397 Племя ал-Джихина обитало в провинции аш-Шаркийа. Это ответвление одноименного хиджазского племени, кочевавшего между Янбо и Мединой и сыгравшего немалую роль в завоевании Мухаммедом 'Али Медины в 1812 г.
398 Дарб ад-Далил — улица Каира к востоку от ворот Баб Зувайла.
399 Госпожа Нафиса ал-Мурадийа — жена Мурад-бея, а до того — жена 'Али-бея, правителя Египта (1767—1772). Мурад-бей в решающем для 'Али-бея сражении предал своего патрона и перешел к Мухаммаду Абу-з-Захабу, соперничавшему с 'Али-беем. В качестве цены предательства Мурад-бей обусловил, что ему будет передан гарем 'Али-бея и его главная жена — Нафиса, отличавшаяся выдающейся красотой.
400 Атмейдан — площадь в Стамбуле (букв, “конная площадь”).
401 Мустафа Байрактар — рущукский паша, а впоследствии — великий везир, был сторонником Селима III и его реформ.
402 Румелия — название европейской части Османской империи.
403 Ал-Джабарти допускает здесь ошибку — командующим турецкой армией на Балканах был тот же Мустафа-паша Байрактар.
404 Султан Махмуд II царствовал с 1808 по 1839 г.
405 Селим III правил не 20 лет, а 16 — с 1789 по 1807 г.
406 Мечеть 'Амра ибн ал-'Аса расположена на восточном берегу Нила в Старом Каире, к северу от ниломера; эта первая построенная в Египте мечеть названа по имени его завоевателя.
407 Му'аллим (букв, “обучающий, учитель, мастер”) — с давних времен форма обращения к коптам. Завоевав в 642 г. Египет, арабы-бедуины. в массе своей неграмотные, вынуждены были сосредоточить в руках коптов все фискальные функции — сбор налогов, ведение финансовой отчетности и т. д.
408 См. прим. 285.
409 См. прим. 218.
410 Саманнуд — город в Нижнем Египте на восточном берегу Нила, юго-западнее Мансуры.
411 Мухрдар — придворный чин, хранитель печати.
412 Своим заключительным замечанием ал-Джабарти как бы определяет свое благожелательное отношение к объективно прогрессивному характеру деятельности Мустафа-паши Байрактара.
413 Ризк — буквально означает “средства к существованию, содержание”. В Египте ризком именовались земельные я другие владения, жалуемые государством в качестве пенсий; на них распространялся налоговый иммунитет. Помощь, регулярно оказываемая благотворительными учреждениями несостоятельным и больным людям, также именовалась ризком.
414 Икта' — в самом общем понимании — владение на правах бенефиция, т. е. пожалование земли на условиях вассальной службы. Это одна из ранних форм феодального землевладения. Икта' первоначально предоставляла лишь право на доход с земельных владений, ограниченное определенным временем и обусловленное службой. Однако впоследствии стала сказываться тенденция к превращению икта' в пожизненное и даже на следственное владение с сеньоральными правами над прикрепленными к земле крестьянами. В данном же случае ал-Джабарти имеет в виду феодальные поместья Египта — илтизамы различного происхождения и различных правовых основ. Ими и при османском владычестве распоряжалась мамлюкская клика, чаще захватывавшая их силой и распределявшая их среди своих сторонников с условием несения военной службы, — в таких случаях илтизам именовались икта'. Но на протяжении XVIII в. икта', как и илтизамы, теряли характер условного владения и превращались в наследственную помещичью собственность.
415 Каждый совершеннолетний мусульманин, как мужчина, так и женщина, обязан хотя бы один раз в жизни совершить паломничество в Мекку. Если же он не в состоянии это сделать, то разрешается посылать вместо себя заместителя.
416 Хашимиты — арабский род, который возводит свое происхождение к Хашиму ибн 'Абд ал-Манафу, прадеду пророку Мухаммада.
417 См. прим. 65.
418 Мухаммад-эфенди Топал ал-Ваднали — один из ближайших сподвижников Мухаммада 'Али. Жизнеописание его см: текст, стр. 165—169.
419 Ал-Бакри — та часть духовной знати, которая относит себя к прямым потомкам сподвижника Мухаммада — первого халифа Абу Бакра. Бакриты возглавляют дервишеские ордена Египта.