Комментарии
1. Филиппос Ахбакеци — армянский католикос (1633
—1656).2. В тексте: ***
— народ айканский, или гайканский, т. е. потомки Гайка (Айка), которого предание называет родоначальником армян (см.: «История Армении Моисея Хоревского», кн. I, гл. 5, 7, 9—12).3. В тексте:
***, от перс.— "настил", «облицовка», «подстилка».4. Имеются в виду ивиракские сборы, см. здесь, гл. 16, прим. 17. Броссе перевел словом
la cour — «двор» (ом.: «Livre d'histoire», стр. 423).5. См. гл. 21, прим. 19; в каждой гобхе объединены 2—1 главы псалмов, кончающиеся славословием господа.
6. Католикос Иоанн Одэнеци придавая большое значение пышности и богатству церковных обрядов, а также одеянию (см.: Четьи-Минеи армянские, 17 апреля).
7. В 1629 .г. при Ованнаванке была создана школа, в которой обучалось множество учеников (см. здесь гл. 24 и 25). Воспитателями и преподавателями были многие известные и образованные вардапеты того времени, приезжавшие подчас издалека, (из Исфахана, Львова) по приглашению настоятеля монастыря и самих католикосов, покровительствовавших школе (см.: Г. Алишан, Айрарат, стр. 173). Спустя несколько лет эта школа была переведена в Эчмиадзин.
8. Речь идет о недоброй памяти Николайосе Торосовиче, с которым связано много прискорбных событий в жизни армянского населения Львова и о котором Аракел очень обстоятельно рассказывает в гл. 28.
9. Слово «челеби» (от тур.
celebi — «господин», «барин»), обозначающее «образованный», «хорошо воспитанный человек», «благородный», употреблялось в качестве прозвища, а также и как имя собственное.ГЛАВА 26
10. Месроп Маштоц — изобретатель армянского алфавита и основоположник армянской письменности, родился около 353 г. в сел. Хацекац провинции Тарон, умер 17 февраля 440 г. в Эчмиадзине и похоронен в сел. Ошакан (в нынешнем Аштаракском районе АрмССР); над останками его была сооружена церковь, которая в реконструированном виде существует и поныне. Армяне, считающие Месропа Маштоща своим вторым просветителем, глубоко чтят его память. Подробности о жизни и творческом подвиге Маштоца можно найти у древних армянских историков Корюна, Лазара Парпеци и Мовсеса Хоренаци.
11. Согласно преданию, сохранившемуся в армянских Четьи-Минеях, Месроп Маштоц привез из персидского города Хамиана тело св. Саргиса (военачальника, погибшего мученической смертью при Шапуре II) в село Уши, недалеко от Карби, похоронил гам и на том месте построил пустынь, существующую и поныне
(см.: Г. Алишан, Айрарат, стр. 180—181].12. Вардапет Воскан — видный деятель армянского книгопечатания, ученик Хачатура Кесаращи. Родился в 1614 г. в Исфахане. Католикос Филиппос пригласил его в Эчмиадзин и послал в Уши, где он и находился в тот период, когда Аракел писал свою «Книгу историй». Брат его, известный коммерсант, с 60-х годов
XVII в. совладелец армянской типографии в Амстердаме, позже пригласил вардапета Воскана к себе. В 1668 г. его стараниями в Амстердаме была издана Библия на армянском языке. В следующем, 1669 г., здесь же увидела свет «Книга историй» Аракела Даврижеци. В Амстердаме Воскан издал 19 книг и в 1670 г. переехал в Ливорно, где организовал издательское дело, выпустил в свет две книги на армянском языке, затем переехал в Марсель. Подвергался преследованиям со стороны кредиторов и агентов папы римского. Умер в 1674 г. (см.: Лео, Армянское книгопечатание, стр. М4—1198).13. Имеется в виду «Житие Маштоца», написанное рукою его ученика Корюна (см. гл. 26 «Жития»).
14. Храм во имя Богородицы построен в 1031 г. на правом берегу р. Раздан, в сел. Бджни, в 54 км от Еревана, при Григоре Магистросе Пахлавуни, чьей вотчиной в этот период являлось сел.
. Бджни.ГЛАВА 27
15. Армянское духовенство делится на две категории: черное духовенство, для которого обязателен целибат (безбрачие), и белое (светское), которое имеет право вступать в брак ('см.: М. Орманян, Армянская церковь, стр. 125—129).
16. Имеются в виду военные действия летом 1616 г., когда надежды турок на быстрый захват Еревана не оправдались. Командующий турецкой армией Окюз Мехмед-паша (а не Окуз Ахмат-паша, как пишет Аракел Даврижеци) после длительной осады Ереванской крепости убедился в безнадежности положения османской армии и предложил персам мир.
17. Армяне, жившие под владычеством турок и персов, красоту детей считали для себя несчастьем, ибо красивые дети привлекали внимание представителей господствующего класса мусульман, которые не останавливались ни перед чем, похищали их у родителей и увозили в сваи гаремы.
18. Трэ — четвертый месяц по древнеармянскому подвижному календарю; соответствует ноябрю.
19. Татчики—слово это служит синонимом слова "мусульмане"; так армянские средневековые источники называют арабов, персов, турок и другие народы, исповедующие ислам.
20. Речь идет о будущем католикосе Мовсесе Сюнеци и основателе Большой пустыни (так называемого «монастыря отцов» — ***) Погосе Мокаци.
ГЛАВА '28
21. Монастырь Ачкатар Богородицы — один из древнейших во Львове (XIII в.), находился на Армянской улице. К монастырю примыкали епископская резиденция, церковь и женский монастырь. Недалеко от этого монастыря было расположено здание ратуши — армянского суда. Рядом с монастырем в 1816 г. была построена типография.
22. Вновь посвящаемый в духовный сан согласно канонам армянской церкви должен был выдержать сорокадневный строгий искус (сороковину). Он готовился к служению первой обедни, уединяясь в церкви и умерщвляя свою плоть строгим постом (см.: М. Орманян, Армянская церковь, стр. 148).
23. Войт (укр.) — городской голова, деревенский староста; так назывался глава армянского населения во Львове, Каменец-Подольске и других городах, входивших в состав королевства Польского.
24. Речь идет о монастыре св. Креста, расположенном в Краковском пригороде Львова. Это один из древнейших армянских монастырей (XIII— XIV вв.). В 1639 г. на месте церкви св. Креста была воздвигнута новая церковь в стиле барокко.
25. Евтихиева ересь (монофизитство) — ересь, основоположником которой является константинопольский патриарх Евтихий. Была осуждена церковью на Халкидонском (IV Вселенском) соборе 451 г.
26. Армяне, жившие в Польше, пользовались особыми привилегиями: польский король Казимир Hi пожаловал армянскому населению Каменец-Подольска в 1344 г. и Львова в 1356 г. право создать нечто вроде своего национального совета, состоящего из 12 судей (обязательно армян) под председательством войта. Совет этот должен был заниматься разбором судебных дел армян (см.: А. Алпояджян, История армянских колоний, т. II, стр. 385 и далее).
27. Владислав IV Ваза — польский король (1632—1648), был чужд религиозного фанатизма своего отца Сигизмунда III и прилагал все усилия к прекращению вражды между представителями различных исповеданий, умерял рвение католиков.
28. Армянская церковь в отличие от римской и греческой при совершении обряда литургии применяет лишь одно вино, без примеси воды.
29. Ян-Казимир (1648—1668) — король польский из династии Ваза. Рьяный католик, до вступления на престол был монахом, имел сан кардинала. Несмотря на некоторые насильственные меры в его политике против представителей иных исповеданий, Ян-Казимир старался примирить армян с их епископом.