Комментарии

Комментарии

176. Рассказ о походе Исма'ила I б. Ахмада Саманида (892-907) против гузов и о камне, способном вызвать снег и дождь, восходит к тексту Н. Хамадани [218, с. 85], который, в свою очередь, заимствовал его из сочинения Ибн ал-Факиха (ср. [126, с. 329—330; 210 с. 179]).

177. 'Аджа'иб ал-махлукат [218, с. 86], тексты в целом близки.

Согласно Бируни [4, с. 205], аналогичный рассказ приведен в "Книге о свойствах" ар-Рази; перевал этот находился в стране тюрок между харлухами и печенегами.

178. В 'Аджа'иб ал-махлукат [218, с. 105] рассказ начинается словами: "Река Илак — огромная, в ней водится рыба... ".

Источники под названием Илак упоминают две реки: одна является притоком Сырдарьи (ее современное название Ангрен или Ахангаран), другая относится к Каратегину, возле нее расположен центр города Файзабада (сохранила свое название по сей день).

В нашем источнике речь, по-видимому, идет о притоке Сырдарьи, а возможно, и о самой Сырдарье.

О р. Илак см. [18, с. 212, 226 и др. ; 157, с. 476-477; 141, с. 215 и примеч. 1].

Ср. аналогичный рассказ с отсыпкой к Х. Казвини в Бахр ал-асрар [67, с. 94].

179. Ср. 'Аджа'иб ал-махлукат [218, с. 91]. В рассказе изложена известная легенда о постройке дербентской стены сасанидским государем Хусрау I Ануширваном (531—578) с целью положить конец проникновению кочевников во внутренние области империи. Эта легенда, отражающая реальный факт из истории г. Дербента (ученые полагают, что стены были построены на 37-м году правления Ануширвана, т. е. в 567 г. н. э. ), засвидетельствована во многих ранних и более поздних географических трудах. Наиболее полно она изложена у Ибн ал-Факиха [126, с. 290-291; 210, с. 131-132], к которому, возможно, восходит текст Н. Хамадани.

О сооружении дербентской стены см, также [72, с. 120—124; 201, с. 340^342; 1, с. 88].

180. Ср. 'Аджа'иб ал-махлукат [218, с. 99]. Слова "... ибо никто в мире не видел и не слышал ничего подобного ", по-видимому, добавлены нашим автором.

181. Ср. 'Аджа'иб ал-махлукат [218, с. 101]. В рассказе отражена легенда о царе Соломоне (Сулаймане, сыне Да'уда) и джиннах, "запечатанных по его приказу за ослушание в металлические сосуды", которые мусульмане якобы нашли на своем пути при завоевании Андалуса, перешедшая в арабскую литературу и фольклор из еврейской среды. Легенда является одним из сюжетов сказки "1001 ночи" о медном городе, см. [58, с. 105].

'Абд ал-Малик б. Марван — омейядский халиф (685—705). Константинопольское море, по-видимому, Мраморное море.

182. Море Харканда — Бенгальский залив (воды между Лаккадивес и Малабар, а также вокруг Цейлона вплоть до Рамни, т. е. Суматры); о возможной идентификации названия Харканд с Харикетийа (Восточная Бенгалия) см. [Е12, 3, facs. 47-48, с. 405], ср. также [141, с. 241, § 10 (7)].

183. Ср. 'Аджа'иб ал-махлукат [218, с. 103]; слова Вахба о море Харканд, по-видимому, добавлены автором, источник высказывания остался нам неизвестным.

Под именем Вахб имеется в виду передатчик преданий Вахб б. Мунаббих (ум. 728 или 732).

184. Симджуриды — вассалы Саманидов, от их имени они управляли Систаном и Кухистаном. Родоначальником династии был Абу 'Имран Симджур Давати, получивший в управление Систан от эмира Ахмада II б. Исма'ила (907-914) в 911 г. Однако Абу Исхака (или, согласно 'Аджа' иб ал-махлукат, Исхака) Симджури в списке представителей этого рода нет. Возможно, в имени допущено искажение и вместо Абу Исхак следует читать Абу 'Имран (?).

О Симджуридах см. [199, с. 265; 215, с. 149, 159-177; 96, с. 281; 209, указатель].

185. Ср. 'Аджа'иб ал-махлукат [218, с. 114]; в нашем тексте к языкам, на которых "доносятся голоса из колодца", добавлен аланский (осетинский) .

186. В 'Аджа'иб ал-махлукат [218, с. 115] камень назван *** (?).

187. Ср. 'Аджа'иб ал-махлукат [218, с. 25]; в рассказе изложено известное предание о посещении Искандаром Страны вечного мрака в поисках живой воды.

Ар-Рахма, по-видимому, является искажением ал-Ахмар "Красная гора", находившаяся в море Магриба в том месте, где якобы был медный город, см. [218, с. 126].

Тур — горы на Синайском полуострове.

Алванд (Эльвенд) — горная цепь вблизи Хамадана, 3500 м над уровнем моря, пик — 3571 м.

Каф — в данном контексте, возможно, Кавказские горы.

188. Под Джа'фаром Таййаром, очевидно, имеется в виду брат пророка 'Али — Джа'фар б. Абу Талиб, прозванный Джа'фаром Таййаром; убит в 630 г. в сражении при Мута', его могила находится в г. Караке (Сирия); о нем см. [215, с. 218; 211, с. 267].

189. Ашкухран — название горы возле одноименного селения, примерно в 50 км от Исфахана, вблизи шоссейной дороги Исфахан — Йезд.

190. Ср. 'Аджа'иб ал-махлукат [218, с. 105].

Джибал ал-'Ардж — название горы "между Меккой и Мединой на пути паломников в Мекку", см. [126, с. 25; 148, 2, с. 637].

191. 'Аджа'иб ал-махлукат [218, с. 177-178].

Румийа находилась вблизи Мада'ина; как Джундишапур при Шапуре I, так и Румийа при Хусрау Ануширване была построена по образцу Антиохии для пленников, уведенных из этого города. Город у персов носил название Румакан, у армянских и византийских авторов он назывался также Антиохией Хусрау, см. [136а, с, 165—166; 21, с. 194].

192. 'Аджа'иб ал-махлукат [218, с. 372].

В рассказе нашло отражение учение средневековых мусульманских философов, согласно которому человек является "малым миром" (микрокосмом), т. е. объединяет в себе все, что существует в мире, см. [3, с. 417].

193. Идентифицировать данное лицо не удалось.

В справочниках мы нашли трех лиц, носивших имя Са'ид б. Муслим:

1) старший сын Кутейбы — Абу 'Умар Са'ид б. Муслим, могущественный правитель, весьма знаменитый благодаря поэтам [143, 2, с. 516];

2) ранний передатчик хадисов Са'ид б. Муслим б. Бабак, трижды упомянутый Табари [114в, 1, с. 943; 2, с. 731; 3,с. 2505, ср. 204, с. 82-83]; Са'ид б. Муслим б. Бабак ал-Мудани, Абу Мус'аб), ср. также [219, с. 373];

3) передатчик хадисов — Са'ид б. Муслим б. Джундуб ал-Хузали [203, с. 43].

194. В 'Аджа'иб ал-махлукат [218, с. 400]; Анджаша Хади. В источниках поэта под таким именем мы не нашли. Однако не исключено, что в данном имени допущено искажение вм. Наджаши Хариси. Последний был второстепенным поэтом из Наджрана (Йемен, родился еще в домусульманское время), его полное имя: Кайс б. 'Амр б. ал-Малик ан-Наджаши ал-Хариси. Его стихи цитируются у Йакута и у ал-Мубаррада. О нем ем. [143, 764, с. 52; 188, с. 1079; GALJ SB, 1, с. 73].

195. Здесь и далее отдельные цитаты из 'Аджа'иб ал-махлукат [218, с. 401, 403-404].

196. Возможно, речь идет о передатчике преданий Мухаммеде б. Рашиде ал-Хуза'и.

197. В 'Аджа'иб ал-махлукат легенда о "вавилонском богатыре" приведена в разделе "Об удивительных человеческих тварях" [218, с. 413-414].

Легенда о человеке "с ушами как у слона", которого Искандар встретил на пути в Вавилон и который носил имя Гушбистар ("ухо-подстилка", а также городе из кости, на дворцах которого были изображения Афрасийаба и Кай Хусрау, получила отражение в поэме Фирдоуси (см., например, [158, 5, с. 245]). Расхождения между текстом Н. Хамадани и "Шах'-наме" сводятся к следующему: 1) у Фирдоуси человека с огромными ушами поймали около реки за большой горой, у Н. Хамадани — Искандар встречает этого человека в море; 2) согласно Фирдоуси, Искандар посетил город из кости, где он нашел клад Кай Хусрау; по Н. Хамадани, Искандеру не удалось побывать в городе, сокровища принадлежат Афрасийабу, основателю этого города; 3) цифровые расхождения; по Фирдоуси — человек привел к Искандеру 70 мужей, у Н. Хамадани — 40 мужей.

198. 'Аджа'иб ал-махлукат [218, с. 172], раздел "Об удивительных храмах и городах".

Описание этого храма, очень близкое к нашему, приведено З. Каэвини. Храм назван здесь Сихйун (Сион), он похож на храм аналогичного названия в Иерусалиме. В нашем тексте есть некоторые отличия: так, сто колонн окружали якобы только место, где сидел царь, а всего в храме было 1200 колонн из цветного мрамора и столько же из позолоченной меди.

Обращает на себя внимание чудесный талисман в виде колокольчиков в руке идола для защиты города от нападения врагов.

Лит-ра [201, с. 38-99; 1, с. 106; 37, с. 51].

199. 'Аджа'иб ал-махлукат [218, с. 357], раздел "О могилах и чудесах, связанных с ними".

Данная легенда об Искандере также очень близка к версии Фирдоуси (см., например, [158, с. 226—228]); расхождения сводятся к тому, что в "Шах-наме" вместо светоча в доме — большой красный самоцвет, свет которого отражается в воде, а тело находящегося в доме существа прикрыто шелком, см. [25, с. 31—32].

200. В тексте: 'Абдаллах б. 'Умар. В виду имеется сын известного завоевателя Египта и сподвижника Мухаммада 'Амра б. ал-'Аса (ум. около 663 г. ). Ему приписывается авторство своеобразного описания обитаемого мира, которое начинает циркулировать спустя 50 лет после смерти Мухаммада и в котором реальные представления смешались со сказочными, см. [56, с. 51 и примеч. 11; 68, с. 1482].

В других работах он определен как военачальник и традиционалист, см. [12, с. 334].

201. Рассказ о четырех чудесах, приведенный со слов 'Абдаллаха б. 'Амра, полностью воспроизводит аналогичный рассказ Ибн Хурдадбиха [44, с. 105]. В описании "третьего чуда" в нашем тексте опущена фраза "Медный столб в стране 'Ад", без которой текст непонятен. Этот рассказ есть также у Ибн ал-Факиха, Ибн Русты, 'Ауфи [146, с. 250—251] и др. Согласно 'Ауфи, колонна с конной статуей находилась в Александрии.

Особенно широкое отражение получила в литературе легенда о "талисмане маслины". З. Казвини писал: "Рассказ о талисмане маслины я встречал во многих книгах и внес в свою, потому что это действительно удивительная вещь" [37, с. 52]. У З. Казвини птица, изображение (!) которой находилось на медной колонне, возвышавшейся перед собором, названа судани (как у Ибн Хурдадбиха) : "В клюве у нее было нечто, напоминавшее маслину, в лапках тоже было по маслине... " О "талисмане маслины" см. также [148, 2, с. 871; 1, с. 10б].

202. До сих пор в некоторых местностях Северного Йемена (например, в провинциях Ибб, Таиз), как сообщила нам А. И. Михайлова, наблюдается подобное явление.

203. В рассказе изложена известная легенда- о "закрытом доме" в Толедо с якобы находящимися внутри его надписями и изображениями, содержащими прорицания. Легенда нашла широкое отражение в литературе (ср. Ибн Хурдадбих, Ибн ал-Факих). Согласно З. Казвини, "замкнутый замком" дом находился в Александрии, а царь, отомкнувший его, носил имя Лидрик.

204. См. рассказ 130 и примеч. 118.

205. В 'Аджа'иб ал-махлукат [218, с. 442] рассказ об "испытании" Заратустры является безымянным. З. Казвини также приводит эту легенду без имени рассказчика в статье "Шиз" [3 1, с. 50].

Предание о том, что шах Гуштасп принял первым ученика Заратустры и признал его пророком приведено в Шах-наме [l58, 4, 362—364], но эпизода с "испытанием" там нет.

206. По-видимому, имеется в виду барельеф эпохи Сасанидов с изображением царя верхом, с копьем в руке, см. [l47, с. 439; 21, с. 134].

207. Базар под таким названием в Рее упомянут Истахри [227, с. 170], находился он в Рабате у городских ворот одноименного названия (через них шла дорога на Казвин).

208. 'Аджа'иб ал-махлукат [218, с. 130].Речь идет о горе и вулкане Демавенд (5600 м), дым на которой отмечают все арабские географы X в. О "глубоком колодце" на горе Демавенд, из которого ночами "вырывались языки пламени, а днем был виден дым", есть сообщение у З. Казвини [218а, л. 108а].Он же говорит о залежах красной серы на горе [201, с. 231; ср. также 148, 2, с. 606-610]. Об источнике серы на горе Демавенд сообщает также Абу Дулаф, который обнаружил его, взобравшись на середину горы [34, с. 55—5б].

209. 'Аджа'иб ал-махлукат [218, с. 107]; эта баня построена над горячим источником. Известие о бане в Истахре, высеченной в скале, приведено также в "Фарс-наме" [187, с. 163]; с потолка по стенам бани стекала горячая вода, это — серный источник.

210. Все источники отмечают большое число храмов огнепоклонников в Фарсе. В данном случае, по всей видимости, имеется в виду храм огнепоклонников в Ардашир-хурре (у арабов — Джур, ныне Фирузабад), построенный Ардаширом. В центре города возвышалась терраса, а на ней находился храм огнепоклонников. У ворот города, на берегу пруда, стоял другой храм огнепоклонников, носивший название Барин. Возможно, в нашем рассказе о нем и идет речь.

Лит-ра [227, с. 106; 21, с. 160].

211. Об этом см. рассказ 130.

212. Ср. ранее "огонь Сийавуша", намек на известную легенду, согласно которой Кай Каус приказал разжечь костер с целью испытания своего сына Сийавуша, ложно обвиненного женой Кай Кауса. Условие: "Если Сийавуш невиновен, огонь не подействует на него, а если окажется изменником, то погубит его" — они скрепили клятвой. Сийавуш вошел в огонь и вышел из него невредимым. Подозрение было снято с него. Наиболее полно легенда нашла отражение в поэме Фирдоуси [158, 4, с. 211 и сл. ]. Обращает на себя внимание привязывание легенды в нашем тексте к Сирии!

213. Нисибин (совр. Нусайбин) — город в Дийар Рабийа, ныне в Турции на границе с Сирией.

214. Согласно 'Аджа'иб ал-махлукат [218, с. 128], эти горы находятся в Индийском океане; на третьем острове дуют сильные ветры, на островах этих жить никто не может; ср. также о "горе молний" в области Рунас у ал-Бируни [3, с. 43].

215. Ср. 'Аджа'иб ал-махлукат [218, с. 581]. З. Казвини со ссылкой на ал-Бируни также упоминает эту птицу [218а, л. 74a]: "Когда птица кладет яйца в хворосте посреди моря, узнают, что настало время штиля".

216. З. Казвини [200, с. 136; 218а, л. 91а, 101а-101б] называет рыбу замур.

217. Автор Сувар ал-акалим [228, с. 88] также упоминает эту траву: "В горах Дамгана есть две вещи, имеющие широкую известность: во-первых, трава, которую называют ***. В фармакологических сочинениях она называется также джауз-и ма'ил. Это — яд. Если тот, кто срывает траву, сделает в это время какое-нибудь движение или скажет хорошее или плохое, тот, кому дадут ее съесть, воспроизведет то же действие и произнесет те же самые слова".

Издатель текста Сувар ал-акалим, Манучехр Сотуде, отмечает, что на полях рукописи в данном месте имеется приписка: "Эта трава встречается также в Кабуле; ее название ***. Я, бедняк, проверил ее действие на себе" .

Бируни [6, 775] называет траву гавазн-гийа "оленья трава" и пишет, что у ал-Арраджани (врач, X в. ) она упомянута как хирс-гийа "медвежья трава", а местом ее произрастания названы горы, окружающие крепость Джанашк в Джурджане. У. И. Каримов, переводчик "Фармакогнозии", отождествляет траву с синеголовиком приморским (Егуngium maritimum) .

218. Рассказ о трех волшебных подарках Абу Мути Балхи, известного "путешествующего философа", эмиру Балха Абу-л-'Аббасу полностью приведен 'Ауфи в Джавами' ап-хикайат [l46, с. 250]. Расхождения могут быть сведены к двум моментам: 1) вторым адресатом, которому Абу Мути' презентовал барабан для лечения колик, у 'Ауфи назван эмир Таш, у нашего автора — Абу Да'уд, новый правитель Балха; 2) сумма вознаграждения, по 'Ауфи, равнялась 5 тыс. динаров, у нашего автора — 18 тыс. драхм. В целом рассказы близки между собой. Легенда о барабане для лечения колик, изготовленном одним мудрецом (хаким-и), пользовалась широкой известностью и встречается во многих сочинениях, ср., например, Сувар ал-акалим [228, с. 29], в том числе и в поздних (например, в сочинении Зинат ал-маджалис Маджд ад-дина Хусайни) . В 'Аджа'иб ал-махлукат данная легенда приведена на с. 459, однако источником нашего автора, без сомнения, был другой текст.

219. Бу-л-'Аббас Куса. У 'Ауфи он назван Амир Абу-л-'Аббас из Балха [146, с. 250], правитель Балха, предшественник Абу Да'уда?

220. Имеется в виду Абу Давуд Мухаммад б. Ахмад (правил в конце IX в. ), родоначальник местной династии в Балхе, называемой нумизматами Абу Давудидами [21, с. 48-49; 141, с. 341].

221. В этой же форме это имя приведено у 'Ауфи [146, с. 250]. Имеется в виду Абу 'Али Мухаммад б. Илйас (ум. 356/967) — военачальник и наместник Хорасана, неоднократно упоминаемый Низам ал-Мулком в Сиасат-наме [91, с. 49 и др. ]. Автор перевода Та'рих-и Йамини указывает, что Абу 'Али б. Илйас владел в правление 'Азуд ад-Даула (949—983) Кирманом от имени Саманидов [209, с. 308]. Как наместник Кирмана Абу 'Али б. Илйас упоминается также в Раузат ас-сафа [214а, 4, без пагинации, раздел "Правление Мансура б. Нуха"; см. также 162, 2, с. 641].

222. По-видимому, имеется в виду Абу Наср Ахмад б. Ибрахим Таликани, панегирист Низам ал-Мулка, везира Алп Арслана и Маликшаха.

Его упоминают и цитируют 'Ауфи в Лубаб ал-албаб и Асади Туси в Лугат ал-фурс [162, 2, с. 893].

Средневековые источники различают два Таликана: один в Хорасане, в восточной части бассейна р. Мургаб, в трех переходах от Марварруда и от Фарйаба. Это город "с приятным климатом, привлекательной территорией, долинами, полными отрады... это таможенная застава на пути следования караванов в Индию, Кашгар, Хорасан и другие области и страны... " Современный город Талькан расположен между реками Кокча и Фархар.

Другой Таликан находился между Казвином и Абхаром (ныне название горного хребта Талеган), см. [227, с. 169, 213; 217, с. 105, 113 и др. ; 211, с. 486-487, 532-533; 67, с. 59-60].Ибн Вали называет и третий Таликан, "ныне известный как Меймене" [67, с. 125, примеч. 276; 19, с. 255; 21, с. 62].

Поскольку оба города были расположены в горах, то трудно с точностью сказать, какой из Таликанов имел в виду наш автор, скорее всего менее известный — Казвинский.

223. В 'Аджа'иб ал-махлукат [218, с. 507] местом действия назван г. Джал. х. ндар (Таликан). Н. Хамадани заключает рассказ словами:' "Рассказ этот странный, в его истинности есть сомнение. Мы же изложили то, что говорят". В нашем тексте рассказ дополнен легендой о местных юношах, которые после исчезновения героя приходили на берег моря, однако русалка не обращала на них внимания.

224. Каргаскух (совр. Кергес) — название небольшой горы (3896м) в западной части Центральной Иранской пустыни (Кавир-и Лут) вблизи г. Кашан, упомянута в источниках как место обитания разбойников. Озеро в средней части горы в источниках носит название Аб-и Вида/ Аб-и Банда, см. [197, с. 230-231; 196, с. 288; 75, л. 13б-14а; 141, с. 222. Примеч. 7].

225. Намек на известную легенду о мученической кончине Хусайна б. 'Али, возглавившего выступление антиомейядской оппозиции в Ираке; ср., например, Та'рих-и Систан [96, с. 119—120].

226. Возможно, в нашем тексте допущена описка и вместо *** "червяк" следует читать *** "скорпион". Необычайно ядовитые скорпионы (так называемые желтые скорпионы, ар. джарара) Ахваза и прилегающей к нему округи были широко известны и отмечаются почти всеми средневековыми географами; ср., например, рассказ ал-Истахри (перс. перев., с. 92) о скорпионах в Лашкаре ('Аскар-и Мукрам), которых там называют кажвара ("они ядовитее змеи"). Издатель персидского перевода Истахри, Ирадж Афшар, указывает [227, с. 92, примеч. 2], что в арабском оригинале — джарара, в копиях — ал-кажвада, ал-карвара. Согласно предположению Афшара, кажвара является местным названием этого вида скорпионов. Однако не исключено, что кажвара получено путём стяжения из каждум хвара. Последний термин отмечен в словаре Бурхан-и кати' [173, с. 1639], но издатель словаря М. Му'ин с отсылкой к Фарханг-и Рашиди указывает, что хвара — это неправильное прочтение ар. джарара.

'Аскар-и Мукрам — средневековый город в одном переходе от Шустара (Хузистан), названный по имени одного из военачальников Хаджхаджа, имевшего здесь войсковой стан. Развалины города находятся около плотины Банд-и Кир; лит-ру о нем см. [34, с. 96, примеч. 344].

227. Hyp (согласно Абу-л-Фида, Нувр) — название горы вблизи городка одноименного названия (ныне Нур-Ата) к северо-западу от Бухары. Город имел соборную мечеть и несколько рабатов, славился своими священными могилами, куда съезжались паломники, имел стратегическое значение как укрепление, см. [18, с. 17l].

228. Каркисийа — средневековый город в Месопотамии, находившийся на левом берегу Евфрата у места его слияния с р. Хабур близ Ракки; его развалины ныне известны как Халан Бусайра. Ибн Хаукаль описывает его как прекрасный город, окруженный садами, см. [l57, с. 105].

229. Фам ал-Асад ("Пасть льва"). В свободном употреблении термин обозначал "водоворот". О возможной локализации Фам ал-Асад на р. Джейхун (Амударья) см. [194, с. 251-252]; ср. 'Аджа'иб ал-мах-лукат [218, с. 100] : "Фам ал-Асад — очень опасная река, на ней плотина Нуширвана и Исфандийара".

230. В 'Аджа'иб ал-махлукат [218, с. 308] местность, где росли бальзамовые деревья, названа Айн аш-Шамс. О выращивании бальзамовых деревьев в 'Айн аш-Шамсе, "подобных которым не было на всем свете", сообщает также ал-Истахри [227, с. 57]. Есть это известие у З. Казвини [201, с. 150; 1, с. 148] и других авторов.

231. 'Ари Кафа, согласно нашему автору, — название реки или канала в Бухаре. Однако в списке рек и арыков Бухары, перечисленных ал-Истахри, нет ничего похожего. Идентифицировать не удалось.

232. Точно в такой форме топоним засвидетельствован в 'Аджа'иб ал-махлукат [218, с. 437, 489].Как представляется, в топониме допущена описка и должно быть Гандиджан. Это — небольшой город в Фарсе, который одни авторы (Ибн Хаукаль) относят к округу Ардашир-хурра, другие (Ибн ал-Факих, Ибн ал-Балхи) — к округу Шапур-хурра. Ибн Балхи указывает, что там находился небольшой источник.

232а. Под Кухистаном в нашем тексте во всех случаях подразумевается область, которую арабские географы обычно именуют Джибал (древняя Мидия, Северо-Западный Иран).

233. В данном рассказе, по-видимому, допущено переписчиком искажение текста. Название дерева (***) "финиковая пальма" перенесено на название местности, ср., однако, 'Аджа'иб ал-махлукат [218, с. 328], текст которого был источником нашего автора. Согласно На-джибу Хамадани, дерево это росло в 12 фарсахах от Хваша, птичий помет местные жители использовали для удобрения полей; ср. рассказ № 135.

234. 'Али б. Муса ар-Риза (768-818) - хусайнитский потомок, восьмой имам шиитов-имамитов, похоронен в Тусе или, точнее, в селении Савабад, в одной миле от Туса.

Лит-ра [143, 1, с. 456-457; 8, с. 174-175].

235. Абартаг (букв, "верхняя гора"). Возможно, данный топоним является неправильным переводом Алатаг (тюрк. Пестрая гора). В этом случае речь идет о горе в Армении, о ней см. [21, с. 20б].

236. Азар Гушасп (или Гушнасп) — царский храм огня, главный религиозный центр эпохи Сасанидов на территории Азербайджана, к северу от Ганзаки, см. [123, с. 161; 110а, с. 66-67].

Михр(и)ган — древнеиранский праздник бога Митры, приходившийся на осеннее равноденствие (23 сентября).

237. Имеется в виду Абу-л-Хасан 'Али б. Сахл Раббан ат-Табари (808-655), известный ученый-медик, автор медицинского сочинения Фирдаус ал-хикма ("Райский сад премудрости"); о нем см. [GAL, SB, 1, с. 415; 112, с. 94; 6, с. 83 . Издания 4, 1928; 130, 1969].

238. В 'Аджа'иб ал-махлукат [218, с. 131] данное известие также имеется, но отнесено к Йемену, а гора названа С. н. дж (***).

239. Кимак — страна кимаков. Имеется в виду территория Восточного Казахстана и Прииртышья, занятая в конце VIII—XI в. тюркскими племенами кимаков и кипчаков, см. [57, с. 48 и сл. ].

240. Рассказ о лыжах, по всей вероятности, восходит к ал-Гарнати (ср. [87, с. 33]). Приведенные в нашем тексте параметры лыж, так же как и расстояние, которое лыжник может пройти на лыжах за день, сильно преувеличены.

Булгар — город на левом берегу средней Волги, близ устья Камы, бывшая столица волжских болгар.

241. Об огнях, "зажигаемых за Аббаданом на столбах Канкавана в ночное время, дабы суда в море не сбились с курса", упоминает ал-Бируни [3, с. 43; см. также 160, с. 124].

242. Имеется в виду один из трех известных рельефов в Бишапуре, высеченных по приказу Сасанида Шапура I (ум. 273) в скалах в честь победы над византийцами; о барельефе Шапура см. [61, с. 50 и сл. ].

243. Арраган — название округа в Фарсе и его главного города, развалины которого находятся ныне около селения Бехбехан (Хузистан) . В средние века имел торговое значение, определявшееся плодородием земель, близостью моря и положением города на главной дороге из Фарса в Хузистан и оттуда в Месопотамию.

244. Верстовой столб, на котором стоял идол. Согласно 'Аджа'иб ал-махлукат [218, с. 340], столб был установлен на нефтяной скважине.

245. Намек на известную легенду о "закрытом покрывалом Пророке Хорасана", согласно которой он с помощью талисмана "достал Луну из колодца Нахшаба" (но не Сирии, как в нашем тексте), ср., например, данную легенду у 'Ауфи [146, с. 220].

246. По всей вероятности, речь идет о горе Демавенд и серном источнике на ее вершине, ср. примеч. 208.

247. Даурак — средневековый город в Хузистане, значительный торговый пункт, находившийся на пути паломников из Фарса и Кирмана в Хиджаз.

248. Так (!) в обоих списках, однако в топониме, видимо, допущено искажение: вместо Хузистан должно быть Хиндустан. Во всяком случае, все другие источники связывают рассказ о табашире с г. Ман-дурфин (Мандранатан) в Южной Индии; ср., например, [6, с. 607—608; 4, с. 96; 218, с. 316-317; 201, с. 82].

Наш рассказ к тексту Наджиба Хамадани непосредственно не восходит. Обращает на себя внимание близость рассказа к тексту Абу Ду-лафа, у которого также заимствовал свой рассказ о табашире З. Казвини.

249. Чаганийан/Саганийан — область в долине р. Сурхан (ныне в Узб ССР), а также ее главный город, находившийся в четырех днях пути или в 24 фарсахах от Термеза. 06 идентификации Чаганийана см.: Пугаченкова Г. А. - К истории топографии Чаганиана. Научн. труды (Таш. ГУ, 1963, вып. 200: Историч. науки, кн. 41. Археология Ср. Азии, VI, с. 49-64).

250. Муш — город в исторической Армении вблизи южного берега р. Мурад Си (Мурат, ныне административный центр одноименного ила в Восточной Турции).

251. Хулм — средневековый город в двух днях пути от Балха (Афганистан), имел важное торговое значение. Нынешний город, известный под двумя названиями — Ташкурган и Хулм, — расположен километрах в десяти коснее развалин старого города, имеющих вид огромного холма.

Совершенно аналогичный рассказ о метеорите вблизи г. Хулма со ссылкой на Тухфат ал-гара'иб приведен в сочинении XVII в. Бахр ал-асрар ("Море тайн") Махмуда б. Вали; он позволяет внести некоторые уточнения в наш текст: "Сидящие по разные стороны камня не будут слышать друг друга в том случае, если они не будут видеть друг друга". Местные жители называют камень "глухим". Ибн Вали говорит, что ему не раз доводилось проезжать через те места и он расспрашивал об их достопримечательностях, но "об этом удивительном обстоятельстве до сего дня ему ничего не было известно" [67, с. 42].

252. Сираф — средневековый город и важная гавань в Персидском заливе на пути в Индию и Китай, находившийся в 250 км к востоку от совр. порта Бушахр. Город был разрушен в 977 г. землетрясением, хотя отчасти сохранял свое значение еще в XI в.

Согласно Йакуту [l48, 3, с. 211—212], лично посетившему город, в XIII в. он был в развалинах, его дома были расположены на склоне горы.

Что касается расстояния Сирафа "до середины моря", то оно явно завышено, может быть, вместо "два-три дня пути"?

Любопытен в этой связи приведенный в "Чудесах Индии" [207, с. 15; 30, с. 31] рассказ Мухаммеда б. Бабишада о том, что, когда он жил в Сирафе, одно из местных судов отправилось в Багдад. "В море началась буря, потопившая много кораблей. Сердца всех ждали вестей с моря, а судно все не возвращалось. И вот однажды одна женщина, брат которой отплыл на том судне, купила на базаре рыбу, стала ее чистить и в одной из рыб нашла перстень своего брата... Потом, много дней спустя, пришло известие, что корабль разбился и никто из находившихся на нем людей не уцелел".

Лит-ра [36, с. 6-7; 21, с. 161-162].

253. Упомянутые в рассказе "обмахивание бороды в воду" и "касание ею земли", так же как и надеваемое на спину ослиное седло, по-видимому, являются симпатической магией: люди как бы стараются помочь реке в увеличении ее полноводия. Громкими криками они обращались к злым демонам или, наоборот, к покровителям вод и источников с требованием снисхождения к ним. Текст обращения, видимо, сильно искажен. Непонятен в приведенном виде и конец рассказа. Возможно, в нем описывается принесение в жертву реке человека.

Басанд (идентичен совр. Байсун) — небольшой укрепленный город в Чаганийане (см. ), находившийся на дороге Бухара-Самарканд, в двух днях пути от Чаганийана, многочисленное население которого в основном состояло из бедняков; о нем см. [141, с. 114; 18, с. 124].

254. Параб — название округа в Исфиджабе (Средняя Азия), расположенного по обоим берегам Сырдарьи, с главным городом Кадир.

254а. Дихистан (также Рабат Дихистан) — пограничный город-пост в 6 днях пути от Абескуна; описание его развалин, известных под названием Мешхед-и Мисрийан ("Месториан"), дал в начале 30-х годов XIX в. Конолли, см. [21, с. 126-128; 44, с. 190, примеч. 3].

254б. Гузган/Гузганан — средневековая область в северо-западной части совр. Афганистана, см. [22, с. 505-506].