Библиотека сайта XIII век
ФОМА МЕЦОПСКИЙ
ИСТОРИЯ ТИМУР-ЛАНКА И ЕГО ПРЕЕМНИКОВ
Любителям науки и ученым необходимо знать, что время имеет три подразделения: прошедшее, настоящее и будущее. Вардапетам церковным тоже необходимо знать об этих трех {подразделениях]: рассказывать о прошлом, говорить о настоящем и узнавать и предупреждать о будущем.
Также и мы должны рассказать о настоящем, о том, что случилось в наше время, рассказать о том, как безверные цари Востока за последнее время подвергли уничтожению наш народ айказян [армянский] и показать все это чужеродным племенам.
Некий муж, по имени Тимур-ланк 1, веры и толка предтечи антихриста Махамета, безжалостный, бессовестный и свирепый, преисполненный великой злости, гнусности и тайн клеветника-дьявола, появился на востоке в городе Самарканде. Некоторые считают, что он происходит из Сартапа 2 в области Коговит 3, близ горы Масиса, где остановился Ноев ковчег, недалеко от области Артаз 4
Прибыв в Тавриз, ханы послали его к кешикам, чтоб давал на дороге в Хорасан отпор неприятелям. Отправившись туда, он пошел в Хорасан, а оттуда, перейдя реку Джахун 5, дошел до города Самарканда на Востоке. Увидя, что в стране нет правителя и она беспризорна, он сделался предводителем разбойников, главарем убийц.
И собрались к нему пятьсот пятнадцать, или около этого, подобных ему злодеев. Проникнув тайно на городское пастбище, они похитили там табун и ушли. Ишханы города выступили против них войной, тогда те, возвратившись, вступили с ними в бой. нанесли им поражение и перебили, после чего захватили власть в городе и жену властителя, по имени Ханум, ставшую его [Тимур-ланка] женой.
Постепенно усилившись, он захватил город Бухару и, перейдя реку Джахун, вступил в страну Хорасанскую, взял там много городов и предал всех мечу. Охваченные страхом, они [хорасанцы] уступили ему свою страну.
Одних он подкупал ложными обещаниями, других — клятвами, некоторых усыновлял, а некоторым отдавал в жены своих дочерей, с помощью которых он убивал своих зятей и захватывал их земли. Таким образом, он захватил столичный город Гре 6. Он выдал дочь свою за ишхана этого города, а она спустя несколько дней, убила мечом своего мужа и послала за отцом, чтобы тот пришел и взял город. Он пошел, захватил город и сделал его царским городом.
Некий ишхан, по имени Шах-Мансур 7, сопротивлялся ему более восьми лет и не сдавал ему Шираза, Кирмана и Аспахана. Тогда поганый Тимур, заключив с ним мир, притворно возвратился на восток, а Шах-Мансур через посланников отправил ему много подарков. Увидев прибывшего посланника, он [Тимур] притворился больным, приказал зарезать ягненка, и выпил его кровь. Затем он приказал позвать посланника и в присутствии большого числа собравшихся показывал лицо свое, бледное, как у мертвеца. Потом приказал подать себе медную посуду, в которую изблевал перед собравшимися кровь ягненка. Увидя это, посланник обрадовался и сказал про себя: «Не сегодня-завтра он издохнет». В ту же ночь, сев на коня, он поскакал к Шах-Мансуру и сообщил стране свою радостную весть. И устроили они великий араиш, т. е. праздник. А бедствовавшее, изголодавшееся, истомленное жаждой и находящееся в опасности население страны разошлось па своим местам.
Замысливший зло, Тимур приготовил свое войско и, совершая трехдневный и четырехдневный переходы за один день, через несколько дней прибыл к воротам города [Испагана] и вырезал [население]. Городские укрепления были близки к падению. Мужественный Шах-Мансур, вооружив войско в 800 человек, внезапно открыл городские ворота и бросился в гущу многочисленного неприятельского войска. Так дошли они до того места, где со своей конницей арийцев находился Тимур. Он [Шах-Мансур] поднял меч свой над головой сына дьявола, но войско его закрыло щитами, поэтому-то не могли убить поганого адского вишапа, а наоборот, окруженные, все были истреблены мечом. Таким образом [войска Тимура] завоевали всю страшу Хорасанскую, город Бахл 8, Хорасан, Шираз, Кирман, Аспахан, Нюшапур, Куран, Макуран, Туе,. Танджан, Тамган, Мазандаран, Гре, Казвин, дошли до Султание и пределов Тавриза Атрапатаканского. Ишхан города Султание, по имени Эдиль, пошел к нему [Тимуру] навстречу с сокровищами и царскими подарками и заключил с ним мир.
А хан тавризский, султан Ахмат ,9 по дороге Востана10 Руштуника 11, предводительствуемый эмиром маров Иезидом, бежал к своим родственникам и к своему войску в город Вавилон 12, ныне называемый Багдадом, ибо к тому времени они властвовали также и над ними. Вышеупомянутый же Эдиль сопровождал Тимура в город Тавриз и сдал ему город, но потом тайно посоветовавшись со всем войском, он задумал убить хромого Тимура в городской бане.
Некто, узнав о его намерении, тайно пришел [к Тимуру] и сообщил ему о заговоре Эдиль-аги. Узнав об этом, он [Тимур] послал за ним и приказал развести огонь. Потом положили его [Эдиля] в медный котел и в присутствии [Тимура] и всей толпы сварили его. Таким образом уничтожили его. Надо знать также и о следующем. Перед тем как Тимур пришел в нашу страну, в восемьсот тридцать пятом году [1386] царь севера, владетель русов и Азаха 13, по имени Тохтамыш 14, находившийся близ Крыма в Сарае, отправил посланника к хану тавризскому Султану Ахмеду сыну Осиса для заключения дружбы и мира. А он [Тимур] оскорбил его злым и подлым своим поступком. Посланник, возвратившись обратно, разорвал перед ним [Тохтамышем1 воротник своей одежды. Тогда он [Тохтамыш], преисполненный гнева, вызвал к себе одного из своих ишханов, по имени Джани-бск и дал ему большое войско. Он [Джани-бек] двинулся через врата Аланские 15 и Дербендские 16 против него [Тимура]. Тот, избегая столкновения с ним, ушел на Востан, а оттуда пошел в Багдад. Северные войска осадили Тавриз и после семидневных боев, взяли его. Многих они вырезали, многих грабили к опустошили всю область. Оттуда они отправились в город Нахчуан 17. и разорили всю страну Сюнийскую 18, двенадцать областей ее, многих вырезали и взяли в плен. Была зима. И по божьему произволению в день благовещения [7 апреля] внезапно выпал сильный снег, много пленных спаслось, а они, бросив большую часть добычи, ушли в страну по той же дороге, по которой пришло это... племя татарское, называемое тогтоган. Они заключили мир с Шемахой, ибо она мирно перед ними открыла врата Аланские.
(Опущен абзац, относящийся к истории армянской церкви).
...В восемьсот тридцать шестом году нашем [1387 г.], после восьмилетней войны он [Тимур] покорил страну Хорасанскую, после чего пришел в город Тавриз, т. е. в Гандзак-шахастан 19, а оттуда двинулся в сторону Сюнийскую, на замок Ериджака 20, потом на страну Чаката 21, взял город Мари [Сурмалу] 22, уничтожил до основания наше укрепление, построенное благородным родом Багратуни. Он пленил город и все близлежащие селения, но один набожный старшина, по имени Мартирос, весьма храбрый воин из селения Когб 23, милосердный и добрый, ободренный могуществом и помощью всемогущего бога и нашего Иисуса Христа, вместе с весьма мужественными и храбрыми юношами селения, поднявшись на гору Бардог, называемую чужестранцами Такалту, вступил с ним в большое сражение и спас всех верующих. И хотя они [войска Тимура], много воевали, но не могли взять эту гору. Впоследствии этот муж принял мученическую смерть от ...туркмена, по имени Сахалг, утопившего его в водах Араза тайком от людей.
(Опущен абзац, повествующий о событии из церковной жизни).
...Оттуда он [Тимур] пришел в страну Араратскую в Карби 24 области Котайка 25 и, осадив укрепление Бчни 26, взял его, убил епископа области Тер-Ванакана, мужа мудрого и ученого, доброго и заботившегося о всех бедных. Все остальное множество верующих [христиан] было подвергнуто мучениям и пыткам; многолюдную Армянскую область они голодом, мечом, пленением, неимоверными терзаниями и бесчеловечным своим обращением превратили в пустыню.
(Опущен абзац, относящийся к истории армянской церкви).
...Взяв всю добычу и бесчисленных пленных, так что никого не осталось, кто бы мог рассказать о бедствии нашего народа, [Тимур] с большим войском отправился в город Тпхис, т. е. Пайтакаран 27, взял его и пленил бесчисленное множество народа. Говорили также, что убитых было больше, чем оставшихся в живых. Там [в Тбилиси] при этом находился вардапет Степаннос, по прозвищу Пир, еле спасшийся от убийства. Царем Иберии был Баграт 28 из племени евреев, уведенных при царях вавилонских в плен и приведенных в нашу страну. Впоследствии они от Просветителя приняли христианство и были причислены к нашим ишханам. После рода Аршакуни 29 они стали царями [жителей] Ани и остальных армян 30. От притеснений безверных он [Баграт] бежал в Иберию, отвернулся от истины [армянской веры] и принял веру халкедонскую.
С великим подарком он пришел и подчинился поганому царю. А он полный дьявольской злобы, заставил [Баграта] отречься [от веры]и взяв [его] с собою, пошел в Карабах, на место зимовки наших прежних царей. Царь иберский, преисполненный мудрости святого духа, обманул его и сказал:
«Дай мне большое войско и я пойду и захвачу всю страну, затем заставлю их [жителей] обратиться в нашу веру, ибо то племя состоит из восьми языков; я их всех подчиню тебе п обращу в твою веру. Они следующие: Драл, Осед, Имерел, Мекрел, Абхаз, Сонк, Иберы, Месхи» 31. Тот обрадовался, надел на него царское одеяние, пожаловал его халатом, оказал ему много почестей и дал большое войско. И он [Баграт], выступив с этим бесчисленным войском, пришел в страну иберов.
Баграт тайно известил своих сыновей: Георга, Константина и Давида, чтобы они незаметно пришли к нему навстречу и помогли бы ему бежать от них, а сам, взяв войско чагатая 32, повел его по ущельям и тропам. Сыновья царя, внезапно преградив им дорогу, выхватили мечи и перебили многих из них, как говорят, больше, чем двенадцать тысяч и, взяв своего отца, ушли к себе. А поганый Тимур весной внезапно двинулся со своим войском на туркмена Кара-Махмуда 33. Тот, узнав об этом, бежал от него. Но он [Тимур], в своем стремительном наступлении проделав многодневный путь, быстро, подобно серне, через несколько дней настиг его в области Чапагчур 34. Тогда тот [Кара-Махмуд], поворотив своя войска, вступил с ним в бой. Совершилось удивительное дело: [войска Кара-Махмуда] поразили и обратили в бегство поганого тирана, убили начальника его войска, по имени Логма-ган, нанесли большой урон войску.
И возвратившись, он [Кара-Махмуд] пришел в страну Тарона, называемую Муш 35. Чагатай же,миновав страны Качберуни 36, Арчеш и Агиовит, резиденцию рода Хорхорупи 37, древнюю столицу и город Маназкерт, и Гаркнис 38, прибыл в страну Палуни 39, в области Тарона в места упокоения святого предтечи Гованна и Атанагена 40 в великолепный престольный монастырь Глака, сирийского вардапета Зеноба. [В это время] здесь скопилось великое множество христиан, пришедших на поклонение святым местам предтечи Говганна, Айрапета Атанагена, пустынников Антона и Хропидеса и всех постников.
(Опущена часть фразы религиозного характера)
...По приказанию тирана Усупа 41 войско туркменское ограбило всех наших христиан. Остаток же их имущества и всех пленных поручили эмиру Хута 42, по имени Шараф. Он насильно переправил их через реку Евфрат и привел к селению Асгет. Христиане воспротивились и не, хотели подниматься на гору Хута и Сасуна, они хотели возвратиться в свою страну, но он насильно и побоями, милостью и попечением божьим поднял нас по крутизне на гору Хута. В тот же день нас догнало войско чагатая, а милосердный бог...
(Опущен абзац религиозного характера)
подоспел нам на помощь, ибо туркмен, по имени Пир-Гасан, отделившись от того Кара-Махмуда, спустя некоторое время убил его и сына его, по имени Байрам и спустился с горы к подножию, а мы подымались на гору.
Вдруг дошла до нас печальная, подобно сообщению о смерти, весть о том, что войско туркменское взяло арьергард Изанкурана. Тут надо было видеть картины бедствия, происшедшего от замешательства всех отрядов: отец отрекался от сына, сын — от отца, мать — от дочери своей и дочь от своей матери, брат от своего брата и любящий от своей любимой. Вопль отчаяния доходил до небес. Я также находился среди них. Они с плачем молили бога, и взывали к посредничеству святого Оганнеса Карапета, святых апостолов, ангелов, населявших обитель Газара, а также святого знамения брата господня Акоба, находящегося в монастыре, ибо туркмен Пир-Гасан решил подыматься на гору Цовасарт и оттуда двинуться на гору Марута 43. Внезапно пришло и встретило их войско Чагатая. А они, предавшись богу и святой обители Газара, привели и на виду у обители зарезали быка, а также совершили литургию в память святых апостолов.
(Опущена фраза религиозного характера)
...Надо было здесь видеть храбрость мужей богатырей, ибо храбрые кричали, а малодушные убегали, трусы падали духом, шлемы блестели, сверкали сабли, сокрушались копья, храбрецы вступали в бой с храбрецами, а крик и ратный шум приводили в трепет наблюдавших сражение. Тут-то надо было видеть милосердие божие и плоды молитв и надежд верующих...
(Опущена фраза религиозного характера)
Потерпел поражение Чагатай и погибло его могущество, ибо только один человек из туркмен, по имени Мараф, перебил 100 душ. И войско восточное из страха быть уничтоженным в великом сражении в замешательстве обратилось в бегство. Охваченные величайшим страхом,, они устремились вниз и бросившись со скалы, уничтожились. Погибло, как говорят, свыше 2000 душ. А мы, спасшись от них с сыновьями и дочерьми, начали громко прославлять бога...
(Опущена фраза религиозного характера)
В этот же самый день совершилось удивительное событие: некая набожная и честная женщина из области Муш имела весьма красивого, миловидного, ангелоподобного сына в возрасте семи или восьми лет. При вступлении восточного войска на гору Хута, многие из христиан укрылись, кто где мог, скрывались также в густых лесах. Безверные, увидев их,, направились к ним, желая взять их в плен. И вот бедная мать, честная и набожная женщина, обернувшись и увидев, что они [татары] близки и хотят отнять у нее мальчика, взяла в руки меч и поразила своего любимого сына, как невинного ягненка 44,
(Опущена фраза религиозного характера)
а сама, пройдя немного вперед, поднялась на вершину высокой скалы и оттуда бросилась вниз.
(Опущены два абзаца религиозного содержания)
..Мужи области Сасуна и Хута, как верующие, так и неверующие из племен маров 45, воодушевляя друг друга, отправились на грабеж добычи Чагатая и разбогатели за счет этой добычи и сокровищ.
На второй год в город Муш прибыл Тимур и призвал к себе местного, эмира. Тот пошел к нему с великими подарками дарами. И сказал он [Тимур] ему: «Веди нас к туркменам». И тот повел его на то место сражения и показал массу убитых. Он [Тимур], испугавшись, вытаращил глаза и, посмотрев да случившееся, увидел, сколько из них пало пораженных мечом. Он увидел также и тех мужей, которые умерли не от меча и, обратившись ко. всем, сказал вслух: «Это не дело рук человеческих, а творца бога». И поворотив свое войско, сказал ему [эмиру]: «Веди нас на них, чтобы, я миг отомстить им». А тот ответил ему: «Не в человеческих возможностях гнаться за ними, ибо они поднялись на гору Марута и если ты пойдешь к нему, он причинит тебе такое великое бедствие, что и словами нельзя передать». Согласившись с ним, безверный тот возвратился в город Багеш 46. А эмир Амир-Шариф пошел к нему, любезно принял его, дал ему письмо о мире, вся страна умиротворилась. Оттуда он [Тимур] направился в Арцке.
(Опущены два абзаца религиозного содержания).
. . . Ишхан города Арцке 47 по имени Саганд, по совету ишхана области Гера и Зареванда 48, Орду-Буг и, пошел к нему. Он был очень любезно принят [Тимуром] и вся страна, избавившись [от бедствий], осталась в мире. Он сдал ему [Саганду] Арчеш, а тот немедленно пошел в город Хлат 49 и в в течение немногих дней занял всю страну Арчиша 50. Когда прибыли в Цгак 51, курды с утра до вечера грабили несчастную страну, а часть войска Саганда, придя в город Арцке, приступила к восстановлению страны, ибо вся страна была разорена войсками поганого и беззаконного чагатая.
Оттуда он [Тимур] двинулся в область Тоспа 52 на армянскую крепость на озере Ван. Эмир Ездин, из рода Сенекерима 53, не явился к нему; напротив, со всем своим войском и с толпой христиан заперся в крепости. Но затем, спустившись из крепости, он пошел к нему. А тот [Тимур], приказав схватить его и связать, повел наступление на крепость. В течение сорока дней длилась тяжелая осада крепости, не мало было перебито войска беззаконного чагатая. Однако истомленные голодом и жаждой горожане не могли более оставаться в осаде, и крепость была сдана ему.
О, бедствие! О, горькая печаль! Там можно было видеть страх и ужас как при последнем судилище. Плач и рыдания раздавались по всей крепости, ибо последовал приказ этого тирана, взять в плен всех женщин и детей, а остальных, как верующих [христиан], так и неверующих [нехристиан] сбросить с крепостной стены. И немедленно был приведен в исполнение этот злой приказ. Начали всех сбрасывать и до того педнялись трупы, что последние падавшие уже не умирали. Мы своими глазами видели их и слыхали нашими ушами от святого отца, преосвященного архиепископа Тер-Закаре и от отца вардапета, по имени тер-Погос, которые также были в крепости и спаслись, ибо чагатай выдал их одному из своих ишханов, а тот спас своих пленных. И наполнилась кровью невинных христиан вся страна вокруг замка.
Мугри, поднявшись на минарет в городе Беркри 54, пронзительным голосом начал кричать: «Сала-Тиамат», т. е. возвещать о наступлении последнего судилища. Подумав, тот поганый [Тимур] спросил: «Что это за крик?» Приближенные ответили ему: «Настал день судилища и Исе воскреснет. И это ты сегодня совершил». Мугри тот так кричал плачущим голосом, как будто издавал трубный звук. Да сокрушился бы тот рот: если бы он немного раньше закричал,—ни одного человека не убили бы, ибо тотчас же он [Тимур] приказал прекратить сбрасывание людей со стены и освободить остальных.
Но кто сможет рассказать о количестве пленных и невинно убитых! Только бог, сотворивший все. И вся страна наполнилась пленными армянами. Умерщвлены были священники и миряне, верующие [христиане] и неверные. И все это постигло нас за наши грехи, в особенности, за нерадение священнослужителей и отказавшихся от духовного сана лжецов.
Ушел он [Тимур] с пленными и добычей туда, откуда пришел. После этого пришли родственники убитых и увидели неизлечимые раны армян. Поднялись плач, вопль и рыдания. Один взывал: «О, сын мой!», другой—«О, отец мой!» И страна Васпураканская наполнилась всеобщим плачем и стенаниями по всем районам, ибо не было никого, у кого бы бесследно не пропал кто-либо из близких или родственников. Горе и стенания всем нам армянам! Ибо разрушилась вся наша страна. Начиная от Арчеша и до Иберии, до реки Куры Агванской, вся эта страна, подвергнутая всяким терзаниям, резне и пленению, была залита кровью невинных.
После ухода его [Тимура] пришел в нашу страну страшный голод, который распространился повсеместно. Съели собак и кошек, жарили сыновей и дочерей своих; муж—жену, жена—мужа; убивали друг друга, ели и не насыщались, а потом и сами умирали. Мы не в состоянии рассказывать о всем том, что видели нашими глазами и слышали нашими ушами, ибо истреблялся род человеческий.
(Опущено девять страниц, относящихся к церковной истории).
... В 844 году [1395 г.] тот поганый тиран опять поднялся с места и пошел по дороге, ведущей в Багдад. Он разрушил Багдад, всю страну Ассирийскую, всю Месопотамию, Тиарбакин и пошел в город Амид 55. Взяв город, он истребил знатных горожан огнем и мечом, подвергая их неимоверным и неописуемым пыткам. Всех молодых как мужчин, так и женщин увел в плен в свою страну. Затом он пришел в Мерлин 56, разрушил город и увел в плен пятнадцать окрестных сел, 3000 домов подлинных христиан, а 7500—остальных. Всех их увели в плен, а четыре села аревордиков, из язычников 57. Шел, Шмрах, Сафари, Мараш, были совершенно разрушены. По впоследствии ухищрениями дьявола они опять размножились в Мердине и Амиде.
Придя вторично, он [Тимур] подступил к городу Ерзнка 58. Взяв его без боя, он разрушил до основания великий кафедральный собор святого Саркиса, а по злому наговору парона Тахратана и всех таджиков города, разрушил также и остальные церкви. И пошел к нему наш вардапет Геворк, ученик Гованна Воротнеци. От страха и ужаса перед поганым у него растрескалась губа и пошла кровь. И возвратился муж божий с плачем и в слезах, ибо приказано было разрушить все церкви и постигла нас великая печаль.
Пришел он [Тимур] в верхнюю часть нашей страны и осадил крепость Басена 59, под названием Авник. Взяв ее, он заковал в оковы ишхана ее, по имени Мсир, и сбросил со стен крепости сто душ, которые умерли. Затем он пошел в обласгь Араратскую, разрушил всю страну и разграбив все имущество, осадил город багратунийцев 60. Взяв его, он отделил триста таджиков от трехсот христиан. Они решили: «перебьем христиан, а таджиков оставим». У епископа города Мкртича было два брата, которые пошли и смешались с таджиками. Тогда они [войска Тимура], наложив меч, вырезали таджиков, а верующие [христиане] спаслись. Те двое христиан кричали:«Мы рабы Христа, христиане». Но они говорили: «Проклятые гархор, вы говорили неправду, поэтому вам нет спасения», и обоих убили. И постигла епископа великая печаль, хотя они умерли истинными христианами.
Прошли они [войска Тимура] на Тчакаг 61, в стране Сурмару 62, на Когб и Барнакут 63 и область Арчиша. Население этих трех областей разбежалось. Все было разграблено ими, но милостью божьей население избежало пленения. И распространился во всех странах большой голод.
В тот же день был разграблен город Когб. В области Арчиша двадцать пять буйволов из верхнего Когба бросились со скалы. Христиане, наложив на них меч, прирезали их, поделив между собою, сделали себе запасы на дорогу и с вардапетами, епископами, священниками и народом пошли до Качберуника 64, прибыли в область Коговита в село Дара....
(Опущено несколько строк, относящихся к церковной истории).
Придя они нашли нашу страну разрушенной, пустующей и разграбленной. Они приступили к восстановлению. Область наша была поручена правителю Арчеша, по имени Саганд, но на следующий год пришел туркмен Усуп, снова разрушил страну нашу и взял город Арчеш, а назначенного правителя, по имени Гимат, с тридцатью четырьмя лицами убил, потому что им был убит уполномоченный города, священник Степаннос. По доносу и подстрекательству ненавистников-христиан предали мученической смерти также великородного танутера, по имени Мусевир. Весь город был предан огню и сгорел. В тот же день вместе с чагатайцами пришел на Усупа владетель Востана, по имени Эмир Езди. Несколько дней между ними происходили сражения, но. потом они помирились. На следующий день на помощь Эмиру пришел с 400 людей в село Аги правитель чагатайцев из крепости Басена и спросил относительно мира между ними. Они ответили, что помирились. Тогда на рассвете он, ограбив село Аги 65, пошел к себе. Но христиане стали преследовать их, поднялись ветер и пыль, они же, оставив пленных и добычу, убежали. А некий набожный муж, наш родственник, по имени Гованнес, добравшись, подобно серне, на равнину Арчеша, сообщил Усупу и брату его, по имени Арали, об этом. Они, прибыв ночью, захватили чагатая вместе с его войском, ограбили их, а некоторых убили. Они схватили также ишхана, по имени Аталмиш и отправили его в Мер 66.
Пока страна наша переживала эти бедствия, внезапно дошла до нас скорбная, плачевная и ужасная весть о том, что страна наша наполнилась войсками чагатая. Тут можно было видеть смятение и страх перед безверными, ибо уже дошло до села Еришат 15000 человек. Мы убежали в горы и разбрелись по ложбинам. А безверные, узнав об этом, окружили гору и 12 дней охотились за нами, как за дикими зверями и схватили всех. Некоторых они убили, страну же нашу предали огню.
(Опущено несколько строк, относящихся к церковной истории).
... А безверный Усуф, бежав от чагатая, с 844 по 855 год [1395—1406] не появлялся в нашей стране. В 846 году [1397] Тимур послал в нашу страну чагатая, по имени шех-Ахмад. Прибыв в нашу страну, он стал разыскивать наших вардапетов: великого Саркиса Сербского и настоятеля Мецопского монастыря вардапета Гованнеса. Обладая весьма мягким характером и будучи христианолюбивым, он восстановил нашу страну и собрал из разных мест [население]. Собрались все разбежавшиеся и приступили к восстановлению [страны]. Благодаря трудам ученых, в течение одиннадцати лет милостью божией процветало все побережье озера [Ванского].
(Опущено девять страниц, относящихся к церковной истории).
... В 850 году [1401 г.] смертоносный тот вишап Тимур двинулся из Самарканда и пришел в нашу страну. Пошел па страну Шама 67, разорил Халап и все окрестности его. Оттуда он пошел в город Дмшх 68, опустошил всю южную страну и был уже близок к окрестностям города Иерусалима. Целую зиму он пробыл в Дамаске. И пришли к нему жены их [мусульманских] учителей, являвшихся кади, мюфти, мютарис, имам и данишман, и говорят ему: «Ты являешься падишахом всей этой страны и по воле бога пришел спросить с тех, которые отвергли божие приказание, ибо здесь нет никого подобного тебе, который потребовал бы от них отпета. Злодеев ты живьем спустишь в ад, а в этом городе—все злодеи и мужеложники, особенно же лживы муллы». Он ответил им: «А если вы неправы будете, тогда вы будете умерщвлены моими руками». Те сказали ему: «От женщин ложного не будет. Вызови наших начальников и мы в присутствии их подтвердим все».
И объявил он по всему городу громогласно через глашатая строгий приказ о вызове к себе всех вождей злой веры. Немедленно собрали всех кадиев, мюдарисов. Он им сказал:
«Чей этот город?» Они ответили: «Пегамбара, падишах!». Он опять спросил их: «Есть ли у вас книга пегамбара? Имеется ли она у вас или нет?». Они ответили: «Мы живем и умираем по законам этой книги, но мы ее не читаем». Тогда он спросил: «Ваш пегамбар разрешил вам совершать злодеяния?» Они ответили: «Ни под каким видом». Тогда он спросил: «Если найдется такой человек, какое наказание должно быть ему?». Они ответили: «Он должен быть подвергнут самым страшным пыткам и уничтожению со всей своей семьей». Тогда он им сказал: «Это вы». Те заявили ему: «Хондкяр, город этот принадлежит Мустафе: таких вещей здесь не было и не могло быть». Он вызвал жен. Те пришли и в присутствии своих мужей подтвердили все сказанное о творимых ими беззаконных делах.
И последовало его приказание [войскам], в котором говорилось: «У меня вас 700 000 человек. Сегодня и завтра принесите мне 700 000 голов и соорудите из них семь башен. Кто не принесет головы, — будет отсечена его голова. А если кто скажет: «Я Иисуса», к нему не подойти». И многочисленное его войско предав мечу всех граждан, совершенно уничтожило мужчин и, не находя больше [мужской] головы, стали отрезать головы женщин. Войско исполнило его приказание. Тут можно было видеть всеобщую казнь, крик и шум, плач и торг.
Тот, кто не сумел убить и отрубить головы, покупал ее за 100 танг и давал в счет. Многим же из воинов не удалось ни отрубить и ни купить голову, таким головы отрубались и их складывали в виде холма. О таком бедствии и погибели нам рассказал духовный сын наш Мхитар из города Вана. Он сам, еле спасшись, миновал их рук.
Это случилось в Дамаске. Он [Тимур] вторично послал свое войско в том же количестве 700 000 человек в Багдад и там были сложены башни из тел человеческих. С ним [Тимуром] находились мелик Востана и духовный сын наш Мхитар. По причине пережитого страха и ужасов тот Мхитар уединился к нам и, прожив у нас три года, отошел ко Христу.
Потом, на следующий год [Тимур] пошел со своим войском на город Себастию 69, а город этот принадлежал хондкару Ильдриму 70, тирану греческой страны. Они [горожане] сперва решили не сдавать города тому безжалостному тирану, но он» обманув их, сказал: «Не бойтесь! Кто захочет вас поразить мечом,—его же мечом будет пронзено его сердце». Тогда, открыв городские ворота, они радостно, с ликованием, подобно освобожденным из темницы, вышли к нему навстречу. Тотчас же последовал злой приказ войску: бедных забрать в плен, а имущих предать мучениям и отнять у них спрятанные ими сокровища, женщин привязывать к хвостам лошадей, которых пускать вскачь, собрать бесчисленное множество мальчиков и девочек на равнине, потом разложить их подобно снопам для молотьбы и пускать по ним без всякой жалости упряжки с камнасайлами.
Надо было видеть здесь ужасное бедствие, постигшее невинных юношей верующих и неверных. Он [Тимур], который поклялся выступившим из города воинам не убивать их, приказал вырыть в земле яму, связать 4000 душ по рукам и ногам и заживо похоронить их, а потом залить их водой и золой, Их вопли доходили до небес. Кто может описать все ужасы,. которые творил этот антихрист, свирепый и безжалостный тиран. Я лишь кратко знакомлю тех, кто придет после нас, с теми [ужасами], которые мы сами видели и слыхали от прибывающих к нам пленных и взятых в плен их владетелей.
Оттуда [из Себастии] с большим войском он [Тимур] двинулся на хондкара Ильдрима, сына Мурад-бека, который, собрав огромное войско, в четыре раза превосходящее громадное войско Тимура, выступил против него. Но тот, обманув его, ночью обошел его, занял его страну и, вернувшись, вступив с ним в сражение, захватил его и большинство его войска. Ограбив их и взяв в плен бесчисленное множество народа, больше, чем звезд небесных и песка морского, он увел в плен в Хорасан до 60 000 71 дымов из племени, именуемого кара-татарами, с семьями и детьми, и еще больше, о чем невозможно и рассказать.
Прежде чем повести наступление на страну Горомов 72, на Ильдрима, он пошел на страну иберов, чтобы пленить и разрушить ее. Но, узнав о его злодейских намерениях, царь Иберии Георгий и его двое братьев Константин и Давид немедленно собрали войско. Водворив и укрепив всех иберов и армян в крепостях, поручили им охрану, а сами заняли ущелья и тропинки страны. Но доносчик-дьявол проникнув в сердце трех подлых сыновей безверных и безбожников, заставил их тайно уйти от царя и пойти к злому тирану, которому они указали дорогу в лес, где скрывались [царь и его братья]. И послал он [Тимур] на них большое войско, которое, подойдя к ним с верхней стороны, захватило весь многочисленный хрнстианский отряд. Начальников они перебили,а воинов увели в плен. Их было больше 60 000 человек.
(пер. Т. Тер-Григоряна и
А. Баграмяна)
Текст воспроизводится по
изданию: Фома Мецопский. История Тимур-Ланка и
его преемников. Баку. 1957
© текст
-Тер-Григорян Т. и Баграмян А. 1957
© сетевая версия - Тhietmar. 2001
© дизайн
- Войтехович А. 2001