Библиотека сайта XIII век
ИСТОРИЯ ШИРВАНА И АЛ-БАБА
ПРИЛОЖЕНИЕ IМЮНЕДЖЖИМ-БАШИ О ПОЗДНИХ ШИРВАНШАХАХ
Перевод с арабского
(Б, л. 739). Отдел II. О позднейших царях Ширвана, родословная которых, согласно их притязаниям, восходит к Ануширвану Справедливому, Кисре персов. Они составляют два подотдела: 1) тот, в котором известны только имена [правителей]; 2) тот, в котором о входящих в него лицах известны некоторые данные.
Мы скажем о них в двух подотделах.
Подотдел А. Первая серия [правителей]. Число их неизвестно; их столицей был Ширван; они впервые появились в [...], их конец был в ![...], длительность их правления была [...].
§ 48. Первый из них неизвестен, [а тот], о котором имеются некоторые сведения, это Минучихр б. Кисран б. Кавус б. Шахрийар б. Гаршасф б. Афридун б. Фарамарз (Разумеется Фарибурз б. Саллар, см. выше стр. 56, §19; таким образом, смутно чувствуется непрерывность династии) б. Салар (А: Сарлар) б. Йазид (А: Мазйад) б. Мазйад б. Чун (Б: затем ибн Чун) б. Марзубан б. Хурмуз сын Ануширвана Справедливого, т. е. Кисры персов. Так устанавливает его родословную Гаффари в своем сочинении Джихан-ара, но я полагаю, что этот Ануширван не Ануширван, Кисра персов, а лицо, прозванное Ануширваном, один из потомков более ранних Шейбанидов, маликов Ширвана. Об этом следует еще подумать.
§ 49. Названный Минучихр (1) носил титул хакан, и знаменитый поэт Хакани, слагавший красноречивые касыды, посвященные ему, был прозван по его имени. Этот Минучихр правил около 550/1155 г.; его сменил его сын (2) Фаррухзаа б. Минучихр, а затем (3) Гуштасф б. Фаррухзад, с которым были в родстве Гуштасфийские малики Сальян. Затем следовал его сын (4) Фарамарз б. Гуштасф, затем (5) [170] Фаррухзад б. Фарамарз, затем (6) Кайкубад б. Фаррухзад, затем (7) Кавус б. Кайкубад, который умер после долгого царствования около 774/1372 года. Затем около десяти лет правил его сын (8) Хушанг б. Кавус, который умер около 784/1382 года. Это он уладил ссору (дзат ал-баин) между Султан-Хусайном Джалаиром и его братом Султан-Ахмадом, когда последний, опасаясь Адил-ага, бежал в Арран. Хушанг помирил двух братьев. Он был последним из первой группы. После него правил его двоюродный брат (сын дяди по отцу) Ибрахим б. Султан-Мухаммад б. Кайкубад. Он первый из второй группы, как будет объяснено [далее].
Подотдел Б. Вторая серия [правителей]. Число [этих Ширваншахов] [...], а столица их Ширван. Они впервые появились в 780/1378 году. Их конец был в [...]. Длительность их правления [...].
§ 50. Их династия называлась Дербенди. Первым из них был Шейх-Ибрахим б. Султан-Мухаммад (6) б. Кайкубад (5) б. Фаррухзад (4) б. Гуштасф (3) б. Фаррухзад (2), б. Ми-нучихр-хакан (1). Остальная родословная уже приводилась раньше. Ибрахим правил после своего дяди по отцу (рук. Г двоюродного брата!) Хушанга 6. Кавуса (8). Он и его отец скрывались в одном из селений Шакки, опасаясь Кавуса и Хушанга. Его отец там и умер (А, 1061б), а Шейх-Ибрахим продолжал скрываться до смерти Хушанга в 780/1378 году (Выше говорилось, что Хушанг умер в 784г. Х./1382). В этот год народ Ширвана вызвал его и поставил править над собой. Это взято из Джихан-ара Гаффари.
Другие историки говорят, что Шейх-Ибрахим, его отец и его родичи (ашаируху) проживали в одном из селений ширванского округа Шакки, занимаясь сельским хозяйством. Они считали себя потомками Ануширвана Справедливого, Кисры персов, к которому и возводили свою родословную. Случилось так, что ширванцам стал неприятен их малик Кавус и они согласились облечь властью (таклид) Шейха-Ибрахима. Захватив такие принадлежности царской власти, как государственных коней и свиту (рикаб?), они отправились к Ибрахиму и увидали, что он устал, пахавши, и заснул у вспаханной полосы. Они раскинули над ним шатер и стали поодаль, как царская свита, ожидая его пробуждения. Когда он проснулся, они приветствовали его и принесли ему клятву верности на царство. Они повезли его в город, посадили на трон (тахт) и он стал завоевывать страны и творить правосудие среди своих подданных, умиротворяя их сердца и проявляя щедрость. Его положение упрочилось и [171] он стал широко известен и знаменит (В.740). [Тут кончается наша цитата, (которая) напоминает рассказы сказителей!] (Добавка Мюнеджжим-баши который, видимо, переводит персидский источник). Шейх-Ибрахим явился к эмиру Тимуру, когда тот в 797/1394 году направлялся в Дашт [Кипчак] через Дербенд. Он преподнес ему дары, каждого вида по девять штук, как это было принято у монгольских царей. Но рабов он подарил лишь восемь, а когда его спросили о причине, он любезно ответил: “Девятый я сам”. Это понравилось Тимуру, который проявил крайнюю щедрость и милость в отношении Шейх-Ибрахима и добавил к его царству некоторые земли. Он также дал ему грамоту договора и безопасности, в которой завещал своим потомкам обеспечить безопасность детей Ибрахима. Шейх-Ибрахим сопровождал Тимура в большинстве его войн в Сирии и Малой Азии. Когда в 805/1402 году, по возвращении из Рума, Тимур пошел войной на [неверных] грузин и нанес им тяжкие удары, грузинские цари послали сказать Шейх-Ибрахиму, что они умоляют его о посредничестве ввиду того, что они соседи. Шейх-Ибрахим вступился за них; Тимур принял его ходатайство и предоставил им безопасность, взяв с них огромную контрибуцию. В 815/1412 году Кара-Йусуф, владетель Азербайджана, двинулся против Шейх-Ибрахима, который обратился за помощью к грузинскому царю Александру, [сыну] Бакрада [Баграта], который лично явился к нему на помощь. Они сразились с Кара-Йусуфом, но в ожесточенной битве были разбиты. Шейх-Ибрахим, Александр, царь грузин, и сын последнего были взяты в плен. Кара-Йусуф убил Александра и его сына со связанными руками (собран), разрушил большинство селений Ширвана и жестоко ограбил округу. Затем он вернулся в Азербайджан, увезя с собой закованного в кандалы Ибрахима. Ибрахим уплатил за себя огромный выкуп и был освобожден. Вернувшись в свои владения, он старался восстановить их и привести дела в порядок. Он умер в 821/1418 году после сорокалетнего правления.
§ 51. Его сын Султан-Халил наследовал ему. В [...] Искандар, сын Кара-Йусуфа, двинулся на него с большим числом туркмен. Султан-Халил уклонился от встречи с ним. Искандар вступил на территорию Ширвана, опустошил ее, как только хотел, и причинил населению какие только мог беды, без всякой помехи. Он дошел до Дербенда, а затем вернулся в Азербайджан с военной добычей и пленными. Тогда Султан-Халил вернулся и начал восстанавливать свою страну, [172] действуя справедливо и правильно. В 828/1425 году братья Султан-Халила Кай-Кубад, Исхак и Хашим восстали против него. Он обратился за помощью к Шахрух-мирзе, сыну Тимура, и при его содействии отразил интриги своих братьев, после чего его положение упрочилось. Каждый раз, когда Шахрух приходил в Азербайджан, Халил являлся к нему. В [...] Шахрух дал ему в жены дочь Мирзы Абу Бакра. б. Миран-Шаха (А, 1062а) б. Тимура. Благодаря помощи Шахруха и его сыновей укрепилось плечо его и возвысился сан его. Страна процвела, и дни его были долги, пока он не умер в 867/1462 году после сорокасемилетнего правления. Это против его войска сражался Шейх-Джунайд Сефеви, который погиб в сражении [после] 860/1456 года (Рукопись Г: фи наййиф ва сана 860 '860 с лишком'. На самом деле, согласно Ахсан ат-таварих (ч. IX), Хайдар погиб в 895г. х. (4 марта 1460г.)).
§ 52. После него правил его сын Фаррух-Йасар б. Халил Аллах, который был мудрым и справедливым властителем. В дни его правления в 873/1468 году султан Абу Саид пришел на зимовье в Карабах, намереваясь вступить в борьбу с Хасан-бегом Байундуром. Ширваншах помогал ему, посылая в его лагерь продовольствие и снабжение. Но угрозы Хасан-бега испугали его, и он воспрепятствовал снабжению лагеря султана, где начался большой голод. Таким образом, Хасан-бег одержал верх над султаном и случилось то, что случилось. Хасан-бег пощадил землю и население Ширвана (Б, л. 741) и даже пожаловал Ширваншаху некоторые добавочные земли по соседству. В дни Фарруха-Йасара значение Шейх-Хайдара, сына Джунайда Сефеви, возросло, и в 893/1488 году он двинулся на Ширван с 10 тыс. воинов из соратников и муридов его отца. Ширваншах обратился за помощью к правителю двух Ираков Султан-Йа'кубу б. Хасан-бегу Байундуру, и тот прислал войско под начальством Сулайман-бега Бижана (говорится также Биджан; рук. Г: Сулайман сын Бижана), вместе с ним Ширваншах выступил против Хайдара. Он схватился с ним, нанес ему поражение и убил его. Детей его он посадил в заключение, но позже послал их в оковах к Султан-Йа'кубу, которой подверг их заключению, как будет видно из дальнейшего. Фаррух-Йасар продолжал править до начала 906/1500 года, когда Шах-Исмаил Сефеви напал на него с большим войском из еретиков (рафиди) Гиляна и Мазандерана. Ширваншах сразился с ними около Шамахи, но был разбит и погиб в сражении. Некоторые говорят, что он был взят в плен, а затем убит [173] со связанными руками (сабран). Исмаил умертвил всех ширванцев, которых он взял в плен, чтобы отомстить за своего отца и деда. Фаррух-Йасар правил около тридцати восьми лет.
§ 53. Ему наследовал его сын Байрам-бег, который умер своей смертью (хатфа нафихи) в 907/1501 году после годичного правления. К этому времени Исмаил уже занял Азербайджан и стал могущественным.
§ 54. Байрам-бега сменил его брат Гази-бег б. Фаррух-Йасар, который правил около шести месяцев, когда его сын Султан-Махмуд восстал против него и предательски убил его в 908/1502 году.
§ 55. Властителем стал его мятежный сын Султан-Махмуд б. Гази-бег. Он был лютым, лживым и кровожадным тираном. Он властвовал только несколько дней, пока народ не вышел из его повиновения и не послал за его дядей Шейх-Ибрахимом, известным как Шейх-шах, который жил в Гиляне. Узнав о его прибытии, Султан-Махмуд бежал к шаху Исмаилу, который был тогда владетелем Азербайджана, и нашел у него убежище. Исмаил дал ему отряд своего войска, и в течение трех месяцев Махмуд осаждал своего дядю Шейх-шаха в крепости Гулистан. Шейх-шах был в трудном положении, но Аллах помог ему, предав жизнь Султана-Махмуда в руки его раба (мамлук), Кара-бега по имени. Султан-Махмуд имел склонность к Кара-бегу и любил его, но Кара-бег перерезал горло своему господину, когда тот был в постели, и под покровом ночи послал его голову Шейх-шаху. Тот возрадовался и, выступив с тем войском, что у него было, произвел ночную атаку на кызыл-башей, которых и разбил. Враг бежал, но многих из них он захватил и перебил. После этого правление Шейх-Ибрахима, известного под именем Шейх-шах б. Фаррух-Йасар, упрочилось. Он искал мира с Шах-Исмаилом, с которым он старался быть любезным и к которому он явился в 927/1521 году. Последний отнесся к нему с большой милостью (А, л. 1062б) и почетом и отослал его обратно в его владения. Он правил двадцать два года, проявляя справедливость и беспристрастие, и умер своей смертью в 930/1524 году. Он был мудрым и справедливым правителем, набожным и благосклонным к мусульманским ученым (улама), будучи сердечно привержен к ним. Он оставил семь сыновей.
§ 56. Ему наследовал его старший сын Султан-Халил б. Шейх-шах, который, женившись на дочери (Перы-хан ханум) шаха [174] Исмаила, обеспечил себе его поддержку. Ни один из его братьев не мог противостоять ему. Его правление продолжалось двенадцать лет. Он умер в пятницу 7 джумада I 942/4 ноября 1535 года (День был среда. (Рук. Г: 9 Джумада I), т. е. 6 ноября 1535г., приходившееся на самом деле на пятницу), не оставив сына, который мог бы занять его место.
§ 57. Его преемником был его племянник Шахрух б. Султан-Фаррух б. Шейх-шах. К тому времени войско кызыл-башей уже укрепилось в Ширване, и шах Тахмасп (Б, л. 742) б. Исмаил выслал свое войско под начальством своего брата Алкас-мирзы, и остальная часть Ширвана была занята в субботу 7 раб' I 945/субботу 3 августа 1538 года. Шахрух был схвачен и передан Тахмаспу, который заключил его в тюрьму, а в 946/1539 году предал его смерти. Тахмасп отдал Ширван на правах икта своему брату Алкас-Мирзе. Рассказывают также, что войско Тахмаспа безуспешно осаждало Шахруха в крепости Шамахи (Согласно Хуршаху, в крепости Бикурд) в течение семи месяцев. Затем сам Тахмасп выступил с большим войском и тоже принимал участие в осаде в течение некоторого времени. Затем [заверениями] о безопасности и соглашением Тахмасп побудил Шахруха спуститься из крепости, но нарушил соглашение и, можно сказать, поступил вероломно, сначала отправив Шахруха в заключение, а затем умертвив его в указанное время.
§ 58. Затем из числа царей Ширвана выступил Бурхан Али-султан б. Султан-Халил б. Шейх-шах, который с некоторым числом войск напал на Ширван в 951/1544 году и сразился с Алкасом (в Б ошибочно: ал-кади), но несколько раз был разбит им. Тогда он нашел убежище у султана Сулайман-хана, румского (османского) султана, который помог ему вооруженными силами, но когда Бурхан приблизился к Ширвану, он, получив сообщение о многочисленности кызыл-башей при Алкас-мирзе, разрешил румскому войску вернуться домой, а сам отправился в Дагестан (в рукописи: Тагистан) и оставался там до 955/1548 года,, когда султан Сулейман-хан двинулся в Азербайджан. Бypxaн Али-султан присоединился к нему, и султан выслал его [вперед] с отрядом войска; с его помощью он и занял Ширван. Он оставался там как правитель (вали) два года и умер около 958/1551 года.
§ 59. После его смерти кызыл-баши (во второй раз) завладели Ширваном, а его сын Абу Бакр-мирза бежал в [175] Дагестан. Ко времени смерти отца он был еще ребенком, и люди его отца увезли его в Дагестан, где он провел около двадцати лет. Оттуда он переехал в страну черкесов, а после этого, в 978/1570 году, попал в Крым. Даулет-Гирей-хан принял его очень любезно, дал ему в жены свою дочь и доложил о нем высокому порогу Османской [империи]. Ему было пожаловано содержание, достаточное, чтобы поддержать его, и он оставался в Крыму до тех пор, пока Лала Мустафа-паша не двинулся в Ширван в 987/1579 году. Абу Бакр-мирза сопровождал его в походе, и, когда названный вазир завоевал эти страны, он дал ему (акта'аху) высокое правление (эйалат) над ними. Он остался на этой должности, и доныне мы не нашли дальнейших сведений о нем.
В английском тексте я имел в виду мое предыдущее деление Ширваншахов на четыре династии: 1) тех древних Ширваншахов, которых Сасаниды назначили для охраны горных проходов; 2) арабов Мазйадидов, которых я теперь (во избежание путаницы с одноименной месопотамской династией) называю Йазидидами; 3) Кисранидов, которые, как теперь оказывается, были прямыми потомками Йазидидов, и 4) дербендских Ширваншахов, бывших ответвлением третьей династии. Таким образом, в моей нынешней критике взглядов о перерыве между второй и третьей династиями я имею в виду мои прежние подразделения, как они приведены мною в комментарии к английскому переводу Худуд ал-'Алам (1937, стр. 404—5).
§ 48 и 49. В отделе II, подотделе А, где речь идет о “третьем поколении Ширваншахов” (т. е. о так называемых “Кисранидах”), сразу чувствуется отсутствие такого надежного руководства, каким в первых главах был Т.-Б.
В настоящее время нам, с помощью Т.-Б., видно, что генеалогического перерыва между Йазидидами и “третьей” династией Ширваншахов не было, но очевидно, что в смутное время сельджукских вторжений после Фарибурза произошло какое-то междуцарствие, затуманившее ход истории Йазидидов. Возможно, что, когда династия вновь подняла голову, ей надо было всячески подкрепить свой престиж благородностыо своего происхождения, и тут и выползла на свет старая теория о связи Ширваншахов с Сасанидами, а связь с арабским племенем Шайбан была отодвинута на второй план. Имя предка Кисранидов Кисрая не упоминается больше нигде в персидской ономастике (см. Justi, Iranishes Namenbuch, стр. 162), но уже Mac'уди (II, стр. 4) заверял, что [177] современный ему правитель Лайзана Мухаммад б. Йазид происходил от Сасанида Бахрама Гура (Только четыре поколения отделяли его от Халида, который был назначен Халифом Васиком (842—7 гг. н. э.), но, так как он управлял сначала Лайзаном, Мас'уди мог спутать его со старыми Лайзан-шахами, которые получали назначения от Сасанидов). Подобные генеалогии выдумывались и для Саманидов, и для Буидов (см. Бируни, Ал-Асар ал-бакийа, стр. 38). Ширваншахи должны были беспрестанно устанавливать брачные связи с местными благородными домами, и иранский фахр (“гордость”) быстро засасывал воспоминания о кочевьях Аравии. Мы видели, как во времена Йазида б. Ахмада (ок. 1000г. н. э.) среди его детей разом появились древнеиранские имена, и дальнейшие правители Ширвана продолжали эту традицию.
Тотчас после смерти Малик-шаха (в 1092г. н. э.) начался период борьбы между его потомками и родственниками. Влияние его династии в Закавказье не было особенно прочно с самого начала, а уплата громадных контрибуций была тягостна для народа. Историки упоминают лишь немного событий в Ширване в этот период, но "Имад ад-Дин (в сокращении Бундари, стр. 140) описывает сопротивление, которое султан Махмуд встретил в Ширване в 515г.х./1121, и с негодованием говорит об аресте Ширваншаха и насилиях сельджукских войск. Ибн ал-Асир (X, стр. 234—5) останавливается на победе султана Махмуда над грузинами (в 517г.х./1123 г.!), но оба историка сходятся на том, что султан (на обратном пути) казнил в Байлакане своего вазира, что как бы подтверждает совершенные ошибки. Ширваншахом должен был стать один из сыновей Фарибурза, и события не могли содействовать преданности Ширвана сельджукам.
В такой обстановке Ширваншахам и их окружению естественно было подготавливать новый подъем династии указаниями на исконность связи правителей с Ширваном и на благородство их происхождения (Даже среди румских сельджуков была та же тенденция позолотить семейный герб древнеиранской ономастикой). Так, возможно, и утвердились окончательно старые теории о сасанидских корнях династии.
Если в XII в. у Хакани и его современников-поэтов еще появляются смутные намеки на связь их покровителей с Йазидидами, то в начале XVIII в. турецкому историку, который спас для нас выдержки из древнего Та'рих ал-Баб, втиснув их в изложение вне своей хронологической системы, [178] приходилось сознаваться (см. § 48), что он не смог согласовать свою вставку с историей Кисранидов.
Во втором отделе Мюнеджжим-баши цитирует данные сефевидского историка Гаффари, закончившего свою почтенную компиляцию Джихан-ара в 972г.х./1564. Текст его [Британский музей, Оr. 141, л. 157а; Кэмбридж, коллекция Е. G. Browne, G. 10 (13), л. 76а] явно свидетельствует о том, что и за полтора столетия до Мюнеджжим-баши в отношении Кисранидов царила путаница. Юсти считал это имя, встречающееся лишь один раз, за производное от Кисра с добавкой суффикса -ан, указывающего на родство. В таком случае Кисран могло бы по-русски переводиться “Кисра-евич” и лишь намекать на происхождение от Кисры Ануширвана (На основании нумизматических данных Е. А. Пахомов (стр. 280) уже отмечал, что формула “б. Касран” не должна бы означать, что Минучихр был сыном Касрана, а лишь то, что это было фамильным прозвищем, указывающим на происхождение “от Хосроя (арабская форма: Кесра) Нуширвана”). Генеалогия Гаффари полна недоразумений: например когда он говорит о Минучихре б. Кисране б. Кавусе б. Шахрийаре б. Гаршаспе б. Афридуне, то в промежуток времени около сорока лет, который отделяет Афридуна б. Фарибурза (см. § 49) от появления патрона поэта Хакани, Минучихра, он вставляет четыре поколения неизвестных лиц. Когда Гаффари дает генеалогию Афридуна б. Фарамарза (вместо Фарибурз!) б. Салара б. Йазида, он более или менее верно нащупывает генеалогию последних Йазидидов (см. § 14—39), но выше Йазида появляется загадочный Чун (***), т. е., вероятно, Хаййун (***), перенесенный из списка предков эмиров ал-Баба (см. § 32), после чего дело быстро доходит и до Сасанида Хосрова Ануширвана, умершего в 579г. н. э.
Прежние работы о Кисранидах третьего периода (Dorn, 1841; Khanikov, — “Melanges asiatique”. 1859, HI, стр. 114—37; Залеман, Четверостишия Хакани, 1875; Zambaur, Manuel, стр. 182—3, 1927, и даже статьи Бартольда о Ширване в “Энциклопедии ислама”) требуют теперь значительного пересмотра в свете недавних нумизматических (Е. А. Пахомов) и литературных (проф. Хади-Хасан) исследований. Е. А. Пахомов описал большое число вновь найденных монет. Несмотря на их плохую чеканку (из меди), недостаточную сохранность и отсутствие дат, они дают возможность приблизительно датировать их по упомянутым на них именам халифов и султанов. Внимательный пересмотр грузинской летописи также дал некоторые полезные соображения, поскольку в XII в. [179] Грузия оказывала важное влияние на судьбы Ширвана (См. работы Е. А. Пахомова: Краткий курс истории Азербайджана с экскурсом о ширваншахах 11—14 вв. н. э., Баку, 1923; Ширваншах Шаханшах, — “Известия Азербай-джанского археологического комитета”, Баку, 1925, стр. 69—70; Рецензия на Хроно-логическое руководство Замбаура, Баку, 1928; Арабские и Каспийско-иранские феодалы Азербайджана в 11—14 вв., — “Сборник памяти Н. Я. Марра”, 1938, стр. 416—28). В своей подробной работе о ширванском поэте Фалаки (Falaki-i Shirwani, his times, life and works, — RAS, 1929, с рядом важных дополнений в “Islamic culture”, 1950, April, стр. 145—186. Эти дополнения вошли теперь в сборник работ того же автора Researches in Persian Literature, Hyderabad, 1958, стр. 29—94) проф. Хади-Хасан (ум. в 1963г.) рассмотрел диваны всех ширванских поэтов и весьма тщательно подвел итоги работам на русском языке; по нумизматической линии он получил помощь от покойного Р. Р. Фасмера, хранителя коллекций Эрмитажа. Поскольку результаты русских изысканий частично имеются как в статье Бартольда Ширван (“Энциклопедия ислама”), так и в работе проф. Хади-Хасана, мы приведем только составленную Е. А. Пахомовым таблицу граней, (Грани установлены по отрезкам правлений халифов и султанов, имена которых стоят на монетах, на которых нет точных дат), между которыми должны были начинаться и оканчиваться правления Ширваншахов сельджукской и монгольской эпох:
(1) Фарибурз 1 |
с 467 - 485 до 487 - 511 |
|
(2) Минучихр, сын (1) |
с 487 - 511 до 487 - 511 |
|
(3) Афридун б. (1) |
с 487 - 511 до ок. 514 |
|
(4) Минучихр II б. (3) |
с ок. 514 до ок. 544 |
(Мы теперь знаем, что он был жив еще в 555г.х./4160 (X. Хасан)) |
(5) Ахсатан 1 б. (4) |
с ок. 544 до 583 - 600 |
|
(6) Шаханшах б. (4) |
с ок. 575 до 575 - 583 |
|
(7) Афридун II б. (5) |
с 583 - 600 до 583 - 600 |
|
(8) Фарибурз II б. (7) |
с 583 - 600 до 585 - 601 |
|
(9) Фаррухзад б. (4) |
с 583 - 600 до 613 - 622 |
|
(10) Гаршасп I б. (9) |
с 603 - 622 до 600 - 622 |
|
(11) Фарибурз III б. (10) |
с 622 до 641 - 653 |
(Согласно Насави (стр. 175; перевод, стр. 291—2), правителем Ширвана в 622г.х./1225 был Афридун б. Фарибурз, но это Имя могло быть записано по памяти с ошибкой) |
(12) Ахсатан II б. (11) |
с 641 - 653 до 654 - 665 |
|
(13) Фаррухзад II б. (12) |
с 663 до 665 |
|
(14) Гаршасп II (или Гуштасп) б. (12) |
с 656 - 666 до 693 |
Затем после некоторого перерыва правили:
(15) Кий-Кубад |
с 746 до 749 |
(16) Ка'ус б. (15) |
с 749 - 757 до ок. 774 |
(17) Хушанг б. (16) |
с ок. 774 до ок. 764/1382 [180] |
Даже этот исправленный список чисто приблизителен. Например, мы теперь знаем, что Фарибурз I (1) наследовал своему отцу в 455г.х./1063. Когда Афридун занял трон и занял ли его вообще, достоверно неизвестно; он появляется на сцене уже в 458г.х./1066 и должен был умереть в 514г.х./1120 уже стариком (Согласно “Грузинской хронике”, переведенной Броссе, I, стр. 364, царь Давид напал на Ширван в мае 1120г. “В это же время произошло столкновение между правителями (военачальниками) Ширвана и Дербенда: Афридун был убит, а ширванцы были перебиты в ноябре”). Имя (или титул?) Шаханшаха (6) удалось прочесть на обломках монет только в 1925 г.
Счастливыми днями для этих Ширваншахов было то время, когда власть их сюзеренов, иракских сельджуков, уже ослабела. Тогда их двор стал центром ираноязычной культуры и привлек к себе таких поэтов, как Низами, Хакани, поэта-астронома Фалаки и других известных людей. Многочисленные архитектурные памятники этого периода еще существуют (См. С. Дадашев и М. А. Гусейнов, Архитектура Азербайджана, М., 1948, и ряд новейших исследований, появившихся в Баку), главным образом в Баку, и свидетельствуют о цветущем уровне культуры Ширвана (Несмотря на кризис в связи с обесцениванием денег (см. указанные работы Е. А. Пахомова)).
В то же время в начале XII в. Ширван привлек к себе внимание западных соседей — грузин, царство которых переживало период подъема и экспансии. Грузины не раз вторгались в Ширван. В 510г.х./1116 г. (?) Давид Преобразователь выдал свою дочь Тамару замуж за Минучихра II, который вскоре вступил на трон, и плодом этого брака был Ахсатан (Это имя соответствует грузинскому Агсартан; оно осетинского происхождения. В одной Мадрасской рукописи проф. X. Хасан недавно нашел интересную оду, в которой Фалаки выражает соболезнование Минучихру и его грузинской жене Тамаре по поводу смерти брата последней, царя Дмитрия, по-видимому, в 556г.х./1160). После смерти мужа Тамара вернулась в Грузию и ушла в монастырь. В течение ста лет (вплоть до 1223г.) Ширван испытывал грузинское влияние и грузинские цари прибавили шарванша к числу своих титулов и пользовались им по временам приблизительно до 1600г. (см. Е. А. Пахомов). По поводу грузино-ширванских отношений см. также стр. 186 об участии Андроника Комнена в отражении нападения дербендцев на Ширван.
На место сельджуков явился Хорезмшах Джалал ад-Дин, желавший осуществлять в Ширване права своих предшественников. Он наложил контрибуцию на Ширваншаха [181]
Афридуна б. Фарибурза (Насави (стр. 174; перевод, стр. 290) рассказывает также, что: Джа-лал ад-Дин встретил в Тифлисе ширванского княжича по имени Джалал ад-Дин. Этот последний был сиротой и воспитан в христианской вере, чтобы он мог жениться на дочери царицы Русудан. Хорезмшах приказал подвергнуть своего тезку обрезанию и дал ему в удел Гуштасфи (на нижнем течении Куры). См. стр. 179, прим. 16) но вскоре монголы завоевали Закавказье, и Ширван стал ареной, где тавризские Хулагиды нередко соперничали и сражались с Джучидами Золотой Орды (Подробное изложение событий в Ширване и соседних областях дано в труде: А. А. Али-Заде, Социально-экономическая и политическая история Азербайджана в XIII—XIV веках, Баку, 1956). В своей переписке Рашид ад-Дин (Мукатабат, изд. М. Шафи, стр. 130) указывает, что его сын Али был женат на дочери Ширваншаха, владетеля Шабарана и Шамахи, потомка Фарибурза. Они были царями две тысячи лет, и “до сих пор Шабаран и Дербенд принадлежат им”.
Позднее Ширваншахи поддерживали близкие отношения с Джалаиридами, что, вероятно, и повело к осложнениям со сменившими их Кара-Коюнлу (Об этом периоде ср. статьи А. А. Али-заде и И. П. Петрушевского в “Сборнике статей по истории Азербайджана” (вып. 1, Баку, 1049)). Согласно Хабиб ас-сийар (III, стр. 83—84), Султан-Ахмад Джалаир сделал приготовления в “Арране и Мугане”, чтобы свергнуть своего брата Султан-Хусайна (в 784г.х./1382). Адил-ага, владетель Сул-тании, который стоял за других джалаиридских претендентов, заставил Ахмада отступить на север от Аракса. Оттуда Ахмад двинулся в “Арран и Муган” и обратился к посредничеству “правителя” (хаким) Хушанга. Последний предложил раздел джалаиридских владений; план был принят, но оказался недолговечным. Тимур, прибыв в 787г.х./1385, восстановил Адил-ага в Султании, но на следующий год предал его смерти в Табризе (см. Зафар-нама, II, стр. 390, 398). О судьбе Хашанга ничего не известно, но вскоре при Тимуре выдвинулась боковая линия прежних Ширваншахов (так называемое “четвертое поколение”).
§ 50. Правители, указанные в подотделе Б, также непосредственно связаны с основной линией Йазидидов. Соответствующая часть работы Дорна (Versuch einer Geschichte der Schirvanschache, SPb, 1841, стр. 536—662) все еще сохраняет некоторую ценность. Согласно отрывку из Гаффари, Шейх-Ибрахим был двоюродным братом (а не племянником) своего предшественника Хушанга б. Кавуса. Тот факт, что новая линия правителей называется Дербенди, мог бы указывать на то, что некоторые Йазидиды в конце концов вытеснили прежнюю династию эмиров Дербенда (ср. выше, Рашид [182] ад-Дин, Мукатабат). То, что во время похода против Токтамыша (797г.х./1394) Шейх-Ибрахим находился при Тимуре, подтверждается в Зафар-нама (I, стр. 182—3). В 805г.х./1402 Шейх-Ибрахим был послан в Грузию конфисковать все источники доходов, но на следующий год вместе с другими эмирами он выступал ходатаем от имени царя Георгия, несмотря на что последний был обложен тяжелой данью (там же, II, стр. 521, 542). Грузинский царь, к которому Шейх-Ибрахим обратился за помощью и который пал жертвой своих добрососедских обязанностей, был Константин. Его сын Александр взошел на престол после его смерти (ср. Матла ас-Са'дайн, изд. М. Шафи, I, стр. 242, под 815г.х./1412, но фактически в 1411г.)
Заслуживает также внимания тот факт, что среди представителей “дербендской” ветви Ширваншахов исчезают древнеиранские имена. Это, вероятно, отражает их иные брачные связи в дербендском окружении (ср. стр. 185—6).
§ 51. Согласно Дорну (там же, стр. 578), Султан-Халил правил в 820—67 г.х./1417—62. Он и его брат Минучихр восхваляются в Матла (I, стр. 431, 824г.х./1421). О его браке с дочерью Абу-Бакра, вдовой Кара-Йусуфа см. там же, I, 437, 824г.х./1421. Согласно Лубб ат-таварих (Брит. муз.. Or. 140, л. 62а), Искандар вторгался в Ширван дважды — в 831/1427—8 и в 837 гг.х./1433—4 (Вряд ли три раза — в 831, 837 и 838 гг., как думал Дорн). В 836г.х./1432 сын Искандара Йар-Али нашел убежище у Халила (см. Матла, II, стр. 644). Это, видимо, и вызвало экспедицию Искандара, на что Халил пожаловался Шахруху, и тот вмешался в дело в 838г.х./1434. Армянский историк Фома Мецопеци объясняет, что Халил послал Йар-Али к Шахруху; это вызвало вторжение Искандара, который (в сопровождении какого-то одноименного Ишхана Искандара) прошел за Дербенд (см. Neve, Expose des guerres, 1860, стр. 161) (О набеге Шейх-Джунайда Сафави в 864г.х./1460 см.: Искандер-Мунши, Алам-ара, стр. 14. Другое освещение дает Фадлуллах б. Рузбихан в Тарих-и Амини, где Халил именуется отпрыском Сасанидов (Кисра), ср. W. Hinz, Irans Aufstieg zum Nazionalstaate, 1936, стр. 48, и V. Minorsky, Persia in 1478—90, 1957, стр. 64).
§ 52. Согласно Дорну (там же, стр. 582), Фаррух-Йасар правил в 867—906 г.х./1462—1500. В 893г.х./1488 Шейх-Хайдар Сафави вторгся в Ширван с намерением отомстить за смерть своего отца Джунайда, но отряд, посланный Султан-Йа'кубом Ак-Коюнлу, ликвидировал экспедицию, и Хайдар был убит. Тарих-и Амини преуменьшает роль [183] ширванцев в этом предприятии, но шах Исмаил направил месть за своего отца именно против Фаррух-Йасара (Cp. W. Hinz, Irans Aufstieg... стр. 83—8; V. Minorsky, Persia, in 1478—90, стр. 71—82; Хуршах б. Кубад (известный как элчи-йи Низам-шах); см. Schefer, Chrestom. persane, 1885, стр. 56—64, ошибочно дает дату смерти Фаррух-Йасара как 896г.х./1491, но сообщает любопытные сведения о его потомках).
§ 55. Согласно Дорну, Султан-Махмуд начал править в 908г.х./1502.
§ 56. Хуршах б. Кубад дает годы правления Халила II как 918—43 г.х./1512—36, что не может быть верно.
§ 57. Согласно Хуршаху, после смерти Халила б. Шейх-Шаха претенденту Каландар-беку удалось захватить Шамахи при попустительстве Пери-хан ханум, вдовы Халила II, прежде чем Шахрух б. Музаффар-мирза б. Шейх-шах выгнал его. Пери-хан отправилась в Табриз к своему брату Шах-Тахмаспу, и это послужило причиной, или предлогом, для занятия Ширвана Сефевидами. Крепость, в которой был взят Шахрух, была Бикурд (ныне Бигир или Бугир) в верховьях реки Гёк-Чай.
§ 59. История персидских управителей Ширвана (1538— 1820) составляет предмет второй части работы Дорна, опубликованной в 1841г. в “Memoires de l'Acad. des Sciences de St. Pelersbourg” (Относительно социальной истории Ширвана в XVI—XIX вв. см, подробную работу: И. П. Петрушевский, Очерки по истории феодальных отношений Азербайджана и Армении, Л., 1949).
(пер. С. Г. Микаэлян)
Текст воспроизведен по изданию: История Ширвана и Дербенда X-XI веков.
М. Издательство восточной литературы. 1963
© текст
- Микаэлян С. Г. 1963
© сетевая версия - Тhietmar. 2005
© OCR -
Мамедов А. 2005
© дизайн
- Войтехович А. 2001
© Изд.
вост. лит. 1963