418 Минйат Ибн Хасиб

Комментарии

418 Минйат Ибн Хасиб — селение к северу от г. Ашмунайна.

419 Тахт ар-Руб' — улица Каира юго-западнее мечети ал-Муайади.

420 Аш-Шими — селение в районе Гизы.

421 Гамаза — селение к северо-востоку от г. Атфих, на восточном берегу Нила.

422 Медресе султана Хасана — расположено северо-западнее площади ар-Румайла и Каирской цитадели.

423 Фараскур — город в Дельте к югу от Дамиетты.

424 Ал-Калйубийа — провинция Нижнего Египта.

425 Канатир Абу-л-Манджа — плотина к северо-востоку от Калйуба.

426 Шубра Шихаб — селение в провинции ал-Калиубийа на правом берегу Дамиеттского рукава Нила, к северу от Шалакана.

427 Вардан — город в Дельте к северо-западу от Каира.

428 Саккара — селение северо-западнее Мемфиса.

429 Ар-Рауда (Рода) — остров на Ниле южнее Каира, напротив Гизы.

430 Булак ад-Дакрур — селение на западном берегу Нила, северо-западнее Гизы.

431 Ас-сурра — деньги, посылавшиеся с караваном паломников в Мекку. Первоначально эти деньги предназначались в качестве выкупа, который мекканские власти должны были платить шейхам бедуинских племен, бравших на себя обязательство обеспечить безопасность паломников в пути. Позднее мекканские власти оставляли эти деньги себе.

432 Мири — та часть общей суммы ренты-налога, выплачивавшейся феллахами, которая в виде государственного поземельного налога приходилась на долю верховного собственника земли — Османского государства п посылалась в качестве дани султану.

433 Мал ал-джихат — установленные с середины XVI в. сборы со многих деревень провинций ал-Гарбийа, ал-Бухайра и аш-Шаркийа. Они предназначались для нужд хаджа (для закупки провианта в близлежащих местах по пути следования каравана паломников, для оплаты продовольствия, предназначенного к отправке в Акабу в целях снабжения паломников на обратном пути). С 1768-9 г. это обложение распространилось и на провинцию ал-Мансуру. В последующие годы взыскиваемые под этим названием суммы беспрерывно возрастали. В XVIII в. так назывались самые разнообразные поборы, не имеющие уже ничего общего с первоначально установленными целями.

434 Шериф Мекки Сурур правил с 1773 по 1786 г. Пост шерифа Мекки издавна занимали представители нескольких наиболее могущественных и влиятельных мекканских семей, относящих себя к потомкам Мухаммада. Между претендентами на пост шерифа Мекки велась острая борьба. Роль Порты сводилась к утверждению того из них, кто брал верх в этой борьбе. Со временем, когда Османской империи становилось не под силу держать в Хиджазе значительные военные силы, власть турецкого паши в Джидде становилась все более номинальной и повышалось значение шерифа Мекки как правителя всей области.

435 Исмаил ибн Са'д ал-Вахби ал-Хашшаб — шафиит (ум. 1230/1814). Известен в качестве составителя важнейших официальных бумаг и донесений Порте во времена правления Мухаммада 'Али. Вместе с Джабарти, с которым его связывала 32-летняя дружба, он входил в состав третьего дивана, учрежденного французами при Мену.

436 Ал-Кадирийа — дервишеский орден, названный по имени 'Абд ал-Кадира ал-Джилани (ум. 1166). Орден ал-Кадирийа был широко разветвлен в Магрибе и Испании еще в XII в. В Малой Азии орден получил распространение с XVI в., в Индии — с XVII в.

437 Ас-Саб' Ка'ат — улица Каира в северо-восточной части города.

438 Биркат ал-Джанак — пруд за пределами городской стены, северозападнее ворот Баб ал-футух.

439 Басра — портовый город на юге Ирака, на западном берегу Шатт ал- 'Араб.

440 'Али ибн Аби Талиб — двоюродный брат и зять пророка Мухаммада, халиф с 656 по 661 г. См. прим. 54.

441 Хорасан — область на северо-востоке Ирана.

442 Город Газна в совр. Афганистане.

443 Кандахар — провинция Афганистана с главным городом того же названия. В XVI в. Кандахар входил в состав державы Сефевидов — восточного соседа Османской империи.

444 Султан Ахмад-шах Дуррани — основатель независимого афганского государства (1747 — 1773).

445 Бенарес — город в Индии.

446 Сана — в описываемое время столица Йемена. Имам Саны соединял в своем лице светскую и духовную власть.

447 Кукбан — местонахождение не установлено.

448 Зайдиты — шиитский толк, возникший в середине VIII в. Название секты по имени Зайда ибн 'Али — внука третьего шиитского имама. Зайдиты восприняли учение о свободе воли и сотворенности Корана — в противовес догматам суннитов. Они также отрицательно относятся к широко распространенному в суннитском исламе культу святых, мистицизму, монашеству. Шиитское же представление о «скрытом имаме» зайдиты отвергают. Вероучение зайдитов в настоящее время является господствующим в Йемене, где оно утвердилось с 901 г.

449 Ал-Джамалийа — квартал в северо-восточной части Каира.

450 Тюфекджийе — турецкий конный корпус в Египте, находившийся в ведении провинциальных кашифов. С течением времени, как и другие турецкие соединения, и этот корпус утратил свое значение. К концу XVIII в. мамлюкские кашифы в провинциях опирались на свои мамлюкские отряды.

451 Му'аллим (букв. «обучающий», «учитель», «мастер») — с давних времен форма обращения к коптам, прямым потомкам древних египтян, исповедующим христианство. Завоевав в 642 г. Египет, арабы-бедуины, в массе своей неграмотные, вынуждены были сосредоточить в руках коптов все фискальные функции — сбор налогов, ведение всех реестров и т. д. Значительную часть чиновников фискальных ведомств копты составляли и в описываемое ал-Джабарти время.

452 Акаба — порт на северном берегу одноименного залива Красного моря, к юго-востоку от Суэца.

453 Сардар — не только комендант крепости, как в данном случае, но и главнокомандующий войсками, губернатор.

454 См. прим. 245.

455 Абиб — одиннадцатый месяц коптского календаря.

456 Бахр Му'изз (в тексте Муис) — канал к юго-востоку от Суэца. Назван по имени первого властителя Египта из династии Фатимидов Му'изза (952 — 975).

457 Амин ал-хаджж — доверенное лицо по делам хаджа, состоявшее при амир ал-хаджже в качестве помощника.

458 См. прим. 185.

459 Мечеть Шамс ад-Дина ал-Хинафи а Каире находилась к югу от 'Абдина.

460 Вакил Порты — доверенное лицо, постоянный представитель Порты.

461 Бадр — селение к юго-востоку от Медины на караванном пути из Мекки в Сирию. Здесь в 624 г. Мухаммад нанес поражение мекканцам.

462 Комментарий ас-Садр — в GAL нет.

463 Мусалсал — возможно, что речь идет о сборнике хадисов Абу Тахрира ас-Сарракости ал-Аштаркуни (ум. 1143).

464 Фасих — произведение арабского грамматиста Са'лаба Ахмада ибн Йахйи (815 — 904).

465 Ас-Са'алиби (961 — 1038) — арабский филолог и литератор.

466 Адаб ал-катиб — наставительное сочинение Ибн Кутайбы (IX в.).

467 Хан ас-Сага — находился в северо-восточной части Каира.

468 Раса'ил фи-т-тасриф — трактаты о различиях в истолковании стихов Корана.

469 Набит Ибн Шарита-л-Ашджа'и — остается невыясненным.

470 Булданийат — сборники хадисов Хафиза Абу-т-Тахрира ас-Силафи (472/1079 — 576/1180) и Абу-л-Касима 'Али Сикат ад-Дина ибн 'Асакира (499/1105 — 571/1176).

471 Ахадис [ йаум ал-уАшура — произведение Мухаммада Муртада аз-Забиди (1732 — 1791).

472 Тахридж ал-Мунзири — произведение Мухаммада 'Абд ал-'Азим ал-Мунзири (ум. 656/1258).

473 Ахадис йаум 'Арафат — хадисы, связанные с днем восхождения (девятый день месяца зу-л-хиджжа) паломников на гору 'Арафат (к востоку от Мекки), куда паломники заходят во время хаджа.

474 Избранное Ибн Фахда — произведение Таки ад-Дина Абу-л-Фада Мухаммад Ибн Фахд ал-Хашими ал-'Алави ал-Макки аш-Шафи'и (ум. 871/1466).

475 'Аввали Ибн Малика — в GAL нет.

476 [Китаб] ас-Саласийат — сборник хадисов Абу 'Абдаллаха ал-Бухари ал-Джу'фи (194/810 — 256/870). Ас-Саласийат ад-Дарими — 'Абдаллах б. 'Абд ар-Рахман ад-Дарими (181/797 — 255/869); в GAL нет.

477 Ахбар ас-сибйан — не установлено.

478 Ал-Хал'ийат — в GAL нет.

479 Мухаммад ибн 'Али ибн Ибрахим ибн Зурайк (ум. 803/1400) — автор касыды о пророках ал-Васила ал-'узма. Комментарий к касыде в GAL не учтен.

480 Мечеть Алмас — находится в Булаке.

481 Фатиха — первая сура (глава) Корана, обычно читаемая мусульманами перед началом всякого дела.

482 См. прим. 473.

483 День 'Ашура — десятое число месяца мухаррама, первоначальный день поста у мусульман до установления поста в месяце рамадане. В качестве необязательного поста остался у мусульман до настоящего времени. У шиитов считается днем траура по Хусайну, сыну халифа 'Али.

484 Книга Умм ал-барахин — краткий трактат о единобожии (см. прим. 485).

485 Абу 'Али Мухаммад иби Йусуф 'Омар ал-Хасани ас-Сануси (ум. 1486 или 1490) — автор Умм ал-барахин, другое название этого произведения — 'Акидат ахл ат-таухид.

486 Минйат ас-Сандуб — селение к юго-востоку от Мансуры.

487 См. прим. 176.

488 Мухаммад ибн Джамал ад-Дин 'Абдаллах аш-Шиншури (ум. 1590) — проповедник ал-Азхара.

489 Ан-Ниса'и (303/915) — традиционалист, автор «Больших сунн» (ас-Сунан ал-кубра) и «Малых сунн» (ас-Сунан ас-сугра) — одного из «Шести достоверных сводов хадисов».

490 Ал-Мусафахат [ар-расул] — произведение муллы Касима ат-Тувай-джири ан-Накшбанди (писал в 1183/1769).

491 Ал-Мушабака — в GAL нет.

492 Ас-Саббаха — произведение мистика 'Лли ар-Рифа'и (500/1106 — 578/1182). Но возможно, что имеются в виду названия LVII, LIХ, LХI сур Корана, которые начинаются со слова саббаха.

493 Ас-Самаркандийа — распространенное сочинение по стилистике. Автор — Абу-л-Касим б. Абу Бакр ас-Самарканди (писал ок. 1483 г.). Комментарий к нему составил Исам ад-Дин Ибрахим ал-Исфара'ини (ум. 1535).

494 Рисала ал-Вад ' вероятно, речь идет о рисале, принадлежащей перу 'Адуд ад-Дина 'Абд ар-Рахмана ибн Ахмада ал-Иджжи (ум. 1355). Автор комментария на эту рисалу — Абу-л-Касим ибн Абу Бакр ал-Лайси ас-Самарканди (XV в.).

495 Ал-Джазарийа — ал-Мукаддима ал-джазарийа фи-т-таджвид. Автор — Шамс ад-Дин Абу-л-Хайр Мухаммад ал-Джазари (ум. 833/1429). Это произведение вызвало большое количество комментариев.

496 Дибаджа — введение, написанное образным языком; вступление.

497 Ал-Хафид ал-'Исам Ахмад ибн Исма'ил ал-Исфара'ини — автор сокращения комментария 'Исам ад-Дина ал-Исфара'ини к ас-Самаркандийе..

498 См. прим. 493.

499 Стих ал-Курси — название стиха в Коране.

500 [Ар-Рисалат] ал-Хаудийа — произведение Нур ад-Дина Абу-л-Ха-сана аш-Шазили (ум. 656/1258).

501 Хама — город в Сирии юго-западнее Халеба (Алеппо).

502 Байт ан-никаба — ведомство накиба ал-ашраф (см. прим. 44).