АББАС-КУЛИ-АГА БАКИХАНОВ ГЮЛИСТАН-И ИРАМПРЕДИСЛОВИЕ
К истории мы имеем природную склонность, потому что, кроме истинных происшествии, любим и басни. История знакомит нас со степенью образования народа и его нравственности, с выгодами совместного существования и политики, и потому надлежит ее считать одною из высших духовных наук. Она есть наставница, в школе которой все представители рода человеческого пользуются ее уроками. Как новый жизнедатель, она воскрешает пред нами тысячелетних мертвецов. Различные племена бесчисленных веков являются пред ее страшным судом, каждый в особой одежде, с обычаями своими, враждою или дружбой, и стоят пред ней каждый с отчетом деяний и действий своих, на груди каждого начертанных (По понятию мусульман, при каждом человеке находятся два ангела. Один записывает добрые дела его на правой, а другой худые на левой стороне его груди.) С этими списками каждый должен будет предстать на страшном суде.. Добродетели и пороку воздается от нее должное возмездие пред судом потомства. Она есть безгласный вития, предающий потомству заветы предков в надлежащем виде и в подробностях, объясняя причины богатства, и бедности, возвышения и упадка, последствия истины и заблуждения. Она представляет нам будущее в нарядах прошедшего. Описываемые ею деяния прошедшего служат руководством будущему. Жить настоящим, не ведая прошедшего, значит войти в пустыню без пути и блуждать в ней без цели. Опасность неизбежна, если каждый человек из опытов кратковременной жизни своей получает пользу, то в какой же степени надлежит ожидать оной от Истории, которая основана на опытах жизни целого человечества.
Изучение Истории особенно важно для того народа, чью прошедшую жизнь она описывает. Она знакомит его с качествами родной земли его, с характером племен, ее населяющих, и выводит результаты из всех взаимных отношений народов, указывая на вред и пользу. В сих [9] понятиях Аббас-Кули, прозванный Кудси (Каждый писатель на Востоке, вступая на литературное поприще, принимает какое-либо поэтическое прозвание, под коим уже и становится известным в литературном свете), сын Мирза Мухаммада II хана бакинского, собрав предания о происшествиях прошедшего времени в Ширване и Дагестане и, понимая всю важность предприятия в сравнении со слабостью сил своих и с недостатком средств, составил в 1257 (1841) году эту книгу под названием Гюлистан-Ирам и, представляя ее на суд читателей, просит снисхождения к недостаткам. Прикрыть недостатки других есть похвальное качество. Это блистательное покрывало необходимо для каждого смертного,
Никакие летописи, предания и памятники не могут показать нам исторических происшествий на Кавказе во всей полноте их. По случаю беспрестанных войн и переходов через его хребты разных племен он подвергался частым опустошениям. Они-то уничтожали почти все исторические факты, на коих мог бы основаться историк. Летописи же и предания соседних народов ничего удовлетворительного в этом отношении нам не представляют. Придерживаясь арабской пословицы: «нельзя оставить всего потому только, что многое непонятно», я собрал, сколько мог, материала, сличил разбросанные сведения, сверил предания с памятниками и, имея в виду летописи, грамоты, монеты, надписи и разные исторические записки современников и предков, я по возможности старался соблюсти главные условия историков — описать происшествия в связи и порядке, руководствуясь строгим беспристрастием в отношении к единоверцам своим и к родине, почитая весь род человеческий одним семейством, а шар земной общим отечеством.
Текст воспроизведен по изданию: Аббас-Кули-ага Бакиханов. Гюлистан-и Ирам. Баку. Элм. 1991
© текст -
Буниятов З. М. 1991
© сетевая версия - Тhietmar. 2002
© дизайн -
Войтехович А. 2001
© Элм. 2001