Библиотека сайта XIII век
АХМАД АЛ-БАЛАЗУРИ
(умер в 279/892-893 г.)
Абу-л-'Аббас Ахмед ибн Йахйа ибн Джабир ал-Балазури является первым из крупнейших арабских историков прагматического направления. Иранец по происхождению, он получил хорошее образование в Дамаске и Химсе. Среди его учителей был такой крупный традиционалист, как Ибн Са'д. Высокое служебное положение отца и деда обеспечили ал-Балазури видное место при дворе аббасидских халифов ал-Мутаваккиля, ал-Муста'ина и ал-Му'тазза; он состоял надимом (собеседником) двух первых и воспитателем сына последнего — 'Абдаллаха ибн ал-Му'тазза, видного поэта и автора теоретических сочинений по литературоведению, впоследствии однодневного халифа. Умер ал-Балазури в 279/892-893 г.
Ал-Балазури был известен современникам и как переводчик с персидского языка. Но основную славу ему принесли два исторических сочинения, дошедшие до нас.
Первым из этих сочинений является "Китаб ансаб ал-ашраф ("Книга генеалогий благородных"), которое, по мнению К. Г. Беккера, занимавшегося подготовкой к изданию сохранившейся части этого произведения, никогда не было окончено. В дошедших до нас частях содержится огромное количество биографий лиц, происходящих из северо-арабских племен и корейшитов. Это произведение, связанное с традицией более ранней генеалогической литературы, которая к тому времени уже имела такого выдающегося автора, как Хишам ибн ал-Калби, представляет собой ценнейший источник для истории первых полутора веков ислама, в особенности для истории халифата Омейядов и хариджитских выступлений в этот период.
Другим крупным историческим произведением ал-Балазури, имеющим для нас особый интерес, является его "Китаб футух ал-булдан" ("Книга завоеваний стран"). Сочинение это дошло до нас только в сокращенной редакции, которая, по всей видимости, выполнена была самим автором. Генетически "Китаб футух ал-булдан" восходит к более раннему жанру исторической литературы — "кутуб ал-магази" ("книги походов"). Однако от предшествовавших произведений этого жанра "Китаб футух ал-булдан" отличается как более широким охватом материала, так и большей [23] систематичностью изложения. Весь материал в книге изложен по географическому принципу, причем каждой области посвящена особая глава. Внутри глав, посвященных отдельным географическим областям, изложение дается по строго хронологическому принципу. Свои источники ал-Балазури называет очень редко. Как правило, в его рассказе отсутствуют иснады (цепи передатчиков информации); в тех же случаях, когда иснады приводятся, они иногда даются в сокращенном виде. Это, однако, не препятствует тому, что ал-Балазури в подавляющем большинстве случаев является вполне надежным и достойным доверия источником. Такая репутация прочно укрепилась за ним в науке. В отличие от многих других арабских историков ал-Балазури в своей книге предстает перед нами как настоящий историк, с ясно выраженным критическим чутьем, достаточно объективно и серьезно оценивающий те или иные исторические явления. Примечательно, что в "Китаб футух ал-булдан" ал-Балазури не ограничивается, как многие другие арабские историки, только военно-политической историей халифата. Он обращает определенное внимание и на вопросы культурно-исторического характера, касается экономических вопросов — торговли, монетного дела, податной системы.
Африканским районам к югу от Сахары у ал-Балазури посвящена, в соответствии с общим принципом построения книги, особая глава, касающаяся Нубии и Восточного Судана. Отдельные замечания встречаются и в главах, посвященных Египту и Северной Африке. Очень интересны сведения ал-Балазури о взаимоотношениях арабов с нубийцами в первые десятилетия после появления арабских войск в верховьях Нила. Он одним из первых арабских историков приводит сообщения об установлении той ежегодной дани невольниками, которая у всех позднейших авторов носит название "бакт". Характерно также, что от ал-Балазури идет в арабской литературе, как исторической, так и географической, традиция признания высоких боевых качеств нубийцев.
Информаторами ал-Балазури для сюжетов, связанных с Африкой, служили главным образом те же лица, что и у более раннего автора — Ибн 'Абд ал-Хакама, а также у позднейшего — ал-Кинди. Установить это возможно благодаря тому, что в главах, касающихся Африки, ал-Балазури в виде исключения сохраняет довольно значительное количество иснадов. Эти иснады в большинстве случаев приводят исследователя к тем же лицам, на которых ссылаются Ибн 'Абд ал-Хакам и ал-Кинди: к Йазиду ибн Абу Хабибу и ал-Лайсу ибн Са'ду. Мы имеем, таким образом, дело с единой исторической традицией. Кроме того, встречаются ссылки на ал-Вакиди, а часть сведений вообще приведена без ссылок на источники.
Произведения ал-Балазури были широко использованы более поздними авторами. В частности, Йакут имел возможность использовать в своем географическом словаре полную редакцию "Китаб футух ал-булдан", [24] не дошедшую до нас. Он же, а также и Ибн ал-Асир использовали и "Китаб ансаб ал-ашраф".
"Китаб футух ал-булдан" была издана М. де Гуе в 1866 г. Тексты, включенные в настоящее издание, воспроизводятся по изданию де Гуе.
Литература
[М. J. de Gоеje]. Liber expugnationis regionum auctore. . . Al-Beladsori, ed. M. J. de Goeje. Lugduni Batavorum, 1866.
The origins of the islamic state, being a translation from the Arabic. . . of the Kitab futuh al-buldan of. . . al-Baladhuri. Pt. 1, translated by P. K. Hitti, N. Y., 1916; pt. 2, translated by F.-C. Murgotten, N. Y., 1924 (Studies in history, economics and public law, ed. by the Faculty of political science of Columbian University, vol. 68, №№ 163, 163a).
[O. Rescher]. Beladhori's Kitab Futuh al-Buldan, uеbersetzt von O. Rescher. Leipzig, 1917, 1923.
[W. Ahlwardt]. Anonyme arabische Chronik, Bd. XI, vermutlich das Buch der Verwandtschaft und Geschichte der Adligen von Abulhasan . . . elbeladon elbagdadi, autographiert und herausgegeben von W. Ahlwardt. Greifswald, 1883.
The Ansab al-Ashraf of al-Baladhur , published for the first time by the School of oriental studies, Hebrew University, Jerusalem, IV B, ed. by M. Schloessinger, 1938; V, ed. by S. D. F. Goitein, 1936.
C.H.Becker. Al-Baladhori. El, I, стр. 624—625.
С. Broeckelmann, GAL, I, стр. 141—142; SB, I, стр. 216.
В. И. Беляев. Арабские источники по истории туркмен и Туркмении IX—XIII вв. МИТТ, т. I, М.—Л., 1939, стр. 18—19.
И. Ю. Крачковский. Арабская географическая литература. В кн.: И.Ю. Крачковский, Избранные сочинения, т. IV, М.—Л., 1957, стр. 35, 154—156, 158, 161, 206, 208, 302.
КНИГА ЗАВОЕВАНИЯ СТРАН
КИТАБ ФУТУХ АЛ-БУЛДАН
|231| . . . Затем Хишам ибн 'Абд ал-Малик также назначил правителем
Бишра ибн Сафвана. А тот умер в Кайруване в 109 году.(727-728г.) И назначил [27] Хишам вместо него 'Убайда ибн 'Абд ар-Рахмана ал-Кайси. Затем назначил правителем после него 'Абдаллаха ибн ал-Хабхаба, маула бану Салул. И послал тот 'Абд ар-Рахмана ибн Хабйба ибн Абу 'Убайду ибн 'Укбу ибн Нафи' ал-Фихри в поход против ас-Суса и земли черных, и одержал 'Абд ар-Рахман победу, подобной которой никто никогда не |232| видел. И захватил он двух невольниц из числа тех женщин, что находятся там, и у одной женщины из них [была] только одна грудь. А эти черные зовутся тараджан...
/236/ Мирный договор с нубийцами
Рассказал мне Мухаммед ибн Са'д, которому рассказал Мухаммед ибн 'Омар ал-Вакиди со слов ал-Валида ибн Касира, а тот [говорил] со слов Йазида ибн Абу Хабиба, сообщившего со слов Абу-л-Хайра, который сказал: "Когда мусульмане завоевали Египет, 'Амр ибн ал-'Ас послал в окружающие его селения конницу, чтобы попрала она их. И послал 'Амр также 'Укбу ибн Нафи' ал-Фихри, а Нафи' был братом ал-'Аса по матери. И вошла их конница в |237| Нубию, как входила в Рум во время летних походов.
"И встретили мусульмане со стороны нубийцев сильное сопротивление: те вышли им навстречу и забросали стрелами, так что все они были ранены. И ушли мусульмане со многими ранами и выбитыми глазами, а нубийцы были прозваны “стрелками по зрачкам”. И оставались нубийцы в таком положении, пока не стал править Египтом 'Абдаллах ибн Са'д ибн Абу Сарх. Нубийцы попросили у него мира и взаимных гарантий, и он дал им согласие на это без выплаты джизьи, однако на условии выдачи трехсот голов рабов ежегодно и с тем, чтобы мусульмане передавали им соответствующее количество продовольствия".
Рассказал мне Мухаммед ибн Сад, которому рассказал ал-Вакиди, сказавший, что емусообщил Ибрахим ибн Джа'фар со слов 'Амра ибн ал-Хариса, говорившего со слов Абу Кабила Хуйайа ибн Хани ал-Ма'а-фири, а тот — со слов некоего шейха из племени Химйар, который сказал: "Видел я нубийцев дважды в правление 'Омара ибн ал-Хаттаба, и не видел я народа более сильного в битве, чем они. Ведь я видел, как один из них говорил мусульманину: “Куда, ты хочешь, чтобы я поразил тебя стрелой?”. И часто насмехался какой-нибудь удалец из нас, говоря: “В такое-то место”. А тот не промахивался. Они выпускали много стрел, а почти не видно было их стрел, воткнувшихся в землю. Однажды вышли они к нам и выстроились против нас, а мы хотели напасть на них разом с мечами, но не смогли мы отбросить их. Они стреляли в нас, так что пропадали наши глаза, и насчитывалось 150 выбитых глаз. И сказали мы: “Нет добра в мирном договоре с этими, ведь добыча от них мала, а раны от них тяжелы”. И не заключал 'Амр мирного договора с ними, и продолжал поносить их, пока не был смещен. [28] И стал править 'Абдаллах ибн Са'д ибн Абу Сарх, и заключил он с ними мирный договор".
Говорит ал-Вакидй: "А в Нубии пропал глаз у Му'авии ибн Худайджа ал-Кинди, и был он кривым".
Рассказал нам Абу 'Убайд ал-Касим ибн Саллам, который сказал: "Сообщил нам 'Абдаллах ибн Салих со слов Ибн Луха'йи, а тот со слов Йазида ибн Абу Хабиба, сказавшего: “Между нами и черными не было ни письменного договора, ни соглашения; это было только перемирие между нами и ими, на условии, чтобы мы им давали пшеницу и чечевицу, а они бы давали нам рабов. И нет плохого в приобретении рабов из числа нубийцев и из других”".
Сообщил нам Абу 'Убайд со слов Абдаллаха ибн Салиха, а тот со слов ал-Лайса ибн Са'да, который сказал: "Мирный договор между нами и нубийцами был только на условии, |238| чтобы мы не сражались против них, а они не сражались против нас, и чтобы они давали нам рабов, а мы им давали продовольствие соответственно этому. А если они продавали женщин своих и детей своих, то я не вижу плохого в том, что их покупали".
А из рассказа Абу-л-Бухтури и других следует, что 'Абдаллах ибн Са'д ибн Абу Сарх заключил мир с нубийцами на условии передачи ими 400 голов рабов в год, которых бы они доставляли, беря за них продовольствие.
Ал-Махди, повелитель верующих, приказал обложить нубийцев ежегодной данью в размере 360 голов рабов и одной жирафы на условии, чтобы были они отдарены пшеницей, уксусом, одеждами и коврами или стоимостью этих предметов.
И утверждает наш рассказ, что не была обязательной для нубийцев ежегодная выплата ал-бакта и что от них потребовали выплаты этого в правление ал-Махди. И они подали ему петицию о том, что этот ал-бакт — часть тех рабов, которых берут они от своих врагов, а если не находят из этого ничего, то используют детей своих по этому поводу в том же числе. И ал-Махди приказал, чтобы нубийцы доставляли ал-бакт при условии, чтобы бралась от них каждые три года годовая доля. И для этой петиции не найти подтверждений в высочайших канцеляриях, а находятся эти подтверждения в канцелярии Египта.
А ал-Мутаваккил-'ала-ллах приказал послать человека по имени Мухаммед ибн 'Абдаллах, известного под именем ал-Кумми, управляющим рудником в Египте и назначил его правителем ал-Кулзума и дороги в Хиджаз и покровителем паломников Египта. А когда тот прибыл на рудник, то доставил припасы на кораблях, из ал-Кулзума в страну ал-буджа. И достиг ал-Куммй берега, известного под именем 'Айзаб, и пришли к нему здесь корабли, а он воспользовался этими припасами; и питались ими он и те, кто с ним, пока не достигли крепости царя ал-буджа. [29]
Он сражался с царем ал-буджа, будучи с небольшим числом воинов. Буджа вышел против него с толпой воинов на связанных верблюдах. А ал-Кумми прибегнул к колокольцам и повязал их лошадям. Когда услышали верблюды звук бубенцов, рассеялись они с всадниками ал-буджа по долинам и горам, и был убит правитель ал-буджа.
Затем стал [царем] вместо него сын сестры его (а отец его был одним из царей ал-буджа) и попросил |239| перемирия, а ал-Мутаваккил-'ала-ллах отказал ему в этом, желая, чтобы тот предстал пред ним. (Буквально "попрал ковер его") Тот прибыл в Самарру, и был заключен мир в 241 г. (855-856 г.) на условии выплаты дани я ал-бакта. И был буджа возвращен в сопровождении ал-Кумми. А люди ал-буджа |240| по условиям перемирия выплачивали дань и не препятствовали мусульманам в работе на золотом руднике; это было условием, наложенным на их господина...
(пер. Л. Е. Куббеля, В. В. Матвеева)© текст
- Куббель Л. Е., Матвеев В. В. 1960
© сетевая версия - Тhietmar. 2005
© OCR -
Петров С. 2005
© дизайн
- Войтехович А. 2001
© АН
СССР. 1960