значительным. (См.: Pirenne. De l'etat de l'instruction des laiques. Bruxelles. 1934. P. 170-171).
31. ...в деревню Аризит... — Аризит — не совсем точное обозначение места: или Але (деп. Гар), или Иерль (деп. Гар и Авейрон). Р. Латуш (Т. 1. С. 253. Прим. 18) отождествляет это место с Але.
32. ...когда блаженный Тетрик скончался... — В 572 г.
33. ...из ненависти к диакону Петру... — Т. е. к брату Григория.
34. ...о присутствии самого епископа Сиагрия... — Из Отёна.
35. ...очистился клятвой, поклявшись... — Первоначально церковное право не знало никакого очищения клятвой, которое лишь постепенно проникло в него из германского процессуального правя. (См.: Бухнер Р. Т. 1. С. 376. Прим. 2).
36. ...настиг на дороге диакона и убил его... — В 574 г.
37. ...Петра... похоронили рядом со святым Григорием... — См. кн. III, гл. 15, 19 и прим. 53 к кн. III.
38. ...после смерти Сильвестра... — В 572 г.
39. На восьмом году своего епископства... — В 579 или 580 г.
40. ...в год, когда после смерти Сигиберта стал править его сын Хильдеберт... — Хильдеберт был коронован 25 декабря 575 г. См. кн. V, гл. 1.
41. ...в тех книгах, где я попытался описать сами чудеса. — Видимо, намек на четыре книги «О чудесах св. Мартина».
42. ...«Ибо кто имеет, тому дано будет и приумножится; а кто не имеет, у того отнимется и то, что имеет» — Мф., 13. 12.
43. «...вот ты выздоровел, не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже». — Ин., 5. 14.
44. ...«Не преклоняйтесь под чужое ярмо с неверными. — говорит Господь». — 2 Кор., 6, 14-17.
45. Родом же был он тейфал. — См. кн. IV, гл. 18 и прим. 63 к кн. IV.
46. Он же сотворил множество чудес... о чем мы написали в книге его жития. — Имеется в виду сочинение Григория Турского «Житие отцов» (XV, 1-4; Р. 720-724).
47. ...книгу о его житии, написанную... Фортунатом... — См.: Венанций Фортунат. Житие св. Германа (MGH. Auctor. antiquis. Т. 4. Pars post. P. 11-27).
48. ...затворник Калюппа — отличался большим смирением, как об этом мы написали в книге о его житии. — Имеется в виду сочинение Григория Турского «Житие отцов» (XI, Р. 709-711).
49. Вина... он не пил. — Ср.: Лев., 10, 9.
50. Взор его всегда оставался ясным. — Ср.: Втор._ 34, 7.
51. О его житии мы также написали сочинение. — Имеется в виду сочинение Григория Турского «Житие отцов» (IX, Р. 702-705).
52. ...что произошло... с иудеями в Клермоне. — По мнению Р. Бухнера (Т. 1. С. 295. Прим. 9) и Р. Латуша (Т. 1. С. 259. Прим. 9), Григорий Турский написал эту главу под влиянием поэмы Венанция Фортуната, озаглавленной «Об обращении иудеев в христианскую веру Авитом, епископом клермонским» и посвященной Григорию Турскому (V, 5 // MGH.Auct. antiquis. Т. 4. Р. 107-112).
53. ...Авит... увещевал их, чтобы они, сбросив пелену закона Моисеева.... — Ср.: 2 Кор., 3, 13-16.
54. ...шел в белых одеждах... — Одежда, в которой крестили, была белой. См. прим. 168 к кн. II.
55. ...«у него есть и другие овцы... и тех надлежит ему привести, чтобы было одно стадо и один пастырь.» — Ин., 10, 16.
56. «...если же не хотите, то уходите отсюда». — Венанций Фортунат в поэме «Об обращении иудеев в христианскую веру Авитом, епископом клермонским» (V, 5; Р. 107 — пишет, что народ клермонский угрожал иудеям смертью в случае их отказа от крещения. Григорий же об этом умалчивает. (См.: Бухнер Р. Т. 1. С. 297. Прим. 5).
57. ...в святую ночь пятидесятницы, отправился в баптистерий... — Один из так называемых двунадесятых праздников у христиан, то же что и троицын день. Празднуется на пятидесятый день после пасхи, отсюда название пятидесятница. Баптистерий — см. прим. 174 к кн. II.
58. ...как мы рассказали в другом месте. — О Брахионе, аббате монастыря в Мена, который некогда был охотником у герцога Сигивальда. Григорий Турский рассказывает в «Житии отцов» (XII, Р. 711-715).
59. Но Муммол, патриций... — О нем см. кн. IV. гл. 42-45. Патриций — см. прим. 79 к кн. IV.
60. ...который все еще содержался отцом под стражей... — См. кн. V, гл. 3.
61. ...называемый Анинсола... — Впоследствии его переименовали в Сен-Кале, по имени основателя аббатства; теперь главный город кантона и округа Ле-Мана.
62. ...Гунтрамн Бозон... находился... в базилике святого Мартина... — См. кн. V, гл. 4.
63. Когда Меровей был в пути... — Т. е. по пути в монастырь Анинсола.
64. ...чтобы мы преподали ему святые дары. — В подлиннике: eulogias dare. См. кн. IV, гл. 16 и прим. 60 к кн. IV.
65. ...мы отказали в этом Меровею... — Это было вызвано тем, что брак Меровея с Брунгильдой противоречил церковным правилам. См. кн. V, гл. 2, 18 и прим. 15 и 98 к кн. V.
66. ...лишив их одежды... — Отнятие и замена обычной одежды на плохую были позором для франков (см. кн. III, гл. 35; кн. V, гл. 25, 38, 39: кн. VI, гл. 11; кн. VII, гл. 15 и др.). Этот обычай, видимо, распространился и на галло-римлян, как в данном случае.
67. А на второй год правления короля Хильдеберта — В 577 г.
68. ...Меровей.., приказал схватить придворного врача Марилейфа, когда он возвращался от короля... — В то время королей и клириков пользовали врачи, приходящие главным образом с Востока. Марилейф же был сыном раба, работавшего на церковной мельнице. См. кн. VII, гл. 25.
69. Меровей же во многом обвинял... и мачеху... — Т. е. Фредегонду.
70. ...«Глаз, насмехающийся над отцом, пусть выклюют вороны дольние». — Притч., 30, 17.
71. ...я усмотрел в этом стихе предначертание господа. — Чтение наугад библейских притчей рассматривалось как предзнаменование.
72. ...«что будет с ним». — Мк., 10, 32.
73. ...«Об этом следует вопрошать бога... Он же [диавол] был лжецом изначально и никогда не устоял в истине». — Сокращенное и измененное место из Евангелия от Иоанна (8,44).
74. А были у него в то время от разных жен... четыре сына. — Четыре упоминаемые здесь сына умерли раньше Хильперика. Только Хлотарь II, которому в 584 г. было несколько месяцев, пережил своего отца.
75. ...когда они находились в базилике святого Мартина... — Имеются в виду Меровей и Гунтрамн Бозон.
76. ...Фредегонда... послала [слугу] к Гунтрамну Бозону... в связи со смертью Теодоберта... — Гунтрамн Бозон был причастен к смерти Теодоберта, сына Хильперика от его первой жены Авдоверы и пасынка Фредегонды. См. кн. IV, гл. 50; кн. V, гл. 4.
77. ...никому из друзей он не давал клятвы так, чтобы ее тотчас же не нарушить. — Такая же характеристика дается Гунтрамну Бозону и ниже. См. кн. IX, гл. 10.
78. ...они дошли до... поместья, называемого Юкундиак. — Место не установлено.
79. ... в то время Гунтрамна, как мы рассказали, обвиняли в гибели Теодоберта... — См.: кн. V, гл. 4.
80. Гунтрамн охотно поклялся перед алтарным покровом, прикоснувшись к нему...-Чтобы придать клятве особую силу, обычно касались алтарного покрова как священной вещи. По поверию, алтарный покров и покров на гробнице святого обладали чудесной силой (см. также кн. V, гл. 48). Нашедший убежище в церкви, желая обрести защиту от нападения своих недругов, прикасался к покрову или его бахроме. Священной вещью считался и покровец, покрывавший святые дары на алтаре (см. кн. VII, гл. 22).
81. ...«За то, что вы оставили Господа... предал вас Господь, Бог ваш, в руки врагов ваших». — Ср.: 3 Цар., 9, 9. У Григория свободное изложение.
82. ...«Однако за вероломство их Ты положил им несчастья... Внезапно они исчезли и погибли от беззакония своего». — Ср.: Пс., 72, 18. 19. У Григория свободное изложение.
83. ...«Вы знаете, что через два дня будет Пасха, и Сын Человеческий предан будет на распятие». — Мф., 26, 2.
84. ...укрылся в базилике святого Германа. — Эта базилика находилась в Оксере.
85. А войско короля Хильперика дошло до Тура... — См. кн. V, гл. 13.
86. ...австразийцы его не приняли. — Название «австразийцы» (жители Австразии, восточной части Франкского государства) впервые встречается здесь. Австразийская знать, правившая от имени малолетнего короля Хильдеберта, видимо, не желала усиления власти Брунгильды в случае ее прочного союза с Меровеем, поэтому она и не приняла Меровея.
87. ...выслал войско против Шампани, думая, что Меровей скрывается там. — См. кн. V гл. 13.
88. ...когда Альбоин вторгся в Италию... — Король лангобардов Альбоин вторгся в Италию в 568 г. См. кн. IV. гл. 41 и прим. 137 к кн. IV.
89. ...Хлотарь и Сигиберт разрешили швабам... жить в том месте, где жили перед этим саксы... — Хлотарь умер в 561 г., поэтому никакого участия в этом деле он не принимал. Глава эта продолжает прерванный рассказ, помещенный в книге IV (гл. 42).
90. Маклиав. — О нем см. кн. IV, гл. 4.
91. А король Гунтрамн зарубил мечом двух сыновей покойного Магнахара... — Т. е. шуринов, поскольку Магнахар был отцом покойной жены короля Гунтрамна — Маркатруды. См. кн. IV, гл. 25.
92. ...они говорили об Австригилъде... — О ней см. кн. IV, гл. 25.
93. ...сам король потерял двух сыновей... — Т. е. Хлотаря и Хлодомера. См. кн. IV, гл. 25.
94. В Галлии мы праздновали... пасху 18 апреля, другие же вместе с испанцами — 21 марта... — Григорий праздновал пасху по пасхальному календарю, составленному Викторием из Аквитании в 457 г. и введенному во всей Галлии в 541 г., после собора в Орлеане.
95. ...те источники в Испании... — Это крестильные источники в Оссете (древняя Julia Constantia. напротив Севильи на Гвадалквивире), которые, как повествует легенда, должны были чудесным образом наполняться водой на пасху, когда происходило крещение.
96. ...пусть готовится к сражению. — Букв.: "пусть приготовит поле для битвы" (саmpum praepararet ad bellum). См. прим. 156 к кн. II.
97. ...соединить... Меровея... с его теткой, то есть с женой его дяди ? — Григорий здесь поясняет малоупотребительное в то время слово amita — «тетя»: «то есть жена его дяди». См. кн. V, гл. 2 и прим. 15 и 65 к кн. V.
98. Или ты не знал, какие церковные законы установлены по этому поводу? — См. прим. 15 к кн. V. В постановлении собора в Париже (556-557), так же как к в Салической правде (XIII), сказано: «Пусть никто не вступает в недозволенный брак, то есть не смеет брать в жены вдову брата или свою мачеху, или вдову дяди, или сестру жены своей...» (Цит. по кн.; Maasen F. Concilia aevi Merovingici. Hannoverае. 1893. Р. 144).
99. ...«Если страж увидит беззаконие человека и не скажет об этом, будет повинен в погибели души». — Ср.: Иез., 33, 6. Это место Григорием значительно изменено.
100. Хлодомер — сын короля Хлодвига. См. кн. III, гл. 6.
101. Хлодомер... дошел до Бургундии и там... был убит. — См. кн. III, гл. 6.
102. А что случилось с императором Максимом? — Здесь речь идет об императоре-узурпаторе (см. кн. I, гл. 43). Григорий Турский сообщает, что когда Максим покорил жителей Британии, солдаты провозгласили его императором. Своим местопребыванием он выбрал Трир. Заманив хитростью императора Грациана в ловушку, он убил его (382). Такая же участь постигла позже и самого Максима, которого убили воины императора Феодосия (388).
103. ...«обнаруживаются тайны сердца». — 1 Кор., 14, 25.
104. ...«Нашей пищей должно быть исполнение воли божией...» — Ср.: Ин., 4, 34. Цитируется Григорием не дословно.
105. Солид — См. прим. 153 к кн. IV.
106. ..."...eгo легко можно склонить к состраданию ...»... — Ср.: 2 Мак., 4, 37.
107. ...«... пригласил бы ему в помощники... и ангела с неба...» — Ср.: Гал. 1, 8.
108. ...«Епископ, уличённый в убийстве, прелюбодеянии и клятвопреступлении, да устранится от епископства». — Упоминаемый здесь апостольский канон (25), как пишет Р. Бухнер (Т. 1. С. 318. Прим. 5), приведен неточно, ибо там нет речи об убийстве.
109. ...король потребовал, чтобы епископы или разорвали его платье, или прочли над его головой 108 псалом.... или вынесли приговор Претекстату. — Все эти три обряда означали отрешение от епископства.
110. ...его... сослали на остров... близ города Кутанса. — Вероятно, остров Джерси. Был ли Претекстат невиновен, кажется сомнительным. У Фредегара в его извлечении из «Истории франков» Григория Турского Претекстат оказывается виновным (III, 79 // MGH. SRM. Т. 2. Р. 114).
111. Меровей... позвал к себе Гайлена... — См. кн. V, гл. 14.
112. ...тело его подняли вверх. — Неясное место. Видимо, насадили на кол и высоко подняли. (См.: Бухнер Р. Т. 1. С. 323. Прим. 2).
113. Дворцовый граф (comes palatii) — должностное лицо при дворе короля, помогавшее ему в управлении королевством. Как и референдарий, он, кроме того, выполнял различные поручения короля. См. прим. 142 к кн. IV.
114. ...Гунтрамн из-за убийства им Теодоберта... — См. кн. IV, гл. 50; кн. V, гл. 4, 14 и прим. 76 к кн. V.
115. ...народ, как мы рассказали в предшествующей книге, избрал кесарем Тиберия... — См. кн. IV, гл. 40. Кесарь — здесь соправитель.
116. ...«Собирайте себе сокровища на небе, где ни ржа, ни моль не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут». — Мф., 6, 20.
117. ...он с радостью... раздавал богатства бедным... — Ср.: 2 Кор., 9, 7.
118. После смерти Нарсеса... — Вероятно, в 574 г.
119. И вот против епископов... — Глава 20 «О епископах Салонии и Сагиттарии» отсутствует в древних неполных рукописях Корбейской и Бовейской. Это послужило поводом для некоторых церковных писателей XVII-XVIII вв. (Лекуант) считать ее и гл. 5 «О епископе Феликсе» позднейшей интерполяцией. Это мнение было опровергнуто последующими исследованиями новых рукописей и фрагментов «Истории франков». Была доказана подлинность как этих, так и многих других глав, повествующих о насилии и грубых нравах франков. В утверждениях сторонников интерполяции явно просматривается стремление убрать из сочинения Григория Турского наиболее яркие и правдивые зарисовки неблаговидных поступков некоторых служителей католической церкви, а также франкских вельмож.
120. Епископы собрались... — В 567 или 570 г.
121. Патриарх. — Этот титул — редкий на Западе. Видимо, этим словом обозначался титул митрополита, а иногда оно заменяло слово «архидиакон».
122. ...не следует воздавать врагам злом зa зло — Ср.: Рим, 12, 17.
123. ...как мы уже выше упоминали... — См. кн. IV, гл. 42, 44.
124. ...называют детьми короля всех тех, кто родился от короля. — Во Франкском государстве при наследовании не придавалось значения ни социальному положению матери, ни брачному или внебрачному рождению королевских детей.
125. ...«не настиг гнев Божий»... — Пс., 77, 31.
126. ...о чем мы собираемся рассказать впоследствии. — См. кн. V, гл. 27.
127. Монахиня же Инготруда — О ней см. кн. IX, гл. 33; кн. X, гл. 12.
128. ...имела обыкновение собирать воду с могилы святого Мартина. — Вероятно, имеется в виду вода, которой умывались.
129. ...и здесь явилась благодать блаженного Мартина. — Продолжение рассказа о Виннохе см. в кн. VIII, гл. 34.
130. ...когда короля Хильперика осаждал в Турне его брат. — В 575 г. король Сигиберт. См. кн. IV, гл. 50, 51.
131. ...не достигнув и пятилетнего возраста, умер. — На самом деле ребенку едва исполнилось два года.
132. ...вокруг солнца появились такие же сияния... как мы уже упоминали... — См. кн. IV, гл. 31.
133. Эннодия лишили должности графа — О нем см. кн. VIII. гл. 26.
134. ...в церкви блаженную Илария... — В Пуатье.
135. ...Даккон... был схвачен при помощи обмана герцогом Драколеном... — По-видимому, Драколен был герцогом в Пуатье.
136. ...устремился на него [Гунтрамна] — Не очень ясное место. Григорий не поясняет, где находился в это время Гунтрамн Бозон. Можно предположить, что после того как oн отправил своего посыльного к герцогу, он вышел из церкви, где укрывались его дочери, и находился со своими приближенными недалеко от Драколена в ожидании ответа от герцога.
137. ...его тесть Север... — Вероятно, тесть Гунтрамна Бозона; однако Григорий мог иметь в виду и Драколена (см.: Бухнер Р. Т. 1. С. 332. Прим. 3).
138. ...сняли с него одежду... — См. кн. V, гл. 14, гл. 25, 38 и прим. 66 и 187 к кн. V.
139. ...отправили в заключение... — См. кн. IV, гл. 23 и прим. 35 к кн. IV.140. ...расположились против Вароха, сына покойного Маклиава. — О Маклиаве и его гибели см. кн. V, гл. 16.
141. ...напал на саксов из Байё... — Они, вероятно, были потомками приморских саксов, которые в позднеримское время делали набеги на северо-западное побережье франков и даже частично осели там. См. кн. X, гл. 9. (См.: Бухнер Р. Т. 2. С. 343. Прим. 8).
142. ...приказал взыскать штраф... — В подлиннике: bannos iussit exigi. Bannus (банн) — право короля издавать распоряжения и наказывать за невыполнение их. Если франкский король желал предпринять поход, он отдавал приказ герцогам и графам своего королевства созывать людей из округов по распоряжению (по банну). Все жители, которые были в состоянии носить оружие, будь то галло-римляне или франки, должны были явиться в войско по призыву. Тот, кто не явился, должен был уплатить штраф в размере 60 солидов. Эти полномочия короля, касавшиеся вначале главным образом призыва в войско, а также вызова на суд тех, кто уклонялся от суда народного собрания, не выходили за рамки обычного права. Но постепенно королевский банн начал выходить из этих границ и становиться источником нового королевского права. Позднее королевский банн стал средством административного управления, на нем основывалась власть короля над его должностными лицами и над всем населением государства. (См.: Корсунский А. Р. Образование раннефеодального государства в Западной Европе. М., 1963. С. 108-109).
143. ...с бедняков... — Это бедняки (pauperes ecclesiae или homines matriculari), записанные в особые списки (матрикулы) и пользовавшиеся покровительством данной церкви. По церковному установлению им регулярно оказывалась помощь. См. кн. VII, гл. 29.
144. ...и причетников [кафедральной] церкви и базилики святого Мартина... — В подлиннике: iuniores — младшие церковные служители (псаломщик, дьячок). Здесь церковь — главная церковь (кафедральный собор) Турской епархии; базилика (христианская церковь) — здесь церковь св. Мартина, которая была построена в 470 г. и пользовалась особым покровительством франкских королей; ее внутренность украшали 120 мраморных колонн, взятых из зданий античного времени.
145. ...у них не было в обычае нести какие-либо государственные повинности. — См. кн. VII, гл. 42. В конце VI в. к военной службе начали привлекать и галло-римлян. Если прежде в армии служили лишь полноправные свободные, т. е. общинники, владеющие своими земельными наделами, то теперь в ополчение стали включать также свободных людей, которые являлись держателями чужой земли, — прекаристов, колонов. В одной главе Рипуарской правды (XV. § 2) предусмотрено наказание за неявку в поход для человека, именуемого Romanus ecclesiasticus vel regius homo. Здесь речь идет о вольноотпущенниках и свободных держателях церковных земель. (См.: Корсунский А. Р. Указ. соч. С. 116. Прим. 179).
146. А на четвертый год правления Хильдеберта... — В 579 г.
147. ...вновь всплыла старая жалоба, касающаяся епископов Салония и Сагиттария. — О них см. кн. V, гл. 20.
148. ...оставив те города... — Имеются в виду города, подвластные Хильперику.
149. ...было установлено, чтобы землевладелец отдавал... одну амфору вина с арипенна. — Арипенн (apпан) — 1/10 бонуария (бунуария). Бонуарий — земельная мера, равная примерно 128 арам (ар — 100 кв. м). Емкость амфоры — приблизительно 26,2 л. Налог, установленный Хильпериком, видимо, равнялся десятой доле урожая.
150. ...облагались и другими налогами, как с остальной земли, так и с рабов... — Здесь речь идет как о поземельном, так и о подушном налоге. Оба налога римского происхождения. Франкские короли приняли римскую налоговую систему, хотя и в упрощенном виде. Взимание прежних римских налогов с местного населения продолжалось в той мере, в какой сохранялись римская администрация и муниципальная система. Налоги в VI в. были важным элементом государственной системы. Главную роль играл поземельный налог. Взимание налогов производилось в соответствии с размером имущества (земли, рабов), зафиксированном в налоговых книгах. Податное бремя было тяжелым. В тексте Григория Турского упоминание о земельной подати под римским названием (iributum publicum, census publicus, functio tributaria) встречается несколько раз: в кн. V, гл. 28; кн. VII, гл. 23; кн. VIII, гл. 15; кн. IХ, гл. 30.
151. ...он собрался в мартовские календы... — См. кн. V, гл. 4 и прим. 26 к кн. V.
152. ...хотел убить референдария Марка — О Марке см. кн. V, гл. 34; кн. VI, гл. 28. Референдарий — см. прим. 20 к кн. V.
153. ...епископ Ферреол... — О нем см. кн. VII, гл. 10.
154. Вырвав налоговые книги, собравшаяся толпа сожгла их. — Хотя жители Лиможа возмутились новыми расценками налога и сожгли податные книги, однако списки были вновь составлены и налог продолжали по-прежнему взыскивать. Кое-какие сведения о способе раскладки поземельного налога во Франкском государстве содержатся в кн. IX (гл. 30), где говорится о том, что чиновники, посланные королем Хильпериком в Пуатье для того, чтобы произвести новую расценку имущества, должны были учитывать изменения, происшедшие со времени смерти короля Сигиберта. Чиновники после расследования сделали новое распределение, уменьшив подать в одних имениях и увеличив ее в других, при этом в целом население Пуатье должно было платить прежнюю сумму подати, как и при короле Сигиберте. Собранная сумма подати передавалась сборщиками налогов графам областей или крупных городов, которые доставляли ее в королевскую казну. (См.: Фюстель де Куланж Н. Д. История общественного строя древней Франции. СПб., 1901. Т. 3. Гл. 11).
155. ...епископ Евний был возвращен из изгнания... — См. кн. V, гл. 26.
156. Против бретонов отправили герцога Бепполена... — См. кн. VIII, гл. 42; кн. X, гл. 9.
157. ...скончался после восемнадцатилетнего правления империей Юстин... — Ошибка Григория: Юстин правил только тринадцать лет и умер 4 или 5 октября 578 г.
158. ...кесарь Тиберий... — См. кн. V, гл. 19 и прим 115 к кн. V.
159. ... вызвал к себе патриарха... — В подлиннике: papa — патриарх Константинополя, которому часто давали титул «папа».
160. ...крики одобрения... — В подлиннике: laudes — «хвала, слава»; возгласы одобрения являлись важной частью церемониала при возведении на трон.
161. ...ничего не могли предпринять против человека, который положился на бога. — См. кн. V. гл. 19, где подробно говорится о благочестивой набожности Тиберия.
162. Феликс — См. кн. V, гл. 5. и прим. 27 к кн. V.
163. ...и в Лимане был такой разлив воды... — См. кн. III, гл. 9 и прим. 37 к кн. III.
164. ...из разломленного хлеба вытекла настоящая кровь. — Григорий, видимо, имеет в виду хлеб для причастия. Опять тема чудес.
165. ...дизентерия охватила почти всю Галлию. — См. об этом также в кн. V, гл. 39, 41; кн. VI, гл. 14.
166. ...называли эту болезнь внутренней оспой... — В подлиннике: coralis pusula. Слово coralis имеет неясный смысл. Одни связывают его со словом cor — «сердце», отсюда перевод «внутренний»: другие — со словом coralis — «красный коралл», нечто вроде карбункула. Надо отметить, что Григорий интересовался медициной: описание симптомов различных болезней он, видимо, позаимствовал из греко-латинских учебников по медицине.
167. ...«Господь дал. Господь и взял; как угодно было Господу, так и стало. Да будет благословенно имя Господне во веки». — Иов, 1, 21.
168. ...«возрожденный, от воды и Духа Святого»... — Ин., 3, 5.
169. Рaзвe твои сокровищницы не полны золота, серебра... — Ср. подобное высказывание в предисловии к кн. V. Здесь, по всей вероятности, слова самого Григория, а не Фредегонды.
170. ...и била себя в грудь кулаками... — Ср.: Вергилий. Энеида (IV, 67): «...лик оскверняя ногтями, сестра, и грудь кулаками...»
171. Марк. — референдарий короля Хильперика. См. кн. V, гл. 28.
172. ...младший мальчик... скончался... — Венанций Фортунат называет мальчика Дагобертом. Он сочинил эпитафию ему и его брату Хлодоберту (IX, 4 и 5).
173. ...умерла и королева Австригильда... — В 580 г. О ней см. кн. IV. гл. 25; кн. V гл. 17.
174. ...по примеру Ирода... — Ирод приказал, чтобы тотчас после его смерти были умерщвлены самые знатные из иудеев, дабы его смерть не вызвала радости среди них. (См.: Иосиф Флавий. Об Иудейской войне. I, 33, 6).
175. ...приказал умертвить мечом двух врачей... — В сентябре месяце скончалась королева Австригильда. По причине ее смерти были умерщвлены два врача — Николай и Донат. По римскому праву нерадивые врачи при известных обстоятельствах могли быть преданы смертной казни. (См.: Бухнер Р. Т. 1. С. 347. Прим. 1). Марий Аваншский в своей «Хронике» датирует это событие 581 г. и называет имена этих врачей (MGH. Auct. antiquis. Т. 11, pars 1. Р. 239).
176. ...«..уповающих на Него». — Притч., 30, 5.
177. ...а Испании были сильные гонения на христиан. — Здесь имеются в виду гонения на католиков со стороны вестготов-ариан.
178. ...на которой... женился король Леовигильд. — См. кн. IV, гл. 38.
179. У короля Леовигильда от другой жены было двое детей... — Герменегильд, помолвленный с Ингундой, и Реккаред, помолвленный с Ригунтой. См. кн. IV, гл. 38 и прим. 127 к кн. IV.
180. ...окунуть в пруд. — Это действие расценивалось как второе крещение. См. кн. 11, гл. 2.
181. ...дал им один из городов... — Герменегильду и Ингунде. Вероятно, Севилью.
182. ...при миропомазании... — См. кн. IV, гл. 27 и прим. 91 к кн. IV.
183. ...перешел на сторону императора... — Герменегильд перешел на сторону императора Юстиниана. Григорий описал историю бунта Герменегильда до 584 г. Подробности об этом также упоминаются в кн. VI (гл. 18, 33, 40, 43). О мятеже Герменегильда против своего отца Леовигильда есть сведения и в «Хронике» Иоанна из Биклары (MGH. Auct. antiquis. Т. 11, раrs 1. Р. 217).
184. ...который тогда осаждал Испанию... — Имеется в виду патриций Либерий, посланный императором Юстинианом в Испанию. См. кн. IV, гл. 8, 27 и прим. 17 к кн. IV.
185. ...«Я не приеду, ибо ты враждуешь со мной из-за того, что я католик», — Здесь имеется в виду. как и в других подобных случаях, христианское католическое вероисповедание в отличие от такой разновидности христианства, как арианское вероисповедание. См. прим. 2 к кн. I.
186. ...Леовигильд послал к нему его брата... — Имеется в виду Реккаред, посланный к Герменегильду.
187. ...снять с него одежду и надеть на него рубище... — См. кн. V, гл. 14, 25, 38 и прим. 66 к кн. V. Видимо, этот обычай был распространен среди германских племен.
188. ...от той же болезни. — Т. е. от дизентерии. См. кн. V, гл. 34.
189. ...герцоги Дезидерий и Бобон... — См. кн. V, гл. 13; кн. VI, гл. 45.
190. ...отняв у него...одежду... — См. кн. V, гл. 14 и прим. 66 и 187 к кн. V.
191. Мать же его была жестоко умерщвлена... — Имеется в виду Авдовера, первая жена короля Хильперика. См. кн. IV, гл. 28.
192. А сестру его... отослали в монастырь... — Сестра Хлодвига, по имени Базина, была отправлена в монастырь в Пуатье. См. кн. VI, гл. 34; кн. IX, гл. 39, 43.
193. Королевский конюший... — В подлиннике: comes stabuli — управляющий (граф) королевской конюшней. См. кн. VII, гл. 39; кн. X, гл. 5.
194. ...скончался епископ Елафий из Шалона... — Имеется в виду г. Шалон на р. Марне.
195. Епископу же Евнию, о котором мы упоминали выше как о после бретонов.. — См. кн. V, гл. 26, 29.
196. ...не разрешили возвратиться в свой город... — Т. е. в город Ванн.
197. Мир, король Галисии... — Правил с 570 по 583 гг.
198. Югер — см. прим. 36 к кн. III.199. Произошло затмение луны... — 5 апреля 581 г.
200. ...королевы Ультроготы... — О ней см. кн. IV, гл. 20.
201. ...«.Я спасал убогого — я был очами слепым, ногою — хромым и для немощных — отцом». — Ср.: Иов., 29, 12-16. Цитируется Григорием не дословно.
202. ...«Отец Мой более Меня». — Ин., 14. 28.
203. «... он [Христос] уступает отцу [господу] и по возрасту, и по могуществу». — Сущность этой аргументации свойственна всем теологам-арианам. См. прим. 139 к кн. II.
204. ...«Я и Отец — одно». — Ин., 10. 30.
205. ..."Отче, благодарю Тебя, что услышал Меня... чтобы поверили, что Ты послал Меня". — Ин., 11, 41, 42.
206. ...«Отче, прославь Меня славою, которую Я имел у Тебя Самого прежде, до бытия мира». — Ин., 17,5.
207. ...«И прославил и еще прославлю». — Ин., 12, 28.
208. ...«Из чрева прежде денницы Я родил Тебя». — Пс., 109, 3.
209. ...«В начале было Слово... чрез Которого все произошло». — Ин., 1, 1; 14, 3.
210. ...«Если Я не пойду. Утешитель не приидет к вам; а если пойду, то пошлю Его к вам». — Ин., 16, 7.
211. «Дух Святой, — говорит Соломон, — удалится от лукавства». — Ср.: Прем., 1, 5. Цитируется Григорием не дословно.
212. ...«Хулящему Духа Святого не простится ни в сем веке, ни в будущем». — Мф., 12, 32.
213. ...«Зачем тебе понадобилось солгать Духу Святому? Ведь ты солгал не человекам, а Богу». — Деян., 5, 4, 3.
214. ...«Bce же cue производит один и тот же Дух, разделяя каждому особо, как Ему угодно». — Ср.: 1 Кор., 12, 11. Цитируется Григорием не дословно.
215. «...сколь недостойно и превратно учение этого вашего вождя, то есть Ария, показывает его гибель». — См. кн. II. гл. 23 и прим. 139 к кн. II.
216. ...верой, которая Аврааму открылась у дубравы, Исааку — в баране, Иакову — на камне, Моисею — в купине... Аарон принес на груди. — По библейскому сказанию, господь явился Аврааму у дубравы Мамре (Быт., 18, 1). Исаак, которого отец его Авраам должен был принести в жертву богу, был по воле божией заменен бараном (Быт., 22. 9, 13). Иакову господь привиделся, когда он спал, подложив под голову камень (Быт., 28., 10-14). Моисей услышал голос господень, раздававшийся в терновом кусте, объятом пламенем, но не сгоревшем (Исх., 3, 2-7). Аарон принес на груди, т. е. на нагруднике как священной части одежды первосвященника господня. См. кн. III, предисл., а также прим. 3 к кн. III.
217. Он утверждал также, что сам отец есть в то же время и сын и он же сам является святым духом, будучи отцом и сыном. — Видимо, здесь имеется в виду одна из разновидностей еретического учения Савеллия (III в.), считавшего, что сын и дух не представляют собой отдельных лиц троицы, они лишь модусы, в которых проявляется деятельность единого бога.
218. ...чему нас научили Иларий и Евсевий... — Иларий, епископ Пуатье (367), и Евсевий, первый епископ в Верчелли (370), — главные противники ариан в IV в. Григорий ссылается здесь на них как на представителей ортодоксального христианского учения. Об Иларии см. кн. I, гл. 39 и прим. 113 к кн. I.
219. ...Сальвий, епископ альбийский... — О нем см. кн. V, гл. 50; кн, VI, гл. 29; кн. VII, гл. 1: кн. VIII, гл. 22.
220. Написал он и книги стихов на манер Седулия. — См. кн. IV, гл. 46. Седулий — христиано-латинский поэт середины V в. Его «Пасхальное стихотворение» послужило образцом для всей христианской поэзии. Единственное сохранившееся стихотворение Хильперика (MGH. Poetae Latini. Т. 4. Р. 445) является ритмическим гимном. О необычайной любознательности этого франкского короля и о его, по-видимому, искреннем влечении к образованности говорит и поэт Венанций Фортунат в одном из своих стихотворений, посвященном Хильперику (IX, I):
«Что сказать? Ты ученей умом и речистее
словом,
Нежели все, над кем держишь ты царскую власть.
Ни для каких языков не нужен тебе
переводчик —
Всех племен голоса живы в едином
твоем...
Ты успешен в войне, к тебе благосклонны науки,
Там твоя доблесть сильна, здесь ты
ученостью мил,
Там и здесь ты умен, в бою и в законе
испытан,
Ты — полководцев краса,
законодателей цвет;
Доблестью равный отцу, подобный
наружностью деду.
Знаньем ты превзошел весь
человеческий род;
Истинный царь меж царей, ты выше царей
стихотворством,
А правоверием тверд больше, чем
даже отец...»
(Пер. М. Л. Гаспарова),
221. Он же прибавил и буквы к нашему алфавиту... — Трудно определить, какие звуки представляли эти знаки (буквы). Суть этой реформы нам также не совсем понятна, но ясно одно, что Хильперик хотел приспособить орфографию к фонетике, в которой произошли изменения, и понимал разницу между разговорным и письменным языком.
222. ...чтобы текст старинных книг был стерт пемзой и переписан наново. — Видимо, здесь налицо попытка Хильперика приспособить латинский алфавит к нуждам германского языка, как это позже имело место у англосаксов и северных германцев.
223. ...епископ Шалона. — Имеется в виду г. Шалон на р. Соне.
224. ...под покровительством Гогона, который в то время был воспитателем короля. — Гогон начал служить Сигиберту с 565 г. Был майордомом австразийского королевского дворца, затем воспитателем сына Сигиберта — Хильдеберта, после смерти Сигиберта — советником королевы Брунгильды. Сохранились четыре его письма, свидетельствующие о его образованности. Фортунат восхищался его стихами и красноречием, сравнивая его с Орфеем и Цицероном (VII, 1, 2 // MGH. Auct. antique. T. 4. P. 128).
225. ...не рукополагали ни чужестранца, ни сребролюбца, ни женатого — Ср.: 1 Тим., 3, 3; Руфь, 1, 12.
226. ...о всех злодеяниях, причиненных Левдастом... — См. кн. V, гл. 14.
227. ...Ансовальд дал нам и народу свободу выбора... — Место довольно неясное. Мы придерживаемся перевода Р. Бухнера, который в целях ясности поставил союз "и", отсутствующий в архетипе передачи и засвидетельствованный только в рукописи «D» (data nobis populoque). Р. Латуш (Т. 1. С. 314. Прим. 135) переводит это место иначе: «...народ предоставил нам (т. е. епископу Григорию Турскому. — В. С.) свободу выбора», полагая, что вставка союза «и» бесполезна, ибо, по его мнению, Григорий был уполномочен королем Хильпериком назначать от имени народа человека на должность графа города Тура.
228. ...с епископом Бертрамном. — Из Бордо. См. кн. V. гл. 18.
229. ...на острове, называемом Грациной... — Точное место не установлено.
230. ...раб виноградаря-фискалина. — Вероятно, королевский раб, отданный виноградарю в услужение. Поэтому его сын Левдаст тоже был отдан в услужение.
231. ...бежал к королеве Марковейфе, которую король Хариберт... взял в жены вместо ее сестры. — См. кн. IV, гл. 26.
232. ...он попросил должность королевского конюшего. — В подлиннике: comitatum stabulorum — должность графа, т. е. управляющего королевскими конюшнями. См. прим. 193 к кн. V.
233. ...когда этот город по жребию достался Сигиберту... — См. кн. IV, гл. 45.
234. ...верными [людьми] упомянутого короля. — Т. е. короля Сигиберта.
235. ...когда король Хильперик с помощью своего сына Теодоберта захватил город Тур. — См. кн. IV, гл. 47.
236. ...на могиле святого епископа — Имеется в виду могила св. Мартина.
237. ...как бы король Сигиберт вторично не подчинил своем власти город. — См. кн. IV, гл. 50.
238. ...Хильперик во второй раз принял власть над городом. — Т. е. над Туром. Город Тур находился под властью Хильперика в течение 10 лет.
239. ...в Тур пришел Меровей... — См. кн. V, гл. 14.
240. ...входил в епископский дом... — См. прим. 122 к кн. I.
241. Но когда Меровей, разграбивший ею [Левдаста] имущество, ушел, он оклеветал нас — Сбивчивость рассказа о Левдасте и Меровее в этом месте можно объяснить явным нарушением порядка предложений. По смыслу предложение: «Пока же Сигиберт в течение двух лет владел Туром, Левдаст скрывался в Бретани» должно следовать после предложения: «...как бы король Сигиберт вторично не подчинил своей власти город». А предложение: "Но когда в Тур пришел Меровей, он там вновь разграбил имущество Левдаста» должно следовать за предложением: «...что едва ли об этом можно рассказать».
242. ...«Всякий запинающий запнется»... — Ср.: Иер., 9, 4. Цитируется Григорием не дословно.243. ...«Кто роет яму [ближнему], тот упадет в нее». — Притч., 26, 27.
244. ...наш друг Галиен... — Друг или человек из свиты епископа Григория. Слово amicus — «Друг» может употребляться и в значении слова subditus — «подчиненный» (как, напр., в кн. III, гл. 35).
245. ...как я сказал выше... — См. кн. V, гл. 47.
246. ...он знаком с клириком по имени Рикульф... — Необходимо различать Рикульфа — иподиакона и упомянутого пресвитера с таким же именем. Оба они были врагами Григория Турского, так как пресвитер Рикульф желал занять место епископа в Type, а иподиакон Рикульф — место архидиакона в той же церкви.
247. ...Теперь же отошли меня в другое королевство. — Видимо, имеется в виду другая часть Франкского королевства.
248. ...когда епископ произносил эти слова... — Имеется в виду епископ Григорий Турский.
249. ...в своем высокомерии сравнялся с Симоном Волхвом. — О Симоне Волхве см. прим. 78 к кн. I.
250. ...на шестой день пасхи... — Пасха в 580 г. приходилась на 21 апреля.
251. ...чуть было не набросился на меня... — Ср.: Сульпиций Север. Диалоги (III. 15, § 3; Р. 213). Там рассказывается о том. как епископ Брикций обрушился на Мартина с бранью и «с трудом сдерживался, чтобы не побить его».
252. ...сорвав с них одежду... — См. кн. V, гл. 14, 25, 38 и прим. 66 и 187 к кн. V.
253. ...« Он вел их безопасно, и не страшились они, и врагов их покрыло море». — Пс., 77, 53.
254. Между тем те плыли по реке на двух лодках... — Имеются в виду архидиакон Платон и Галиен, схваченные Левдастом и переправляемые на допрос к королю Хильперику.
255. ... герцог Берульф вместе с графом Евномием... — См. кн. VI, гл. 21, 22, 29; кн. V, гл. 47.
256. ...король повелел... расследовать это дело. — Дело о Григории Турском, возникшее по вине графа г. Тура Левдаста и его приспешников.
257. ...вошел в базилику св. Медарда... — В Суассоне.
258. ...королева Ригунта... — Дочь короля Хильперика. Григорий называет дочерей короля — королевами, так же как и сыновей короля — королями.
259. О король, ужели остается... отлучить от церкви тебя и Бертрамна, обвинителя брата нашего? — За ложное обвинение епископа наказывали отлучением от церкви.
260. Хлодвиг — сын короля Хильперика от первой его жены Авдоверы.
261. ...став пресвитером, он жил у себя, — Не совсем ясное место. Духовенство в подавляющем большинстве жило в епископском доме совместно, не имея своего отдельного хозяйства.
262. «...Тур избавился от людей из Клермона». — Намек на Григория Турского, который был родом из Клермона.
263. ...прибыли послы от епископа Феликса, который покровительствовал упомянутому делу. — Поскольку епископ Феликс покровительствовал Левдасту, то отношения его с Григорием все еще оставались, вероятно, натянутыми.
264. ...в самом святом преддверии. — В подлиннике: in sanctum porticum. Фасад базилики был украшен портиком или папертью. Перед портиком простирался атрий (atrium) — четырехугольный двор, окруженный колоннами. Это и составляло преддверие базилики.
265. ...с блаженным епископом Сальвием... — См. кн. V, гл. 44.
266. ...умерли оба сына короля, смерть которых я описал выше. — См. кн. V, гл. 34.
267. ...доходящая до пятого года правления Хильдеберта. — Т.е. до 580 г.