Neue Seite 3

Комментарии

1.Абд ал-Хамид ибн Ахмад-хан ал-'Османи — турецкий султан (1774 — 1789). Со второй половины XVIII в. осуществление суверенных прав Порты в Египте носило формальный характер, хотя султан считался верховным собственником земель и вол Египта и мог распоряжаться жизнью и имуществом египтян. IIашa, назначаемый Портой, должен был осуществлять управление Египтом совместно с диваном. Высочайшие рескрипты писались на имя дивана. Паша представлял интересы Порты, обязан был обеспечивать поступление дани. Считалось, что паша назначает правителей провинций, — на деле же он должен был санкционировать изменения, произведенные местным диваном.

2 Везир Мухаммад-паша 'Иззат старший — вали Египта, в 1794 г. был назначен великим везиром Порты — верховным руководителем всей государственной администрации.

3. Ибрахим-бей старший (1735 — 1816) — мамлюкский правитель Египта, Мурад-бей (1750 — 1801) — соправитель Ибрахим-бея, и прошлом также — Мухаммад-бея Абу-з-Захаба. Они правили Египтом до вторжения экспедиции Бонапарта (11798).

Слово «мамлюк», собственно, означает «находящийся в собственности», или «невольник». Мамлюкокие эмиры или беи в свое время были предводителями мамлюкских отрядов, составлявших гвардию правителей Египта — аййюбидских султанов (XII — XIII вв.). С их ослаблением мамлюкские эмиры сами становились правителями Египта, избирая из своей среды султанов (с 1250 по 1517 г., т. е. до завоевания Египта турками). После турецкого завоевания Египет был поделен на 24 области, возглавляемые мамлюкскими беями, продолжавшими формировать свои отряды из мамлюков, покупая и воспитывая мальчиков-рабов. С течением времени, после того как размещенные а стране после турецкого завоевания шесть янычарских корпусов утратили всякое значение, мамлюкское войско стало единственной реальной силой Египта. Могущество мамлюкских беев определялось численностью их мамлюков.

Мухаммад-бей Абу-з-Захаб — патрон Ибрахим-бея и Мурад-бея — был главным военачальником полновластного мамлюкского правителя Египта 'Али-бея Балута Кабана ал-Каздоглу (1728 — 11773; правил: 1767 — 1772), который первым попытался оторвать Египет от Османской империи. 'Али-бей изгнал из Каирской цитадели турецкого пашу, перестал платить дань в султанскую казну, напал с организованным им войском на поиска султана (в Сирии). Стремление 'Али-бея стать независимым правителем потерпело неудачу. Мухаммад-бей Абу-з-Захаб продал своего патрона а борьбе с Османской империей и сам стал мамлюкским правителем Египта и вместе с тем пашой Порты (1773 — 1775). Власть же Порты в Египте со времени 'Али-бея стала номинальной.

С самого начала правления Мурад-бея и Ибрахим-бея (1779) они присваивали значительную часть доходов казны и перестали выполнять обязательства Египта по отношению к Порте и «святым местам», т. е. они. перестали посылать в Мекку и Медину причитающееся зерно.

4 Хушдаши — мамлюки, принадлежавшие одному и тому же владельцу. Их связывала тесная солидарность и круговая порука. Эти отношения носили название хушдашийа. именам мамлюков прибавлялись имена их патронов — мамлюки Мурад-бея, например, именовались ал-Муради, отсюда употребляемое в литературе собирательное наименование хушдашей Мурад-бея — мурадиты, Ибрахим-бея — ибрахимиты и т. д.

5 Амир ал-хаджж — лицо, возглавлявшее караван паломников, ежегодно направлявшийся и Мекку для свершения хаджа, доставки махмала и кисвы (о них см. ниже, прим. l87).

6 Оджак (очаг) — общее наименование основного пехотного войска Османской империи — янычар. Созданное в 1361 г., оно долгое время пополнялось за счет христианских мальчиков, обращенных в ислам и обученных военному делу. Янычары были не только кадровым войском, но выполняли и полицейские функции в провинциях и городах, где они были размещены. С XVI в. служба янычар стала наследственной. В XVII в. изменился порядок формирования янычарского войска — оно стало по своему национальному составу преимущественно турецким. По мере углубления кризиса Османской империи янычары, переставшие получать регулярно жалованье, постепенно разлагались, стали заниматься грабежом населения, поисками побочных источников дохода и мелкой торговле и ремеслах. После завоевания Египта в 1517 г. турки для поддержания своего владычества оставили здесь шесть янычарских корпусов. Впоследствии к ним был присоединен седьмой корпус из мамлюков, перешедших на службу к турецкому султану. К середине XVIII в. янычарские воинские соединения в Египте утратили былое значение.

7 См. прим. 3.

8 Шайх ал-балад — лицо, возглавлявшее городскую или сельскую администрацию. Здесь речь идет о выборном главе мамлюкской клики и фактическом правителе страны.

9 Исма'ил-бей — хушдаш 'Али-бея старшего — был на главных ролях при правителе Египта Мухаммад-бее Абу-з-Захабе (11772 — 1775), а после его смерти правил страной. Ибрахим-бей и Мурад-бей, претендовавшие на власть, в дальнейшем нанесли Исма'ил-бею поражение, вынудив его бежать вначале в Стамбул, а затем в Верхний Египет. Когда Хасан-паша канудан вступил в Каир (август 1786 г.), то восстановил Исма 'ил-бея в роли руководителя всех беев, выборного главы мамлюкской иерархии. Исма 'ил-бей погиб во время чумы 1791 г.

10 Имеется в виду Мухаммад-бей Абу-з-Захаб.

11 Ал-Азбакийа (Эзбекийа) — площадь, сад и пруд (до 1828 г.) в центре Каира между старой частью города и возникшей в середине XIX в. новой частью. Названа по имени эмира Азбака, отличившегося в схватках с турками-османами при султане Каитбее (1468 — 1496). В ознаменование одержанных побед здесь в 1499 г. была воздвигнута мечеть (к востоку от площади ал-Азбакийа), названная по имени победителя мечетью Азбака.

12 Сафар — второй месяц мусульманского календаря.

13 Ко времени экспедиции Бонапарта Каир был обнесен высокой стеной с многочисленными воротами, закрывавшимися на ночь. Главнейшими воротами были: Баб ас-Са 'ид, Баб Тулун, Баб ал-Карафа — эти трое ворот вели в Верхний Египет; Баб ал-Вазир и Баб ал-Гурайяб, которые вели на восток, Баб ан-Наср, Баб ал-Футух, Баб ал-Хадид — ворота, которые вели в Нижний Египет; Баб ал-Лук и Баб ан-Насирийа вели на запад к Нилу. Помимо этих ворот в городских стенах в самом городе отдельные улицы, населенные различными по социальному и религиозному признакам жителями, также отделялись одна от другой массивными арками с плотно закрывавшимися на ночь воротами. В XVII в. в Каире насчитывалось 53 квартала (хара). О топографии Каира см. также прим. 117, 118.

14 Ас-Сакит — квартал поблизости от площади ал-Азбакийа. 15 Ал-хаваджа — форма обращения к купцам-иноземцам.

16 Ал-Гурийа — базар (сук), улица Каира и мечеть того же названия, расположенные восточнее ал-Азбакийи.

17 Каср ал-'Айни — дворец и мечеть в западной части Каира, напротив о-ва Рода (ар-Рауда).

18 Дирхем — название серебряной монеты, а также меры веса, имевшей разные значения в разные времена. Большей частью весовой дирхам равнялся 4,236 г.

19 Рамадан — девятый месяц мусульманского календаря, месяц поста. В месяце рамадане мусульмане не вправе принимать пищу в течение дня и едят ночью. Последний прием пищи бывает обычно в два часа ночи.

20 Ал-Махаллат ал-Кабира (ал-Кубра)- широко известный город в Нижнем Египте, расположенный на западном берегу правого рукава Нила, в провинции аш-Шаркийа. 21 Ханум — госпожа.

22 Ибрахим Катхода ал-Каздоглу — один из турецких военачальников в Египте — патрон 'Али-бея ал-Каздоглу. Захватив в 1747 г. власть в стране, Ибрахим Катхода установил прочное господство мамлюков и был, по существу, основателем целой мамлюкской династии, в которой власть переходила от патрона к вольноотпущеннику. Ибрахим Катхода возвел многих мамлюкских военачальников в ранг беев и кашифов. В 1754 г. он был убит.

23 Зу-л-хиджжа — двенадцатый месяц мусульманского календаря.

24 Pa'c ал-Халидж — селение в Нижнем Египте в провинции Дамиетта.

25 Кусун — квартал в центральной части Каира

26 Маджлис — здесь — помещение для приема гостей. В дальнейшем встречается в тексте в значении органа правления с совещательными функциями.

27 Ага — титул военачальника турецкой армии, который носили командующие размещенными в Египте турецкими воинскими соединениями. Каждый корпус возглавляли ага и катхода, второй после него человек. Ага, или военачальники янычарских корпусов, играли значительную роль в Османском Египте, так как возглавляли полицию Каира и армию. Янычары охраняли стены и ворота Каира, поэтому они получили наименование мустахфазан (.«стражи»).

28 Санджак-бей — так именовался в Османской империи XVIII в. правитель военно-административной единицы, соответствовавшей округу (санджак); правитель санджака являлся начальником его вооруженных сил. У ал-Джабарти слово «санджак» часто обозначает санджак-бея.

29 Хазандар — хранитель казны, казначей.

30 Шафииты, маликиты, ханифиты и ханбалиты — приверженцы четырех наиболее распространенных теолого-юридических толков ислама, основанных мусульманскими богословами VIII — IX вв. Абу Абдаллахом Мухаммадом аш-Шафи'и (шафииты), Маликом ибн Анасом (маликиты), Абу Ханифой Ну'маном (ханифиты), Ахмадом ибн Ханбалом (ханбалиты). Борьба этих толков в раннем исламе в дальнейшем сменилась полным признанием ортодоксальности всех четырех толков; мусульманин может считать себя приверженцем то одного, то другого толка. Переход из одного толка в другой не обставляется особыми формальностями.

31 Ал-Азхар — мечеть в северо-восточной части Каира. Основана в 970 — 972 гг. При этой мечети был создан в 976 г. широко известный мусульманский университет, и поньгне являющийся центром мусульманской учености стран Востока.

32 Зу-л-ка 'да (иногда в тексте — ал-ка'да) — одиннадцатый месяц мусульманского календаря.

33 Хадис — рассказ, излагающий поступки, изречения и суждения, приписываемые пророку Мухаммаду. Хадисы являются одной из основ мусульманского богословии и права.

34 Мутаххара — мечеть северо-западнее ал-Азхара.

35 Ал-Минхадж — неясно, о каком произведении с таким названием идет речь в данном случае.

Ат-Тахрир (тонких ал-лубаб) — книга по мусульманскому праву шафиитского толка. Принадлежит прославленному мусульманскому богослову Закарийи ал-Ансари (1422 — 1520).

36 Джам' ал-джавами' — сочинение, трактующее принципы мусульманского права. Написано одним из шафиитов, ас-Субки (нисба от Субкийа в пров. ал-Мануфийа) шейх ал-исламом Тадж ад-Динам Абу Насром 'Абд ал-Ваххабом (ум. 1370). Он был муфтием и кади в Каире, а затем проповедником и мечети Омейядов в Дамаске. Написал свыше 160 работ.

37 Тафсир ал-джалилайн (иногда в тексте — ал-Джалилайн) — комментарий к Корану, который начал Джалал ад-Дин ал-Махалли (1389 — 1459) и закончил Джалал ад-Дин ас-Суйути (1445 — 1505), поэтому именуется комментарием «двух Джалалов» (Джалалайн).

38 Автор комментария — Абу 'Абдаллах Шамс ад-Дин Мухаммад аз-Зуркани (ум. 1122/1710). Ему принадлежат и многие другие произведения.

39 Улемы — богословы и законоведы, состоящие преподавателями в богословских учебных заведениях; они рангом ниже преподающих здесь же шейхов.

40 'Абд ар-Рахман Катхода — о нем см.: текст, с. 5 — 8 (здесь и далее в аналогичных случаях имеются в виду страницы булакского издания, указанные ия полях перевода).

41 Джумада ал-ахира, джумада ас-санийа, джумада II — шестой месяц мусульманского календаря.

42 .Имам (букв. «предстоятель») — священнослужитель, глава мусульманской религиозной общины, руководящей молитвой в мечети. Имамами именовались вообще авторитетные мусульманские богословы и правоведы. Хатиб — человек, который во время пятничной молитвы в мечети произносил торжественную проповедь — хутбу. В ней упоминается имя царствующего правителя, что служит подтверждением признания его власти.

43 Дарб ал-Ахмар — улица в восточной части Каира, восточнее ворот Баб Зувайла (Зувейла).

44 Муфтий — высокое должностное лицо, имевшее право давать фетву, обязательное к выполнению заключение на запросы судей или частных лиц. Упоминаемый в тексте муфтий ас-садат — глава той части духовной знати, которая относит себя к потомкам одного из первых четырех халифов — халифа 'Али. Претендующие на происхождение от пророка, т. е. от его дочери Фатимы и ее .мужа 'Али, именуются шерифами (множ. — ашраф) или сейидами (множ. — садат). Сюда относятся не только богословы, но и другие. Шерифы и сейиды поставлены в привилегированное положение и организованы в разного рода корпорации, представляющие их интересы. С давних пор они управляются накиб ал-ашрафом. Влияние последнего несколько умеряет другой авторитет — шейх ас-Садат — шейх сейидов.

45 Раби ал-аввал, раби' I — третий месяц мусульманского календаря.

46 Газа — город на восточном побережье Средиземного моря.

47 Хасан ал-Джабарти — отец хрониста, шейх ал-Азхара — обладал обширными познаниями. Он был литератором, математиком, астрономом, философом, специалистом по хадисам и фикху, широко почитаемым в мусульманском мире.

48 Фикх — каноническое мусульманское право. Факих — ученый, владеющий знанием всей совокупности мусульманских богословских и юридических наук. Так называли и преподавателей ал-Азхара или даже преподавателей Корана.

49 Ратл — мера веса, равная 450 г. Наряду с этим ратлом, употреблявшимся для мелких товаров (пряностей и пр.), был в ходу и «большой ратл», равный 500 г.

50 Ас-Синанийа — медресе и мечеть на улице ас-Санадикийа, расположенной северо-западнее ал-Азхара. Медресе — мусульманское высшее учебное заведение, зачастую при мечети.^

51 Ал-Ашрафийа — квартал и мечеть Каира севернее мечети ал-Азхар.

52 Ал-Махмудийа — мечеть и медресе в Каире к западу от крепости.

53 Шабан — восьмой месяц мусульманского календаря. 54 Али — двоюродный брат и зять пророка Мухаммада, халиф (656 — 661 гг.). Ср. прим. 44.

55 Бруса (Бурса) — город в Турции к югу от Мраморного моря.

56 Корпус азабов — один из пехотных корпусов турецкой армии. До середины XVIII в. этот корпус в Египте играл значительную роль. Как и другие турецкие корпуса, к концу XVIII в. он утратил былое значение.

57 Биркат ал-Хадж — селение к северо-востоку от Каира и пруд в нем. 's8 Хан — караван-сарай, постоялый и торговый двор.

59 Баб ал-'Азаб — ворота в Каирской цитадели; в свое время служили главным входом в крепость.

60 Хадж — паломничество в священные для мусульман города Мекку и Медину, которое считается одной из религиозных обязанностей мусульманина.

61 Термин катхода (перс. «хозяин дома») имеет много значений, в частности — «помощник», «заместитель», «управитель», а также «главный администратор, ведающий финансово-хозяйственной службой войска». Иногда равнозначен термину «везир».

62 Вайи ал-Касрайн (Бейн ал-Касрейн) — одна из главных магистралей Каира, которая вела от ворот Баб ал-Футух (ворота в северной части Каира) к Хан ал-Халили. Название восходит к тому времени, когда Каир, основанный Фатимидами, включал в себя два «халифских» дворца — Большой и Малый. Оба дворца стояли на открытом месте, разделявшем их; отсюда название этого места — «меж двух дворцов».

63 Ал-Магриб — страны Северной Африки к западу от Египта. Магрибинцы жили в Каире большой колонией.

64 Баб ал-Футух — см. прим. 13.

65 Сикайа — источник для питья воды.

66 Ал-Хаттаба — квартал и кладбище в Каире к юго-востоку от Баб ал-Вазир. Примечания

67 Ад-Даштути — маленькая мечеть в Каире за воротами Баб ал-Адави, находившаяся на северной окраине Каира.

68 Михраб — ниша в мечети, куда мусульмане обращаются лицом во время молитвы. Михраб указывает направление к Мекке, которое называется кибла.

69 Минбар — кафедра для проповедника в мечети.

70 Китама (ал-'Айнийа) — квартал Каира, расположенный юго-восточнее ал-Азхара.

71 Ал-Канатир ac-Саб'а .(букв. «Семь мостов») — магистраль с семью мостами, расположенная северо-восточнее острова Рода (ар-Рауда). Она вела вдоль правого берега главного каирского канала и имела два моста на юге, три — но направлению к Нилу, у цитадели, шестой вел к ал-Азбакийе, седьмой — к востоку, по направлению к мавзолею Каит-бея. Сооружение магистрали относится к 1270 г., ко времени правления мамлюкского султана Бейбарса i(l'260 — '1277).

72 Мактаб — начальная школа.

73 Ривак — землячество в ал-Азхаре. Слушатели ал-Азхара и до сих пор распределяются по землячествам. Ривак именуется по названию области или страны обучающихся студентов. Каждое такое землячеств» имеет своего шейха и представляет собой замкнутую корпорацию, обеспечивающую своим членам пропитание и обучение за счет доходов, получаемых с вакфов, предназначенных на эти цели. Риваки имеют свои помещения, закрепленные, за уроженцами той или другой группы или египетской провинции.

74 Мечеть ал-Хусайни находится поблизости от квартала Хан-ал-Халили (напротив мечети ал-Азхар). Эта мечеть была воздвигнута в честь ал-Хусайна — внука пророка Мухаммада, сына его дочери Фатимы и четвертого халифа 'Али. Одна из трех самых почитаемых мечетей Каира.

75 Хан ал-Джаракиса («Черкесское подворье») — хан (торговый двор) юго-западнее Каирской цитадели.

76 Ривак ал-маккавииинривак выходцев из Мекки.

77 Ривак ат-такрурийин — ривак выходцев из Такрура (Центральная Африка).

78 Ардабб (эрдебб) — меры сыпучих тел для XVIII в., соответствовавшая приблизительно 182 л.

79 Кантар или кинтар — мера веса, равная в то время 45 кг.

80 Баб ал-Баркийа — ворота Каира в его восточной части, примыкающей к пустыне.

81 Кум аш-Шайх Салама — место в Каире к востоку от площади ал-Азбакийи.

82 Мавзолей имама aш-Шафи'и находится на старинном кладбище к югу от Каирской цитадели, за пределами городской стены Каира, куда вели ворота Баб ал-Карафа; при Аййубидах стал одной из главных святынь Каира. Сюда каждую пятницу отправлялись на богослужение.

83 См. прим. 50.

84 Закарийа ал-Ансари (ум. в 1520 г.) — прославленный мусульманский богослов (см. также прим. 35).

85 Дахлиз — в данном случае проход между двумя параллельными стенами.

86 Мечеть сайиды Нафисы — расположена юго-западнее Каирской цитадели.

87 Мечеть сайиды Зайнаб — одна из трех 'самых почитаемых мечетей Каира, расположена в южной части города, юго-западнее Биркат ал-Фил.

88 Канатир ac-Саб'а — см. прим. 71.

89 Мечеть сайиды Сакины расположена юго-носточнес мечети Ахмада Ибн Тулуна.

90 Ал-Халифа — улица Каира юго-западнее крепости.

91 Мечеть сайиды 'А'иши — расположена рядом с мечетью Нафисы.

92 Баб ал-Карафа — см. прим. 13.

93 Мечеть сайиды Фатимы — местонахождение не установлено.

94 Мечеть сайиды Рукайи — мечети Нафисы, Саиины, 'A'ишии Рукайи находятся рядом и образуют, по существу, единый комплекс, но это не мечети в собственном смысле, а'усыпальницы (кубба).

95 рибат (или рабат) — странноприимный дом и обитель дервишей, а также постоялый двор, караван-сарай.

96 'Абдин — один из центральных кварталов Каира, расположен к югу от площади ал-Азбакийа.

97 Абу-с-Са'уда ал-Джархи — мечеть, находилась в южной части Каира.

98 Ал-Хусайнийа — квартал Каира » иго северо-восточной части, примыкающий к мечети ал-Хусайна.

99 Ал-Муски-- квартал в восточной части Kаира, юго-восточнее ал-Азбакийи. Здесь расположены базары; торговая улица ал-Муски вела ко всем базарам в этой части городя. Мост ал-Муски — мост через канал.

100 Баб аз-Захума — ворота, расположенные юго-западнее Хан ал-Халили.

101 Маристан ал-Мансури — большой госпиталь, расположенный северо-западнее ал-Азхара. Сооружение его было начато в 1285 г. при мамлюкском султане ал-Мансуре Кала'уне, а завершено строительство при его сыне ан-Насире в 1293 г.

102 Вакф — движимое или недвижимое имущество, пожертвованное или переданное на определенных условиях различным религиозным и благотворительным учреждениям. Вакуфные земли, как и другой вакуфное имущество, освобождались от всяких налогов. Вакфы учреждались преимущественно частными лицами. Землевладельцы по соображениям предосторожности (вакфы ограждались от всяких посягательств), с ведома и согласия паши учреждали вакфы на части своих владений на поддержание мечетей и на другие религиозные цели. Учредительными актами предусматривалось право за жертвователем и его потомками на заведование и пользование землями вакфа. С такого имущества на цели вакфа (на пожертвования, на религиозные цели) расходовалась лишь небольшая часть доходов. Большая же часть оставалась в распоряжении владельцев, формально фигурировавших в качестве управителей — мутавалли, но фактически распоряжавшихся вакфом как своей собственностью, поскольку должность мутавалли (а такой был при каждой мечети) передавалась по наследству. Во всех своих видах вакуфное землевладение было лишь особой формой феодального землевладения, позволившей со временем мусульманскому духовенству располагать огромными владениями.

103 Ал-Малик ал-Мансур Сайф ад-Дин Кала'ун — правитель Египта из династии мамлюков (1279 — 1290). Его сын ал-Малик аи-Насир Мухаммад правил трижды: 1293 — 1294, 1299 — 1309, 1310 — 1341 гг.

104 Учредитель этого вакфа — Исма'ил ибн 'Али ал-Аййуби (1273 — 1331) — был сирийским эмиром из рода Аййубидов, родственников Салах ад-Дина (Саладина). Знаменит своими трудам» по истории и географии под именем Абу-л-Фида.

105 Мубашир — собственно, «смотритель», «распорядитель», чиновник, приставленный наблюдать за выполнением какого-либо дела.

106 Трудно сказать, о каком Шатиби идет речь — известен Абу-л-Ка-сим аш-Шатиби (538/1143 — 590/1194), он был чтецом Корана в одной из каирских духовных школ — медресе.

107 Хиджаз — область в северо-западной части Аравийского . полуострова на побережье Красного моря.

108 Танта — один из крупных городов Нижнего Египта, центр провинции ал-Гарбийа; расположен между рукавами Нила (см. прим. 185).

109 Имеется в виду г. Махаллат ал-Кубра.

110 Ал-Халвати — квартал в Каире. Точное местоположение не установлено.

111 Ал-Муски — см. прим. 99.

112 Суфизм — общее название различных мистико-аскетичесиих. течении в исламе. Суфии объединялись в ордена (тарикаты), которые нередко пользовались широким признанием в народе.

113 Зикр (букв. «поминание» Аллаха) — молитвенное собрание, моление, заключающееся в беспрерывном произнесении имени Аллаха; радение дервишей.

114 Ал-Кайсарли или ал-Кайсарийа — базар Каира северо-восточнее квартала Афрандж.

115 Афтар — время после восхода звезд, когда разрешено есть во время поста. Сухур — предрассветный час, перед тем как начинается пост во время рамадана (см. прим. 19).

116 Пара — мелкая монета, весом в 1,1 г, составлявшая 1/40 часть пиастра (кирша, куруша). Ее чеканка началась в XVII в.В описываемое время служила в Османской империи основной денежной единицей.

117 Булак — предместье Kаира, расположенное в (северо-западной части города, в котором находился главный торговый порт (Макс) для судов, прибывавших из Дельты.

118 Старый Каир (Миср) — древнейшая часть города, расположенная в его южной части на берегу Нила. Основан в 641 г., после завоевания Египта арабами.

119 Розетта — порт в Египте у западного рукава Нила.

120 Хариса — национальное сладкое блюдо, приготовляемое из муки и масла.

121 'Али-бей Балут Кабан ал-Каздоглу — см. прим. 3.

122 Тахтараван — паланкин.

123 Муэззин — низшее духовное лицо, в обязанности которого .входит призыв мусульман к молитве.

124 Джумада ал-ула, джумада II — пятый месяц мусульманского календаря.

125 Махкама — местоположение суда; камера судьи.

126 Кибла — в данном случае имеется в виду михраб в древнейшей части мечети.

127 Байт ал-мал — государственная казна.

128 Катхода чаушей — заместитель начальника конного корпуса чаушей. Этот корпус имел и особое назначение — он должен был способствовать успешному сбору налогов и сопутствовать провинциальным сборщикам налогов в качестве военной силы.

129 Корпус ал-мутафаррика — был создам как высшая и самая привилегированная часть личной гвардии султана, в числе семи корпусов турецкой армии размещался в Египте в XVI в. Корпус должен был охранять крепости городов, расположенных на морских побережьях: Александрии, Розетты, Дамиетты, Суэца. В конце XVIII в. корпус выполнял и полицейские функции.

130 Мечеть ал-Му'айада — построена в '1420 г. при мамлюкском султане ал-Му'айаде Шайхе (141В — l421); расположена у ворот Баб аз-Зувайла внутри городской стены (к юго-западу от ал-Азхара).

131 фетва — обязательное к выполнению заключение муфтия (см. также прим.44).

132 Вали — в Османской империи правитель вилайета (провинции, области), в Египте вали или вали-агой именовали начальника местных янычар, выполнявшего полицейские функции: вали должен был поддерживать порядок в городе, инспектировать тюрьмы и охрану городских порот.

133 Мухтасиб — одно из крупных должностных лиц, имевшихся в каждом городе. Мухтасиб должен был следить за ценами на рынках, за точностью мер и весов, за выполнением предписанных норм в ремесленном производстве. Вместе с тем мухтасиб наблюдал за нравами горожан и исполнением ими религиозных обязанностей, а также осуществлял некоторые полицейские функции.

134 Назир — лицо, наблюдающее за управлением и ведением дел вакфа (в данном случае в ал-Азхаре). Контролирует управителя вакфа — мутавалли.

135 Джумада ас-санийа — см. прим. 41.

136 Ал-'Адлийа — селение к cевеpo-востоку от Каира, на караванном пути из Каира в Сирию.

137 Ашбакийа — селение северо-восточнее Каира.

138 Ар-Румайла — ворота и большая площадь у подножия Каирской крепости. С давних пор она являлась тем пунктом, откуда осенью принято было отправлять в Мекку с караваном паломников священный паланкин (махмал) и черный покров (кисва) для Ка 'бы.

139 Катхода 'азабов — помощник начальника корпуса 'азабов (см. прим. 56).

140 По-видимому, здесь имеется в виду Мукаттам — возвышенность под Каиром с востока.

141 Баб аз-Зувайла (Зувейла) — ворота Каира юго-западнее ал-Азхара, сооружены в конце XI и. На них завоеватель Египта турецкий султан Селим I 15 апреля 1517 г. приказал повесить Туман-бея, последнего мамлюкского султана.

142 См. прим. 43.

143 Ат-Таббана — улица Каира, расположенная к северо-западу от ворот Баб ал-Вазир.

144 Ал-Махджар — улица Каира к югу от ворот Баб ал-Вазир, севернее Каирской цитадели.

145 Сувайкат ал-'Аззи — рынок Каира юго-восточнее ворот Баб ал-Вазир.

146 Шанаф — местонахождение не установлено.

147 Ал-Басатин — селение к югу от Каира, на восточном берегу Нила.

148 Марабуты — обитатели рибата (ом. прим. 95). Возможно, речь идет о людях, живших в обителях дервишей и странноприимных домах.

149 Сук ас-Силах (букв. «Оружейный рынок») — базар Каира северо-западнее ар-Румайлы.

150 Дулаты (ед. ч. — дели) — наименование иррегулярной конницы, набиравшейся преимущественно из сирийских курдов.

151 Диван — присутственное место, государственное учреждение по делам управления; канцелярии различного назначения; учреждение, напоминающее древнерусские «приказы». Ср., однако, прим. 414.

152 Ага мустахфазан — начальник полиции.

153 Реал — австрийский талер Марии-Терезии, как и серебряные монеты других европейских государств, долго был одной из самых распространенных денежных единиц на Ближнем Востоке.

154 Абу мисвака — букв. «отец палки», т. е. постоянно применяющий палку, палочник.

155 Дафтардар — крупное должностное лицо, ведавшее финансами и регистрами — списками мултазимов Совместно с пашой, представлявшим в Египте интересы Порты, дафтардар вправе был назначать правителей провинций. В действительности же к концу XVIII в. все подобные вопросы решались в мамлюкских диванах

156 раджаб — седьмой месяц мусульманского календаря (см. также прим 165)

157 Пруд Мак'ад ал-Матул — местонахождение не выяснено

158 Кайтун — квартал в центральной части Каира, юго-западнее ворот Баб аз-Зувайла.

159 Катхода 'азабов — см. прим. 139

160 Ал-Карафа — кладбище в южной части Каира,-"около ворот Баб ал-Карафа.

161 Мечеть Азбака ал-Йусуфи — см. прим. 11.

162 Джухдар — придворный чин, церемониймейстер.

163 Кал'ат ал-Кабаш — квартал на южной окраине Каира.

164 Ал-Мансура — главный город провинции ад-Дакахлийа, расположенный на восточном (дамиеттском) рукаве Нила, к северу от Каира.

165 Раджаб ал-фард — фард (букв. «единственный») — эпитет седьмого месяца календаря (см. прим. 156).

166 Мисра — двенадцатый месяц коптского календаря.

167 Ал-Минйа (Минья) — главный город одноименной провинции Верхнего Египта.

168 Ал-Хаввара (Xyввapа) — бедуинское племя, кочевавшее между Асйутом и Асуаном. Шейхи этою племени из рода Хумам в середине XVIII в. осуществляли юрисдикцию над значительной частью Верхнего Египта. Эти крупнейшие феодалы в то время ведали и сбором налогов

169 Кошелек (кис или бурс) в Египте конца XVIII в. означал сумму, равную 500 пиастрам. Кошельками исчислялись большие денежные суммы.

170 Ал-Бадрашин — селение к югу от Каира. 171 Кашиф — правитель провинциального административного округа. Кашифы были подвластны мамлюкским беям, которые к концу XVIII в. управляли подавляющим большинством провинций, ставших к тому времени уделами тех или иных мамлюкских фамилий, и лишь немногие кашифы зависели от паши — наместника Порты и дивана, олицетворявших центральную власть

Ко времени французской экспедиции Бонапарта Египет делился на следующие четырнадцать провинций: ал-Мануфийа, ал-Гарбийа, ал-Бухайра, аш-Шаркийа, ал-Мансура, ал-Калйубийа, Гиза, Файйум, Атфих Бани-Сувайф, ал-Минйа, Асйут, Джирджа, Йена.

172 Байад — селение юго-восточнее Бани Сувайф (Суэйф). 173 Канджа — крытое быстроходное судно

174 Ал-Асар аш-шарифа — мечеть Амра ибн ал-'Аса, находящаяся в Старом Каире.

174а Кади — судья, осуществляющий судопроизводство на основе шари'ата

175 Алдашаты — египетские наемные войска. 176 Завийа (букв. «угол», «келья») — суфийская обитель

177 Халван (Хелуан) — местечко на восточном берегу Нила южнее Каира, современный город Хелуан.

178 Галиот — парусное плоскодонное судно.

179 Джирджа — провинция Верхнего Египта.

180 Аулад Иахйа — селение в Верхнем Египте в провинции Минйа.

181 Вилайет — провинция (область, округ) Османской империи.

182 ал-Фури — переулок в районе улицы Дарб ал-Джамамиз, расположенной восточнее площади 'Абдин

183 'Омар Шах — мост в Каире через канал того же названия к западу от пруда Биркат ал-Фил, расположенного в южнои част юрода, северо-западнее крепости.

184 Ал-Байдак — переулок в Каире к югу от ал-Азбакийи 185 Ахмад ал-Бадави — один из наиболее популярных мусульманских святых в Египте в течение последних семи столетий Он родился, вероятно, в Фесе в 596/1199 — 1200 г, и его происхождение возводилось к 'Али ибн Аби Талибу. В детстве попал с родителями-ппломниками в Мекку, где оставался до 633/1236 г, в котором, равно как и в следующем, ему явились видения, толкнувшие его на подвижничество Последнее видение подсказало ему отправиться в Танту, где начался самый значительный этап в его жизни. В Танте он взбирался на крышу дома и проводил там многие часы, уставившись молча на солнце, что само по себе весьма напоминает поведение Симеона Столпника, христианского святого. У Ахмада ал-Бадави нашлось мною почитателей, среди которых источники называют и мамлюкского султана .аз-3axира Бейбарса, слава новою святого затмила всех предыдущих. Он умер 12 раби ' I 675/24 V11I 1276 г Его ученик 'Абд ал-'Ал (ум в 733/1332-3 г.) построил над его могилой мечеть, ставшую вскоре местом паломничества, временами подвергавшегося осуждению и гонениям светских и религиозных авторитетов. Однако Э. У. Лейн в начале прошлого века давал следующее описание: «Мавзолей этого святого привлекает почти столько же посетителей из столицы и Нижнего Египта во времена больших ежегодных праздников, сколько Мекка — со всего мусульманского мира» (Е W Lane Manners and Customs of the Modern Egyptians. L. — N. Y,[19б6], с 246) Многие египтяне, совершающие хадж и Мекку, сначала идут в Танту, поэтому Ахмада ал-Бадави называют в народе «ворота к пророку» (баб ан-наби). В Танте особо пышно проводятся три празднества (мавалид): а) 17 или 18 января, б) день зимнего равноденствия, в) месяц спустя после летнего солнцестояния, в момент значительного повышения уровня воды в Ниле, но еще при закрытых каналах. Все три, по словам того же Лейна, — «Не только религиозные праздники, но и большие ярмарки» По мнению некоторых исследователей (К. Фоллерс и Э. Литтманн в «Энциклопедии ислама»), определение этих праздников по коптскому календарю свидетельствует о преемственности традиций Древнего Египта и христианства (первый праздник приходится на Крещение), интересно в этой связи у Джабарти постоянное упоминание месяцев и праздников коптского календаря. Игнац Гольдциер (I. Gоdziher. Muslim Studies Ed. by S. M. Stern Tr by C. R. Barber and S. M Stern Vol 2 Chicago — N.Y [1971], c. 306 — 307) предполагал зависимость паломничества в Танту от древнеегипетских процессий к Бубастису, описанных Геродотом (см. рус пер Геродот. История. M, 1973, указатель). Этому снятому приписывается способность вызволять потери (людей и вещеи), а также возвращать сбежавших из заключения. (Прим Вл. И. Демина) 186 Шаввал — десятый месяц мусульманского календаря

187 Махмал — под таким названием известно роскошно окрашенное деревянное сооружение квадратной формы, с верхом в виде пирамиды (нечто вроде паланкина, куда помещали дары для Ка'бы), которое с XIII в. правители Египта отправляли в Мекку вместе с караваном паломников; их примеру следовали правители и других стран Это должно было символизировать суверенитет над священными городами (Меккой и Мединой). При торжественном отправлении из Каира каравана паломников в Мекку махмал везут на верблюде во главе каравана.

188 Харадж — поземельный налог. Этим же термином ал-Джабарти в других местах часто обозначает доходы Османской империи с Египта в целом.

189 Дайр ат-Тин — селение на берегу Нила к югу от Старого Каира.

190 Фирман — указ, повеление султанов Османской империи.

191 Ал-Мади [ал-Хабири] — название переправы на Ниле.

192 Асйут (Асьют) — главный город одноименной провинции Верхнего Египта.

193 Иджаза — диплом-разрешение, предоставляющее мусульманскому ученому право вести разъяснение или толкование определенного трактата или группы трактатов. Это разрешение вручается ему другим ученым, чаще всего его учителем, имеющим разрешение на преподавание и толкование данных книг. Иджаза должна содержать санад, т. е. перечень имен ученых, до того выдававших разрешения, восходящий или к автору книги, или к широко известному авторитету. Иногда иджазы выдаются не на определенную книгу, а на ту или иную дисциплину.

194 Ал-Муджавирин — кладбище к северу от Каира, около городских ворот Баб ан-Наср.

195 Ибн Касим (ум. 806) — один из ближайших учеников имама Малика ибн Анаса, основателя маликитского толка.

196 Касыда — одна из стихотворных форм арабской средневековой поэзии, которая сохpанилась вплоть до нового времени.

197 Мекка — древний город Хиджазе, родина Мухаммада, ставшая религиозным центром мусульман, их святыней, куда совершают паломничество.

Медина — второй по значению после Мекки священный город мусульман с гробницей Мухаммада. Центр паломничества наряду с Меккой.

198 Джидда — портовый город на Красном море на западном берегу Аравийского полуострова. Паломники, прибывающие в Мекку морем, следуют через Джидду.

189 Дарб ал-Хаммам — переулок в южной части Каира.

200 См. прим. 39.

201 Саманнуд — город в Нижнем Египте на восточном берегу Нила, юго-западнее Мансуры.

202 Файйум (Фаюм) — главный город одноименной провинции Верхнего Египта.

203 Минйат 'Афифа — селение в провинции ал-Бухайра.

204 Вакил — доверенное лицо, ведавшее хозяйством дворца того или иного феодала.

205 Шари'ат — совокупность религиозно-правовых норм, регулирующих религиозные, гражданские, семейные отношения мусульман, включает и уголовное право. 206 Фараджийа (или фараджа) — верхнее платье широкого покроя.

207 Ал-Гарбийа и ал-Мануфийа — провинции Нижнего Египта главные города соответственно: Танта и Мануф.

208 Илтизам — феодальное поместье в Египте. Илтизам возник на основе откупа сбора налогов. Основной прослойкой феодально-помещичьего класса были мултазимы. Присущая феодальной собственности рента-налог делилась (в разное время по-разному) между государством и феодалами, которые фигурировали в качестве юридического лица, уполномоченного государством собирать налоги. Мултазим в своей деревне собирал все налоги, которые феллахи были обязаны платить, он отвечал за поступление в казну поземельного налога — мири. Мултазим пользовался правом низшей юрисдикции по отношению к феллахам. Доля мултазима в совокупной ренте-налоге (фа'из) была совершенно неопределенной, она никем не регламентировалась, но обычно превышала половину всех податных сумм. Что касается самого термина мултазим, означавшего «откупщик налогов», то по мере углубления процесса феодализации египетской деревни он утратил для нее свое первоначальное значение. Оно сохранилось лишь за мултазимом — откупщиком в городе.

209 Аулад Нусайр — племя бедуинов, которое обитало па западном берегу Нила, к северу от Сухаджа — Сохага.

210 Аулад Вафа — не установлено, где именно обитало это племя.

211 Ат-Таббайин — селение к югу от Каира, южнее Тура.

212 Мухаммад ал-Бухари (ум. 870) — составитель сборника хадисов, носящего название ас-Сахих. Этот сборник часто упоминается вместе со сборником хадисов младшего современника ал-Бухари — Муслима ибн ал-Хаджжаджа ал-Кушайри (ум. 875). Оба сборника являются наиболее признанными источниками мусульманского предания и занимают первое место в ряду канонизированных шести сборников хадисов — ал-Кутуб ас-ситта.

213 устаз — учитель, мастер.

214 Ал-Халватийа — суфийский (см. прим. 112) орден, именуемым так по принятому обычаю поститься и течение сорока дней с заходом солнца, удалившись в уединенную келью (араб. халва — «уединение» от хала — «он был один»). В Египте этот орден обрел большое количество последователей после турецкого завоевания, когда два ведущих шейха этого ордена — сейид Мухаммад ад-Димурдаши (ум. 1524) и сейид Ибрахим ал-Джулшани (ум. 1527) — развернули активную миссионерскую деятельность среди очагов Египта. На протяжении XVII и XVIII вв. наиболее влиятельные шейхи основали многочисленные филиалы этого ордена. Возглавляющий его шейх с начала XIX в. стал наследственным главой софийских орденов (шайх ал-маша'их).

215 Динар — золотая монета. Теоретически содержал 4,235 г. золота, однако на практике золотое содержание динара менялось.

216 Ситт — госпожа.

217 Дарб ас-Садат — улица в южной части Каира, к западу от Биркат ал-Фил.

218 Баб ал-Хава' — ворота в Каире, в восточной части площади ал-Азбакийа.

219 Аз-Захир — шейх аз-Захир 'Омар (уб. 1775) — управлял Палестиной, был непосредственным вассалом Порты. Вступив в борьбу с турецким владычеством, шейх аз-Захир совместно с 'Али-беем ал-Кабиром (см. прим. 3) добился отпадения от Порты Южной Сирии. Шейх аз-Захир действовал открыто в пользу 'Али-бея, но власть последнего в Египте оказалась кратковременной. После гибели 'Али-бея (1773) шейх аз-Захир продолжал борьбу с Портой до осени 1775 г., когда он был убит.

220 'Амр [ибн ал-'Ас] — арабский военачальник, завоевавший Египет в 641 г., первый мусульманский правитель этой страны.

221 Амин ал-бахрайн — начальник египетских таможен, возглавлявший сбор таможенных пошлин в портах Средиземного и Красного морей.