САЙФ АД-ДИН АХСИКЕНДИ
СОБРАНИЕ ИСТОРИЙ
МАДЖМУ АТ-ТАВАРИХ
Сочинение Маджму ат-таварих («Собрание историй») написано на таджикском языке в XVI в. в области Ферганы муллой Сайф ад-Дином Ахсикенди. Пока известны два списка этого сочинения, которые по почерку и другим внешним признакам датируются концом XVIII — первой половиной XIX в. Один из них хранится в ЛО ИВАН под шифром В 667, другой — в Восточном отделе библиотеки ЛГУ под № 693. Списки эти в основном идентичны, имеющиеся в них разночтения относятся преимущественно к написанию географических названий и имен исторических и легендарных персонажей. Список В 667 в целом несколько более исправный, и его текст взят за основу при переводе извлечений, включенных в настоящий сборник. Использован также и список ЛГУ № 693 по изданию фрагментов из него, опубликованных А. Т. Тагирджановым 1. По этому изданию, введенному в примечания под сиглом Т, в переводах извлечений указаны страницы текста оригинала, за исключением перевода отрывков, не вошедших в издание, к которым указываются листы списка В 667.
Сочинение Маджму ат-таварих по списку ЛО ИВАН В 667, присланному В. В. Бартольду от В. А. Каллаура, было кратко охарактеризовано В. В. Бартольдом на заседании Восточного отделения Русского археологического общества 11 марта (по старому стилю) 1899 г. В. В. Бартольд отметил, что рукопись эта принадлежала Джагды-ходже, жителю селения Ширкент Наманганского уезда. Автором сочинения был мулла Сайф ад-Дин Ахсикенти, сын дамуллы Шах Аббаса. Автор умер, не окончив книги, и ее написание было завершено его сыном Нур-Мухаммадом, или Ноуруз-Мухаммадом 2, в Х в. х. (1494/1495-1591/1592).
Содержание сочинения было вкратце охарактеризовано В. В. Бартольдом так: «Книга заключает в себе главным образом историю шейхов города Касана (в Фергане); жизнь шейхов рассказывается в фантастическом освещении, со множеством анахронизмов, так что книга не имеет исторического значения» 3. Однако наличие в Маджму ат-таварих фольклорного и историко-этнографического материала В. В. Бартольдом отмечено не было.
Маджму ат-таварих — сочинение полуисторическое-полулегендарное, в котором исторические факты и даты переплетены с легендами и вымыслом. Но именно в связи с подобным характером этого сочинения в нем наряду с различными кипчакскими и киргизскими преданиями [201] Ферганы и Тянь-Шаня зафиксировано несколько эпизодов киргизского эпоса Манас, дающих в руки исследователей весьма ценный материал для изучения истории этого эпоса 4. В Маджму ат-таварах содержится также много интересных сведений по этнографии киргизских и других тюркских племен. Основной сюжетной канвой сочинения служат жизнеописания касанских и щиркентских шейхов, в связи с которыми изложены события военной истории, сообщения о киргизских племенах, предания и т. п.
Хотя Маджму ат-таварих и не дает, как правило, достаточно надежной базы для установления точной хронологии сражений и походов или определения точных дат жизни и смерти упоминаемых в тексте шейхов, ханов и военачальников, но в этом сочинении, пусть в форме легенды, в общих чертах верно отражены некоторые стороны исторического прошлого киргизов в XIV-XV вв. (в частности, их борьба против нашествий калмаков), многие этапы которого еще мало исследованы и плохо освещены другими введенными в научный обиход источниками.
Использование содержащихся в Маджму ат-таварих историко-этнографических сведений и преданий, интересных для истории эпоса Манас, началось в 1959—1960 гг. в связи с описанием А. Т. Тагирджановым университетского списка этого сочинения 5.
А. Т. Тагирджанов, сопроводивший свое издание фрагментов из университетского списка Маджму ат-таварих указателями и введением, уточнил датировку написания сочинения (определив ее для разделов, содержащих эпизоды эпоса «Манас», первой четвертью XVI в.) и охарактеризовал особенности языка источника, показав на ряде примеров его значение как самого раннего из до сих пор известных памятников таджикского языка 6.
Критическое использование Маджму ат-таварих как исторического источника сопряжено со значительными трудностями и требует во многих случаях предварительного специального исследования, поскольку, как уже было отмечено, действительные факты в нем часто переплетаются с эпическими сказаниями и с вымыслом 7. В связи с этим в первый выпуск настоящего сборника включены только переводы преданий о нашествии кара-китаев и несколько других фрагментов, содержащих историко-этнографические данные о киргизских племенах, а также перечень 92 кочевых («узбекских») племен.
Историко-этнографические данные, хотя и приведенные в источнике в легендарных рассказах, отражают в какой-то мере родо-племенную структуру, существовавшую у киргизов в прошлом, и народные представления о происхождении основных ветвей .киргизской народности, о степени близости отдельных племен друг к другу и т. д. Эти данные уже теперь могут быть сопоставлены с собранным советскими этнографами [202] материалом, характеризующим родо-племенную структуру киргизов, и с позднейшими записями народных преданий о происхождении отдельных киргизских племен и их групп. В преданиях о нашествии кара-китаев и о борьбе против них в Ферганской области и на Тянь-Шане говорится, что эту борьбу возглавлял имам Ибрахим, и этому духовному руководителю приписывается создание объединений киргизских племен — правого (онг) и левого (сол) крыла. Принимать на веру это сообщение и его датировку (1127 г.), конечно, нельзя, оно нуждается в дальнейшей проверке по другим источникам, но с существованием давней легенды, связывающей киргизов с Ферганой и Тянь-Шанем в домонгольское время, историкам следует считаться уже и сейчас. В переводе преданий о борьбе с кара-китаями встречаются интересные сведения для изучения исторической топонимики Тянь-Шаня.
Перечень 92 племен 8 приводится в связи с рассказом о принятии ислама различными народами (таджиками, туркменами, гузами и др.). В этом рассказе, конечно легендарном, сообщается, что 92 человека из гузов отправились в Медину, где приняли участие в войне пророка Мухаммада против кафиров и были приобщены к исламу святым Шах-и Марданом. От этих 92 человек, согласно легенде, будто, бы и произошли «узбекские» племена, называемые в тексте также и нарицательным именем илатийа. Перечень этих племен, содержащийся в Маджму ат-таварих,—самый старый из до сих пор известных традиционных списков узбекских племен, представляющих определенный интерес с историко-этнографической стороны, но пока еще мало исследованных 9.
Публикуемые параллельно с этим старейшим списком два других списка относятся к XIX в. Один из них взят из исторического сочинения ферганца Муллы Аваз Мухаммада Аттара Тухфат ат-таварих-и хани, написанного в 60-х годах XIX в. Второй любезно предоставлен нам для опубликования Д. Г. Вороновским, извлекшим его из рукописи 4330.3 собрания Института востоковедения Узбекской ССР, датируемой концом XIX в. (по почерку предположительное место переписки — Бухара). В дополнение к этим трем спискам по разрешению С. М. Абрамзона публикуется еще один, по записи, сделанной им в 1955 г. от Закира Чормошева (74 лет), жителя селения Джылкоол, колхоза «III Интернационал» Советского района Ошской области. Закир Чормошев прочитал названия 92 племен по хранившимся у него старинным родословным спискам, так что запись С. М. Абрамзона представляет собой вариант перечня в киргизском чтении (произношении).
В перечнях 92 племен немалое значение имеет их нумерация, различная в разных вариантах списков. В зависимости от того, в какой среде был составлен данный вариант, на первом месте ставилось название господствовавшего племени: так, в приведенном Н. В. Ханыковым списке первое место занимали мангыты, в публикуемых ниже трех списках — минги, в варианте, записанном С. М. Абрамзоном,— племя каттаган (катакан). Места, которые занимали остальные племена, также отражали как их политическое значение в данной среде, в данном районе, так и различные (исторические, генеалогические) традиции. Поэтому мы сохраняем последовательность названий племен во всех [203] списках и даем к перечням цифровую нумерацию (иногда отсутствующую в подлинниках).
В трех списках племен, публикуемых по письменным источникам кроме чтения (с ориентацией на традиционное в русской исторической и этнографической литературе написание названий племен) дается написание арабским алфавитом по подлинникам; в списке, взятом из Маджму ат-таварих (в случаях разночтений), в круглых скобках даны написания по изданию А. Т. Тагирджанова.
Комментарии
1. «Собрание историй». Маджму' ат-таварих.
2. В списке ЛГУ № 693 имя сына автора — Нур-Мухаммад.
3. ЗВОРАО, т. XII, стр. VI. «Заседание 11 марта 1899 года». Пользуясь только списком ИВАН В 667, В. В. Бартольд упоминал сочинение Маджму ат-таварих под неверным названием Джами ат-таварих, как оно было названо в конце этого списка.
4. Изложение этих эпизодов на киргизском языке приводится в кн.: З. Мамытбеков, Э. Абдылдаев, «Манас», эпосун изилдеенун кээ бир маселелери.
5. О первых работах над Маджму 'ат-таварих как над источником по истории эпоса Манас и по этнографии киргизов см.: журнал «Проблемы востоковедения», 1960, № 2 (хроника); В. М. Жирмунский, Новые материалы о киргизском эпосе «Манас», стр. 152-155; В. А. Ромодин, Некоторые источники по истории Ферганы и Кокандского ханства (XVI-XIX вв.) в рукописных собраниях Ленинграда; С. М. Абрамзон, Этнический состав киргизского населения Северной Киргизии, стр. 10-11; S. М. Abramsоn, Die Stammesgliederung der Kirgisen und die Frage nach ihrer Herkunft, стр. 199-200 и прим. 14.
6. «Собрание историй». Маджму ' ат-таварих, стр. 12-22.
7. Это дало известные основания назвать Маджму ат-таварих «псевдоисторическим» произведением XVI в. (В. М. Жирмунский, Народный героический эпос, стр. 328).
8. В этот перечень, как и в другие списки подобного рода, входят самые разнообразные племена, в том числе тюркские, тюрко-монгольские и другие, например "арабы". Списки, таким образом, отражают не только пестрый состав племен кочевых узбеков, но и еще более широкую картину этнических групп кочевников, населявших Среднюю Азию во времена господства в ней узбеков.
9. Впервые список 92 «узбекских племен» был опубликован в кн.: Н. Ханыков. Описание Бухарского ханства, стр. 58-63. В этом списке, взятом из Насаб-наме-йи узбакийа, числится 97 «узбекских родов» (число 92 условно).
Текст воспроизведен по изданию: Материалы по истории киргизов и Киргизии, Вып. 1. М. Наука. 1973
© текст -
Ромодин В. А. 1973
© сетевая версия - Тhietmar. 2002
© дизайн -
Войтехович А. 2001
© Наука. 1973