Ибн Асакир. История Дамаска.
Библиотека
сайта XIII век
ИБН АСАКИР
ИСТОРИЯ ДАМАСКА
ТА'РИХ ДИМАШК
Ибн Асакир при составлении своего
сочинения пользовался как иснадной литературой,
так и письменными источниками, посвященными не
только истории Дамаска, но и истории Сирии в
целом. В частности, в этой работе много данных
первостепенной важности по истории поземельных
отношений в Сирии при Омейядах. В хрестоматию
нами включены отрывки, извлеченные из работы А.
Кремера: Kulturgeschichtliche Streifzuеge auf dem Gebiete des Islams, Leipzig,
1873.
Умар и сподвижники
посланника Аллаха — да благословит его Аллах да
приветствует — пришли к общему мнению о том,
чтобы утвердить за жителями (завоеванных стран)
то, что из их земли было в их руках, которую они
обработают и с которой они будут платить харадж.
Кто из них принимал ислам, с его головы снимали
харадж, а земля и двор переходили к односельчанам
обращенного. Они платили с этой земли то, что
платил обращенный из хараджа земли.
Обращенному передавали его движимое
имущество, раба и скот и зачисляли его в диван
муслимов. Он становился, (таким образом), муслимом
с одинаковыми с ними правами и с одинаковыми с
ними обязанностями.
Они не считали, что после перехода его
в ислам он на землю, которой владел, имел больше
прав, чем жители из его деревни, так как земля его
становилась сафийа муслимов.
Ибн Асакир, стр. 60.
Умар и сподвижники
посланника Аллаха — да благословит его Аллах да
приветствует — предписали, что те, кто (из
завоеванного арабами населения) сохранял свою
веру и свою деревню, будут [134]
зиммьями муслимов. Они считали, что никому из
муслимов не подобало покупать то, что из земли
было в руках зиммьев, против их воли. Это потому,
что они воздержались от войны против муслимов и
прекратили оказывать помощь врагам муслимов —
румам.
Сподвижники посланника Аллаха — да
благословит его Аллах да приветствует — и
наместники поэтому боялись разделить их (земли
между муслимами) и отобрать у них то, что из земли
было в их руках. Они также порицали муслимов за
покупку их земли и путем полюбовной сделки. Это
на том основании, что земля их (досталась) после
победы муслимов над страной и теми, кто воевал
против них, и после того, как жители, отказавшись
от сопротивления, послали уполномоченных к
муслимам и наместникам с просьбой дать им
гарантию неприкосновенности жизни и имущества
до победы (муслимов) над ними.
Говорят: Они порицали муслимов за
покупку их земли и путем полюбовной сделки на том
основании, что Умар и его сподвижники оставили
землю мусульманской общине в качестве
неотчуждаемого имущества — махбусат, которого
не покупают и не передают по наследству, как
средство для ведения священной войны против тех
многобожников, которых еще не завоевали.
Ибн Асакир, стр. 60.
Сказал: Умар ибн Абд
ал-Азиз отступился и от земель ушр, купленных
муслимами без разрешения наместников, по
причине становления их наследственной
собственностью и запутанности их дела. Он сделал
их одинаковыми независимо от того, были ли они
ушурными или неушурными. Тех, кто ими владел, и
тех, в чьих руках они были как ката'и', Умар ибн Абд
ал-Азиз облагал ушром, ни на них, ни на тех, к кому
они перешли путем наследования или покупки, не
было джизьи.
Говорят: По этому поводу он
обнародовал закон и в 100 году (
3 августа 718—23 июля 719 г.)
он прочел его народу и объявил, что не было джизьи
на этих землях, они — земли ушр. О том, что после 100
года кто купит землю (завоеванного населения), у
того его сделка будет аннулирована.
Ибн Асакир, стр. 62.
Этому закону Умар следовал
за время остатка своего правления, а потом ему
следовали Йазид и Хишам, два сына Абд ал-Малика.
Говорят: Люди воздерживались от их покупки после
100 года в течение нескольких лет. Потом они
возобновили их покупку [125] и
купили много земель, находившихся в руках
(завоеванного народа), и платили с этих земель
ушр, а не джизью.
Когда дела халифата перешли к Абу Джа'фару
Абдаллаху ибн Мухаммаду, повелителю верующих,
ему сообщили об этих покупках и о том, что
владельцы с этих земель платили ушр, а не харадж,
что наносило ущерб и расстраивало харадж. Он
хотел вернуть их прежним владельцам, но ему
сказали, что эти земли перешли к наследникам, и
роздали в залог и дела их стали запутанными.
Ибн Асакир, стр. 62.
Когда халифом стал Умар
ибн Абд ал-Азиз, он отступился от тех ката'и',
которые пожаловали Усман, Му'авийа, да будет
доволен ими Аллах, Абд ал-Малик, ал-Валид и
Сулайман, и не перевел он эти земли на статус
сафийа муслимов, не обложил их налогом харадж, и
продолжали владельцы их платить ушр.
Ибн Асакир, стр. 62.
(пер. Л. И.
Надирадзе)
Текст воспроизведен по
изданию: Хрестоматия по истории Халифата. М. МГУ.
1968.
© текст
- Надирадзе Л. И. 1968
© сетевая версия - Тhietmar.
2005
© OCR
- Петров С. 2005
© дизайн
- Войтехович А. 2001
© МГУ.
1968