Комментарии

Комментарии

580 Катиб употребляется в значении “писец, секретарь”.

581 Сура ал-Мулк — LXVII сура Корана. Сура ал-Ахкаф — XLVI сура Корана.

582 Племя Харб обитало в Хиджазе, главная стоянка его находилась в Джадиде — между Янбо и Мединой. Главная стоянка племени ас-Сафра' Манзалат ас-Сафра' находится на пути из Медины в Янбо.

583 Дали-паша — командующий родом войск, организованным в начале XVIII в

584 Племя ал-Фава'ид обитало в провинции Бани-Сувайф.

585 Кахваджи-паша — придворный чин, выполнявший поручения султана.

586 Бунчук — знак отличия достоинства паши в виде древка с золоченым шаром и пучком конских волос на конце. В зависимости от занимаемого положения высшие турецкие военачальники носили звание однобунчужных, двухбунчужных или трехбунчужных пашей.

587 Ал-Халифа — квартал Каира юго-западнее Каирской цитадели,

588 Хаваджа — купец.

589 Динар — золотая монета, содержавшая 4,25г золота. Ценность динара колебалась в различные эпохи.

590 Ас-Сафра' — селение в Хиджазе между Мединой и Янбо.

591 Шалакан — город в Дельте северо-западнее Калйуба.

592 Бююкбаши — высший офицерский чин у янычар.

593 Ас-сарави — земли домена.

594 Хумам — шейхи бедуинского племени Хаффара, кочевавшего между Асйутом и Асваном. В середине XVIII в. значительная часть Верхнего Египта находилась под юрисдикцией шейхов Хумам. Эти крупнейшие феодалы в то время ведали и сбором налогов.

595 Книга Умм ал-Барахин — краткий трактат о единобожии. Его автор Абу 'Али Мухаммад ибн Йусуф 'Омар ал-Хасани ас-Сануси (ум. в 1486 или 1490 г.).

596 Очевидно, имеется в виду грамматический комментарий Ахмада ал-Джаухари ал-Халиди (1685—1768) ал-Азхарийа, изучаемый в ал-Азхаре (см. прим. 225)..

597 Джалал ал-Махалли (1389—1459) — учитель выдающегося энциклопедиста конца мамлюкской эпохи ас-Суйути (1445—1505) — автора многочисленных сочинений. Шестьдесят вопросов Джалала ал-Махалли касаются теологии.

598 Книга Исагуджа — трактат по логике, представляющий собой арабскую обработку “Категорий” Аристотеля.

599 Абу-л-Касим ибн Абу Бакр ал-Лайси ас-Самарканди написал в 1483 г. Фара'ид ал-фава'ид ли тахкик ма'ани исти'ара; в этом труде, известном под названием ас-Самаркандийа, трактуются правила литературных сравнений. Автор комментария на ас-Самаркандийу — 'Исам ад-Дик Ибрахим ал-Исфара'ини (ум. в 1536 г.).

600 Комментарий 'Абд ал-Кадира ибн Ахмада ал-Факихи (ум. в 1564 г.) на книгу 'Абдаллаха ибн Йусуфа ибн Хишама Джамал ад-Дина (1309—1359) ат'Катр ан-нада ва балл ас-сада, трактующую законы арабского, языка,

601 Тавдих представляет собой комментарий Ибн Хишама Джамал ад-Дина на ал-Алфийу (см. прим. 394).

602 См. прим. 563.

603 Комментарий на ал-Джаухара — дидактическую поэму из 144 бейтов (двустиший), произведение шейха Абу-л-Хайр Салама ибн 'Абд ал-Баки ибн Салама ал-Анбари (ум. в 1194 г.).

604 Иджаза. — Каждый мусульманский ученый должен иметь диплом — разрешение, предоставляющее ему право вести обучение по специальной книге. Это разрешение вручается ему другим ученым, чаще всего его учителем, имеющим разрешение на изучение данных книг. Это разрешение и называется иджазой. Она должна содержать санад, т. е. перечень имен ученых, до того выдававших разрешения, восходящий или к автору книги, или к широко известному ученому. Иногда иджазы выдаются не на определенную книгу, а на ту или иную дисциплину.