ПУТЕШЕСТВИЕ

Библиотека сайта  XIII век

ПУТЕШЕСТВИЕ

НОВГОРОДСКОГО АРХИЕПИСКОПА АНТОНИЯ

В ЦАРЬГРАД

В КОНЦЕ 12-ГО СТОЛЕТИЯ

В ряду “путешествий Русских людей в чужия земли” после путешествия игумена Даниила к святым местам в Палестине первое, по времени, место принадлежит путешествию Новгородскаго архиепископа Антония в Царьград.

Антоний, в мире Добрыня Ядрейковичь (Андрейковичь), совершил это путешествие в самых последних годах XII и, может быть, в первых XIII столетий 1, еще бывши мирянином. Возвратившись в Новгород из Царьграда, откуда привез с собою “гроб Господень” 2, Добрыня поступил в Хутынский Спасский монастырь и принял в нем пострижение с именем Антония. В [3-4] 1211 году, Новгородцы, недовольные своим архиепископом Митрофаном, изгнали его из Новгорода и отправили на житье в Торопец; а на его место, без всякаго сношения с Киевским митрополитом, избрали Антония, и отправили в Киев для посвящения. Поставленный в архиепископа, Антоний, по возвращении в Новгород, обратил палату предместника своего в церков во имя преподобнаго Антония 3, а для Софийскаго храма устроил воздвизальный крест с частию древа креста Господня 4. В 1218 году, он заложил каменную церковь святыя мученицы Варвары и устроил девичий монастырь, известный уже в 1138 году 5. В том же (1218) году удалился из Новгорода князь Метислав, принимавший деятельное участие в избрании Антония; а в след за тем прибыл из Владимира и Митрофан.Новгородцы на первый раз назначили ему для пребывания Благовещенский монастырь 6; когда же Антоний, в следующем году, отправился в Торжок, они опять ввели Митрофан в архиепископский дом, а к Антонию послали сказать: “иди, куда хочешь”. Однако жь он, признавая себя законным владыкою, не послушался их, и возвратившись в Новгород, остановился в Нередицком Спасском монастыре. Не [5-6] зная, что делать с двумя архиепископами, князь и граждане Новгородские отправили их к Киевскому митрополиту, и с ними послали двух доверенных лиц 7. Митрополит решил дело в пользу Митрофана, назначив его в Новгород; а Антония, на время удержав при себе, определил потом на Перемышльскую епископию 8. Спустя три года Митрофан умер; и в тот же самый день в архиепископский дом введен Хутынский чернец Арсений 9; но чрез два года место его занял опять архиепископ Антоний, прибывший в то время из Перемышля в Новгород; и рады были Новгородцы своему владыке 10. Недолго пробыл он на своей архиепископии: в 1228 году заболев, он добровольно оставил ее и удалился в Хутынский монастырь 11; а во дворе владычнем снова сел Арсений 12. В это время Новгород сделался жертвою естественных бедствий: с половины августа до 6 декабря не было “светлаго дня”, так что нельзя было ни косить, ни жать, ни сеять. Народ приписал это бедствие Арсению, который будто бы происками своими вытеснил Антония, подкупив князя Ярослава; после шумнаго веча на дворе Ярославле, он устремился на двор владычний, извлек Арсения с безчестием и едва не умертвил его: только затворившись в церкви святой Софии, Арсений успел найти себе убежище и отсюда уйти в Хутынский монастырь 13. На следующий день Антоний взят был из Хутыня и в третий раз возведен на архиепископство; в пособие же ему даны два помощника 13 В 1229 г. [7-8] прибыл княжить в Новгород Черниговский князь Михаил; увидев Антония удрученнаго недугом и совсем неспособнаго к управлению, он сказал Новгородцам: “вот у вас нет владыки, а без владыки нельзя быть этому городу; на Антония Бог наложил руку свою, поэтому изберите на его место другаго — из священников, игуменов, или простых чернецов”. При выборе преемника Антонию явилось разногласие: одни предлагали Юрьевскаго иеродиакона Спиридона, другие Владимирскаго (на Волыни) епископа Иоасафа, иные какого-то Грека, а некоторые говорили: “кого даст митрополит, тот нам и отец”. Наконец, по предложению князя, положили три жребия на престол святой Софии, и вынялся жребий святительства Спиридону; он был переведен из монастыря во двор владычний 15, a архиепископ Антоний возвратился опять в Хутынский монастырь, где, проболев более двух лет, окончался 8 октября 1231 года и погребен у святой Софии в притворе или в так называемой Корсунской паперти 16. У места его погребения на стене сделана надпись: ди антоний.

Антоний был в Царьграде ровно за четыре года до взятия его крестоносцами 17; следовательно он видел многое, чего уже не удалось видеть другим путешественникам, посещавшим [9-10] Царьград после этого горестнаго события 18. Все виденное и слышанное, что казалось любопытным нашему паломнику, записал он в своем “Путешествии” — не мудрствуя лукаво; записки его отличаются искренностью, простотою и краткостью. Но, не смотря на эту краткость, в них встречаются не только любопытныя известия о местах и святынях Цареградских, но и драгоценныя заметки о таких обстоятельствах.которыя имеют для нас особенное значение 19.

Путешествие Антония в Царьград известно только в одном списке, взятом из какого-то сборника и имеет следующее заглавие: “книга паломни ... сказание мест святых во цареграде”; к нему присоединены, кажется из других сборников, две статьи: а) “Сказание брани венециан противу турецко цря”, на 4 л. и б) “о молукицкых островех, и иных многых дивных, ихже новеишее плавание, кастеланов, рекше испанских пощанием кротчаишаго самодержьца, карола, пятаго събрано, еже новообрете: максимилиана, транъсилвана к [11-12] честнеишему кардыналю, салты вуръенскoму, епистолиа краснеиша чтением”, на 12 л., без конца. Единственный список Антониева Путешествия писан скорописью не позже начала XV-го столетия, на плотной тираксеной бумаге, в небольшую четвертку, на 13-ти листах; на лицевой стороне каждаго листа находится надпись киноварью: “о цариграде”; каждая страница разделена на два столбца, в каждом столбце по 27 строк; слова писаны почти везде под ряд; из строчных знаков употреблены точка, запятая и точка с запятою, из надстрочных знаков и сокращений ***.

В предлагаемом издании все эти особенности соблюдены с возможною точностью, на сколько это доступно для средств типографских. Прописныя буквы, употребленныя в настоящем издании, в подлиннике написаны киноварью.

В заключение считаем необходимым сказать, что первое известие о Путешествии Антония в Царьград сообщено было известным нашим археографом П. М. Строевым в Журнале Министерства народнаго просвещения за 1834 год (ч. I. отд. II. стр. 155), в следующих словах: “Антония, архиеп. Новгородскаго, Паломник в Царьград (1200г.) дошел к нам в списке XV в.”; после этого известия, М. А. Максимовичь в своей Истории древней Русской словесности (кн. I. Киев.1839. стр. 91) зачислил Антония, за его Паломник, в список древних Русских писателей из Новгородцев.В 1846 г. И. П. Сахаров первый сообщил в Северн. Пчеле, № 11, довольно подробную историческую заметку о Путешествии Антония; он хотел сам издать его, но по обстоятельствам не мог исполнить свое намерение и подарил нам рукопись Антониева Путешествия. Ныне, по предложению покойнаго председателя Археографической Коммиссии П. А. Муханова, эта рукопись издается с примечаниями, которыя мы признали небезполезными по крайней мере для некоторых читателей.

(Ввиду обилия греческого текста в сетевом издании он не приведен, но помечен тремя звездами ***. Так как текст разбит не на страницы но на колонки, по две на страницу, мы сочли нужным поставить в начале страницы номера колонок - Thietmar. 2004)


Комментарии

1 В самом Путешествии говорится, что в мае 1200 года он был в Царьграде.

2 Т. е. меру гроба Господня, по которой, вероятно, и устроен на подобие гробницы ящик или стол, для возложения на нем священной плащаницы. В старинных описях такие столы с плащаницею назывались именно “гробом Господним”; напр. по описи Вологодскаго Софийскаго собора 1744 г. значится “гроб Господень деревянный, подет камкой лазоревой”. См. Сувор. Опис. Волог. кафедр. Соф. соб. М, 1863. стр. 37. — В дополнительной описи Новгородскаго Софийскаго собора, под № 307, записано, что в соборной ризнице хранится в особом ковчежце “мера гроба Господня” — полосатая лента, по концам запечатанная сургучем, длиною 2 аршина 7 3/8 вершка, шириною 1 1/3 вершка. Эта лента — тканая, в роде гро - гро, поперечными дорожками; вдоль ея пять полос, из коих обе крайния — узенькия оранжеваго цвета; от них к средней полосе идут две полосы постепенной тенью, переходящею из бледно-оранжеваго цвета, чрез бледно-голубой, в синий; середняя полоса — оранжевая с бледным оттенком по краям.

3 “Тъгда же бяше пришьл преже изгнания (в л. 6719) Митрофаня архепископа, Добрына Ядрейковиць из Царяграда и привезе с собою гроб Господень, а сам пострижеся на Хутине у святаго Спаса; и волею Божиею, възлюби и князь Мьстислав и вси Новгородьци, и послаша и в Русь ставитъся; и приде поставлен архепископ Антоний, и створи полату Митрофаню церковь в имя святаго Антония”. В Полн. собр. Рус. летоп. III, 31. 219.

4 Рисунок этого креста с прежними его украшениями см. в Древн. Рос. Госуд. отд. I. № 25 и 26; и опис. там же, стр. 47. В 1848 году, м-т Антоний древния украшения креста заменил новыми и к прежней надписи: господи помози рабу своему антону архиеп.у новгородскуму давшему крест святой софии, прибавил: “помози и Антонию, митрополиту Новгородскому, вновь украсившему крест сей, 1848 года”. Солов. Опис. Новг. Соф. соб. Спб. 1858. стр. 171. 172.

5 “Того же (6726) лета заложи архепископ Антоний церковь камяну святыя Варвары манастырь”. В Полн собр. Рус. лет. III, 36. 216; сн. 8.

6 “Съзва Мьстислав веце на Ярослаль (sic) двор, рече: кланяюся святей Софии, и гробу отця моего, и вам; хоцю поискати Галиця, а вас не забуду; дай Бог леци у отця у святей Софии. Новгородьци же много моляхуся: не ходи, княже; и не можахуть его уяти, и поклонивъся пойде. Того же лета приде из Володимиря архепископ Митрофан, и провадиша и Новгородьци к святей Богородици Благовещению”.Там же

7 “Того же (6727) лета иде Антон, архепископ Новгородьскый, на Тържьк; Новгородци же въведоша архепископа Митрофана в двор опять на стол, а к Онтонию послаша: пойди, кде ти любо. Антоний же пойде в Новгород и святаго Спаса вь Нередицях.Князь и Новгородьци рекоша Митрофану и Онтону: идита к митрополиту, да кого нам прислеть, то нашь владыка. И пустиша с нима цьрньця Васияна попа, а другого попа Бориса”. Там же, 37. 38.

8 “В лето 6728 приде архиепископ Митрофан, оправивъся Богом и святою Софиею, в Новгород, марта в 17; а Антония митрополит у себе (удръжа) в чьсти (и) въда ему епископью в Перемышли”. Там же, 38. 219.

9 Там же, 39. 219.

10 “В лето 6733 .... приде архепископ Антоний ис Перемышля в Новгород и седе на своем столе, и ради быша Новгородьци своему владыце”. Там же, 42.

11 “В лето 6736 пойде Антоний, архепископ Новгородьскый, на Хутино к святому Спасу по своей воли”. Там же.

12 Там же, 219.

13 Там же, 44. 219.

14 “Заутра въведоша опять Антония архепископа, и посадиша с нимь 2 мужа: Якуна Моисеевиця, Микифора Щитника”. В Полн. собр. Русск. лет. III, 48. 219.

15 В летописи прибавлено: “дондеже пойде Кыеву ставитъся”. Он отправился в Киев 17 декабря того же года; поставлен в архиепископа “по чистей недели на сбор”; возвратился в Новгород 19 мая 1230 года. Там же, 45. 46.

16 “Том же (6740) лете .... преставися архепископ Антоний октября в 8. Сий же блаженый архепископ Антоний преже изгнания сев в епископии лет 8 по Митрофане, а в изгнании лет 6; посем приде ис Перемышля в Новъгород и седе лета 2, и онеме на святаго Ольксия; бысть лет 6 в болезни той и 7 месець и 9 дний, и тако умре; и положиша и у святей Софии в притворе, при князи Ярославе Всеволодици, при архепископе Спиридоне”. Там же, 48; сн. 219.

17 Царьград взят крестоносцами 12 апреля 1204 года. Год возвращения Антониева из Царьграда в Новгород не означен ни в его Путешествии, ни в летописи. В Путешествии сказано только: “чюдо свято и честно явил Бог в лето 6708-е, при моем животу (в Царьграде), месяца маия” (см. ниже, стлб. 25). В летописи замечено, что он “бяше пришьл преже изгнания Митрофаня”, случившагося в 1211 году (см. выше, прим. 3). Небыл ли он в Царьграде и во время взятия и разграбления его крестоносцами? этим можно бы объяснить — почему Новгородский летописец так подробно и обстоятельно повествует об этом событии. “Вероятно,— замечает Карамзин,— он слышал все описанныя им подробности от какого нибудь очевидца, земляка своего” (Ист. Гос. Рос. т. III. прим. 149). Не был ли, — прибавим, — этоть земляк Добрыня Ядрейковичь?

18 Вот сказание летописца о разграблении Царьграда: “в лето 6712 ...пожьжен бысть град и церкви несказьны лепотою, имъже не можем числа сьповедати; и святое Софие притвор погоре, идеже патриарси вси написани, иподрумье и до моря; а семо по царев затвор и до Суда погоре .... Внидоша в град фрязи вси априля в 12 день....3аутра же, солнчю въсходящю, вънидоша в святую Софию, и одьраша двьри и расекоша, а онбол окован бяше всь сребромь, и столпы сребрьные 12, а 4 кивотныя и тягло исекоша, и 12 креста, иже над олтаремь бяху, межи ими шишкы, яко древа вышьша муж, и преграды олтарьныя межи стълпы, а то все сребрьно; и тряпезу чюдьную одьраша драгый камень и велий жьньчюг, а саму неведомо камо ю деша; и 40 кубъков великых, иже бяху пред олтарем, и понекадела, и светилна сребрьная, яко не можем числа поведати, с праздьничьными съсуды бесценьными поимаша; службьное евангелие и хресты честьныя, иконы бесценыя все одраша; и под тряпезою кръв наидоша 40 кадие чистаго злата; а на полатех и в стенах и в съсудохранильници не веде колико злата и сребра, яко нету числа, и бесценьных съсуд. Тоже все в единой Софии сказах; а святую Богородицю, иже в Влахерне, идеже святый Дух съхожаше на вся пятнице, и ту одраша; инех же церквий не можеть человек сказати, яко бещисла. Дигитрию же чюдьную, иже по граду хожаше, святую Богородицю, съблюде ю Бог добрыми людьми, и ныне есть, на нюже надеемъся; иные церкви в граде и въне града, и манастыри в граде и въне града, пограбиша все, имъже не можем числа, ни красоты их сказати. Черньче же и чернице и попы облупиша и неколико их избиша; Грькы же и Варягы изгнаша из града, иже бяхуть остали”. В Полн. собр. Рус. лет. III, 28—29.

19 Некоторыя из них указаны Сахаровым.См. Сев. Пч. 1846 г. № 11.

Текст приводится по изданию: Путешествие новгородского архиепископа Антония в Царьград в конце XII столетия. СПб. 1872

© текст - Савваитов. П. 1872
© сетевая версия - Тhietmar. 2004
© OCR - Луданов А. Г. 2004
© дизайн - Войтехович А. 2001