Комментарии
134 Эта дата имеется только в рукописи А. Этот параграф возможно содержит примесь событий 892 г., см. Приложение V.
135 Гаффари (за которым следует Мюнеджжим-баши) датирует Хашт-бихишт 888 годом, хотя он по-видимому имеет в виду начало постройки (тарх-андахта). Это должно быть «Astibisti» венецианского купца, см. Minorsky, Tabriz в EI. Шараф-наме II, с. 126) подтверждает, что Йа'куб начал перестройку в 888 году и закончил ее «в короткий срок».
136 Майдан одна из вершин горы Саханд. Ср. л. 1216.
137 Это должно быть было кампанией, во время которой Ахмад ибн Херсек был взят в плен в раби I 891 (марте 1486) г. Военачальник Эзбек привел свои победоносные войска обратно в Египет лишь в зул-ка'да (ноябрь 1486 г.), см. Ибн Ийас, пер. Wiet с. 254, 255, 263, 266. В ясно пишет имя посла канун «мой хан», имя, которое известно среди мамлюков, см. Wiet, там же, Каним Абу Шa'pa. В А это место неразборчиво.
138 На л. 137б автор говорит, что это перемещение имело место в 892 г. См. Приложение IV.
139 Джарун или Зарун — остров Хурмуз, см. Ибн Баттута, 11, с. 236.
140 Конец 1486 г.
140а <Махмал — паланкин с дарами, ежегодно посылаемыми в Мекку >.
140б <Танга — налог, введенный на Ближнем и Среднем Востоке монголами, взимался в городах с торговли, различных ремесел и городских промыслов и был очень тяжел для населения. Бадж. — сбор, взимавшийся на дорогах и водных переправах, дорожная пошлина. Тамга и бадж часто употребляются как синонимы. Подробнее о них и соответствующую литературу см.: О. А. Эфендиев, Ш. Ф. Фарзалиев. О подати тамга и ее значении в городской экономике Азербайджана и сопредельных стран в XV— XVI вв. В кн. «Ближний и Средний Восток. Товарно-денежные отношения при феодализме. — М., 1980, с. 238—243>.
141 См. Приложение V.
142 «Сбор начальника сборщиков». <Рахдари (перс.) — синоним баджа. Саукати — (от «саукат» — подарок, гостинец) — обязательные подношения феодалам по разным поводам. Салами (или саламане) — «поздравительные» подарки>.
143 Тамга-хане, ср. по-русски «таможня».
144 По Хабиб ас-сийар, 111/3, с. 265, тимуридский сановник Афзал ад-Дин покинул Астрабад, когда правителем там был Али Шир Нава'и (в 892/1487 г.). Он отправился в паломничество и по прибытии в Тебриз был назначен султаном Йа'кубом предводителем каравана паломников. Включение Астрабада в список провинций, которым Йа'куб адресовал свое приглашение (л. 118а), должно было иметь за собой какие-то политические цели. Ср. также л. 1956. (Ср. Roemer, Staatschrieben, с. 184).
145 В Б год не указан. См. Приложение V.
146 Похвала его почерку содержит игру слов на различные виды почерков: райхан, насх, сулс, та'лик, тауки.
147 У Ибн Ийаса нет никакого упоминания об этом посольстве.
148 Впечатление такое, что Ка'ит-бай употреблял меньше титулов, чем ему было дано в письме Йа'куба.
149 Этот параграф имеет в виду другой ряд событий того же года 892/1488.
150 Я привел фотокопии е порядок. В рукописи А порядок листов нарушен 120, 121, 124, 125, 126, 128, 129, 122, 123, 130.
151 Хребет Бузгуш отделяет Сараб от Мийане.
152 По-видимому Аждахату, в 10 км к югу от Занджана. Гезал-дара лежит в 30 км. к юго-востоку от Занджана на дороге в Хамадан.
153 Rabino, Marandaran, с. 65, цитирует надпись близ Ашрафа Сейида Зайн ал-Абидина ибн Сейида Исма'ила, датированную 873(1468) г. Он принадлежал к местной династии сейидов Мар'аши. Говорят, что Зайн ал-Абидин получил фирман от Узун Хасана в 873(1468) г. Его последняя дата у Рабино (с. 142) 872—97 (1467— 91) ошибочна: он умер 3 джумада II 892 (15 мая 1488), см. Захир ад-Дин. Тарих-и Гилян изд. Рабино, Решт, 1912, с. 445.
154 Рабино, с. 142: Шамс ад-Дин ибн Камал абд-Дин (?) 897—905(1491—99) гг.
155 По словам Рабино, с. 143, Шамсу наследовал его сын Камал ад-Дин в 905(1499) г., но этот последний был убит Ага Рустамом Рузафзуном из Савадкуха. Следующим упоминаемым наследственным правителем был Абд ал-Керим ибн Абдуллах ибн Абд ал-Керим, 917—32 (1511—25). Наш историк имеет в виду его одноименного деда, который из Гиляна напал на Мазандаран в 892 г. х. Захир ад-Дин, сопровождавший его, записывает события день за днем, Тарих-и Гилян, с. 445—53.
156 Из династии Кийа Лахиджана.
157 Начинающуюся: йа саййид ал-умара фил-мамалик а ла таманака маула хува штахака. Эта поэма не фигурирует в Йатимат ад-дахр, IV, с. 167—204. Автор переводит ее по-персидски: ай ба-бахшиш каф(ф)-и ту масраф-и бахр бахр пиш-и каф(ф)-и то чу каф-и бахр.
158 Его другие титулы были Муртаза (?) -йи а'зам (см. выше, л. 106б) и сейид. В Хабиб ас-сийар. цитируемом А. А. Хекматом, Джами, с. 42, имеется сообщение о другом посольстве к Йа'кубу, возглавляемом эмиром Камал ад-Дином Хусайном.
159 Б: савджук (?), но ниже, как обычно сачук и саджук.
160 Рожденного от Пайанда-Султан бегим, дочери султана Абу-Са'ида, Хабиб ас-сийар, 111/3, с. 299. О празднествах в Герате см. там же, 111/3, с. 262, «Немногим позже, в начале 892 г. х.» (так!) молодой царевич женился на своей двоюродной сестре.
161 Ответ короче письма Байкары и этот последний титулуется Алиджанаб-и салтанат-ма'аб (ила ахир ал-алкаб) (?).
162 А неразборчиво.. Я перевожу текст Б, л. 117 б.
163 Джами посвятил султану Йа'кубу свою поэму Саламан-ва-Абсал см. издание F. Falcoher, с. 6 и 68. Профессор А. А. Хекмат, Джами, 1320 (1941), с. 190, относит ее написание к 885(1480) г., т. е. до поездки Хафиза Шарбати. Об отношениях Джами с Джиханшахом, Узун Хасаном, Йа'кубом, Кази Исой Саваджи и Фаррух-Йасаром см. там же, с. 34—43.
164 По Н. Schindler. Eastern Persian' Irak c. 120 квартал Каран находится в восточной части Исфахана. Йакут, IV, с. 249, пишет: Карран.
165 По-турецки кабак означает «тыквенная бутылка», из игры слов автора выходит, что целью был деревянный круг, позолоченный и прикрепленный к шесту: «хотя она была лишь сухим деревом, но приносила тыквенную бутылку (каду), набитую серебром».
166 Этот весьма важный рассказ современника написан в особо искусственном стиле, полном цитат из Корана и пространных стихов.
167 Коран, XX, 90: самаритянин изваял из золота тело тельца, которое умело мычать: «иджилан. джасадан лаху хуварун («и вывел он им тельца, телом с мычанием»).
168 Т. е. Анатолии.
169 См. Саффат ас-Сафи, с. 21.
170 Ср. Газали, Ихйа'улум ад-дин, Каир, 1303/1885, с. 115 (книга, XIV, баб 5): ли-анна аглаба амвали ас-салатин харамун фи хазихи ал-a'cap, «ибо большая часть имущества султанов в настоящее время незаконна».
171 Ср. лл. 89а и 145а.
172 После смерти Ибрахима его брат Джа'фар стал его преемником и Джунейду было не по душе его опекунство. См. W. Hinz. Irans Aufstieg, с. 23. <Шейх Джунейд в 1449 г. был вынужден уйти из Ардебили из-за враждебного отношения Джахан-шаха Кара-койунлу и странствовать по Малой Азии и Сирии, где укреплял связи с местными тюркоязычными племенами. С 1456 по 1459 г. он пробыл во владениях Узун Хасана Ак-конунлу, тогда еще правителя Дийарбакра. Узун Хасан выдал за Джунейда свою сестру Хадиджа-бегим (дочь Али-бека и Сара-хатун), которая стала матерью шейха Хайдара: (Подробно об этом см.: О. А. Эфендиев. Образование азербайджанского государства, с. 70—71; его же. Азербайджанское государство Сефевидов в XIV веке. — Баку,. 1981, с. 42—43>.
173 В данном случае халифе относится к местным заместителям шейха особенно тем, которые были приставлены к разным туркменским племенам.
174 Черкесы живут на северо-западном Кавказе, и можно думать, что в данном случае этот термин употреблен в неопределенном смысле «кавказцы» или «дагестанцы», точно так же, как термин лазги, (лакзи), который относится к горным жителям верхнего Самура, употреблялся в отношении всех дагестанцев. Однако из сообщения Fra Vicenzo выясняется, что в I486 г. шейх Хайдар проник до северо-западной части Кавказа вплоть до Кабарды, население которой, являющееся ответвлением черкесов, исповедывало, по крайней мере частично, христианскую веру, см. Приложение III.
175 Область вокруг Дербента: «топорноголовые».
176 Та'ифа-uu мамлакат-панах аз мардум-и анха, некие местные беженцы? Или некие люди, раньше повиновавшиеся властям?
177 См. выше, л. 109б, о том, что ширваншахи славились как потомки Сасанидов. Автор Тарих-и Дийарбакрийа также пишет: ва насаб-и ишан ба-Нуширван бар'аламийан ба-вузух пайваста ва хич падшах ишан-ра аз мулк бирун найаварда.
178 По мнению А. Бакиханова, Гулистан-и Ирам, русский перевод, Баку, 1926, с. 74—5, Джунейд был убит на левом берегу Самура близ Гапца <в подлиннике, с. 74, — «под деревней Кепчак»>. Его последователи перенесли его тело на правый берег и похоронили его в Кулхане, теперь носящем название Хазра. Впоследствии его останки были перенесены в Ардебиль, но в 951 (1544) г. мавзолей и мечеть были воздвигнуты на месте первоначального захоронения Джунейда. Эти развалины были недавно обнаружены, см. Известия 13 января 1936 года. («Албурз» по-видимому, употреблен здесь с особым намеком на гору Шахдаг на Самуре. Ср. Зафар-наме, I, с. 740).
179 Тождественный отрывок на л. 184а ясно указывает на поспешность сочинения, как это допускает автор в своем Введении, см. выше л. 47а.
180 Игра слов ба-касд-и шарр раван показывает, что имя все еще произносилось Шарван до того, как народная этимология поддержала новое произношение Ширван.
181 Обычно «пляска на канате», но здесь в значении «игры с веревкой», «фокус с веревкой».
182 Даст-и Сулеймани, намек на Амира Сулеймана и события в Гиляне, см. л. 126а.
183 Йамин-у-йасар здесь намек на имя правителя Ширвана Фаррух-Йасар,
184 Намек на ночь, но с косвенным указанием на вассальное положение ширваншаха,
185 Шарар с намеком на шарр «зло».
186 Под Румом автор имеет в виду туркменских последователен Сефевидов, среди которых в более поздние времена были племена, называвшиеся Румлу, Шамлу, «Малоазиатские, Сирийские» и т. п. Упоминанием «христиан» автор вероятно намекает на претензии Сефевидов на то, что они являются «воплощением» имамов, а поэтому бога.
187 Чилла означает как «тетиву», так и «сорокадневный пост» <Сорокадневный период после родов; сорок дней зимы наиболее суровых. См. Полный персидско-арабско-русский словарь. Составил полковник И. Д. Ягелло, Ташкент, с. 510>.
188 Салики би кат'-и тарик-и сафа может означать как «вырезать ступени на пути чистоты», так и «разбойничать над чистотой».
189 Ср. диван шаха Исмаила, BSOAS, 1942, Х/4, р. 1026а.
190 Считать законными незаконные поступки.
191 Знаменитый полководец (201—23/816—38 гг.), чья ставка находилась в районе к западу от Ардебиля (Караджадаг).
192 Здесь автор цитирует Хафиза, изд. Казвини, № 133, с. 90.
193 См. выше, л. 137а.
194 Али-джанаб салтанат-интисаб малик-и мухташам джалал ас-салтана Фаррух-Йасар, сын Халила (1462—1500 гг.).
195 В 892 г. х. (л. 142б). См. Приложение III.
196 Автор очевидно имеет в виду сторонников Сефевидов, живших во владениях османских султанов.
197 Ср. письмо Йа'куба султану в Мюнша'ат Феридун-бея, с. 309, ср. Е. О. Browne. Literary History of Persia, IV, С. 67.
198 См. Приложение III.
199 Мансуба, технический термин: «проблема», см. Н. J. R. Murray. A History of chess, 1913, р. 225.
200 Валида-йи мукаррама: сестра Узун Хасана < Хадиджа-бегим >.
201 Хазрат-и салтанат-панах-и камкар.
202 Ба-аджала-йи шайтани.
203 Кабуд-рахтан, крестьяне, одетые в домотканое.
204 Тира-бахтан в связи с Сийах-кухом (т. е. Караджадагом) может быть намеком на родину Бабека (л. 140б).
205 Т. е. сторонники Сефевидов из сирийских туркмен. Тарикбахтан с намеком на шам «вечер», см. выше, с. 80—81.
206 Кази ал-кузат, ср. л. 1506, возможно шейх Али Саваджи, см. л. 178. Дшараперт, крепость на высокогорьи между Бардой и Гянджой (на Кюрак-чае).
207 Местные армяне, которым возможно было до известной степени выгодно жить под крылом могущественного духовного лица. Об обхождении с, независимыми неверными ср. л. 110б.
208 Уже упомянутая в сельджукские времена, см. Minorsky et Cahen, J. As., 1949, с. 141. Расположена к северо-востоку от Шемахи.
209 Голубое небо во время восхода солнца.
210 Ср. лл. 89а и 135б. Кулах-u гур (?)-ч фахлави «шлемы парфинских гуров»? Контраст между сефевидским кругом тадж (с 12 тарк «складками», считавшимися символом 12 имамов) и военным снаряжением сефевидских воинов иллюстрирован в миниатюре из Силсилат ан-насаб Сафавийе, приведенной в Literary history of Persia, с. 42.
211 Приводится стих из Хафиза.
212 См. Приложение II.
213 Абу Да'уд Сулейман ал-Аш'ас ас-Сиджистани (202—75/ 817—88 гг.), см. El.
214 Это относится к Наджм ад-Дину Садру, сыну сестры кази Исы, см. Хабиб ас-сийар, 111/4, с. 331, см. ниже л. 151а.
215 Ср. Диван, изд. Казвини, с. 207, № 304: «не найдет дороги к привалу». То же, изд. Халхали, с. 158, № 307.
216 Мал-u хасса, т. е. доход, принадлежащий личной казне государя, см. Minorsky. Tadhkirat al-muluk, с. 24.
217 Теперь Джабани, деревня в 6 км к северу-востоку от Шемахи, на дороге в Кубу и к реке Самур. Этот путь был более естественным, чем через Шеки, указанный в Алам-ара, с. 15 и (основанный на Хабиб ас-сийар).
218 Садр ва-мусахиб, т. е. по-видимому главный везир.
219 Около 20 км к северу-западу от Шемахи <близ Баскала>.
220 Ва-инак... 'убур хаханд намуд, интересно синтаксически.
221 Приводится стих из Мутанабби.
222 Али-хазрат (так!) эмир-и ашджа малик ал-умара фил-алан шуджа -ад-даула сипахдар.
223 Действительно день был субботой.
224 Гора к западу от Ардебиля.
225 Кази ал-кузат фил-руб'ал-маскун.
226 Бандаги-йи-Наджм ac-са'адат вал-икбал шейх. См. лл. 147а и 181б. См. Маснави, V, с. 5676, изд. Никольсона, IV/5, с. 244.
227 Лайла-йи мубарака должно быть Лайлат ал-ми'радж, ночь на 27 раджаба, как мой коллега al-Hajj д-р Д. Кован любезно сообщает мне; в 893 х,, 7 июля 1488 г., за две ночи до смерти Хайдара.
228 Название йурт, неясно написанное, должно быть Арвана-кух, см. ниже, л. 1566.
229 Это описание набега Хайдара может также напоминать предание относительно разрушения этой местности во время борьбы Саула с Голиафом. См. Вторую рисала Абу Дулафа, изд. Минорского, Каир, 1955, с. 36. <См. также русское издание: Вторая записка Абу Дулафа. Издание текста, перевод, введение и комментарии П. Г. Булгакова и А. Б. Халидова. М., 1960, с. 37>.
230 По словам Хабиб ас-сийар, ширванцы приняли участие в этом преследовании.
231 Табарсаран, на реке Рубас, лежит непосредственно к западу и югу от Дербента. Зирихгаран, «оружейники», по-тюркски Kубачи лежит на реке Буам, протекающей к северу от Дербента. Целью шейха Хайдара было видимо обойти Дербент стороной.
232 Калб ва йасар-у-йамин араста ва-калб-и душман-ра аз йамин-у-йасар каста (?), так как противник занимал узкое ущелье.
233 Синтаксис: на-ми-таванастанд нахад.
234 По словам Хабиб ас-сийар, III/4, с. 331, сам Хайдар выбил Сулеймана из седла, но пощадил его жизнь.
235 Тут следует отрывок арабской рифмованной прозы и два стиха в размере Хамаса.
236 этот день был вторником. Расстояние от Дербента до Саханда (около 600 км) было покрыто в семь дней!
237 Написано Арвана. но рифма (равана) подтверждает чтение Арвана, см. выше, л. 152а. Я узнал от Абд ал-Али Каранга (Тебриз), что Арвана-кух является уединенным пиком в северо-восточной части горы Саханд.
238 Сестра Узун Хасана.
239 Умара-йи мамлакат-и Ширванат.
240 Никакого Махмудабада не известно в районе действий против шейха Хайдара, но Абу-Са'ид был захвачен в 873/1469 г. в Махмуд-абаде (-аваре) к югу от устья Куры, см. Minorsky, Uzun Hasan, в EI. Возможно, что люди Хайдара занимали Махмудабад на своем пути в Ширван. Во всяком случае, в понимании, автора Махмудабад был зависимым владением Ширвана.
241 Фраза, которая за этим следует, неясна: «но после того, как деньги (накд) его фортуны стали иметь хождение на мировом базаре и его враждебное сердце (душман-и калбаш, где калб может также означать «подложный, поддельный») как нечистое золото перешло в Тилян, он стал нерадив» и т. д. Это может навести на мысль, что в своем сердце он таил какие-то замыслы, связанные с Гиляном, а во-вторых, что ходячая монета Гиляна была обесценена.
242 Даруга-йи хасса «даруга личной казны государя».
243 Цитата из Са'ди (по-арабски) [Под 894(1489) годом нет].
244 См. лл. 123а и 1976.
245 Смысл этой неуклюжей фразы совершенно ясен.
246 Автор берет его имя как предзнаменование: насрун мин Аллахи ва фатхун кариб. Коран, LXI, 13.
247 Т. е. замок Шуштера, см. Тезкире-йи Шуштер (восемнадцатый век) Calcutta, 1924, с. 22.
248 Это не было первым османским посольством ко двору султана Йа'куба. Джованни Дар-ио, посланный венецианским баило в Константинополь, в своих письмах (датированных Казвином, 10 июля 1485 г. и Castra regis Persianorum, 11 июля, 1485 г.) рассказывает о приеме османского и индийского послов, из которых первый назывался Daut-bassa (Давуд-паша), а также упоминает присутствие венгерских послов. Дата соответствовала бы джумада II. 890 г. х. См. Berchet. La repuhlica Venetia e Persia, Torino, 1865, с. 150—3.
249 Построена Узун Хасаном, чья кунйа была Абу-Наср.
250 Ду-шаха или тахта-пулах — деревянный квадрат с отверстием в середине, в которую вставляется голова наказуемого, см. Minorsky. Tadhkirat al-muluk, с. 150; здесь этот термин как будто относится к двум пластинкам из кости, между которыми хранится бритва.