Комментарии

Комментарии

527 Куббат ан-Наср — селение северо-восточнее Каира.

528 Азан — призыв на молитву.

529 Муэззин — низшее духовное лицо, в обязанности которого входит призыв мусульман к молитве.

530 “Молитва боязни” — сокращенный текст молитвы

531 Бадр — городок к юго-востоку от Медины на караванном пути из Мекки в Сирию.

532 Вайба—мера емкости (= 1/6 ардабба = 16 кадахам = 33 л).

533 Джабал Друз — горная область на крайнем юге Сирии.

534 Дарбхане — монетный двор.

535 В тексте ал-Джабарти описка Речь идет здесь об Исма'иле, а не Ибрахиме ал-Маддаде.

536 Ал-Джаухарийа — медресе севернее мечети ал-Азхар.

537 Ал-Факахани — мечеть юго-западнее ал-Азхара.

538 Ал-Матайин — переулок юго-западнее ал-Азхара.

539 Ал-махкама ал-кабир — камера верховного судьи. Претендент на должность верховного судьи в Египте вносил за нее Порте определенную сумму. Кандидат на эту должность должен был отвечать двум требованиям: быть турком и принадлежать к ханифитскому религиозному толку. В Каире кади оставался лишь на протяжении одного года, а затем вместе с караваном паломников отправлялся для совершения хаджа в Мекку, после чего оставался здесь в качестве кади в течение одного года, и столько же времени им выполнялись эти функции и в Медине. Назначенный таким образом кади редко владел арабским языком и не всегда стоял на должном уровне в профессиональном отношении. Это должно было восполняться эрудицией его заместителя (наиб) и главного переводчика (баш тарджуман).

540 Ал-Батли — улица Каира юго-восточнее мечети ал-Азхар.

541 Дарб ал-Ахмар — улица и квартал в восточной части Каира, юго-восточнее ворот Баб Зувайла.

542 'Акабат ас-Сафра' — селение на пути из Янбо в Медину

543 Ал-Джабарти, естественно, питался информацией, исходившей лишь от французов, поэтому его представление о ходе войны 1812 г. весьма неточно.

544 Друзы — мусульманская секта, возникшая в начале XI в. в Египте; широкое распространение она получила лишь среди горцев Сирии и Ливана. В данном случае речь идет о друзах, принявших христианство.

545 Ар-Рум — квартал Каира юго-западнее ал-Азхара.

546 Абиб — одиннадцатый месяц коптского календаря.

547 См. прим. 235.

548 Султанские вакфы Египта — султанские пожалования на нужды религиозных учреждений. Обычно их отводили за счет земель государственного фонда и других недвижимостей, которые в принципе считались изъятыми из дальнейшего оборота. Вакуфные земли были полной собственностью религиозных учреждений и освобождались от всяких налогов. Предназначались они для самых различных целей: на содержание мечетей, медресе, общественных колодцев, караван-сараев, на создание фондов благотворительности. Вместе с тем учреждались вакфы и для различных общественных работ: для целей дорожного строительства, сооружения укреплений, экипировки солдат и т. д. Вакфы были подведомственны специальной администрации, назначавшей управителей — назиров. Государственные вакфы (султани), предназначенные на содержание святынь Мекки и Медины, находились в ведении финансового ведомства. В позднейшее время значительная часть государственных земель превратилась в частновладельческие, а многие из них своими владельцами превращались в вакфы по соображениям предосторожности. На вакуфные земли распространялись арендные отношения. Обрабатывались эти земли либо трудом наемных рабочих, либо наследственными арендаторами. Барщинный труд на них не применялся. За постоянно обрабатываемый участок наследственный арендатор вносил твердо фиксированную ренту владельцу вакфа, без каких-либо дополнительных поборов. Арендатор “е платил никаких государственных налогов.